Образовательная среда - это совокупность значимых для развития личности факторов: внешних стимулов ее познавательной активности (социальных требований, противоречий и коллизий, статусных вызовов, ролевых ожиданий, подкреплений и санкций); содержательных источников формирования индивидуальной картины мира и образа Я (жизненного и культурного контекста, социальных норм и образцов, целостных образов); процессуальных возможностей учебной деятельности и коммуникации (пространственно-временного режима, диапазона выбора партнеров, ресурсов, способов и средств). Образовательная среда - это объективная реальность, которая субъективно воспринимается, переживается, осмысливается и оценивается, избирается и трансформируется каждым участником образовательного процесса, в силу чего выступает и потенциальным содержанием, и потенциальным средством образования и развития личности.
2. Образовательная ситуация - это объективно-субъективный педагогический феномен, репрезентирующий механизм взаимообусловливания личностных и средовых факторов образования и характеризующий личностную позицию субъекта в отношении образования. Понятие образовательной ситуации является инструментом проектирования образовательных систем с учетом ситуационных различий субъектов образования: ситуация дезадаптации в среде характеризует состояние отчуждения личности в среде, неадекватного восприятия или полного неприятия актуальных средовых стимулов и возможностей (стрессовое состояние); ситуация адаптации и когнитивной ориентировки учащегося в среде характеризует его преимущественно приспособительный, индивидный статус, а осваиваемое в такой ситуации содержание обучения - как опыт восприятия и репродукции знаний, усвоения норм и способов выполнения действий по образцу (позиция исполнителя); ситуация предметно-деятельностной ориентировки предполагает статус субъекта предметной деятельности, дополняет содержание обучения опытом мотивированного выбора задач и средств их решения (позиция деятеля); ситуация ценностно-смысловой ориентировки обусловливает позицию учащегося как субъекта рефлексии, а содержание обучения дополняет опытом нравственного выбора и диалогического общения (позиция личности); ситуация целостной ориентировки и овладения средой характеризует учащегося как субъекта творчества и саморегуляции, а обретаемый опыт - как целостную социокультурную ориентировку в среде, индивидуальную самореализацию в ней (позиция индивидуальности).
Развитие личности в процессе образования представляет собой непрерывное становление у учащегося позиции субъекта познания и жизнедеятельности, что можно определить как эволюцию его индивидуальной образовательной ситуации. Признаком успешного завершения развивающего ситуационного цикла - смены указанных выше ситуаций - является наступление события, т.е. качественного новообразования в личностном опыте. Личностное событие исчерпывает развивающие возможности сложившейся к данному моменту образовательной среды и требует ее замены или обновления.
Личностно развивающая образовательная ситуация как продукт взаимодействия педагога и учащихся со средой представляет собой инструмент их личностного со-развития в образовательном процессе, а цикл ситуаций обеспечивает поэтапное поступательное развитие личностной позиции каждого из них. Учебная деятельность в такой ситуации не сводится к решению учебных задач, а носит средопреобразующий характер. Главный развивающий механизм образовательной ситуации связан со взаимной зависимостью статусно-ролевых диспозиций субъекта в образовательной среде и его внутренней личностной позиции, что обусловливает естественную мотивационную вовлеченность каждого участника образования в процесс формирования отношений к себе и образовательному процессу.
3. Личностно развивающая образовательная среда обеспечивает расширение традиционного содержания образования через накопление соответствующих видов личностного опыта посредством дополнения нормативных компонентов содержания образования вариативными (опыт свободного выбора); обогащения предметной учебной деятельности ценностно-смысловыми отношениями (опыт мотивации, поиска смысла, рефлексии); перехода от регламентированного обучения к свободному обмену мнениями и творческому экспериментированию (опыт самопрезентации, диалога, творческой самореализации); перехода от педагогического управления к самоуправлению (опыт самоорганизации и саморегуляции). При этом недостаточность объективно заданных средовых условий должна компенсироваться актуализацией педагогом своего личностного потенциала и образцов саморазвития.
Неразделимость содержательно-процессуальных компонентов образовательной среды, ее релевантность полноте и сложности условий окружающего мира позволяют структурировать содержание обучения не на основе предметной дифференциации, а вокруг особых социально-деятельностных сред - компетенций, понимаемых как взаимосвязанное единство внешних требований к личности и определенных областей ее саморазвития. Средовое проектирование содержания образования должно осуществляться одновременно по двум взаимно дополняющим друг друга линиям: а) как последовательности предметных сред, выстроенной по принципу углубления познавательных интересов и обеспечивающей профилизацию образования учащегося (специальные компетенции); б) как последовательности коммуникативных сред, выстроенной по принципу расширения социокультурных связей и отношений и обеспечивающей поступательную социализацию учащегося в процессе получения образования (ключевые междисциплинарные компетенции). Принцип двух линий является основанием для классификации образовательных сред (универсальной; конкретно-дисциплинарной, узкоспециальной предметности; межличностной, групповой или глобальной коммуникации).
В образовательной среде, кроме традиционных психологических механизмов усвоения знаний и умений (восприятие, понимание, воспроизведение, применение), задействуются механизмы личностного присвоения содержания образования: идентификация с образовательной средой, свободный выбор среды, экспериментирование со средой, диалог со средой, саморегуляция в среде, персонализация среды.
4. Сущность деятельности педагога в образовательной среде состоит в проектировании и педагогической поддержке личностно развивающих ситуаций учащихся, осуществляемой на основе педагогически целесообразного изменения параметров образовательной среды, в конструировании особых «ситуационных» задач, а также в актуализации и развитии собственной профессионально-личностной позиции («субъективной реальности» педагога). В ситуационно-средовых проектах личностно развивающих образовательных систем по-новому определяется предмет деятельности педагога. Педагог не создает личностно развивающую ситуацию для учащегося и непосредственно не управляет ею, а участвует в совместном с учащимся ее проектировании, варьируя параметры образовательный среды в соответствии с собственной профессионально-личностной позицией и закономерностями становления личностной сферы человека.
Специфическими функциями педагогической деятельности в образовательной среде являются средообразующая и самоорганизующая. Средообразующая функция реализуется с помощью следующих действий педагога в среде: защита личности учащегося от деструктивных воздействий образовательного окружения посредством обеспечения эргономичности, позитивной эмоциогенности среды; упорядочение образовательной среды, обеспечение понимания учащимся действующих правил и требований среды; актуализация с учетом педагогической соразмерности средовых стимулов развития (статусного вызова и соревновательности); обеспечение индивидуального режима обучения за счет повышения адаптивности среды; обогащение содержания обучения жизненным, культурным, индивидуально-личностным контекстом; воплощение в среде смыслопорождающих гармоничных эстетических образов; организация значимых для учащегося коммуникаций через обеспечение референтности среды, педагогического такта, конструктивности взаимодействия; делегирование учащемуся полномочий по управлению средой. Самоорганизующая функция реализуется педагогом посредством изучения и внутреннего принятия личностных особенностей учащихся на основе понимания контекста их жизнедеятельности; мысленной дифференциации учащихся по типологическим группам; критичного восприятия образовательной среды и формулирования задач по ее трансформации для каждой группы в соответствии с закономерностями личностно развивающего образования; анализа соответствия средообразующих действий личностной позиции учащегося и их коррекции на основе педагогической целесообразности; самоактуализации в соответствии с собственными смыслами и ценностями.
5. Ситуационно-средовой подход реализуется в педагогическом проектировании личностно развивающих образовательных систем посредством следующей процедуры:
1) формулирования педагогической задачи по поддержке целостной ориентировки учащихся в образовательной среде определенного социально-деятельностного типа;
2) оценки уровня субъектной позиции учащегося в образовательной среде и определения содержания и объема помощи ему: для дезадаптированного индивида - обеспечения привычного пространственно-временного режима, адаптированной учебной информации, образцов выполнения учебных действий, позитивных эмоциональных стимулов; для субъекта восприятия - традиционного регламента обучения, определенного образовательным стандартом содержания, системной организации учебного процесса, задач, решаемых по образцу; для субъекта деятельности - вариативности пространственно-временного режима обучения, разнообразия информационных источников и видов учебной деятельности, свободного выбора задач и способов их решения, добровольной коммуникации и соревновательного взаимодействия, стимулов - игры, статусного вызова, объективного рейтинга; для личности (субъекта рефлексии и общения) - приближенных к реальности пространственно-временных условий деятельности, дополнения стандартного содержания обучения и учебных задач ситуационно-средовым контекстом: процессуальными возможностями для выражения своей позиции, конструктивным диалогом и сотрудничеством с другими, а также стимулами - яркими личностными образами и социально-групповой оценкой; для индивидуальности (субъекта творчества) - снятия всех видов педагогического контроля, обеспечения условий для самостоятельной постановки учащимся познавательно-творческих задач и их средопреобразующей деятельности;
3) наблюдения за ходом ситуации взаимодействия учащегося с образовательной средой, обнаружения моментов дезадаптации и затруднений в проявлении субъектной позиции, определения характера педагогической помощи и коррекции образовательной среды, изменения ее параметров;
4) педагогического контроля результатов образовательного процесса на основе комплексных проблемно-тестовых ситуаций;
5) совместного с учащимся определения предметно-коммуникативного содержания новой образовательной среды с учетом рефлексии его предметно-профильных интересов и потребности в расширении социокультурных границ личностной самореализации.
В отличие от других проектировочных подходов, ситуационно-средовой подход:
- меняет традиционные представления о педагогических целях, т.к. ориентирует педагога на целостный образовательный результат - личностную саморегуляцию выпускника и его готовность к инновациям в любой среде, к средопреобразующей деятельности; осуществляет декомпозицию цели образования на цели участников образовательного процесса, подлежащие взаимному ситуационному согласованию в образовательной среде;
- выделяет в содержании образования опыт целостной социокультурной ориентировки человека в мире и дополняет систему научных знаний, предметной деятельности и учебных задач их средовым контекстом, без которого невозможно развитие творческой активности и жизненных смыслов личности;
- позволяет проектировать образовательные технологии, обеспечивающие деятельность и общение учащихся средовыми контекстами, стимулами и возможностями, множественностью траекторий индивидуального развития;
- вместо попытки охватить педагогической организацией, управлением, технологией все факторы образовательной ситуации, в том числе относящиеся к личности учащегося (его потребности, цели, эмоции и др.), включает в сферу профессиональной компетенции педагога средовые факторы образования и его собственный личностный опыт.
6. Эффективность реализации проектов личностно развивающих образовательных систем, построенных на основе ситуационно-средового подхода, обеспечивается учетом в образовательном процессе средовых факторов и ситуационных механизмов развития личностных позиций педагогов и учащихся. Она оценивается с помощью следующих обобщенных критериев и показателей: сформированность у учащегося рефлексивно-творческого опыта освоения конкретной образовательной среды; соответствие свойств образовательной среды уровню субъектной активности учащихся; адекватность свойств создаваемой образовательной среды профессионально-личностной позиции педагога.
1.Ходякова, Н.В. Целостная модель вузовской подготовки специалиста, компетентного в области информационных технологий / Н.В. Ходякова // Вестн. Волгогр. гос. арх.-строит. ун-та. Сер. : Техн. науки.– 2005. – Вып. 5. – С. 111–114 (0,3 п.л.).
2.Ходякова, Н.В. Педагогическое освоение информационной среды учебного заведения / Н.В. Ходякова // Пед. информатика.– 2006.– № 5.– С. 155–162 (0,6 п.л.).
3.Ходякова, Н.В. Социализация человека в информационно-образовательной среде / Н.В. Ходякова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Соц.-экон. науки и искусство.– 2006.– № 2(15).– С. 132–135 (0,4 п.л.).
4.Ходякова, Н.В. Педагогическая поддержка саморазвития личности в социокультурной среде / Н.В. Ходякова // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. Сер. : Проблемы соц.-гуманит. знания.– 2006. – Вып. 3.– № 6.– С. 59–61 (0,3 п.л.).
5.Ходякова, Н.В. Валеологический аспект взаимодействия развивающейся личности со средой образовательного учреждения / Н.В. Ходякова // Вестн. Урал. гос. техн. ун-та. Сер. : Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта.– 2006. – Вып. 6. – Т. 2.– № 10.– С. 235–240 (0,3 п.л.).
6.Ходякова, Н.В. Моделирование структуры образовательной ситуации личностного развития методом бинарных оппозиций / Н.В. Ходякова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Пед. науки.– 2007.– №1(19).– С. 22–26 (0,4 п.л.).
7.Ходякова, Н.В. Комплексное обучение будущих следователей на основе междисциплинарных учебных ситуаций / Н.В. Ходякова // Вестн. Волгогр. акад. МВД России.– 2010.– № 4.– С. 120–125 (0,6 п.л.).
8.Ходякова, Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию содержания профессиональной подготовки следователей / Н.В. Ходякова // Психопедагогика в правоохранительных органах.– 2010.– № 3.– С. 50–54 (0,6 п.л.).
9.Ходякова, Н.В. Роль понятия «ситуация развития личности» в проектировании процесса профессиональной подготовки специалистов / Н.В. Ходякова // Вестн. Волгогр. акад. МВД России.– 2011.– № 1.– С. 141–145 (0,5 п.л.).
10.Ходякова, Н.В. Проектирование процесса подготовки профессионально компетентных сотрудников полиции с опорой на ситуационно-средовой контекст обучения / Н.В. Ходякова // Вестн. Волгогр. акад. МВД России.– 2011.– № 4.– С. 114–118 (0,5 п.л.).
11.Ходякова, Н.В. Развивающие образовательные ситуации в профессиональной подготовке эксперта-криминалиста / Н.В. Ходякова // Судебная экспертиза.– 2012.– № 2.– С. 145–153 (0,5 п.л.).
12.Ходякова, Н.В. Проектирование и оценка качества экранных образовательных сред: результаты опытно-экспериментальной работы / Н.В. Ходякова // Психопедагогика в правоохранительных органах.– 2012.– № 2.– С. 113–117 (0,5 п.л.).
13.Ходякова, Н.В. Проектирование личностно развивающих образовательных систем: результаты историко-концептуального и методологического анализа / Н.В. Ходякова // Совр. проблемы науки и образования.– 2012.– № 3. URL : www.science-education.ru (дата обращения: 10.06.2012) (0,5 п.л.).
14.Ходякова, Н.В. Целостные источники и средовые компоненты содержания личностно ориентированного образования / Н.В. Ходякова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Пед. науки.– 2012.– № 10.– С. 13–17 (0,4 п.л.).
15.Ходякова, Н.В. Проектирование образовательных сред подготовки компетентных экспертов-криминалистов / Н.В. Ходякова // Судебная экспертиза.– 2012.– № 3.– С. 84–90 (0,5 п.л.).
16.Ходякова, Н.В. Теоретические основы ситуационно-средового подхода к проектированию личностно развивающего образования / Н.В. Ходякова // Образование и саморазвитие.– 2013.– № 1(35).– С. 55–60 (0,6 п.л.).
Монографии, статьи в коллективных монографиях
17.Ходякова, Н.В. Личностно развивающая образовательная среда: концепция и технологии проектирования : моногр. / Н.В. Ходякова.– Волгоград : ВА МВД России, 2003. – 124 с. (7,8 п.л.).
18.Ходякова, Н.В. Проектирование процесса развития личности учащегося в образовательной среде: исторический опыт и теоретико-психологические основания : моногр. / Н.В. Ходякова / науч. ред. В.В. Сериков. – Волгоград : ВА МВД России, 2012.– 160 с. (10 п.л.).
19.Ходякова, Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего образования: методологические предпосылки и концепция: моногр. / Н.В. Ходякова / науч. ред. В.В. Сериков. – Волгоград : Перемена, 2012. – 170 с. (10,5 п.л.).
20.Ходякова, Н.В. Личностно развивающая среда / В.В. Сериков, Н.В. Хо- дякова [и др.] // Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии : кол. моногр.– Волгоград : Перемена, 2000.– С. 140–142 (авт. – 0,2 п.л.).
21.Ходякова, Н.В. О новых функциях педагогической деятельности, связанных с использованием современных компьютерных технологий в обучении / А.В. Петров, Н.В. Ходякова [и др.] // Компьютерное образование: методология, теория, практика : кол. моногр. / науч. ред. А.В. Петров. Волгоград : Перемена, 2002.– С. 84–92 (авт. – 0,5 п.л.).
Статьи в сборниках научных трудов
22.Ходякова, Н.В. Ситуационные задачи в формировании общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов / Н.В. Ходякова // Обучение курсантов и слушателей ВА МВД России в условиях образовательных стандартов третьего поколения. Компетентностный подход в профессиональной подготовке сотрудников полиции : сб. науч. ст.– Волгоград : ВА МВД России, 2011.– С. 3–6 (0,2 п.л.).
23.Ходякова, Н.В. Роль учебно-профессиональных ситуаций в подготовке специалистов для ОВД / Н.В. Ходякова // Вестн. Волгогр. акад. МВД России.– 2009.– № 2.– С. 136–140 (0,5 п.л.).
24.Ходякова, Н.В. Компетентностный подход в высшем юридическом образовании / Н.В. Ходякова // Совершенствование высшего юридического образования: новые цели, стандарты, технологии : сб. науч. ст. – Волгоград: ВА МВД России, 2009.– С. 161–164 (0,2 п.л.).
25.Ходякова, Н.В. Критерии и процедуры педагогической оценки результатов подготовки специалиста / Н.В. Ходякова // Использование активных форм обучения как средство повышения качества подготовки специалистов : сб. науч. ст. – Волгоград : ВА МВД России, 2008.– С. 89–93 (0,3 п.л.).
26.Ходякова, Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих педагогических систем как методологическая основа эксперимента / Н.В. Ходякова // Образовательная среда колледжа: ориентация на развитие личности : сб. науч.-метод. материалов по итогам деятельности федеральной экспериментальной площадки.– Элиста : Джангар, 2008.– С. 7–21 (0,9 п.л.).
27.Ходякова, Н.В. Обобщенные критерии и уточняющие показатели оценки сформированности на каждом этапе эксперимента личностно развивающей образовательной среды учебного заведения / Н.В. Ходякова // Образовательная среда колледжа: ориентация на развитие личности : сб. науч.-метод. материалов по итогам деятельности федеральной экспериментальной площадки.– Элиста : Джангар, 2008.– С. 169–175 (0,5 п.л.).
28.Ходякова, Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию содержания профессиональной подготовки и оценке уровня компетентности выпускников / Н.В. Ходякова // Вестн. Волгогр. акад. МВД России.– 2008.– № 2.– С. 105–108 (0,5 п.л.).
29.Ходякова, Н.В. Подготовка преподавателя вуза к деятельности в информационно-образовательной среде / Н.В. Ходякова // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн.– 2008.– № 1(1).– Номер гос. регистрации ФС77-31054.– ISBN 9999-4986.– URL: www.grani.vspu.ru (дата обращения: 06.08.2010) (0,6 п.л.).
30.Ходякова, Н.В. Ситуации-кейсы как педагогическое средство формирования профессиональных навыков будущих специалистов / Н.В. Ходякова // Использование активных форм обучения как средство повышения качества подготовки специалистов : сб. науч. тр.– Волгоград : ВА МВД России, 2008.– С. 93–97 (0,3 п.л.).
31.Ходякова, Н.В. Организация информационной среды вуза: опыт университетов США / Н.В. Ходякова // Информатизация образования в XXI веке : сб. науч. тр. – Волгоград : Перемена, 2008.– С. 153–158 (0,4 п.л.).
32.Ходякова, Н.В. Педагогическое преодоление дезадаптации подростков в информационной среде / Н.В. Ходякова // Современные гуманитарные проблемы: сб. науч. тр.– Волгоград : ВА МВД России, 2006.– Вып. 4. – С. 147–153 (0,4 п.л.).
33.Ходякова, Н.В. Мультимедиасреда как инструмент культурной идентификации и профессионально-личностного развития специалиста / Н.В. Ходякова, А.М. Антонова // Вектор. – 2006.– № 1.– С. 164–167 (авт. – 0,2 п.л.).
34.Ходякова, Н.В. Научно-экспериментальная лаборатория новых информационных технологий: некоторые итоги и проблемы / Н.В. Ходякова // Вектор. – 2005.– № 1.– С. 108–110 (0,3 п.л.).
35.Ходякова, Н.В. Процесс комплексной подготовки специалистов и его методическое обеспечение / Н.В. Ходякова // Организация и перспективы совершенствования учебно-воспитательного процесса в Волгоградской академии МВД России : сб. науч. тр. – Волгоград : ВА МВД России, 2005.– С. 90–98 (0,5 п.л.).
36.Ходякова, Н.В. Понятия «среда» и «ситуация» как средства проектирования личностно ориентированного образовательного процесса / Н.В. Ходякова // Научная мысль Кавказа. Приложение.– 2005.– № 9.– С. 170–177 (0,5 п.л.).
37.Ходякова, Н.В. Современные педагогические подходы к оценке деятельности преподавателя вуза в контексте модернизации образования / Н.В. Ходякова // Организация и перспективы совершенствования учебно-воспитательного процесса в Волгоградской академии МВД России : сб. науч. тр.– Волгоград : ВА МВД России, 2005.– С. 18–22 (0,2 п.л.).
38.Ходякова, Н.В. Педагогические функции среды в ее взаимодействии с развивающейся личностью / Н.В. Ходякова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Пед. науки.– 2004.– № 1(6).– С. 26–29 (0,4 п.л.).
39.Ходякова, Н.В. Педагогические технологии работы с информацией в процессе личностно ориентированного обучения в вузе / Н.В. Ходякова // Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе : межвуз. сб. науч. тр.– Волгоград : ВолгГТУ, 2002.– С. 25–28 (0,3 п.л.).
40.Ходякова, Н.В. Самоактуализация педагога в личностно ориентированной учебной ситуации / Н.В. Ходякова // Учебный год.– 2001.– № 3.– С. 11–14 (0,2 п.л.).
41.Ходякова, Н.В. Вузовский учебник как элемент личностно развивающей дидактической среды / Н.В. Ходякова // Современный вузовский учебник: проблемы и решения : сб. материалов межвуз. «круглого стола». Волгоград : ВА МВД России, 2001.– С. 44–48 (0,3 п.л.).
Статьи в сборниках научных статей и материалов научных конференций
42.Ходякова, Н.В. Место и роль профессионально-образовательной среды в подготовке эксперта-криминалиста / Н.В. Ходякова // Судебная экспертиза: российский и международный опыт : материалы Междунар. науч.-практ. конф.– Волгоград : ВА МВД России, 2012.– С. 466–470 (0,3 п.л.).
43.Ходякова, Н.В. Средовая природа современных личностно развивающих образовательных технологий / Н.В. Ходякова // Социально-политическое развитие России как комплексная проблема гуманитарного знания : сб. материалов II регион. науч.-практ. конф.– Волгоград : ВА МВД России, 2010.– С. 135–139 (0,2 п.л.).
44.Ходякова, Н.В. Тенденции профилизации и интеграции в содержании информационной подготовки компетентного специалиста / Н.В. Ходякова // Информатизация образования-2009: материалы Междунар. науч.-метод. конф. Волгоград : Перемена, 2009.– С. 337–341 (0,3 п.л.).
45.Ходякова, Н.В. Электронное учебное пособие: проблема качества экранной среды / Н.В. Ходякова // Информационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. – Шахты : ЮРГУЭС, 2009.– С. 240–242 (0,4 п.л.).
46.Ходякова, Н.В. Преодоление гендерного дисбаланса в образовательной среде подготовки специалистов для правоохранительных органов / Н.В. Ходякова // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф.– Волгоград : Перемена, 2009.– С. 216–220 (0,3 п.л.).
47.Ходякова, Н.В. Учет взаимодействия личности с учебно-профессиональной средой в проектировании процесса подготовки компетентного специалиста / Н.В. Ходякова // Единство образования и жизни в условиях современного общества : материалы регион. науч.-практ. конф. – Волгоград : ВГАПК РО, 2009.– С. 105–111 (0,3 п.л.).
48.Ходякова, Н.В. Качество мультимедиаобучения в юридическом вузе: из опыта научно-экспериментальной лаборатории Волгоградской академии МВД России / Н.В. Ходякова // Инновации в юридическом образовании: содержание, технологии, управление : материалы Междунар. науч.-метод. конф.– Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008.– С. 253–255 (0,2 п.л.).
49.Ходякова, Н.В. Содержание обучения информационным технологиям в вузе в контексте компетентностного подхода в образовании / Н.В. Ходякова // Информатизация образования – 2008 : материалы Междунар. науч.-метод. конф.– Славянск-на-Кубани : СГПИ, 2008.– С. 180–182 (0,2 п.л.).
50.Ходякова, Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего образовательного процесса: основные понятия / Н.В. Ходякова // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается : материалы методол. семинара памяти В.С. Ильина.– Волгоград : Перемена, 2007.– Вып. 8.– С. 32–36 (0,3 п.л.).
51.Ходякова, Н.В. Компьютерная среда как фактор риска в личностном развитии подростка / Н.В. Ходякова // Социально-политическое развитие России как комплексная проблема гуманитарного знания : сб. материалов науч. конф.– Волгоград : ВА МВД России, 2007.– С. 341–344 (0,2 п.л.).
52.Ходякова, Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего курса информатики в вузе / Н.В. Ходякова // Современные проблемы преподавания математики и информатики : сб. науч. ст. Междунар. науч.-метод. конф.– Волгоград : Перемена, 2006.– С. 292–300 (0,5 п.л.).
53.Ходякова, Н.В. Становление личности будущего специалиста в научной среде / Н.В. Ходякова // Воспитание личности в пространстве социальных ценностей : материалы обл. науч.-практ. конф.– Волгоград : ВГИПК РО, 2005.– С. 123–125 (0,2 п.л.).
54.Ходякова, Н.В. Средовые условия успешной социализации личности: исторический опыт образовательного учреждения / Н.В. Ходякова // Социализация и развитие детей и подростков в общеобразовательных учреждениях интернатного типа в контексте национального подхода : материалы регион. науч.-практ. конф.– Волгоград : ВГИПК РО, 2004.– С. 126–130 (0,2 п.л.).
55.Ходякова, Н.В. Педагогическая поддержка процесса адаптации личности к школьной среде / Н.В. Ходякова // Социально-педагогическая адаптация детей и подростков: проблемы и решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч.– Волгоград : ВГИПК РО, 2003. – Ч. 1.– С. 45–47 (0,3 п.л.).
56.Ходякова, Н.В. Учебные ситуации формирования рефлексивного мышления будущих специалистов органов внутренних дел / Н.В. Ходякова // Учебно-воспитательный процесс: традиции, проблемы, перспективы : материалы межвуз. и межрегион. науч.-метод. конф.– Волгоград : ВА МВД России, 2003.– С. 185–187 (0,2 п.л.).
57.Ходякова, Н.В. Девиантное поведение подростка как его дезадаптация в социокультурной среде / Н.В. Ходякова // Российское образование в условиях модернизации: управленческий и социально-педагогический аспекты : ст. и тез. сообщ. науч.-практ. конф.– Волгоград : Колледж, 2003.– С. 91–94 (0,2 п.л.).
58.Ходякова, Н.В. Информационно-коммуникативная образовательная компетентность: понятие, уровни, процесс формирования / Н.В. Ходякова // Информатизация образования – 2003 : науч. тр. и материалы конф. / Акад. информатизации образования.– Волгоград : Перемена, 2003.– С. 91–95 (0,3 п.л.).
59.Ходякова, Н.В. Проблемы безопасности жизнедеятельности личности в информационно-образовательной среде / Н.В. Ходякова // Безопасность жизнедеятельности, XXI век : материалы Междунар. науч. симпозиума.– Волгоград : ВолГАСА, 2001.– С. 170–172 (0,3 п.л.).
60.Ходякова, Н.В. Конструирование образовательной среды школы в интересах реализации права учащегося на личностное развитие / Н.В. Ходякова // Концептуальные подходы к обеспечению прав ребенка на региональном уровне : сб. материалов и науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф.– Волгоград : Перемена, 2001.– С. 130–134 (0,2 п.л.).