Научная тема: «МИФОПОЭТИКА ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА: ИСТОКИ, ГЕНЕЗИС, СТРАТЕГИИ»
Специальность: 10.01.01.
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Мифопоэтические принципы формируются у Вяч. Иванова в раннем, пока еще не достаточно изученном творчестве 1880-1890-х годов и определяют вектор его дальнейших художественных исканий. Эти годы можно считать в творчестве Вяч. Иванова раннесимволистским периодом, то есть временем становления символистской поэтики и метафизической образности, в существенных чертах определивших принципы его философской поэзии.
  2. Мифопоэтика оказывается в творчестве Вяч. Иванова динамической системой, основываясь на принципе теургии, в каждый период творчества поэта выявляя специфический характер. Процесс «перетекания» мифа в литературу у Вяч. Иванова осуществляется в парадигме: переживание -подражание - реконструкция - стилизация - трансформация - формирование авторских мифов. Как способ текстопорождения мифопоэтика в статьях и книгах 1900-1940-х годов оказывается у Вяч. Иванова оборотной стороной его мифокритики, когда миф становится и языком текста, и способом его интерпретации.
  3. Развивая философию мифа и утверждая бытийственный статус слова, Вяч. Иванов стремится создать то, что в теоретическом аспекте А.Ф.Лосев определит как «абсолютный миф». Глобальность его замысла - объединить дискурсивные практики различных искусств и гуманитарного мышления на уровне понятий единого сокровенного символического языка, создать тезаурус, ставящий литературу на новый уровень отражения не реальности жизни, а реальности познающего сознания. Высшая цель его теории - соединение мифа и логоса, как в античности и прежде всего у Платона. Образ-символ в этой системе - не рациональное понятие, а реалия мысли.
  4. Мифотворческие стратегии Вяч. Иванова - это тип ритуально- мифологической теории, являющейся его открытием, согласно которому дионисийский ритуал не «инсценировка мифа», а способ его переживания и порождения. Он впервые в отечественной научной традиции выявил многообразные символы религиозных состояний («переноса», в терминологии К. Г. Юнга), или «перехода» (в терминологии А. ван Геннепа и В. Тэрнера) и показал, что они соотносятся с обрядами инициации, что религиозный мистический опыт может носить символическую форму и быть моделью теургического искусства и основой мифологических мотивов, сюжетов и символических образов.
  5. Индивидуально-авторская мифология Вяч. Иванова, воплотившаяся в центральных книгах его лирики и поэмах 1900-1910-х гг. периода расцвета символизма, статьях и эссе, книгах-исследованиях, - метатекстовое построение, которое можно трактовать как особую форму коммуникации, при помощи которой функционирует индивидуально-значимая художественная система взаимосвязанных и взаимоотражающих друг друга образов-символов, укрупняющихся в форме циклических образований, метатекстов, гипертекстов, основных и инвариантных, взаимодополняющих друг друга мифологических структур, генерирующих и «тексты жизни», и «тексты искусства».
  6. Лирическое Я в этой системе выступает в функции позиционирования объединяющего субъекта высказывания, в функции некоего многоголосого Сверх-Я, осложняясь различными типами «полисубъектного высказывания» (теоретическое понятие С.Н. Бройтмана), реализуясь в особом типе диалога и полилога «отраженных культур» и отражая ритуально-магическое начало лирического мистического дискурса как его изначальную «перформативность» (понятие В. И. Тюпы). Основой этого явился свойственный теоретику символизма неосинкретизм как следствие возврата к архаическим обрядовым представлениям и мифологическому мышлению.
  7. Мифопоэтика Вяч. Иванова, с одной стороны, сохраняет преемственность традициям русской мифологической школы и прежде всего А.Н. Веселовского и А.А. Потебни, с другой - является параллельной разработкой мифокритики, близкой англо-американской ритуально- мифологической школе и юнгианскому психоанализу в связи с открытием Вяч.Ивановым - до К.Г. Юнга и параллельно с ним - понятия «архетипа» - ядра «прамифа» как «схемы представления».
  8. Важнейшей особенностью его философии мифологии является устанавливаемая им научно связь мифа с религиозными обрядами, берущими свое начало в архаических культах и наиболее полно воплотившимися в мистериях. В процессе эволюции принцип мистериальности, на котором основаны его ранние произведения (поэмы «Ars Mystica», «Сфинкс», книги лирики «Кормчие Звезды», «Прозрачность», «Cor Ardens», «Нежная Тайна. Лепта») трансформируются в жанровую форму мистерии (поэмы «Человек», «Младенчество», «Повесть о Светомире царевиче»).
  9. В целях развития мифопоэтики Вяч. Иванов использует важнейшие для русского символизма и углубленные им на основе индивидуально-творческих исканий стратегии мифотворчества, такие, как жанрово-родовой и интермедиальный синтез, циклообразование на основе доминантного мифа и инвариантных рядов символов, их ритуально-космологических вариаций, способствующих укрупнению «текстов творчества» и «текстов жизни» в единый метатекст-миф на основе религиозно-философских и мистических эзотерических мотивов: памяти (анамнезиса), проникновения и перерождения (метанойи), «перехода» за «границы искусства» (трансцендирования), восхождения - нисхождения, мистического воссоединения (unio mystica), вечного возвращения, гармонии сфер, круга, лабиринта, Мирового Древа и др.
  10. Вяч. Ивановым на протяжении всего творчества, начиная с 1880-х и до 1940-х гг. осуществляются поиски универсальных мифологических инвариантов литературных форм и жанров, воплощающих метасюжеты пути и поиска человеком сокровенной истины, тайны бытия, связи человека и Бога. Они воплотились в его ранних поэмах-посланиях («Ars Mystica» и др.), книгах лирики как мистериально-мифологических циклических единствах («Кормчие Звезды», «Прозрачность», «Cor Ardens», «Нежная Тайна. Лепта»), в реконструкции архаических жанров, в экспериментальных типах «автоматических посланий», в философской поэме-мистерии мелопее «Человек», в мифо-теологической утопии «Повесть о Светомире царевиче», в религиозно-философских эссе - параболах ( «Anima»).
Список опубликованных работ
I. Монографические и отдельные научные комментированные издания:

1.«Фауст нашего века»: Мифопоэтика Вячеслава Иванова: Монография / С. Д. Титаренко. – СПб.: ИД. «Петрополис», 2012. – 654 с.

2.Иванов Вяч. АНИМА / Подг. текста, предисл., примеч., коммент. и исследование С. Д. Титаренко / С. Д. Титаренко. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. - 142 с.

II. Публикации в журналах и сборниках, рекомендованных в перечне рецензируемых изданий:

3.К истокам ранних мифопоэтических исканий Вячеслава Иванова: перевод из «Бхагавадгиты» (1884) / С.Д. Титаренко // Русская литература. - 2013. - № 1. -С. 137-153.

4.«Основной миф» Достоевского в интерпретации Вячеслава Иванова / С.Д. Титаренко // Вестник СПбГУ. - Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2012. - Вып. 1.- С. 47-55.

5.Из ранней прозы Вячеслава Иванова 1887 года (к проблеме истоков «Интеллектуального дневника» 1888-1890-х гг.) / С. Д. Титаренко // Русская литература. - 2011. - № 4. - С. 38-44; Приложение. Иванов Вяч. Прозаические этюды. Публ. и коммент. / С. Д. Титаренко // Там же. - С. 45-51.

6.А. Блок и прерафаэлиты (О некоторых визуальных источниках и природе трансформаций архетипического образа Вечной Женственности) / С. Д. Титаренко // Александр Блок: Исследования и материалы / Отв. ред. Н. Ю. Грякалова. - СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2011 (подп. в печ. и вышел 2010). - С.113-141.

7.Интермедиальность в поэтике символистов: метаморфозы сюжета Благовещения у А. Блока и Вяч. Иванова / С. Д. Титаренко // Вестник КЕМГУКИ, 2011. - № 16. - С. 125-131.

8.Иконология «Повести о Светомире царевиче» (О связи мифологии и христианской религии в творчестве Вячеслава Иванова) / С. Д. Титаренко // Христианство и русская литература. - СПб.: Наука, 2010. - Вып. 6. - С. 343-382.

9.Экфрасис-эмблема в творчестве Вячеслава Иванова / С. Д. Титаренко // Вестник СПбГУ. - Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2010. -Вып. 1. - С.75-84.

10. Об одном незавершенном замысле Вячеслава Иванова (поэма «Ars Mystica» в контексте ранних творческих исканий) / С. Д. Титаренко // Русская литература.- 2009. - №1. - С. 162-177. Приложение. Иванов Вяч. Ars Mystica. Публикация фрагмента поэмы / Е. В. Глухова, С.Д. Титаренко // Там же. - С. 178-182; Комментарии / С.Д. Титаренко // Там же. - С. 182-184.

11.Мистериально-мифологическая природа жанра мелопеи «Человек» в творчестве Вячеслава Иванова / С. Д. Титаренко // Вестник СПбГУ. - Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2009. - Вып. 2. - Ч. 2. - С. 55-65.

12.Римский претекст в мифопоэтической картине мира у Вячеслава Иванова (Петербург, Москва, Рим) / С.Д. Титаренко // Вестник СПбГУ. - Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2009. - №1. - С. 3-13.

13.Литература русского зарубежья: Международная научная конференция: итоги и перспективы / С. Д. Титаренко // Вестник СПбГУ. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2008. – Вып. 3. - С. 234-241.

14.«”Башня” В. И. Иванова в культуре Серебряного века. 1905-2005». Международная научно-практическая конференция / С.Д. Титаренко // Русская литература. - 2005. - № 3. - С. 240-246.

15.Вячеслав Иванов в «зеркале зеркал» Русско-итальянского архива / С.Д. Титаренко // Русская литература. - 2003. - № 3. - С. 191-198.

III. Публикации в сборниках научных трудов и материалов Международных конференций, в научных комментированных изданиях.

16.Мифокритика Вяч. Иванова как метаязык описания творчества Ф.М. Достоевского / С. Д. Титаренко // Ф.М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, трактовки, трансформации: К 190-летию со дня рождения и к 130-летию со дня смерти Ф. М. Достоевского. - М.: Водолей, 2013. - С. 194-206.

17.Автоматические записи Вячеслава Иванова: проблема понимания и интерпретации / С.Д. Титаренко // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна: Научный журнал. - 2012. - Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. - №3. - С. 28-32.

18.Теоретическое наследие Вячеслава Иванова и литературоведение XX века / С. Д. Титаренко // Актуальные проблемы изучения и преподавания русской литературы: взгляд из России - взгляд из зарубежья: Материалы Междунар. научно-практич. конф., посв. 190-летию кафедры истории русской литературы СПбГУ / Под ред. А. А. Карпова. - СПб.: Скрипториум, 2011. - С. 366-378.

19.Пометы А. Блока на «Эллинской религии страдающего бога» Вяч. Иванова (к проблеме неогностической мифологии) / С. Д. Титаренко // Шахматовский вестник. - Вып. 12 / Под. ред. И. С. Приходько. - М.: Наука, 2011. - С.232-249.

20.Мистические аспекты интерпретации жизни и творчества Н. В. Гоголя в интерпретации русских символистов / С. Д. Титаренко // Феномен Гоголя: Материалы Междунар. конф., посв. 200-летию со дня рожд. Н. В. Гоголя / Под ред. М. Н. Виролайнен, А. А. Карпова. - СПб., 2011. - С. 601-614.

21.Визуальная поэтика женского тела у Александра Блока и средневековый канон красоты / С. Д. Титаренко // Wielkie tematy kultury w literaturach słowiańskich // Slavica Wratislaviensia. Wrocław, 2011. - CLIII:9. - С. 317-326.

22.К истолкованию заметок Вяч. Иванова на полях диалога Платона «Федр» / С.Д. Титаренко // Вяч. Иванов: Исследования и материалы / Под ред. К. Ю. Лаппо-Данилевского и А. Б. Шишкина. - СПб.: Изд-во Пушкинского дома, 2010. - Вып. 1. - С. 402-416.

23.Мелопея Вяч. Иванова «Человек» и античная орфико-пифагорейская и платоновская традиция / С. Д. Титаренко // Античность и культура Серебряного века: К 85-летию А. А. Тахо-Годи / Отв. ред. и сост. Е. А. Тахо-Годи. - М.: Наука, 2010. - С. 169-176.

24.Поэма Вяч. Иванова «Младенчество»: символический язык автобиографического мифа и его христианские и розенкрейцерские истоки / С. Д. Титаренко // Судьбы литературы Серебряного века и русского зарубежья: Сб. ст. и материалов / Под ред. Ю. М. Валиевой, С. Д. Титаренко. - СПб.: Петрополис, 2010. - С. 183-201.

25.Проблема интермедиальности и традиции «Эмблемат» у Павла Флоренского и Вячеслава Иванова / С. Д. Титаренко // Mistrzowi I Przyjacielowi: Pamięci Profesora Zbigniewa Barańskiego / Red. Anna Paszkiewicz. - Wrocław, 2010. – С. 411-422.

26.Поэтика визуального образа у А. Блока и традиции итальянской живописи Средневековья и Возрождения/ С. Д. Титаренко // Шахматовский вестник / Под ред. И. С. Приходько. - М.: Наука, 2010. - Вып. 10-11. - С. 228-246.

27. Бальмонт К. Д. Из ночи. Мысли о поэзии. Вступ. заметка и научн. коммент. / С. Д. Титаренко // Современные записки: Общ.-пол. и литературный журнал. Репринтн. коммент. издание: В 70 т. Т. 1 / Под. ред. М. Н. Виролайнен. - СПб.: Петрополис, 2010. - С. 367-368; 374-380.

28.Бальмонт К. Д. Змей. Вступ. заметка и научн. коммент. / С. Д. Титаренко // Там же. Т. 2 / Под. ред. М. Н. Виролайнен. - СПб.: Петрополис, 2010. - С. 347-349.

29.Жизнетворческий миф о Вечной Женственности в поэзии и философии В. С. Соловьева / С. Д. Титаренко // Серебряный век русской литературы: Сб. ст. / Под ред. О. В. Богдановой. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. - С. 30-50.

30. Петербург и Москва в мифопоэтической картине мира Вяч. Иванова / С. Д. Титаренко // Там же. - С. 105-113.

31.Поэма Вяч. Иванова «Ars Mystica» и античная традиция / С. Д. Титаренко // Античность и русская культура Серебряного века: К 85-летию А. А. Тахо-Годи. Предварительные материалы / Отв. ред. Е. А. Тахо-Годи, М. Ю. Эдельштейн. - М.: Издательство ФАИР, 2008. – С. 65-82.

32.Архетип Небесной Девы в поэзии В. С. Соловьева / С. Д. Титаренко // Homo Universitetus / Сб. статей: Памяти А. Б. Муратова / Под ред. А. А. Карпова. - СПб.: Филологический ф-т, 2008. - С. 235-256.

33. Искусство как теургия (неопубликованная поэма-послание Вячеслава Иванова «Ars Mystica» ) / С. Д. Титаренко // Символ: журнал христианской культуры. - Париж; М., 2008. - № 53-54. - С. 23-37.

34.Иванов Вяч. «Ars Mystica. Публикация текста; подготовка текста к публ. и текстологическая заметка / Е. В. Глухова, С. Д. Титаренко // Символ: журнал христианской культуры. - Париж; М., 2008. - № 53-54. С. 38-41; 42-53; Иванов Вяч. «Ars Mystica. Коммент. / С.Д. Титаренко // Там же. - С. 54-62.

35.Письмо А. М. Дмитревского к Вяч. Иванову от 20 ноября 1889 г. / Подг. текста и публ. письма / С. Д. Титаренко // Там же. - С. 63-65;

36.Иванов Вяч. «Осенние мысли» / Подг. текста и публ. фрагмента / С. Д. Титаренко // Там же. - С. 66-67.

37.Иванов Вяч. Эхо / Подг. текста, предисл. и коммент. / К.Д. Лаппо-Данилевский, С. Д. Титаренко // Символ: журнал христианской культуры. -Париж; М., 2008. - № 53-54. - С. 220-228.

38.Иванов Вяч. Мысли о поэзии / Подг. текста, предисл. и коммент. / С. Д. Титаренко // Там же. - С. 229-275.

39.Архетипы Платона и их трансформация в русском символизме / С. Д. Титаренко // Slavica Wratislaviensia. - Wrocław, 2008. - CXLVI. - С. 317-326.

40.Последние метаописания русского символизма (жанровая форма эмблемы в поздней эссеистике К. Бальмонта и Вяч. Иванова) / С. Д. Титаренко // Литература русского зарубежья (1920-1940-е годы) : Взгляд из XXI века: Материалы Междунар. научно-практической конф. 4-6 октября 2007 г. / Под ред. Л. А. Иезуитовой, С. Д. Титаренко. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. - С. 134-149.

41.От архетипа к мифу: Башня как символическая форма у Вяч. И. Иванова и К. Г. Юнга / С. Д. Титаренко // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века / Под ред. А. Б. Шишкина, Ю. Е. Галаниной, С. Д. Титаренко. - СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2006. - С. 235–277.

42.«Книга Иова» и ее интерпретации в психоанализе и русском символизме («Ответ Иова» К. Юнга и «Человек» Вяч. Иванова) / С. Д. Титаренко // Зависть. Формы ее оправдания и разоблачения в культуре: Материалы межд. научн. конф. 12-14 июля 2006 г. / Под ред. В. М. Марковича. - СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2007. - С. 131-146.

43.Автоматическое письмо у Владимира Соловьева и Вячеслава Иванова: архетипы мистического сознания и традиции глоссолалии / С. Д. Титаренко // Русская антропологическая школа. Труды / Под ред. Вяч. Вс. Иванова. - Вып. 4. - Ч. 1. - М.: РГГУ, 2007. - С. 147-189.

44.«Случай Э. Сведенборга»: природа автоматического письма у

B. Соловьева и Вяч. Иванова / С. Д. Титаренко // Случай и случайность в литературе и жизни. Материалы Межд. научн. конф. 6-10 июля 2005 г. / Под ред. В. М. Марковича. - СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2006. - С. 126-141.

45.Суггестивная природа звукообразов А. С. Пушкина и мистическое начало в поэтике символизма / С. Д. Титаренко // Пушкин и Калиостро : внушение в искусстве и в жизни человека. Материалы межд. научн. конф., 13-17 июля 2004 г./ Под ред. В. М. Марковича. – Санкт-Петербург: КПО «Пушкинский проект», 2004. – С. 194-208.

46.«Поэзия ужаса»: метафизика страха у К. Д. Бальмонта / С. Д. Титаренко // Языки страха: мужские и женские стратегии поведения. Ст. и материалы междунар. научно-практической конф. 3-5 октября 2003 г. / Под. ред. Н. М. Герасимовой, Е. Л. Мадлевской. - СПб., 2004. - С. 241-252.

47.Экфрасис как основа сновидческого дискурса в поэзии символистов: от стилистики прерафаэлитов до сюрреализма / С. Д. Титаренко // Пушкин и сны. Статьи и материалы Междунар. научн. конф. 4–7 июля 2003 года. Пушкинские Горы / Под ред. В. М. Марковича. - СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2004. - C. 184-198.

48. Мифологический нарратив сказок А. С. Пушкина и его актуализация в прозе русского символизма и авангарда / С. Д. Титаренко // Язык Пушкина (Пушкин и Андерсен: поэтика, философия, история литературной сказки): Материалы Междунар. научной конф. 2-7 июля 2002 г. / Под ред. В. М. Марковича. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 292-309.

49.Серебряный век и языковая ситуация в поэзии постмодернизма / С.Д. Титаренко // Актуальные направления функциональной лингвистики / Под ред. Л. А. Араевой. - Томск: ТГУ, 2001. - С. 245-252.

50.Лирика И. А. Бунина в контексте Серебряного века / С. Д. Титаренко // Бунин и мировой литературный процесс: материалы международной научной конференции. - Орел, 2000. - С. 3-13.

51.О соотношении предсимволизма и символизма в русской поэзии конца XIX века / С. Д. Титаренко // Проблемы литературных жанров: Материалы IX Международной научной конференции 8-10 декабря 1998 г. / Под ред. А. С. Янушкевича, Т. Л. Рыбальченко. - Томск, 1999. - С. 56-59.

52.Поэзия Д. С. Мережковского как тип переходной художественной системы / С. Д. Титаренко // Филологический анализ текста. Cб. статей / Под ред. Г.П. Козубовской. - Барнаул, 1999.- Вып. III. - С.120-125.

53.Миф как универсалия символистской культуры и поэтика циклических форм / С. Д. Титаренко // Серебряный век: философско-эстетические и художественные искания / Под ред. С. Д. Титаренко. - Кемерово: КемГУ, 1996. - С. 3–15.

54.Мотивы и образы Ф. Ницше в поэтике раннего творчества В. Я. Брюсова / С.Д. Титаренко // X Брюсовские чтения. Материалы докладов межвуз. научной конф. - Ставрополь, СГПУ, 1994. - С. 43-45.

55.Функция символа и мифа в процессе циклообразования у Вячеслава Иванова: (На материале книги "Cor Ardens") / С. Д. Титаренко // Циклизация литературных произведений: системность и целостность. Межвуз. сб. научных трудов / Под ред. М. Н. Дарвина. – Кемерово: КемГУ, 1994. – С. 57–69.

56.Серебряный век и проблема литературного модерна (к постановке вопроса) / С. Д. Титаренко // Время Дягилева. Универсалии серебряного века. Третьи Дягилевские чтения: Материалы / Сост. В.В. Абашеев. - Вып. 1. -Пермь: Изд-во «Арабеск», 1993. - С. 120–129.

57.Понятие "внутренний канон" в эстетике Вяч. Иванова / С. Д. Титаренко // Проблема традиций в истории культуры. - Череповец, 1992. – С 82–85.

58.Сонет В. Я. Брюсова «К форме» и эстетические идеи русского символизма / С. Д. Титаренко // Валерий Брюсов: Проблемы творчества: Межвуз. сб. / Под ред. О. К. Страшковой и др. - Ставрополь: СГПУ, 1989. - С. 3-11.

IV. Учебники, учебные пособия, словарные статьи

59. К.Д. Бальмонт / Титаренко С. Д. // Литературный Санкт-Петербург. XX век: прозаики, поэты, драматурги, переводчики: Энциклопедический словарь: В 2-х т. - СПб.: Филологический факультет, 2011. - Т. 1. - С. 79-83.

60.Л. Д. Зиновьева-Аннибал / Титаренко С. Д. // Там же. - С. 435-437.

61.Вяч. Иванов. Ч. II / С. Д. Титаренко //Литература русского зарубежья (1920–1940): учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / Отв. ред. Б. В. Аверин, С. Д. Титаренко / СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2010. - С. 428-453.

62. К. Д. Бальмонт / С. Д. Титаренко // Там же. - С. 454-477.

63-68. И. С. Шмелев; Д. С. Мережковский; З. Н. Гиппиус; Вяч. Иванов; К. Д. Бальмонт; И. С. Б. Ю. Поплавский, / С. Д. Титаренко // Литература русского зарубежья (1920-1940): практикум-хрестоматия / С. Д. Титаренко (редактор-составитель). - СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2010. - С.140-148, 203-215, 216-226, 227-242, 243-251, 341-355.

69. Литература русского зарубежья (1920-1940). Программа / С. Д. Титаренко. - СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2010. - 80 с.

70. Сонет в поэзии Серебряного века: художественный канон и проблема стилевого развития: пособие по спецкурсу / С.Д. Титаренко. - Кемерово: КемГУ, 1998.- 106 с.