Научная тема: «КОНЦЕПТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Художественные концепты в структуре литературного произведения номинированы сквозной и локальной ключевой лексикой и образуют сложную систему взаимосвязей ключевой лексики с другими текстовыми и внетекстовыми компонентами - ассоциативно-концептуальную парадигму литературного произведения, от степени воссоздания которой в сознании ученика-читателя зависит глубина восприятия и понимания имплицированных в литературном произведении художественных смыслов.
  2. Полноценное развёртывание обучающимися ассоциативно-концептуальной парадигмы литературного произведения, являющейся локальным идентификатором художественной картины мира в сознании ученика-читателя, требует специального методического инструментария, основанного на выявлении концептуальной сущности ключевой лексики художественного текста.
  3. На основе функций художественных концептов, структурирующих взаимосвязи и взаимодействие составных элементов ассоциативно-концептуальной парадигмы литературного произведения: идейно-тематической (образование идейно-тематического содержания), аксиологической (выражение системы ценностей), катарсисной (возбуждение эмоциональной эстетической реакции), культурологической (закрепление контекстуальной культурологической обусловленности), интертекстуальной (установление взаимосвязи с другими текстами и проецирование аналогичной репрезентации в другие тексты) -уточняются параметры концептологического инструментария как трёхуровневой структуры: а) уровень фокализации учебных действий (определение компонентов произведения, в которых выражаются свойства концептов, для концентрации внимания на них обучающихся), б) уровень алгоритмизации учебных действий (алгоритмы мыслительных операций ученика-читателя), в) уровень локализации учебных действий (система обучающих, проверочных и контрольных заданий).
  4. Обеспечению эффективного функционирования концептологического инструментария служит разработка: методических направлений раскрытия идейно-тематического, аксиологического, катарсисного, культурологического и интертекстуального потенциала художественных концептов; алгоритмов мыслительных операций, воссоздающих в сознании обучающихся ассоциативно-концептуальную парадигму литературного произведения; системы заданий, направленных на разностороннее раскрытие содержания художественных концептов.
  5. Созданию действенных методических условий включения концептологического инструментария в учебный процесс способствует разработка методических способов (элементарный и комплексный), этапов (5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы), уровней (урок литературы, занятия элективного курса, индивидуальная работа с одарёнными детьми в общеобразовательной школе и педагогическом колледже) такого включения в разные виды анализа художественного текста (имманентный, компонентный, мотивный, контекстуальный, сопоставительный).
  6. Систематизации и прочности усвоения учебного материала в общеобразовательной школе и педагогическом колледже способствуют уроки разных типов включения концептологического инструментария в анализ художественного текста по преобладающим видам учебной деятельности: уроки с использованием приёмов выявления и осмысления концептологической сущности ключевой (сквозной и локальной) лексики литературного произведения; уроки с использованием приёмов выявления и осмысления системы ценностей и катарсисной интенции в процессе анализа мотивной структуры литературного произведения; уроки ознакомления обучающихся с художественным воплощением христианской аксиологии в контексте общечеловеческих духовных ценностей; уроки с использованием приёмов рассмотрения компонентов литературного произведения в лингвокультурологическом ассоциативном контексте на литературном, литературно-фольклорном, литературно-изобразительном, литературно-музыкальном и литературно-обрядовом уровнях; уроки с использованием приёмов выявления художественных доминант в творчестве одного автора; уроки с использованием концептологического сопоставления произведений разных авторов; уроки с использованием концептологического сопоставления произведений русской литературы и поэзии народов России; уроки комплексного сочетания разных видов концептологического анализа художественного текста.
  7. Включение концептологического инструментария в разные виды анализа художественного текста создаёт благоприятные психолого-педагогические условия для развития творческого мышления и разностороннего формирования личности ученика-читателя: а) устраняет психологический дискомфорт отчуждения при вчитывании и вчувствовании в новое литературное произведение;
    • способствует развитию познавательного интереса и раскрывает огромный потенциал эвристичности, потребности в самовыражении и коммуникации;
    • способствует позитивной ориентации личностной рефлексии; г) облегчает усвоение учебного материала при изучении русской литературы в полиэтнических классах обучающимися с родным нерусским языком; д) путём от урока к уроку осуществляемой последовательности ассоциативно-концептологического взаимодействия изученного с изучаемым материалом целенаправленно формирует, пополняет и развивает в сознании обучающихся совокупность эстетических и этических реакций, создающих целостное представление об окружающем мире и обеспечивающих интеграцию в систему национальной и мировой культур.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Шуралёв А.М. Экспликация культурного кода художественного текста // Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. – 276 с., 17,25 п.л.

2.Шуралёв А.М. Концептологический аспект анализа художественного текста на уроках литературы // Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2012. – 228 с., 14,25 п.л.

Публикации в научных изданиях, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

3.Шуралёв А.М. «Те же глаза, хоть различен наряд». Художественные аналогии при изучении поэзии А.А.Блока. XI класс // Литература в школе. – 2006. – №6. – С.32-34, 0,5 п.л.

4.Шуралёв А.М. «Я брат твой». Образ лестницы в повести Н.В.Гоголя «Шинель» // Литература в школе. – 2007. – №6. – С.18-20, 0,3 п.л.

5.Шуралёв А.М. Причастность к жизни. Приёмные дети в произведениях А.П.Платонова («Юшка»), М.А.Шолохова («Судьба человека») и А.И.Солженицына («Матрёнин двор») // Литература в школе. – 2007. – №12. – С.8-11, 0,3 п.л.

6.Шуралёв А.М. «Он почувствовал, что случилась беда». В.И.Белов. «Скворцы». Материал к уроку. V класс // Литература в школе. – 2008. – №1. – С.39-40, 0,25 п.л.

7.Шуралёв А.М. «За тонкими косточками бьётся сердце». Рассказ М.Горького «Страсти-мордасти» // Литература в школе. – 2008.– №7. – С.38-39. 0,4 п.л.

8.Шуралёв А.М. Чтобы все были живыми. Изучение рассказа А.П.Платонова «Никита» в V классе в контексте детской литературы // Русская словесность. – 2009.– №4. – С.30-33, 0,5 п.л.

9.Шуралёв А.М. «Надо возвращаться домой». Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». VI класс // Литература в школе. – 2009. – №9. – С.45-47, 0,3 п.л.

10.Шуралёв А.М. «Понять человеку человека всегда можно». Тема милосердия в русской литературе // Литература в школе. – 2010.– №8. – С.22-23, 0,3 п.л.

11.Шуралёв А.М. Происхождение мастера. Роль концепта «свет» в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире». VII класс // Литература в школе. – 2010. – №11. – С.42-44, 0,5 п.л.

12.Шуралёв А.М. Выявление концептуальной сущности ключевых слов-образов при анализе художественного текста // Преподаватель XXI век.– 2010. – №3, часть 2. – С.311-316, 0,5 п.л.

13.Шуралёв А.М. Концептологический аспект анализа художественного текста на уроках литературы // Наука и школа. – 2010. –№5. – С.94-98, 0,5 п.л.

14.Шуралёв А.М. Реализация интертекстуального потенциала художественных концептов на уроках литературы // Преподаватель XXI век. – 2012. – №1, часть 1. – С.190-197, 0,8 п.л.

15.Шуралёв А.М. «Обучение искусству превращать пустыню в живую землю»: материал для сопост. анализа рассказов«Песчаная учительница» А.П.Платонова и «Зелёное утро» Р.Д.Брэдбери //Литература в школе. – 2011. – №12. – С.22-23, 0,3 п.л.

16.Шуралёв А.М. Реализация аксиологического потенциала художественных концептов при исследовании сквозных мотивов русской литературы // Наука и школа. – 2012. –№2. – С.79-82, 0,5 п.л.

Учебные и учебно-методические пособия

17.Шуралёв А.М. Поэзия народов России на уроках русской литературы: Габдулла Тукай, Мустай Карим, Расул Гамзатов (учебное пособие) // Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. – 152 с., 9,5 п.л.

18.Шуралёв А.М. Поэзия Мустая Карима на уроках русской литературы (учебное пособие) // Уфа: Китап, 2008. – 80 с., 4,2 п.л.

19.Шуралёв А.М. Изучение литературы в полиэтнических классах основной школы (пособие для учителя) // СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009. – 165 с., 10,5 п.л.

Программы элективных курсов

20.Шуралёв А.М. Оазисы духовности (Христианские мотивы в произведениях русской литературы) // Предпрофильная подготовка школьников в предметной области «Русский язык и литература»: Рабочие программы элективных курсов для учащихся 10-11 классов. Уфа: БИРО, 2006. С. 66-69, 0,25 п.л.

21.Шуралёв А.М. Художественная деталь (Лингвокультурологическая индукция) // Предпрофильная подготовка школьников в предметной области «Русский язык и литература»: Рабочие программы элективных курсов для учащихся 10-11 классов. Уфа: БИРО, 2006. – С. 70-73, 0,25 п.л.

Статьи в научно-методических изданиях, тексты выступлений в сборниках материалов научно-практических конференций

22.Шуралёв А.М. Лингвокультурологический анализ художественного текста // Педагогический журнал Башкортостана. – 2006. – № 1(2). – С.138-152, 1 п.л.

23.Шуралёв А.М. Алгоритмизация экспликации культурного кода художественного текста в системе формирования лингвокультурологической компетенции языковой личности // Актуальные проблемы современного лингвистического образования в Республике Башкортостан: Материалы научно-методического семинара Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – С.256-261, 0,35 п.л.

24.Шуралёв А.М. Технология экспликации культурного кода художественного текста в системе формирования лингвокультурологической компетенции учащихся // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Санкт-Петербург, 15-17 октября 2008 г. Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве. – В 2 т.– СПб.:МИРС, 2008, Т. 1, часть 2. – С.277-284, 0,5 п.л.

25.Шуралёв А.М. Лингводидактический аспект культурологической интерпретации художественного текста // Русский язык в полиэтнической среде: Социокультурные проблемы лингвистического образования: Материалы Междунар. научно-практ.конф.Уфа: РИО БашГУ, 2006.– С.485-489, 0,35 п.л.

26.Шуралёв А.М. Экспликация культурного кода художественного текста как форма этического и эстетического воспитания учащихся // Модернизация образования: проблемы повышения качества: Сборник научных статей. – Уфа: Изд-во БИРО, 2008. –С.279-287, 0,5 п.л.

27.Шуралёв А.М. «Сплелись корнями наши племена». Интегрированное изучение русской и башкирской литературы на примере исследования творчества Мустая Карима // Учитель Башкортостана. – 2007. – №8. – С.67-70, 0,5 п.л

28.Шуралёв А.М. « Я хочу выйти на свободу». Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и сказка В.М.Гаршина «Аttalea princeps» // Литература. – 2008. – №9. – С.10-11, 0,4 п.л.

29.Шуралёв А.М. «Всеобщее спасение». К.Г.Паустовский. «Тёплый хлеб». Материал к уроку. V класс // Уроки литературы. – 2008. – №1. – С.8-9, 0,35 п.л.

30.Шуралёв А.М. Лингвокультурологическое исследование художественных образцов христианской этики в системе школьного литературного образования // Литературное образование и духовно-нравственное развитие личности. XVII Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции.– М.: МПГУ, 2010 – С.36-42, 0,4 п.л.

31.Шуралёв А.М. Формирование языковой личности школьника в процессе концептологического осмысления литературного произведения // Языковая личность: Лингвистика. Лингвокультурология. Лингводидактика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Лингвистические и лингвокультурологические основы формирования языковой личности в условиях многоязычия». – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – С.404 – 414, 1 п.л.

32.Шуралёв А.М. Методический аспект выявления концептуальной сущности сквозной ключевой лексики художественного текста // Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра. XIX Голубковские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2012. – С.110-116, 0,4 п.л.

33.Шуралёв А.М. Чувство родственности, или «Нет ничего прекраснее, чем дети» (По рассказу А.П.Платонова «Возвращение», VIII класс) // Учитель Башкортостана. – 2009. – №10. – С.32-35, 0,5 п.л.

34.Шуралёв А.М. Интерпретация художественных смыслов литературного произведения с опорой на фольклор // Учитель Башкортостана. – 2012. – №3. – С.52-55, 0,5 п.л.