Научная тема: «БРИТАНСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ РОМАН В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА»
Специальность: 10.01.03
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В Великобритании формирование и расцвет жанра социального романа относится к ХIХ веку. Жанровые формы «индустриального романа», романа проблемы и «condition of England», социально-политического, социально-психологического, романа «среды и характеров» являются модификациями инварианта «социального романа», который вплоть до середины ХХ века является реалистическим в классическом смысле термина.
  2. Парадигма жанрового содержания всех названных модификаций обоснована двумя основными дискурсами английского общественно-культурного сознания ХУШ века: собственности («discourse of property») и морального смысла («discourse of moral sense») - и дополнившим их в ХIХ веке социалистическим дискурсом. В этой парадигме социальный роман развивается и в ХХ столетии, с особенным вниманием к проблемам рабочего класса и классового сознания как такового, в том числе в послевоенном «рабочем романе» 50-60-х годов. Мощная нравственная традиция социального романа, определяющая читательские ожидания и писательские интенции, не утрачивается в эпоху постмодернизма.
  3. Во второй половине ХХ века выделяются два периода социокультурного развития Великобритании: первый - послевоенные годы с 1945 по 60-е, второй - последние три десятилетия века - 70-90-е. Социальная динамика находит отражение в теории и критике, которая в Великобритании отличается «социологической ангажированностью». Первые послевоенные десятилетия отличаются позитивными социальными ожиданиями, формулирующимися в духе индустриального времени в дискурсах морального смысла и социализма: образование, социальные программы, переход частной собственности в государственную, что находит отражение в теоретическом осмыслении классовых проблем в литературе, декларации определяющей роли университетских интеллектуалов в процессе формировании общественных ценностных ориентиров. В «постмодернистические» десятилетия века британские исследования разрабатывают идеи мультикультурализма, сосуществования множества знаковых идеологических систем, фиксируют многообразие форм в литературе, однако сохраняют преимущественный интерес к социальному содержанию. Постмодернистский социальный роман испытывает заметное влияние «социологически ангажированной» теоретической рефлексии.
  4. Постмодернистский художественный тип мышления основан на представлении о мире как совокупности множащихся реальностей, каждая из которых сконструированный и подтвержденный ежедневным социальным взаимодействием продукт. Социальная реальность воспринимается как вымышленная конструкция. Фундаментальное противоречие эпохи основано на том, что реальность зависит от творческой активности человека, однако сознание сегодняшнего индивида культивирует элементы обыденного, нивелируется под уровень обыденности. «Действительность» как реальность не только вещей, но и идей, целей, идеалов, знания, общественных институтов, то есть включающая в себя идеальное, принявшее материальный характер в виде продуктов интеллектуальной деятельности не исчезает совсем, но все больше теряет «усложненные интеллектом» ценности, оставляя лишь элементарные конструкции «повседневности».
  5. В эпоху постмодернизма британские писатели создают панораму торгующей цивилизации пост-«позднего капитализма». Самодостаточность личности классического социального романа сменяется ее самосконструированностью в духе социологических и психологических исследований. Интеллектуал как социальная фигура, определяющая общественное самосознание вплоть до конца 60-х гг, становится симулякром, стремительно теряя свою позиции. Общество потребления превращается в «общество зрелищ» - имитаций реальной жизни, в том числе телевизионных программ, в совокупности создающих повседневную реальность для массового потребителя.
  6. Герой, пытающийся разместить «реальнейшее своего сознания» в мире, состоящем из множества реальностей, определяет специфику современного социального романа. Ранний постмодерн 60-х говорит только об изменчивости (протеизме) как важнейшем качестве, о революционных (радикальных) изменениях как о необходимых. Позднее актуальным становится осмысление недерминированности результатов социального действия. Стремление личности к осознанной модели поведения и стиля жизни, темы роли, маски находят выражение в последовательном стремлении авторов к театральности. Специфика постмодернистской ситуации, провоцирующая модус театральности, заключается в том, что само социальное пространство становится «пустым». В нем нет организующего смыслового центра, есть рынок товаров, к которым не относятся как этические, так и эстетические категории. Эта освоенная социальным реализмом уже в ХIХ веке истина оказалась актуальной и в конце ХХ века с тем отличием, что играющие герои заполняют зияющие пустоты своими смыслами, создавая свои «самоорганизующиеся системы», свои модели повседневности, основанные как на гуманитарном, так и естественнонаучном знании.
  7. «Индустриальный» роман художественно осмысляет попытку возрождения викторианского синтеза дискурсов собственности и морали, предпринятую правительством М. Тэтчер, и доказывает, что философия собственничества оказывается несовместимой с традиционной моралью и в конце ХХ века. Более того, «обывательское варварство» эпохи тэтчеризма разрушает нравственные традиции более, чем предшествующие мировые войны. «Футбольный роман» показывает механизм этого разрушения и его результаты.
  8. В традиционном представлении существует противопоставление последовательности времени и одновременности пространства. Одним из существенно важных отличий неклассического мышления является «опространствливание времени», что означает присутствие всех элементов прошлого в моменте «сейчас», в противоположность «линейному» развертыванию этих элементов в классическом мышлении. Постмодернистский хронотоп представляет собой замкнутое пространство прошлого и настоящего, что соответствует представлению современной социологии об «остановке истории», которая произошла в годы Второй мировой войны. Писатели Великобритании в конце столетия активно осваивали «пространство памяти», что выдвинуло на первый план жанр биографии (автобиографии, мемуаров). Постоянно демонстрируемая потребность действующих лиц определить свое место в истории позволило рассмотреть эти произведения как варианты социального романа.
  9. Замкнутость хронотопа отражает главную проблему современности - принципиальное отсутствие оптимальных социальных моделей будущего.
Список опубликованных работ
1. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1.Новикова В.Г. Дж.Джойс. «Улисс». Техника перечисления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Филология». Вып. 1. Нижний Новгород: 2000. С. 103-112.

2.Новикова В.Г. Проблема нетривиального мышления в «Улиссе» Д. Джойса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Филология». Вып. 1 (3). Нижний Новгород: 2001. С. 136-142.

3.Новикова В.Г. «Человек истории» в романах М.Брэдбери // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Филология». Вып. 1 (5). Нижний Новгород: 2004. С. 93-100.

4.Новикова В.Г. «Чувство» и «чувствительность» в романах М. Павича // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Филология». Вып. 1 (6). Нижний Новгород: 2005. С. 57-63.

5.Новикова В.Г. «Пространство времени» в романе Мартина Эмиса «Стрела времени, или Природа преступления» //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 3. Нижний Новгород: 2010. С.312-317.

6.Новикова В.Г. Текст реалити-шоу в тексте романа Б.Элтона «Смерть за стеклом» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 6 (2). Нижний Новгород: 2011. С.474-478.

7.Новикова В.Г. Доиндустриальные ценности в постиндустриальном «щкольном романе» Д.Харрис // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 1 (2). Нижний Новгород:2012. С. 182-186.

8.Новикова В.Г. Проблема артистизма бытия в романах Уильяма Бойда // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. № 3 (Том 1). Санкт-Петербург: 2012. С. 82-90.

9.Новикова В.Г. Две культуры в современном британском романе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 1 (часть 2). Нижний Новгород: 2013. С. 217-222.

10.Новикова В.Г. Проблема национальной идентичности в британской «околофутбольной литературе» // Вестник Казанского университета. № 4 (30). Казань: 2012. С.143-148.

11.Новикова В.Г. Английский индустриальный роман в постиндустриальную эпоху // Східнослов’янська філологія. – Літературознавство. Вип. 20 / Горлівський держ. пед. ін.-т іноземних мов; Донецький нац. ун-т.. – Горлівка: Видавництво ГДПІІМ, 2012. С. 139-151.

12.Новикова В.Г. Современная британская критика о социальном содержании жанра романа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 4 (2). Нижний Новгород: 2013. (0, 5 п.л.).

II. Монография

13. Новикова В.Г. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013.

Ш. Статьи, опубликованные в других изданиях

14.Новикова В.Г. Поэтика незавершенности // Вопросы взаимовлияния литератур Западной Европы и Америки. Нижний Новгород, 1998. с. 90-96.

15.Новикова В.Г. Поэтика чужого слова // Романтизм и его исторические судьбы. Тверь, 1998.С. 64-68.

16.Новикова В.Г. Проблема подлинного и ложного артистизма в английском романе ХХ века // Материалы Х международной научной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. Нижний Новгород. 2000. С. 72-73.

17.Новикова В.Г. Х.Л. Борхес и его философия времени // Грехнёвские чтения. Нижний Новгород, 2001. С. 37-42.

18.Новикова В.Г. Традиции жанра «романа большой дороги» в постмодернистском романе М. Брэдбери // Мировая культура ХVII-ХVIII вв. как метатекст. СПб., 2002. С. 140-143.

19.Новикова В.Г. Функция цвета в романе Д. Джойса «Улисс» // Синтез в русской и мировой художественной литературе. М., 2005. С. 273-279.

20.Новикова В.Г. Живописное в романе О. Хаксли «Желтый Кром» // Грехнёвские чтения. Нижний Новгород, 2006. С. 110-116.

21.Новикова В.Г. Система отсылок в романе У.Бойда «Нутро любого человека. «Дневники Логана Маунтстюарта» // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве. Казань, 2007. С. 468-473.

22.Новикова В.Г. Модели мира в романах У. Бойда // Experimehta Lucifera. Нижний Новгород, 2006. С. 117-123.

23.Новикова В.Г. Принципы организации литературной биографии в литературе постмодернизма // Филологический анализ текста: концептуальность и аналитизм. Йошкар-Ола, 2007. С. 191-197.

24.Новикова В.Г. Личность в контексте истории // Грехнёвские чтения. Нижний Новгород, 2007. С. 183-188.

25.Новикова В.Г. Светотень в книге Питера Акройда «Лондон. Биография» // Синтез в русской и мировой художественных культурах. М., 2007. С. 191-197.

26.Новикова В.Г. Проблема патриотизма в романе Д. Бэнвилла «Неприсаемый» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 6. Нижний Новгород: 2007. С. 260-265.

27.Новикова В.Г. Социальный роман в эпоху постмодернизма // Переходные периоды в мировой культуре и литературе. ХIХ Пуришевские чтения. М., 2007. С. 145-146.

28.Новикова В.Г. Мотив пасторали в романе М. Муркока «Mother London» // Experimehta Lucifera. Нижний Новгород, 2007. С. 336-340.

29.Новикова В.Г. Модус театральности в английском романе на рубеже ХХ-ХХ1 вв. // Русская словесность в контексте мировой культуры. Нижний Новгород, 2007. С. 336-340.

30.Новикова В.Г. Палимпсест Лондона // Синтез культурных традиций в художественном произведении. Нижний Новгород, 2007. С. 132-138.

31.Новикова В.Г. «Характер народа крупным планом» в эссеистике Д. Барнса // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве. Казань, 2009. С. 212-218.

32.Новикова В.Г. Человек толпы в романах Джона Кинга // Грехнёвские чтения. Вып. 5. Нижний Новгород, 2008. С. 321 – 326.

33.Новикова В.Г. Традиция романа воспитания в постмодернистском романе Д.Барнса «Англия, Англия» // Словесный образ и литературное произведение. Грехнёвские чтения. Нижний Новгород, 2010. С. 176-180.

34.Новикова В.Г. Провинциальные идеи в лондонском тексте // Образ провинции в русской и английской литературе. Екатеринбург, изд-во Уральского ун-та, 2011. С. 61-66.

35.Новикова В.Г. «The moral sense» современного британского социального романа // Современная англоязычная литература: проблемы жанра и стиля. Материалы ХХI международной научной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы (20-22 сентября 2011 года). Смоленск, изд-во СмолГУ, 2012. С.89-94.

36.Новикова В.Г. Утопические нарративы Й. Бэнкса // Российский гуманитарный журнал Liberal Arts in Russia, 2013, Том 2, № 2. – С. 162-167.