Научная тема: «РУССКАЯ ЭЛЕГИЯ НЕКАНОНИЧЕСКОГО ПЕРИОДА: ТИПОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, ПОЭТИКА»
Специальность: 10.01.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В неканонический период развития русской поэзии, начавшийся на рубеже XVIII-XIX веков, жанровое мышление не перестало существовать, а жанры русской лирики продолжили свое развитие. Но на новом этапе жанры изменили принципы своего функционирования - из предписательной нормативной категории жанр превратился в динамическую модель, отвечающую за художественное завершение лирического произведения.
  2. Только методика жанрового анализа, учитывающая особенности функционирования жанра в неканоническую эпоху, позволяющая работать как с одиночными лирическими текстами, так и с большими литературными рядами, создает предпосылки для изучения жанра на уровне форм завершения художественного мира лирического произведения.
  3. Анализ русской элегии XIX-XX века на уровне жанровых моделей показывает, что выбранный для исследования жанр в последние двести лет отличало разнообразие - в частности, в работе предложено описание 14 моделей русской элегии неканонического периода. Мы можем говорить о том, что русская элегия последних двух веков, начиная с момента своего появления в обновленном виде, развивалась по нескольким направлениям, что обусловило появление различных жанровых моделей. Исследование русской элегии на уровне жанровых моделей позволяет наполнить термин «элегия» реальным содержанием.
  4. Исследование русской поэзии последних двух веков на уровне жанровых моделей показывает, что русская элегия не перестала существовать в творчестве позднего Пушкина - она была и остается одним из ключевых жанров русской лирики XIX-XX веков.
  5. Основными моделями русской элегии XIX-XX веков можно считать следующие разновидности: «ночная» элегия, «кладбищенская», элегия на смерть, элегия на смерть поэта, «унылая», историческая, внутри которой особо выделяются элегия-героида и дума, аналитическая элегия, элегия личных итогов, элегия навязчивого воспоминания, «осенняя», метафизическая элегия и элегия о поиске идеала.
  6. Каждая из выделенных жанровых моделей имеет свои особенности лирического сюжета, отличительные черты лирического «я», собственный набор постоянных образов и мотивов, собственную логику историко-литературного происхождения и развития.
  7. Анализ современной поэзии показывает, что она в полной мере использует жанровые модели элегии, характерные для XIX-XX веков. На этом основании можно заключить, что традиции неканонической эпохи охватывают и современный период развития поэзии.
  8. Исследование русской элегии неканонического периода показывает, что исследуемый жанр так или иначе был характерен для большинства русских поэтов; это позволяет доказать наличие жанрового мышления в поэзии XIX-XX века, что в свою очередь открывает большие перспективы для дальнейшего изучения жанровой системы этого периода.
Список опубликованных работ
МОНОГРАФИИ

1.Козлов В.И. Здание лирики. Архитектоника мира лирического произведения. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2009. (14 п.л.)

2.Козлов В.И. Русская элегия неканонического периода: очерки типологии и истории. М.: Языки славянской культуры, 2013. (17 п.л.)

СТАТЬИ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В ИЗДАНИЯХ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ВАК РФ

3.Козлов В. Непереводимые годы Бродского // Вопросы литературы, 2005, №3. С. 155-185. (2 п.л.)

4.Козлов В. Преодоление множественности // Вопросы литературы, 2005, №5. С. 65-76. (1 п.л.)

5.Козлов В. Поверх героя // Вопросы литературы, 2006, №5. С. 52-66. (1,1 п.л.)

6.Козлов В. Жанровое мышление современной поэзии // Вопросы литературы, 2008, №5. С.137-159. (1,3 п.л.)

7.Козлов В.И. Историчность категории художественного мира // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2008. №3. С.38-53. (1,2 п.л.)

8.Козлов В. Наработанная высота. Максим Амелин // Вопросы литературы, 2009, №5. С. 58-76. (1,2 п.л.)

9.Козлов В.И. От идиллии к гимну сквозь сплетни и аллегории. Олеся Николаева // Вопросы литературы, 2010, №6. С.24-45. (1,2 п.л.)

10.Козлов В.И. Использовать при прочтении. Жанровый анализ лирического произведения // Вопросы литературы, 2011, №1. С.208-237. (1,5 п.л.)

11.Козлов В.И., Мирошниченко О.С. Воспоминание как привидение: о пограничной зоне элегии и баллады // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2011, №1. С.35-43. (авторская доля - 0,5 п.л.)

12.Козлов В.И. Жанровые ингредиенты «Сельского кладбища» // Вопросы литературы, 2012, №3. С.226-246. (1,2 п.л.)

13.Козлов В.И. Публичное прощание или личная утрата? Две модели элегии на смерть поэта // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2013. №2 (в печати) (0,8 п.л.)

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

14.Козлов В.И. Постановка проблемы лирического сюжета // Тезисы докладов молодых исследователей. Ростов–на–Дону: Изд-во РГУ, 2004. С.60-63. (0,3 п.л.)

15.Козлов В.И. О диалогичности лирики // Литература в диалоге культур. Материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004. С. 146-152. (0,5 п.л.)

16.Козлов В.И. Образный строй лирики: онтологический аспект // Пушкинские чтения-2005. Материалы X международной научной конференции «Пушкинские чтения» (6 июня 2005 г.). СПб.: САГА, 2005. С. 216-221. (0,9 п.л.)

17.Козлов В.И. Об онтологическом статусе ключевых слов в лирическом произведении // Труды аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета. Т.XI. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2005. С. 177-179. (0,3 п.л.)

18.Козлов В. Эксперимент и документ против поэзии // Арион, 2006, №3. С.48-57. (0,8 п.л.)

19.Козлов В. Вышивка эпосом по лирике // Арион, 2006, №4. С.41-52. (0,9 п.л.)

20.Козлов В. Аспекты рода и жанра в лирическом стихотворении // Литература в диалоге культур – 5. Материалы международной научной конференции, Ростов-на-Дону, 2007. С.117- 120. (0,5 п.л.)

21.Козлов В. Внутренние пейзажи Олега Чухонцева // Новый мир, 2008, №3. С.158-173. (1,5 п.л.)

22.Козлов В. Два языка, или Что стихотворение помнит о Творении // Арион, 2009, №2.С.15-38. (1,5 п.л.)

23.Козлов В.И. Четыре подступа к циклу И.Бродского «Часть речи» // Пристальное прочтение Бродского: Сб.статей / Под ред. В.И.Козлова. Ростов-на-Дону: НМЦ «Логос», 2010. С.87-145. (3,8 п.л.)

24.Козлов В.И. Традиция антологической миниатюры в неканонической лирике // Литературная учеба, 2010, №5. С. 38-50. (0,9)

25.Козлов В.И. Канон элегии на смерть: последний повод для встречи // Литература в диалоге культур – 8. Материалы международной научной конференции, Ростов-на-Дону, 2010. С.110-113. (0,6 п.л.)

26.Козлов В. Элегия неканонического мира // Арион, 2011, №2. С.79-91. (0,9 п.л.)

27.Козлов В.И. Русская «ночная» элегия: этап созревания // Литература в диалоге культур-9: Материалы заочной международной научной конференции. Ростов-на-Дону. 2011. С.88-94. (0,8 п.л.)

28.Козлов В.И. Очевидное и неочевидное наследие «кладбищенской элегии» в русской поэзии // Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы. Ставрополь, 2012, С.79-91. (0,9 п.л.)

29.Козлов В.И. Упоение настоящим: антологические нулевые // Арион, 2012. №1. С.19-41. (1,3 п.л.)

30.Козлов В.И. Три модели русской исторической элегии // Жанр как инструмент прочтения. Сб. статей / Под ред. В.И. Козлова. Ростов-на-Дону: НП «Инновационные гуманитарные проекты», 2012. С. 151-172. (1,2 п.л.)

31.Козлов В.И., Мирошниченко О.С. Жанровое мышление поэта Юрия Живаго // Новый филологический вестник. 2012, №4. (авторская доля - 1,4 п.л.)

РЕЦЕНЗИИ

32.Козлов В.И. И.В.Силантьев Поэтика мотива // Вопросы литературы. 2005, №1. С. 358-362. (0,2 п.л.)

33.Козлов В.И. Поэтика Иосифа Бродского // Вопросы литературы, 2005, №3. С. 358-361. (0,4 п.л.)

34.Козлов В.И Н. Л. Лейдерман. Теория жанра // Вопросы литературы, 2012, №4. С.506-509. (0,4 п.л.)