Научная тема: «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА»
Специальность: 03.03.01
Год: 2013
Отрасль науки: Биологические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Комплексная оценка функционального состояния, психологического статуса и параметров качества жизни позволяет выявить  уровень адаптации к условиям окружающей среды, который зависит от продолжительности проживания на Севере, характера трудовой и учебной деятельности, уровня интеллектуальных и эмоциональных нагрузок. Выраженность адаптивно-регуляторных реакций и их направленность меняются при изменении интенсивности учебных нагрузок у педагогов и учащихся и зависят от особенностей организации процесса обучения в образовательных учреждениях.
  2. Для педагогов критическими в развитии адаптации следует считать периоды менее 5 лет (во время которого наиболее часто встречаются отклонения артериального давления от возрастных норм) и более 20 лет проживания на Севере (во время которого зарегистрирована наибольшая частота  вегетативных и гемодинамических нарушений).
  3. Для учащихся критическими в развитии адаптации следует считать период от 16 до 20 лет проживания на Севере, сопровождающийся напряжением функционирования сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции, которым предшествует увеличение частоты встречаемости нарушений уровня артериального давления.
  4. Корреляционный и компартментно-кластерный анализ динамики изменения адаптационных возможностей показывает, что наибольшее рассогласование функциональных систем организма у учащихся происходит раньше, чем у педагогов и сопровождается увеличением объема фазовых пространств состояний, рассчитанных на основании показателей сердечно-сосудистой системы и параметров вариабельности сердечного ритма. Для педагогов этот период составляет от 21 до 25 лет, для учащихся - от 16 до 20 лет проживания на Севере соответственно.
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1.Говорухина, А.А. Вегетативная регуляция сердечного ритма в различные возрастные периоды у практически здоровых жителей высоких широт / М.А. Попова, Н.А. Вологжанина, Г.В. Клочкова, Л.А. Фроленкова, А.А.Говорухина и др. // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. – 2009. – №2/1 (31). – С. 286–287.

2.Говорухина, А.А. Методы системного анализа в изучении функционального и биохимического статуса детей некоренной национальности Югры /В.М. Еськов, Г.Л. Горынин, А.Г. Привалова, А.А. Говорухина, О.И. Химикова // Вестник новых медицинских технологий. – 2010. – Т.17. – №4. – С.17–20.

3.Говорухина, А.А. Распространенность тревожных и депрессивных расстройств среди педагогов г. Сургута / М.А. Попова, А.А. Говорухина, А.Э. Щербакова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – №2 (13). – С. 152–157.

4.Говорухина, А.А. Кардиоваскулярные нарушения у при тревожно-депрессивных расстройствах у студентов университета в условиях внедрения инновационных образовательных технологий / М.А. Попова, А.Э. Щербакова, А.А. Говорухина // В мире научных открытий. – 2011. – №5 (17). – С.119–126.

5.Говорухина, А.А. Интегративные показатели функционирования сердечно-сосудистой системы педагогов учебных заведений различного типа в условиях модернизации системы образования / А.А. Говорухина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – №4 (14). – С. 117–123.

6.Говорухина, А.А. Особенности вариабельности ритма сердца педагогов в зависимости от возраста / М.А. Попова, А.А.Говорухина, А.Э. Щербакова // В мире научных открытий. – 2011. – №9. – С.1896–1912.

7.Говорухина, А.А. Соединительнотканные дисплазии сердца у юношей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре / М.А. Попова, А.Ю. Дронь, А.А. Говорухина, Н.А. Вологжанина // В мире научных открытий. – 2011. – №9. – С. 1913–1922.

8.Говорухина, А.А. Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы педагогов разного возраста / А.А. Говорухина, М.А. Попова // Кардиология в Беларуси.– 2011. – С. 296.

9.Говорухина, А.А. Вегетативная регуляция сердечной деятельности преподавателей / А.А. Говорухина, М.А. Попова // Кардиология в Беларуси. – 2011. – С. 296-297.

10.Говорухина, А.А. Биоинформационный анализ вариабельности сердечного ритма у спортсменов разной направленности тренировочного процесса в Югре / Р.М. Сафин, М.А. Попова, А.Э. Щербакова, А.А. Говорухина, А.Ю. Дронь // В мире научных открытий. – 2012. – №1. – С. 62-79.

11.Говорухина, А.А. Системный анализ вегетативной регуляции сердечного ритма педагогов и учащихся / А.А. Говорухина, М.А. Попова, Н.С. Веткалова, А.Э. Щербакова // Электронное научное издание «Современные исследования социальных проблем». – 2012. – №6 (14) // www.sisp.nkras.ru.

12.Говорухина, А.А. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юношей призывного возраста в климатических условиях высоких широт / М.А. Попова, Н.А. Вологжанина, А.А.Говорухина, А.Ю. Дронь // Информационный бюллетень «Здоровье населения и среда обитания». – 2012. – № 2 (227). – С. 24-27.

13.Говорухина, А.А. Кардиоваскулярные дисфункции у юношей в призывного возраста в климатических условиях высоких широт / М.А. Попова, Н.А. Вологжанина, А.А. Говорухина // В мире научных открытий.– 2012. – № 2.2 (26). – С. 224-239.

14.Говорухина, А.А. Использование метода фазовых пространств состояний в оценке параметров сердечно-сосудистой системы педагогов разного возраста / А.А.Говорухина, М.А. Попова, А.Э. Щербакова // Вестник новых медицинских технологий. – 2012 – Т.XIХ. – №1 – С. 42–44.

15.Говорухина, А.А. Тревожно-депрессивные расстройства педагогов различного возраста в северном регионе / А.А. Говорухина, М.А. Попова, А.Э. Щербакова // Электронное научное издание «Современные проблемы науки и образования».– 2013. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/108-8662.

Монография:

Говорухина, А.А. Здоровье педагогов и учащихся Югры / М.А. Попова, А.А. Говорухина, А.Э. Щербакова. – Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск». – 2012. – 136 с.

Методические рекомендации:

1.Говорухина, А.А. Качество жизни педагогов в условиях инновационной образовательной среды / М.А. Попова, А.А. Говорухина, А.Э. Щербакова. – Сургут: РИО СурГПУ.– 2012. – 39 с.

2.Говорухина, А.А. Вегетативный статус при тревожно-депрессивных расстройствах у педагогов высшей школы / М.А. Попова, А.А. Говорухина. – Сургут: РИО СурГПУ.– 2013. – 32 с.

3.Говорухина, А.А. Вазореактивность и суточный профиль артериального давления у студентов на Севере / М.А. Попова, А.А. Говорухина, Р.М. Сафин. – Сургут: РИО СурГПУ.– 2013. – 36 с.

Публикации в прочих журналах и научных сборниках:

1.Говорухина, А.А. Влияние эколого-географических факторов на состояние здоровья населения Среднего Приобья /А.А. Говорухина, Н.С. Ракшина, Е.А. Багнетова // Материалы VI съезда физиологов Казахстана с международным участием. – Караганда: изд-во КГМА, 2007. – С. 143–144.

2.Говорухина, А.А. Встречаемость алиментарной формы ожирения среди детей школьного возраста г. Сургута / А.А. Говорухина, М.Т. Зинатуллин // Актуальные проблемы физической культуры и здорового образа жизни: сб. тр. участников Всерос. научно-практической конф.– Сургут, 2007. – С. 81-83.

3.Говорухина, А.А. Функциональные показатели детей школьного возраста Тюменского Севера / О.Л. Нифонтова, А.А. Говорухина // Проблема сохранения здоровья в Сибири в условиях Крайнего Севера: сб. материалов Всерос. научно-практической конф. – Омск, 2007. – С. 122-127.

4.Говорухина, А.А. Адаптивные возможности школьников Тюменского Севера / О.Л. Нифонтова, А.А. Говорухина // Фундаментальные исследования // Материалы II международной научной конференции (Доминиканская республика, 2007). – М.: РАЕ, 2007. – №5. – С. 85-86.

5.Говорухина, А.А. Возможность коррекции нарушений массы тела у школьников, проживающих в условиях Севера / А.А. Говорухина, М.Т. Зинатуллин // Академическая мобильность студентов: возможности и перспективы: сб. материалов Международной научно-практической конф. – Сургут: РИО СурГПУ, 2008 г. – С. 102–104.

6.Говорухина, А.А. Качество жизни студентов первого курса Сургутского государственного педагогического университета / Н.С. Ракшина, С.М. Мамедова, А.А. Говорухина // Оздоровление средствами образования и экологии: материалы V Междунар. научн.-практ.конф. – Изд-во Челябинского гос.пед.ун-та, – Челябинск, 2008. – С. 236-238.

7.Говорухина, А.А. Оценка функционального состояния студентов северного вуза методом вариационной пульсометрии / А.А. Говорухина, А.Э. Щербакова, С.А. Каблуков // Актуальные проблемы физической культуры и ЗОЖ: сб. статей Всеросс. научно-практической конф. – Сургут, 2009. – С. 116-119.

8.Говорухина, А.А. Частота встречаемости функциональных изменений ЭКГ у практически здоровых детей г. Сургута / О.Г. Литовченко, О.Л. Нифонтова, А.А. Говорухина, Е.А. Арент, А.Э. Щербакова // Здоровая образовательная среда – здоровое поколение: Матер. Всеросс. с междунар. участием науч.-практич. конференции. – Тюмень, 2009. – С. 153-156.

9.Говорухина, А.А. Показатели психического состояния и качества жизни учащейся молодежи при различных формах учебной деятельности в условиях инновационной образовательной среды / М.А. Попова, А.Э. Щербакова, А.А. Говорухина, А.Ю. Дронь // Вестник СурГПУ, 2009. – С. 12-19.

10. Говорухина, А.А. Изменение сердечного ритма у студентов при смене уровня учебных нагрузок в условиях внедрения инновационной образовательной системы на территории ХМАО - Югры / М.А. Попова, А.Э. Щербакова, А.А. Говорухина, Р.М. Сафин // Вестник СурГПУ – Сургут, 2009. – №1 (4). – С. 5-11.

11.Говорухина, А.А. К вопросу о субъективной оценке качества жизни и показателей функционального состояния участников образовательного процесса г. Сургута /А.А. Говорухина, А.Э. Щербакова, Н.С. Ракшина, С.В. Подшивалова, С.И. Волковская // Вестник СурГПУ – Сургут, 2009. –№1 (4). – С. 20-25.

12.Говорухина, А.А. Особенности психического состояния и регуляции сердечного ритма школьников и студентов в условиях инновационной образовательной среды / М.А. Попова, А.Э. Щербакова, А.А. Говорухина // Актуальные вопросы современной науки – Сб. научн. трудов. – В.16.– Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – С. 8–18.

13.Говорухина, А.А. Системный анализ вегетативного гомеостаза студентов в условиях внедрения инновационных образовательных технологий / М.А. Попова, А.Э. Щербакова, А.А. Говорухина, Р.М. Гимазов, Р.М. Сафин, А.Ю. Дронь // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2010. – Т.1. – № 1 Свидетельство Эл № ФС 77-39676 от 05.05.2010 http://ejournal.khstu.ru/ ejournal@khstu.ru. – Благовещенск, 2010. – С. 130-133.

14.Говорухина, А.А. Оценка психического состояния и качества жизни учащейся молодежи в условиях инновационной образовательной среды в ХМАО - Югре / М.А. Попова, А.Э. Щербакова, А.А. Говорухина // Вестник угроведения.– 2010. – №1 (3). – С. 3–9.

15.Говорухина, А.А. Психологические и сердечно-сосудистые нарушения у педагогов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях модернизации образования / А.А.Говорухина // Материалы II Междунар. конгресса «Кардиология на перекрестке наук» совместно с V международным симпозиумом по эхокардиографии и сосудистому ультразвуку, ХVIII ежегодной научно-практической конференцией «Актуальные вопросы кардиологии». – Тюмень, 2011. – С. 99-100.

16.Говорухина, А.А. Частота гиподинамии и избыточной массы тела среди педагогов Сургута разных возрастных групп / А.А. Говорухина, М.А.Попова // Материалы II Междунар. конгресса «Кардиология на перекрестке наук» совместно с V международным симпозиумом по эхокардиографии и сосудистому ультразвуку, ХVIII ежегодной научно-практической конференцией «Актуальные вопросы кардиологии». – Тюмень, 2011. – С. 101.

17.Говорухина, А.А. Влияние продолжительности проживания в условиях высоких широт на показатели артериального давления /А.А. Говорухина, М.А. Попова// Материалы II Всероссийской научно-практической конф. с междунар. участием г. Тюмень, 23 октября 2012 г. – С. 58-61.

18.Говорухина, А.А. Распространенность патологических типов артериального давления у мужчин молодого возраста в Югре /А.А. Говорухина // Материалы II Всероссийской научно-практической конф. с международным участием г. Тюмень, 23 октября 2012 г. – С. 89-92.

19.Говорухина, А.А. Психофизиологические особенности студентов высших и средних учебных заведений, проживающих на Севере /А.А. Говорухина, А.А. Новоселова // Материалы Международной научно-практической конф.: «Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования» (Курск, 28-29 марта 2013 г.). – Курск, 2013. – С. 53-57.

20.Говорухина, А.А. Распространенность нарушений артериального давления среди студентов и школьников с разной длительностью проживания на Севере / М.А.Попова, А.А. Говорухина, А.А. Нововселова // Материалы Международной научно-практической конф.: «Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования» (Курск, 28-29 марта 2013 г.). – Курск, 2013. – С. 264-268.