- обособлять имущество учредителя, обладающего существенными ресурсами, в целях эффективного использования, способствуя нормальному обращению объектов гражданских прав (в процессе регулятивных отношений);
- ограничивать имущество учредителя от наложения взыскания в связи с его экономической деятельностью и возможностью привлечения к имущественной ответственности (прогнозируемой возможностью вовлечения в охранительные отношения).
2. Обоснована целесообразность выделения в гражданско-правовой теории двух моделей материально-технического обеспечения деятельности органа публичной власти:
- автономной модели, при реализации которой орган власти, обладающий статусом юридического лица, самостоятельно участвует в обязательственных имущественных правоотношениях;
- сателлитной модели, при реализации которой материально-техническое обеспечение органа власти, не имеющего статуса юридического лица, осуществляется специально созданным для этого субъектом-сателлитом (управлением делами), обладающим гражданской правоспособностью.
3. Обоснована концепция, согласно которой законодательство о юридических лицах, определяя количество и состав их органов управления, предусматривает две основные модели управления юридическими лицами, созданными публичными образованиями для активного участия в экономических отношениях:
- модель контролируемого единоличного управления, при которой управление осуществляется руководителем, согласующим наиболее важные решения с органом публичной власти;
- модель корпоративного управления, при которой строго распределенные полномочия реализуются несколькими органами, по меньшей мере один из которых коллегиальный.
4. Аргументировано, что конструкция юридического лица несобственника эффективна для организации отношений по поводу имущества, находящегося исключительно в собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования. Она рассчитана на связь юридического лица не более чем с одним участником - публичным образованием.
5. Установлено существование трех исторических этапов развития гражданско-правовой конструкции юридического лица несобственника:
I этап (1917-1961 гг.) - период национализации основных средств производства, фактического появления юридических лиц несобственников и назревания необходимости нормативного закрепления соответствующей юридической конструкции, предназначенной для регулирования отношений по поводу владения, пользования и распоряжения государственным имуществом;
II этап (1962 г. - конец 80-х гг. ХХ в.) - существование нормативной конструкции юридического лица несобственника как модели не основанных на договоре отношений государства и образованных им хозяйствующих субъектов, наделяемых имуществом на праве оперативного управления;
III этап (конец 80-х гг. ХХ в. - настоящее время) - сохранение юридических лиц несобственников в период и после масштабной приватизации имущества как особых участников общественных отношений, существование которых связано с необходимостью дополнительных экономических и правовых гарантий удовлетворения наиболее важных общественных потребностей.
Приведенная периодизация доказывает возможность относительно быстрого (в исторических масштабах) преобразования научной юридической конструкции в нормативную и еще более быстрой адаптации нормативной юридической конструкции к изменяющимся социально-экономическим условиям.
6. Дополнительно аргументировано, что правоотношения оперативного управления и хозяйственного ведения имеют две составляющие:
- относительные отношения собственника имущества с одной стороны и учреждения или унитарного предприятия с другой, в которых оба лица имеют права и обязанности;
- абсолютные отношения учреждения или унитарного предприятия, являющегося управомоченным лицом, с одной стороны и неопределенно широкого круга лиц, обязанных воздержаться от посягательств на имущество, с другой стороны.
Основная специфика сложных правоотношений оперативного управления и хозяйственного ведения заключается в их относительных составляющих, поскольку обязанности воздержаться от активных действий в отношении чужого имущества не могут обладать существенными особенностями.
7. Теоретически обосновано положение о том, что правоотношения оперативного управления и хозяйственного ведения имеют признаки, характерные для:
- обязательственных правоотношений:
а) связанных с пользованием имуществом (возможность регулировать содержание правоотношения волей собственника - определять цели использования имущества, инициировать изъятие имущества при нарушении условий пользования);
б) связанных с косвенным представительством (возможность передавать право, большее по содержанию и характеру, чем принадлежит юридическому лицу несобственнику);
- вещных правоотношений (регистрация права, возникновение права без договора с собственником).
Названные черты обязательственных отношений, а также отсутствие у права оперативного управления и права хозяйственного ведения свойства следовать за вещью свидетельствует о целесообразности их исключения из числа ограниченных вещных прав.
8. Доказано, что возможность совершения наиболее важных юридически значимых действий с согласия иного субъекта права (собственника имущества) - конститутивный признак конструкции юридического лица несобственника, обеспечивающий осуществление текущего контроля учредителя. Согласие на совершение юридически значимого действия - более широкая по своему содержанию юридическая категория, чем согласие на совершение сделки.
Согласие на совершение сделки - это сделка, позволяющая иному лицу совершить сделку, непосредственно влекущую имущественные последствия, от собственного имени без риска законного удовлетворения судом требований о признании ее недействительной.
9. Установлено, что правовое положение юридических лиц несобственников характеризуется рядом специфических законодательных запретов на участие в обязательственных отношениях. Специфичность заключается в том, что запреты на участие в обязательствах, подпадающих под определенные договорные конструкции, сопряжены с конкретными организационно-правовыми формами юридических лиц несобственников (учреждениями и унитарными предприятиями) или их видами (типами). Такой способ законодательного определения границ специальной правоспособности характерен для норм о юридических лицах, не могущих обладать имуществом на праве собственности.
10. Аргументировано положение о том, что исключение законодателем возможности наложить взыскание на часть имущества учреждения должно сопровождаться возложением ответственности на того субъекта, в пользу которого сделано соответствующее исключение: иной подход противоречит принципу равенства участников гражданского оборота. Законодателем может решаться дифференцированно, будет ли такая ответственность полной или она должна быть ограничена стоимостью имущества, исключенного из-под взыскания.
По долгам юридических лиц, являющихся органами власти либо их управлениями делами, лимит имущественной ответственности публичных образований устанавливаться не должен, поскольку наделение гражданской правосубъектностью в данном случае связано с реализацией одной из моделей обеспечения выполнения функций публичной власти.
11. Доказано, что открытие и ведение в органах казначейства лицевых счетов казенных и бюджетных учреждений, фактически замещающих банковские счета, образуют нормативно закрепленную процедуру защиты их имущества от наложения взыскания. Невозможность принудительного наложения взыскания на соответствующие денежные средства учреждений судебными приставами-исполнителями противоречит принципу обязательности судебных постановлений, отрицательно сказывается на интересах кредиторов, нивелирует значение признака юридического лица - самостоятельной имущественной ответственности.
1.Болдырев В. А. Юридические лица несобственники в системе субъектов гражданского права : монография / под науч. ред. В. А. Сысоева. Омск : Омская академия МВД России, 2010. 340 с. (20 п. л.).
2.Болдырев В. А. Правовое положение юридических лиц несобственников : монография. Германия : Саарбрюкен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 416 с. (22 п. л.).
3.Болдырев В. А. Конструкция юридического лица несобственника: опыт цивилистического исследования : монография. М. : Статут, 2012. 366 с. (21 п. л.).
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:
4.Болдырев В. А. Капитализация платежей в возмещение вреда гражданину при ликвидации юридического лица // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 69–75 (0,6 п. л.).
5.Болдырев В. А. Учреждение как самостоятельный участник гражданского оборота и представитель публичного образования // Право и экономика. 2007. № 6. С. 97–98 (0,3 п. л.).
6.Болдырев В. А. Момент возникновения гражданской правоспособности органов публичной власти // Рос. юстиция. 2007. № 6. С. 5–6 (0,3 п. л.).
7.Болдырев В. А. Ответственность учреждений по долгам, связанным с их деятельностью // Законность. 2007. № 7. С. 52–53 (0,2 п. л.).
8.Болдырев В. А. О юридических лицах публичного права // Журнал российского права. 2008. № 11. С. 127–134 (0,5 п. л.).
9.Болдырев В. А. Публичное образование как участник юридического лица // Право и экономика. 2008. № 11. С. 102–103 (0,3 п. л.).
10.Болдырев В. А. Органы публичной власти в системе организационно-правовых форм юридических лиц // Федерализм. 2008. № 3. С. 77–92 (0,8 п. л.).
11.Болдырев В. А. Реорганизация и видоизменение юридических лиц несобственников // Право и политика. 2009. № 3. С. 695–702 (0,7 п. л.).
12.Болдырев В. А. О гражданской правосубъектности органов судебной власти // Рос. судья. 2009. № 3. С. 23–25 (0,3 п. л.).
13.Болдырев В. А. Быть ли конструкции частного учреждения? (о частных учреждениях и месте оперативного управления в проекте Концепции развития законодательства о вещном праве) // Право и экономика. 2009. № 6. С. 94–97 (0,4 п. л.).
14.Болдырев В. А. Собственники имущества учреждений и унитарных предприятий: возможный круг субъектов // Журнал российского права. 2009. № 6. С. 47–53 (0,5 п. л.).
15.Болдырев В. А. Публичные образования и органы власти как участники гражданских правоотношений в Концепции развития законодательства о юридических лицах // Право и экономика. 2009. № 7. С. 81–87 (0,9 п. л.).
16.Болдырев В. А. О лицевых счетах бюджетных учреждений // Российское правосудие. 2009. № 10. С. 69–75 (0,5 п. л.).
17.Болдырев В. А. Казна публичного образования // Право и экономика. 2009. № 11. С. 67–71 (0,6 п. л.).
18.Болдырев В. А. Право публичного образования на часть прибыли унитарного предприятия // Право и экономика. 2009. № 12. С. 12–16 (0,5 п. л.).
19.Болдырев В. А. Возврат имущества унитарного предприятия собственнику и его оспаривание: проблемы материального и процессуального права // Рос. юстиция. 2009. № 12. С. 14–17 (0,4 п. л.).
20.Болдырев В. А. Момент возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления на недвижимое имущество // Юрист. 2009. № 12. С. 44–48 (0,3 п. л.).
21.Болдырев В. А. Хозяйствующие субъекты и функции публичной власти // Право и экономика. 2010. № 3. С. 12–16 (0,5 п. л.).
22.Болдырев В. А. Современная история и перспективы конструкции унитарного предприятия // Рос. юридический журнал. 2010. № 3. С. 100–111 (0,7 п. л.).
23.Болдырев В. А. Новая типология государственных и муниципальных учреждений // Рос. юстиция. 2010. № 10. С. 62–65 (0,7 п. л.).
24.Болдырев В. А. Государственная экономическая монополия: о совершенствовании права и роли унитарных предприятий // Вестник Омского университета. Сер. Право. 2010. № 4. С. 95–98 (0,5 п. л.).
25.Болдырев В. А. Оценка актов публичной власти размера кадастровой стоимости земельных участков в судебной практике // Рос. юстиция. 2011. № 2. С. 64–67 (0,5 п. л.).
26.Болдырев В. А. Компетенция органов публичной власти по управлению унитарными предприятиями // Право и экономика. 2011. № 2. С. 15–19 (0,5 п. л.).
27.Болдырев В. А. Типичные недействительные сделки унитарных предприятий // Право и экономика. 2011. № 3. С. 12–16 (0,7 п. л.).
28.Болдырев В. А. Цели создания унитарных предприятий // Академический юридический журнал. 2011. № 2. С. 29–36 (0,9 п. л.).
29.Болдырев В. А. Структура правоотношений хозяйственного ведения и оперативного управления // Вестник Омского университета. 2011. № 2. С. 209–213 (0,5 п. л.).
30.Болдырев В. А. Становление конструкции унитарного предприятия: нетипичные нормотворческие решения и их последствия // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 2. С. 28–32 (0,6 п. л.).
31.Болдырев В. А. Модели материально-технического обеспечения органов публичной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 6. С. 34–38 (0,6 п. л.).
32.Болдырев В. А. Органы власти как участники гражданского оборота и выразители интересов публичных образований // Право и экономика. 2011. № 6. С. 33–37 (0,5 п. л.).
33.Болдырев В. А. Правовая природа хозяйственного ведения и оперативного управления // Журнал российского права. 2011. № 7. С. 49–56 (0,7 п. л.).
34.Болдырев В. А. О целях создания унитарных предприятий // Право и экономика. 2011. № 7. С. 30–36 (0,8 п. л.).
35.Болдырев В. А. Корпорации и унитарные организации: о терминологии и критерии деления юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 8. С. 89–93 (0,4 п. л.).
36.Болдырев В. А. Нормативное регулирование внебюджетной части фонда оплаты труда работников учреждений // Цивилист. 2011. № 3. С. 101–104 (0,4 п. л.).
37.Болдырев В. А. Имущественная ответственность учреждений // Право и экономика. 2011. № 8. С. 11–19 (1,1 п. л.).
38.Болдырев В. А. Правовая природа оснований владения имуществом юридическими лицами несобственниками // Вестник Омского университета. Сер. Право. 2011. № 3. С. 93–97 (0,5 п. л.).
39.Болдырев В. А. Имущественные права учреждений и унитарных предприятий: представительская составляющая // Ленинградский юридический журнал. 2011. № 3. С. 85–92 (0,4 п. л.).
40.Болдырев В. А. Становление конструкции юридического лица несобственника // История государства и права. 2011. № 19. С. 30–34 (0,5 п. л.).
41.Болдырев В. А. О коммерческих и некоммерческих организациях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 11. С. 95–99 (0,5 п. л.).
42.Болдырев В. А. Регулирование имущественных отношений Федеральным законом «О полиции» // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. № 11. С. 29–35 (0,6 п. л.).
43.Болдырев В. А. Являются ли имущественные права учреждений и унитарных предприятий вещными? // Рос. юридический журнал. 2011. № 6. С. 134–140 (0,6 п. л.).
44.Болдырев В. А. Гражданско-правовое значение баланса и сметы юридического лица // Юрист. 2011. № 21. С. 39–44 (0,5 п. л.).
45.Болдырев В. А. Наличие спора как критерий выбора требований о защите прав и вида гражданского судопроизводства // Юрист. 2011. № 22. С. 44–46 (0,3 п. л.).
46.Болдырев В. А. История конструкции юридического лица несобственника: этап становления // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4. С. 50–54 (0,5 п. л.).
47.Болдырев В. А. Наличие баланса или сметы организации как признак юридического лица // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. № 12. С. 6–15 (0,8 п. л.).
48.Болдырев В. А. Согласие на совершение сделки: правовая природа и место в системе юридических фактов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 2. С. 82–86 (0,5 п. л.).
49.Болдырев В. А. Размещение государственного заказа у единственного исполнителя – юридического лица несобственника // Юрист. 2012. № 2. С. 23–26 (0,4 п. л.).
50.Болдырев В. А. Оспаривание сделки унитарного предприятия, совершенной без согласия собственника имущества // Юрист. 2012 № 8. С. 26–29 (0,4 п. л.).
51.Болдырев В. А. Субсидиарная ответственность собственников имущества частных и казенных учреждений // Вестник Омского университета. Сер. Право. 2012. № 2. С. 115–120 (0,5 п. л.).
52.Болдырев В. А. О сделках, актах власти и видах гражданского судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 9. С. 20–22 (0,3 п. л.).
53.Болдырев В. А. Правовое значение и содержание согласия на совершение сделки // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 10. С. 66–72 (0,7 п. л.).
54.Болдырев В. А. Модели управления юридическими лицами, учрежденными государством: опыт России, Китая, Норвегии // Право и экономика. 2012. № 11. С. 11–17 (0,8 п. л.).
55.Болдырев В. А. Согласие собственников имущества на совершение юридически значимых действий учреждениями и унитарными предприятиями // Право и экономика. 2012. № 12. С. 20–28 (1,1 п. л.).
56.Болдырев В. А. Коммерческие и некоммерческие организации: критерии и последствия деления юридических лиц // Право и экономика. 2013. № 1. С. 9–14 (0,7 п. л.).
Иные научные работы:
57.Болдырев В. А. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения // Гражданский кодекс Российской Федерации и новейшее законодательство : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. Омск : Омская академия МВД России, 2007. С. 63–65 (0,3 п. л.).
58.Болдырев В. А. Предприятия в гражданском праве: о легальной терминологии и фирменных наименованиях // Право интеллектуальной собственности. 2010. № 3. С. 19–25 (0,8 п. л.).
59.Болдырев В. А. Участие унитарных предприятий в недействительных приватизационных сделках // Власть закона. 2010. № 4. С. 49–52 (0,3 п. л.).
60.Болдырев В. А. Недействительные сделки унитарных предприятий: типичные ситуации и их правовая квалификация // Вестник арбитражной практики. 2011. № 2. С. 11–20 (0,9 п. л.).
61.Болдырев В. А. Гражданская правосубъектность судов // Актуальные проблемы частноправового регулирования : мат-лы всерос. IX науч. форума (г. Самара, 27–28 мая 2011 г.) / отв. ред. С. В. Мартышкин ; науч. ред. Н. А. Баринов. Самара : Изд-во «Самарский университет», 2011. С. 87–90 (0,2 п. л.).
62.Болдырев В. А. Правовое регулирование имущественных отношений законодательством о полиции // Законодательство и практика. 2011. № 1. С. 18–19 (0,2 п. л.).
63.Болдырев В. А. Наложение взыскания на имущество учреждения // Исполнительное право. 2011. № 3. С. 2–6 (0,6 п. л.).
64.Болдырев В. А. Запреты на участие юридических лиц несобственников в договорных обязательствах // Политика и право в социально-экономической системе общества : мат-лы I междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 30–31 декабря 2011 г.). М. : Изд-во «Спецкнига», 2011. С. 117–121 (0,2 п. л.).
65.Болдырев В. А. Легальные запреты на участие учреждений и унитарных предприятий в договорных обязательствах // Законодательство и практика. 2011. № 2. С. 64–65 (0,2 п. л.).
66.Болдырев В. А. О делении юридических лиц на корпорации и унитарные организации // Безопасность бизнеса. 2012. № 1. С. 21–24 (0,3 п. л.).
67.Болдырев В. А. Корпорации и унитарные организации: последствия деления юридических лиц // Российское право: образование, практика, наука. 2011. № 6. С. 120–126. (0,7 п. л.).
68.Болдырев В. А. Сделки и акты власти в системе юридических фактов // Соотношение норм гражданского и уголовного права: теория и практика : сб. мат-лов межведом. «круглого стола» / под ред. И. Г. Бублика. Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2012. С. 3–8 (0,3 п. л.).