- В неканонический период развития русской поэзии, начавшийся на рубеже XVIII-XIX веков, жанровое мышление не перестало существовать, а жанры русской лирики продолжили свое развитие. Но на новом этапе жанры изменили принципы своего функционирования - из предписательной нормативной категории жанр превратился в динамическую модель, отвечающую за художественное завершение лирического произведения.
- Только методика жанрового анализа, учитывающая особенности функционирования жанра в неканоническую эпоху, позволяющая работать как с одиночными лирическими текстами, так и с большими литературными рядами, создает предпосылки для изучения жанра на уровне форм завершения художественного мира лирического произведения.
- Анализ русской элегии XIX-XX века на уровне жанровых моделей показывает, что выбранный для исследования жанр в последние двести лет отличало разнообразие - в частности, в работе предложено описание 14 моделей русской элегии неканонического периода. Мы можем говорить о том, что русская элегия последних двух веков, начиная с момента своего появления в обновленном виде, развивалась по нескольким направлениям, что обусловило появление различных жанровых моделей. Исследование русской элегии на уровне жанровых моделей позволяет наполнить термин «элегия» реальным содержанием.
- Исследование русской поэзии последних двух веков на уровне жанровых моделей показывает, что русская элегия не перестала существовать в творчестве позднего Пушкина - она была и остается одним из ключевых жанров русской лирики XIX-XX веков.
- Основными моделями русской элегии XIX-XX веков можно считать следующие разновидности: «ночная» элегия, «кладбищенская», элегия на смерть, элегия на смерть поэта, «унылая», историческая, внутри которой особо выделяются элегия-героида и дума, аналитическая элегия, элегия личных итогов, элегия навязчивого воспоминания, «осенняя», метафизическая элегия и элегия о поиске идеала.
- Каждая из выделенных жанровых моделей имеет свои особенности лирического сюжета, отличительные черты лирического «я», собственный набор постоянных образов и мотивов, собственную логику историко-литературного происхождения и развития.
- Анализ современной поэзии показывает, что она в полной мере использует жанровые модели элегии, характерные для XIX-XX веков. На этом основании можно заключить, что традиции неканонической эпохи охватывают и современный период развития поэзии.
- Исследование русской элегии неканонического периода показывает, что исследуемый жанр так или иначе был характерен для большинства русских поэтов; это позволяет доказать наличие жанрового мышления в поэзии XIX-XX века, что в свою очередь открывает большие перспективы для дальнейшего изучения жанровой системы этого периода.
1.Козлов В.И. Здание лирики. Архитектоника мира лирического произведения. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2009. (14 п.л.)
2.Козлов В.И. Русская элегия неканонического периода: очерки типологии и истории. М.: Языки славянской культуры, 2013. (17 п.л.)
СТАТЬИ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В ИЗДАНИЯХ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ВАК РФ
3.Козлов В. Непереводимые годы Бродского // Вопросы литературы, 2005, №3. С. 155-185. (2 п.л.)
4.Козлов В. Преодоление множественности // Вопросы литературы, 2005, №5. С. 65-76. (1 п.л.)
5.Козлов В. Поверх героя // Вопросы литературы, 2006, №5. С. 52-66. (1,1 п.л.)
6.Козлов В. Жанровое мышление современной поэзии // Вопросы литературы, 2008, №5. С.137-159. (1,3 п.л.)
7.Козлов В.И. Историчность категории художественного мира // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2008. №3. С.38-53. (1,2 п.л.)
8.Козлов В. Наработанная высота. Максим Амелин // Вопросы литературы, 2009, №5. С. 58-76. (1,2 п.л.)
9.Козлов В.И. От идиллии к гимну сквозь сплетни и аллегории. Олеся Николаева // Вопросы литературы, 2010, №6. С.24-45. (1,2 п.л.)
10.Козлов В.И. Использовать при прочтении. Жанровый анализ лирического произведения // Вопросы литературы, 2011, №1. С.208-237. (1,5 п.л.)
11.Козлов В.И., Мирошниченко О.С. Воспоминание как привидение: о пограничной зоне элегии и баллады // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2011, №1. С.35-43. (авторская доля - 0,5 п.л.)
12.Козлов В.И. Жанровые ингредиенты «Сельского кладбища» // Вопросы литературы, 2012, №3. С.226-246. (1,2 п.л.)
13.Козлов В.И. Публичное прощание или личная утрата? Две модели элегии на смерть поэта // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2013. №2 (в печати) (0,8 п.л.)
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
14.Козлов В.И. Постановка проблемы лирического сюжета // Тезисы докладов молодых исследователей. Ростов–на–Дону: Изд-во РГУ, 2004. С.60-63. (0,3 п.л.)
15.Козлов В.И. О диалогичности лирики // Литература в диалоге культур. Материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004. С. 146-152. (0,5 п.л.)
16.Козлов В.И. Образный строй лирики: онтологический аспект // Пушкинские чтения-2005. Материалы X международной научной конференции «Пушкинские чтения» (6 июня 2005 г.). СПб.: САГА, 2005. С. 216-221. (0,9 п.л.)
17.Козлов В.И. Об онтологическом статусе ключевых слов в лирическом произведении // Труды аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета. Т.XI. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2005. С. 177-179. (0,3 п.л.)
18.Козлов В. Эксперимент и документ против поэзии // Арион, 2006, №3. С.48-57. (0,8 п.л.)
19.Козлов В. Вышивка эпосом по лирике // Арион, 2006, №4. С.41-52. (0,9 п.л.)
20.Козлов В. Аспекты рода и жанра в лирическом стихотворении // Литература в диалоге культур – 5. Материалы международной научной конференции, Ростов-на-Дону, 2007. С.117- 120. (0,5 п.л.)
21.Козлов В. Внутренние пейзажи Олега Чухонцева // Новый мир, 2008, №3. С.158-173. (1,5 п.л.)
22.Козлов В. Два языка, или Что стихотворение помнит о Творении // Арион, 2009, №2.С.15-38. (1,5 п.л.)
23.Козлов В.И. Четыре подступа к циклу И.Бродского «Часть речи» // Пристальное прочтение Бродского: Сб.статей / Под ред. В.И.Козлова. Ростов-на-Дону: НМЦ «Логос», 2010. С.87-145. (3,8 п.л.)
24.Козлов В.И. Традиция антологической миниатюры в неканонической лирике // Литературная учеба, 2010, №5. С. 38-50. (0,9)
25.Козлов В.И. Канон элегии на смерть: последний повод для встречи // Литература в диалоге культур – 8. Материалы международной научной конференции, Ростов-на-Дону, 2010. С.110-113. (0,6 п.л.)
26.Козлов В. Элегия неканонического мира // Арион, 2011, №2. С.79-91. (0,9 п.л.)
27.Козлов В.И. Русская «ночная» элегия: этап созревания // Литература в диалоге культур-9: Материалы заочной международной научной конференции. Ростов-на-Дону. 2011. С.88-94. (0,8 п.л.)
28.Козлов В.И. Очевидное и неочевидное наследие «кладбищенской элегии» в русской поэзии // Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы. Ставрополь, 2012, С.79-91. (0,9 п.л.)
29.Козлов В.И. Упоение настоящим: антологические нулевые // Арион, 2012. №1. С.19-41. (1,3 п.л.)
30.Козлов В.И. Три модели русской исторической элегии // Жанр как инструмент прочтения. Сб. статей / Под ред. В.И. Козлова. Ростов-на-Дону: НП «Инновационные гуманитарные проекты», 2012. С. 151-172. (1,2 п.л.)
31.Козлов В.И., Мирошниченко О.С. Жанровое мышление поэта Юрия Живаго // Новый филологический вестник. 2012, №4. (авторская доля - 1,4 п.л.)
РЕЦЕНЗИИ
32.Козлов В.И. И.В.Силантьев Поэтика мотива // Вопросы литературы. 2005, №1. С. 358-362. (0,2 п.л.)
33.Козлов В.И. Поэтика Иосифа Бродского // Вопросы литературы, 2005, №3. С. 358-361. (0,4 п.л.)
34.Козлов В.И Н. Л. Лейдерман. Теория жанра // Вопросы литературы, 2012, №4. С.506-509. (0,4 п.л.)