Научная тема: «РЕПРОДУКТИВНАЯ КУЛЬТУРА: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2013
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Репродуктивная культура представляет собой динамическую ценностно-нормативную систему, предназначенную для регуляции исторически трансформирующихся репродуктивных потребностей человека и общества за счет амбивалентной направленности сдерживания и реализации способности продолжения рода. Данная культура является качественной характеристикой жизнедеятельности мужчин и женщин, основанной на общечеловеческой ценности деторождения как одного из показателей полноценной жизни человека. Сущность репродуктивной культуры раскрывается в ее соотношении с такими видами культуры, как: сексуальная культура, культура здоровья, родительская культура, культура повседневности.
  2. На основе системного и деятельностного подходов предложена структурно-функциональная модель репродуктивной культуры, состоящая из трех подсистем: ментальной, пронатальной и антинатальной, которые включают ценностно-нормативный, когнитивный, практико-поведенческий слои, имеющие свое специфическое наполнение. Наличие пронатальной и антинатальной подсистем отражает амбивалентную сущность рассматриваемой культуры, обусловленную двойственной природой репродуктивного поведения человека. Репродуктивной культуре наряду с универсальными функциями (регулятивной, адаптивной, коммуникативной, трансляционной, социализации и инкультурации) присуще и специальное назначение - снижение биосоциальных рисков, сопутствующих репродукции человека. Данная функция наполняется вариативными смыслами на уровне личности, государства и общества в определенных культурно-исторических условиях.
  3. Сравнительно-исторический анализ позволил выделить четыре основных типа репродуктивной культуры: архаическая, аграрная, индустриальная и постиндустриальная (современная), в ходе эволюции которых наметились тенденции рационализации и десакрализации репродуктивнойкультуры, сопровождающиеся нарастанием репрессивного отношения к способности продолжения рода, невротизацией и медикализацией репродуктивного поведения, его дифференциацией от сексуального поведения. В эпохупостмодерна состояние репродуктивной культуры человека определяетсявлиянием новых тенденций, таких как возрастание индивидуальной субъектности, деинтимизация и коммерциализация повседневных репродуктивных практик, а также профессионализация, универсализация, целенаправленная трансляция и сглаживание гендерной асимметрии рассматриваемойкультуры. Под влиянием этих тенденций для современного типа репродуктивной культуры, развивавшейся в условиях европейской цивилизации, характерна переоценка духовных оснований репродукции человека, выражающаяся в доминировании ценностей свободы и безопасности, девальвации ценностей родства, родительства и долга, что стимулирует развитие ее антинатальной и ограничивает пронатальную подсистему.
  4. Выявленная на основе феноменологического подхода российская специфика репродуктивной культуры прослеживается в каждой из ее подсистем. В ментальной - наличие асоциального имиджа многодетности, предельно либеральные правовые и этнографические нормы, регулирующие репродуктивное поведение, стихийность и низкая степень ответственности за его последствия. В пронатальной - нелегальность практик домашнего родоразрешения, низкая востребованность дополнительных образовательных услуг в период ожидания ребенка. В антинатальной - традиционно высокая распространенность девиантных способов регулирования способности продолжения рода.
  5. Анализ механизмов трансляции репродуктивной культуры показал существование двух принципиально различных групп: одни механизмы действуют стихийно и фрагментарно, но при этом имеют широкую аудиторию воздействия (семья, Интернет, СМИ); другие (конфессии, общественные организации, медико-социальные службы, учреждения дополнительного образования) оказывают влияние узконаправленно, фокусируясь на определенных группах населения, но в целом их деятельность в российских условиях не обеспечивает культурной преемственности традиционных, обладающих национально-этнической самобытностью, и инновационных компонентов репродуктивной культуры.
  6. Актуализация ресурсных возможностей репродуктивной культуры для позитивных личностных и общественных преобразований обусловили необходимость разработки массового и целенаправленного механизма ее трансляции - прокреационного образования, представляющего собой целостную систему полисубъектной культурно-просветительской деятельности, направленной на создание условий для превентивного репродуктивного самоопределения студенческой молодежи. Культурная миссия прокреационно-го образования заключается в сохранении старых и формировании новых традиций, обеспечивающих культурную преемственность в прокреационной сфере жизнедеятельности личности и общества. Предлагаемая модель прокреационного образования состоит из концептуально-содержательного, организационно-деятельностного, мониторингового блоков и предназначена для реализации в учреждениях профессионального образования.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Беляева, М. А. Культура репродуктивного поведения в контексте междисциплинарного синтеза: монография [Текст] / М. А. Беляева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2009. – 176 с.

2.Репродуктивное поведение в зеркале социально-гуманитарного знания: коллективная монография [Текст] / под ред. М. А. Беляевой. – Екатеринбург: УрГПУ, 2010. – 267 с.

3.Беляева, М. А. Культура репродуктивного поведения в российской повседневности: монография [Текст] / М. А. Беляева. – Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2011. – 256 с.

4.Беляева, М. А. Гендерная асимметрия репродуктивной культуры [Текст] / М. А. Беляева // Гендерные исследования в гуманитарных науках: коллективная монография / под ред. А. Г. Бердниковой. – Новосибирск: СибАК, 2012. – 154 с. – С. 8–36.

Статьи в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, включенных в реестр ВАК МО и Н РФ:

5.Беляева, М. А. Место репродуктивной культуры в мире повседневной культуры [Текст] / М. А. Беляева // Вопросы культурологии. – 2012. – № 6. – С. 43–47

6.Беляева, М. А. Тенденции развития культуры репродуктивного поведения в современном обществе [Текст] / М. А. Беляева // Дискуссия. – 2012. – № 3. – С. 12–15.

7.Беляева, М. А. Девиантное родительство в контексте репродуктивной культуры современной семьи [Текст] / М. А. Беляева // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 3. – С. 207–212.

8.Беляева, М. А. Исторические типы культуры репродуктивного поведения человека [Текст] / М. А. Беляева // Этносоциум и межнациональная культура. – 2012. – № 2 (44). – С. 138–143.

9.Беляева, М. А. Культурологический анализ репродуктивного поведения [Текст] / М. А. Беляева, Л. А. Беляева // Вопросы культурологии. – 2011. – № 8. – С. 13–17.

10.Беляева, М. А. Архаичные корни культуры репродуктивного поведения [Текст] / М. А. Беляева // European Social Science Journal. – 2011. – № 8. – С. 262–269.

11.Беляева, М. А. Проблема соотношения сексуальной и репродуктивной культуры [Текст] / М. А. Беляева // Философские науки. – 2011. – № 7. – С. 43–49.

12.Беляева, М. А. Культурные практики подготовки будущих родителей [Текст] / М. А. Беляева // Образование и наука. – 2011. – № 5 (84) – С. 112–122.

13.Беляева, М. А. Роль СМИ в трансляции культуры репродуктивного поведения [Текст] / М. А. Беляева // Обсерватория культуры. – 2011. – № 4.– С. 119–123.

14.Беляева, М. А. Состояние культуры репродуктивного поведения в российском обществе [Текст] / М. А. Беляева // Вестник Челябинской гос. акад. культуры и искусств. – 2011. – № 3 (27). – С. 41–45.

15.Беляева, М. А. Воспитание репродуктивной культуры молодежи: культурологический аспект [Текст] / М. А. Беляева // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 1. – С. 77–85.

16.Беляева, М. А. Содержательная модель репродуктивной культуры [Текст] / М. А. Беляева // Мир науки. Культуры. Образования. – 2010. – № 5(24). – С. 104–109.

17.Беляева, М. А. Кто поможет молодежи в построении личной репродуктивной стратегии? [Текст] / М. А. Беляева // Мир образования – образование в мире. – 2009. – № 1. – С. 236–244.

18.Беляева, М. А. Основные задачи и направления воспитательной работы в вузе по формированию репродуктивной культуры молодежи [Текст] / М. А. Беляева // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 6. – С. 83–88.

Учебно-методические издания:

19.Беляева, М. А. Репродуктивная культура молодежи: учебная программа [Текст] / М. А. Беляева. – Екатеринбург, 2009. – 44 с.

20.Беляева, М. А. Репродуктивная культура молодежи: Информационно-справочные материалы [Текст] / М. А. Беляева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2010. – 88 с.

21.Беляева, М. А. Репродуктивное поведение человека: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / М. А. Беляева. Изд. 2-е. – М: ЛЕНАНД, 2012. – 264 с.

Статьи в научных изданиях:

22.Беляева, М. А. Проблема планирования семьи в ХХ1 веке [Текст] / М. А. Беляева // Семья: ХХ1 век. Проблемы формирования региональной семейной политики: Аналитический вестник. – М.: Информационно-аналитическое управление аппарата Совета Федерации, 2000. – № 17 – С. 41–45.

23.Беляева, М. А. Проблема аномии репродуктивного поведения семьи в современной России [Текст] / М. А. Беляева // Семья и будущее России: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2004. – С. 8–12.

24.Беляева, М. А. Реализация принципов здорового образа жизни в сфере репродуктивного поведения человека [Текст] / М. А. Беляева // Здравостроение, теория здоровья и здорового образа жизни: сб. науч. тр. / под ред. B. C. Быкова. Челябинск: ЮУрГУ, 2005. – С. 37–38.

25.Беляева, М. А. Самореализация молодежи в контексте ее репродуктивного поведения [Текст] / М. А. Беляева // Актуальные проблемы обновления общего и профессионального образования: сб. науч. тр. – Челябинск: Образование, 2005. – С. 108–112.

26.Беляева, М. А. Профессиональная компетентность специалиста, осуществляющего программу подготовки беременных женщин (супружеских пар) к рождению и воспитанию ребенка [Текст] / М. А. Беляева // Саморазвитие человека: ключевые компетентности: сб. науч. тр.: в 2 ч. – Ч. 2. – Н. Новгород: ВГИПА, 2005. – С. 183–203.

27.Беляева, М. А. Аксиологическая компетентность социальных педагогов, участвующих в программах подготовки беременных женщин к рождению и воспитанию ребенка [Текст] / М. А. Беляева // Инновационные технологии в подготовке специалистов социальной сферы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: УрГПУ, 2006. – С. 24–28.

28.Беляева, М. А. «Школы матери» как пример образовательных программ для взрослых [Текст] / М. А. Беляева // Современное открытое образовательное пространство: проблемы и перспективы: материалы международной научной конференции. – Екатеринбург: Уральское изд-во, 2007. – С. 139–141.

29.Беляева, М. А. Репродуктивная культура как социальный феномен [Текст] / М. А. Беляева // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: сборник трудов. Ч. 1. «Гуманитарные науки и образование». – Тольятти: Волжский гос. ун-т, 2007. – С. 21–31.

30.Беляева, М. А. Бесплодие – характерная черта российской повседневности [Текст] / М. А. Беляева // Человек в российской повседневности: история и современность: материалы междунар. науч. конф. – Пенза, 2009. – С. 42–45.

31.Беляева, М. А. Мужчина в современной семье: балласт или баланс отношений [Текст] / М. А. Беляева // Мужское и мужественное в современной культуре / Альманах «Парадигма». – СПб.: СПбГУ, 2009. – С. 69–72.

32.Беляева, М. А. Здоровый образ жизни как средство профилактики бесплодия [Текст] / М. А. Беляева // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы междунар. науч. конф. –Улан-Удэ, 2009. – С. 8–13.

33.Беляева, М. А. Гендерные аспекты репродуктивной культуры / М. А. Беляева // Грани познания. – 2010. – № 2 (7). – URL: http://grani.vspu.ru/?page=2&id_avt=186

34.Беляева, М. А. Сознательное родительство как позитивная трансформация в репродуктивном поведении современной семьи [Текст] / М. А. Беляева // Научный вестник Черновицкого университета. Вып. 498–499. – Черновцы: Книги – ХХI, 2010. – С. 3–7.

35.Беляева, М. А. Идеология образования в сфере репродуктивного поведения человека: история и современность [Текст] / М. А. Беляева // Идеологические аспекты методологического обеспечения научных исследований: сб. материалов Всерос. методологического семинара. – М., 2010. – С. 260–266.

36.Беляева, М. А. Репродуктивная культура как ресурс повышения безопасности общества и индивида [Текст] / М. А. Беляева // Социальная безопасность и защита человека: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. – Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. – С. 409–412.

37.Беляева, М. А. Планирование семьи: вчера, сегодня, завтра [Текст] / М. А. Беляева // Демографическая политика в регионе: проблемы и перспективы: сб. регион. науч.-практ. конф.: в 2 ч. – Екатеринбург, 2010. – Ч. 2. – С. 11–14.

38.Беляева, М. А. Девиантное родительство в биологическом и социальном измерениях [Текст] / М. А. Беляева // Модернизация системы образования в глобальном образовательном пространстве: материалы международной научной конференции. – Туркестан: Казахско-турецкий ун-т им. Х. Я. Ясави, 2010. – С. 466–472.

39.Беляева, М. А. Прокреационное образование как ресурс сохранения здоровья нации [Текст] / М. А. Беляева // Актуальные проблемы социальной медицины и психологии: сборник материалов. Дагестан: ДГУ, 2011. – С. 108–113.

40.Беляева, М. А. Репродуктивная культура как регулятор повседневных практик репродуктивного поведения [Текст] / М. А. Беляева // Практики повседневности: материалы всерос. науч. семинара; под ред. Н. П. Коноваловой. – Екатеринбург: УрФУ, 2011. – С. 66–72.

41.Беляева, М. А. Современные ценности и нормы культуры репродуктивного поведения [Текст] / М. А. Беляева // Система ценностей современного общества: сб. материалов ХIX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2011. – С. 146–150.

42.Беляева, М. А. Прокреационное образование как механизм трансляции культуры репродуктивного поведения [Текст] / М. А. Беляева // Преемственность поколений: социально-демографические аспекты: материалы круглого стола. – Екатеринбург: Институт экономики УроРАН, 2011. – С. 135–137.

43.Беляева, М. А. Влияние Интернета на репродуктивную культуру семьи [Текст] / М. А. Беляева // Психология человека в современном мире: материалы междунар. на-уч.-практ. конф. – М., 2011. – С. 37–39.

44.Беляева, М. А. Социокультурные факторы генезиса культурных норм репродуктивного поведения [Текст] / М. А. Беляева // Общественные науки. – 2011. – № 7. – С. 114–122.

45.Беляева, М. А. Вне власти культуры: сексуальной и репродуктивной / М. А. Беляева // Мир сексологии. – 2011. – № 1. – URL: http://1sexology.ru/mir-seksologii/ soderzhanie-veb-zhurnala-mir-seksologiii-1/

46.Беляева, М. А. Культурно-антропологический подход в исследовании повседневных репродуктивных практик [Текст] / М. А. Беляева // Феномен повседневности в философском измерении: сб. науч. тр. – Екатеринбург, 2011. – С. 262–266.

47.Беляева, М. А. Модель прокреационного образования студенческой молодежи [Текст] / М. А. Беляева // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2011. – № 4. – С. 36–47.

48.Беляева, М. А. Репрессия в современной культуре репродуктивного поведения [Текст] / М. А. Беляева // Университетские чтения: сб. ст. / под ред. Л. П. Воронковой, В. И. Бажукова; ИППК МГУ. – М.: МАКС Пресс, 2012. – Вып. 22. – С. 44–50.

49.Беляева, М. А. Консерватизм и модернизация в прокреационной сфере российского общества [Текст] / М. А. Беляева // Историческая динамика российских нравов: консерватизм vs модернизация: сб. материалов Всерос. конф. / УрФУ. – Екатеринбург, 2012. – С. 92–96.