- В представленном диссертационном труде впервые в российской и зарубежной востоковедной науке предпринимается попытка комплексного изучения истории и культуры Судана XVI - начала XIX века на основе изданной рукописи «Табакат» Ибн Дайфаллаха и других источников. Этот памятник, написанный на суданском диалекте арабского языка, является важнейшим дошедшим до настоящего времени произведением, содержащим сведения по широчайшему кругу областей знаний, по культуре повседневности, развитию ислама в Судане, прежде всего, в его народной форме. Проработанные и исследованные материалы, являющиеся содержательным наполнением памятника, позволяют глубже узнать о материальной культуре Судана со времени создания там мусульманских султанатов и до начала XIX в.
- В этом, а также в другом суданском письменном памятнике «Махтута катиб аш-шуна» содержатся ценные сведения о природе отношений султаната ал-фундж с племенными союзами внутри Судана, в частности, с шиллук, а также с государственными образованиями, возникшими в районе Кордофана, Дарфура и отчасти со странами к западу от современных суданских границ. В диссертации освещены конфликты, возникавшие между эфиопскими и суданскими правителями,
- закончившиеся кровопролитными сражениями и изменением отношений между двумя государствами. Таким образом, в научный оборот отечественной и мировой науки впервые вводится новый пласт сведений о позднесредневековом периоде истории огромной арабо-африканской страны - султаната с центром в Сеннаре.
- Материал диссертации детально познакомит с личностями большого числа суданских суфийских учителей, упомянутых в памятнике «Табакат». Отделяя в их описаниях рациональное от гиперболизации и фантастического вымысла, определяется место шейха в иерархии братства, его роли в распространении исламских и суфийских знаний, в контактах с представителями местных суданских властей. Диссертационное исследование позволяет уточнить и лучше понять природу суфийских братств, действовавших на территории Судана, выделить общие и специфические черты, отличающие их от таких же суфийских орденов в других частях мусульманского мира.
- Основываясь на материалах «Табакат», в своем диссертационном исследовании автор отводит большое место рассмотрению бытовых описаний позднесредневекового Судана: домашнему укладу, ремеслам, особенностям строительства жилища, сельскому хозяйству, орошению земель, приготовлению пищи и питья, одежде и ее разновидностям. В тексте диссертационного исследования, где это уместно, проводится сопоставительный анализ с другими культурами мусульманских стран, а также с сохранившимися и существующими в наше время суданскими традициями ведения хозяйства и ремесленного производства в отдельных регионах страны.
- Поскольку Судан является полиэтнической арабо-африканской страной, в работе впервые в отечественной научной литературе рассматриваются черты африканской культуры, оказавшие влияние на формирование суданской общности. Это относится, прежде всего, к духовному наследию, важным элементом которого является музыкальное творчество и музыкальные инструменты. Особенности арабского языка Судана получили в диссертации специальное освещение в виде комментариев к различным попадающимся терминам и заимствованиям из языков африканского континента - беджа (то бедауе), нубийского, языков Дарфура. Для правильного понимания отдельных фрагментов текста и значений некоторых слов автору пришлось уделить специальное внимание фразеологическим оборотам (пословицам и поговоркам). В результате в диссертации включены абзац и целый параграф, посвященные вопросам истории литературы и языка как компонентов духовного наследия, уяснение которых открывает перед исследователями особенности мировоззрения и мировосприятия той далекой эпохи. Отдельные главы «Табакат» Ибн Дайфаллаха были переведены диссертантом на русский язык с суданского диалекта арабского языка и помещаются в «Приложении» к диссертации.
1.Музыкальные инструменты и их названия в историко-литературном суданском памятнике Ибн Дайфаллаха «Kitāb al-Ţabaqāt fī кЪщşūş al-Awliyā’ wa’l-Şālihīn wa’l-‘Ulamā’ wa’1-Shu‘arā’ fī al-Sūdān» («Книга разрядов о исламских подвижниках, праведниках, ученых и поэтах в Судане») (XVIII в.) // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Филология, востоковедение, журналистика. Серия 9, Выпуск 4, ч. П. 2008. С. 252-257.
2.Музыкальные инструменты и их названия в историко-литературном суданском памятнике Ибн Дайфаллаха « Kitāb al-Ţabaqāt fī khuşūş al-Awliyā’ wa’l-Şālihīn wa’l-‘Ulamā’ wa’1-Shu‘arā’ fī al-Sūdān» («Книга разрядов о исламских подвижниках, праведниках, ученых и поэтах в Судане») (XVIII в.). Часть 2 // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Филология, востоковедение, журналистика. Серия 9. Выпуск 1, ч. II. 2009. С. 196–202.
3. Символы власти и традиция дарения в суфийских братствах Судана в произведении Ибн Дайфаллаха «Табакат» (Kitāb al-Ţabaqāt fī khuşūş al- Awliyā’ wa’l-Şālihīn wa’l-‘Ulamā’ wa’l-Shu‘arā’ fī al-Sūdān» — «Книга разрядов о исламских подвижниках, праведниках, ученых и поэтах в Судане») // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Филология, востоковедение, журналистика. Серия 9. Выпуск 3, 2009. С. 322–332.
4. Россия-Судан: из истории взаимоотношений (по материалам книги Е.П. Ковалевского «Путешествие во внутреннюю Африку») // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Востоковедение, африканистика, журналистика. Серия 13. Выпуск 3. 2009. С. 13–16.
5. Образ верблюда в монгольской и арабской литературных традициях // Mongolica IX, Сб. статей. М., 2010. С. 109–116.
6. Теологические труды и деятельность исламских ученых в Судане в XVII–XVIII вв. (по произведению Ибн Дайфаллаха «Табакат») // Вестник С.-Петерб. Ун-та. Серия 13. Выпуск 3, 2010. С. 77–82.
7. Денежные средства в Судане в XVII–XVIII вв. (по «Книге разрядов об исламских подвижниках, праведниках, ученых и поэтах в Судане» Ибн Дайфаллаха) // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб. Серия 9. Выпуск 3, 2010. С. 283–288.
8. «Табакат» («Разряды») Ибн Дайфаллаха. Введение, перевод фрагмента текста с арабского языка и комментарии // Письменные памятники Востока. № 1(12), 2010. С. 41–51.
9. К историографии суданского фольклора: пословицы и биографии праведников // Письменные памятники Востока. № 2(13), 2010. С. 127–135.
10. «Табакат» Ибн Дайфаллаха как источник по истории поэзии Судана.// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Выпуск 1, 2011. С. 193–209.
11. Мариса — традиционный напиток в Судане (по материалам книги суданского автора Ибн Дайфаллаха «Табакат») // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 9. Выпуск 4, 2011. С. 178–181.
Монографии:
12. История публицистики Судана. СПб: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. — 258 сс.
Статьи и другие публикации в научных изданиях и в сборниках материалов научных конференций
13. Арабские племена в районе Белого Нила // ХIХ научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. Тезисы докладов. СПб, 1997. С. 26–28.
14. Суфийские братства в Восточном Судане на начальном этапе махдистского восстания (1883–1884 гг.) (по отчетным документам Османа Абу Бакра Дикны) // ХХ научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. 6–7 апреля 1999 г. Тезисы докладов. СПб, 2000. С. 21–24.
15. О происхождении некоторых суданских пословиц // Востоковедение: Филологические исследования. Вып. 25: Межвуз.сб. СПб, 2004. С. 92–99.
16. The Sudanese 18th Century Scholar Ibn Deifallah and his Book “Biographies as Divisions of Saints, Zealots, Theologians and Poets (Kitab at- tabakat…) // L’union Europeenne Arabisants et Islamisants 22th Congress. Book of abstracts: Authority, Privacy and Public Order in Islam. Cracow, Poland 29 September-4 October 2004. P. 27–28. (в соавторстве с О.Б. Фроловой)
17. Добродетели и благие деяния исламских подвижников в произведении Ибн Дайфаллаха «Табакат» // Международная научная конференция в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы. Актуальные проблемы и перспективы. Тезисы докладов. 4–6 апреля 2006 г. С. 341–342.
18. Late Medieval Sudanese manuscript of the “Kitab al-Tabaqat fi khusus al- Awlia wa’l-Salihin wa’l-Ulama’ wa’l-Shu’ara’ fi al-Sudan” by Ibn Dayfallah and some aspects of Greek-Byzantine cultural influence in Sudan // Studies in African and Arab-Byzantine relations. 27–30 Sept. 2007 Nicosia, Cyprus. P. 9
19. Коранические школы в Судане XVII–XVIII вв. (по материалам произведения Ибн Дайфаллаха «Табакат») // Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций.XXV Международная конференция. Источниковедение и историография стран Азии и Африки. 22–24 апреля 2009. Тезисы докладов. СПб, 2009. С. 48–49.
20. The Camel: a Sacred Animal of Nomadic Peoples.// Permanent International Altaistic Conference. 52-nd Annual Meeting of the PIAC (July 26– 31, Huhhot, China) Myth and Mystery in the Altaic World. Proceedings. Inner Mongolia University. The Altaic Sоciety of China. 2009. P. 111–112.
21. The Sufi rituals and traditions in the work by the Sudanese author ibn Daifallah “The book of ranks of Islamic zealots, saints, scholars and poets in Sudan” (18th с.) // Symposium International. Le Livre.La Roumanie. L’Europe – deuxiemé edition-Résumés des communications scientifiques. 20–24 September 2009. Bucarest. P. 73–74.
22. On Greeks and Greek culture in Sudan according to Ibn Dayfallah’s Kitāb al-Ţabaqāt fī khuşūş al-Awliyā’ wa’l-Şālihīn wa’l-‘Ulamā’ wa’l-Shu‘arā’ fī al- Sūdān // East and West. Essays on Byzantine and Arab Worlds in the Middle Ages. / Еd. by Juan Pedro Monferrer – Sala, Vassilios Christides, Theodoros Papadopoullos. Gorgias press. 2009. P. 169–175.
23.Рецензия на книгу R.O. Collins. A History of Modern Sudan. N.Y. Cambridge Univ. Press, 2008. 331 pp. // Восток (Oriens) 2010, № 2. М., С. 211–214.
24.Легенды о происхождении правящих династий государств Судана (XVI–XVIII вв.) // Материалы международной конференции Россия и Арабский мир: К 200-летию профессора Санкт-Петербургского университета шейха ат-Тантави (1810–1861), 2–3 ноября 2010. СПб., 2010. С. 151–154.
25.Напитки для увеселения в Судане (по материалам книги суданского автора Ибн Дайфаллаха «Табакат») // Тезисы докладов XXVI Международной конференции источниковедение и историография стран Азии и Африки «Модернизация и традиции». СПб., 20–22 апреля. 2011. С. 19–20.
26.Islam in Darfur in the 17–18th cc. (as seen from Ibn Daifallah “Tabaqat”) // 12th Conference of Africanists “Africa in the changing world development paradigm” Moscow, Russia May 24–26, 2011. Absracts. P. 123–124.
27.Суфизм и власть в Судане (XVI–XVIII вв.) // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 5 / Oтв. редактор Пахомов С.В. СПб., 2011. С. 16–30.
28.Знамя в суфийских братствах Судана (по материалам труда Ибн Дайфаллаха «Табакат» // Семинар: Геральдика-вспомогательная дисциплина. Государственный Эрмитаж. СПб., 2012. C. 17–23. (Брошюра)
29. Медицинские знания и искусство лечения исламских праведников в Судане в XVI–XVIII вв. (по произведению Ибн Дайфаллаха «Kitāb al- Ţabaqāt») // Вестник бурятского научного центра сибирского отделения Российской Академии Наук. № 2(6) 2012. C. 139–148.
30. Разновидности хлеба в позднесредневековом Судане (по произведению ибн Дайфаллаха Табакат) // Varietas delectans. Сборник статей к 70-летию Николая Леонидовича Сухачева. СПб., 2012. С. 154–159.
31. Ас-Судан ва балад ал-Хабаша фи фитрат султанат ал-фундж. (на араб. яз.) (Судан и Эфиопское государство в период султаната ал-фундж) // Annual Conference of Postgraduate Studies and Scientific Research. Humanities and Educational Studies Conference under the slogan: Towards a Confidient Renaissance. Abstracts of Papers. University of Khartoum., 25–28 February 2013. P. 9–10.