- Разработана теоретическая концепция управления финансовым взаимодействием государства с коммерческими организациями как балансирующей и динамичной системы, трансформирующей как бюджетные, бюджетно-коммерческие, так и межкоммерческие взаимосвязи; определены принципы, задачи, приоритетные направления, формы и методы достижения повышения качества управления финансовыми потоками, их распределения, перераспределения и рекомендации по формированию стратегии устойчивого социально-экономического развития и повышения качества и уровня жизни населения.
- Расширено теоретическое представление о сущности понятия «финансовое взаимодействие государства с коммерческими организациями», которое выражает сотрудничество главного центра политической и экономической власти с бизнесом, содействует экономическому росту и успеху в интересах общества, государства и частного бизнеса. Государство является первым среди равноправных субъектов рыночной экономики. Оно выступает в данной связи координатором, обеспечивающим финансовое взаимодействие участников бизнес-хозяйствования. И прежде всего, в сферах теоретической, осмысления проблем рынка, становления устойчивой безопасности экономики, в социальной среде и т.п.
- Уточнена ведущая роль государства в финансовых процессах экономического и социального развития страны и необходимость активного воздействия государства на макроэкономическое функционирование рыночного хозяйства, финансов в широком смысле дефиниции, государственных финансов, финансов предприятий и финансовой системы в целом с целью генезиса, развития и реализации концепции «оптимального финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями».
- Выделены основополагающие принципы (категорический отказ от слияния функций частного предпринимательства и государственного управления; прозрачность отношений между крупным капиталом и государственной властью; признание системы социального партнерства и эффективное участие в ней, исключение силовых методов в решении спорных проблем) и функции (нормативно-законодательная, социальная) отношений государства с коммерческими организациями на основе обобщения результатов сравнительного анализа и этапов эволюционного и революционного развития финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями в периоды досоветской, советской, в том числе дореформенной, и реформенной экономики.
- Предложены методические подходы к оценке эффективности имеющихся способов распределения государственных резервов - бюджетных финансовых средств, а с учетом их преимущества и недостатков рекомендуется выполнить ряд приоритетных задач: усовершенствование имеющейся концепции распределения государственных финансовых средств; повышение эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальным сферам) реализации государственной политики; целевого (точечного) распределения спроектированных и плановых затрат и их финансового контроля в процессе реализации, с использованием разработанных развернутых ежеквартальных форм финансового плана и смет калькуляционных затрат коммерческих организаций; всесторонний и комплексный учет эффективности управления финансовыми, материальными, трудовыми и природными ресурсам субъектов федерации, формирующих территориальный потенциал устойчивого экономического развития.
- Выделены особенности (предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, приводит к возникновению права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов в данных компаниях; получаемые организацией средства расходуются на строго определенные цели; средства целевого финансирования применяются в соответствии с утверждаемыми сметами, использование указанных средств не по назначению запрещается и признается нецелевым; вложение бюджетных средств в уставные капиталы юридических лиц, по сути, является инвестированием средств бюджета в различные отрасли экономики) и предложен порядок учёта целевых поступлений (которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, за исключением подакцизных товаров; одновременно затраты, произведенные в рамках целевого финансирования в составе расходов при определении базы по налогу на прибыль также не учитываются), связанных с бюджетным финансированием при взаимодействии рассматриваемых субъектов.
- Рекомендованы методические принципы (необходимость государственного регулирования использования факторов производства; целесообразность государственной поддержки социальной сферы; демократический прагматизм) эффективного управления государственным социальным заказом на базе сформированного и предложенного финансового механизма и комплексного анализа структуры расходов федерального бюджета социальной сферы - образование; культура, искусство, кинематография и СМИ; здравоохранение и физическая культура; социальная политика.
- Предложены рекомендации в области нормативно-правовой поддержки процесса создания эффективной национальной инновационной системы, в которой одной из наиболее эффективных статей взаимодействия государства и бизнеса являются внешнеэкономические связи, рациональное использование финансовых ресурсов, материально-техническое обеспечение производства, сбыта продукции и привлечение в экономику иностранных инвестиций: определить права собственности на полученный в результате финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями проект, созданный с частичным использованием бюджетных средств; создать правовые, экономические механизмы и стимулы для коммерциализации и соответствующую правовую базу, позволяющие легально участвовать государственным институтам в создании стартап-компаний; активизировать применение различных финансовых инструментов в стимулировании рассматриваемого финансового взаимодействия; гарантировать социальные и экономические права граждан, определенные Конституцией РФ, включая гарантии в области занятости и социальных услуг.
- Сформирована единая система государственного финансового контроля, основанная на конституционных принципах разграничения предметов ведения и полномочий, включающая четкое определение порядка формирования и исполнения бюджетной системы и финансового контроля за бюджетными средствами со стороны законодательной и исполнительной властей на всех стадиях и уровнях бюджетного процесса. Суть ее заключается в сочетании принципа невмешательства в текущую финансово-хозяйственную деятельность корпораций с объективными и точными оценками законности и эффективности использования ими получаемых бюджетных средств. С четко прописанными правами, охватывающими всю совокупность бюджетных ресурсов, направленных в экономику. Это позволит, с одной стороны, исключить излишнее дублирование, оптимизировать государственные затраты на обеспечение функционирования контрольных органов и, с другой стороны, существенно повысить их эффективность.
- Создана и предложена КГМ для более эффективной реализации инвестиционных вложений государства в мего-, мезокоммерческие инвестиционные проекты в основу которой заложены разработанные основные принципы взаимодействия государства с коммерческими организациями, а именно: свободного развития рынка, регулируемого государством в части функций, относящихся исключительно к его компетенции; самоуправления на основе выборности представительной и найма исполнительной властей для работы на условиях заключения контракта; специализации труда, оплата которого осуществляется на базе договорных (контрактных) условий; плановости; равноправия в партнерстве взаимодействующих сторон; эффективности и независимости управления; конкурентоспособности, за счет повышения уровня производства и качества продукции, стимулирования инновационной активности бизнес-сообществ; добровольности в распределении рисков и ответственности сторон; информационной открытости, взаимной гарантии устойчивости партнерства или преждевременного разрыва связей; ответственности и законности.
1. Мисанова И. Н. Основные направления совершенствования финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями: монография. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2012. – 9,25 п.л.
2. Мисанова И. Н. Гармонизация финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями: монография. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011. – 9 п.л.
3. Мисанова И. Н. Теоретико-методологические основы финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями в условиях России: монография. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011. – 9,25 п.л.
Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ
4. Мисанова И. Н. Финансовое взаимодействие государства с коммерческими организациями (вопросы теории и практики в России). //
Финансовая экономика. – 2013. - № 1. – 1,1 п.л.
5. Мисанова И. Н. Совершенствование распределения государственных финансов – бюджетных средств. // Вестник университета. Государственный университет управления. – 2013. - № 1 – 0,9 п.л.
6. Мисанова И. Н. Механизмы формирование системы взаимодействия государства с коммерческими организациями. // Вестник Академии права и управления. - 2012. - № 29 - 0,6 п.л.
7. Мисанова И. Н. Концепция финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями в России. // Вестник университета. Государственный университет управления. – 2012. - №14 – 0,8 п.л.
8. Мисанова И. Н. Коммерческо-государственная модель как основное направление финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями в реализации инвестиций. // Вестник Тамбовского университета. Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. - 2012. - № 12 (116). – 1,4 п.л.
9. Мисанова И. Н. Анализ расходов бюджетной системы России и система взаимодействия государства с коммерческими организациями в социальной сфере. // Вестник университета. Государственный университет управления. - 2012. - №8 – 0,9 п.л.
10. Мисанова И. Н. Учет целевых и бюджетных поступлений при взаимодействии государства с коммерческими организациями. // Вестник Тамбовского университета. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - 2012. - № 7 (111). – 1,6 п.л.
11. Мисанова И. Н. Анализ основных направлений государственного регулирования в рыночных условиях. // Ученые записки РГСУ. – 2012. - №7 (107). – 0,8 п.л.
12. Мисанова И. Н. Основные направления и принципы финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями. // Вестник Тамбовского университета. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. - 2012. - № 6 (110). – 0,8 п.л.
13. Мисанова И. Н. Сравнительный анализ понятий и категорий финансового взаимодействия государства и коммерческих организаций. // Ученые записки РГСУ. – 2012. - № 6 (106). – 1,1 п.л.
14. Мисанова И. Н. Основные направления, цели и задачи финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями в современных условиях. // Мир и политика. – 2012. - № 6 (69). – 0,5 п.л.
15. Мисанова И. Н. Методы распределения государственных финансов – бюджетных средств. // Мир и политика. – 2012. - № 5 (68). – 1,5 п.л.
16. Мисанова И. Н. Кластеры в коммерческо-государственной модели. // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. – 2012. - №4. – 1,4 п.л.
17. Мисанова И. Н. Механизм государственного социального заказа в современных условиях России. // Ученые записки РГСУ. – 2012. - № 3 (103). – 0,9 п.л.
18. Мисанова И. Н. Взаимодействие государства с коммерческими организациями в инновационной сфере. // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. – 2012. - №3. – 0,8 п.л.
19. Мисанова И. Н. Финансовое взаимодействие государства с коммерческими организациями в инвестиционных проектах. // Высшее образование сегодня. – 2012. - № 3. – 1,1 п.л.
Другие научные труды
20. Мисанова И. Н. Анализ зарубежного опыта взаимодействия бизнеса с государством. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011. - 2,25 п. л.
21. Мисанова И. Н. Коммерческо-государственная модель финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями в реализации инвестиций в социальной сфере. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011. - 2,25 п. л.
22. Мисанова И. Н. Пути эффективного использования и реализации инвестиционных вложений государства в коммерческие проекты. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2012. - 2,25 п. л.
23. Мисанова И. Н. Развитие финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011. - 2,75 п. л.
24. Мисанова И. Н. Теоретические основы исследований в области финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями. - М.: Информационно-внедрен. центр «Маркетинг», 2011. - 2,5 п.л.
25. Мисанова И. Н. Финансовый контроль и повышение ответственность за использование инвестиционных вложений государства. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К, 2012. - 1,75 п .л
Статьи в журналах и сборниках
26. Мисанова И. Н. Процесс гармонизации государства с бизнесом в России и опыт зарубежных стран: Приоритеты социально-экономического развития постиндустриального общества: Сб. научных трудов факультета социального страхования, экономики и социологии труда в рамках научных чтений РГСУ.– М., 2013. - 0,48 п.л.
27. Мисанова И. Н. Развитие партнерства и сотрудничества между государственным и частным секторами. // Муниципальная Академия. - 2013. - №2 - 0,94 п.л.
28. Мисанова И. Н. Мнений о мегарегуляторе в России: Семинар «Реалистическое моделирование»: МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 2013 – 0,06 п.л.
29. Мисанова И. Н. Государственное содействие при взаимодействии с коммерческими организациями. // Труды МГУУ Правительства Москвы. – 2012. - № 21. – 0,4 п.л.
30. Мисанова И. Н. Инвестиционные процессы в рыночной экономике. // Экономико-правовые проблемы института собственности в условиях переходной экономики в современной России: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – М., МИГУП, 2012 – 0,69 п.л.
31. Мисанова И.Н. Критерии оценки финансового взаимодействия государства с коммерческими организациями в инвестиционных проектах: Математические методы и приложения. // Труды XXI математических чтений РГСУ. – М., 2012. – 1,1 п.л.
32. Мисанова И. Н. Определение нормативно-законодательного регулирования взаимодействия государства с коммерческими организациями. // Труды МГУУ Правительства Москвы. – 2012. - № 21. – 0,7 п.л.
33. Мисанова И. Н. Где чего в приходе и расходе…Российская система государственного финансового контроля на путях становления и развития. // Свободная мысль. – 2012. - № 7/8 (1634). - 1,3 п.л.
34. Мисанова И. Н. Сотрудничество власти, бизнеса, науки в разработке и реализации стратегий модернизации, инновационного и технологического пространственно-отраслевого развития: Инновационная политика предприятия. Сборник материалов II международной научно-практической конференции в РУДН. – М., РУДН, 2012. - 0,56 п.л.
35. Мисанова И. Н. Система взаимодействия государства с коммерческими организациями: Семинар «Реалистическое моделирование»: МГУ им. М. В. Ломоносова. – М., 2012 – 0,69 п.л.
36. Мисанова И. Н. Методы управления инвестиционной деятельностью, инвестиционные проекты и их оценка. Экономическая теория и проблемы модернизации экономики РФ: Материалы междун. научно-практической конференции в РГСУ. – М.: ИТК «Дашков и Кº», 2011. – 0,9 п.л.
37. Мисанова И. Н. Организация процесса подготовки инвестиционных проектов. Начальная стадия. Современные тенденции в науке: новый взгляд: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. заоч. науч. – практ. конф. Часть 5. - М-во обр. и науки РФ Тамбов: Изд. ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 0,3 п.л