2. Методологический ракурс исследования. Социально-философская методология анализа предусматривает поэтапную реконструкцию лидерства как особого способа бытия. Она предполагает разработку принципов и методов изучения лидерства. Методология социально-философского анализа лидерства позволяет учитывать его разные (субъективные и объективные, интернальные и экстернальные, поведенческие и ментальные и т.д.) стороны, рассматривая их в концептуальном единстве.
3. Эпистемологический аспект анализа. Он требует определения познавательных и эвристических возможностей социальных теорий лидерства, а также соотношения концептов «лидерство», «руководство» и «менеджмент». Экстерналистские модели признают решающую роль внешних (средовых или поведенческих) факторов, интерналистские - делают акцент на изучении «внутреннего мира» лидера, интегралистские - стремятся объединить познавательные возможности двух первых групп.
4. Личностно-интерактивный подход. Данный подход предполагает исследование двух главных составляющих лидерства: 1) личности лидера и его последователей как субъектов социального действия (персональное измерение); 2) ситуации взаимодействия как внутри объединения (между его членами), так и с условиями внешней среды (социальное измерение).
Методология данного подхода базируется на принципах единства социальной и персональной сторон лидерства в организации новой (интерсубъективной) реальности, конструирования её при помощи модальностей и других аналитических инструментов, в т.ч. принципов контекстуальной обусловленности, структурной сопряженности и субординации выделяемых компонентов, а также динамической организации. Эти принципы конкретизируются далее в виде следующих критериев или пар переменных: институциональность - внеинституциональность; макросреда - микросреда; стабильность - изменчивость; целенаправленность - спонтанность; инициативность - инициируемость и т.д.
5. Концептуализация природы лидерства: общие и специфические признаки. Общими свойствами природы лидерства и других форм организационного бытия субъектов управления выступают интенциональность, означающая не только предметную ориентацию действия субъекта, но и «схватывание» (и конструирование) предмета в его целостности, и экстенциональность, как дифференцированное и избирательное отношение к действительности, формируемое, как правило, в условиях стабильной ситуации и устойчивого развития общности.
Специфическими признаками лидерства, определяющими его природу, являются следующие особенности: а) организационная деятельность по созданию или преобразованию системы, инициированию инновационной активности; б) стратегические приоритеты, цели и интересы, которые находятся в центре внимания лидера и его объединения; в) проблемы, возникающие в ситуации неопределенности, которые способен решать лидер лучше других участников взаимодействия; г) наличие ведущей позиции, которую занимает лидер в своем объединении, определяя тем самым структуру отношений между его членами и направляя их действия. Это обусловлено не только более высокой компетентностью или личным влиянием лидера и его авторитетом, но и объемом полномочий, делегируемых ему объединением.
6. Концептуализация природы лидерства: основные измерения и контексты. В качестве аналитических инструментов личностно-интерактивного подхода к изучению природы лидерства используются концепты «сферы бытия», «планы бытия» (онтологический план реальности), «модальности», «модусы существования». Концепт «сферы бытия» задает широкий контекст существования лидерства (деятельность, социальное взаимодействие, идеальная сфера, выражающая предельные основания существования лидера в мире). «Планы бытия» - основные измерения лидерства, выделяемые в зависимости от ракурса его рассмотрения (например, идеальный и реальный, субъективный и объективный, интернальный и экстернальный и т.д.). «Модальности» и «модусы» существования» обозначают, с одной стороны, инвариантные контексты, характеризующие стороны лидерства и формирующиеся в устойчивых и типических ситуациях взаимодействия, с другой стороны - ситуационные контексты, в которых происходят повседневные коммуникации.
В этой связи нами выделяются и анализируются следующие модальности лидерства, которые распределяются между основными сферами его бытия: деятельность (социальное поведение и самость), социальное взаимодействие (интеракция и социальные представления), идеальная сфера (экзистенция и трансценденция). Они подразделяются далее на две группы: (1) объективные и экстернальные (социальное поведение, интеракция, трансценденция); (2) субъективные и интернальные (социальные представления, экзистенция, самость).
7. Концептуализация природы лидерства: социальные и личностные стороны. С точки зрения онтологических оснований лидерство рассматривается как организующее начало социальной реальности, интенциональное и экстенциональное по своей природе. Личностно-интерактивный подход рассматривает лидерство как взаимосвязанное единство двух реальностей - социальной (надличностной, внешне детерминированной, институционально опосредованной, интернативной, т.е. характеризующей совместность существования индивидов) и персональной (интенциональной, внутренне обусловленной, личностно опосредованной), которые помещены в свою очередь в организационное пространство, образующее новый порядок и структуры взаимодействия.
Социальная и личностная стороны лидерства представляют собой его «горизонтальные» сечения и проявляются во всех модальностях: социальное и индивидуальное поведение, индивидуальное самосознание и социальная самость, самопрезентация и социальные представления, индивидуальные и социальные аспекты экзистенции и трансценденции. Анализируются проявления социальной и личностной природы лидерства.
8. Концептуализация природы лидерства: комплексная (личностно-интерактивная) модель. Природа лидерства проявляется в формах взаимосвязи его социальной и личностной сторон - от взаимопроникновения или слияния («синкрезис») до противодействия, взаимного обособления (разделение частей, символизирующее онтологический конфликт лидерства). В первом случае складывается симбиоз персональных и социальных начал лидерства, от которого участники организационного взаимодействия могут получать (или не получать) взаимную пользу. Во втором - формируется либо персоноцентрическая модель лидерства, либо социоцентрическая. Между ними находится еще одна форма взаимосвязи - паритетная и сбалансированная связь, основанная на взаимодополнении и создании системы противовесов (взаимных ограничений сторон).
В работе анализируются другие зависимости социальных и персональных сторон лидерства: а) соотношение экстенциональных и интенциональных аспектов, типических и специфических ситуаций взаимодействия в лидерстве; б) неравномерное развитие модальностей лидерства; в) приоритетное значение двух основных модальностей - самости и интеракции - в определении содержательной направленности лидерства.
9. Концептуализация структуры лидерства: система и структура. Система лидерства включает в себя две подсистемы (личностную и социальную, в т.ч. ценностно-нормативные и статусно-ролевые компоненты, каждая из которых подразделяется на структуру (систему взаимодействия) и инфраструктуру (систему условий), которая концентрирует ресурсы и возможности окружающей среды. За каждой из подсистем лидерства аналитически закреплена определенная функция (в терминах Т. Парсонса - адаптация, целедостижение и т.д.).
Личностная подсистема включает те компоненты лидерства, которые обеспечивают формирование и реализацию целей (целеполагание и целедостижение). Социальная, и прежде всего интерактивная, подсистема характеризует в свою очередь взаимосвязь тех компонентов лидерства, которые отвечают за интеграцию членов общности в лидерское объединение и их адаптацию к условиям окружающей среды.
Структура лидерства состоит в свою очередь из подструктур, которые опосредуют связи между участниками взаимодействия в лидерском объединении. В аналитическом плане некоторые подсистемы и подструктуры лидерства совпадают между собой, хотя они играют разную роль внутри лидерства. Так, подсистемы лидерства выполняют базовые функции (целедостижение, адаптацию и интеграцию), а подструктуры формируют в нем пространство взаимодействия, распределяя между статусными позициями участников имеющиеся ресурсы. Инфраструктура лидерства включает в себя средства и ресурсы, которыми располагает лидерское объединение.
10. Концептуализация структуры лидерства: структурные уровни. Диалектика персональной и социальной сторон лидерства в структурном плане проявляется как соотношение, с одной стороны, интернальных («внутренних») и субъективных модальностей (социальная самость, организационная перцепция и экзистенция), с другой стороны - экстернальных («внешних») и объективно обусловленных модальностей (организационное поведение, интеракция и трансценденция). Первые образуют социальную структуру лидерства, вторые - индивидуально-личностную.
Социальная структура не сводится к совокупности указанных модальностей, а образует их определенную конфигурацию. В отличие от системы, которую описывают чаще всего в терминах социального действия или деятельности, структура тяготеет по своей сути к социальному взаимодействию. Поэтому она интегрирует в себя те компоненты и элементы системы, которые «обслуживают» взаимодействие, а не процесс деятельности лидера как таковой.
11. Концептуализация структуры лидерства: критерии дифференциации. Соотношение социальных и личностных аспектов системы и структуры лидерства определяется следующими критериями и зависимостями: а) критерий структурной сопряженности: мотивационная и ценностная подсистемы личности лидера коррелируют в основном с ценностно-нормативной, а диспозиционная и атрибутивная подсистемы личности - со статусно-ролевой подструктурами и подструктурой среды взаимодействия; б) критерий субординации: в структурном плане личностная подструктура лидерства является в основном инициирующей, обеспечивающей активность в ситуациях адаптации или трансформации лидерского объединения, а социальная - инициативной, нормативно опосредующей процессы организационного взаимодействия; в) критерий ценностной опосредованности: чем более развиты ценностно-нормативные компоненты социальной подструктуры лидерства, тем чаще его личностная подструктура ориентирована на адаптацию к ситуации в объединении и условиям окружающей среды; чем менее устойчива ценностно-нормативная сфера лидерского объединения, тем больше лидер ориентирует свои действия на изменения ситуации в объединении и социальном окружении.
12. Концептуализация динамики лидерства: векторы развития и проекции. Динамика лидерства в контексте взаимосвязи его социальной и персональной реальностей определяется разнонаправленными векторами развития - институционализацией и персонализацией. Первый вектор характеризуется экстенциональностью, как дифференцированным отношением человека к миру, и раздельным существованием его фрагментов, в т.ч. разнообразием целей, ценностей, ресурсов, определяющих деятельность лидера, а вторый - интенциональностью, т.е. целостным отношением к миру, сопряженным с смыслопорождающей и целеполагающей активностью его сознания. Обе реальности различаются соотношением экстенциональных и интенциональных начал. Институционализация лидерства детерминирует такие проекции, как поведение, интеракция, трансценденции. Персонализация предполагает в свою очередь активизацию проекций самости, социальных представлений, экзистенции.
13. Концептуализация типов лидерства. В результате социально-философского анализа установлено, что объективно детерминированные модальности определяют главным образом типологические сходства (социальные типы) и культурные различия лидеров (культурные стили), а субъективно обусловленные - их личностные различия (индивидуальные стили). Общие типы лидерства характеризуют единство стилей, порождая те или иные разновидности частных типов. Общие социальные типы лидерства обусловлены сферами бытия как взаимопересекающимися пространствами (деятельность - взаимодействие - идеальность), частные типы - модальностями как инвариантными контекстами, а стили - модусами существования как ситуативными контекстами.
14. Итоговое определение. Лидерство в социально-философском плане определяется как способ особенного бытия субъекта, соединяющего в себе личностное начало лидера, его последователей, с одной стороны, и организационную форму их совместного и интерактивного существования (объединение), которая ориентирована на решение проблемных ситуаций и общих целей совместной деятельности. Личностная сторона лидерства является преимущественно интенциональной (интегрирующей), ценностно-ориентированной и инициирующей (созидающей, конструктивной), а социально-интерактивная - экстенциональной (дифференцирующей, разделяющей), институциональной (нормативно опосредованной) и инициативной (стимулирующей). И только анализ их взаимосвязанного единства позволяет объяснить сложность и многогранность феномена лидерства.
1. Мень М.А. Руководство и ценности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. – 248 с. 15,5 п.л. (в соавторстве с А.Ю. Назаровым и Е.А. Смирновым).
2. Мень М.А. Личностные основания лидерства (концептуальный анализ). Личность в социологии: теоретические предпосылки изу¬чения. - М., ЭЛИТ, 2010. – 352 с. 22 п.л.
3. Мень М.А. Лидерство как социальный и личностный феномен (теоретико-методологические аспекты исследования). - М., изд-во МГУ им. Ломоносова, 2011. – 268 с. 16,8 п.л.
4. Мень М.А. Социальная философия лидерства (концептуальный анализ). - М., 2013. 18 п.л.
Публикации в журналах, включенных в перечень рецензируемых изданий ВАК Минобрнауки РФ:
5. Мень М.А. Миссия философа и практическая деятельность // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. Вып. 2. С. 94-100. 0,5 п.л.
6. Мень М.А. Лидер как социальный тип: понятие и личностные особенности в западной исследовательской традиции // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. Вып. 4. С. 265-273. 0,7 п.л.
7. Мень М.А. Социальные теории лидерства // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. XII. Вып. 3. С. 171-183. 1 п.л.
8. Мень М.А. Социальные теории личности: опыт систематизации // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. XII. Вып. 4. С. 92-101. 1 п.л.
9. Мень М.А. Социальный мир личности: предпосылки построения комплексной модели // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. XIII. Вып. 1. С. 86-101. 1,2 п.л.
10. Мень М.А. Лидерство как интерактивный феномен // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. XIII. Вып. 2. С. 127-139. 1 п.л.
11. Мень М.А. Социальная типология лидерства (комплексный подход) // Социология власти. 2011. № 5. С. 33-43. 1 п.л.
12. Мень М.А. Личностная структура лидерства // Управление мегаполисом. 2011. № 3. С. 76-86. 1 п.л.
13. Мень М.А. Лидерство как личностный феномен // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. XIII. Вып. 3. С. 181-191.
14. Мень М.А. Социальная структура лидерства: интерактивные аспекты (ч.1) // Управление мегаполисом. 2011. № 4. 0,5 п.л.
15. Мень М.А. Исследование лидерства в социальной науке // Государственная служба. 2011. № 4. С. 15-20. 0,5 п.л.
16. Мень М.А. Лидерство: личностно-интерактивный подход // Управление персоналом. 2011. № 3. 0,8 п.л.
17. Мень М.А. Динамика лидерства // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. XIII. Вып. 4. 0,5 п.л.
18. Мень М.А. Социальная структура лидерства: интерактивные аспекты (ч. 2) // Управление мегаполисом. 2011. № 5. – 0,6 п.л.
19. Мень М.А. К философии лидерства // Личность. Культура. Общество. 2013. Т. XV. Вып. 1 (№ 77). С. 173-181. 0,6 п.л.
Другие научные публикации:
20. Мень М.А. Религия и культура. - М., 2001. – 10 п.л.
21. Мень М.А. Государство, общество и церковь: партнерство в интересах среды миросогласия и мировоззрения граждан на современном этапе / Социальное партнерство государства и церкви – объективное условие стабильности политической системы гражданского общества (научно-теоретические аспекты государствоведения в свете учения преподобного Серафима Саровского) // Сб. мат. Международной научно-теоретической конференции, посвященной 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. - Курск: Курск. гос. техн. ун-т, 2004. – С. 68-84. 1,2 п.л.
22. Мень М.А. Конституция, государство, церковь: обеспечение гражданской безопасности, мира и согласия. - М.: Готика, 2005. – 10 п.л.
23. Мень М.А. Базовые ценности цивилизации: порядок Дома // Цивилизация: вызовы современности: Сб. статей / Под ред. М.С. Уварова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. – 0,6 п.л.
24. Мень М.А. Порядок Дома как ценность // Философия российской телесности. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. – 0,65 п.л.
25. Мень М.А. Эстетические аспекты «малой родины» // Материалы международной научно-практической конференции «Эстетика и этика в изменяющемся мире». - СПб., 2009. – 0,5 п.л.