Научная тема: «СОЦИАЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПОВСЕДНЕВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА»
Специальность: 22.00.04
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Традиционно исследования процессов социального освоения пространства повседневной деятельности и взаимодействия осуществляются в рамках двух типов теорий, в основе которых различие объекта социального взаимодействия: теории пространственно ограниченных социальных институтов, изучающие город, провинцию, страну как целостность, и теории, сфокусированные на проблеме освоения индивидом пространства своей повседневной деятельности. Сложившаяся научная традиция ограничивает возможности исследования современного социального пространства, что обуславливает необходимость разработки и применения комплексного подхода к анализу явлений и процессов, интегрирующего достижения двух типов исследовательских практик к изучению процессов социального освоения пространства.
  2. Комплексный подход к исследованию процесса социального освоения пространства повседневной деятельности и взаимодействия индивидами требует привлечения качественных методов для тестирования инструментов количественного измерения и использования различных видов статистического и математического анализа. Применение комплексного подхода обеспечивает получение достоверной информации о состоянии и характеристиках социального взаимодействия в современных условиях, что позволяет выявить доминанты социального освоения пространства повседневной деятельности и взаимодействия.
  3. В зависимости от источников получен ия информации об окружающем мире может быть предложена типология форм социального освоения пространства повседневной деятельности и взаимодействия, опирающаяся на опыт индивида - собственный и/или привлеченный. Привлеченный человеком опыт социального освоения пространства повседневной деятельности и взаимодействия, в целом, и социальная коммуникация, в частности, оказывает унифицирующее воздействие на повседневное поведение различных социальных групп, что способствует снижению рисков и напряжения социального взаимодействия и обеспечивает поступательное и устойчивое развитие социума в пространстве.
  4. Собственный опыт социального освоения пространства повседневной деятельности и взаимодействия индивидами дифференцирует их восприятие социальной реальности, корректирует отношение к актуальным для больших социальных общностей проблемам и задает направление и параметры реального социального поведения, сохраняя при этом свою первостепенную значимость и оказывая влияние не только на формирование индивидуального, но и на формирование социального поведения в целом.
  5. Механизм социального освоения пространства повседневной деятельности и взаимодействия включает: а) используемый индивидом собственный опыт освоения пространства, б) привлеченный опыт, который в самом общем виде охватывает научные представления и информацию, приобретенную в ходе обменов - материальных, информационных и символических, в) социальные коммуникации, обеспечивающие взаимосвязь и взаимодействие опыта собственного и привлеченного.
  6. Формируя представления различных социальных групп о пространстве, удаленном за пределы непосредственного восприятия, средства социальной коммуникации обеспечивают функционирование механизма социального  освоения пространства повседневной деятельности и взаимодействия и формирования представлений о нем, используя образы, удобные для кодирования и трансляции сообщений. В процессе же представлений о пространстве непосредственного социального восприятия предпочтение отдается образам, однозначно считываемым в конкретном социокультурном пространстве.
  7. Взаимосвязь между привлеченным и собственным опытом выражается в отношении индивида к событиям, находящимся за пределами пространственно ограниченной среды, которое формируется преимущественно на основе привлеченного, а не собственного опыта социального освоения пространства повседневной деятельности и взаимодействия, а также в том, что при отсутствии релевантного привлеченного опыта, ограничивающего индивида в его физической и пространственной подвижности, возникает возможность более интенсивного формирования собственного опыта.
  8. Разработка принципов эмпирического исследования социального освоения пространства повседневной деятельности и взаимодействия различными социальными группами в силу сложности самого объекта исследования и отношения индивидов к различным сферам пространства повседневности требует применения комплексного подхода, что позволяет выявить устойчивость / неустойчивость определенных форм освоения пространства, установить связь между физической удаленностью пространства и способом формирования представлений о ситуации в нем.
  9. Компаративное исследование форм социального освоения пространства повседневной деятельности и взаимодействия в различных обществах (Россия и США) свидетельствует, что собственный опыт индивида в значительной степени продолжает корректировать привлеченный, не давая тем самым социальной коммуникации монополизировать источники информации для отдельного человека. Универсальность тенденции, выявленной на российском материале в ходе исследования (1994-2006 гг.), подтверждена эмпирическими данными, полученными в принципиально иной социальной среде - в обществе США.
Список опубликованных работ
Монографии, главы в коллективных монографиях

1.Звоновский, В. Б. Социология пространства повседневности / Звоновский В. Б. – Самара: «Самарский университет», 2009. – 168 с. (10,4 п. л.).

2.Звоновский, В. Б. Повседневное межиндивидуальное безличное доверие как фактор хозяйственной деятельности // Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры: коллективная монография / отв. ред. Петренко Е. С. – Москва: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. – 524 с. (24 п. л. / 1,6 п. л.).

3. Звоновский, В. Б. Индекс доверительной стратегии. Гражданское общество современной России // Социологические зарисовки с натуры: коллективная монография / отв. ред. Петренко Е. С. – Москва: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. – 524 с. (24 п. л. / 1,3 п. л.).

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

4.Звоновский, В. Б. Московское время и российские пространства / Звоновский В. Б. // Социологические исследования. – 2011. – № 4. – С. 103–109 (0,6 п. л.).

5.Звоновский, В. Б. Социальное освоение пространства в постмодернизме / Звоновский В. Б. // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 5. – C. 123–131 (0,9 п. л.).

6.Звоновский, В. Б. Представления о пространстве в социальных и естественных науках / Звоновский В. Б. // Вестник Самарского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 35–42 (1,1 п. л.).

7.Звоновский, В. Б. Привлеченный опыт освоения пространства / Звоновский В. Б. // Вестник Нижегородского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 30–35 (1,0 п. л.).

8.Звоновский, В. Б. Государственное управление исчислением времени / Звоновский В. Б. // Управленческое консультирование. Актуальные вопросы государственного и муниципального управления. – 2010. – № 4. – С. 188–196 (0,9 п. л.).

9.Звоновский, В. Б. О влиянии пространственной локализации на формы социального поведения / Звоновский В. Б. // Вестник СГТУ. – 2010. – № 1 (44). – С. 280–283 (0,4 п. л.).

10.Звоновский, В. Б. Тестирование вопросов о «материальном положении» / Звоновский В. Б. // Социология: методология, методы, математическое моделирование. – 2009. – № 28. – С. 45–65 (1,0 п. л.).

11.Звоновский, В. Б. Собственный и привлеченный опыт освоения пространства / Звоновский В. Б. // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2009. – № 4. – С. 49–66 (0,7 п. л.).

12.Звоновский, В. Б. Локализация ответственности как фактор социального поведения / Звоновский В. Б., Мацкевич М. Г. // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 45–57 (1,2 п. л. / 0,6 п. л.).

13.Звоновский, В. Б. Реализация репрезентативной выборки в массовом опросе / Звоновский В. Б. // Социологический журнал. – 2007. – № 4. – С. 25–46 (1,2 п .л.).

14.Звоновский, В.Б. Повседневное межиндивидуальное безличное доверие как фактор хозяйственной деятельности / Звоновский В. Б. // Мир России. – 2007. – № 2. – С. 133–151 (1,1 п. л.).

15.Звоновский, В. Б. Общественное мнение о наркотизме: опыт региональных исследований / Романович Н. А., Звоновский В. Б. // Социологические исследования. – 2004. – № 6. – С. 54–61 (1,0 п. л./ 0,5 п. л.)

16.Звоновский, В. Б. Электоральный транзит / Звоновский В. Б. // Политические исследования. – 2004. – № 3. – С. 33–43 (1,0 п. л.).

17.Звоновский, В. Б. Российская провинция: массовое сознание и социальные институты / Звоновский В. Б. // Общественные науки и современность. – 2003. – № 1. – С. 78–89 (0,8 п. л.).

Публикации в других изданиях

18.Звоновский, В. Б. Исследование возможностей онлайн-опросов для репрезентации больших социальных групп // Онлайн-исследования в России 2.0.: сб./ под ред. Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. – Москва : РИЦ «Северо-Восток», 2010. – С. 101–112. (2,2 п. л.).

19.Звоновский В. Б. Повседневное безличное доверие как фактор хозяйственной деятельности / Звоновский В. Б. // Социальная Реальность. –

2008. – № 7. – С. 99–109 (1,3 п. л.).

20.Звоновский, В. Б. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи / Звоновский В. Б. // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2007. – № 1. – С. 54–61 (1,0 п. л.).

21.Звоновский, В. Б. Локализация ответственности за свое материальное положение / Звоновский В. Б., Мацкевич М. Г. // Социальная Реальность. – 2006. – № 4. – С. 85–95 (0,9 п. л. / 0,5 п. л.).

22.Звоновский, В. Б. Социокультурные факторы административного ресурса в российских провинциях / Звоновский В. Б. // Гражданское общество и политические процессы в регионах. Рабочие материалы Московского Центра Карнеги: сб. – № 3. – Москва: издательство Центра Карнеги, 2005. – С. 48–55 (0,5 п. л.).

23.Звоновский, В. Б. Социально-структурн ые детерминанты экономического оптимизма/пессимизма / Кесельман Л. Е., Звоновский В. Б. // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. – 1997. – № 6. – С. 11– 16 (1,6 п. л.).

В материалах международных и российских конференций

24.Звоновский, В. Б. К проблеме формирования феномена патриотизма в современном российском обществе / Воронцова А. Б., Звоновский В. Б. // Контексты социального знания: сб. Самара: Издательство «Универс-групп», 2005. – С. 72–84. (1,1 п. л. / 0,7 п. л.)

25.Звоновский, В. Б. Общероссийское, локальное и индивидуальное в сознании населения крупного центра (города) / Звоновский В. Б. // Иерархия и власть в истории цивилизаций: тезисы докладов. – Москва : Изд-во РГГУ, 2004. – С. 44–45 (0,1 п. л.).

26.Звоновский, В. Б. Отношение россиян к Западу как элемент национальной идентичности / Звоновский В. Б. // Калининград и европейская интеграция в зеркале общественного мнения России и Европы : сборник материалов Международного круглого стола. – Самара: Фонд социальных

исследований, 2003. – С. 151–169 (0,7 п. л.).

27. Звоновский, В. Б. Поведение и ценностные ориентации различных социальных групп населения С.-Петербурга и Самары / Мацкевич М. Г., Звоновский В. Б. // Ценностные ориентации и социальное поведение в изменяющихся условиях. Региональные аспекты. – Самара, 1995. – С. 44– 64 (1,4 п. л. / 0,7 п. л.).

В зарубежных изданиях

28.Shaykhutdinov R., Konitzer A., Pacek A., Zvonovksii V. Educaton, The Economy, and Post-Modernity Values in Russia: Evidence from the Chechnya Conflict / Shaykhutdinov R., Konitzer A., Pacek A., Zvonovksii V. // European Journal of Economic and Politic Studies. – 2010. – № 3. – P. 101–120 (1,5 п. л. / 0,5 п. л.).

29.Zvonovsky, V. The New Russian Identity and the United States / Zvonovsky V. // Demokratizatsiyа. The Journal of Post-Soviet Democratization. – Vol. 13, Number 1 (Winter 2005). – P. 154–167 (1,2 п. л.).