- Алгысы, входящие в обрядовые и шаманские комплексы народа саха, сохранили общие типологические черты с жанрами обрядовой и шаманской поэзии тюрко-монгольских народов Сибири в области мифологии, терминологии, содержания, адресатно-персонажного ряда, композиционных структур и в особенностях стиля. Для якутских алгысов и жанров обрядовой и шаманской поэзии алтайцев, тувинцев, хакасов, бурят характерна генетическая типология. Общими в их мифологии являются представления вселенной о трех мирах. Близкими остаются культы и основные адресаты поклонения: Небо, Солнце, Луна и обитатели трёх миров. Аналогичными адресатами у тюрко-монгольских народов Сибири выступали духи-хозяева срединного мира: духи огня, гор, рек, аржаанов, тайги, лесов. В композиционном плане жанры имели структуру, состоящую из обращения, просьбы и угощения адресатов. Стилю жанров обрядовой поэзии саха (якутов), алтайцев, тувинцев, хакасов и бурят характерно употребление глаголов в близких по смыслу и по форме наклонениях со значением прошения, умилостивления и настойчивой просьбы адресантов.
- Алгыс является одним из жанров якутского фольклора, имеющим определённые жанровые признаки: формы бытования, характерные виды, позы исполнения, направленность и содержание, исходящие из целевой установки обрядовых действий, адресатно-персонажный ряд, целостная композиционная структура. В работе алгысы дифференцированы по следующим видам: тотемистические алгысы, удаганские алгысы, алгысы шаманских камланий, алгысы военных обрядов, алгысы культа кузнецов, алгысы ыһыаха Айыы, утилитарные алгысы. Жанр выполнял трансляционную и компенсаторную функции по передаче многовекового, социального опыта, обрядовой культуры народа саха. Семиотическая, знаковая функция способствовала пониманию и представлению модели вселенной. С помощью регулятивной функции сформировались нормы и правила в древности - сакрального, а на современном этапе - общественного поведения людей.
- Якутским алгысам были характерны свои художественно-стилевые традиции. В текстах преобладал прямой порядок слов, представляющий норму «литературного» языка, употреблялись сложные предложения повествовательного, восклицательного и вопросительного их типов. Для синтаксиса жанра характерна конструкция сложного предложения, названная Е.И. Убрятовой параллелизмом. В работе исследована морфология жанра, для которой характерно активное использование повелительного (соруйар киэп), предположительного (сэрэйэр) и возможного (сэрэтэр) наклонений глагола. Они создавали специфику стиля алгысов. Характерным является употребление нескольких наклонений в составе сложного составного сказуемого, связанное с выражением обрядовых действий во время практического их совершения. При этом основные действа адресанта и адресатов последовательно передавались различными наклонениями глагола. В алгысах шаманских камланий употреблялась форма глаголов, близкая к формам якутских проклятий - кырыыс, которая использовалась для изгнания злых духов, духов болезней, в общем, тёмных сил. Если эти духи символизировали силы противоположные по отношению к светлым, добрым и созидающим, то выражения в отрицательной форме в лексике шаманов представляли собой формы алгысных действий. Именно отрицательные деяния шамана для устранения отрицательного в целях созидания обуславливали использование таких форм глаголов.
- Одним из стилеобразующих факторов жанра признаны эмоциональные слова, состоящие из модальных слов и частиц. Так, модальное слово (дьэ) в текстах алгысов имело способность поменять свои семантические значения в зависимости от степени просьб, что предопределяло особенности жанра. Средством, определяющим экспрессивный фактор стиля, являлись частицы (эбэт, эбээт, эрэ), конкретизирующие и усиливающие эффект просьб. Собственно экспрессивными словами выступали айхал и уруй, передающие особую чувственность, выразительность данного жанра, восклицание, возглас, мольбу, прошение и радость.
- Архаизмы в текстах якутских алгысов в этимологическом и в семантическом планах восходят к своим древнетюркским основам. Но в изобразительной лексике жанра обнаружены древние параллели с тунгусо-маньчжурскими, монгольским, корейским, иранским и санскритским языками. Звукоподражательный комплекс якутского языка составляет одну из особенностей морфологии алгысов шаманских камланий. Стилю жанра характерна активная позиция образных слов, передающих конкретные, зрительно-чувственные восприятия и мифологические представления народа саха.
- Основой для формирования якутских алгысов стали алгыс тыллара ‘алгысные речевые формулы´, которые были близки к бэлэг дэмбэрэлийн үгс ‘благопожелательным словам´ монголов и кратким формулам калмыков. Алгысные речевые формулы якутов обладали определёнными признаками. По этим признакам установлено, что они являются начальной формой алгысов. Сохранены устно-поэтические традиции жанра. В текстах выявлен фонд традиционных формул, выделены их основные группы: специфические, сквозные и общие. Специфические формулы были характерны для алгысов определённых обрядовых направлений. Сквозные формулы повторялись или варьировали в группах внутри самого жанра, проявляя при этом удивительную устойчивость. Общими названы формулы, которые, кроме алгысов, были характерны в хороводных, народных песнях и в героическом эпосе - олонхо. В алгысах преобладала вертикально-слоговая аллитерация, действовавшая под влиянием закона сингармонизма гласных и консонантизма якутского языка. Импровизации подвергалась первая часть алгыса - обращение. Импровизационное начало было характерно в условиях вариативности, и временной фактор являлся одним из основных условий функционирования импровизации.
- Для поэтики жанра характерны эпитеты сложных конструкций как дьапталлыбыт эпитет ‘наслоенный эпитет´, тэнийбит эпитет ‘развёрнутый эпитет´. В силу особенностей коммуникативной функции, свойственной только алгысу, объектом эпитета всегда выступал адресат. В структурном отношении эпитетация алгыса не имела значительных отличий от эпитетики других жанров якутского фольклора. Образ эпитета во всех жанрах фольклора, в том числе и в алгысах, оформлялся определительным рядом. В алгысах кроме эпитетов употреблялись сравнения. По структурной конструкции они подразделены на простые, состоящие из объекта и одного образа, и сложные, состоящие из объекта с постепенно раскрывающимися образами сравнений. Метонимия активно представлена в жанре синекдохой, эвфемизмом и перифразом. Её образами выступали домашние животные (конный и рогатый скот), растительный, животный мир, человек (шаман/удаганка), дикие животные, дичь, пушнина, рыба и тёмные силы. Анимистические представления якутов способствовали обожествлению культов поклонения, и при обращении к ним они употребляли слова-эвфемизмы (эбэ ‘бабушка´, эһэ ‘дедушка´, ийэ ‘мать´, эдьиий ‘сестра´), выражающие уважение, поклонение. Для алгысов шаманских камланий был характерен перифраз, имеющий сложный состав. Им в большинстве случаев передавались образы тёмных сил. В алгысах метафора использовалась довольно часто, восполняя поле сакральности, сохраняя тем самым образы неизвестности и неведомости.
1.Ефимова Л.С. и др. Проблемы духовных ценностей в философии и в культуре. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – 186 с. С. 96-132 (2,25 п.л.)
2.Ефимова Л.С. Алгыс саха (якутов) в свете фольклорных традиций тюрко-монгольских народов Сибири: классификация и общая характеристика. – Новосибирск: СИФ «Наука», 2013. – 178 с. (11,25)
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, утвержденных ВАК Минобрнауки РФ
3.Ефимова Л.С. Коммуникативная функция алгыса якутов // Вестник ЯГУ. Том 5 №1 2008. – С. 101-103 (0,37 п.л.);
4.Ефимова Л.С. Алгыс якутов: истоки зарождения // Вестник ЯГУ. Том 5 №2 2008. – С. 63-67 (0,5 п.л.);
5.Ефимова Л.С. Поэтика алгыса якутов: эпитетация // Вестник ЯГУ. Том 5 №3 2008. – С. 81-87 (0,87 п.л.);
6.Ефимова Л.С. Алгыс саха в записях А.Ф. Миддендорфа // Вестник ЯГУ. Том 6 №1 2009. – С. 96-101 (0,6 п.л.);
7.Ефимова Л.С. Алгысы саха (якутов) в контексте обрядовой поэзии народов Сибири: композиционная структура // Мир науки, культуры, образования №1 (26) 2011.- С. 15-21 (0,75 п.л.);
8. Ефимова Л.С. Алгыс саха (якутов): особенности форм глагола (в сравнительном плане с обрядовой поэзией алтайцев, тувинцев) // Мир науки, культуры, образования №6 (31) 2011. – С. 35-37 (0,37 п.л.);
9. Ефимова Л.С. Алгысы в системе культово-обрядовой поэзии саха (якутов): общие черты эпитетации // Филология и человек №3 2011. – С. 55-70 (1 п.л.);
10. Ефимова Л.С. Алгысы саха (якутов) в системе шаманской практики народов Сибири // Мир науки, культуры, образования №2 (33) 2012. – С. 259-263 (0,62 п.л.);
11. Ефимова Л.С., Майнагашева Н.С., Чаптыкова Ю.Н. Хакасский фольклор в материалах Н.Ф. Катанова: проблемы изучения и сохранения // Мир науки, культуры, образования №4 (35) 2012. – С. 71-78 (0,5 п.л.);
12. Ефимова Л.С., Майнагашева Н.С., Чаптыкова Ю.Н. К 150-летию со дня рождения Катанова Николая Федоровича // Вестник СВФУ. Том 9, №4 2012. – С. 164-165 (0,12 п.л.).
Статьи в других научных изданиях
1.Ефимова Л.С. Алгысная и другие традиционные формулы хороводных песен якутов (статья) // Вестник Якутского государственного университета, 2006 Том 3, №4. С. 63-68;
2.Ефимова Л.С. Язык культово-обрядовой поэзии якутов: проблемы методологического подхода (тезис) // Язык саха: история, развитие и перспективы. Материалы республиканской научно-практической конференции (Якутск, 21.12.2006). Якутск, 2006. С. 70;
3.Ефимова Л.С. Жанровые особенности алгыс якутов (статья) // Художественное наследие и общественная деятельность Д.К. Сивцева – Суорун Омоллоона. Материалы республиканской научно-практической конференции (Якутск, 21.12.2006). Якутск: изд-во ЯГУ, 2007. С. 65-66;
4.Ефимова Л.С. Жанр «алгыс» в системе обрядовой поэзии тюрко-язычных народов Сибири (тезис) // IV Международная научно-практическая конференция «Язык, культура, общество» (Москва, 27-30.09.2007). Тезисы докладов. М., 2007. С. 184-185;
5.Ефимова Л.С. Алгыс якутов в системе обрядовой поэзии тюрко-язычных народов Сибири (статья) // Интеллигенция и взаимодействие культур: Материалы VI Международной научно-практической конференции «Байкальские встречи». Т. II. М.; Улан-Удэ: изд-во Бурятского университета, 2007. С. 199-204;
6.Ефимова Л.С. Алгыс якутов в системе жанров обрядовой поэзии тюрко-монгольских народов Сибири (статья) // Вестник Якутского государственного университета, 2007 Том 4 №3. С. 54-58;
7.Ефимова Л.С. Алгыс якутов в системе жанров обрядовой поэзии народов Сибири: особенности коммуникативной функции (статья) // Наше наследие: формирование устойчивой модели развития народной художественной культуры в современном мире: Материалы VI Международного научного симпозиума (Улан-Удэ, 23-26.06.2008). Улан-Удэ: изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2008. 305-311;
8.Ефимова Л.С. Некоторые особенности функциональных форм глагола в языке алгыс (статья) // Саха тыла: устуоруйата, сайдыыта, туттуллуута. Кэмпириэнсийэ матырыйаала. Дьокуускай: Саха суд. үнүб. изд-та, 2008. С. 196-199;
9.Ефимова Л.С., Оросина Н.А. Алгыс шамана: особенности сложных глагольных конструкций (тезис) // Студент и эпическое наследие Евразии. Учебное пособие по материалам I Международной межвузовской видеоконференции. Якутск, 2008. С. 49-52:
10. Ефимова Л.С. Поэтика алгыса саха (якутов): эпитетация (статья) // Тюркология 2009 №1-2 (39-40). С. 50-62;
11. Ефимова Л.С. Алгыс саха (якутов): архаическая лексика (на основе кластера «Дух-хозяин огня») (статья) // Тюркология 2009 №5-6 (39-40). С. 28-38;
12. Ефимова Л.С. Алгыс саха в контексте обрядовой поэзии народов Сибири: особенности композиции (статья) // Проблемы литератур народов Сибири: национальное своеобразие, тюркское стихосложение, традиции и новаторство. Материалы Всероссийской научной конференции к 75-летию Н.Н. Тобурокова. Якутск: ИГИ ПМНС СО РАН, 2009. Часть 2. С. 20-24.
13. Ефимова Л.С. Архаическая лексика алгысов из олонхо (статья) // Олонхо в воспитании, развитии и становлении личности. Сборник статей. Материалы II-III республиканских еаучно-практических конференций школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых. Якутск: компания «Дани Алмас», 2009. С. 42-57;
14. Ефимова Л.С. Алгыс в социокультурном пространстве современного общества (статья) // Культурное наследие и туризм в Сибири: материалы Международной научно-практической конференции 25.06-26.06.2009. Якутск: Изд.-полигр. комплекс СВФУ, 2010. 299 с. С. 117-124;
15. Ефимова Л.С. Алгысы саха (якутов): особенности бытования (статья) // Фольклор и литература народов Сибири: традиции и новации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2010. 246 с. С. 49-55;
16. Ефимова Л.С. Алгыс саха (якутов) в сравнительном плане с обрядовой поэзией народов Сибири: особенности форм глагола (статья) // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в контексте современных подходов. Материалы I Международной научно-практической конференции. 24.11.2011. Комрат, Комр. ГУ, 2011. С. 24-27;
17. Ефимова Л.С. Терминология жанров обрядовой поэзии народов Сибири: этимология и семантика // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2012. №2 (4). Серия «Филология». Абакан, 2012. С. 78-83;
18. Ефимова Л.С. Якутская фольклористика в XXI веке: достижения, проблемы // Тюркология №1 (57) 2012. С. 54-68.