- Процесс многолетней физической подготовки легкоатлетов с нарушением зрения должен строиться на основе системного подхода и с выделением этапов, каждый их которых имеет свои особенности.
- Процесс многолетней физической подготовки бегунов на средние дистанции в адаптивном спорте должен строиться с учетом особенностей физического состояния данных спортсменов, теоретических основ (физическая подготовка - неотъемлемая часть общей системы подготовки спортсменов; основа физической подготовки - соревновательная деятельность спортсменов; оптимизация соотношения общей и специальной физической подготовки на различных этапах спортивной тренировки; психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов; выбор средств и методов развития физических способностей спортсменов с нарушением зрения), принципов развития физических способностей (принцип возрастной адекватности педагогических воздействий; принцип вариативности и оптимальности педагогических воздействий; принцип дифференцированного подхода; принцип интегральной направленности физической подготовки спортсменов с нарушением зрения; принцип компенсаторной направленности процесса физической подготовки).
- Процесс многолетней физической подготовки бегунов на средние дистанции в адаптивном спорте должен строиться на принципе этапности, с выделением трех этапов, отличающихся друг от друга содержанием, задачами и организацией:
- этап предварительной физической подготовки, где ставятся задачи, направленные на развитие координационных способностей и повышение уровня физического потенциала юных спортсменов с нарушением зрения, на формирование мотивации к занятиям легкой атлетикой и регуляцию тревожности и нервно-психического напряжения;
- этап начальной физической подготовки, в которую включены упражнения, направленные на повышение уровня общей физической подготовленности и двигательного потенциала спортсменов с нарушением зрения и компенсаторных возможностей, на формирование волевых качеств, мотивацию спортивной деятельности, повышение самооценки;
- этап углубленной физической подготовки, основной задачей которого является развитие специальных физических качеств спортсменов с нарушением зрения, специализирующихся в беге на средние дистанции, дальнейшее формирование волевых качеств, мотивации спортивной деятельности, повышение самооценки.
- Организационно-методическими условиями повышения эффективности соревновательной деятельности бегунов на средние дистанции в адаптивном спорте на всех этапах многолетней физической подготовки являются: наличие единой педагогической системы, направленной на достижение максимального результата, обеспечивающей рациональную преемственность задач, средств, методов физической подготовки; определенное соотношение средств общей и специальной физической подготовки спортсмена в процессе многолетней тренировки; выполнение упражнений в аэробном режиме в подготовительном периоде, определенное соотношение микроциклов в мезоцикле; выполнение дыхательных упражнений, использование текстов педагогического внушения, идеомоторной тренировки, учет ограничений при выполнении упражнений, связанных с заболеванием органов зрения.
- Критерием оценки уровня физической подготовленности бегунов с нарушением зрения в группе начальной подготовки является уровень общей и координационной выносливости, темпа движения, быстроты одиночного движения, координационных способностей; в учебно-тренировочной группе и группе спортивного совершенствования основными критериями являются общая, координационная, скоростная выносливости.
1.Макина, Л.Р. Физическая подготовка легкоатлетов с нарушением зрения, специализирующихся в беге на средние дистанции: моногр. /Л.Р. Макина. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2011. – 83 с. (5,2 п.л.).
2.Макина, Л.Р. Содержание и организация многолетнего процесса физической подготовки легкоатлетов с нарушением зрения, специализирующихся в беге на средние дистанции: моногр. /Л.Р. Макина, П.З. Буйлов, П.С. Горулев. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2011. – 105 с. (6,6/4 п.л.).
Типовые программы
3.Макина, Л.Р. Программа по легкой атлетике (для организаций и учреждений со спортсменами с нарушением зрения) /Л.Р. Макина, П.З. Буйлов, П.С. Горулев, С.М. Макин. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2009. – 31 с. (2/1 п.л.).
4.Макина, Л.Р. Примерная программа по легкой атлетике (для занятий спортсменов с нарушением зрения на средние дистанции) /Л.Р. Макина, П.З. Буйлов, П.С. Горулев, С.М. Макин // Сборник нормативных правовых документов в области паралимпийского спорта / Паралимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2009. – 784 с.: ил. – С. 638-656. (2/1 п.л.).
5.Макина, Л.Р. Программа по легкой атлетике для спортсменов с нарушением зрения, специализирующихся в беге на средние дистанции для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /Л.Р. Макина, И.С. Романов. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2012. – 31 с. (2/1 п.л.).
Научные статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, входящих в реестр ВАК МОиН Российской Федерации
6.Макина, Л.Р. Методические особенности физической подготовки легкоатлетов-паралимийцев /Л.Р. Макина // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 4. – С. 50-53. (0,25 п.л.).
7.Макина, Л.Р. Специализированное восприятие физических качеств слабовидящими спортсменами /Л.Р. Макина // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 4. – С. 58-60. (0,2 п.л.).
8.Макина, Л.Р. Характеристика физической подготовленности слабовидящих легкоатлетов в годичном цикле тренировки /Л.Р. Макина, П.З Буйлов // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 4. – С. 61-64. (0,25/0,2 п.л.).
9.Макина, Л.Р. Анализ взаимосвязей между типологическими свойствами нервной системы, волевыми качествами и специальной выносливостью слабовидящих спортсменов /Л.Р. Макина, В.Б. Крутько // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 7 (53). – С. 65-68. (0,25/0,15 п.л.).
10.Макина, Л.Р. Проблема подготовки специалистов в области спорта инвалидов (по результатам опроса выпускников физкультурных вузов) /Л.Р. Макина, П.С. Горулев, Г.М. Юламанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 8 (54). – С. 31-35. (0,3/0,2 п.л.).
11.Макина, Л.Р. Формирование специализированных физических качеств слабовидящих спортсменов /Л.Р. Макина // Искусство и образование. – 2010. – № 8. – С. 39-44. (0,4 п.л.).
12.Макина, Л.Р. Построение тренировочного процесса спортсменов с нарушением зрения с учетом взаимосвязей между показателями физических качеств и спортивных результатов /Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура. – 2010. – № 4 (44). – С. 10-12. (0,2 п.л.).
13.Макина, Л.Р. Анализ взаимосвязей между показателями физических качеств и биомеханическими характеристиками техники бега легкоатлетов с нарушением зрения /Л.Р. Макина // Культура физическая и здоровье. – 2011. – № 4 (34). – С. 9-13. (0,3 п.л.).
14.Макина, Л.Р. Исследование функциональной готовности спортсменов с нарушением зрения /Л.Р. Макина, Р.Р. Муллабаева, Э.Р. Румянцева // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 9. – С. 12-15. (0,25/0,15 п.л.).
15.Макина, Л.Р. Исследование мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения учебно-тренировочных групп /Л.Р. Макина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 5. – С. 89-96. (0,5 п.л.).
16.Макина, Л.Р. Сравнительная характеристика показателей уровня постоянных потенциалов головного мозга спортсменов с нарушением зрения в подготовительном периоде /Л.Р. Макина, П.С. Горулев, Р.Р. Муллабаева // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 3 (47). – С. 21-23. (0,2/0,1 п.л.).
17.Макина, Л.Р. Психологические особенности физической подготовки спортсменов с нарушением зрения /Л.Р. Макина // Вестник ВЭГУ. – 2011. – № 5 (55). – С. 31-37. (0,4 п.л.).
18.Макина, Л.Р. Оптимизация подготовки спортсменов с нарушением зрения, специализирующихся в беге на средние дистанции /Л.Р. Макина, П.С. Горулев // Вестник Башкирского университета. – 2011. – Т. 16. – № 4. – С. 1404-1410. (0,4/0,3 п.л.).
19.Макина, Л.Р. Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения /Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1 (49). – С. 38-40. (0,2 п.л.).
20.Макина, Л.Р. Характеристика уровня специальной физической подготовленности спортсменов с нарушением зрения группы спортивного совершенствования /Л.Р. Макина // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 6. – С. 39-41. (0,2 п.л.).
Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалов конференций
21.Макина, Л.Р. Оптимизация спортивной нагрузки слепых и слабовидящих спортсменов /Л.Р. Макина, П.З. Буйлов, Е.И. Емельянов // Адаптивная физическая культура. – 2007. – № 4. – С. 14-16. (0,2/0,1 п.л.).
22.Макина, Л.Р. Особенности управления подготовкой фехтовальщиков с поражением опорно-двигательного аппарата /Л.Р. Макина, Е.И. Емельянов, Г.М. Юламанова // Адаптивная физическая культура. – 2008. – № 1. – С. 11-13. (0,2/0,1 п.л.).
23.Макина, Л.Р. Особенности восприятия пространственно-временных параметров реальности у спортсменов-паралимпийцев (на примере легкой атлетики /Л.Р. Макина, А.Х. Кальметьев, Э.Ш. Шаяхметова // Современные проблемы физической культуры и спорта: сб. статей Междунар. научно-практ. конф. – Т. 1. – Санкт-Петербург: СПбНИИ физической культуры, 2008. – С. 33-36. (0,25/0,15 п.л.).
24.Макина, Л.Р. Значение физической культуры и спорта в реабилитации инвалидов /Л.Р. Макина, Г.М. Юламанова // Современные проблемы физической культуры и спорта: сб. статей Междунар. научно-практ. конф. – Т. 1. – Санкт-Петербург: СПбНИИ физической культуры, 2008. – С. 47-49. (0,2/0,1 п.л.).
25.Макина, Л.Р. Специальная физическая подготовка спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, занимающихся фехтованием /Л.Р. Макина, Г.М. Юламанова, А.С. Мавлеткулова // Современные проблемы физической культуры и спорта: сб. статей Междунар. научно-практ. конф. – Т. 1. – Санкт-Петербург: СПбНИИ физической культуры, 2008. – С. 65-67. (0,2/0,1 п.л.).
26.Макина, Л.Р. Значение физической культуры и спорта в реабилитации инвалидов /Л.Р. Макина, Г.М. Юламанова // Адаптация инвалидов: проблемы, поиск, решения: сб. статей I региональной научно-практ. конф. – Пермь: ПГПУ, 2008. – С. 33-38. (0,4/0,3 п.л.).
27.Макина, Л.Р. Характеристика годичного цикла тренировки слабовидящих легкоатлетов /Л.Р. Макина // Психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов I Всерос. научно-практ. конф. – Уфа: БашИФК, 2009. – С. 40–43. (0,25 п.л).
28. Макина, Л.Р. Характеристика тренировочных занятий слабовидящих спортсменов / Л.Р. Макина // Психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов I Всерос. научно-практ. конф. – Уфа: БашИФК, 2009. – С. 43–46. (0,25 п.л.).
29.Макина, Л.Р. Психологическая характеристика личности спортсменов-инвалидов /Л.Р. Макина // Психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов I Всерос. научно-практ. конф. – Уфа: БашИФК, 2009. – С. 46–50. (0,3 п.л.).
30.Макина, Л.Р. Особенности проведения соревнований по легкой атлетике со слабовидящими спортсменами /Л.Р. Макина, В.Б. Крутько, Ю.А. Садртдинова // Психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов I Всерос. научно-практ. конф. – Уфа: БашИФК, 2009. – С. 50–54. (0,3/0,2 п.л.).
31.Макина, Л.Р. Тенденция становления приоритетов в области подготовки спортсменов-инвалидов по результатам анкетирования выпускников физкультурных вузов /Л.Р. Макина, Г.М. Юламанова // Безопасность человека: проблема и пути решения в современных условиях: сб. материалов Всерос. научно-практ. конф. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – С. 140-145. (0,4/0,2 п.л.).
32.Макина, Л.Р. Исследование уровня специальной выносливости у квалифицированных слабовидящих спортсменов на различных этапах подготовки /Л.Р. Макина, В.Б. Крутько // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. – Минск, 2009. – Т. 2. – С. 47-53. (0,4/0,3 п.л.).
33.Макина, Л.Р. Психологические особенности подготовки слабовидящих спортсменов /Л.Р. Макина, В.Б. Крутько // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. – Минск, 2009. – Т. 2. – С. 53-59. (0,4/0,3 п.л.).
34.Макина, Л.Р. Характеристика уровня постоянного потенциала головного мозга слабовидящих спортсменов в ходе тренировочного процесса /Л.Р. Макина // Проблемы развития физической культуры и спорта в странах балтийского региона: сб. статей Всерос. с междунар. участием научно-практ. конф. – Великие Луки: ВЛГАФК, 2009. – С. 27-33. (0,4 п.л.).
35.Макина, Л.Р. Характеристика уровня физического развития слабовидящих спортсменов школьного возраста /Л.Р. Макина, Р.Р. Муллабаева // Адаптивная физической культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сб. трудов Междунар. научно-практ. конф. – Ч. II. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2009. – С. 72-75. (0,25/0,2 п.л.).
36. Макина, Л.Р. Структура многолетней подготовки слабовидящих спортсменов в учреждениях по адаптивной физической культуре и спорту /Л.Р. Макина // Адаптивная физической культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сб. трудов Междунар. научно-практ. конф. – Ч. II. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2009. – С. 75-79. (0,3 п.л.).
37. Макина, Л.Р. Контроль уровня физической подготовленности слабовидящих спортсменов /Л.Р. Макина // Адаптивная физической культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сб. трудов Междунар. научно-практ. конф. – Ч. II. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2009. – С. 79-81. (0,2 п.л.).
38.Макина, Л.Р. Особенности планирования тренировочного процесса легкоатлетов с нарушением зрения /Л.Р. Макина // Современные технологии спортивной медицины, физической реабилитации и адаптивного физического воспитания: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2009. – С. 184-186. (0,2 п.л.).
39.Макина, Л.Р. Уровни постоянного потенциала головного мозга как показатель утомления спортсменов с нарушением зрения /Л.Р. Макина // Современные технологии спортивной медицины, физической реабилитации и адаптивного физического воспитания: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2009. – С. 186-188. (0,2 п.л.).
40.Макина, Л.Р. Анализ соревновательной деятельности спортсменов с нарушением зрения, специализирующихся в беге на средние дистанции /Л.Р. Макина // Современные педагогические и информационные технологии в физической культуре и спорте: материалы ХIII Всерос. научно-практ. конф. – Ч. 2. – Томск: изд-во Томского государственного педагогического университета, 2010. – С. 265-269. (0,3 п.л.).
41.Макина, Л.Р. Анализ взаимосвязи между волевыми качествами и специальной выносливости слабовидящих спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции /Л.Р. Макина // Современные педагогические и информационные технологии в физической культуре и спорте: материалы ХIII Всерос. научно-практ. конф. – Ч. 2. – Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2010. – С. 269-275. (0,4 п.л.).
42.Макина, Л.Р. Морфологические особенности инвалидов по зрению /Л.Р. Макина // Целостность человеческой сущности в физической культуре и спорте: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Екатеринбург: АМБ, 2010. – С. 108-115. (0,5 п.л.).
43.Макина, Л.Р. Психолого-педагогические основы построения тренировочных занятий слабовидящих спортсменов /Л.Р. Макина // Целостность человеческой сущности в физической культуре и спорте: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Екатеринбург: АМБ, 2010. – С. 115-120. (0,3 п.л.).
44.Макина, Л.Р. Определение ведущих видов выносливости легкоатлетов с нарушением зрения /Л.Р. Макина, В.Б. Крутько // Целостность человеческой сущности в физической культуре и спорте: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Екатеринбург: АМБ, 2010. – С. 120-124. (0,4/0,3 п.л.).
45.Макина, Л.Р. Характеристика ведущих физических качеств слабовидящих спортсменов /Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сборник трудов II Всерос. научно-практ. конф. – Ч. II. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2010. – С. 14-19. (0,4 п.л.).
46.Макина, Л.Р. Оптимизация тренировочного процесса спортсменов с нарушением зрения с учетом показателей уровня постоянных потенциалов /Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сборник трудов II Всерос. научно-практ. конф. – Ч. II. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2010. – С. 19-26. (0,5 п.л.).
47.Макина, Л.Р. Характеристика компенсаторных функций организма лиц с нарушением зрения /Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сборник трудов II Всерос. научно-практ. конф. – Ч. II. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2010. – С. 26-30. (0,3 п.л.).
48.Макина, Л.Р. Социальные проблемы ограничения деятельности с физическими, умственными, сенсомоторными или психическими отклонениями человека в современном обществе /Л.Р. Макина, С.С. Матвеев, Л.Р. Гизетдинова // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сборник трудов II Всерос. научно-практ. конф. – Ч. II.– Уфа: РИЦ БашИФК, 2010. – С. 37-41. (0,3/0,2 п.л.).
49.Макина, Л.Р. Особенности спортивной тренировки спортсменов с нарушением зрения /Л.Р. Макина, П.З. Буйлов // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сборник трудов II Всерос. научно-практ. конф. – Ч. I. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2010. – С. 99-103. (0,3 /0,2 п.л.).
50.Макина, Л.Р. Характеристика психологических особенностей физической подготовки спортсменов с нарушением зрения /Л.Р. Макина, А.С. Гареева // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сборник трудов II Всерос. научно-практ. конф. – Ч. I. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2010. – С. 137-142. (0,4/0,3 п.л.).
51.Макина, Л.Р. Анализ взаимосвязей между показателями специальной выносливости и волевых качеств легкоатлетов с нарушением зрения /Л.Р. Макина, В.Б. Крутько // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сборник трудов II Всерос. научно-практ. конф. – Ч. I. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2010. – С. 340-345. (0,4/0,3 п.л.).
52.Макина, Л.Р. Характеристика координационных способностей легкоатлетов группы начальной подготовки /Л.Р. Макина, А.С. Гареева // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Междунар. научно-практ. конф. – Уфа: УГАТУ, 2011. – С. 293-296. (0,25/0,15 п.л.).
53.Макина, Л.Р. Анализ взаимосвязей между показателями физических качеств и соревновательными результатами спортсменов с нарушением зрения /Л.Р. Макина // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Междунар. научно-практ. конф. – Уфа: УГАТУ, 2011. – С. 317-321. (0,3 п.л.).
54.Макина, Л.Р. К вопросу о компенсации функций легкоатлетов с нарушением зрения /Л.Р. Макина, Р.Р. Муллабаева // Актуальные вопросы формирования культуры здоровья студенческой молодежи: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. – С. 126-130. (0,3/0,2 п.л.).
55.Макина, Л.Р. Анализ мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения /Л.Р. Макина, А.С. Гареева // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: материалы III Всерос. научно-практ. конф. – Ч. I. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2011. – С. 86-91. (0,4/0,3 п.л.).
56.Макина, Л.Р. Воспитание скоростных способностей спортсменов с нарушением зрения учебно-тренировочных групп /Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: материалы III Всерос. научно-практ. конф. – Ч. I. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2011. – С. 237-242. (0,4 п.л.).
57.Макина, Л.Р. Анализ результатов соревнований легкоатлетов с нарушением зрения, специализирующихся в беге на средние дистанции /Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: материалы III Всерос. научно-практ. конф. – Ч. I. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2011. – С. 242-246. (0,3 п.л.).
58.Макина, Л.Р. Теоретические основы физической подготовки легкоатлетов с нарушением зрения в многолетней системе спортивной тренировки /Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: материалы III Всерос. научно-практ. конф. – Ч. I. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2011. – С. 246-250. (0,3 п.л.).
59.Макина, Л.Р. Характеристика системы многолетней физической подготовки легкоатлетов с нарушением зрения, специализирующихся в беге на средние дистанции /Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: материалы III Всерос. научно-практ. конф. – Ч. I. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2011. – С. 250-256. (0,4 п.л.).
60.Макина, Л.Р. Индивидуально-психологические особенности легкоатлетов с нарушением зрения / Л.Р. Макина // Инновационные подходы и современные технологии в профессиональном обучении в вузах физической культуры и подготовка студентов к участию в российских и международных соревнованиях: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2011. – С. 234-236. (0,2 п.л.).
61.Макина, Л.Р. Анализ показателей уровня развития физических качеств легкоатлетов с нарушением зрения группы начальной подготовки в процессе педагогического эксперимента /Л.Р. Макина // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы ХV Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием. – Томск: ТГПУ, 2012. – С. 267-271. (0,3 п.л.).
62.Макина, Л.Р. Значение физической подготовки в тренировочном процессе спортсменов с нарушением зрения / Л.Р. Макина // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы ХV Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием. – Томск: ТГПУ, 2012. – С. 271-273. (0,2 п.л.).
63.Макина, Л.Р. Анализ показателей индивидуально-психологических особенностей легкоатлетов с нарушением зрения группы начальной подготовки /Л.Р. Макина, А.С. Гареева // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы ХV Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием. – Томск: ТГПУ, 2012. – С. 273-275. (0,2 /0,1 п.л.).
64.Макина, Л.Р. Значение зрительного анализатора в процессе занятия спортом /Л.Р. Макина // Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в современных условиях: результаты, проблемы, приоритеты развития: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Иркутск: ООО «Мегапринт», 2012. – Т. 2. – С. 68-74. (0,4 п.л.).