- Обосновано, что главный смысл философии образования - это системное видение образования как предмета философской рефлексии. Философская рефлексия задает образовательной концепции смысл, цель, основные формы реализации, выполняет интегративную функцию, дает анализ тех первопринципов, на которые опирается образовательный процесс, понимание вопросов взаимодействия в региональном и глобальном аспектах. Доказано, что в условиях кризиса, усиления процессов дифференциации и специализации научных знаний в образовании философская методология становится интегративным базисом научного поиска адекватных форм и методов современного образования.
- Установлено, что адекватная характеру исторической эпохи система образования, вызывает к жизни те черты, которые обеспечивают устойчивость данного социума; при этом ориентирами развития системы образования служат многовековые национальные традиции, заключающие в себе главный социокультурный потенциал жизни, своеобразно проявляющийся в условиях различных исторических эпох.
- Установлено, что глобальные тенденции в развитии образования, инициируемые сегодня западной цивилизацией, имея объективный характер, детерминируют подавление развития системы регионального образования других стран, уточняя состав функций этой системы. Эти тенденции призваны подавлять образовательную деятельность региональных систем образования путем целенаправленного глобализационного давления, обеспечивающего лидерство своих стран.
- Показано, что социальная философия рассматривая структурно-функциональную организацию общества в связи и взаимодействии всех его подсистем - экономической, политической, социальной, духовной, включая образовательную, на этапе развития глобализационных процессов демонстрирует системный кризис российского общества и его образовательной системы; деструктивность поворота к западным моделям развития систем образования.
- Установлена онтологическая зависимость, согласно которой практика получения образования детерминируется социально-экономической ситуацией в стране или регионе. В качестве первоочередной задачи выступает задача развертывания системы образования, призванной охватить максимальное количество молодежи и переждать какое-то время (например, период экономического кризиса) или, напротив, в период экономического подъема максимально сузить систему образования и усилить элитную подготовку специалистов для целей эффективного развертывания соответствующих отраслей науки и культуры, промышленности и сельского хозяйства. Показано также, что с развитием частно-собственнических социально-экономических отношений образование становится товаром: продается и покупается, экспортируется и импортируется, как любой другой продукт. Это, с одной стороны, имеет серьезные последствия для высшего государственного образования, которое в обществе знаний теряет монополию на производство и распространение знаний. С другой стороны, государственные учреждения профессионального образования стали приобретать тенденцию к определенной самостоятельности и к поиску связей с предпринимательскими кругами.
- Исследование специфики аксиологических тенденций российского образования показало, что кардинальная смена общественных отношений, ведет к изменениям в общественном сознании и в нравственных ориентациях населения. Доказано, что система образования - это система стабилизации общественной жизни страны, в первую очередь молодежи, особенно в условиях финансово-экономического кризиса, когда система образования адаптирует свою функциональность применительно к наличным социальным условиям.
- В социально-политическом аспекте установлена зависимость, согласно которой, при максимальном охвате молодежи системой образования, задача отбора наиболее перспективных специалистов для работы в науке или на производстве решается в ходе учебного процесса. Это позволяет усилить предметную индивидуальную подготовку учащихся; а при сокращении количества обучаемых аналогичный отбор в ходе учебного процесса оказывается затруднительным.
- В социально-политическом аспекте показано, что при минимальном охвате системой образования молодежи и получении возможности отбора талантливых учащихся и студентов особое значение приобретает проблема второго высшего образования, призванного решать задачи по углублению знаний или переподготовки специалистов с учетом изменений в наличной общественно-политической и экономической ситуации.
- Установлено, что система образования обнаруживает свою устойчивость в позитивном направлении развития региона, если она соответствует развитию региональной субъективности: региональные тенденции развития образования развертываются по линии развития традиционных отраслей жизнеутверждения региона, учитывают необходимость подготовки кадров (соответствующего состава, количества специалистов, качества их знаний), обеспечивающих перспективы развития региона.
- Праксиологический аспект философии образования демонстрирует, что система образования, будучи встроенной в общее развитие институциональности региона, призвана в своем отношении обеспечить пропаганду актуальных направлений производительности труда, в том числе пропаганду инженерного труда и рабочих специальностей для реализации соответствующих перспектив развития региона.
1. Панарин, В. И. Теоретико-методологический анализ современной образовательной политики России : монограф. / В. И. Панарин, Н. В. Наливайко. – Новосибирск : Изд-во СО РАН. – 2007. – 244 с.
2. Панарин, В. И. Тенденции развития отечественного образования (социально- философский анализ) : монограф. / В. И. Панарин. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2008. – 259 с.
Публикации в журналах, входящих в список ВАК:
1.Панарин, В. И. Образовательная политика как философская проблема / В. И. Панарин // Философия образования. – Новосибирск. – 2004. – № 2 (10). – С. 167–171.
2.Панарин, В. И. Духовно-нравственные аспекты гражданского образования и образовательная политика / В. И. Панарин, О. А. Михалина // Философия образования. – Новосибирск. – 2004. – № 3 (11).– С. 117–127.
3.Панарин, В. И. Реформирование российского образования в контексте его модернизации / В. И. Панарин // Философия образования. – Новосибирск. – 2006. – № 2 (16). – С. 88–94.
4.Панарин, В. И. Безопасность отечественного образования в контексте проблем глобализации / В. И. Панарин // Философия образования. – Новосибирск. – 2006. – Спец. вып.– С. 118–121.
5.Панарин, В. И. Аксиологические аспекты политики в области образования / В. И. Панарин // Философия образования. – Новосибирск. – 2006. – № 3 (17). – С. 144–149.
6.Панарин, В. И. Развитие диалога Востока и Запада в условиях глобализации / В. И. Панарин // Философия образования. – Новосибирск. – 2007. – № 1 (18). – С. 87–93.
7.Панарин, В. И. Глобализация и ее философское осмысление / В. И. Панарин // Философия образования. – Новосибирск. – 2007. – № 2 (19). – С. 268–273.
8.Панарин, В. И. Россия в условиях глобализации / В. И. Панарин // Философия образования. – Новосибирск. – 2007. – Спецвып. № 1.– С. 198–201.
9.Панарин, В. И. Современная образовательная политика национальной безопасности России / В. И. Панарин // Философия образования. – Новосибирск. – 2007. – № 3 (20). – С. 198–201.
10.Панарин, В. И. Глобализация и специфика развития отечественного образования / В. И. Панарин, Е. А. Пушкарёва // Философия образования. – Новосибирск. – 2007. – № 4 (21).– С. 12–16.
11.Панарин, В. И. Общество в условиях глобализации: управленческий аспект / В. И. Панарин // Философия образования. – Новосибирск. – 2007. – № 4 (21). – С. 283–287.
12.Панарин, В. И. Социальная напряженность инноваций и проблем соотношения рационального и иррационального в общественном сознании (философский анализ) / В. И. Панарин, С. В. Кущенко // Философия образования. – Новосибирск. – 2008. – № 1 (22).– С. 253–357.
13.Панарин, В. И. Соотношение рационального и иррационального в общественном сознании и проблема обеспечения безопасности системы образования в Российской Федерации / В. И. Панарин, С. В. Кущенко // Философия образования. – Новосибирск. – 2008. – № 2 (23).– С. 51–54.
14.Панарин, В. И. Образование в условиях рынка / В. И. Панарин, С. В. Камашев // Философия образования. – Новосибирск. – 2008. – № 3 (24).– С. 196–201.
15.Панарин, В. И. Взаимодействие демократии и образования (философский анализ) / В. И. Панарин, Н. В. Наливайко / Философия образования. – Новосибирск. – 2008. – № 4 (25).– С. 21–28.
16.Панарин, В. И. Глобализация в условиях современного мира / В. И. Панарин // Философия образования. – Новосибирск. – 2008.– № 4 (25). – С. 233–239.
17.Панарин, В. И. О современной специфике развития отечественного образования // В. И. Панарин, А. В. Наливайко // Философия образования. – Новосибирск. – 2009. – № 2 (27). – С. 16–23.
18.Панарин, В. И. Глобализация и вопросы специфики формирования современной системы воспитания / В. И. Панарин, Т. С. Косенко // Философия образования. – Новосибирск. – 2009. – № 2 (27). – С. 194–200.
Другие публикации:
19.Панарин, В. И. Системный кризис образования в постсоветский период / В. И. Панарин // Вестн. Обществ. наук. – Новосибирск, 2003. С. 117–119.
20.Панарин, В. И. Болонское соглашение: за и против реформы образования / В. И. Панарин // Философия образования XXI века: сущность концепции, методология исследования : сб. статей. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2004. – С. 3–5.
21.Панарин, В. И. Философия и философия образования: формы взаимодействия / В. И. Панарин, В. И. Паршиков // Философия и экология. – Новосибирск : Изд-во НГАВТ, 2004. – С. 197–199.
22.Панарин, В. И. Демократия и образование: проблемы взаимодействия : сб. статей / В. И. Панарин, О. А. Михалина, Н. В. Наливайко. – Новосибирск : РИЦ «Новосибирск» при Новосиб. Отд-нии Союза писателей России, 2004. – С. 174–178.
23.Панарин, В. И. О роли образования в современном цивилизованном процессе / В. И. Панарин // Сибирский учитель. – Новосибирск. – 2004. – № 2 (32). – С. 5–8.
24.Панарин, В. И. Образовательное пространство территориального общественного самоуправления как инструмент реформирования / В. И. Панарин, В. И. Варющенко // Научно-методическое и учебное обеспечение территориального общественного самоуправления. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2004. – С. 22–26.
25.Панарин, В. И. О специфике развития современной образовательной политики / В. И. Панарин // Проблемы образования в трансформирующемся обществе. – Новосибирск : Изд-во ГЦРО, 2005. – С. 23–29.
26.Панарин, В. И. Образование в условиях современного реформирования / В. И. Панарин, Б. О. Майер, О. А. Михалина, Н. В. Наливайко // Модернизация отечественного образования: сущность проблем, перспективы. – Новосибирск : Изд-во ГЦРО, 2005. – С. 10–21.
27.Панарин, В. И. Образовательная политика в России: проблемы совершенствования / В. И. Панарин, В. И. Паршиков // Модернизация отечественного образования: сущность проблем, перспективы. – Новосибирск : издательство ГЦРО, 2005. – С. 258–265.
28.Панарин, В. И. Реформы российского высшего образования: за и против / В. И. Панарин, В. А. Михалин // Совершенствование форм высшего и дополнительного образования : матер. регион. научн.-метод. конф. (26–27 января). – Новосибирск, 2005. – С. 49–53.
29.Панарин, В. И. О целях и задачах образования в контексте проблем философии образования (статья) / В. И. Панарин // Сибирский науч. вестн. – Новосибирск : Изд-во НГАВТ, 2005. – Вып. VIII. – С. 245–247.
30.Панарин, В. И. Проблемы глобализации и интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство / В. И. Панарин, Н. В. Наливайко // Модернизация российского образования. Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования. – Новосибирск : Изд-во ГЦРО, 2005. – С. 110–118.
31.Панарин, В. И. Национальный проект «образование» как фактор безопасности образовательного пространства // Философское осмысление теории и практики современного профессионального образования – Новосибирск : Изд-во ГЦРО, 2006. – С. 69–72.
32.Панарин, В. И. Методологическое осмысление становления философии образования как самостоятельной дисциплины / В. И. Панарин, О. В. Наурузбаева, В. И. Паршиков // Сибирский науч. вест. – Новосибирск : Изд-во НГАВТ, 2006. – Вып. IX. – С. 260–267.
33.Панарин, В. И. Образовательная политика – фактор национальной безопасности / В. И. Панарин // Сибирский науч. вест. – Новосибирск : Изд-во НГАВТ, 2006. – Вып. IX. – С. 267–270.
34.Панарин, В. И. Отечественная философия как условие рефлексии политики в образовании / В. И. Панарин // Сибирский науч. вест. – Новосибирск : Изд-во НГАВТ, 2006. – Вып. IX. – С. 271–277.
35.Панарин, В. И. Национальная безопасность России в контексте проблем развития образовательной политики / В. И. Панарин // Философия реформ : матер. межвуз. науч. конф. – Новосибирск : Изд-во НГАВТ, 2006. – С. 150–157.
36.Панарин, В. И. Философская рефлексия образовательной политики / В. И. Панарин // Внутривузовская система обеспечения качества подготовки специалистов-гуманитариев в модульной образовательной технологии : матер. науч.-метод. конф. – Новосибирск : НГИ, 2006. – С. 181–188.
37.Панарин, В. И. Аксиологические аспекты политики в области образования в трансформирующемся российском обществе / В. И. Панарин // Сибирский учитель. – Новосибирск – 2006. – № 4 (46). – С. 5–8.
38.Панарин, В. И. Власть и общество: проекты успешного сотрудничества (образование, благотворительность) // Сб. аналит. матер. по итогам междун. политологического форума «Форос – Сибирь 2006». – Новосибирск, 2006. – С. 64–69. – (Сер. «На пути к гражданскому обществу»).
39.Панарин, В. И. Роль и место гражданского образования в современном российском обществе / В. И. Панарин, Е. А. Соколков // Проблемы модернизации высшего гуманитарного образования : матер. VI регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск : НГИ, 2006. – С. 9–12.
40.Панарин, В. И. Актуальные проблемы модернизации высшего образования / В. И. Панарин // Проблемы модернизации высшего гуманитарного образования : матер. VI–й регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск : НГИ, 2006. – С. 13–20.
41.Панарин, В. И. Безопасность образования в условиях глобализации / В. И. Панарин // Учен. Зап. Сев.-Вост. Ин-та : ежегод. сб. – Нерюнгри : Изд. СВГИ, 2006. – С. 46–50.
42.Панарин, В. И. Сравнительный анализ профессионального обучения муниципальных служащих во Франции и России / В. И. Панарин, Н. Н. Таушканов // Реформа местного самоуправления: опыт России и Франции : сб. стат. – Новосибирск : СибАГС, 2006. – С. 74–90.
43.Панарин, В. И. Глобализация как проблемное поле философии / В. И. Панарин // Политика и право: проблемы интеграции и пути их решения : матер. регион. науч.-практич. конф. – Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2007. – С. 152–156.
44.Панарин, В. И. Тенденции развития интеграционных процессов современного образования в условиях глобализации / В. И. Панарин // Ректор вуза: проблемы эффективного управления процессами модернизации образования : сб. стат. – УФА : Вост. Ун-т. – 2007. – С. 56–61.
45.Панарин, В. И. Философия : учебно-методическое пособие для курсов повышения квалификации преподавателей обществознания / В. И. Панарин. – Новосибирск : Изд-во НИИПКиПРО, 2007. – 23 с.
46.Панарин, В. И. Введение в философию : учебно-методическое пособие для курсов повышения квалификации преподавателей обществознания / В. И. Панарин. – Новосибирск : Изд-во НИИПКиПРО, 2007. – 32 с.
47.Панарин, В. И. Глобализация и миропорядок / В. И. Панарин // Сибирский науч. вест. – Новосибирск : Изд-во НГАВТ, 2008. – Вып. XI. – С. 229–232.
48.Панарин, В. И. Информационное общество в условиях глобализации / В. И. Панарин // Сибирский науч. вест.. – Новосибирск : Изд-во НГАВТ, 2008. – Вып. XI. – С. 232–237.
49.Панарин, В. И. Мировая практика развития образования / В. И. Панарин // Философия науки и техники : тезисы и материалы межвуз. науч. конф. – Новосибирск : Изд-во НГАВТ, 2008. – С. 12–17.
50.Панарин, В. И. Отвечать вызовам времени: модернизация высшего образования / В. И. Панарин // Философия науки и техники : тезисы и материалы межвуз. науч. конф. – Новосибирск : Изд-во НГАВТ, 2008. – С. 174–178.
51.Панарин, В. И. Высшее профессиональное образование Российской Федерации: тенденции развития / В. И. Панарин // Гуманитарные науки и образование в Сибири. – Новосибирск. – 2008. – № 1. – С. 17–25.
52.Панарин, В. И. Взаимодействие глобальных и региональных аспектов развития современного образования / В. И. Панарин // Гуманитарные науки и образование в Сибири. – Новосибирск . – 2008. – № 1. – С. 139–142.
53.Панарин, В. И. Онтологические аспекты развития отечественной системы образования / В. И. Панарин, В. И. Паршиков, Н. В. Наливайко // Профессиональное образование в условиях современной науки, общества, философии. – Новосибирск : ГЦРО, 2009. – С. 4–8.
54.Панарин, В. И. Гуманитаризация образования и глобализация / В. И. Панарин // Модульная образовательная технология как система качественной подготовки специалистов-гуманитариев : матер. науч.-метод. конф. – Новосибирск : НОЦ ВПО НГИ ; Изд-во НГТУ, 2009. – С. 32–38.
55.Панарин, В. И. Философия образования – социальный аспект / В. И. Панарин // Сибирский науч. вестн.. – Новосибирск : Изд-во НГАВТ, 2009. – Вып. XII. – С. 269–276.