Награждающий субъект управления не обязательно состоит с награждаемым лицом в каких-либо правоотношениях, и в этом качестве он выполняет в отношении награждаемого лица публично-правовую функцию представителя подвластной ему социальной группы (объекта управления). Это отличает награды от обычных (рядовых) правовых поощрений, которые устанавливаются и применяются в рамках уже существующих правоотношений между поощряющим и поощряемым (трудовых, служебных, уголовно-исполнительных и т.д.).
Особенностями наград как правовых поощрений являются: 1) их применение за наиболее значительные заслуги, которые определяют биографию награжденного лица и в то же время существенны для развития и функционирования субъекта управления и управляемой им социальной группы (объекта управления); 2) индивидуальная и социальная редкость; 3) необязательность нахождения поощряемого лица в каких-либо правоотношениях (ненаградного свойства) с поощряющим; 4) статусный характер; 5) внешняя выразительность (демонстративность); 5) процессуальная форма применения; 6) связь с социальным этикетом; 7) символизм; 8) атрибутивность; 9) системность; 10) ранжированность; 11) высший характер, наибольшая престижность.
Содержанием награды выступает благо, предоставляемое награжденному лицу награждающим (наградные символы и социально-правовые преимущества), а ее формой - наградной символ, который дает наименование соответствующей награде.
2. Наградные правоотношения как разновидность административно-правовыхотношений складываются по поводу использования официальных наград в публичном администрировании. Наградные правоотношения включают три группы:
1) материальные правоотношения (абсолютные), возникающие на основании заслуги и содержащие субъективное право награждающего субъекта управления наградить отличившееся лицо и корреспондирующую обязанность претерпеть позитивную оценку заслуги, возлагаемую на всех подвластных данному субъекту управления лиц (объект управления);
2) материальные правоотношения (относительные), возникающие на основании акта о награждении и содержащие субъективное право награжденного лица (или его наследников) принять награду или отказаться от нее и корреспондирующую обязанность наградившего субъекта сообщить (вручить) награду награжденному лицу (или передать награду его наследнику);
3) процессуальные правоотношения, складывающиеся в ходе применения официальных наград (наградного производства).
Основными характеристиками заслуги как основания возникновения абсолютного материального наградного правоотношения и основания награждения являются правомерность, социальная полезность и виновность. Признаки «сверхнормативности», добровольности и необязательности не присущи заслуге с необходимостью.
Имеются два принципиальных отличия наградных правоотношений от граж-данско-правовых отношений публичного обещания награды и конкурса. Если основным началом гражданского права является приобретение и осуществление гражданских прав своей волей и в своем интересе, то наградные правоотношения реализуют публичный интерес, по своему существу они социальны, относятся к неимущественным отношениям, состоят в публичной оценке заслуг и могут вообще не предусматривать имущественных предоставлений. Как следствие, наградные правоотношения предполагают не только процедуру официально-общественной оценки, но и общественный порядок выдвижения кандидата на награду. Если в сделках публичного обещания награды и конкурса предполагается самовыдвижение, то в наградном производстве оно не принято.
3. Наградное дело - это официальная и неофициальная деятельность по установлению и применению наград, включающая собственно наградную деятельность (установление и применение наград) и деятельность по созданию гарантий в наградной сфере. Наградное дело как специфическую деятельность (в этом значении данный термин используется в настоящем исследовании) следует отличать от совокупности документов и иных материалов, формируемых для представления конкретного лица к награде и иногда также называемых «наградным делом».
Официальная награда (то есть награда публичного образования или органа публичной власти) облечена в административно-правовую форму как средство публичного управления. Поэтому официальное наградное дело, представляющее собой деятельность уполномоченных органов публичной власти по установлению и применению официальных наград (включая создание соответствующих гарантий), детально регулируется правовыми нормами. Кроме того, правом регулируются те общественные отношения в области неофициального наградного дела, которые связаны с государственными и муниципальными гарантиями наградной деятельности общественных и религиозных объединений и других частных лиц.
В содержание наградного дела включаются отношения по установлению и применению наград (основной блок) и отношения по гарантированию наградной деятельности и статуса награжденных лиц (обеспечительный блок). Гарантии в наградном деле вторичны и неспецифичны, поскольку содержательно могут формироваться в иных целях за рамками наградного дела. Обеспечительные отношения, связанные с гарантиями в наградном деле, сообразно содержанию таких гарантий могут регулироваться гражданским, уголовным, административным, муниципальным, бюджетным, информационным, трудовым, служебным, налоговым и жилищным правом, правом социального обеспечения.
Основной блок отношений в сфере официального наградного дела (установление и применение официальных наград) регулируется наградным правом.
4. Наградное право - это институт административного права, система административно-правовых норм, регулирующих единые по управленческой природе и поощрительному методу воздействия общественные отношения по установлению и применению официальных наград.
По признакам предмета и метода правового регулирования наградное право относится к системе административного права, поскольку наградные правоотношения являются разновидностью управленческих отношений, носят публично-правовой характер и выражают поощрительный метод управления, используемый в административном праве. Правовое регулирование отношений по установлению и применению официальных наград по своей значимости не достигает конституционно-правового уровня и находит выражение, главным образом, в подзаконных нормативных правовых актах административного законодательства. Наградное право является административно-правовым институтом, противоположным по характеру административно-правового воздействия административно-деликтному праву (административной ответственности), признаваемому институтом административного права.
Наградное право содержит материальные и процессуальные административно-правовые нормы, регулирующие официальные награды и наградное производство. Единство материального и процессуального административно-правового регулирования определяется в наградном праве тем, что все официальные награды (награды любых публичных образований и органов публичной власти) выступают средством публичного управления и применяются в общей административно-процессуальной форме наградного производства.
5. Официальные награды устанавливают и применяют публичные образования(Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также ряд органов, учреждений и организаций, которые выступают субъектами публичного управления, осуществляют публично-властные функции (публичное администрирование), в том числе осуществляют наградную деятельность за счет государственных и муниципальных ресурсов (бюджетных средств), но при этом в строгом смысле не являются органами публичной власти (например, государственные внебюджетные фонды, государственные академии наук, Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации). Ввиду того, что совокупность органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, органов, учреждений и организаций, осуществляющих публичное администрирование, не может быть точно очерчена ни одним из общепринятых в юридической науке терминов, для цели исследования наградного дела все указанные органы, учреждения и организации с определенной долей условности обозначаются термином «органы публичной власти».
Применение данного термина для цели настоящего исследования целесообразно ввиду того, что он не только отражает наличие у названных субъектов публично-властных функций, вытекающих из публичной власти (государственной или муниципальной), но и позволяет отвлечься от различий между законодательной, исполнительной, судебной и муниципальной властями как от различий, не существенных для наградной деятельности. В наградной деятельности проявляется публичное администрирование, присущее всем публичным образованиям и органам публичной власти и связанное с функциональным проявлением публичной власти как управляющего воздействия на объекты управления, безотносительно к природе и содержанию власти конкретного субъекта публичного управления.
Поскольку публичное администрирование присуще всем уровням и звеньям государственного и муниципального аппарата, официальные награды применяют не только органы исполнительной власти. Наградная деятельность не нарушает принципов разделения властей и самостоятельности местного самоуправления, ибо она не относится ни к законотворчеству, ни к правосудию, ни к местному самоуправлению как таковым, а реализует административные полномочия, которые наиболее широко используются органами исполнительной власти, но которые тем не менее в известных пределах принадлежат каждому органу публичной власти, поскольку любой из них использует ряд общих для всего публичного управления форм и методов воздействия на объекты управления.
6. Анализ норм наградного права показал, что среди них имеются три специфических вида норм, характерных в системе административного права только для института наградного права. Эти наградные правовые нормы выделяются среди других административно-правовых норм самостоятельной функциональностью, а именно:
1) учредительные наградные нормы собственно устанавливают официальные награды, определяя их наименование и форму, их принадлежность публичному образованию или его органу (субъекту публичного управления), их связь с определенным объектом управления, а также их старшинство в официальной наградной системе;
2) статутные нормы содержат привязку официальной награды к заслугам и определяют эти заслуги (их объективные признаки и наградные цензы) и обладают ориентирующим характером для правоприменителя;
3) описательные наградные нормы предусматривают по определенной официальной награде перечень и внешний вид наградных символов и документов, а также правила их демонстрации (ношения).
Учредительная, статутная и описательная наградные правовые нормы только в своем сочетании составляют официальную награду как нормативно-правовое явление. Учредительные, статутные и описательные нормы не всегда строго разделяются в нормативных правовых актах .
7. К принципам наградного права, определяющим установление и применение официальных наград, относятся принципы наградной автономии, атрибутивности наград, исключительности наград, защищенности наград, гарантированности статуса награжденных, стабильности, демонстрации, социальной справедливости, целесообразности и не принудительности. Особое значение в наградном праве имеет принцип целесообразности, который закрепляет неразрывную связь награждения с социальной полезностью вознаграждаемого деяния и служит основанием для применения аналогии, определяя то направление, в котором допускается отклонение от ориентирующего содержания статутной наградной нормы.
Применение наградного права должно обеспечивать вознаграждение социально полезной деятельности даже тогда, когда отсутствуют прямо применимые к случаю статутные наградные нормы или существующие наградные нормы по своей значимости (старшинству награды) не соответствуют общественной полезности заслуги:
1) в порядке аналогии наградного законодательства возможен отказ от учета наградного ценза (гражданства, должности, выслуги и т.д.) при наличии в поведении всех объективных признаков заслуги;
2) в отсутствие подходящей официальной награды для вознаграждения заслуженного поведения в порядке аналогии наградного законодательства может применяться официальная награда, наиболее подходящая деянию по его объективным признакам (территориальному масштабу, степени, сфере или характеру заслуги);
3) если общественная польза деяния превышает уровень значимости официальной награды, которая прямо предусмотрена для таких заслуг, тогда в порядке аналогии наградного права может быть произведено награждение старшей наградой, пусть и установленной для других заслуг.
Однако даже если деяние формально подпадает под статутную норму, то это не умаляет наградной дискреции и не обязывает к награждению в отсутствие достаточной социальной полезности такого деяния (материального признака заслуги).
8. Официальная наградная система - это иерархически упорядоченная совокупность официальных наград, выражающая соотношение официальных наград и наградных систем всех публичных образований и органов публичной власти. Смысл официальной наградной системы состоит в ее единстве, полноте и иерархичности, в определении старшинства официальных наград, соответствующего значимости отмечаемых ими заслуг. Система официальных наград выстраивается по типам наград и по сочетанию их классификационных признаков, каждый из которых структурирует эту систему вертикально или горизонтально.
9. Официальные награды классифицируются: 1) по категориям награждаемых лиц - на награды для физических лиц, для организаций (коллективов), для публичных образований и награды смешанного вида; 2) по количеству награждаемых лиц (в рамках одного акта награждения) - на единоличные, коллективные и альтернативные награды; 3) по территориальному масштабу заслуг - на награды общероссийского, межрегионального, регионального и местного значения; 4) по степени заслуг - на общесоциальные, отраслевые и ведомственные награды; 5) по сфере заслуг - на универсальные и специальные награды (с детальным подразделением последних); 6) по характеру заслуг - на награды единовременного массового применения (памятные и юбилейные), награды неограниченного индивидуального применения (орденские) и награды за длительную безупречную службу (выслужные); 7) по признаку ценза - на бесцензовые и цензовые награды; 8) по признаку квотирования - на награды свободного применения и квотируемые награды; 9) по способу установления - на собственные (вновь учрежденные и восстановленные), признанные (сохраненные и с признанным статусом) и совместные награды; 10) по признаку актуальности - на действующие, «спящие», исключенные, упраздненные и неактуальные награды; 11) по признаку срочности - на бессрочные и временные награды; 12) по форме - на награды в вещной, документарной, денежной и устной форме (с последующим детальным подразделением).
10. Форма официальной награды - это классификационный признак не только описательного характера, поскольку с развитием наградных систем форма награды отягощается стандартным содержанием и аккумулирует типичные значения, взятые по совокупности классификационных признаков. Поэтому форма наград наиболее значима для построения официальной наградной системы.
11. Тип официальной награды отражает ее значимость на соответствующем уровне публичной власти. Каждый из типов официальных наград занимает собственную нишу в официальной наградной системе и выделяется по совокупности таких критериев, как учредитель награды (объект управления) и действующий за него субъект управления (в материально-правовом аспекте), награждающий субъект (в административно-процессуальном аспекте), круг награждаемых лиц, сфера и степень вознаграждаемых заслуг, характер участия общественности в наградном производстве. На каждом уровне публичной власти (федеральном, региональном, городском/районном и поселенческом) возможны награды четырех типов:
1) государственные и муниципальные награды - официальные награды, установленные от лица публичного образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) высшим органом публичной власти общей компетенции и применяемые распорядительным актом высшего органа публичной власти или иного, но действующего от его имени, органа (должностного лица) в качестве официального признания значительных публичных заслуг перед соответствующим публичным образованием и его населением;
2) награды высших органов публичной власти - официальные награды, установленные и применяемые высшими должностными лицами, законодательными (представительными) и высшими исполнительными (исполнительно-распорядительными) органами публичных образований в качестве официального признания публичных заслуг;
3) отраслевые награды - официальные награды, установленные органами публичной власти общей или специальной компетенции и применяемые органами публичной власти специальной компетенции в качестве официального признания профессиональных (отраслевых) публичных заслуг граждан и организаций независимо от ведомственной принадлежности;
4) ведомственные награды - официальные награды, установленные органами публичной власти общей или специальной компетенции и применяемые органами публичной власти специальной компетенции в качестве официального признания локальных (ведомственных) публичных заслуг служащих, работников и ветеранов этого органа публичной власти специальной компетенции, подчиненных ему организаций и лиц, оказывающих им содействие.
12. Наградная система Российской Федерации включает 112 государственных наград (без учета степеней). Из них de iure установлено 95 государственных наград(звание Героя Российской Федерации, 16 орденов, 3 знака отличия, 15 медалей и 60почетных званий). Кроме того, обладают признаками государственных наград Российской Федерации и de facto входят в ее наградную систему 9 юбилейных медалей Российской Федерации, 4 государственные премии Российской Федерации, почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы» и 3 звания ветерана («Ветеран военной службы», «Ветеран государственной службы» и «Ветеран труда»).
Наличие в наградной системе Российской Федерации таких наград de facto, формально не признаваемых государственными наградами Российской Федерации, но не имеющими при этом никакого определенного места в официальной наградной системе, нарушает целостность последней и является ее недостатком. Этот недостаток должен быть устранен путем прямого включения названных наград в наградную систему Российской Федерации, что позволит ясно определить значимость соответствующих заслуг перед государством.
13. Исследование наградных систем субъектов Российской Федерации, основанное на полученной автором статистической информации, показало, что названные наградные системы развиваются двумя различными путями, первый из которых характерен для республик, а второй - для прочих субъектов Российской Федерации. Это различие проявляется в степени консолидации наградных систем, в связи между степенью консолидации наградной системы и характером ее правового регулирования(законодательного и/или подзаконного), в структурированности наградных систем и связанным с этим различием в охвате заслуженной сферы, а также в выборе форм для государственных наград субъектов Российской Федерации.
Типичная наградная система республики включает орден, звание почетного гражданина (если в наградной системе отсутствует звание ветерана труда), 2 медали/знака, 4 звания «народный» и 26 званий «заслуженный» по профессии, 4 премии, грамоту, а также звание ветерана труда (если в наградной системе отсутствует звание почетного гражданина), а всего - 39 наград.
Типичная наградная система иного (помимо республики) субъекта Российской Федерации включает звание почетного гражданина, 2 медали/знака, 9 званий «заслуженный» либо «почетный» по профессии, 3 премии, грамоту и звание ветерана труда, а всего - 17 наград.
14. В наградных системах Российской Федерации и ее субъектов присутствуют чужеродные наградному праву явления. Звания «Ветеран военной службы», «Ветеран государственной службы», «Ветеран труда» и ветеран труда субъекта Российской Федерации (кроме этих званий в Нижегородской области и Чукотском автономном округе) только по форме установлены как награды, но в них во всех отношениях доминирует социально-обеспечительный элемент. Поэтому указанные звания и заявительный тип наградного производства по их присвоению, представляющий собой обычный порядок рассмотрения обращений граждан, должны быть переведены в разряд институтов социального обеспечения. Звания ветеранов следует лишить качества званий (наград) и законодательно закрепить не в виде званий, а в виде категорий лиц, которым предоставляется социальная поддержка (наравне с существующими категориями ветерана Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий).
15. На основе анализа изменений, вносившихся в наградное законодательство, в виде общей рекомендации предлагается тезис о недопустимости перманентных изменений наградного законодательства. Любые изменения наградного законодательства должны быть обоснованы с точки зрения необходимости справедливого вознаграждения заслуженного поведения (с учетом допустимости аналогии наградного законодательства и наградного права) и не должны умалять заслуги ранее награжденных лиц. Частое изменение наградного законодательства (в том числе упразднение одних официальных наград и учреждение других, изменение старшинства наград и их статутных норм) приводит к нестабильности всей официальной наградной системы, порождает неосведомленность населения о существующих официальных наградах, вознаграждаемых ими заслугах и значимости этих наград и, как следствие, не позволяет эффективно использовать потенциал официального наградного дела.
16. В целях совершенствования наградных систем субъектов Российской Федерации предлагается: 1) заменить несколько премий одной премией с необходимым количеством номинаций и, если потребуется, дифференцированной денежной частью премии; 2) дополнительно учредить наградные знаки для награждения в тех сферах заслуг, которые определяются по отличному от отраслевого (ведомственного) признаку (в сфере публичной службы, а также в семейной сфере, если такая награда не установлена); 3) увеличить в субъектах Российской Федерации (кроме республик) количество званий по профессиям для более полного охвата заслуг по отраслям экономики, управления и социально-культурной сферы; 4) отказаться от учреждения наград в двух или трех степенях; 5) исключить из названий государственных наград субъектов Российской Федерации указания на их связь с конкретными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
17. Наградное производство представляет собой административно-процессуальный порядок применения официальных наград органами публичной власти и в структуре административного процесса обособляется в отдельное производство ввиду следующих особенностей: 1) существо этого производства состоит в применении официальной награды как специфического правового поощрения за публичные заслуги; 2) оно не обусловлено пребыванием награждающего в правоотношениях не наградного свойства с награждаемым лицом; 3) награждающим субъектом наградного производства может быть любой орган публичной власти; 4) наградное производство ведется публично, для него характерны участие общественности и многоступенчатая оценка заслуг; 5) наградное производство биографично, ему свойственны обрядовость, торжественность и высокая степень формализма; 6) в наградном производстве нет сторон с противоположными материальными интересами, оно нацелено на единогласное выражение публичных интересов; 7) награждающий субъект не участвует в каждой стадии наградного производства и не выполняет на протяжении всего производства функцию руководства и контроля за ходом производства; 8) на некоторых стадиях наградного производства требуется или допускается участие единственного участника производства ввиду отсутствия в этом производстве юридического конфликта; 9) в наградном производстве недопустимы механизмы обжалования (опротестования), оно является однонаправленным процессом, который заключается в выявлении публичного консенсуса по вопросу награждения (позитивной оценки деяниянаграждаемого лица) и иным наградным вопросам.
С учетом правоприменительного характера наградного производства и индивидуального (распорядительного) характера правового акта о награждении предлагается отказаться от облечения акта о награждении в форму, типичную для нормативного правового акта (например, в форму закона), если это не является данью наградным традициям (как это имеет место в случае указа Президента Российской Федерации и указа высшего должностного лица субъекта Российской Федерации).
18. В исследовании показано, что в современном наградном производстве сформировались четыре различных типа производства (конкурсное, индивидуальное, списочное и заявительное), имеющих процессуальные особенности и применимых к различным официальным наградам.
В конкурсном наградном производстве представляется несколько кандидатов на награждение, из числа которых по итогам экспертной и общественной оценки достижений избираются наилучшие номинанты по числу присуждаемых наград. Конкурсное производство применяется, главным образом, для присуждения премий и стипендий, хотя известно и для других наградных форм (например, для звания почетного гражданина). Для этого производства характерны: 1) наличие большего количества кандидатур на награждение, чем число предполагаемых к выдаче наград, что и порождает конкурс; 2) выбор для награждения не просто номинанта, совершившего предусмотренную статутной нормой заслугу, а лучшего (лучших) из них; 3) календарная срочность производства (его привязка к определенным датам); 4) регулярность (периодичность) производства; 5) квотирование применяемых за определенный период наград; 6) как правило, единичная по результату и соответствующая профессии или иному многолетнему роду деятельности заслуга, выявляемая в ходе наградного производства (выдающееся произведение науки и техники, литературы и искусства, решение сложной технологической или социально значимой задачи и т.п.); 7) как правило, профессиональный или иной специализированный по роду деятельности характер инициативы в выдвижении кандидатов; 8) возможность коллективного и единоличного выдвижения кандидатур на награждение; 9) независимая экспертная оценка достижений номинантов; 10) участие общественности. Удачное сочетание в конкурсном производстве регулярности и профессионализма усиливает в награждении стимулирующий элемент.
Индивидуальное наградное производство отличается следующим: 1) обсуждение единственной кандидатуры на награждение; 2) индивидуальная оценка заслуг (вместо сравнения в конкурсном типе производства); 3) допустимость изменения в ходе производства вида испрашиваемой награды; 4) ведение производства ad hoc, то есть в каждом случае инициирования награждения; 5) применимость индивидуального производства к оценке заслуг любого характера; 6) общественная инициатива в выдвижении кандидатуры на награждение. Индивидуальное производство применяется при награждении большинством официальных наград.
Списочное наградное производство близко к индивидуальному и имеет следующие особенности: 1) наградному производству предшествует издание акта о награждении неопределенного круга лиц, предполагающего последующее составление списков награжденных; 2) производство ведется в отношении множества кандидатур, но без конкуренции (выбора) между ними; 3) в отношении награждаемых лиц составляются групповые списки с указанием по каждому награждаемому только основных персональных данных с распространенной заменой описания заслуг ссылкой на документ, формально свидетельствующий о них (на удостоверение ветерана, орденскую книжку и т.п.); 4) инициатору награждения выдается большой кредит доверия ввиду ограничения возможностей оценки заслуг другими участниками наградного производства; 5) коллективное и (или) единоличное выдвижение кандидатур на награждение; 6) утверждение списков на награждение и вручение наградных символов и документов агентом награждающего субъекта, а не им самим. Данная форма производства обусловлена большой интенсивностью производимых награждений и обычна для юбилейных, памятных и выслужных наград.
19. Заявительное наградное производство состоит в самовыдвижении лица на присвоение звания ветерана с предоставлением стандартного комплекта документов для формального подтверждения заслуг. Этот тип производства характеризуется: 1) социально-обеспечительным смыслом званий ветерана; 2) самовыдвижением и заявительным порядком присвоения званий; 3) умалением роли общественности; 4) возможностью судебного обжалования отказа в награждении; 5) отсутствием дискреции награждающего субъекта.
Исключительный характер заявительного наградного производства, применяемого только к званиям ветерана, его противоречие принципам наградного права и явное тяготение к сфере социального обеспечения требуют исключить этот тип наградного производства (как и сами звания ветеранов) из предмета регулирования наградного права и перевести его в обычный порядок рассмотрения обращений граждан.
20. К принципам наградного производства относятся публичность, многоступенчатость, участие общественности, консенсуальность, несостязательность, неоспоримость, добровольность, независимость участников производства, открытость, документальность, заочное рассмотрение наградных вопросов, процессуальная аналогия.
21. В ходе исследования был выявлен полный состав участников наградного производства, определен их процессуальный статус, предложен терминологический аппарат для обобщенного наименования некоторых участников наградного производства, отсутствующий в наградном законодательстве. Участники наградного производства образуют три группы, соотносящиеся с субъектами материальных (абсолютного и относительного) наградных правоотношений: 1) награждающий субъект и его агенты; 2) награжденное лицо, его наследники и правопреемник награжденной организации (публичного образования); 3) другие участники наградного производства (инициатор награждения, согласующие инстанции, представляющая инстанция, экспертная инстанция, наградная комиссия, а также ходатайствующая инстанция при выдаче награжденному лицу дубликата (муляжа) наградного символа или дубликата наградного документа, музеи или органы публичной власти, ходатайствующие о передаче наградных символов и документов в музеи на хранение и экспонирование, и согласующие инстанции, поддерживающие или отклоняющие такое ходатайство музея).
22. Исследование, основанное на обобщении широкого массива нормативных правовых актов и наградной практики, позволило выделить в наградном производстве десять стадий, каждая из которых обособляется по совокупности таких критериев, как задачи стадии, состав участников производства на данной стадии, процессуальные действия, совершаемые на данной стадии, и итоговые процессуальные документы на соответствующей стадии. В теоретически полном виде наградное производство включает следующие стадии: 1) возбуждение ходатайства о награждении; 2) согласование ходатайства о награждении; 3) представление к награде; 4) предварительное рассмотрение представления к награде; 5) принятие решения о награждении; 6) сообщение (вручение) награды; 7) разрешение вопросов о наградных символах и документах; 8) разрешение правопреемства; 9) отмена награждения или лишение награды; 10) восстановление в правах на награду.
1.Трофимов Е.В. Государственные награды в Российской Федерации (правовые аспекты): Монография. – Хабаровск: Изд-во «Магеллан», 2007. – 170 с. – ISBN 5-902746-05-1. – 11,27 п.л.
2.Трофимов Е.В. Награды субъектов Российской Федерации (система и правовое регулирование): Монография. – Хабаровск: Дальний Восток, 2008. – 690 с. – ISBN978-5-89999-007-4. – 49 п.л.
3.Трофимов Е.В. Наградное производство: Монография. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. – 240 с. – ISBN 978-5-7823-0555-0. – 14 п.л.
4.Трофимов Е.В. Наградное дело в Российской Федерации: Монография. – М.: Издательство «Юрист», 2011. – 944 с. – ISBN 978-5-91835-098-0. – 59 п.л.
б) статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России:
5.Трофимов Е.В. Понятие и правовое значение государственных наград // Современное право. 2006. № 7. – 0,9 п.л.
6.Трофимов Е.В. Формы государственных наград субъектов Российской Федерации: классификация и тенденции правового регулирования // Право и политика. 2008. № 4 (100). – 0,75 п.л.
7.Трофимов Е.В. Правовое регулирование наградных систем субъектов Российской Федерации // Современное право. 2008. № 6. – 0,6 п.л.
8.Трофимов Е.В. Структура и содержание наградного правоотношения // Право и политика. 2010. № 12 (132). – 1,25 п.л.
9.Трофимов Е.В. Форма и содержание награды // Современное право. 2010. № 12 (1). – 0,5 п.л.
10.Трофимов Е.В. Характеристика заслуги как основания награждения // Современное право. 2011. № 2. – 0,75 п.л.
11.Трофимов Е.В. Принципы наградного дела // Право и политика. 2011. № 4 (136). – 1,5 п.л.
12.Трофимов Е.В. Официальное и общественное наградное дело // Политика и общество. 2011. № 5 (83). – 1,75 п.л.
13.Трофимов Е.В. Структура наградного производства // Административное и муниципальное право. 2011. № 8 (44). – 1,25 п.л.
14.Трофимов Е.В. Понятие и строение наградной системы // Современное право. 2011. № 8 (1). – 1,1 п.л.
15.Трофимов Е.В. Место наградного производства в структуре юридического процесса и поощрительного производства // Право и политика. 2011. № 9 (141). – 1,4 п.л.
16.Трофимов Е.В. Награды как особого рода поощрения // Политика и общество. 2011. № 9 (87). – 2 п.л.
17.Трофимов Е.В. Наградные правоотношения и механизм наградного правового регулирования // Административное право и процесс. 2011. № 10. – 0,55 п.л.
18.Трофимов Е.В. Псевдообщественное наградное дело и его типологические черты // Академический юридический журнал. 2011. № 4 (46). – 0,9 п.л.
19.Трофимов Е.В. Наградные системы субъектов Российской Федерации (тенденции правового регулирования) // Общество и право. 2011. № 4 (36). – 0,5 п.л.
20.Трофимов Е.В. Характер нормативно-правового регулирования и консолидация наградных систем субъектов Российской Федерации // Юридический мир. 2011. № 11 (179). – 0,4 п.л.
21.Трофимов Е.В. Лишение официальных наград в наградном производстве и проблемы его законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 11. – 0,8 п.л.
22.Трофимов Е.В. Наградное дело как предмет правового регулирования // Административное право и процесс. 2012. № 3. – 0,3 п.л.
23.Трофимов Е.В. Наградное дело и наградное право // Административное право и процесс. 2012. № 4. – 0,3 п.л.
24.Трофимов Е.В. Наградная система Российской Федерации: структурный и содержательный анализ // Административное право и процесс. 2012. № 8. – 0,75 п.л.
в) учебники и учебные пособия:
25.Трофимов Е.В. Награды и поощрения органов наркоконтроля // Правоохранительная деятельность органов наркоконтроля: Учебное пособие / А.Н. Бабай, К.К. Кораблин, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. – М.: ИГ «Юрист», 2008. – 1,1 п.л. (глава 21).
26.Трофимов Е.В. Государственные награды субъектов Российской Федерации // Региональное право: Учебник / Под ред. В.Н. Ширяева, А.В. Никитиной. – Хабаровск: Изд-во «РИОТИП» краевой типографии, 2008. – 0,6 п.л. (§ 3 главы 7).
27.Трофимов Е.В. Награды и поощрения в органах наркоконтроля // Правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под общ. ред. И.А. Полянского. – Хабаровск: ДВИПК ФСКН России, 2010. – 1,9 п.л. (глава 11).
г) другие публикации:
28. Трофимов Е.В. Социально-правовое значение принципа законности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». 2004. Вып.38. – 0,4 п.л.
29.Трофимов Е.В. Понятие и значение государственных наград // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2006. № 1 (10). – 0,3 п.л.
30.Трофимов Е. Система законодательства Российской Федерации о государственных наградах // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2006. № 1 (22). – 0,9 п.л.
31.Трофимов Е. Система государственных наград Российской Федерации // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2006. № 2 (23). – 0,9 п.л.
32.Трофимов Е. Виды и формы государственных наград в Российской Федерации // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2006. № 3 (24). – 1 п.л.
33.Трофимов Е.В. Государственные награды и особенности их классификации в современном российском обществе // Власть и управление на востоке России. 2006. № 3 (36). – 1 п.л.
34.Трофимов Е. Государственные награды России: правовые основы классификации // Право и жизнь. 2006. № 98 (8). – 0,9 п.л.
35.Трофимов Е.В. Роль наград в правовой деятельности органов государственной власти // Спорт: экономика, право, управление. 2007. № 4. – 0,2 п.л.
36.Трофимов Е. Награды государственных органов субъектов Российской Федерации // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2007. № 5 (32). – 0,5 п.л.
37.Трофимов Е.В. Наградная политика в законодательстве субъектов Российской Федерации (по материалам Дальневосточного региона) // История освоения Россией Приамурья и современное социально-экономическое состояние стран АТР: Материалы международной научно-практической конференции, г. Комсомольск-на-Амуре, 4–5 октября 2007 года: В 2 ч. Ч. 2. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2007. – 0,35 п.л.
38.Трофимов Е.В. Роль наград в правовой деятельности органов государственной власти // Актуальные проблемы юридической науки, профессиональной подготовки и правоприменения: Сборник материалов международной научно-практической конференции. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2007. – 0,15 п.л.
39.Трофимов Е.В. Ведомственные награды Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков // Актуальные проблемы теории и практики противодействия наркопреступности на Дальнем Востоке: Материалы международной научно-практической конференции, г. Хабаровск, 22–23 ноября 2007 года. – Хабаровск: ДВИПК ФСКН России, 2008. – 0,25 п.л.
40.Трофимов Е.В. Военные награды в наградной системе России // Борьба с наркопреступностью с наркоманией на Дальнем Востоке: новый этап государственной наркополитики: Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции, г. Хабаровск, сентябрь 2007 г. – Хабаровск: ДВИПК ФСКН России, 2008. – 0,5 п.л.
41.Трофимов Е. Отраслевые и ведомственные награды: правовой статус и роль в наградной системе // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2008. № 4 (37). – 0,6 п.л.
42.Трофимов Е.В. Соотношение наградной системы и наградного дела // Фундаментальные исследования. 2009. № 1. – 0,15 п.л.
43.Трофимов Е.В. Ведомственные награды в наградной системе России // Право и современность: Сборник научно-практических статей. Вып. 4. Ч. 2. – Саратов: СЮИ МВД России, 2009. – 0,25 п.л.
44.Трофимов Е.В. Официальное наградное дело и его типологические черты // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2010. № 6 (51). – 1,5 п.л.
45.Трофимов Е.В. Характер заслуги и законность в наградных правоотношениях // Актуальные проблемы права и науки России на современном этапе: Сборник научных статей преподавателей, аспирантов, студентов юридического факультета. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. – 0,35 п.л.
46.Трофимов Е. Наградное законодательство и официальная идеология современной России // Право и жизнь. 2011. № 154 (4). – 0,45 п.л.
47.Трофимов Е. Конфессиональное (религиозное) наградное дело // Право и жизнь. 2011. № 155 (5). – 0,7 п.л.
48.Трофимов Е.В. Наградная автономия и корпоративное наградное дело // Актуальные проблемы конституционного и административного права: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, г. Абакан, май 2011 г. – Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Ката-нова», 2011. – 0,45 п.л.
49.Трофимов Е. Правовое регулирование и классификация наград устной формы // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2011. № 3 (54). – 2 п.л.
50.Трофимов Е. Наградное право в системе российского права и его источники // Новый юридический журнал. 2011. № 3. – 1,4 п.л.
51.Трофимов Е. Правовая характеристика наград высших органов публичной власти // Вестник ХГАЭП. 2011. № 4–5 (55–56). – 1,5 п.л.
52.Трофимов Е. Принципы наградного производства // Право и жизнь. 2011. № 160 (10). – 0,94 п.л.
53.Трофимов Е.В. Наградное законодательство и официальная идеология современной России // Новый юридический журнал. 2011. № 4. – 0,6 п.л.
54.Трофимов Е. Нормативно-правовое регулирование наградных систем субъектов Российской Федерации и правовая культура // Вестник ХГАЭП. 2011. № 6 (57). – 1 п.л.
55.Трофимов Е.В. Отмена награждения и лишение награды // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 12. – 0,2 п.л.
56.Трофимов Е.В. Правовые аспекты отказа от награды // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 12. – 0,15 п.л.
57.Трофимов Е.В. Наградное производство как разновидность административного процесса // Юридический процесс: теория и практика: Сборник статей преподавателей, аспирантов и студентов юридического факультета / Отв. ред. В.Н. Ширяев, Ю.Н. Лебедева. – Хабаровск: ХГАЭП, 2012. – 0,45 п.л.
58.Трофимов Е.В. Наградное дело и наградное право в системе правового регулирования // Вопросы права и политики. 2012. № 5. – 2,8 п.л.
59.Трофимов Е.В. Государственные награды субъектов Российской Федерации // Вопросы права и политики. 2013. № 1. – 3,5 п.л.
60.Трофимов Е.В. Понятие и особенности наград // Проблемы общества и политики. 2013. № 2. – 2 п.л.