Научная тема: «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА»
Специальность: 13.00.02
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Основными общественно-историческими и социокультурными предпосылками становления социального воспитания педагогических кадров России на основе гендерного подхода выступают: многотысячелетний социокультурный опыт становления и развития этносов народов России, их культур и ментальности; религиозные культуры, их воспитательные традиции и гендерные ценности; идеи, воззрения о природе и предназначении человека в обществе, сложившиеся у народов России, определяющие философский, социокультурный и социально-педагогический фундамент в сфере выражения духа и их самобытного характера; современные философские идеи, научные концепции, социально-педагогические положения и теории (XX - начало XXI в.), представляющие взгляды философов, просветителей, социологов, психологов, историков и педагогов нового времени на развитие и становления отечественной социальной педагогики, формирования нового человека и общества.

Основными тенденциями, оказывающими влияние на активизацию и оптимизацию развития системы социального воспитания студенческой молодежи педагогических вузов России на основе гендерного подхода, являются: ослабление ценности семьи как важнейшего элемента малой группы и социального института государства и общества; увеличение альтернативных форм отношений между мужчиной и женщиной (браки: пробные, гостевые, гражданские и др.), деформация функций семьи, прежде всего воспитательной; разрушение традиционных отношений между членами внутри института семьи; снижение детородной функции семьи; увеличение числа бракоразводных процессов; рост детского суицида; увеличение рождения детей в неполных семьях на фоне расслоения общества; наличие домашнего насилия относительно женщин и детей; расширение возрастных границ вступления в брак; раннее начало половой жизни и др.

2. Гендерный подход в социальном воспитании студенческой молодежи педагогического вуза представляет собой выражение целенаправленного, специально организованного и управляемого воспитательного процесса, осуществляемого всеми субъектами и структурами образовательного учреждения в рамках личностного и профессионального развития студентов, с учетом природной гендерной идентификации, обеспечивающей приобретение индивидом соответствующих ценностей, норм гендерного поведения, убеждений, умений и навыков, необходимых будущему учителю. Он не исключает существующие подходы в системе социального воспитания студенческой молодежи педагогического вуза: компетентностный (отказ от рамочного характера в образовании, преодоление узости знаниевой парадигмы, включая не только когнитивно-знаниевый компонент, но и мотивационный, регулятивный, этический; аксиологический (социальное воспитание личности рассматривается через мир ценностей общечеловеческих, национальных, личностных, которые определяют позицию будущего учителя в обществе, выступая важным компонентом ее личностного и профессионального самосознания и одновременно - показателем здоровья общества); философско-антропологический (предполагает воспитание целостной личности, декларируя единство умственной, эмоциональной, нравственной, физической, волевой сторон ее развития); системный (на методологическом уровне предполагает обеспечение социального воспитания в общей системе воспитания студенческой молодежи); культурологический (рассмотрение феномена «культуры» в качестве стержневого в процессе воспитания, понимания и объяснения человека, его сознания, осознания деятельности и жизнестроительства, а также педагогических понятий как культурных, способствующих успешной социализации личности студента посредством трансляции определенных норм, традиций, установок, ценностей, смыслов); синергетический (позволяющий анализировать процесс и результат социального полоролевого воспитания с учетом количественных и качественных изменений в процессе поэтапного достижения поставленных целей, определять необходимые условия для развития и реализации маскулинных и фемининных качеств будущего учителя; определять стратегическое направление в развитии воспитательно-образовательного пространства конкретного педагогического вуза).

3. Гендерная культура учителя - это часть его общей культуры, выражающаяся в повседневных поступках, формах педагогического взаимодействия в профессиональной деятельности на основе ценностных смыслов, социальных норм и гендерных стереотипов поведения, закрепленных в историческом социокультурном опыте конкретного народа, позволяющая обеспечить осмысленность личностного и профессионально-педагогического полоролевого поведения. Это особое интегральное единство биологических, психологических, социально-педагогических и духовно-нравственных характеристик личности специалиста сферы образования, его мировоззренческая позиция и личностная установка, предполагающее как принятие определенных универсальных общечеловеческих принципов гендерного жизнеосуществления, так и норм, стереотипов гендерного профессионально-педагогического поведения, обусловленных ментальностью российской культуры, ее опытом половой идентификации и межполоролевого взаимодействия, а также готовность им следовать в учебно-воспитательной деятельности. Основными компонентами проявления гендерной культуры учителя являются: когнитивный - знания (физиологические, психофизиологические, социальные об онтогенезе человека); технологический (владение технологиями гендерного поведения в процессе выполнения профессионально-педагогической деятельности); личностный (внутренняя направленность к совершению поступков и педагогических действий, соответствующих общепринятым нормам и стереотипам полоролевого поведения).

Уровнями проявления гендерной культуры учителя являются: оптимальный (норма-образец: оптимально обеспечивается протекание процесса формирования гендерной культуры у студентов педагогического вуза); допустимый (обеспечивается на среднем уровне формирование гендерной культуры студентов педагогического вуза); критический (с трудом обеспечивается формирование гендерной культуры студентов педагогического вуза); недопустимый (не обеспечивается формирование гендерной культуры студентов педагогического вуза). Критериями и показателями оценки уровня проявления гендерной культуры учителя выступают: гендерная мотивация (уровень сформированности мотивации будущего учителя на реализацию своего гендерного потенциала в личной и профессионально-педагогической деятельности); гендерная грамотность (теоретическая подготовленность будущих учителей педагогического вуза к педагогической деятельности с учётом гендерного подхода); гендерная компетентность (способность будущих учителей к организации социально-педагогической деятельности по формированию у молодёжи гендерной культуры); гендерное просвещение (готовность к пропаганде гендерных знаний); гендерная культура (мотивационное поведение студенческой молодёжи к поддержанию норм полоролевого поведения в зависимости: от возраста, социального положения, этнической принадлежности, эмоционального состояния, выполняемой профессиональной деятельности).

4. Система социального воспитания студенческой молодежи педагогического вуза рассматривается как упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обеспечивают в образовательном учреждении целенаправленное и эффективное развитие личности будущего учителя, ее профессиональное и личностное становление в соответствии с принятыми правилами и нормами гендерного поведения в современном обществе. Системообразующим фактором социального воспитания является ее гуманистическая ориентация на личность человека, отражающая высокие духовно-нравственные ориентиры российской культуры. Факторами, существенно влияющими на гендерное воспитание студенческой молодежи, выступают: социальный заказ государства, выраженный в образовательных стандартах (подготовка учителя-профессионала); воспитательный потенциал педагогического вуза; система воспитания студенческой молодежи вуза; воспитательные традиции вуза; подготовленность к воспитательной деятельности преподавателей вуза; социокультурная среда вуза.

5. Концепция социального воспитания студентов педагогического вуза опирается на гендерный подход и позволяет актуализаровать воспитательное воздействие на студенческую молодежь с учетом половой идентификации. К методологическим основаниям концепции воспитательной системы социального воспитания студентов педагогического вуза на основе гендерного подхода относятся: общая теория систем (в рамках которой разработан структурно-гетерохронный анализ воспитательной системы на основе гендерного подхода); педагогические теории и системы управления образованием (в соответствии с положениями которых были определены основные подходы к пониманию сущности управления воспитательной системой); теории мотивации человеческой деятельности (позволившие выработать положения по формированию мотивационной сферы будущих учителей); теории жизненных сил и субъектности человека (позволившие рассмотреть проблему жизненных сил, субъектности и активности личности студентов в организуемой социокультурной деятельности вуза с учётом гендерного подхода); теории социальных изменений (позволили раскрыть взаимосвязь между процессами, происходящими в системе социального воспитания педагогического вуза).

Социально-педагогическая модель социального воспитания студентов педагогического вуза на основе гендерного подхода представляет собой органично взаимосвязанные и функционально взаимообусловленные компоненты: целевой (представляет образовательную цель профессиональной подготовки педагогических кадров с учетом гендерного направления); содержательный (предполагает наполнение гендерного содержания: учебных дисциплин, плановых воспитательных мероприятий, педагогической среды вуза, в целом - системную интеграцию аксиологической составляющей в содержании педагогического образования на основе гендерного подхода; процессуально-деятельностный (обеспечивает реализацию целей и задач профессиональной подготовки студенческой молодежи педагогического вуза на основе гендерного подхода); организационно-управленческий (обеспечивает общую идеологию по реализации социокультурной миссии гендерного подхода в развитии системы социального воспитания будущих учителей педагогического вуза); технологический (обусловливает применение технологий и методик личностно-деятельностной и социально-педагогической направленности, обеспечивающих формирование гендерной культуры будущих учителей как главного показателя их культурной субъектности); контрольно-оценочный (позволяет получать необходимую информацию о состоянии и динамике происходящих изменений в системе социального воспитания студенческой молодежи на основе гендерного полхода, производить соответствующую коррекцию элементов, факторов и условий в воспитательной системе); результативный (выступает результатом и выражением реализации социокультурной миссии гендерного подхода в развитии социального воспитания будущих учителей педагогического вуза). Данные компоненты обеспечивают системную интеграцию всех элементов и структур целостного воспитательно-образовательного процесса педагогического вуза, творческого потенциала его субъектов (административно-управленческий аппарат, вспомогательный персонал, профессорско-преподавательский состав, студенты и их родители, представители внешних социальных структур) и средовых социокультурных и социально-педагогических ресурсов вуза. Принципы реализации модели: системности, комплексности, природосообразности, культуросообразности, синергетичности, преемственности, культуроцентричности, соответствия социальным условиям, личностной гендерной ориентации, креативности.

Технология реализации модели развития системы социального воспитания студенческой молодежи педагогического вуза на основе гендерного подхода предполагает поэтапные действия: адаптация и мотивирование студенческой молодёжи на принятие норм и стереотипов гендерной культуры, их активизацию на развитие и саморазвитие мужских и женских качеств, смыслов и ценностей личности в соответствии с исторически утвердившимися гендерными и социальными нормами российской культуры; осмысление и оптимизация проявлений полоролевого поведения студентами педагогического вуза; овладение студенческой молодёжью навыками взаимодействия с окружающими людьми с учётом личностной гендерной идентификации; закрепление умений и навыков приобретённой гендерной культуры в процессе дальнейшего личностно-профессионального становления будущего учителя; оценка и коррекция результатов процесса формирования гендерной культуры студенческой молодежи педагогического вуза с учетом профессионально-педагогической деятельности.

6. Условия, необходимые для реализации модели социального воспитания студенческой молодёжи педагогического вуза с учётом гендерного подхода: социально-педагогическая согласованность между всеми элементами, структурами и субъектами воспитательно-образовательного процесса педагогического вуза; развитость социокультурной и социально-педагогической среды вуза, ее соответствие гендерным потребностям студенческой молодежи; гендерный характер и творческая направленность в единстве социально-педагогических профессиональных задач; подготовленность профессорско-преподавательского состава педагогического вуза к социальному воспитанию студенческой молодежи педагогического вуза на основе гендерного подхода; развитость научно-методической, информационно-технологической и социально-педагогической базы воспитательной деятельности; развитость научных, социокультурных, творческих связей педагогического вуза с государственными и общественными структурами и институтами города, региона, страны, осуществляющими деятельность по развитию системы социального воспитания студенческой молодежи с учетом гендерного подхода.

 7. Перспективы развития системы социального воспитания студенческой молодежи на основе гендерного подхода выражаются в следующих положениях: обучение и воспитание - не различные области, а две стороны целостного образовательного процесса вуза, при этом воспитание выступает основанием в развитии и формировании личности будущего учителя, его готовности к профессионально-педагогической деятельности; воспитательно-образовательный процесс педагогического вуза имеет четкую целевую ориентацию, определяющуюся концепцией и социально-педагогической моделью развития системы социального воспитания студенческой молодежи на основе гендерного подхода с учетом всех социально-педагогических условий и факторов; воспитательно-образовательная деятельность в педагогическом вузе с учётом гендерного подхода основана на системном компетентностном подходе и обеспечивает комплексное воздействие на личность (через образовательно-познавательную, научную, воспитательно-развивающую, оздоровительную, досуговую, иную деятельность); действия администрации, профессорско-преподавательского состава, всех структур вуза, родителей студентов и общественных организаций согласованы для рационального сочетания всех известных в педагогической теории и практике механизмов, приёмов и методик к использованию гендерного подхода; системная деятельность по формированию гендерной культуры студенческой молодёжи педагогического вуза охватывает все возможные направления (гендерное просвещение, гендерное воспитание, научно-исследовательская деятельность по проблемам гендера, др.).

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Федосеева И. А. Национальная система социального воспитания в России: гендерный аспект: монография. – Новосибирск: «Архивариус-Н», 2012. –120 с. (7,4 п. л.)

2.Федосеева И. А. Теоретические основы гендерного подхода в системе социального воспитания студенческой молодежи педагогических вузов России. - Новосибирск: «Архивариус- Н», 2012. – 130 с. (9,2 п. л.)

Учебные пособия:

3.Федосеева И. А. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом гендерного подхода: учебно-методическое пособие / авт.-сост. И. А. Федосеева. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. – 60 с. (1,7 п. л.)

Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:

4.Федосеева И. А. Воспитание женственности и мужественности как основы общечеловеческих ценностей // Философия образования. – 2006. – № 2. – С. 239–243 (0,4 п. л.)

5.Федосеева И. А. Генезис женственности в истории русского народа // Ученые записки Российского Государственного Социального Университета. – 2009. – № 1. – С. 50–54 (0,4 п. л.).

6.Федосеева И. А. Семья как средовое явление современного общества // Ученые записки Российского Государственного Социального Университета. – 2010. – № 7 (83). – С. 32–35 (0,4 п. л.).

7.Федосеева И. А. Профессиональная компетентность педагога в условиях перехода на двухуровневую модель обучения // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 1. – С. 71–78 (0,5 п. л.).

8.Федосеева И. А., Соломатин Е. В. Философско-методологические основы социального воспитания // «Образование. Наука. Инновации». Южное измерение. – 2011. – № 5 (11). – С. 120–129 (авт. участ. – 50 %, 0,6 п. л.)

9.Федосеева И. А. К вопросу о национальной системе социального воспитания в России // НПЖ «Психология. Социология. Педагогика». 2011. № 10 (11), октябрь. - С. 125–133 (0,54 п. л.).

10. Федосеева И. А. Духовность как основа национального воспитания // «Социальная политика и социология» Междисциплинарный научно-практический журнал. 2011. № 9 (75). — С. 173–178 (0,4 п. л.).

10.Федосеева И. А. Опыт гендерного подхода в системе социального воспитания // www.ngmu.ru. Электронный журнал НГМУ «Медицина и образование в Сибири». 2012. № 5. – 6 с. (0,4 п. л.).

11.Федосеева И. А. Принципы национального воспитания в русской культуре // Вестник экономической интеграции. 2012. № 8 (52). - С. 174–177 (0,25 п. л.)

12.Федосеева И. А. Инновационные процессы в образовании в контексте синергетики // Вестник экономической интеграции. 2012. № 9 (53). - С. 26–30 (0,3 п. л.)

13. Федосеева И. А., Егорычев А. М. Концепция управления системой образования в современном высшем учебном заведении на основе синергетического подхода // Вестник экономической интеграции. 2012. № 8 (52). — С. 167–174 (авт. участ. 50 % - 0,5 п. л.)

14. Федосеева И.А. Роль российского государства в становлении и развитии социального воспитания // Социальная политика и социология. Междисциплинарный журнал. 2012. № 8 (86). - С.117–12 (0,5 п. л.)

15.Федосеева И. А. Воспитание русского купечества в контексте гендерного подхода // Социальная политика и социология. Междисциплинарный журнал. 2012. № 11. – С.128-132 (0,5 п.л.).

16. Федосеева И. А. Социальное воспитание в России в историко-педагогической ретроспективе. Гендерный аспект // Вестник экономической интеграции. 2012. № 9 (53). - С. 160–166 (0,5 п. л.)

17. Федосеева И. А. Семья как важнейший институт социализации человека // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 11. – С. 10–13 (0,5 п. л.)

18. Федосеева И. А. Подходы к воспитанию в купеческих семьях. Гендерный аспект // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 12. – С. 59–61 (0,2 п. л.)

19. Федосеева И. А. Влияние СМИ на формирование моделей маскулинности и фемининности // Медицина и образование в Сибири. 2013. № 2. - 6 с. (0,4 п. л.) электр. журнал НГМУ: www.ngmu.ru.

20.Федосеева И. А. Личность педагога как проявление гендерного воспитания в вузе // Медицина и образование в Сибири. – 2013. – № 3. – 7 с. (0,5 п.л.): электр. журнал НГМУ: www.ngmu.ru.

Статьи, тезисы в журналах, материалах научно-практических конференций, сборниках научных трудов:

22. Федосеева И. А., Скок Г. Б. Воспитание «женственности» и «мужественности» - непременный результат деятельности школы с раздельным обучением // Роль и место женщин в современном социально-политическом мире: матер. междунар. науч.-практ. конф. - Усть-Каменогорск: Изд-во Малая Ассамблея народов Восточного Казахстана, 2004. - С. 226–233 (авт. участ. - 50 % - 0,4 п. л.).

23.Федосеева И. А. Удовлетворение потребностей школьников на основе гендерного подхода // Шаровские чтения (К 90-летию со дня рождения Ю. В. Шарова): матер. межвузов. науч.-практ.конф. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. С. 52–57 (0,3 п. л.).

24.Федосеева И. А., Борисова Л. Г. Феномен материнства в современном мире // Особенности постсоветских трансформационных процессов: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2004. - С. 159–161 (0,2 п. л.).

25.Федосеева И. А., Борисова Л. Г. Социокультурные ценности молодежи. Гендерный аспект // Социальные, медико-биологические и гигиенические аспекты здоровья человека. Сб. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2004. - С. 33–35 (0,15 п. л.).

26.Федосеева И. А. Воспитание мужественности — результат гуманистической воспитательной системы школы // Национальные и этнические приоритеты в решении социально-экономических проблем мировой культуры и цивилизации: матер. междунар. науч.-практ. конф. 10–12 марта 2006. - С. 177–179. (0,6 п. л.).

27. Федосеева И. А. Инновационный подход в образовании. Гендерный аспект // Национальные и этнические приоритеты в решении социально-экономических проблем мировой культуры и цивилизации: матер. V Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2006. – С. 132–136 (0,4 п. л.).

28.Федосеева И. А. Гендерный подход в педагогике // Гендерное образование в подготовке учителя: матер. II Всерос. конф. (с междунар. участ.). – Томск: Изд-во ТГПИ, 2007. - С. 61–65 (0,35 п. л.).

29. Федосеева И. А. Духовно-нравственный потенциал нации как важнейший приоритет в построении нового общества // Социальное развитие и духовно-нравственный мир современной личности: проблемы российского общества: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград, 2012. - М.: ООО «Планета», 2012. – С. 43–48 (0,4 п. л.).

30. Федосеева И. А. Воспитание «женственности» и «мужественности» — необходимое условие создание счастливой семьи // Лингвистика. Лингвокультурология. Дидактика: сб. науч. тр. – Новосибирск: Изд-во «Архивариус-Н», 2007. – С. 194–199 (0,4 п. л.).

31. Федосеева И. А. Гендерная политика и гендерный подход в образовании // Духовное согласие и толерантность Казахстанского общества: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Костанай, 2008. - Костанай: Изд-во КГПИ, 2008. – С. 198–201 (0,4 п. л.).

32.Федосеева И. А., Простатова Н. А. Мотивация как фактор готовности будущего педагога к воспитательной деятельности // Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. – С. 194–196 (авт. участ. – 50 % – 0,4 п. л.).

33.Федосеева И. А. Современные проблемы построения гендерных отношений в семье // Социальная работа в XXI веке: современные методы и технологии: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – С. 79–83 (0,4 п. л.).

34. Федосеева И. А. Воспитание женственности – национальная особенность русского народа // Интеграция этнокультурных традиций в системе профессионального образования: история и современность: матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Горно-Алтайск, 2009. – С. 66–71 (0,4 п. л.).

35. Федосеева И. А. Толерантность как новая ценность образования в условиях современного общества // Духовно-нравственное воспитание в вузах: межвуз. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – С. 56–62 (0,3 п. л.).

36. Федосеева И. А. Современная студенческая семья. Гендерный аспект // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. – 2009. – № 2. – С. 93–98 (0,4 п. л.).

37. Федосеева И. А. Концептуальное обоснование этнокультурных гендерных традиций в системе современного образования // Национальные традиции как основа устойчивого развития системы профессионального образования: матер. II Междунар. науч.-практ. конф. – Горно-Алтайск, 2010. – С. 75–81 (0,4 п. л.).

38. Федосеева И. А. Преподаватель высшей школы в условиях инновационного образования России // Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности: матер. Всерос. науч.-практ. конф., посв. 80-летию В. Г. Леонтьева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. – С. 486–491 (0,4 п. л.).

39. Федосеева И. А. Педагогические технологии в условиях инновации // Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: матер. Междунар. междисц. науч.-практ. конф., 14–20 марта 2010 г., Турция, Кемер. – Новосибирск – Кемер: Изд-во НГПУ, 2010. – С. 70–73 (0,5 п. л.).

40. Федосеева И. А. Генезис национальной системы социального воспитания в России // Стратегии безопасности и устойчивого развития России и ЕврАзЭС начала XXI века: сб. науч. тр. участ. Всеросс. науч.-практ. конф. ГАСИС – МГПИ – ЦИТ и СЭ, АПК и ППРО. – М., 2011. – С. 141–147 (0,5 п. л.).

41. Федосеева И. А. Семья как зеркало информационного современного общества. Гендерный аспект // Психология и жизнь: Психологические проблемы современной семь: V Междунар. науч. конф. 24–25 ноября 2011 г.: сб. тез. – Минск, 2011. – С. 492–495 (0,3 п. л.).

42. Федосеева И. А., Малиновская М. П. Гуманный преподаватель в условиях информационной цивилизации // Культура. Наука. Интеграция. – 2010. – № 6. – С. 34–44 (авт. участ. – 50 % , 0,5 п. л.)

43.Федосеева И. А. Парадигмальные изменения российской системы образования в контексте синергетики // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2010. - № 8 (дек.). - С. 71–79 (0,4 п. л.).

44. Федосеева И. А. Проблемы духовно-нравственного воспитания в стратегиях образования XXI века // Интеграционные процессы в образовании: проблемы и перспективы. Матер. междунар. науч.-практ. конф., Костанай, 2012. - Костанай: Костанайский гос. пед. инст., 2012. – С. 453–456 (0,3 п. л.).

45. Федосеева И. А. Духовно-нравственная направленность в развитии государства и общества в условиях мировой глобализации: состояние и перспективы // Инновационный потенциал стран Евразийского сообщества и ближнего зарубежья в формировании нового общества XXI века: сб. науч. тр. участ. Междунар. науч.-практ. конф. ГАСИС - ЦИТ и СЭ. – М., 2012. – С. 109–113 (0,4 п. л.).

46. Федосеева И. А. Проблемы социального воспитания русского купечества // Социальная педагогика в реалиях нового времени: научная, теоретическая и практическая актуализация: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Иванова. – М.: МГПИ, 2012. – С. 46–52 (0,4 п. л.).