- Чрезвычайные ситуации в экономическом аспекте представляют собой особую резкую дестабилизацию функционирования хозяйства региона при возникновении и распространении на его территории стихийных бедствий, техногенных аварий, экологических катастроф и социально-политических конфликтов. Введение особого режима хозяйствования при наступлении негативных стихийных условий является вынужденной мерой и вызвано внезапным полным или частичным разрушением процессов воспроизводства экономических связей и отношений, а также спецификой состояния и поведения их субъектов. Традиционно в качестве основных принято считать физический (природно-технический) и социально-психологический аспекты ЧС. Но актуальный подход к разрешению проблем ЧС требует особо выделять пространственно-экономический аспект. Формами проявления данного аспекта ЧС служат снижение качества жизни населения, дестабилизация социально-экономических процессов и различные виды ущербов, возникающих на определенной территории. Актуализация данного аспекта ведет к изменению принципов, методов и инструментов хозяйственного управления на региональном уровне.
- В состав типологических компонентов влияния ЧС на региональную экономику следует включать: ущерб от непосредственного выбытия основных средств; упущенную выгоду от сокращения экономической деятельности; необходимость существенных затрат на восстановление; косвенный ущерб для экономических агентов за пределами зоны ЧС, связанных с пострадавшими объектами. Экономические последствия ЧС можно подразделить на явные (однозначно рассчитываемые) и неявные (непосредственно не связанные с ЧС в виде параметров общего ухудшения состояния региональной экономики). Данные факторы обусловливают специфическую реакцию региональной экономики: временное введение административных мер управления; аккумуляцию ресурсов; принятие срочных мер по жизнеобеспечению населения; проведение неотложных и восстановительных работ.
- Региональная подсистема предупреждения ЧС и преодоления их последствий, являясь компонентом системы федерального уровня, имеет иерархическую структуру в составе трех уровней: регионального, муниципальных образований, отдельных фирм и иных организаций. Данная региональная система пронизана структурой органов управления региона и играет ведущую роль в общей федеральной системе, что обусловлено алокализацией ресурсов и капитала, потенциально опасных зон и объектов, интегрирующим положением между органами федерального и местного управления, а также наличием реальных административно-экономических рычагов для реализации задач всей системы: рационального размещения организаций; подготовки населения и региональных объектов к устойчивому функционированию в ЧС; формирования системы резервов; осуществления мониторинга ЧС; разработки и реализации целевых программ.
- Региональный экономический механизм предупреждения ЧС и преодоления их последствий представляет собой систему отношений между субъектами государственных структур, организаций бизнеса и местного сообщества, решающую широкий комплекс задач по обеспечению защиты населения и устойчивости экономики региона на корпоративных принципах централизации ресурсов, консолидации действий, компромисса интересов, системности, научности, институциональной и материальной обеспеченности. Функционирование данного механизма основано на сочетании методов централизованной мобилизации и предпринимательской инициативы до и после ЧС. Оно может быть представлено моделью многоуровневого циклического процесса с целевыми блоками: прогнозирования, организации, планирования, финансирования, мониторинга, диагностики и коррекции в процессе субординации и координации, дифференциации и интеграции действий по предупреждению, восстановлению и экономической реабилитации пострадавших субъектов и объектов хозяйства на территории региона.
- Современная система предупреждения ЧС и преодоления их последствий формировалась в сложный период рыночной трансформации отечественной экономики. Она функционирует в рамках оперативной концепции и достаточно хорошо реагирует на возникающие угрозы и вызовы, но её экономическая эффективность не отвечает желаемым требованиям, а рост бюджетных ассигнований не ведет к снижению негативного влияния ЧС на экономику. В целом ей присущ комплекс проблем: недооценка регионального экономического механизма; ведомственность; слабое использование местных ресурсов и другие. Условием превращения данных проблем в «точки совершенствования» является принципиальная модернизация всей системы отношений - переход к экономической концепции, основанной на соотнесении инвестиций и эффекта. Он создаст условия для роста взаимодействия органов федеральной, региональной и муниципальной власти, общественных и коммерческих структур регионального уровня.
- Оперативная концепция предупреждения ЧС и преодоления их последствий заведомо нацеливает на реализацию основной деятельности в период бедствия с целью проведения спасательных и других неотложных работ. Модернизация в этой сфере строится путем переноса акцента на мероприятия по предупреждению бедствий и по экономической реабилитации после их локализации. Императивы данной модернизации включают: региональную интеграцию деятельности органов административно-территориального управления, бизнеса, общественно-политических структур и структур гражданского общества; привлечение к реализации проводимых мероприятий всех организаций региона; использование местных возможностей и ресурсов.
- Стратегическое управление предупреждением ЧС и преодолением их последствий более эффективно при внедрении форсайта и «дорожных карт» на основе превентивного и актуального мониторинга потенциально опасных зон и объектов, который в настоящее время включает только ретроспективную информацию о ЧС. Необходимо интегрировать в мониторинг базы данных об имеющихся ресурсах и запасах факторов производства с учетом их региональной алокации и комплекса прогнозов экономических последствий ЧС в полном спектре потенциально опасных объектов и зон. Прогнозы целесообразно составлять на основе сочетания сценариев и моделей последствий бедствий в зонах поражения, отражающих параметры потерь запасов и факторов производства, снижения его резервов и потенциала, меры экономического ущерба, а также потребности и возможности мобилизации ресурсов для проведения восстановительных работ.
- Ключевым моментом эффективного функционирования регионального экономического механизма экономических последствий ЧС является их оценка, которая позволяет обосновать весь комплекс проводимых работ с позиций «риск - потребности - затраты». В основе такой оценки лежит методика определения совокупного экономического ущерба от ЧС, структура которой предусматривает расчет разновременных показателей: прямые потери; ущерб от недопроизводства; косвенный ущерб; затраты на восстановление. Это позволяет получать комплексную картину ЧС на стадиях: прогнозирования; неотложных работ; восстановления; полной экономической реабилитации. Преимуществом методики является ее адаптивность к использованию в рамках сложной иерархии хозяйственной организации региональных социально-экономических систем и заключается в унификации для экономических и социальных объектов возможности интеграции показателей разного уровня.
- Стрессовый характер ЧС диктует необходимость планирования всего комплекса мероприятий по проведению спасательных и неотложных работ, восстановления пострадавших объектов и экономической реабилитации пострадавших регионов. Такое планирование в современных условиях целесообразно осуществлять в составе информационно-справочных систем, предусматривая методы расчета параметров финансовых и материальных ресурсов, специализированных формирований, объемов восстановительных работ. С позиций мезоэкономики целью этого планирования служит стабилизация экономического положения на основе устранения возникающих дисбалансов факторов и процессов, интересов и пропорций, создание условий и программ полной экономической реабилитации пострадавшего региона.
- Ограниченность ресурсов обусловливает необходимость оптимизации их распределения между наиболее экономически и социально приоритетными или императивными объектами за счет бесперспективных. Определение объектов адресной государственной поддержки предусматривает сочетание директивы и инициативы, необходимость и возможность конкурса проектов восстановления и экономической реабилитации. Критерии выбора способа восстановления хозяйственных и социальных объектов основаны на их статусе, тяжести последствий ЧС, их масштабе и значении для региона, их участии в межрегиональной и международной интеграции, размерах и источниках требуемой помощи, возможности инвестиций и контроля их использования.
1. Вакарёв, А.А. Совершенствование системы информационного обеспечения управления в чрезвычайных ситуациях: мониторинг [Текст] / А.А. Вакарёв // РИСК. – 2012. – № 4. – М.: Изд-во Институт ИТКОР. – С. 28–31 (0,4 п.л.).
2. Вакарёв, А.А. Региональный экономический механизм предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий [Текст] / А.А. Вакарёв // Вопросы региональной экономики. – 2012. – № 4 (13). – Королёв: КИУЭС. – С. 87–90 (0,4 п.л.).
3. Вакарёв, А.А. Совершенствование системы безопасности в чрезвычайных ситуациях: экономический аспект и экономический механизм [Текст] / А.А. Вакарёв // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. – 2012. – № 6. – М.: ЗАО «Издательство «Экономическое образование». – С. 48–56 (0,4 п.л.).
4. Вакарёв, А.А. Централизованное управление в условиях чрезвычайных ситуаций: специфика и перспективы Электронный ресурс / А.А. Вакарёв // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. – 2012. – № 11: сайт. – Режим доступа: http://www.uecs.ru/ (дата обращения: 24.10.2012) (0,5 п.л.).
5. Вакарёв, А.А. Использование мониторинга чрезвычайных ситуаций для развития интеграционных процессов в России [Текст] / А.А. Вакарёв // Федерализм. – 2012. – № 4. – М: Федерализм. – С. 179–188 (0,5 п.л.).
6. Вакарёв, А.А. Информационное обеспечение и оценка эффективности управления в чрезвычайных ситуациях: пути модернизации [Текст] / А.А. Вакарёв // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 17. – М.: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ». – С. 60–65 (0,4 п.л.).
7. Вакарёв, А.А. Методические подходы к определению экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций для региональной экономики [Текст] / А.А. Вакарёв // Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. – 2011. – № 1. – Волгоград: Изд-во Волгоградский государственный университет. – С. 54–60 (0,6 п.л.).
8. Вакарёв, А.А. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций в современной России [Текст] / А.А. Вакарёв // Научные ведомости БелГУ. Выпуск 10/1. – 2009. – № 7. – Белгород: Изд-во Белгородский государственный университет. – С. 114–122 (0,8 п.л.).
9. Вакарёв, А.А. Гуманитарные общественные организации в системе по чрезвычайным ситуациям современной России [Текст] / А.А. Вакарёв // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 4. – СПб.: Изд-во: Научно-производственная компания "РОСТ". – С. 93–97 (0,7 п.л.).
10. Вакарёв, А.А. Компромисс интересов в сфере управления в чрезвычайных ситуациях [Текст] / А.А. Вакарёв // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 7. – М.: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» – С. 62–71. (0,9 п.л.)
11. Вакарёв, А.А. Методические основы оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций [Текст] / А.А. Вакарёв // Экономика и управление. – 2009. – № 2. – СПб.: Изд-во Санкт-петербургский университет управления и экономики. – С. 69–75 (0,8 п.л.).
12. Вакарёв, А.А. Тенденции и перспективы совершенствования управления в чрезвычайных ситуациях [Текст] / А.А. Вакарёв // Федерализм. – 2008. - № 4. – М.: Федерализм. – С. 117–130 (0,8 п.л.).
13. Вакарёв, А.А. Активизация человеческого фактора в управлении в чрезвычайных ситуациях [Текст] / А.А. Вакарёв // Управление персоналом. – 2008. – № 24. – М.: ООО Издательский дом "Журнал Управление персоналом". – С. 40–43 (0,4 п.л.).
14. Вакарёв, А.А. Легкая защита. Малое предпринимательство в противодействии угрозам современной России [Текст] / А.А. Вакарёв // Российское предпринимательство. Выпуск 2. – 2008. – № 5. – М.: ООО Издательство "Креативная экономика". – С. 69–73 (0,4 п.л.).
15. Вакарёв, А.А. Малое предпринимательство как элемент функционирования регионального хозяйства в период чрезвычайных ситуаций [Текст] / А.А. Вакарёв // Предпринимательство. – 2008. – № 2. М.: ООО Издательство "Креативная экономика". – С. 16–22. (0,4 п.л.).
Монографии
16. Вакарёв, А.А. Региональный экономический механизм обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях [Текст] / А.А. Вакарёв. – В 2-х частях. – 2011. – Волгоград: Изд-во Волгоградский государственный университет. – 420 с. и 388 с. (46,9 п.л.).
17. Вакарёв, А.А. Прогнозирование экономических последствий чрезвычайных ситуаций [Текст] / А.А. Вакарёв. – 2011. – Волгоград: Волгоградское научное издательство. – 209 с. (12,1 п.л.).
18. Вакарёв, А.А. Вопросы методики оценки инновационного потенциала предприятий в период восстановления после чрезвычайных ситуаций [Текст] / А.А. Вакарёв. – 2007. – Волгоград: Волгоградское научное издательство. – 281 с. (16,3 п.л.).
19. Вакарёв, А.А. Управление экономикой Волгоградской области в чрезвычайных ситуациях [Текст] / А.А. Вакарёв. – 2006. – Волгоград: Волгоградское научное издательство. – 483 с. (28,0 п.л.).
20. Вакарёв, А.А. Вопросы методики разработки и реализации организационных изменений на предприятиях в период реабилитации после возникновения чрезвычайных ситуаций [Текст] / А.А. Вакарёв, А.И. Столповских. – 2006. – Волгоград: Волгоградское научное издательство. – 320 с. (20,1/15,0 п.л.)
Статьи, опубликованные в других изданиях
21. Вакарёв, А.А. Мониторинг экономических последствий чрезвычайных ситуаций: современный уровень и перспективы развития [Текст] / А.А. Вакарёв // «Time and space – coordinate system of human development»: materials digest of the VIIIth International Scientific and Practical Conference (Odessa, London, August 25 – September 1, 2011). – 2011. – Odessa: InPress. – P. 5–7 (0,4 п.л.).
22. Вакарёв, А.А. Проблемы прогнозирования экономических последствий чрезвычайных ситуаций [Текст] / А.А. Вакарёв // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы VIII международной научно-практической конференции 26-27 сентября 2011 г. Том II. – 2011. – М.: Научно-информационный издательский центр "Институт Стратегических Исследований". – С. 30–34 (0,3 п.л.).
23. Вакарёв, А.А. Основные подходы к государственному управлению экономикой в чрезвычайных ситуациях [Текст] / А.А. Вакарёв // Материалы I Международной научно-практической конференции «Новости научной мысли – 2006». Том 1. – Економические науки. – 2006. – Днепропетровск: Наука и образование. – С. 110–122 (1,5 п.л.).
24. Вакарёв, А.А. Методические вопросы проектирования и организации восстановления регионов пострадавших от чрезвычайных ситуаций [Текст] / А.А. Вакарёв, С.Е. Крюков // Материалы I Международной научно-практической конференции «Новости научной мысли – 2006». Том 1. Економические науки. – 2006. – Днепропетровск: Наука и образование. – С. 97–102 (0,6/0,4 п.л.).
25. Вакарёв, А.А. Принципы и методы управления и планирования в чрезвычайных ситуациях в современных условиях [Текст] / А.А. Вакарёв, С.Е. Крюков // Матерiали I Мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Передовi науковi розробки – 2006». Т. 4. – 2006. – Днiпропетровськ: Наука i освiта. – С. 33–45 (1,1/0,8 п.л.).
26. Вакарёв, А.А. Проблемы прогнозирования обеспечения устойчивости социально-экономического развития Волгоградской области в чрезвычайных ситуациях [Текст] / А.А. Вакарёв, К.Н. Дегтяренко // Матерiали I Мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Передовi науковi розробки – 2006». Т. 4. – 2006. – Днiпропетровськ: Наука i освiта. – С. 24–33 (0,8/0,5 п.л.).
27. Вакарёв, А.А. Структура и функции государственной системы по чрезвычайным ситуациям Волгоградской области [Текст] / А.А. Вакарёв, А.Э. Ушамирский // Матерiали I Мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Наука: теорiя та практика – 2006». Т. 6. – 2006. – Днiпропетровськ: Наука i освiта. – С. 99–110. (0,7/ 0,4 п.л.).
28. Вакарёв, А.А. Вопросы методологии управления и планового регулирования в чрезвычайных ситуациях [Текст] / А.А. Вакарёв // Матерiали I Мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Наука: теорiя та практика – 2006». Т. 6. – 2006. – Днiпропетровськ: Наука i освiта. – С. 89–99. (0,7 п.л.).
29. Вакарёв, А.А. Вопросы методики управления и планирования восстановительных работ регионов пострадавших от чрезвычайных ситуаций [Текст] / А.А. Вакарёв // Матерiали I Мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Наука: теорiя та практика – 2006». Т. 4. – 2006 – Днiпропетровськ: Наука i освiта. – Т.4. – С. 78–88. (0,6 п.л.).
30. Вакарёв, А.А. Централизованное управление в условиях чрезвычайных ситуаций в условиях рынка [Текст] / А.А. Вакарёв, А.Э. Ушамирский // Матерiали I Мiжнародноi науково-практичноi конференцii «Наука: теорiя та практика – 2006». Т. 4. – 2006 – Днiпропетровськ: Наука i освiта. – С. 65–73. (0,5/0,3 п.л.).
31. Вакарёв, А.А. About any questions of preliminary activity in field of Emergency management [Текст] / А.А. Вакарёв // European Journal of Natural History. – 2006. – № 4. – М.: Российская академия естественных наук. – С. 107–108. (0,2 п.л.).
32. Вакарёв, А.А. Организационно-методические подходы к разработке целевых комплексных программ развития регионов [Текст] / А.А. Вакарёв, С.Е. Крюков // Вестник Волжского института экономики педагогики и права. Выпуск 3. Серия «Экономика и управление» / Гл. ред. Г.Ф. Ушамирская / – 2005. – Волжский: ВИЭПП. – С. 141–148 (0,5/0,3 п.л.).
33. Вакарёв, А.А. Необходимость централизованного государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций [Текст] / А.А. Вакарёв // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. Выпуск 2. Серия «Экономика и управление» / Гл. ред. Г.Ф. Ушамирская / – 2004. – Волжский: ВИЭПП. – С. 12–18. (0,5 п.л.).