- Предложена методология разработки формирования внешнеторговой политики в малой экономике, которая в отличие от представлений классической и кейнсианской теорий, рассматривает как экономические, так и социальные и политические мотивы влияния субъектов рынка на процесс ее формирования.
- Уточнена категория «внешнеторговая политика», где определяющим критерием предлагается рассматривать учет влияния мировых экономических явлений как ключевой, определяющей, и довлеющей над национальными факторами компоненты формирования внешнеторговой политики.
- Обоснован концептуальный подход к анализу формирования внешнеторговой политики в малой экономике, который, наряду с влиянием традиционных субъектов, как группы давления, потребители отечественной и импортной продукции и государственные структуры, рассматривает усиление роли международных правительственных и интеграционных организаций
- Предложена авторская классификация субъектов внешнеторговой деятельности по доминирующему признаку - отношению к инструментам и мерам формирования внешнеторговой политики. Обоснованы мотивы поведения субъектов в процессе формирования национальной внешнеторговой политики, которые имеют разнонаправленный характер и должны учитываться при выборе варианта политики.
- Предложена и обоснована на практическом материале комплексная оценка теоретико-методологических гипотез о поведении основных групп субъектов, вовлеченных в процесс формирования внешнеторговой политики, сформулированные в виде «поддержки отечественного производства», «фискальной функции правительства», «влияния бизнес-групп» и «участия в интеграционных процессах».
- Разработана экономико-математическая модель влияния социально - экономических и политических факторов на параметры внешнеторговой политики страны, в частности на уровень и отраслевую структуру импортных таможенных пошлин через призму рассмотренных гипотез. Предложен алгоритм проведения исследования экономико - математической модели формирования внешнеторговой политики.
- Сформулированы особенности формирования национальной внешнеторговой политики, основанные на адаптации западных моделей, так называемого процесса «импорта институтов» к потенциалу развития страны. Двухполюсная модель формирования внешнеторговой политики сочетает меры, направленные на реализацию экспортного потенциала с точечным развитием импортозамещения в условиях ограниченности ресурсов. Это позволит максимально увеличить объем экспорта и диверсифицировать его структуру в сторону выпуска продукции с более глубокой степенью переработки.
- Предложена система оценки, ранжирования и выбора приоритетных отраслей экономики, обладающих потенциальными конкурентными преимуществами на базе использовании инструментария стратегического планирования в условиях ограниченности инвестиционных и человеческих ресурсов.
- Построена эконометрическая модель зависимости объемов и темпов роста ВВП страны от параметров внутреннего и внешнего рынков в контексте вступления республики Таджикистан во Всемирную торговую организацию, что позволило определить основные направления и пути формирования эффективной внешнеторговой политики. Обоснована необходимость оптимального сочетания протекционистских мер и либерализации внешнеторговой деятельности в интересах последовательного включения экономики республики в мирохозяйственные связи.
- Предложены практические рекомендации по увеличению объемов и товарной диверсификации экспорта с учетом зарубежного опыта по вопросу необходимости кредитно-финансовой и организационной поддержки отечественных экспортеров.
1.Формирование национальной внешнеторговой политики в малой экономике. – Худжанд: Хуросон, 2013. – 5,4 п.л.
2.Внешнеторговая политика малой экономики: теоретический и методологический аспекты. –Душанбе: Азия-принт, 2012. – 5,8 п.л.
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах из перечня ВАК
3.Потенциал устойчивого развития национальной экономики//Материалы научно-теоретической конференции. Институт экономики и торговли. – Душанбе: Ирфон, 2013. – 0,4 п.л.
4.Влияние внешнеторговых факторов на структурную трансформацию экономики Республики Таджикистан//Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. – Худжанд, №2, 2013. – 0,4 п.л.
5.Внешнеторговые факторы структурной трансформации малой экономики//Вестник Таджикского национального университета. Серия экономических наук №2/1 (103) – Душанбе , 2013. – 0,8 п.л.
6.К вопросу о социальной функции импортного тарифа//Материалы научно-теоретической конференции. Институт экономики и торговли. – Душанбе: Ирфон, 2013. – 0,4 п.л.
7.Структурный анализ субъектов формирования внешнеторговой политики//Материалы научно-теоретической конференции. Институт экономики и торговли. – Душанбе: Ирфон, 2013. – 0,4 п.л.
8.Эволюция теорий процесса формирования внешнеторговой политики //Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. – Худжанд, №1, 2013. – 0,5 п.л.
9.Современное состояние и проблемы развития внешней торговли Республики Таджикистан//Вестник Таджикского национального университета. Серия экономических наук №2/8 (100). – Душанбе , 2012. – 0,7 п.л.
10.Институциональный подход к формированию и развитию внешнеторговой политики в условиях трансформации экономики// Вестник Таджикского национального университета. Серия экономических наук №2/7 (98). – Душанбе, 2012. – 0,8 п.л.
Прочие статьи, главы в коллективных монографиях и другие научные публикации
11.Формирование модели государственной поддержки приоритетных отраслей//Материалы I международной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики». Худжандский политехнический институт. – Худжанд, 2013. – 0,4 п.л.
12.Совершенствование методологии анализа конкурентоспособности предприятий региона//Материалы II Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2013. – 0,2 п.л.
13.Оценка инвестиционной привлекательности отраслей и производств Согдийской области//Материалы I международной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики». Худжандский политехнический институт. – Худжанд, 2013. – 0,4 п.л.
14.Социально- экономические аспекты развития экономики Таджикистана в условиях вхождения во всемирную торговую организацию//Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка конкурентоспособных специалистов в условиях интеграции Республики Таджикистан. – Куляб, 2013. – 0,4 п.л.
15.Методологические проблемы экономико – политического анализа внешнеторговой политики//Материалы Международной научной конференции «Перспективы и факторы обеспечения устойчивого развития экономики». Политехнический институт им. М. Осими. – Худжанд, 2012. – 0,4 п.л.
16.Совершенствование таможенной политики Республики Таджикистан (на таджикском языке)//Материалы Международной научной конференции «Перспективы и факторы обеспечения устойчивого развития экономики». Политехнический институт им. М. Осими. – Худжанд, 2012. – 0,3 п.л. (в соавторстве, авт. –0,2 п.л)
17.Факторы формирования импортной политики РТ//Материалы республиканской научно-теоретической конференции. Таджикский государственный университет ПБП. – Худжанд, 2012. – 0,2 п.л.
18.Методологические аспекты формирования внешнеторговой политики Республики Таджикистан//Материалы республиканской научно-практической конференции. Таджикский технический университет. – Душанбе, 2011, 0,8 п.л.
19.Механизмы предоставления информации государственными органами Республики Таджикистан. – Будапешт, 2009. – 0,9 п.л.
20.Исследование механизмов предоставления информации по расходованию бюджетных средств органами исполнительной власти на местах. – Душанбе, 2009, 1.0 п.л. (в соавторстве, авт. – 0,4 п.л.)
21.Влияние экономико-политических факторов на формирование торговой политики РТ: методология анализа. //Материалы научной конференции. Худжандский филиал технологического университета Таджикистана. - Худжанд, 2007. – 0,3 п.л.
22.Воздействие факторов бизнес - среды на конкурентоспособность предпринимательства Согдийского региона Таджикистана. Международный консорциум экономических исследований и образования (EERS). – Бишкек, 2006. – 0,6 п.л.
23.Муниципальный менеджмент. Под ред. Назарова А.А. – Худжанд, 2004. 14,6 п.л. (в соавторстве, авт. – 3,5 п.л.).
24.Интенсификация внешнеторговых связей РТ как фактор интеграции в экономику СНГ. Известия АН РТ. Серия «Экономика». –Душанбе, №1, 1998. – 0,3 п.л.
25.Внешнеторговая политика РТ в период перехода к рыночным отношениям. Известия АН РТ. Серия «Экономика». –Душанбе, №3-4, 1997. – 0,4 п.л.
26.Развитие внешней торговли Таджикистана как фактор интеграции экономики в мировое хозяйство Известия АН РТ. Серия «Экономика». – Душанбе, №3-4, 1997. – 0,6 п.л.