Научная тема: «СИСТЕМА АДАПТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ДВУЯЗЫЧНОЙ ОСНОВЕ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Педагогическая система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе представляет совокупность целевого, содержательного, технологического блоков, характеризуемых спецификой билингвального обучения (использования потенциала двуязычия студентов): цель системы - в достижении успешной адаптации билингвальных студентов - выпускников национальных школ к учебной деятельности в вузе с использованием их родного языка как средства обучения; содержание дисциплины структурируется на основе модульного, тезаурусного, лексико-терминологического подходов, позволяющих выделять понятийно-терминологический аппарат, осваиваемый посредством семантизации на двуязычной основе; технология включает формы, методы и средства с элементами билингвального обучения (формы организации обучения студентов с учетом их дидактической и языковой подготовленности; методы, приемы двуязычной семантизации понятийно-терминологического аппарата; двуязычная учебно-методическая литература, терминологическая литература в виде двуязычных словарей, номенклатур, тезаурусов и т.д.).

Система позволяет реализовывать успешную адаптацию билингвальных студентов - выпускников как национальных отечественных, так и зарубежных школ, а также моноязычных (русскоязычных) студентов к учебной деятельности в вузе, создает условия для подготовки специалистов с четкой ориентацией на профессию, тем самым снижает остроту потребности кадрового обеспечения из числа этнической молодежи региональных предприятий России (и стран зарубежья).

2. Концепция адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе основана на педагогических подходах (модульный, тезаурусный, лексико-терминологический; личностно-ориентированный и этнопсихологический); доминирующих принципах (преемственности, профессиональной направленности; входного контроля, семантизации информации, благоприятного эмоционального климата обучения, новизны и разнообразия форм, средств и методов обучения) и направлена на достижение высокого уровня адаптированности студентов - выпускников национальных школ к учебной деятельности в технологическом вузе.

Дополняющие принципы (учета родного языка, использования национально-ориентированного учебного материала, межкультурного общения, функциональной деятельности студентов) усиливают позиции концепции в отношении адаптационного обучения билингвальных студентов из стран зарубежья.

3. Закономерности адаптационного обучения билингвальных студентов на двуязычной основе отражают зависимости успешной их адаптации к учебной деятельности в технологическом вузе от социальной обусловленности обучения, степени использования (учета) родного языка студентов как средства обучения, от уровня освоения понятийно-терминологического аппарата посредством его семантизации на двуязычной основе и использования тезаурусов изучаемой дисциплины, от включенности студентов в функциональную учебную деятельность с учетом их языковой и дидактической подготовленности, от новизны и разнообразия форм, методов и средств обучения на двуязычной основе.

Взаимосвязь дидактических принципов и психолого-педагогических факторов учения обусловливают высокий уровень сформированности компонентов адаптированности (готовности) к учебной деятельности билингвальных студентов в технологическом вузе.

4. Структура этапа учебно-дидактической адаптации студентов младших курсов включает подэтап предметно-ориентированной дидактической адаптации при изучении естественнонаучных дисциплин (например, общей и неорганической химии) и ее периоды (подготовительный - в начале I семестра, дидактический - до конца I семестра, профессионально-ориентирующий - во II семестре), обусловленные приоритетными для каждого периода психолого-педагогическими факторами учения студентов и компонентами их адаптированости к учебной деятельности в вузе.

5. Модель адаптационного обучения отражает связи и отношения всех ее педагогических компонентов, а также обусловленность выбора типа модели (аккультурационная, предметно-ориентированая) и мотивационно-побудительной (развивающей) стратегии обучения билингвальных студентов соответствующими подходами и принципами; базируется на структуре процесса учебно-дидактической адаптации студентов младших курсов. Содержание компонентов модели отражает конкретизированные рекомендации по использованию форм, методов и средств, а также видов контроля и диагностики при обучении билингвальных студентов.

6. Технология адаптационного обучения общей и неорганической химии основана на модульном, тезаурусном и лексико-терминологическом структурировании содержания дисциплины; личностно-ориентированном и этнопсихологическом подходах к обучению студентов, что позволяет включать инвариантные и вариативные элементы в процессуальные и мониторинговые компоненты технологии в зависимости от языковой подготовленности студентов и степени необходимости в семантизации содержания дисциплины на двуязычной основе.

Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях

1.Мифтахова Н.Ш. Становление химического образования татарского народа в системе школ / Н.Ш. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. – 2001. – №1. – С. 158–168.

2.Мифтахова Н.Ш. Истоки гальванотехнического образования татарского народа / Н.Ш. Мифтахова // Казанский педагогический журнал. – 2002. – №3(30). – С. 79–86.

3.Мифтахова Н.Ш. Химические знания в педагогическом наследии просветителя Каюма Насыри / Н.Ш. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. – 2006. – №3. – С. 276–284.

4.Иванов В.Г. Химическое образование в свете языковых реформ в Татарстане / В.Г. Иванов, Н.Ш. Мифтахова // Образование и самообразование. – 2007. – №3. – С. 16–23.

5.Мифтахова Н.Ш. Историческое обоснование двуязычия в современном химическом образовании в Татарстане / Н.Ш. Мифтахова // Казанский педагогический журнал. – 2007. – №4(52). – С.111–115.

6.Хасанова Г.Ф. Лингвистическая обусловленность развития национального химического образования / Г.Ф. Хасанова, Н.Ш. Мифтахова // Образование и саморазвитие. – 2008.– №4(10). – С.244–251.

7.Мифтахова Н.Ш. Терминологические вопросы в химическом образовании на татарском языке (XIX–XX вв.) / Н.Ш. Мифтахова // Казанский педагогический журнал. – 2008. – №6. – С.106–115.

8.Мифтахова Н.Ш. Сущность двуязычия в национальном химическом образовании / Н.Ш. Мифтахова, Г.Ф. Хасанова // Образование и саморазвитие. – 2009. – №2(12). С. 86–90.

9.Мифтахова Н.Ш. Блочно-модульный метод с укрупнением дидактических единиц по химическому и лингвистическому принципу при изучении химии на двуязычной основе / Н.Ш. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. – 2009. – №3. – С. 133–138.

10.Мифтахова Н.Ш. Педагогический эксперимент по обучению химии на двуязычной основе / Н.Ш. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. – 2009. – №3. – С. 145–154.

11.Мифтахова Н.Ш. Дидактические особенности профессионального химического образования студентов-татар на родном языке (I половина XX и начало XXI вв.) / Н.Ш. Мифтахова, Г.Ф. Хасанова // Казанский педагогический журнал. – 2009. – №4. – С.115–123.

12.Мифтахова Н.Ш. Снижение тревожности студентов в процессе адаптационного обучения химии в двуязычной среде / Н.Ш. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №10. – С. 351–358.

13.Хасанова Г.Ф. Этапы становления национального профессионального химического образования / Г.Ф. Хасанова, Н.Ш. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №12. – С. 579–585.

14.Мифтахова Н.Ш. Адаптация студентов факультета химии и нефтехимии к обучению в вузе в двуязычной среде / Н.Ш. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – Т.14, №1. – С. 254–265.

15.Иванов В.Г. Подготовительная стадия адаптационного обучения студентов при химической подготовке в высшей школе / В.Г. Иванов, Н.Ш. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – Т.15, №3. – С. 190–195.

16.Мифтахова Н.Ш. Историко-педагогический опыт адаптации студентов к обучению в вузе на основе двуязычия (1930-е гг.) / Н.Ш. Мифтахова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2012. – №3. – С. 69–75.

17.Мифтахова Н.Ш. Реализация компонентов адаптированности студентов младших курсов к учебной деятельности в технологическом вузе / Н.Ш. Мифтахова [и др.] // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – Т.15, №8. – С. 458–462.

18.Иванов В.Г. Дидактическая стадия адаптационного обучения студентов в технологическом вузе / В.Г. Иванов, Н.Ш. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – Т.15, №11. – С. 320–326.

19.Мифтахова Н.Ш. Методологические основы адаптационного обучения студентов младших курсов на двуязычной основе в технологическом вузе / Н.Ш. Миф-тахова // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №2. – С. 94–99.

20.Мифтахова Н.Ш. Адаптационное обучение билингвальных студентов в высшей школе / Н.Ш. Мифтахова, В.Г. Иванов // Высшее образование в России. – 2013. – №3. – С. 94–97.

Монографии, словари и учебные пособия

21.Мифтахова Н.Ш. Становление химического образования татарского народа / Н.Ш. Мифтахова. – Казань: Фән (Наука), 2004. – 503 с.

22.Мифтахова Н.Ш. Химия в просвещении татарского народа / Н.Ш. Мифтахова. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. – 368 с.

23.Мифтахова Н.Ш. Химическая терминология в татарском языке: формирование и трансформация / Н.Ш. Мифтахова. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. – 260 с.

24.Мифтахова Н.Ш. Национальное профессиональное химическое образование в Татарстане (XIX–XXI вв.) / Н.Ш. Мифтахова, Г.Ф. Хасанова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009. – 196 с.

25.Мифтахова Н.Ш. Технология адаптационного обучения химии в высшей школе в двуязычной среде / Н.Ш. Мифтахова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2010. – 200 с.

26.Мифтахова Н.Ш. Методология и методика адаптационного обучения химии на двуязычной основе в высшей школе : монография / Н.Ш. Мифтахова. – Казань: Изд-во Казан. нац. исслед. технол. ун-та, 2012. – 208 с.

27.Русско-татарский словарь-минимум для работников химической промышленности / сост. Р.И. Халиуллин, Н.Ш. Мифтахова. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1996. – 126 с. (авторских 4 п.л.)

28.Мифтахова Н.Ш. Русско-татарский словарь химических терминов / Н.Ш. Миф-тахова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2000. – 176 с.

29.Мифтахова Н.Ш. Русско-татарский словарь химических терминов / Н.Ш. Миф-тахова / Под ред. доктора химических наук Н.С. Ахметова. – Казань: Магариф (Просвещение), 2002. – 199 с.

30.Актуальные вопросы курса неорганической химии. I. Химические элементы: учеб. пособие на татарском языке / сост. Н.С. Ахметов; пер. Н.Ш. Мифтахова, Р.И. Халиуллин. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1998. – 32 с. (авторских 0,6 п.л.)

31. Актуальные вопросы курса неорганической химии. II. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. III. Периодичность свойств химических элементов: учеб. пособие на татарском языке / сост. Н.С. Ахметов; пер. Н.Ш. Мифтахова, Р.И. Халиуллин. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1998. – 24 с. (авторских 0,5 п.л.)

32.Общая и неорганическая химия: учеб.-метод. пособие. Ч.1 / сост. Н.С. Ахметов, Н.Ш. Мифтахова [и др.]. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2001. – 112 с. (авторских 1,4 п.л.)

33.Мальчишкам и девчонкам (школьный календарь): учебное издание на татарском языке / сост. Ф.Г. Иштирякова, Н.Ш. Мифтахова. – Казань: Магариф (Просвещение), 2003. – 79 с. (авторских 2,5 п.л.)

34.Микрохимический эксперимент: учебное пособие на татарском языке / пер.-сост. Н.Ш. Мифтахова, Л.З. Рязапова, О.В. Петрова. – Казань: Магариф (Просвещение), 2005. – 159 с. (авторских 3,3 п.л.)

35.Мифтахова Н.Ш. Общая и неорганическая химия: учеб.-метод. пособие. Ч.2 / Н.Ш. Мифтахова [и др.]. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2005. – 108 с. (авторских 1,4 п.л.)

36.Мифтахова Н.Ш. Общая и неорганическая химия: учеб.-метод. пособие. / Н.Ш. Мифтахова [и др.]. – Казань: Изд-во Казан. нац. исслед. технол. ун-та, 2012. – 184 с. (авторских 2 п.л.)

Методические пособия

37.Основные классы неорганических соединений: индив. задания / сост. Н.С. Ах-метов, Т.П. Петрова, Н.Ш. Мифтахова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1992. – 28 с. (авторских 0,7 п.л.)

38.Гидролиз: индивид. задания / сост. Н.С. Ахметов, Н.Ш. Мифтахова, Д.М. Кули-кова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1992. – 12 с. (авторских 0,25 п.л.)

39.Изучение раздела «Важнейшие классы неорганических веществ» / Н.С. Ахметов, Н.Ш. Мифтахова [и др.] // Методические указания к проведению занятий по неорганической химии. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1992. – С. 3–10. (авторских 0,25 п.л.)

40.Окислительно-восстановительные реакции: метод. указания на русском, английском и татарском языках / сост. К.А. Зинкичева, Н.Ш. Мифтахова [и др.]. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1995. – 24 с. (авторских 0,5 п.л.)

41.Кристаллы. Кристаллогидраты: метод. указания / сост. Н.С. Ахметов, Н.Ш. Миф-тахова [и др.]. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1995. – 24 с. (авторских 0,4 п.л.)

42.Основные классы неорганических соединений: индивид. задания на русском, татарском, английском языках / сост. Т.П. Петрова, Н.Ш. Мифтахова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1996. – 76 с. (авторских 2,5 п.л.)

43.Основные классы неорганических соединений: метод. указания на русском и татарском языках / сост. Н.С. Ахметов, Н.Ш. Мифтахова, Т.П. Петрова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1998. – 40 с. (авторских 1,3 п.л.)

44.Гидролиз: индивид. задания на русском и татарском языках / сост. Н.С. Ахметов, Н.Ш. Мифтахова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1998. – 20 с. (авторских 1,4 п.л.)

45.Основные классы неорганических соединений: метод. указания на русском и английском языках / сост. Н.Ш. Мифтахова [и др.]. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1999. – 39 с. (авторских 0,8 п.л.)

46.Окислительно-восстановительные реакции: метод. указания на русском и татарском языках / сост. Л.В. Антонова, Н.Ш. Мифтахова, Н.С. Ахметов. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2003. – 44 с. (авторских 1,4 п.л.)

47.Контрольные задания по общей и неорганической химии: Ч.I / сост. Н.Ш. Миф-тахова, Т.П. Петрова, И.Ф. Рахматуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2006. – 140 с. (авторских 3 п.л.)

48.Кристаллы. Кристаллогидраты: метод. указания / сост. Н.Ш. Мифтахова, Т.П. Петрова, И.Ф. Рахматуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. – 24 с. (авторских 0,6 п.л.)

49.Основные классы неорганических соединений: контрольные задания / сост. Т.П. Петрова, Н.Ш. Мифтахова, Е.Е. Стародубец. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. – 40 с. (авторских 1 п.л.)

50.Химический процесс: индив. задания / сост. Т.П. Петрова, Н.Ш. Мифтахова, А.Н. Маслий. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. – 44 с. (авторских 0,83 п.л.)

51.Оборудование и операции в химическом эксперименте: метод. указания / сост. Н.Ш. Мифтахова [и др.]. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009. – 28 с. (авторских 0,5 п.л.)

52.Контрольные задания по общей и неорганической химии: Ч.2 / сост. Т.П. Пет-рова, Н.Ш. Мифтахова [и др.]. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. – 140 с. (авторских 2,5 п.л.)

Тезисы докладов международных конференций

53.Мифтахова Н.Ш. Некоторые особенности обучения химии на двуязычной основе / Н.Ш. Мифтахова // Языковая подготовка студентов вузов и других образовательных учреждений: тезисы докладов Межд. науч.-практ. конф. – Наб. Челны: Изд-во Камского политехнического института, 1999. – С. 33–34.

54.Мифтахова Н.Ш. Из опыта преподавания химии на татарском языке / Н.Ш. Миф-тахова // Социально-профессиональное становление молодежи: тезисы докл. Межд. науч.-прак. конф. В 2-х частях. Часть 1. – Казань: ИСПО РАО, 1999. – С.163–165.

55.Мифтахова Н.Ш. Регионализация химической подготовки в высшей школе / Н.Ш. Мифтахова // Образование взрослых в условиях полиэтнического общества: материалы IV Межд. науч.-практ. конф. – Казань: ТИСБИ, 2000. – С. 102–103.

56. Мифтахова Н.Ш. Роль русскоязычной литературы в становлении химического образования татарского народа / Н.Ш. Мифтахова, Н.С. Ахметов // Тезисы докладов XVII Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. – Казань: Центр оперативной печати, 2003. – Т.4. – С. 133.

57.Мифтахова Н.Ш. Этапы становления и развития национального химического образования в Татарстане / Н.Ш. Мифтахова, Г.Ф. Хасанова // Тезисы докладов XVIII Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. – М.: Граница, 2007.– Т.4. – С. 317.

58.Мифтахова Н.Ш. Русско-татарский терминологический словарь как средство обучения химии на двуязычной основе / Н.Ш. Мифтахова, Г.Ф. Хасанова // Двуязычное (билингвальное) обучение в системе общего и высшего профессионального образования: материалы I международного симпозиума. – Чебоксары: Изд-во Чувашского государственного университета, 2009. – С. 346.