Научная тема: «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СОСТАВЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»
Специальность: 12.00.04
Год: 2013
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Автономное функционирование системы обязательного социального страхования по отношению к государству, по мнению автора, возможно только в условиях нового правового регулирования системы финансовых отношений между публичным субъектом, государственными внебюджетными фондами, страхователями, застрахованными лицами и иными участниками отношений по получению и использованию средств бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее - ГВФ). Существующая модель финансовой основы социального страхования имеет характер системы государственного финансирования социальных расходов за счет обособленных публичных денежных фондов, включенных в состав бюджетной системы государства.

2. Централизация финансов государственных внебюджетных фондов в составе бюджетной системы, а также использование бюджетных механизмов для формирования и исполнения бюджетов ГВФ, включая введение кассового обслуживания счетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства, приводит к жесткому управлению и временному заимствованию финансовых средств системы социального страхования со стороны публичного субъекта, что существенным образом препятствует возможности независимого функционирования системы обязательного социального страхования и дальнейшему развитию страховых принципов в отношениях страховщика, страхователя и застрахованного лица.

3.Финансовое обеспечение автономности системы социального страхования, по мнению автора, возможно в рамках двух организационно-правовых моделей:

во-первых, в случае установления более высокой степени самостоятельности и обособления средств бюджетов государственных внебюджетных фондов внутри бюджетной системы и введения особого бюджетно-правового регулирования формирования и исполнения бюджетов ГВФ без их исключения из состава бюджетной системы;

во-вторых, в случае выведения за рамки бюджетной системы бюджетов государственных внебюджетных фондов (их децентрализация) и введения нового финансово-правового регулирования отношений по формированию, распределению и использованию средств бюджетов ГВФ, исключенных из состава бюджетной системы.

В рамках первой модели необходимо урегулировать вопросы разграничения расходных обязательств публичных субъектов и государственных внебюджетных фондов, разграничить страховые и нестраховые межбюджетные трансферты, ввести особый порядок исполнения бюджетов ГВФ и понятие получателя бюджетных средств ГВФ, а также особые бюджетные механизмы хранения, инвестирования и распоряжения средствами бюджетов ГВФ, исключая казначейское обслуживание их бюджетов.

Вторая модель предполагает принятие нового федерального закона, регулирующего отношения по формированию, управлению и использованию средств бюджетов ГВФ, а также финансовые отношения государственных внебюджетных фондов и публичного субъекта.

4. Правовой статус государственных внебюджетных фондов в настоящее время имеет многоаспектный характер. С одной стороны, фонды выступают в качестве уполномоченных органов государственного управления публичными финансовыми средствами по заданию публичного субъекта, осуществляя выплаты и контроль за ними, в большинстве случаев за счет межбюджетных трансфертов. С другой стороны - фонды представляют собой самостоятельные юридические лица, являющиеся публичными страховщиками по обязательному социальному страхованию, участвующие в гражданском обороте и осуществляющие  финансирование страховых выплат при наступлении страховых случаев в рамках социально-правовых или гражданско-правовых отношений. С третьей стороны - фонды в процессе инвестирования своих финансовых средств вступают в гражданско-правовые отношения с различными субъектами (депозитарием, банками, управляющими компаниями и др.). 

5. Необходимо закрепить особую организационно-правовую форму некоммерческой организации за государственными внебюджетными фондами и выделить их в самостоятельный тип юридических лиц публичного права - публичных страховщиков, выполняющих конституционные обязательства публичного субъекта перед населением. Следует разграничивать понимание государственного внебюджетного фонда как юридического лица публичного права, выполняющего публичные обязательства посредством управления публичными финансами - с одной стороны, и функционирование органов его управления в сфере финансового обеспечения самостоятельной деятельности фонда, на которое в ограниченных пределах распространяются положения бюджетного законодательства, установленные для казенных учреждений - с другой.

6. Правовой режим финансовых средств ГВФ обладает значительными отличительными свойствами, включая законодательно установленную невозможность их изъятия, обусловленными их исключительно целевой направленностью на обеспечение исполнения социальных обязательств публичного субъекта и самого фонда как публичного страховщика. Публичный субъект закрепляет за фондами финансовые средства на праве оперативного управления, чтобы иметь возможность управлять ими, а также вводить их в гражданский оборот и в отношения по социальному страхованию посредством деятельности фонда как публичного страховщика.

По мнению автора, в целях автономности системы социального страхования финансовые средства государственных внебюджетных фондов должны быть отделены от государственной казны.

7. Бюджеты государственных внебюджетных фондов не образуют единую подсистему в рамках бюджетной системы, поскольку бюджет каждого фонда обеспечивает особый вид социального страхования, который объективно требует формирования своих особых механизмов финансирования страховых выплат.  Подсистему бюджетов фондов можно рассматривать лишь применительно к Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования, средства которых объединены единым целевым предназначением.

8. Обосновано, что несмотря на особые формы расходования средств бюджета каждого фонда и особое целевое предназначение средств, в отношении всех бюджетов ГВФ возможно введение правового регулирования общих основ и принципов формирования, распределения и использования средств бюджетов ГВФ, поскольку бюджетам всех фондов присущи единые черты, в частности,  сходная правовая природа доходов (в основном - обязательных страховых взносов и межбюджетных трансфертов); целевая направленность расходов, обусловленная характером страховых выплат; самостоятельное резервирование средств внутри бюджета; сходные источники финансирования дефицита бюджетов; осуществление инвестирования средств бюджета фонда и др.

9. Установлено, что применительно к бюджету каждого государственного внебюджетного фонда особым образом трансформируются существующие принципы бюджетной системы. Во-первых, не все принципы применимы к бюджетам фондов, во-вторых, ряд принципов имеют существенные особенности своего воплощения в функционировании фондов, обусловленные специфическим режимом их финансовых средств и построением системы управления этими средствами.

Применительно к бюджетам государственных внебюджетных фондов следует установить принцип организационной обособленности в составе бюджетной системы в отличие от принципа самостоятельности бюджетов, проистекающего из конституционной самостоятельности публично-правового образования. При этом организационная обособленность бюджетов ГВФ внутри бюджетной системы имеет как позитивный, так и негативный аспект. В частности, запрет на изъятие средств из бюджетов фондов является «негативным» аспектом составляющей указанного принципа обособленности бюджетов ГВФ. Однако указанный запрет обусловлен не посягательствами иного публичного субъекта на собственные средства другого государственного образования, а строго целевым предназначением финансовых средств ГВФ, которое и предопределяет их выделение и обособление внутри бюджетной системы.

10. Существующее правовое регулирование сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов требует значительного совершенствования в следующих направлениях: во-первых, установления базовых положений об управлении дефицитом (профицитом) бюджетов ГВФ, а также об управлении финансовыми резервами ГВФ; во-вторых, обеспечения баланса доходов и расходов внутри бюджета фонда по отдельным целевым направлениям и в связи с этим соответствующее определение дефицита (профицита) страховой части бюджета фонда без учета нестраховых межбюджетных трансфертов и производимых за их счет выплат; в-третьих, формирования и управления внутренним финансовым резервом бюджета фонда; в-четвертых, ограничения полномочий исполнительных органов фондов в отношении направлений использования дополнительно полученных доходов бюджетов фондов и  средств их финансовых резервов.

11. Для решения проблем правового регулирования инвестирования временно свободных денежных средств фондов и средств их финансовых резервов предложено: во-первых, дать законодательное определение временно свободных денежных средств фондов; во-вторых, закрепить перечень возможных финансовых инструментов для их инвестирования; в-третьих, установить пределы полномочий органов управления фондов по принятию решений об инвестировании и порядок такого инвестирования, а также процедуру изъятия временно свободных средств из этого процесса в случае возникновения потребности в них для осуществления основного финансирования.

12. Обязательные страховые взносы, поступающие в бюджеты государственных внебюджетных фондов, являются публичными платежами, для которых конституционной основой их установления являются положения Конституции РФ, провозглашающие Российскую Федерацию социальным государством.

Государство на нынешнем этапе реформы социального страхования не имеет экономической и социальной возможности придать полную и всеобъемлющую автономию системе обязательного социального страхования и поэтому сохраняет уплату обязательных страховых взносов как основную составляющую процесса формирования доходов бюджета государственного внебюджетного фонда, функционирующего в рамках бюджетной системы РФ.

На этапе обретения системой обязательного социального страхования большей автономности правовой характер обязательных страховых взносов может измениться в направлении приобретения ими признаков, характерных для большинства обязательных страховых платежей гражданско-правового характера.

13. Сформулировано авторское определение расходного обязательства публично-правового образования как особого организационно-правового механизма, посредством действия которого денежное обязательство публично-правового образования, возникшее в рамках правового обязательства любого вида, в ходе бюджетного процесса будет трансформировано в бюджетное обязательство путем  совершения властных действий в лице его государственных органов и их должностных лиц по формированию расходов соответствующего бюджета.

Правовая конструкция расходного обязательства позволяет, во-первых, гарантировать исполнение денежного обязательства публично-правового образования, во-вторых, организовать его исполнение посредством бюджетных механизмов, в-третьих, разграничить сферы имущественной ответственности публично-правовых образований в процессе исполнения принятых ими денежных обязательств.

14. Разработана научная классификация расходных обязательств публично-правовых образований по различным критериям: по субъекту расходного обязательства, по характеру правового основания и периоду его возникновения, по длительности действия, по разграничению предметов ведения, по формам бюджетных ассигнований, по методу определения объема бюджетных ассигнований.

15. Сформулированы авторские определения страховых и нестраховых расходных обязательств государственного внебюджетного фонда.

 Страховое расходное обязательство государственного внебюджетного фонда определяется как организационно-правовой механизм, обеспечивающий исполнение денежного обязательства государственного внебюджетного фонда как публичного страховщика по осуществлению страховых выплат при наступлении страхового случая и формирующий бюджетное обязательство государственного внебюджетного фонда по предоставлению физическому или юридическому лицу, субъекту РФ денежных средств в размере, определенном в соответствии с законодательством, из бюджета соответствующего государственного внебюджетного фонда.

Существенной особенностью для механизма реализации обязательств государственных внебюджетных фондов является то, что механизм «расходное обязательство» - «бюджетное обязательство» - «денежное обязательство» имеет своим началом именно страховое расходное обязательство как гарантию исполнения в конечном итоге денежного обязательства, возникающего при наступлении страхового случая. Предложена следующая модель возникновения и исполнения страховых расходных обязательств фондов: в силу закона о соответствующем виде социального страхования у государственного внебюджетного фонда как публичного страховщика возникают страховые расходные обязательства, подлежащее исполнению за счет той части средств его бюджета, которая формируется за счет уплачиваемых страхователями обязательных страховых взносов. Бюджетное обязательство фонда формируется в соответствии с законом о его бюджете на очередной год и плановый период, а денежное обязательство по страховым выплатам возникает в течение финансового года при наступлении страхового случая.

В свою очередь, Российская Федерация выступает в роли гаранта по страховым расходным обязательствам государственного внебюджетного фонда  и в случае неисполнения последним своих страховых расходных обязательств по страховым выплатам Российская Федерация в качестве публичного гаранта начинает исполнять расходное обязательство, обеспечивающее исполнение страхового расходного обязательства фонда, за счет средств федерального бюджета, направляя межбюджетную трансферту в бюджет государственного внебюджетного фонда.

Нестраховые расходные обязательства государственного внебюджетного фонда представляют собой расходные обязательства Российской Федерации или субъекта РФ, принятые в пользу физических или юридических лиц (или субъекта РФ - в случае исполнения расходных обязательств Федерации) действиями государственного внебюджетного фонда за счет средств межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального или регионального бюджета.

16. Установлено, что передача межбюджетных трансфертов в бюджеты или из бюджетов государственных внебюджетных фондов может осуществляться как в рамках межбюджетных отношений, возникающих между Российской Федерацией и субъектами РФ, так и в рамках отношений иного характера, связанных с перераспределением средств между бюджетами, принадлежащими одному и тому же публично-правовому образованию. В связи с этим, необходимо разграничить различные ситуации, сопровождающиеся перечислением в бюджеты фондов межбюджетных трансфертов:

во-первых, для осуществления выплат нестрахового характера в пользу физических лиц, финансируемых из федерального или регионального бюджета; 

во-вторых, в целях обеспечения сбалансированности бюджетов ГВФ для снижения уровня их дефицита;

в-третьих, для увеличения страховых выплат в рамках отношений по обязательному социальному страхованию;

в-четвертых, в целях межбюджетного регулирования финансового обеспечения страховых случаев;

в-пятых, в целях финансового обеспечения передаваемых федеральных полномочий на уровень субъектов РФ (передача трансфертов в рамках межбюджетных отношений).

17. Принимая во внимание разноплановость правового характера межбюджетных трансфертов и многообразие публичных целей, порождающих необходимость их перечисления в бюджеты ГВФ, предложена следующая научная классификация межбюджетных трансфертов, как поступающих в бюджеты, так и передаваемых из бюджетов фондов:

Во-первых, в зависимости от источника межбюджетной трансферты по отношению к  бюджетам бюджетной системы: 1) «внешние» межбюджетные трансферты - трансферты из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в бюджеты ГВФ и наоборот; 2) «внутренние» межбюджетные трансферты - трансферты, передаваемые  из бюджета одного государственного внебюджетного фонда в бюджет другого фонда.

Во-вторых, в зависимости от целеполагания при выделении межбюджетной трансферты: 1) на цели осуществления выплат в рамках отношений по обязательному социальному страхованию - «страховые» межбюджетные трансферты; 2) в целях осуществления выплат, не связанных с обязательным социальным страхованием - «нестраховые» межбюджетные трансферты.

В-третьих, в зависимости от формы предоставляемых межбюджетных трансфертов: 1) дотации; 2) субвенции; 3) субсидии; 4) иные межбюджетные трансферты.

Предложенная классификация различных видов межбюджетных трансфертов позволяет разрешить вопрос о правовом характере обязательств и имущественных последствиях для публично-правового образования и государственного внебюджетного фонда.

18. Существующая в настоящее время правовая регламентация исполнения бюджетов ГВФ отличается существенной фрагментарностью и не адаптирована к специфическому субъектному составу и характеру деятельности каждого фонда на этом этапе бюджетного процесса.

Обосновано, что в отличие от исполнения бюджетов публично-правовых образований исполнение бюджетов ГВФ может осуществляться в процессе деятельности фонда, не носящей властно-распорядительного характера, особенно в тех случаях, когда фонд вступает с лицами, получающими средства его бюджета, в гражданско-правовые отношения. В связи с этим необходимо установить правовое регулирование порядка исполнения бюджета каждого фонда с использованием особых правовых механизмов, в том числе гражданско-правового характера, которые позволят фонду наиболее эффективно осуществлять управление публичными финансами соответствующего вида социального страхования.

19. Необходимо законодательно признать в качестве получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов организации и физические лица, имеющие право в силу законодательства об обязательном  социальном страховании на получение средств из бюджетов фондов, в частности, страхователей, застрахованных лиц, страховые медицинские организации, медицинские организации, управляющие компании и др. Отсутствие статуса получателей бюджетных средств фондов у таких лиц приводит к проблемам в осуществлении в отношении них публичного финансового контроля и привлечении этих лиц к ответственности за нецелевое использование средств бюджетов ГВФ, а также при разрешении вопросов о возмещении средств в бюджеты ГВФ.

Привлечение самих государственных внебюджетных фондов к административной ответственности за нецелевое использование как юридических лиц с изъятием штрафов из бюджетов фондов не соответствует сущности юридической ответственности, поскольку изъятие штрафов, во-первых, сокращает объем финансовых средств бюджетов фондов, во-вторых, изъятие штрафов из бюджета фонда и зачисление их в любой другой бюджет бюджетной системы само по себе становится нецелевым использованием средств, предназначенных для финансирования системы обязательного социального страхования. В таких случаях должна наступать административная или уголовная ответственность должностных лиц фондов.

Список опубликованных работ
Монографии, учебники, учебные пособия

1.Ногина О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования. М., Статут, 2012. – 462с. (П.л.27).

2.Ногина О.А. Внешний и внутренний финансовый контроль в отношении формирования, распределения и использования средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. В коллективной монографии «Очерки бюджетно-правовой науки современности: монография/ под общ. ред. Е.Ю.Грачевой и Н.П.Кучерявенко. Москва; Харьков: Право, 2012. С.242-258. (0,5 п.л.).

3.Ногина О.А. Правовое регулирование межбюджетных трансфертов бюджетов государственных внебюджетных фондов. В коллективной монографии «Очерки финансово-правовой науки современности: монография/ под ред. Л.К.Вороновой и Н.И.Химичевой. Москва-Харьков: Право, 2011. С. 317-349. (1 п.л.).

4.Ногина О.А. Административные процедуры в налоговом праве. В коллективной монографии «Административные процедуры в экономике: проблемы совершенствования правового регулирования» / Под ред. Е.В.Гриценко, О.А.Ногиной СПб., Юрфак СПбГУ, 2010. С. 217-234. (1 п.л.).

5.Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. – 160с. (7,3 п.л.).

6.Ногина О.А. Финансовое право: учеб.-метод. пособ./ Килинкарова Е.В., Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. СПб: Русская коллекция, 2013. – 194с. (10 п.л./2 п.л.).

7.Ногина О.А. Налоговое право России. Общая часть. Курс лекций в презентациях. СПб., Юрфак СПбГУ, 2011. – 308с. (19 п.л.).

8.Ногина О.А. Налоговое право России. Общая часть. Учебник /Под ред. Н.А.Шевелевой. М.: Юристъ, 2001 – 490с. (глава 2; глава 3; глава 5; §4.8. главы 4; §7.3. главы 7) (31/17 п.л.).

9.Ногина О.А. Налоговое право России. Особенная часть. Учебник /Под ред. Н.А.Шевелевой. М.: Юристъ, 2004 – 670с. (глава 1; глава 6; глава 8; §5 и 6 главы 7; §1,3 и 5 главы 9) (41/20 п.л.).

10.Nogina O. A. Corporate Counsel”s Guide to Doing Business in Russia. Second Edition. Thomson Reuters/West. USA. 2008 (author chapter 14 «Taxation») (50/1 п.л.)

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки РФ

11.Ногина О.А. Правовая природа государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации// Правоведение. 1996. №4. С. 63-67. (0,5 п.л.).

12.Ногина О.А. Фонды обязательного медицинского страхования и единый социальный налог// Хозяйство и право. 2001. №1. С. 94-98. (0,4 п.л.).

13.Ногина О.А. Выступление на конференции «Роль гражданского и смежных с ним отраслей права в предупреждении коррупционной и организованной преступности» (научно-практическая конференция, 29-30 октября 2001г., ИГП РАН, составитель Тогонидзе Н.В.) // Государство и право. 2002. №4. С. 98-100. (0,1п.л.).

14.Ногина О.А. О правовом институте государственных внебюджетных фондов// Правоведение. 2002. №5. С. 58-61. (0,3 п.л.).

15.Ногина О.А. О налоговом и бюджетном процессах// Правоведение. 2002. №5. С. 88-92. (0,3 п.л.).

16.Ногина О.А. Проблемы правового регулирования управления финансовыми средствами государственных внебюджетных фондов// Финансовое право. 2005. №1. С. 19-21. (0,3 п.л.).

17.Ногина О.А. К вопросу о правовом регулировании списания безнадежных долгов по налогам и сборам (в соавторстве с Кустовой М.В.)// Закон. 2005. №2. С.27-29. (0,5/0,25 п.л.).

18.Ногина О.А. К вопросу об элементном составе налога // Финансовое право. 2005. №7. С. 11-12. (0,2 п.л.).

19.Ногина О.А. Проблемы применения расчетного метода налоговыми органами при доначислении налога в случае установления необоснованности налоговой выгоды// Вестник ВАС РФ. 2009. №8. С. 27-35. (0,5 п.л.).

20.Ногина О.А. Налоговые процедуры как составляющие налогового

процесса// Правоведение. 2009. № 3. С.102-114. (0,5 п.л.).

21.Ногина О.А. Правовая природа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: история и новеллы правового регулирования// Закон. №4. 2010. С. 113-125. (0,8 п.л.).

22.Ногина О.А. Правовые основы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов// Правоведение. 2010. №.6. С. 35-45. (0,8 п.л.).

23.Ногина О.А. Принципы бюджетной системы в процессе формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов// Правоведение. 2011. №1. С.149-158. (0,6 п.л.).

24.Ногина О.А. Проблемы правового регулирования сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов // Правоведение. 2011. №2. С. 141-156. (1 п.л.).

25.Ногина О.А. Правовое регулирование инвестирования средств государственных внебюджетных фондов// Правоведение. 2011. С.113-123. №3. (0,5 п.л.).

Статьи, опубликованные в сборниках конференций и иных изданиях

26.Ногина О.А. Социальное страхование и государственные внебюджетные социальные фонды// Кодекс-info. 1996. №40. С.17-22. (172) (1,5 п.л.).

27.Ногина О.А. Правовое регулирование тарифов страховых платежей в государственные внебюджетные фонды// Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права специального юридического факультета СПбГУ. 1996. №4(7). С.57-63. (0,3 п.л.).

28.Ногина О.А. Обязательное медицинское страхование// Налоги. 1997. №12. С.30-31. (0,1 п.л.).

29.Ногина О.А. Административно – правовой статус государственных внебюджетных социальных фондов // Кодекс-info. 1998. №21 (257). С.3-7. (1 п.л.).

30.Ногина О.А. Льготы по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды (общая характеристика) // Бюллетень Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. Налоги. 1998. №6. С.9-13. (0,2 п.л.).

31.Ногина О.А. Льготы по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды (общая характеристика) // Бюллетень Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. Налоги. 1998. №7. С.19-20. (0,1 п.л.).

32.Ногина О.А. Государственные внебюджетные социальные фонды и новый Налоговый кодекс// Бюллетень Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. Налоги. 1998. №12. С.13-14. (0,2 п.л.).

33.Ногина О.А. Некоторые аспекты правового статуса государственных внебюджетных социальных фондов и правового режима их финансовых средств (статья) // Кодекс-info. 1999. №2. С. 7-12. (0,5 п.л.).

34.Ногина О.А. Комментарий к главе 11 части первой Налогового кодекса РФ. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов // Бюллетень Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. Налоги. 1999. №18. С.15-17. 0,5 п.л.

35.Ногина О.А. Комментарий к главе 11 части первой Налогового кодекса РФ. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов // Бюллетень Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. Налоги. 1999. №19. С.3-9. (0,5 п.л.).

36.Ногина О.А. Комментарий к главе 11 части первой Налогового кодекса РФ. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов // Бюллетень Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. Налоги. 1999. №20. С.3-5. (0,5 п.л.).

37.Ногина О.А. Комментарий к главе 11 части первой Налогового кодекса РФ. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов // Бюллетень Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. Налоги. 1999. №21. С. 31-37. (0,5 п.л.).

38.Ногина О.А. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование// Бюллетень Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. Налоги. 2000. №1-2. С.13-14. (0,5 п.л.).

39.Ногина О.А. О Правилах обязательного медицинского страхования// Бюллетень Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. Налоги. 2000. №1-2. С.15. (0,1 п.л.).

40.Ногина О.А. Разъяснения по вопросу уплаты нотариусами страховых взносов в ФОМС // Бюллетень Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. Налоги. 2000. №1-2. С.16-17. (0,2 п.л.).

41.Ногина О.А. Об основных тенденциях реформирования системы государственных внебюджетных социальных фондов как финансовой основы новой системы социального страхования // В кн.: Бюджетное право: вопросы теории и практики. СПб.: Питер, 2002. С.81-92. (0,5 п.л.).

42.Ногина О.А. Причины коррупции и проблемы правовой квалификации нарушений при формировании и использовании средств государственных внебюджетных социальных фондов (краткая характеристика) // В кн.: Бюджетное право: вопросы теории и практики. СПб.: Питер, 2002. С. 93-110. (1 п.л.).

43.Ногина О.А. Проблемы правового регулирования исполнения бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования // В кн.: Бюджетное право: вопросы теории и практики. СПб.: Питер, 2002. С.111-123. (0,3 п.л.).

44.Ногина О.А. О тенденциях реформирования системы государственных внебюджетных социальных фондов// В сборнике статей: Проблемы развития Российской Конституции. / Под ред. Л.Б.Ескиной. Санкт-Петербург, Издательство Юридического факультета. СПбГУ. 2002. С.64-74. (0,3 п.л.).

45.Ногина О.А. Проблемы правового регулирования управления финансовыми средствами государственных внебюджетных фондов// Федеральные и региональные аспекты финансового права: «Круглый стол», посвященный 75-летию академика Н.И.Химичевой: тезисы выступлений (2-3 октября 2003 года)/ Под ред. Е.В.Покачаловой. Саратов, Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. С.30-34. (0,3 п.л.).

46.Ногина О.А. К вопросу об элементном составе налога// Российская академия юридических наук. Научные труды. Выпуск 5. Том 1. М., Юрист, 2005. С.660-663. (0,2 п.л.).

47.Ногина О.А. К вопросу о соотношении частных и публичных интересов в имущественных налоговых отношениях при применении мер обеспечения// Изменяющаяся правовая система России в условиях современного социально-экономического развития: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава 3-5 октября 2006 года. Ростов-на-Дону, 2006. С.108-111. (0,25 п.л.).

48.Ногина О.А. О проблеме безнадежного налогового долга и его списании с лицевых счетов налогоплательщиков// В кн.: Актуальные проблемы финансового права Республики Беларусь, России, Украины. СПбГУ, 2006. С.214-220. (0,5 п.л.).

49.Ногина О.А. Правовое регулирование общих правил проведения камеральной налоговой проверки// Налоги. Бюллетень УФНС по Санкт-Петербургу. 2007. №15. С.10-16. (0,5 п.л.).

50.Ногина О.А. О некоторых проблемах квалификации инвестиционных отношений, связанных с платежами на развитие городской инфраструктуры (на примере законодательства Санкт-Петербурга) (в соавторстве со Скворцовым О.Ю.) // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2008. №2. С.122-130. (0,5/0,25).

51.Ногина О.А. Налоговый кодекс РФ: проблемы правоприменения и совершенствования. // Налоги и финансы. 2011. №3. С.16-24. (0,2 п.л.)

52.Ногина О.А. Налоговый кодекс РФ: проблемы правоприменения и совершенствования. // Налоги и финансы. 2011. №4. С.22-25. (0,2 п.л.).

53.Ногина О.А. Налоговый кодекс РФ: проблемы правоприменения и совершенствования. // Налоги и финансы. 2012. №1. С.17-20. (0,2 п.л.).