- Человек как метафизическое существо, как определенное событие в бытии ничем не гарантирован, кроме собственных усилий и предельной метафизической работы. Метафизическое сбывание человека предполагает преодоление всего того, что существует в соответствии с принципами «фюсиса» (произрастания из заданной формы), выход за пределы сущего и себя как наличности, отделение человеческого от нечеловеческого. Метафизика есть сущностная склонность человека, конститутивная для рождения человека в собственно человеческом качестве.
- Метафизический акт человека не производится, а исполняется человеком в модусе «невозможной возможности», избыточности по отношению к логике сущего, к каузальным связям, и поэтому обнаруживает себя как безосновный в онтологическом отношении, подвешенный над социальными обстоятельствами, надысторичный. «Предмет» метафизической интенции никогда не дан сам по себе, а конструируется свободным выбором человека и существует в «сращенном» с самим человеком виде (по принципу кантовского «ноумена»). Эти характеристики метафизического акта способствуют осмыслению метафизических событий вне социального контекста - в соответствии с принципом «метафизической робинзонады».
- «Метафизическая робинзонада» вызвана рядом причин: собственной логикой метафизического акта, утверждающего самоосновность и сверхсоциальность человека; проекцией трансцендентального субъекта на «Я» человека, исполняющего метафизический акт; господством субстанциальной модели общества, которая не только редуцирует человека до уровня функции, но и не может встроить в себя акты, не имеющие явного предметного (объективированного) результата, каковым является метафизический акт; идеей социального как антипода человеческого. Анализ метафизики человека вне социального контекста может быть объяснен начальным этапом дифференциации социальной философии и философской антропологии, на границе которых сегодня установился строгий «пропускной режим».
- В истории философии скрыто присутствовало сущностное отождествление онтологии и метафизики, тогда как принципы выявленных нами «школы Начала» и «школы Бытия» в корне отличаются. Укоренение метафизики человека преимущественно в рамках «школы Начала», вне бытийных принципов совместности, необходимо продуцировало иерархическое восприятие реальности, властную, репрессивную природу Начала по отношению к сущему, «онтологический эгоцентризм» человека, в конечном счете формировало объективную «метафизическую робинзонаду». В связи с этим метафизика, призванная освободить человека от насилия социального, изнутри себя породила феномен репрессивного человека, неспособного быть восприимчивым «голосу» Бытия.
- Однако полностью уйти от принципов «школы Начала» при анализе индивидуальной метафизики человека нельзя: свободный метафизический акт означает постановку себя в Начало своих поступков и соответственно создает основание для ответственности. Принцип событийности позволяет уйти от крайностей «школы Начала». Подлинное метафизическое сбывание по принципам бытийного участия создает образ «теплого» (живого) бытия в противовес образу «холодного» (мертвого) бытия, в котором каждый находится «один-на-один» с бытием. В теоретическом отношении на единстве метафизики с онтологией возможно построение не дизъюнктивной, а конъюнктивной связи социального и человеческого.
- Ввиду того, что метафизический акт совершается в зазоре между бытием и сущим, он может быть определен как единство трансценденции и эксценденции и призван поэтому не столько отрицать сущее, сколько трансформировать (оздоровить) его в соответствии с онтологической моделью. В таком ракурсе онтология обретает смысл именно через метафизику человека: сбывание человека направлено на приумножение метафизического в эмпирии. В целом онтология и метафизика человека, развивающиеся по принципу комплементарности, могут усиливать друг друга, открывать друг в друге внутренние смысловые резервы. Онтология человека всегда наталкивается на возможный приговор: «я могу и не быть». Метафизическое событие, одновременно производящее акт самоудостоверения, «залатывает» трещину между бытием и небытием, утверждая иной принцип: «я не могу не быть», и тем самым преодолевает безопорность человека.
- Освобождая человека от страха, возникающего из-за привязки к сущему, метафизика человека создает подлинные условия для открытости Другому. В свою очередь без открытости Другому человек не может обрести опыт инаковости и трансцендировать. Трансцендентный мир формирует собой определенное смысловое поле согласия, а потому представляет собой метафизический базис общества: как сфера всеобщего он есть условие понимания и приятия Другого, а также понимания и приятия меня Другим. «Опыт» трансценденции при этом не может быть транслирован Другому, не сообщается ему, а переживается в уникальности события только самим субъектом. Поэтому трансценденция не может быть объектом «обобществления».
- Связь человека с другим человеком - не причинно-следственная, а бытийная, а потому совместность может выступать как экзистенциал. Метафизика есть особый режим жизни, способствующий обнаружению и утверждению в себе и в других родового человеческого измерения (благодаря моей мысли и другие будут мыслить, я верю - и другие будут верить, я совершу добрый поступок - и другие будут делать добро). В целом метафизические акты создают особый тип общественных отношений, образующих «внутренний слой общества» (С. Франк), фундированного на априорном чувстве доверия.
- Бытийное мышление заставляет усомниться в том, что само присутствие человека в обществе гарантированно делает нас социальными существами. Социальное содержание в инкорпорированном виде автоматически не может функционировать по принципам сущностных характеристик человека, в связи с чем (без метафизической работы) начинает диктовать логику «фюсиса». Вследствие этого социальное начинает проявлять себя как репрессивная по отношению к человеку форма, функционировать как сугубо нормативная структура, но не как аксиологическая сфера, побуждающая человека к свободе. Тем самым у человека формируется иждивенческое, инструментальное отношение к социальному.
- Метафизический настрой имплицитно поддерживает логику определения общественных отношений как начинающихся именно с меня самого, следовательно, способствует включению в область онтологической ответственности самого способа общения между людьми. Метафизика человека, утверждая позитивно-критическое отношение к сущему, позволяет обществу трансцендировать к новым формам, удерживаться в человеческом измерении, в гуманистической интенции (в направлении к бытийной модели общества) и формировать антитезу бесчеловечному, бездушному полюсу общества.
- Без трансцендентного измерения социальное предстает перед человеком в плоскости сущего, а потому в актах метафизики имеет лишь статус объекта преодоления, но не ценностной установки человека. Это в свою очередь порождает феномен «общества без социального», в котором выхолощена родовая всеобщность. Однако в бытийном принципе метафизики существует мощный резерв для того, чтобы человеку осилить социальное как проект, как метафизическое задание и возвысить социальное до статуса призвания человека и тем самым - до статуса собственной сущности.
- Современная социальность обнаруживает совершенно новое свойство - провокации трансценденции человека, хранителя его метафизики. Это вызвано не столько «смертью трансцендентного», сколько кризисом субъектности, децентрацией человека, плюрализацией его идентичности и крахом классического механизма метафизического сбывания. Возникает особая форма «распредмечивания»: сегодня не столько личность распредмечивает «внешнее» социальное содержание, сколько общественные структуры «распредмечивают» (присваивают) то социальное содержание, которое инкорпорировано в человеке и имеет личностный способ существования, но при этом не может быть им самим распаковано и актуализировано. В обществе создается набор социальных технологий продуцирования метафизических желаний человека, тем самым зарождается новая форма «эксплуатации» обществом экзистенциальных метафизических сил человека.
1. Сайкина Г.К. Трудно быть человеком... (Метафизические маршруты человека) / Г.К. Сайкина. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - 428 с. - 24,8 п.л.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:
2. Сайкина Г.К. Человек с не-человеческим лицом (наброски к анализу идеи зверочеловечества) / Г.К. Сайкина // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. – 2007. - Т. 149, кн. 5. - С. 211-223. – 1 п.л.
3. Сайкина Г.К. Современные метаморфозы человеческой трансценденции: игра в прикосновение к трансцендентному / Г.К. Сайкина // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 10. – С. 299-304. – 0, 37 п.л.
4. Сайкина Г.К. Абстрактность человека в эпоху индивидуализации / Г.К. Сайкина // Философия образования. - 2009. - № 4 (29). - С. 204-211.- 0, 55 п.л.
5. Сайкина Г.К. «Интерпассивная» метафизика в эпоху постмодерна / Г.К. Сайкина // Социально-гуманитарные знания. Региональный выпуск. – Краснодар: Хорс, 2009. – С. 430-435. – 0, 35 п.л.
6. Сайкина Г.К. Возможна ли метафизика одномерного и частичного человека? / Г.К. Сайкина // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. – 2009. – Т. 151, кн. 1. – С. 68-75. – 0, 6 п.л.
7. Сайкина Г.К. Антропная социальность: характерные черты и проявления / Г.К. Сайкина // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - № 8. – С. 348-354. – 0, 42 п.л.
8. Сайкина Г.К. «Невозможная возможность» метафизики человека: «работа» по преодолению разрыва «эмпирического» и «онтологического» человека / Г.К. Сайкина // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. – 2010. - Т. 152, кн. 1. - С. 145-154. – 0, 77 п.л.
9. Сайкина Г.К. Антропологизм жив... / Г.К. Сайкина // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2011. - Т. 153, кн. 1. - С.119-132. – 1, 05 п.л.
10. Сайкина Г.К. Метафизика человека в горизонте социально-философского дискурса / Г.К. Сайкина // Ученые записки Казанского¬ университе¬та. Серия Гуманитарные науки. - 2012.- Т. 154, кн. 1. - С. 142-152. – 0, 82 п.л.
Публикации в других научных изданиях:
11. Сайкина Г.К. Социальный потенциал метафизики человека (методологические пояснения) / Г.К. Сайкина // Философские перекрестки: Московско-Казанский сборник / Под ред. М.Д. Щелкунова. – Казань: Казан.ун-т, 2012. – С. 108-118. – 0, 61 п.л.
12. Сайкина Г.К. Целостност¬ь, не имеющая частей... / Г.К. Сайкина // Многомерно¬сть и целостност¬ь человека в философии,¬ науке и религии: материалы Международ¬ной научно-образовате¬льной конференци¬и / под ред. Э.А. Тайсиной. - Казань: Казан.ун-т, 2012. - С. 27-32. – 0, 36 п.л.
13. Сайкина Г.К. Категория «Другой» как признак философии тождества/ Г.К. Сайкина // VI Российский философский конгресс "Философия в современном мире: диалог мировоззрений": Материалы (Нижний Новгород, 27–30 июня 2012 г.). - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2012. – Т. 1. - С. 552. – 0, 05 п.л.
14. Сайкина Г.К. Социальные ресурсы онтологии человека / Г.К. Сайкина // Социальное: содержание, смысл, поиск в современном культурно-историческом пространстве и дискурсе / Науч. ред. А.Б.Лебедев. – Казань: Казан.ун-т, 2011. – С. 376-386. – 1 п.л.
15. Сайкина Г.К. Человеческая идентичность как "категория современной культуры" / Г.К. Сайкина // Многоликая российская идентичность в условиях глобализации / под. ред. Е.М. Николаевой. - Казань: Казан. ун-т, 2010. - С. 39-61. -
16. Сайкина Г.К. Религиозная идентичность и вера в предельной общекультурной рамке - в ситуации «Бог мертв» / Г.К. Сайкина // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2010. - № 2. - С. 92-97. – 1.п.л.
17. Сайкина Г.К. Социальность - в доме / Г.К. Сайкина // Новые методы в решении фундаментальных проблем социальной философии: синергийная антропология. - Казань: Познание, 2009. - С.340-346. – 0, 47 п.л.
18. Сайкина Г.К. Эвристическая значимость анализа антропной идентичности / Г.К. Сайкина // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. – Том II. – Новосибирск: Параллель, 2009. – С. 411-412. – 0, 1 п.л.
19. Сайкина Г.К. Морально-этический контекст понятия «природа человека»: сплав метафизики и этического натурализма / Г.К. Сайкина // Облики современной морали: Мат-лы Международной научной конференции.- М.: МАКС Пресс, 2009. – С. 166-168. – 0, 15 п.л.
20. Сайкина Г.К. Идентичность как элемент современной социальной реальности / Г.К. Сайкина // Человек.RU: Гуманитарный альманах. – Новосибирск: НГУЭУ, 2009. – С. 101-119. – 0, 82 п.л.
21. Сайкина Г.К. Человек в поисках идентичности. Учебное пособие по философской антропологии / Г.К. Сайкина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009. - 124 с. - 7,75 п.л.
22. Сайкина Г.К. «Вкусная» трансценденция, или трансцендентное рядом / Г.К. Сайкина // Научный Татарстан. - 2008. - № 3. – С. 170-175. – 0, 39 п.л.
23. Сайкина Г.К. Продуктивность метафизики телесности в современной философии / Г.К. Сайкина // Перспективы философии в ХХI веке. – Казань: Казан. ун-т, 2008. - С. 47-52. – 0, 23 п.л.
24. Сайкина Г.К. Суть антропологического подхода к проблеме человека / Г.К. Сайкина // Философское и педагогическое наследие: Вторые Махмутовские чтения: материалы международного симпозиума. Казань, 15-16 мая 2008 г. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. - С. 338-343. – 0, 35 п.л.
25. Сайкина Г.К. Пространство и время как сущностные координаты бытия человека / Г.К. Сайкина // Образование как пространство и время человеческого бытия / Отв. ред. Ф.Ф. Серебряков. - Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007. – С. 7-21.- 1 п.л.
26. Сайкина Г.К. Человек в тени бытия: трудности диалога философской антропологии и онтологии / Г.К. Сайкина // Человек.RU: Гуманитарный альманах.- Новосибирск: НГУЭУ, 2007. – С. 169-183. – 1, 3 п.л.
27. Сайкина Г.К. Тенденция к институционализации морали в современном обществе / Г.К. Сайкина // Ценности гражданского общества в современной России: материалы Международной научно-практической конференции, состоявшейся 22-24 июня 2007 г. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. - С.96-109. – 0, 95 п.л.
28. Сайкина Г.К. Философская антропология на языке онтологии / Г.К. Сайкина // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2006. - Т. 148, кн. 1. – С. 5-20. – 1 п.л.
29. Сайкина Г.К. «Человек умер», а антропология – в расцвете?! / Г.К. Сайкина // Человек перед лицом глобального вызова. – Казань, 2006. – С. 7-11. – 0, 34 п.л.
30. Сайкина Г.К. Этический «натурализм» как форма антропологизма (к вопросу о пределах философской антропологии) / Г.К. Сайкина // Философия и будущее цивилизации: Материалы IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005г.): В 5 т. – Т.4. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 122-123. – 0, 1 п.л.
31. Сайкина Г.К. Концепты человека в философской антропологии и в этико-правовом сознании / Г.К. Сайкина // Антропологическая экспертиза Российского законодательства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУиП, 2005. – С. 54-58. – 0, 26 п.л.
32. Сайкина Г.К. Драма родовой универсальности / Г.К. Сайкина // Ученые записки Казанского государственного университета. - Том 146. – Философские науки. – Казань: КГУ, 2004. – С. 152-170. – 2 п.л.
33. Сайкина Г.К. Метафизические основания нравственности. Введение в этику / Г.К. Сайкина. – Казань – Нижнекамск, 2002. – 92 с. – 5, 05 п.л.