Научная тема: «МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ЦИКЛЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН»
Специальность: 13.00.02
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Реализация разработанной методической системы ЭП студентов вузов при изучении физики в цикле естественнонаучных дисциплин в различных формах обучения (очное, очно-заочное и заочное) позволяет в условиях открытого образования формировать у студентов исследовательские компетенции в области физического эксперимента (эксплуатировать современную физическую аппаратуру и оборудование, использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин, применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов физических исследований, пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации) и обеспечить овладение практическими компетенциями в области организации эксперимента и управления экспериментальной установкой при проведении экспериментальных физических исследований.
  2. Модель методической системы ЭП студентов вузов при изучении физики для различных форм обучения в цикле естественнонаучных дисциплин в условиях ОО, нацеленная на формирование экспериментальных исследовательских компетенций и основанная на системном, деятельностном и проблемно-ориентированном подходах с учетом интерактивного характера обучения, позволяет при использовании специальных компьютерных видеосистем обеспечить дифференциацию и индивидуализацию в обучении при работе в учебных научно-исследовательских виртуальных мини-коллективах, в которых студенты, находясь на удаленном расстоянии друг от друга, совместно получают новые знания в едином учебном процессе.
  3. Процессуальный компонент методической системы ЭП студентов вузов при изучении физики для различных форм обучения в цикле естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования реализуется через организацию и проведение ФП с применением современного инструментария новых информационных технологий, формирование элементов научно-исследовательского творчества студентов в их самостоятельной поисковой учебно-исследовательской деятельности, расширение связи содержания лабораторных работ с наукоемкими технологиями.
  4. Технология экспериментальной подготовки на базе учебно-научных физических лабораторий в различных формах обучения предполагает различные виды сочетания виртуального, натурного и вычислительного экспериментов в комплексе с компьютерным моделированием и физическим экспериментом с удаленным доступом в зависимости от формы обучения (очной, очно-заочной и заочной), объединив в единый взаимосвязанный процесс обучение и контроль формирования исследовательских компетенций.
  5. Методический мобильный комплекс средств реализации ЭП студентов вузов при изучении физики в цикле естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования должен включать мобильные компьютеризированные видеосистемы, используемые для реализации физических экспериментов и для контроля сформированности приобретенных компетенций в области физического экспериментирования, специальные мобильные информационно-измерительные системы для выполнения физических измерений, мобильные системы управления физическим экспериментом для задания и определения физических параметров учебной экспериментальной установки и мобильные многофункциональные физические практикумы, позволяющие проводить лабораторные работы в цикле естественнонаучных дисциплин по разным направлениям обучения.
Список опубликованных работ
I. Монографии

1. Калачев, Н.В. Проблемно-ориентированные физические практикумы в условиях открытого образования в цикле естественнонаучных дисциплин. Практические аспекты. Монография. – М.: Издательский дом МФО. 2011. – 228 с. (14,25 п.л.).

2. Калачев, Н.В. Проблемно-ориентированные физические практикумы в условиях открытого образования в цикле естественнонаучных дисциплин. Теоретические аспекты. Монография. – М.: Издательский дом МФО. 2011. – 216 с. (13,5 п.л.).

3. Калачев, Н.В. Проблемы и особенности использования дистанционных образовательных технологий в преподавании естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования. Монография. – М.: Издательский дом МФО. 2011. – 103 с. (6,44 п.л.).

II. Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ

4. Калачев, Н.В. Цикл переносных лабораторных работ по дисциплинам «Физика» и «Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг» [Текст] / Н.В. Калачев, С.М. Кокин, В.А. Никитенко, Е.К. Силина, М.В. Бахарев, А.О. Воробьёв // Физическое образование в вузах.– 2008. – Т. 14. – № 1. – С. 61–69 (0,56 п.л.) (авт. вклад 0,22 п.л., 40%).

5. Калачев, Н.В. Формирование профессиональных компетенций творческого характера в методической системе экспериментальной подготовки по физике студентов педагогических вузов [Текст] / Н.В. Калачев, А.В. Смирнов, С.А. Смирнов // Физическое образование в вузах.– 2013. – Т. 19. – № 1. – С. 31–36 (0,38 п.л.) (авт. вклад 0,22 п.л., 59%).

6. Калачев, Н.В. Проблемно-ориентированный лабораторный практикум с элементами деятельностного подхода как средство закрепления знаний по методам математической физики [Текст] / Н.В. Калачев, А.В. Смирнов, О.В. Мирзабекова // Физическое образование в вузах.– 2009. – Т. 15. – № 1. – С. 14–18 (0,31 п.л.) (авт. вклад 0,14 п.л., 45%).

7. Калачев, Н.В. Применение видео систем для расширения возможностей проведения лабораторных проблемно-ориентированных практикумов [Текст] / Н.В. Калачев, А.А. Кривченков, Б.Ф. Мишнев, А.А. Муравьев, А.Е. Муравьева // Вестник МГТУ им Н.Э. Баумана. Серия «Естественные науки». – 2010. – № 1. – С. 110–117 (0,5 п.л.) (авт. вклад 0,22 п.л., 45%).

8. Калачев, Н.В. Преподавание естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования [Текст] / А.Н. Ланских, Н.В. Калачев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. – 2010. – № 7 (51),– С. 16-20 (0,31 п.л.) (авт. вклад 0,2 п.л., 65%).

9. Калачев, Н.В. Проблемно-ориентированные физические практикумы – основа организации лабораторных работ в условиях открытого образования [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Морозов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. – 2010. – № 7 (51), , – С. 80-84 (0,31 п.л.) (авт. вклад 0,19 п.л., 60 %).

10. Калачев, Н.В. Организация проблемно-ориентированных физических практикумов в условиях открытого образования [Текст] / А.М. Афонин, Н.В. Калачев, А.Н. Морозов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 135, – С. 174-178 (0,31 п.л.) (авт. вклад 0,17 п.л., 55%).

11. Калачев, Н.В. Опыт преподавания естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования [Текст] / Н.В. Калачев // Школа будущего. – 2010, – № 5, – С. 49-54 (0,38 п.л.).

12. Калачев, Н.В. Актуальные проблемы преподавания естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Ланских // Физическое образование в вузах. – 2010. – Т. 16. – № 4. – С. 103–108 (0,38 п.л.) (авт. вклад 0,22 п.л., 60%).

13. Калачев, Н.В. Использование ИТ в преподавании естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Ланских // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. том 1 (114), февраль 2011, С. 35-37 (0,19 п.л.) (авт. вклад 0,1 п.л., 55%).

14. Калачев, Н.В. Вопросы преподавания естественнонаучных дисциплин на факультете открытого образования [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Ланских // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики, № 5 (75), 2011. – С. 135-139 (0,31 п.л.) (авт. вклад 0,15 п.л., 50%).

15. Калачев, Н.В. Применение технологий дистанционного обучения при организации преподавания математических дисциплин [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Ланских // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия Гуманитарные и общественные науки, № 3 (131), 2011, – С. 80 – 86 (0,44 п.л.) (авт. вклад 0,26 п.л., 60%).

16. Калачев, Н.В. Проблемно-ориентированные физические практикумы в техническом университете. Опыт применения. [Текст] / Н.В. Калачев // Физическое образование в вузах.– 2011. – Т. 17. – № 4. – С. 17–23 (0,44 п.л.).

17. Калачев, Н.В. Опыт организации преподавания естественнонаучных дисциплин с применением технологий дистанционного обучения [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Ланских // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2011.– № 4(9). – С. 68–72 (0,31 п.л.) (авт. вклад 0,19 п.л., 60%).

18. Калачев, Н.В. Разработка и применение проблемно-ориентированных физических практикумов в технических вузах [Текст] / Н.В. Калачев // Школа будущего. – 2012 – № 1. – С. 88-95 (0,5 п.л.).

19. Калачев, Н.В. Опыт применения проблемно-ориентированных физических практикумов в техническом вузе [Текст] / Н.В. Калачев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. – 2012. – № 1 (65). – С. 108-111 (0,25 п.л.).

20. Калачев, Н.В. Методика разработки проблемно-ориентированных физических практикумов в технических вузах [Текст] / Н.В. Калачев // Вестник МГТУ им Н.Э. Баумана. Серия «Естественные науки». – 2012. – № 1 (44). С. 119-125 (0,44 п.л.).

21. Калачев, Н.В. Информационно-измерительные системы для проблемно-ориентированных физических практикумов с удаленным доступом [Текст] / Н.В. Калачев, А.В. Смирнов, С.А. Смирнов // Физическое образование в вузах.– 2012. – Т. 18. – № 1. – С. 140-147 (0,5 п.л.) (авт. вклад 0,3 п.л., 60%).

22. Калачев, Н.В. Диверсификация физических практикумов в российских технических вузах [Текст] / Н.В. Калачев, Н.М. Кожевников, А.Н. Морозов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия Гуманитарные и общественные науки, № 1 (143), 2012. – С. 133 – 136 (0,25 п.л.) (авт. вклад 0,15 п.л., 60%).

23. Калачев, Н.В. Оптимизация физических практикумов в вузах в цикле естественнонаучных дисциплин [Текст] / Н.В. Калачев, // Физическое образование в вузах.– 2012. – Т. 18. – № 4. – С. 43–50. (0,5 п.л.)

24. Калачев, Н.В. Специализированному лабораторному практикуму по физике (НИРС) – 20 лет [Текст] / Н.А. Задорожный, Н.В. Калачев, А.Н. Морозов, С.Л. Тимченко // Физическое образование в вузах. – 2012. – Т. 18. – № 4. – С. 59–67. (0,56 п.л.) (авт. вклад 0,34 п.л., 60%).

III. Учебные и учебно-методические пособия

25. Калачев, Н.В. Конспект лекций по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»: Учебное пособие [Текст] / С.М. Кокин, В.С. Фокин, Н.В. Калачев – М.: Российская открытая академия транспорта, МИИТ, 2010. – 56 с. (3,5 п.л.) (авт. вклад 2,1 п.л., 60%).

26. Калачев, Н.В. Конспект лекций по дисциплине «Мониторинг среды обитания» Акустическая экология: Учебное пособие [Текст] / С.М. Кокин, В.Н. Долженко, Н.В. Калачев – М.: Российская открытая академия транспорта, МИИТ, 2010. – 54 с. (3,38 п.л.) (авт. вклад 1,86 п.л., 55%).

27. Калачев, Н.В. Конспект лекций по дисциплине «Мониторинг среды обитания» Радиационная экология: Учебное пособие [Текст] / С.М. Кокин, Е.К. Силина, Н.В. Калачев – М.: Российская открытая академия транспорта, МИИТ, 2010. – 64 с. (4 п.л.) (авт. вклад 2,4 п.л., 60%).

28. Калачев, Н.В. Конспект лекций по дисциплине «Мониторинг среды обитания» Экология электромагнитного излучения: Учебное пособие [Текст] / С.М. Кокин, А.А. Фортыгин, Е.К. Силина, Н.В. Калачев – М.: Российская открытая академия транспорта, МИИТ, 2010. – 60 с. (3,75 п.л.) (авт. вклад 1,13 п.л., 30%).

29. Калачев, Н.В. Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов IV курса «Радиационная экология»: Учебно-методическое пособие [Текст] / С.М. Кокин, Е.К. Силина, Н.В. Калачев – М.: Российская открытая академия транспорта, МИИТ, 2010. – 28 с. (1,75 п.л.) (авт. вклад 0,96 п.л., 55%).

30. Калачев, Н.В. Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов IV курса «Электромагнитное загрязнение на железнодорожном транспорте»: Учебно-методическое пособие [Текст] / С.М. Кокин, А.А. Фортыгин, Е.К. Силина, Н.В. Калачев – М.: Российская открытая академия транспорта, МИИТ, 2010. – 36 с. (2,25 п.л.) (авт. вклад 1,13 п.л., 50%).

31. Калачев, Н.В. Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов IV курса «Шум и вибрация на транспорте»: Учебно-методическое пособие [Текст] / С.М. Кокин, Н.В. Калачев, Б.В. Карелин, Н.Р. Кустова, В.Н. Долженко – М.: Российская открытая академия транспорта, МИИТ, 2010. – 56 с. (3,5 п.л.) (авт. вклад 1,22 п.л., 35%).

32. Калачев, Н.В. Методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов IV курса «Акустическая экология»: Учебно-методическое пособие. [Текст] / С.М. Кокин, Н.В. Калачев, Б.В. Карелин, Н.Р. Кустова, В.Н. Долженко. – М.: Российская открытая академия транспорта, МИИТ, 2010. – 52 с. (3,21 п.л.) (авт. вклад 1,46 п.л., 45%).

33. Калачев, Н.В. Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов IV и V курсов «Мониторинг среды обитания»: Учебно-методическое пособие. [Текст] / С.М. Кокин, В.Е. Бурак, Т.Ф. Климова, Н.В. Калачев – М.: Российская открытая академия транспорта, МИИТ, 2010. – 88 с. (5,5 п.л.) (авт. вклад 1,8 п.л., 33%).

34. Калачев, Н.В. О преподавании естественнонаучных дисциплин на факультете открытого образования (препринтное издание) [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Ланских, Е.В. Райкина. М.: Финансовый университет, 2011. – 32 с. (2 п.л.) (авт. вклад 0,9 п.л., 45%).

35. Калачев, Н.В. Физика. Сравнение светотехнических характеристик лампочек накаливания и газоразрядной энергосберегающей лампочки. Методические указания к лабораторной работе № 500: Учебно-методическое пособие. [Текст] / С.М. Кокин, Л.С. Журавлева, Е.О. Дубовицкая, Е.Н. Будилова, В.А. Никитенко, Н.В. Калачев – М.: МИИТ, 2012. – 24 с. (1,5 п.л.) (авт. вклад 0,68 п.л., 45%).

36. Калачев, Н.В. Лабораторный практикум МиП-07, МиП-08, МиП-09, МиП-10, МиП-11, МиП-12, МиП-13, МиП-14 для студентов IV курса специальности «Инженерная защита окружающей среды» и «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»: Учебно-методическое пособие [Текст] / С.М. Кокин, Л.С. Журавлева, Е.К. Силина, Н.В. Калачев – М.: МИИТ, 2012. – 76 с. (4,75 п.л.) (авт. вклад 1,9 п.л., 40%).

IV. Статьи в других изданиях

37. Калачев, Н.В. Учебный комплект датчиков физических величин для контроля окружающей среды и экологического мониторинга [Текст] / С.М. Кокин, Н.В. Калачев, М.В. Бахарев, А.О. Воробьев // Учебная физика. – 2007. – № 2. – С. 113-117 (0,31 п.л.) (авт. вклад 0,13 п.л., 40%).

38. Калачев, Н.В. Многоэтапные лабораторные работы, выполняемые в процессе изучения нескольких дисциплин [Текст] / С.М. Кокин, Н.В. Калачев, Е.К. Силина, В.Н. Недостаев // Учебная физика. – 2008. – № 2. – С. 104-106 (0,19 п.л.) (авт. вклад 0,1 п.л., 53%).

39. Калачев, Н.В. Введение специального практикума в курс общей физики [Текст] / А.И. Андреев, С.М. Кокин, Н.В. Калачев, Я.М. Кривошеев, С.В. Мухин, В.В. Некрасов, В.А. Никитенко, А.В. Пауткина // Учебная физика. – 2010. – № 4. – С. 41-44 (0,25 п.л.) (авт. вклад 0,1 п.л., 40%).

40. Калачев, Н.В. Лабораторная работа «Сравнение характеристик источников света разных типов» [Текст] / Н.В. Калачев, С.М. Кокин, В.А. Никитенко, В.Н. Недостаев, Е.О. Дубовицкая, Л.С. Журавлева, Е.Н. Будилова// Учебная физика. – 2011. – № 4. – С. 35-40 (0,38 п.л.) (авт. вклад 0,1 п.л., 27%).

41. Калачев, Н.В. Возможности и особенности преподавания естественнонаучных дисциплин в системе дистанционного обучения на факультете открытого образования [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Ланских // Современный научный вестник, № 8 (104), 2011, серия Педагогика, – С. 32–54 (1,44 п.л.) (авт. вклад 0,86 п.л., 60%).

42. Калачев, Н.В. Методика преподавания естественнонаучных дисциплин на факультете открытого образования Финуниверситета [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Ланских, Е.В. Райкина // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Вып. 28: Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011, С. 91-99 (0,63 п.л.) (авт. вклад 0,34 п.л., 55%).

V. Материалы конференций

43. Калачев, Н.В. Формы организации проблемно-ориентированных физических практикумов в системе дистанционного обучения [Текст] / Н.В. Калачев, А.В. Смирнов// Труды Международной научно-практической конференции «Методология конструирования учебной деятельности по физике. Общеобразовательные учреждения, вуз», 19-20 мая 2009 года, Московский государственный областной университет, кафедра методики преподавания физики. – М., МОГУ. 2009. – С. 10-12 (0,19 п.л.) (авт. вклад 0,15 п.л., 80%).

44. Калачев, Н.В. Системный подход как основа проблемно-ориентированных физических практикумов в условиях открытого образования [Текст] / Н.В. Калачев // Труды Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации», 25-26 ноября 2009 г., Ульяновский госпедуниверситет, г. Ульяновск, часть 2, С. 143-145 (0,19 п.л.).

45. Калачев, Н.В. Цикл переносных лабораторных работ по дисциплинам «Физика» и «Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг» [Текст] / Н.В. Калачев, С.М. Кокин, В.А. Никитенко, Е.К. Силина, М.В. Бахарев, А.О. Воробьёв // Труды Х-й Международной учебно-методической конференции «Современный физический практикум», Астрахань 2008, под редакцией Н.В. Калачева и М.Б. Шапочкина, М. Издательский дом МФО. – 2008. – С. 115- 116. (0,13 п.л.) (авт. вклад 0,08 п.л., 60%).

46. Калачев, Н.В. Использование среды LabVIEW как основы проблемно-ориентированных физических практикумов в условиях открытого образования [Текст] / Н.В. Калачев, А.А. Кривченков // Сборник трудов VIII-й Международной научно-практической конференции 2009 «Образовательные, научные и инженерные приложения в среде LabVIEW и технологии National Instruments», 20-21 ноября 2009 г., РУДН, Москва, С. 373-375. (0,19 п.л.) (авт. вклад 0,15 п.л. 80%).

47. Калачев, Н.В. Особенности применения видеообучающей системы в лаборатории НИРС при дистанционных физических практикумах [Текст] / Н.В. Калачев // Сборник тезисов докладов Международной школы-семинара «Физика в системе высшего и среднего образования России» 2010 г., Москва, под ред. проф. Г.Г. Спирина, МАИ, С. 151-152 (0,13 п.л.).

48. Калачев, Н.В. Системный подход в организации преподавания естественнонаучных дисциплин на факультете открытого образования [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Ланских // Сборник докладов VII Международной научно-практической конференции «Европейская наука XXI века – 2011» 07-15 мая 2011 г, Том 14, педагогические науки, Психология и социология, Przermysl, Nauka i studia, 2011, C. 29-33 (0,31 п.л.) (авт. вклад 0,22 п.л., 70%).

49. Калачев, Н.В. Дистанционные физические практикумы в условиях открытого образования [Текст] / Н.В. Калачев // Актуальные проблемы преподавания физики в вузах и школах постсоветского пространства. Материалы Международной школы-семинара «Физика в системе высшего и среднего образования», июнь 2011 г., Москва. / Под ред. проф. Г.Г. Спирина - М.: АПР, 2011, С. 115-116 (0,13 п.л.).

50. Калачев, Н.В. Лаборатория «НИРС» и проблемы организации дистанционных физических практикумов [Текст] / Н.В. Калачев, А.Н. Морозов // ХI-я международная конференция «Физика в системе современного образования», 19-23 сентября 2011 г., Волгоград, изд. ВГСПУ «Перемена», Т. 1, С. 123-125 (0,19 п.л.) (авт. вклад 0,12 п.л., 65%).

51. Калачев, Н.В. Оперативная проверка знаний по физике с помощь компьютерной системы экспресс-контроля [Текст] / Н.В. Калачев, С.М. Кокин, В.А. Никитенко, С.В. Мухин // Сборник Трудов 17-й Всероссийской научно-практической конференции «Учебный физический эксперимент. Актуальные проблемы, современные решения» Глазов, январь 2012 г. – С. 11 (авт. вклад 0,03 п.л. 50%).

52. Калачев, Н.В. Организация дистанционных физических практикумов в технических вузах [Текст] / Н.В. Калачев // Сборник трудов XII Международной учебно-методической конференции «Современный физический практикум», Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 25-27 сентября 2012 г. / под ред. Н.В. Калачева и М.Б. Шапочкина, М.: Издательский дом МФО. – 2012. С. 132-133 (0,13 п.л.).