2. Обоснованы основные направления трансформации институциональной среды российской экономики в связи с объективными требованиями эффективности институциональной среды в процессе перехода к инновационному направлению развития экономики России. Основными условиями эффективности институциональной среды являются: привязка формальных институтов к стратегическим целям общества в соответствии с господствующей общественной идеологией, которая выражается в неформальных институтах макроуровня; достижение приемлемого уровня заполненности институциональной среды формальными институтами, обеспечивающее адекватную степень регулирующего воздействия на социально-экономические отношения, низкий уровень заполненности верхних уровней институциональной среды должен компенсироваться институтами более низких уровней; равный доступ к информации об ограничениях и правилах, определяемых институциональной средой для всех участников экономических отношений; понятность для большинства участников отношений, предполагающая одинаковую интерпретацию ограничений, правил и норм, служащая гарантией от нивелирования формальных институтов; приспосабливаемость институциональной среды на всех уровнях к реалиям отношений, изменениям экономической инфраструктуры более высокого уровня.
3. Предложен новый, более совершенный методологический подход к оценке институциональных разрывов в государственных корпорациях, участвующих в процессе трансформации институциональной среды отечественной экономики на основе GAP-метода, метода противоречий, метода экономических потоков. В частности, предложенный метод противоречий позволяет выявить противоречия при оценке целесообразности трансформации институциональной среды, когда существует вопрос о необходимости государственной корпорации. Для эффективного решения задачи необходимо выявить и четко описать возможные противоречия и соответствующие им объективные условия, на которые следует воздействовать в рамках целеполагания общей программы. При принятии решения надо исходить из того, что действующие множества признаков, в известной мере противоречащих друг другу, заменят другой их набор, а противоречия неизбежны, но пока не определены.
4. Обоснованы направления совершенствования директивной модели для институциональной среды управления государственными корпорациями. В управлении государственными корпорациями, как правило, используется директивная модель, суть которой в использовании методов и инструментов прямого государственного воздействия на государственную корпорацию, направленных на достижение установленных целей. В рыночной экономике директивная модель используется для прямого выражения интересов государства при формировании стратегических решений. Реализуется директивная модель посредством передачи и оглашения директив государственными представителями в органах управления государственной корпорации.
5. Разработан механизм обеспечения некоммерческого характера деятельности государственной корпорации, который позволяет ликвидировать нарушения действующего законодательства (прежде всего, в части извлечения прибыли). Сущность механизма ликвидации дисбаланса финансовых потоков (например, при выявлении превышения или дефицита доходов по отношению к расходам) заключается в использовании балансового подхода для элиминирования чистого сальдо с применением максимизационного или минимизационного способов. Например, если доходы превышают расходы государственной корпорации, минимизационный способ позволяет уменьшить доходы до уровня расходов и обеспечить некоммерческий характер деятельности. В свою очередь, если расходы превышают доходы, максимизационный способ позволяет увеличить доходы до размера расходов, что также обеспечивает некоммерческий характер деятельности. Для согласования решения о текущем балансе финансовых потоков и выборе подхода для ликвидации дисбаланса используется институт коллективного принятия решений, а также предложенный ранее институт регулирования некорпоративных государственных конфликтов в сфере формирования директив для голосования по вопросам повестки дня.
6. Сформулированы направления трансформации межсубъектных отношений в государственных корпорациях на основе «нечеткой модели участия», в которой на основе теории нечетких множеств анализируются возможные варианты структур собственности создаваемой корпорации и определяется интегральный уровень управляемости. Структурно концепция «нечеткого участия» для урегулирования межсубъектных отношений в государственной корпорации представлена в виде трех основных функциональных блоков для определения интегральной оценки управляемости корпоративной структуры, с последующим закреплением в законе о создании государственной корпорации.
7. Выявлены основные препоны эффективной трансформации институциональной среды:
- отсутствие должного контроля деятельности государственных корпораций, обусловленное искусственно генерируемой руководством этих корпораций «размытостью» информации о финансовых потоках между входящими в них хозяйствующими субъектами;
- сильный инсайдерский контроль предполагает кулуарное решение стратегических задач, направленное на удовлетворение личных интересов в ущерб государственным;
- государственный спрос на продукцию государственных корпораций порождает снижение инновационной активности и усиление использования немаркетинговых коммуникаций с рынком;
- доминирование государства в экономике и наличие государственных ресурсов затрудняют построение объективных ресурсных балансов в условиях отсутствия объективной информации об условиях деятельности государственных корпораций.
Теоретически обоснованы стратегические приоритеты государственных корпораций в процессе трансформации институциональной среды российской экономики: необходимость трансформации условий налогообложения недвижимого имущества государственных корпораций; необходимость пересмотра института собственности в части равного доступа к информации и устранения стратегических и ресурсных конфликтов с частными инвесторами; требование трансформации института управления риском в проектах с участием государственных корпораций; целесообразно сдерживать монопольные амбиции руководителей государственных корпораций, так как монополизация замедляет инновационную активность на внутреннем рынке и снижает конкурентоспособность на внешних рынках; необходимость формирования корпоративной структуры с учетом производственных связей и реализации синергетического эффекта.
8. Разработана новая схема управления государственной корпорацией на основе принципа представительства и делегирования полномочий и ответственности. Предложенная схема управления состоит в формировании мезосети делегирования полномочий для оперативного принятия решений в рамках государственной корпорации. В отличие от институциональной среды, которая в целом является макросетью, мезосеть представляет собой субъектную локализацию институтов для целей управления государственной корпорацией. В рамках формирования подобной мезосети возникает совокупность институтов, поддерживающих функционирование государственной корпорации, а также система контроля реализации формальных отношений между хозяйствующими субъектами, входящими в государственную корпорацию.
1.Курманов А. Т. Ретроспектива развития и современное состояние деятельности государственных корпораций (монография). – Благовещенск: Филиал ВУНЦ «ОА ВС РФ», 2010 (6,2 п.л.).
2.Курманов А. Т. Институциональные преобразования в экономике России: роль государственных корпораций (монография). – М.: ИНИОН РАН, 2011 (6,75 п.л.).
3.Курманов А. Т. и др. Государственные корпорации в экономике современной России (монография). – М.: ВУНЦ «ОА ВС РФ», 2012 (лично автор – 3,4 п.л.).
Статьи в журналах из перечня российских рецензируемых научных журналов
4.Курманов А. Т. Опыт развития государственных корпораций за рубежом. // Вестник университета // ГУУ. – 2011. – №4 (0,5 п.л.).
5.Курманов А. Т. Государственные корпорации: стратегические цели. // Стратегическая стабильность, 2011. – №1 (0,5 п.л.).
6.Курманов А. Т. Стратегия управления государственными корпорациями. // Двойные технологии, 2011. – №2 (0,5 п.л.).
7.Курманов А. Т. Проблемы формирования и развития государственных корпораций. // Вестник университета // ГУУ. – 2011. – №16 (0,5 п.л.).
8.Курманов А. Т. и др. Гармонизация политики развития как инструмент построения баланса интересов государственной корпорации. // Транспортное дело России, 2011. – №6 (91) (лично автор – 0,3 п.л.).
9.Курманов А. Т. Особенности совершенствования деятельности государственных корпораций в рамках корпоративного управления. // Инновации и инвестиции, 2012. – №4 (0,45 п.л.).
10.Курманов А. Т. Государственные корпорации в национальной экономике. Зарубежная практика государственного управления организациями. // Интеграл, 2012. – №4 (0,25 п.л.).
11.Курманов А. Т. Особенности осуществления корпоративного контроля в государственной корпорации при возникновении конфликтов. // Транспортное дело России, 2012. – №4 (101) (0,6 п.л.).
12.Курманов А. Т. О трансформации институциональной среды российской экономики в современных условиях. // Интеграл, 2012. – №6 (0,25 п.л.).
13.Курманов А. Т. и др. Концепция распределенного управления в сложных экономических структурах. // Транспортное дело России, 2012. – №6 (103) (лично автор – 0,3 п.л.).
14.Курманов А. Т. Предпосылки вовлечения государственных корпораций в процесс трансформации институциональной среды российской экономики. // Инновации и инвестиции, 2013. – №1 (0,3 п.л.).
15.Курманов А. Т. Совершенствование директивной модели управления государственными корпорациями. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2013. – №1. URL: http://www.uecs.ru (0,35 п.л.).
16.Курманов А. Т. Нечеткая модель участия дочерних и зависимых обществ в собственности государственных корпораций [Электронный ресурс]. // Теория и практика общественного развития, 2013. – №2.URL: http://www.teoria-practica.ru (0,35 п.л.).
17.Курманов А. Т. Особенности механизма обеспечения некоммерческого характера деятельности государственных корпораций в России. // Микроэкономика, 2013. – №1 (0,35 п.л.).
18.Курманов А. Т. Стратегические интересы и стратегические императивы как факторы развития государственных корпораций. // Транспортное дело России, 2012. – №6 (103) (0,35 п.л.).
Другие публикации
19.Курманов А. Т. Государственные корпорации: современные реалии. // Материалы VI Международной конференции «Бизнес и общество». – СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, 2010 (0,5 п.л.).
20.Курманов А. Т. Государственные корпорации: миссия выполнима? // Материалы международной научно-практической конференции «Совершенствование корпоративного управления как фактор стабилизации экономики в условиях кризиса». – М., Академия труда и социальных отношений, 2010 (0,5 п.л.).
21.Курманов А. Т. История развития государственного корпоративного сектора в России. // Управление: традиции и инновации // Финансовый университет при Правительстве РФ – 2011. Вып. № 1, ч. 1 (0,5 п.л.).
22.Курманов А. Т. Основные направления функционирования органов корпоративного управления в государственных корпорациях. // Менеджмент и право. – 2011. – №4 (0,5 п.л.).
23.Курманов А. Т. Зарубежный опыт создания государственных корпораций. Государственные корпорации в Великобритании. // Сборник научных трудов «Российская экономика: тенденции и перспективы. Выпуск 21». – М., 2011 г. (0,6 п.л.).
24.Курманов А. Т. Институциональные преобразования государственной собственности с помощью государственных корпораций. // Государственные корпорации в современном правовом поле России: сборник материалов круглого стола. – М.: РГГУ, 2011 (0,4 п.л.).
25.Курманов А. Т. Роль государственных корпораций в отраслевом и межотраслевом регулировании, плюсы и минусы использования государственных корпораций в России. // Сборник научных трудов «Экономика России: вызовы, проблемы, решения». – М.: ИНИОН РАН, 2011 г. (0,5 п.л.).
26.Курманов А. Т. Роль и значение государственных корпораций в рыночной экономике. // Сб. научных трудов «Особенности маркетинга для нестандартных продуктов». – М., 2011 г. (0,55 п.л.).
27.Курманов А. Т. Государственные корпорации в инновационной инфраструктуре России. // Управление: традиции и инновации // Финансовый университет при Правительстве РФ – 2012. Вып. № 2, ч. 1 (0,5 п.л.).
28.Курманов А. Т. Анализ особенностей корпоративных преобразований в национальной экономике России. // Юрист & Экономист, 2012. – №1 (0,5 п.л.).
29.Курманов А. Т. Проблемы формирования и развития государственных корпораций. // Научный вестник МГИИТ, 2012. – №5 (0,6 п.л.).
30.Курманов А. Т. Ключевые элементы производственной среды государственных корпораций в современных условиях. // Сборник научных трудов «Российская экономика: тенденции и перспективы. Выпуск 23». – М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2012 г. (0,6 п.л.).
31.Курманов А. Т. Особенности концентрации производства в государственных корпорациях. // Менеджмент и право. – 2012. – №3 (0,5 п.л.).
32.Курманов А. Т. Компоненты механизма трансформации институциональной среды российской экономики. // Научный вестник МГИИТ, 2012. – №6 (0,5 п.л.).
33.Курманов А. Т. Стратегические императивы государственных корпораций в процессе трансформации институциональной среды российской экономики. // Сборник тезисов 9-й заочной конференции «Экономика России: проблемы, задачи, решения». – М.: Технопрофконсалт, 2012 г. (0,4 п.л.).