- Осуществлено развитие теории предпринимательства за счет расширения понятийного аппарата в части определений предпринимательства в системе профессионального образования, стратегии предпринимательской деятельности в образовательном комплексе; нового понятия «предпринимательский университет»; авторской типологии предпринимательской деятельности учреждений профессионального образования, а также уточнения представления о предпринимательской активности как необходимом инструменте диверсификации источников финансирования образовательных учреждений в условиях экономики знаний.
- Предложен и теоретически обоснован концептуальный подход к организации мониторинга развития предпринимательской деятельности учреждений профессионального образования как инструмента оценки степени участия учреждений образования в расширении источников финансирования собственной деятельности; обоснованы методические принципы создания системы мониторинга развития предпринимательской деятельности вузов, сформулирован поэтапный алгоритм мониторинга, аргументирована авторская система показателей и индикаторов мониторинга предпринимательской активности учреждений профессионального образования.
- Обоснованы методические рекомендации по оценке конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования на рынке услуг, описан алгоритм данной оценки, позволяющий выявлять положение (рейтинг), занимаемое учреждением высшего профессионального образования среди конкурентов на рынке; предложен экономико-математический инструментарий определения рейтинга конкурентоспособности вузов.
- Сформулированы и обоснованы организационно-экономические основания использования технологических платформ как инновационного инструмента развития предпринимательской активности учреждений высшего профессионального образования. Данные предложения базируются на использовании механизма государственно-частного партнерства и участия государства в финансировании научно-исследовательской деятельности, что позволит объединить разрозненные элементы инновационной цепочки в рамках единого институционального механизма, стимулирующего развитие инновационных форм предпринимательской активности в системе профессионального образования.
- В части развития институциональных основ развития предпринимательства в системе профессионального образования предложен и теоретически аргументирован принципиальный организационный механизма развития малого предпринимательства при вузах, базирующийся на использовании предложенных автором трех взаимодополняющих друг друга моделей, использующих соответственно принципы: 1 - технологических платформ; 2 - инновационного государственно-частного партнерства и 3 - формирования стратегических научно-технических альянсов. Выявлены и систематизированы преимущества каждой из предлагаемых моделей и доказана эффективность их комплексного использования.
- Проведено обоснование интегративной модели совершенствования предпринимательской деятельности учреждений высшего профессионального образования на основе адаптации методологических подходов, используемых в теории маркетинга услуг и учитывающих интра- и экстра- направления совершенствования и развития предпринимательской активности вузов.
- Сформулирован и методически обоснован авторский подход к оценке предпринимательской активности образовательных учреждений на основе нового синтетического индекса оценки, использующего принцип многокритериального описания составляющих деятельности образовательных учреждений в контексте их предпринимательской активности.
- Разработана и описана методика обоснованной оценки затрат и прибыли от предпринимательской деятельности по оказанию платных образовательных услуг, выделены ее отличительные особенности от уже известных и разработан интегральный показатель сравнения вузов по эффективности их предпринимательской деятельности, позволяющий оценить экономическую эффективность использования ресурсов, получаемых от реализации предпринимательских проектов.
- Предложен и аргументирован методический подход к построению целостная система показателей эффективности предпринимательской деятельности учреждения профессионального образования и разработан алгоритм использования данной системы показателей для проведения сравнительной оценки эффективности предпринимательской деятельности нескольких вузов; в качестве апробации предлагаемого методического подхода проведен условный расчет интегрального показателя эффективности предпринимательской деятельности для 10 вузов.
- Определена и описана процедура совершенствования конкретной образовательной услуги, основанная на оценке спроса при заданном ограничении по финансовым ресурсам. В основе процедуры лежит экономико-математическая модель, учитывающая текущий спрос на образовательные услуги на соответствующих рынках.
1.Цатурян Э.О., Ковшов А.Н., Фомина В.П. Развитие высшего экономического образования в России: монография/ Э.О. Цатурян. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 11,1 п.л. (автор. – 3,7 п.л.).
2.Цатурян Э.О. Управление предпринимательской деятельностью высших учебных заведений в России: монография/ Э.О. Цатурян. – М.: ООО Издательский дом «Университетская книга», 2009. – 15,8 п.л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК
3. Цатурян Э.О. Развитие предпринимательской стратегии экономического вуза/ Э.О. Цатурян // Транспортное дело России. - 2006. - № 12. – Часть 4. – 0,5 п.л.
4. Цатурян Э.О. Определение стратегических целей развития высшего учебного заведения/ Э.О. Цатурян // Экономические науки. – 2007. - № 11 (33). - 0,6 п.л.
5. Цатурян Э.О. Зарубежный опыт развития негосударственного сегмента высшего образования/ Э.О. Цатурян // Экономические науки. – 2008. - № 1 (38). - 0,6 п.л.
6. Цатурян Э.О. Экономический инструментарий совершенствования предпринимательской деятельности вуза/ Э.О. Цатурян // Транспортное дело России. - 2008.-№ 3. – 0,6 п.л.
7. Цатурян Э.О. Системы мониторинга развития предпринимательской деятельности вузов/ Э.О. Цатурян // Транспортное дело России. – 2008. - № 5. – 0,5 п.л.
8. Цатурян Э.О. Основные проблемы коммерциализации деятельности вуза на современном этапе/ Э.О. Цатурян // Транспортное дело России. – 2009. - № 2. – 0,5 п.л.
9. Цатурян Э.О. Некоторые особенности оценки эффективности предпринимательской деятельности вуза/ Э.О. Цатурян // Транспортное дело России. - 2010. - № 2 (75). – 0,5 п.л.
10.Цатурян Э.О. Анализ опыта западных бизнес-школ/ Э.О. Цатурян // Интеграл. – 2011. - № 4. - 0,5 п.л.
11.Цатурян Э.О., Семкина Т.А. Анализ основных факторов повышения конкурентоспособности вуза в современных условиях/ Э.О. Цатурян // Транспортное дело России. - 2011. - № 2. - 0,6 п.л. (автор. – 0,3 п.л.).
12. Цатурян Э.О. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в вузах/ Э.О. Цатурян // Вестник Российской академии естественных наук. - 2012. - № 2. - 0,5 п.л.
13. Цатурян Э.О. Виды предпринимательства в системе профессионального образования/ Э.О. Цатурян // Вестник Российской академии естественных наук. - 2012. - № 3. - 0,5 п.л.
14. Цатурян Э.О. Диверсификация источников финансирования профессионального образования/ Э.О. Цатурян // Журнал правовых и экономических исследований. - 2012. - № 3. - 0,5 п.л.
15. Цатурян Э.О., Хорева Л.В. Инновационные формы предпринимательства в системе профессионального образования/ Э.О. Цатурян // Журнал правовых и экономических исследований. - 2012. - № 4. - 0,6 п.л. (автор. – 0,3 п.л.).
16. Цатурян Э.О., Карпова Г.А. Нормативная основа развития предпринимательства в системе образования/ Э.О. Цатурян // Вестник Российской академии естественных наук. - 2012. - № 4. - 0,6 п.л. (автор. – 0,3 п.л.).
17. Цатурян Э.О., Петров А.Н. Инновационные формы взаимодействия учреждений профессионального образования со стейкхолдерами/ Э.О. Цатурян // Вестник Российской академии естественных наук. - 2013. - № 1. - 0,6 п.л. (вклад автора – 0,3 п.л.).
18. Цатурян Э.О. Предпринимательский университет: осмысление понятий/ Э.О. Цатурян // Журнал правовых и экономических исследований. - 2013. - № 1. - 0,5 п.л.
Статьи и доклады, опубликованные в сборниках научных трудов
19. Цатурян Э.О. Применение маркетингового инструментария в образовательной сфере/ Э.О. Цатурян // Экономика России: основные направления совершенствования: Межвузовский сборник научных трудов. - М. Консалтинг XXI век, 2003. – 0,5 п.л.
20. Цатурян Э.О. Проблемы повышения эффективности предпринимательства в образовательной среде/ Э.О. Цатурян // Современные инструменты реформирования национальной экономики России. Сборник научных трудов/ Э.О. Цатурян. - М.: Консалтинг XXI век, 2003. – 0,5 п.л.
21.Цатурян Э.О. Характеристика российской системы образование // Проблемы совершенствования обеспечения управления. Межвузовский сборник научных трудов/ Э.О. Цатурян. - М.: ИНИОН РАН, 2003. - 0,2 п.л.
22.Цатурян Э.О. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения высшего профессионального образования // Экономика России: основные направления совершенствования. Межвузовский сборник научных трудов/ Э.О. Цатурян. - М.: ИНИОН РАН, 2004. – 0,6 п.л.
23. Цатурян Э.О. Основные показатели предпринимательской деятельности в образовательном комплексе России // Экономика России: основные направления совершенствования. Межвузовский сборник научных трудов/ Э.О. Цатурян. - М.: МЭСИ, 2004. – 0,5 п.л.
24. Цатурян Э.О. Основные направления развития конкурентных преимуществ предпринимательской деятельности высшего учебного заведения // Прикладные проблемы управления в базовых отраслях национальной экономики. Межвузовский сборник научных трудов/ Э.О. Цатурян. - М.: Изд-во ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2005. – 1,1 п.л.
25. Цатурян Э.О. Пути совершенствования управления образовательным учреждением в условиях развития рыночных отношений // Актуальные экономические и правовые проблемы России. Межвузовский сборник научных трудов/ Э.О. Цатурян. – М., 2006. – 0,4 п.л.
26. Цатурян Э.О. Коммерциализация как условие адаптации вуза к условиям рыночной экономики // Экономика России: тенденции, перспективы, возможности/ Э.О. Цатурян. - М.: ИНИОН, – М., 2006. – 0,5 п.л.
27. Цатурян Э.О., Фомина В.П. Инновационная составляющая современного высшего образования в Российской Федерации / Э.О. Цатурян // Успехи современного естествознания. Научно-теоретический журнал. - 2008. - № 9. – 0,4 п.л. (вклад автора – 0,2 п.л.).
28. Цатурян Э.О., Фомина В.П. Стратегия развития инновационных институтов высшего учебного заведения // Сборник научных трудов по материалам научно-методической конференции/ Э.О. Цатурян. – М.: Изд-во МГОУ, 2009. – 0,8 п.л. (вклад автора – 0,4 п.л.).
29. Цатурян Э.О., Дубягин Ю.П., Дубягина О.П. Проблемы экономической безопасности и ее связь с другими видами безопасности государства, общества, личности/ Э.О. Цатурян // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия «Экономика и право». – 2011. - № 2. – 0,6 п.л. (вклад автора – 0,2 п.л.).
Учебно-методические работы
30.Цатурян Э.О. Предпринимательская деятельность в образовательном комплексе: учебное пособие/ Э.О. Цатурян. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. -4,9 п.л.
31.Цатурян Э.О. Методические основы предпринимательства в системе управления высшим учебным заведением: учебное пособие/ Э.О. Цатурян. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. - 4,5 п.л.
32.Цатурян Э.О. Управление предпринимательской деятельностью в высшем учебном заведении: учебное пособие/ Э.О. Цатурян. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. - 4,2 п.л.
33.Цатурян Э.О., Макаров О.В., Чернов С.Г. Сущность и содержание аутсорсинга: учебное пособие/ Э.О. Цатурян. - М.: Изд-во «Современная гуманитарная академия», 2005. – 6,3 п.л. (вклад автора – 2,1 п.л.).