Научная тема: «ОНТОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»
Специальность: 09.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Обоснована нетождественность понятий творчества и креативности. Сформулировано авторское понимание креативности, которая, с одной стороны, выступает как состояние вдохновения, потенции, особое качество субъекта деятельности, способное разрешиться творческим процессом, с другой, является качеством процесса, определенного рода направленностью, интенциональностью.
  2. Предложена типология креативности. Выделено два типа креативности: а) экстенсивный - осваивающий эмпирическую реальность путем ее анализа, выявления законов взаимодействия и создания новых вещей; б) интенсивный - стремящийся к онтологическим основам мироздания и творению духовного бытия и реальности.
  3. Определен характер детерминации художественного творчества как диалектический, внешне-внутренний. Детерминанты творчества (язык, мировоззрение, стиль и др.) находятся одновременно и вне, и внутри субъекта, что уравновешивает их влияние на субъект творчества и составляет необходимое условие онтологической свободы творчества, создавая предпосылки для спонтанности.
  4. Систематизированы опасности, заложенные в художественном творчестве, сводящиеся к двум видам. Первый из них - онтологический, выражающийся в четырех аспектах: 1) процесс творения новой структуры неотделим от процесса уничтожения старой; 2) актуализация одной потенции в ходе творчества приводит к невозможности реализовать бесконечное множество других; 3) творение порождает реальность, способную маргинализовать субъект творчества, затруднить вхождение в иные реальности; 4) доминирование одного из типов креативности может привести к внутреннему конфликту субъекта творчества, разрушить гармонию между человеком и миром, человеком и обществом. Второй вид опасности - социокультурный, к которому можно отнести три момента: 1) творчество помещает субъект в состояние непредсказуемости результата, его социокультурных последствий; 2) возможность имитации творчества, его алгоритмизации, потери неповторимости может привести к разрушению личности; 3) творчество способно порождать чувство непогрешимости, всемогущества, лишающее стремления к подлинному творчеству.
  5. Доказано, что в основания творческой природы языка может быть включена его метафоричность, увеличивающая неопределенность бытия субъекта художественного творчества и создающая необходимость автоинтерпретационного процесса, эстетико-трансцендирующего усилия по созданию личностной смысловой структуры.
  6. Определена значимость уровней мировоззрения в творческом акте в зависимости от этапа творчества: устойчивые уровни мировоззрения (уровни миропонимания и мировосприятия) значимы для творчества на этапах, контролируемых сознанием: замысел, практическая его реализация, материализация; дорациональный уровень мироощущения исключительно важен на интуитивных этапах праобраза и инсайта.
  7. Художественное творчество определено как саморазвертывание и самокоррекция мировоззренческой системы субъекта в процессе его взаимодействия с миром, а именно как процесс, в ходе которого происходит формирование мировоззренческой системы субъекта творчества и ее экспликация, а также одновременное «обратное» воздействие (влияние мировоззренческих установок на творческий процесс), представляющее собой своеобразный самоконтроль и самодетерминацию субъекта творчества.
  8. Дано авторское определение личности как индивидуальности, творящей собственное мировоззрение. Сутью личности является не всякая активность, а та, что порождает духовную деятельность самосозидания, результатом которой становится формирование мировоззрения личности. Процесс самосозидания личности содержит в себе несколько принципиальных моментов: оригинальность, целостность, онтологическую укорененность, приоритет духовного вектора развития, творческий подход и принципиальную незавершенность.
  9. Доказано, что художественное творчество представляет собой автоинтерпретацию, понимаемую как резонанс внутренних и внешних текстов-опытов.
  10. Раскрыт полилогический характер художественного творчества. Установлено, что полилогичность как процесс понимающего взаимодействия самодостаточных субъектов в художественном творении осуществляется параллельно на нескольких уровнях: 1) соотнесенность Я с внешним Другим (или, если обозначить в русле структуралистской традиции Я как текст, текста с текстом, реципиентом и т.д.); 2) соотнесенность Я с внутренним Другим (внутритекстовая соотнесенность различных Я); 3) соотнесенность Я и культуры (текста и контекста); 4) соотнесенность Я и Бога (текста и метатекста).
  11. Обосновано, что процесс художественного творения помещает субъект творчества в «пограничную» ситуацию «смерти», трансцендирования, позволяющую ощутить экзистенцию, собственное, человеческое, бытие.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Столетов А.И. Становление мировоззрения современной личности. – Уфа: УГИС, 2004. – 72 с. (4,2 п.л.)

2.Столетов А.И. Творчество как основание личности. – Уфа: БашГАУ, 2005. – 228 с. (13,25 п.л.)

3.Столетов А.И. Онтология творчества: монография. – Уфа: Вагант, 2008. – 208 с. (13 п.л.)

Статьи в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1.Столетов А.И. Творение и разрушение социума: две стороны одной медали // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 9. С. 21-30. (0,5 п.л.)

2.Столетов А.И. Поэт и его художественный мир // Человек. 2007. № 6. C. 112-123. (0,75 п.л.)

3.Столетов А.И. К построению философской концепции креативности // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 462-472. (0,5 п.л.)

4.Столетов А.И. Об опасностях творчества // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 7. С. 155-163. (0,5 п.л.)

5.Столетов А.И., Лукманова Р.Х. Универсальное и локальное в мировоззрении // Регионология. 2009. № 1. С. 275-284 (0,75/0,5 п.л.)

6.Столетов А.И., Лукманова Р.Х. Проблема истины в философии М. Хайдеггера // Философия и общество. 2008. № 4. С. 166-174 (0,5/0,3 п.л.)

7.Столетов А.И. О резонансе жизни и произведения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. № 12 (85): Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. СПб., 2008. С. 288-294 (0,6 п.л.)

Другие публикации по теме исследования:

1.Столетов А.И. Создание смысла как возможность преодоления абсурда существования // Судьба философии в современном мире (тематический сборник)/ Отв. ред. В.Н. Финогентов. – Уфа: УГИС, 2003. – С. 164-170. (0,5 п.л.)

2.Столетов А.И. Этничность, этнический процесс и творчество // Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Уфа: Информреклама, 2004. – С. 286-292. (0,5 п.л.)

3.Столетов А.И. Размышления о сущности творчества // Первые Садыковские чтения: Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения профессора Ф.Б. Садыкова.- Уфа: РИО БашГУ, 2004.- С. 91-102. (0,6 п.л.)

4.Столетов А.И. Детерминанты творчества // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 12. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – С. 128-138. (0,75 п.л.)

5.Столетов А.И. К вопросу об основании личности // Человек и общество на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск XXXVIII. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – С. 16-24. (0,7 п.л.)

6.Столетов А.И. О сущности философской поэзии // Истины человеческого бытия: сборник статей преподавателей, докторантов, аспирантов и соискателей кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им. М. Акмуллы [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – С. 134-141. (0,5 п.л.)

7.Столетов А.И. Социальные аспекты опасности творчества // III Садыковские чтения: Материалы Международной научной конференции 15-16 июня 2006 г. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. – С. 96-101. (0,5 п.л.)

8.Столетов А.И. О креативности искусственного интеллекта // IV Садыковские чтения: Сборник научных трудов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. – С. 187-191. (0,5 п.л.)

9.Столетов А.И. «Региональное» и универсальное в литературном творчестве // Региональный литературный ландшафт в русской перспективе: Сборник научных статей/ Отв. ред. Е.Н. Эртнер. – Тюмень: Печатник, 2008. – С. 102-107. (0,5 п.л.)

10.Столетов А.И. Поэтическое мироздание И. Бродского // Онтология и мировоззрение (тематический сборник)/ Отв. ред. В.Н. Финогентов. Уфа: Изд-во УГИС, 2000. С. 138-140.

11.Столетов А.И. Философская лирика: синтез рационального и эмоционального // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Тез. докл. Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 т.т. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. Т. 1. С. 160-161.

12.Столетов А.И. Художественное творчество как способ порождения духовных ценностей в контексте структуралистской теории «смерти автора» // Сборник научных трудов, посвященный 95-летию БашГУ. Уфа: РИО БашГУ, 2004. (0,2 п.л.)

13.Столетов А.И. Об экологии человеческой души // Гуманитарные и естественнонаучные аспекты современной экологии/ Сб. материалов докладов Всероссийской научно-практической конференции. Ч. II. Уфа: РИО БИСТ, 2006. С. 69-72.

14.Столетов А.И. Креативный потенциал типов мировоззрения // Философия XXI века: Материалы международной конференции/ Отв. ред. Г.В. Стельмашук. СПб: Изд-во ЛГУ, 2006. С. 98-100.

15.Столетов А.И. О возможности создания произведений искусства искусственным интеллектом // Искусственный интеллект: Философия, методология, инновации/ Материалы Первой Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. М., 2006. С. 142-143.

16.Столетов А.И. Художественное творчество как поле диалога // Наследие М. Акмуллы: взгляд через века: Материалы Международной научно-практической конференции 14-15 декабря 2006 г. Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. С. 91-94.

17.Столетов А.И. О креативности // Актуальные проблемы методологии, философии науки и образования/ Сборник трудов Международной научно-практической конференции/ Том I: Методология науки и актуальные проблемы исследования сложных систем/ 9-10 февраля 2007 г. Москва-Уфа: Изд-во АТиСО, 2007. С. 165-169.

18.Столетов А.И. Восточные основы экологического сознания // Творческое наследие В.И. Вернадского и проблемы формирования современного экологического сознания (5-е Вернадские чтения): Доклады и выступления 5-й Международной научной конференции 26-27 апреля 2007 г. в г. Донецке / Под ред. Р.А. Додонова. Донецк: ДонНТУ, 2007. С.219-221/

19.Столетов А.И. О проблеме соотношения бытия, небытия и творчества // Мировоззренческая парадигма в философии: гуманизм – от апологетики до фальсификации: Сб. трудов V Всероссийской межвузовской научной конференции 23-24 ноября 2007 г. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007. С. 74-76.

20.Столетов А.И. О креативных возможностях искусственного интеллекта // Искусственный интеллект: философия, методология, инновации: материалы второй международной молодежной конференции. СПб., 2007. С. 171-173.