Понятие архетипа концептуализируется в трех бинарных оппозициях:
- «прообраз - воплощение»;
- «сущность - явление»;
- «ценность - действие».
2. Общество может быть определено как трехуровневая система. Первый уровень данной системы составляет совокупность действий, второй - система отношений, в рамках которых действия обретают смысл. Третий уровень представлен совокупностью структур, продуцирующих, репродуцирующих, консервирующих и трансформирующих те отношения, которые составляют суть второго уровня социальной реальности. Понятие социального архетипа, является той структурой, которая обеспечивает интеграцию всех трех уровней данной системы. Это понятие позволяет объединить классические и неклассические идеалы социальной философии и методологии. В современной социальной эпистемологии не действия и отношения становятся в социальной философии онтологическим фундаментом, а смыслы и значения, связываемые по определенным законам и в соответствии с определенными образцами.
Социальный архетип на бытийном уровне концептуализируется на трех основных понятийных уровнях:
- на теоретико-концептуальном уровне;
- на уровне социальной системы;
- на уровне жизненного мира.
Социальный архетип соединяет потенциальное и актуальное, он присутствует в социальной жизни в виде гетерогенной системы мысли и действия. Каждый социальный архетип может быть понят как особая форма социальной жизни, представленная собственным набором языковых игр и социальных практик.
3. Специфика социального архетипа православия в наследовании понимания первичности целого (социума) по отношению единичному (индивиду), проявляющемуся как на уровне социальной системы, так и на уровне жизненного мира. Социальный архетип православия обретает свою определенность не в пространстве, где индивид явлен в единстве духовного, физического и социального, а во времени, где первичным выступает бытие рода, коллектива, социума. Вот почему духовным стержнем православного архетипа становится феноменология детства, соединяющая индивида и общество не через повествовательную идентичность (как на Западе), а через особую временную онтологию, фундирующую аксиологические и антропологические константы всей системы целей, ценностей и смыслов православия. Временная онтология православного христианства остается символической, что отличает ее как от без-временных, т.е. вечностных онтологий Востока, так и от буквально-временных, прогрессивно-модернизационных онтологий Запада. Поэтому философское осмысление социального архетипа, основанного на православии, как и на любой другой религиозной доктрине должно учитывать перманентно осуществляющийся выход за пределы собственно социального и обращение к трансцендентному в процессе общественного развития. Этим обстоятельством во многом обусловлена кажущаяся иррациональность российской истории.
4. Центральной идеей социального архетипа православия является учение об образе Божием в человеке, что находит свое воплощение в той особой роли, которую играет в нем понятие детства. Из идеи возможного преображения плоти как богозданной формы вырастает концепт эталонной личности как одного из ключевых элементов социального архетипа православия. Именно преображение плоти и преображение мира, где плоть уже не будет противна духу, в православии есть окончательная цель земного бытия и залог стяжания вечности. Физическое тело выступает «священным сосудом» для души, как человек внешний для внутреннего. Это приводит к постоянному воспроизводству глубинных элементов социального архетипа, приводит к выработке особых технологий, формирует традиционные устои и мировосприятие. Вырабатывается цельная система ценностей, целей и смыслов. Жизненный мир тем самым приобретает качества целесообразности, создаются условия для сотрудничества, взаимодействия, социального развития в целом.
5. В России вплоть до XVIII века все социальные связи и общественные отношения складывались на основе устойчивых норм и ценностей, сформировавшихся в лоне патриархального идеала вселенской иерархии, где земной порядок был отражением небесного. В обстановке преобразований постепенно формировался человек нового времени, складывались иные воззрения на смысл жизни. Под давлением государства разрушался патриархальный уклад высших слоев российского общества. Под воздействием идей просвещения дворянство постепенно уходило от традиционного быта, принимая западные модели отношений и европейские привычки. Важной характеристикой глубинных изменений является выхолащивание таких стереотипов, как жертвенное служение и альтруистический патриотизм. Это привело к отдалению элиты от большинства общества. Основы социального архетипа православия сохранялись теперь в основном среди крестьян и посадских людей, выносивших на себе основное бремя реформ.
6. Социальный архетип православия, в котором сплелись воедино вечная детскость и тысячелетняя мудрость, сформировав разумное сознание русского народа, сохранил его непосредственное чувство. Это выражено в постоянном диалоге вступающей в мир души и все испытавшей древности. В лоне православной традиции русский человек сохранил то среднее состояние, о возвращении которого мечтали просветители. Состояние между первозданным человеком и человеком прометеевским - состояние юности человечества, суть его вопрошание и созерцание (вопрошающее детство и созерцающая древность). Социальный архетип православия в традиционном обществе выполняет интерпретативную и апологетическую функции, тогда как реальное управление обществом осуществляют традиции, нравы и обычаи. В современном обществе его базовыми функциями становятся регулятивно-управленческая, целеполагающая и смыслообразующая. Воплощение базовых элементов социального архетипа православия актуализируется в социально-антропологических образах детства, любви и святости, соединяющих православное миропонимание с соответствующим православной традиции мироощущением.
7. Все три базовые ценности и соответствующие им образы социального архетипа православия (детство, любовь, святость) имеют непосредственное отношение к социальному институту семьи, а первые два просто составляют фундамент семейной жизни. В русской православной традиции архетипические идеи детства рассматриваются прежде всего сквозь призму семьи и семейных отношений. Величайшие ценности русского народа - вера, надежда и любовь, которые в тяжелейшие периоды истории, оказывались для России твердой духовной опорой, веками концентрировались именно в семье, что предопределяет выход за смысловые рамки институционального в социальном бытии семьи. Семья воспринимается не только как социальный институт, но и как важнейший духовный феномен жизни человека и общества. Именно семье принадлежит функция сохранения социального архетипа православия, хотя она же является и его продуктом.
8. Если семья выполняет функцию консервации социального архетипа православия, то образование представляет собой средство его распространения. Цели, институты и методы воспитания детей, его стиль, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. В современном российском обществе произошла смена парадигмы общественного сознания и идеологии, что потребовало радикального реформирования всей системы образования, основным ориентиром для чего стало следование мировым тенденциям и трендам в этой области. Однако, как показывает история, все прежние образовательные реформации, включая советскую, были успешны ровно настолько, насколько им удавалось сохранить единство с духовной традицией и социальным архетипом православия. Сам образ русской, а позднее и советской интеллигенции, служивший и нравственно-этическим, и социально-практическим ориентиром для системы образования немыслим без обращения к архетипическому в социальном бытии православия.
9. Архетипическое единство и идеологический конфликт православия и коммунизма актуализируется на трех основных уровнях:
- на теоретико-концептуальном уровне как противоречие между явной и латентной социально-религиозными программами;
- на уровне социальной системы как противостояние традиционалистских и мобилизационно-административных практик;
- на уровне жизненного мира как конфликт между старым и новым.
Смена социального архетипа - это очень тяжелый и мучительный для народа процесс, тем более когда изменения затрагивают духовное ядро архетипа. Насколько опасно пытаться строить общество на основе утопических идей, пусть красивых и заманчивых, показал опыт советского развития. Стало очевидно, что любые попытки насильственной замены духовного ядра чреваты непредсказуемыми последствиями. В этом отношении наиболее страшными из них по праву можно считать деформацию личности, проявляющуюся на самых разных уровнях: в межличностных отношениях, в разложении семьи, а также атомизацию общества и ослабление государства. Марксизм за годы своего господства все же не смог утвердиться как устойчивый культурный и социальный архетип, не стал такой же всеобщей народной верой, какой было Православие. Более того, благодаря двойственной природе русского коммунизма и мощному социальному архетипу, вызревавшему в лоне православия более девятисот лет, произошел процесс нивелирования деструктивных последствий социалистической революции. Русский народ сумел преодолеть сильнейшую деморализацию, охватившую большую часть общества после революции.
10. В процессе реализации социального архетипа православия вырабатывается единая система ценностей, целей и смыслов, превращающая жизненный мир в источник целесообразности и создающая условия для сотрудничества, взаимодействия, социального развития в современном полиэтничном, поликонфессиональном и поликультурном социуме. В условиях радикального преобразования политического строя и создания новых экономических отношений, в контексте становления новой государственно-правовой системы и переоценки господствовавших ранее коммунистических ценностей социальный архетип православия подвергся новым испытаниям. Традиционные религиозные и культурные ценности православия оказались востребованы в условиях прекращения тотального доминирования советской идеологии. Однако реализация социального архетипа православия происходит в условиях множества идеологических и культурных влияний, затрагивающих не столько систему духовных и социальных ценностей, сколько сам образ жизни.
11. Одним из наименее предсказуемых векторов социального развития современных обществ становится их постсекуляризация. Религиозные ценности оказались востребованы в условиях возрастающей роли науки и повышения уровня образованности, что является доказательством завершения мировоззренческого противостояния науки и религии и позволяет прогнозировать модернизацию стилей жизни и рост числа социальных практик, основанных на социальном архетипе православия. Фундаментальным обстоятельством изменения социального архетипа православия, определяющим перспективы его дальнейшей эволюции, становится превращение современного социума в индивидуализированное общество, когда конкуренция духовных ценностей, идеологий и учений уступает место потребительским установкам и ценностям консюмеризма. Социальная индивидуализация является не только антиподом православного архетипа, но и причиной поиска новых форм и средств его реализации.
1.Лаза, В.Д. Формирование социального архетипа православия [Текст] / В.Д. Лаза // Вестник ПГЛУ. – 2011. - № 1. - С. 388-391. - 0,5 п.л.
2.Лаза, В.Д. Генезис православного миропонимания [Текст] / В.Д. Лаза // Вестник ПГЛУ. – 2011. - № 2. - С. 376-381. - 0,5 п.л.
3.Лаза, В.Д. Социальный архетип православия в условиях современной России [Текст] / В.Д. Лаза //Вестник ПГЛУ. - 2012. - № 2. - С. 330-333. - 0,4 п.л.
4.Лаза, В.Д. Трансформация православного социального архетипа в советский период [Текст] / В.Д. Лаза // Вестник ПГЛУ. - 2012. - № 2. - С. 340-344. - 0,5 п.л.
5.Лаза, В.Д. Детство как основа социального архетипа православия [Текст] / В.Д. Лаза //Теория и практика общественного развития. Научный журнал. – 2012. - № 4. - С. 51-57. - 0,7 п.л.
6.Лаза, В.Д. Архаизация и модернизация в секулярном мире [Текст] / В.Д. Лаза // Философские науки. - 2012. - № 5. - С. 44-48. - 0,4 п.л.
7.Лаза, В.Д. Социальный архетип: образы и концептуализация [Текст] / В.Д. Лаза // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 10 (24). - С. 104-108. - 0,5 п.л.
8.Лаза, В.Д. Религиозные ценности в условиях социальных трансформаций [Текст] / В.Д. Лаза //Теория и практика общественного развития. Научный журнал. - 2012. - № 9. - С. 24-28. - 0,5 п.л.
9.Лаза, В.Д. Понятие архетипа в античной и средневековой философии: значение и смысл [Текст] / В.Д. Лаза // Вестник ПГЛУ. 2012. - № 3. – С. 266-269. - 0,45 п.л.
10.Лаза, В.Д. Эволюция понятия архетипа в истории философской и теологической мысли [Текст] / В.Д. Лаза // Вестник ПГЛУ. – 2012. - № 3. – С. 277-280. - 0,4 п.л.
11.Лаза, В.Д. Православие в мире новейших информационных технологий [Текст] / В.Д. Лаза // Вестник ПГЛУ. - 2012. - № 4. - С. 328-331. - 0,4 п.л.
12.Лаза, В.Д. Социальный архетип православия: цели, ценности и смыслы [Текст] / В.Д. Лаза // Вестник ПГЛУ. - 2012. - № 4. – С. 347-352. - 0,55 п.л.
13.Лаза, В.Д. Социальный архетип православия в опыте философской рефлексии [Текст] / В.Д. Лаза // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. - 2012. - № 10. - С. 15-18. - 0,5 п.л.
Монографии
14.Лаза, В.Д., Передерий, С.В. Мир детства в русской православной традиции [Текст]: монография / В.Д. Лаза, С.В. Передерий. – Пятигорск: ПГЛУ, 2002. - 166 с. - 10,38 п.л./8,0 п.л.
15.Лаза, В.Д. Православие на Кавказских Минеральных Водах [Текст]: монография. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2004. – 128 с. - 6,2 п.л.
16.Лаза, В.Д., Передерий, С.В., Федорченко, Е.Н., Православное мировоззрение и политическая культура современной России [Текст]: монография / Е.Н. Федорченко, С.В. Передерий, В.Д. Лаза. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2006. – 165 с. - 10,3 п.л. /4,0 п.л.
17.Лаза, В.Д. Православие в современном мире: ценности и архетипы [Текст]: монография / В.Д. Лаза. - М.: Центр стратегической конъюнктуры, Издатель Воробьев А.В., 2012. - 220 с. - 13,75 п.л.
18.Лаза, В.Д. Архетипическое в православии: история и современность [Текст]: монография / В.Д. Лаза. - Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2013. - 236 с. - 14,75 п.л.
Зарубежные публикации, в т.ч. на английском языке
19.Лаза, В.Д. Тайна социального архетипа православия [Текст] / В.Д. Лаза // «Kultura polisa», br.18, godina IX, izdanje. – Сербия, 2012. - С. 151-158. - 0,5 п.л.
20.Лаза, В.Д. Secularization And Archaization In The Global World [Текст] / В.Д. Лаза // Социология и икономика. Болгария. Година II. – Брой 3/2012. - С. 54-58. - 0,4 п.л.
Статьи
21.Лаза, В.Д. Храмы на курорте[Текст] / В.Д. Лаза // Наследие народов РФ. Кавказские Минеральные Воды. Кисловодск-СПб.: Тип. «Иван Федоров»,2003. – С. 134-139. - 0,5 п.л.
22.Лаза, В.Д. Опыт миссионерской деятельности Русской православной церкви на Кавминводах в конце XIX - начале XX века [Текст] / В.Д. Лаза // Южнороссийское обозрение. - Вып. 16. Православие в исторических судьбах юга России. - Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 2003. – С. 95-102. - 0,4 п.л.
23.Лаза, В.Д. Христианство и ислам на Кавказских Минеральных Водах (История одного конфликта) [Текст] / В.Д. Лаза // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. – Вып.6 (специальный). – Ставрополь, 2004. – С. 248-257. - 0,4 п.л.
24.Лаза, В.Д. Опыт миссионерской деятельности Русской православной церкви на Кавминводах в конце XIX - начале XX века [Текст] / В.Д. Лаза // Южнороссийское обозрение. - Вып. 20. Православие в исторических судьбах юга России. - Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 2004. – С. 117-124. - 0,5 п.л.
25.Лаза, В.Д. Война и справедливость с точки зрения Православия [Текст] / В.Д. Лаза // Вестник ПГЛУ. – 2005. - № 3-4. - С. 59-60. - 0,3 п.л.
26.Лаза, В.Д. Дни славянской письменности в Пятигорске [Текст] / В.Д. Лаза // Вестник ПГЛУ. – 2005. - № 3-4. - С. 174-175. - 0,3 п.л.
27.Лаза, В.Д. Развитие православного просвещения в России [Текст] / В.Д. Лаза // «Научная мысль Кавказа». – 2007. - № 2. – С. 26-30. - 0,5 п.л.
28.Лаза, В.Д. Корни и профилактика религиозного экстремизма [Текст] / В.Д. Лаза // Вестник ПГЛУ. 2008. - № 2. – С. 257-259. - 0,3 п.л.
29.Лаза, В.Д. Развитие теологического образования и религиозного просвещения как элемент формирования гражданского общества в России [Текст] / В.Д. Лаза // Северный Кавказ в национальной стратегии России; под ред. В.А. Тишкова.- М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. - С. 241-250. – 0,8 п.л.
30.Лаза, В.Д. Ставропольская и Владикавказская Епархия на рубеже веков. Южнороссийское обозрение [Текст] / В.Д. Лаза. - Вып. 49. Православные епархии Юга России в постсоветский период. - Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008. – С. 108-148. - 2 п.л.
31.Лаза, В.Д. Теологическое образование и межконфессиональный диалог в образовательном пространстве (из опыта работы ПГЛУ) [Текст] / В.Д. Лаза // Теология в системе научного знания и образования; под ред. акад. РАН В.А. Тишкова. - М.: изд. Общ. Палаты РФ, 2009. - С. 241-250. - 0,5 п.л.
32.Лаза, В.Д. Межконфессиональный диалог в образовательном пространстве [Текст] / В.Д. Лаза // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - М.: РАГС, 2010. – Выпуск 2. - Полутом 1. - С. 550-558. - 0,4 п.л.
33.Лаза, В.Д. О задачах реализации профиля «Государственно-конфессиональные отношения» в рамках образовательных программ православной и исламской теологии [Текст] / В.Д. Лаза // Новации и инновации в образовании-II: коллективная монография. - Москва-Пятигорск, 2010. - С. 40-46. - 0,4 п.л.
34.Лаза, В.Д. О духовной культуре современной молодежи [Текст] / В.Д. Лаза // Альманах «Теодицея». – 2010. - № 1. – С. 40-45. - 0,4 п.л.
35.Лаза, В.Д. Русская духовная традиция воспитания и социализации в трудах отечественных ученых [Текст] / В.Д. Лаза // Альманах «Теодицея». – 2011. - № 2. - С. 44-47. - 0,5 п.л.
36.Лаза, В.Д. Общественные процессы в России: архаизация или модернизация? [Текст] / В.Д. Лаза // Университетские чтения 12-13 января - 2012. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Часть XIV. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012. - С. 158-162. - 0,3 п.л.
37.Лаза В.Д., Шибзухов М.М. Философско-теологические основания мусульманской культуры [Текст] // Альманах «Теодицея», ПГЛУ, №3. – 2012. – С.60-63. - 0,3 п.л./0,2 п.л.
38.Лаза В.Д. Формирование духовного пространства современной России [Текст] //Евразия. Духовные традиции народов. – №2. –М.: Лаб. ИАРИП РПУ. -2012. – С.264-269. - 0,5 п.л.
39.Лаза, В.Д., Чочаева, М.Р. Основные мусульманские богословско-правовые школы (мазхабы) и их основатели [Текст] / В.Д. Лаза, М.Р. Чочаева // Альманах «Теодицея». - 2012. - № 3. – С.12-18. -0,5 п.л./0,3 п.л.
40.Лаза, В.Д. Развитие теологического образования и религиозного просвещения в государственных и конфессиональных вузах [Текст] / В.Д. Лаза //Социально-политическое и теологическое образование в России: поиски и проблемы: сб. научных статей. - М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2012. – С. 73-80. - 0,5 п.л.
Тезисы и доклады на международных и региональных конференциях
41.Лаза, В.Д. Опыт разработки и преподавания курса родиноведения «История православных церквей Кавминвод» в православной классической гимназии [Текст] / В.Д. Лаза // Сб. докладов X Международных Рождественских образовательных чтений. - М., 2003. - С. 67-72. - 0,4 п.л.
42.Лаза, В.Д. О необходимости использования Основ социальной концепции РПЦ в преподавании курсов социологии и политологии [Текст] / В.Д. Лаза // В сб. Церковь и общество: 160 лет совместного служения на Юге России. – Ставрополь: Изд. СтГАУ «АГРУС», 2004. – С. 156-160. - 0,3 п.л.
43.Лаза, В.Д. Христианство и Ислам сквозь призму истории [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы VI Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Симпозиум V. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2004. - С. 22-26. - 0,4 п.л.
44.Лаза, В.Д. Согласование религиозных ценностей в поликультурном регионе (на примере Кавминвод) [Текст] / В.Д. Лаза // Университетские чтения – 2005. Ч. I. - Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2005. - С. 118-120. - 0,2 п.л.
45.Лаза, В.Д. Теология в системе высшего образования – путь к взаимопониманию [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Симпозиум VII. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2007. - С. 24-26. – 0,2 п.л.
46.Лаза, В.Д. Религиозно-нравственное образование как основа межконфессионального диалога [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы Круглого стола «Межконфессиональный диалог в образовательном пространстве». – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2007. – С. 31-33. - 0,3 п.л.
47.Лаза, В.Д. Религиозный фактор в решении этнополитических проблем Юга России [Текст] / В.Д. Лаза //Университетские чтения – 2007. Ч. I. - Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2007. - С. 195-200. - 0,3 п.л.
48.Лаза, В.Д. Миротворческая деятельность РПЦ на Северном Кавказе в конце XX – начале XXI [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы конференции «Религиозный фактор в жизни современного общества». – М.: Изд. РГСУ, 2007. – С.123-133. – Режим доступа: http://www.teo-rgsu.ru/read.php. - 0,5 п.л.
49.Лаза, В.Д. Формы и возможности политического участия РПЦ в решении этнополитических проблем на Кавказе [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы международной научно-практической конференции «Ислам на Юге России. Вопросы возрождения и развития». - Пятигорск, 2008. - С.137-144. - 0,4 п.л.
50.Лаза, В.Д. Государственно-конфессиональный диалог в образовательном пространстве [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы университетских чтений-2008. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008. – С. 23-30. - 0,6 п.л.
51.Лаза, В.Д. Межконфессиональный диалог в образовательном пространстве (из опыта работы ПГЛУ) [Электронный ресурс] / В.Д. Лаза // Материалы секции «Церковь и общество» XVI Рождественских чтений. – М., 2008. – Режим доступа: http://www.teo-rgsu.ru/read.php. - 0,3 п.л.
52.Лаза, В.Д. Ценностный и мировоззренческий потенциал традиционных религий на Северном Кавказе [Текст] / В.Д. Лаза //Сборник материалов Международной научной конференции «Образование и религия в поликультурном сообществе: диалог и проблемы». - Ставрополь, 2009. – С. 111-114. - 0,3 п.л.
53.Лаза, В.Д. Исламская теология в светском вузе: проблемы и перспективы (тезисы) [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия». - Краснодар, 2009. – С. 230-233. - 0,3 п.л.
54.Лаза, В.Д. Подготовка и реализация профиля «Государственно-конфессиональные отношения» в рамках образовательных программ православной и исламской теологии [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы международной научно-практической конференции «Взаимодействие государства и религиозных конфессий в современном образовательном пространстве». – Пятигорск, 2009. - С. 129-134. - 0,4 п.л.
55.Лаза, В.Д. Межконфессиональный диалог как аспект национальной и духовной безопасности на Северном Кавказе [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы национальной безопасности России в XX – XXI вв.: уроки истории и вызовы современности». - Краснодар, 2010. - С. 350-354. - 0,3 п.л.
56.Лаза, В.Д. Логика традиционализма в контексте социокультурной динамики современности [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия». - Краснодар, 2010. – С. 226-229. - 0,2 п.л.
57.Лаза, В.Д. Задачи и перспективы конфессиональных молодежных движений [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы международного конгресса «Мир через языки, образование, культуру: Россия, Кавказ, Мировое сообщество».- Симп. 8. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С. 126-129. - 0,3 п.л.
58.Лаза, В.Д. Религиозные ценности и толерантность в современном мире. Модернизационный потенциал российской экономики и общества [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 3. – Ставрополь: РИО ИДНК, 2011. – С. 165-168. - 0,3 п.л.
59.Лаза, В.Д. Образ матушки как воплощение православного архетипа женщины в современной России [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы Международной научно-практической конференции «Социальное учение Церкви и современность». – Орел: ОГУ, 2011. - С. 253-257. - 0,3 п.л.
60.Лаза, В.Д. Толерантность и традиционные ценности в поликультурном пространстве [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы национальной безопасности России в XX-XXI вв.: уроки истории и вызовы современности». - Краснодар, 2011. - С.197-200. - 0,3 п.л.
61.Лаза, В.Д. Особенности молодежной политики в поликонфессиональных регионах [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы международной научно-практической конференции «Роль поликонфессионального теологического образования в укреплении межрелигиозного и межнационального согласия как важного аспекта государственной и духовной безопасности». – Пятигорск: ПГЛУ, 2011. - С. 76-83. - 0,5 п.л.
62.Лаза, В.Д., Ибрагимов, И.Д. Библия и Коран: параллельные места [Текст] / В.Д. Лаза, И.Д. Ибрагимов // Материалы Международной научно-практической конференции «Формирование духовного пространства современной России» 1-2 июня 2012. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012. – С. 24-29. - 0,4 п.л.
63.Лаза, В.Д. Роль религиозных организаций в социализации молодежи в поликультурных регионах [Текст] / В.Д. Лаза // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Становление духовно-нравственной личности человека на традициях православной культуры». – Элиста-Пятигорск, 2012. - С. 162-165. – 0,3 п.л.
64.Лаза, В.Д. Новые технологии идентификации личности: философия проблемы [Текст] / В.Д. Лаза // Инновации на основе информационных и коммуникативных технологий: Материалы международной научно-практической конференции (1-8 октября 2012); под ред. С.У. Увайсова. – М.: МИЭМ НИУ ВШЭ, 2012. – С. 542-545. – 0,4 п.л.