Научная тема: «ИСТОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ЭКУМЕНИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XXI В.).»
Специальность: 07.00.02
Год: 2013
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
Диссертация является, по существу, первым комплексным историческим исследованием взаимодействия РПЦ с экуменическим движением с конца XIX до начала XXI в. Впервые осуществлена постановка и решение такой актуальной проблемы исторической науки, как становление и развитие отношений крупнейшей религиозной конфессии России и мира - РПЦ с глобальным христианским экуменическим движением на временном отрезке, который практически охватывает весь период существования этого движения. При этом следует учитывать, что данные отношения составляли значительную часть внешней церковной деятельности РПЦ и оказывали влияние на мировую политику. Этот вопрос ранее рассматривался либо в узко церковных рамках, или изучались только отдельные этапы взаимодействия РПЦ с некоторыми участниками экуменического процесса.

Автор разрешил крупную проблему исторической науки, а именно: проанализировал в исторической динамике и в контексте государственно-конфессиональных отношений участие РПЦ в экуменическом движении конца XIX - начала XXI в.

Исследование основано на широком круге источников, значительное число которых впервые введено в научный оборот. При этом, исследуются такие новые виды источников по изучаемой проблеме, как неопубликованные архивные материалы ГАРФ, РГАНИ, РГАСПИ, АВП РФ, в том числе отчёты и справки по экуменической проблематике Советов по делам РПЦ, по делам религиозных культов и по делам религий, документы экуменических мероприятий - совещаний, ассамблей и конференций, инструкции руководящих государственных и церковных органов для делегатов РПЦ, направлявшихся на эти форумы, переводы зарубежных публикаций об экуменических мероприятиях, переписка РПЦ с деятелями экуменического движения, отчёты представительства РПЦ при ВСЦ в Женеве, личные дела руководителей внешнецерковной деятельности РПЦ, материалы из коллекции документов ГАРФ, документы партийных органов, КГБ и МИД, раскрывающие механизмы проведения государственно-церковной политики в экуменической сфере.

Использовались неопубликованные материалы, находящиеся в библиотечных фондах МДА и СПбДА, воспоминания деятелей РПЦ, собранные автором и хранящиеся в его личном архиве. К исследованию привлечён ряд труднодоступных оригинальных зарубежных материалов, предоставленных автору сотрудниками ОВЦС МП, участниками экуменического движения о. В. Боровым и А. Буевским, находившиеся в их личных собраниях.

Проанализирована сущность проблемы христианского церковного разделения и причины неудачных попыток восстановления единства в истории христианства и РПЦ, каковыми были различные унии. Выявлены противоречия, возникавшие на пути единения церквей, связанные с идеями унионизма и практикой прозелитизма. В частности, определена специфика христианского экуменического движения как проявления глобализации в мировом христианстве и его отличие от предшествующих попыток преодоления христианского разделения.

Исследована роль РПЦ, а также русских философов и богословов в развитии экуменизма. Отличительной чертой этого вклада являлось стремление к освоению святоотеческого наследия как базы экуменического единения, что повлияло на формирование концепции современного экуменизма, и, как следствие, на экуменические дискуссии с инославными, дав толчок к изменению экуменических структур и характера экуменической деятельности. Изучено влияние РПЦ на развитие православного экуменизма в XX в., выразившееся в формировании тринитарного (т.е. говорящего о троичности Бога) базиса ВСЦ, развитии идей миротворческого служения церквей и т.д.

Показана специфика участия РПЦ в экуменическом движении, начиная от сближения с некоторыми христианскими конфессиями (англикане, старокатолики) в конце XIX - начале XX в., через отвержение экуменических идей в середине XX в., активное участие в экуменическом движении во второй половине прошлого века, до последних попыток сохранить духовную самоидентичность и трансформировать современное экуменическое движение в приемлемом для православных церквей ключе.

Исследована динамика изменений государственно-церковных отношений от советского периода российской истории, когда партийно-государственное руководство использовало экуменическое движение для реализации своих внешнеполитических инициатив, до современного их уровня, когда РПЦ становится партнёром государства в попытке консолидации социальных и религиозных структур в целях укрепления национальной безопасности России.

Показана историческая обусловленность участия РПЦ в экуменическом движении в конце XIX - начале XXI в., прослежено, как оно наполнялось различным содержанием в зависимости от функционирования политических режимов, духовно-нравственных ценностей, историко-культурных традиций, присущих разным периодам истории России в XX в. Экуменическая деятельность РПЦ рассматривается в диссертации, с одной стороны, как часть всемирного экуменического движения, а с другой - как часть общественно- религиозной и политической жизни Российской империи, СССР и Российской Федерации.

В работе рассмотрено, как в ходе эволюции государственно-церковных и общественно-церковных отношений в дореволюционное время, в период зарождения и первых шагов экуменических организаций в России и формирования их взаимоотношений с РПЦ, когда общим делом государства и РПЦ являлась борьба за державные интересы монархии, против инославных и еретиков, экуменические формирования, не покушавшиеся на эти устои, вызывали сдержанный интерес государства и поддержку части церковных деятелей.

В исследовании показано, как сразу после Октябрьской революции некоторые иерархи церкви в СССР увидели в экуменизме возможную внешнюю поддержку гонимой религии. Однако государственная власть была заинтересована в изоляции РПЦ, проводя политику её уничтожения, и пресекала всякие внешние церковные контакты, в том числе и экуменические.

В то же время, в исследовании прослежено, как либеральная часть русской православной церковной эмиграции за пределами СССР стала активно участвовать в экуменической деятельности, видя в ней возможность выхода из узко конфессиональных границ и модернизации церковной жизни. Другая же, консервативная часть церковной эмиграции РПЦ, опасаясь потери религиозной и национальной самоидентичности, выступала против всякого сотрудничества с экуменическими организациями.

Проанализировано взаимодействие РПЦ и советского государства в СССР во внешнецерковной и внешнеполитической деятельности, начиная с 1940-х гг., когда изменился вектор советской церковной политики: от идеи уничтожения РПЦ к парадигме её ограниченного участия в миротворческих акциях и внешней политике СССР. Показана взаимосвязь миротворческого движения с «экуменическим заданием» РПЦ и роль миротворчества в противостоянии экуменизму на этапе его неприятия в СССР.

Выявлена структура и содержание участия РПЦ в экуменическом движении как общественного феномена, определены роль и место этого участия как одного из приоритетов в системе национальной внешней политики России, складывавшейся в советский период истории российского общества в контексте безопасности советского государства и «мирного наступления» на Запад. Исследовано, как правящая партия - ВКП(б)-КПСС через государственные институты определяла основные направления внешнецерковной деятельности, рассматривая РПЦ как эффективный инструмент влияния СССР на международной арене. Показано также использование движением религиозных диссидентов зарубежных экуменических центров для борьбы с атеистическим государством, насаждавшим коммунистическую идеологию. В то же время раскрыт и сложный процесс взаимодействия РПЦ с государством, когда РПЦ, реализуя приоритеты советской внешней политики через экуменические структуры, удалось выйти на международную арену из церковной изоляции и добиваться ослабления пресса государственного давления на церковь.

В работе впервые осуществлены постановка и решение проблемы взаимоотношений Русской православной церкви с Римско-католической церковью в контексте экуменической идеи в исследуемый период. Проведено комплексное изучение этой темы с учётом геополитического, социального, цивилизационного, духовно-культурного факторов, социокультурных и религиозных традиций православных и католиков. В диссертации показано, как в советский период определялась и вырабатывалась стратегия и тактика Московского патриархата во взаимоотношениях с РКЦ, противодействуя стремлению Ватикана доминировать в вопросах церковного единства, а затем и в экуменической проблематике.

В исследовании показаны тенденции, связанные с кризисом участия РПЦ в ВСЦ, а также обострение отношений РПЦ и РКЦ в условиях трансформации российского общества в 1990-2000-е гг.

Впервые в отечественной историографии с современных методологических позиций дана оценка взаимоотношений РПЦ с экуменическим движением на разных этапах развития истории России, в его историко-политическом и историко-религиозном плане. Рассматривается проблема ортодоксального и либерального отношения епископата РПЦ и других православных церквей к экуменическому движению - от его полного неприятия до абсолютной интеграции в него.

В диссертации вводится периодизация экуменического диалога и участия в нём Русской православной церкви. Выделены следующие этапы:

  1. Конец XIX в. Период предэкуменизма, когда возникают зачатки христианской церковной интеграции и формируются первые экуменические идеи, выделяющиеся из господствовавших концепций церковного всеединства на основе унионизма, вытекавших из сотериологического эксклюзивизма (уверенности, что лишь в своей церкви есть спасение). Образуются на Западе первые экуменические организации (такие, как YMCA и YWCA), создаются экуменические документы и экуменическая терминология. Возникает протестантская «теория ветвей», рассматривавшая каждую христианскую конфессию как одинаково истинную и равноправную с другими. К этому периоду относится участие РПЦ в первых экуменических контактах, а также создание предпосылок католического экуменизма, зарождавшихся в период понтификата папы Льва XIII, стремившегося к изучению православной духовной традиции.
  2. Начало XX в. Появление современного экуменического движения и первых экуменических организаций в России (например, организация «Маяк»). Формирование идеологии частичного принятия идей сближения церквей (В. Болотов, А. Киреев, И. Янышев, И. Осинин, Тихон (Белавин) и др.) и её полного отрицания (П.Я. Светлов, А.Ф. Гусев, В.А. Керенский, А.П. Мальцев, Сергий (Страгородский), Илларион (Троицкий) и др.) у различных групп российского духовенства и представителей академического богословия.
  3. 1920-1940-е гг. Активное развитие экуменических организаций. Формирование православного экуменизма, требовавшего православного участия в экуменическом движении с целью свидетельствовать истину православия. Раскол русской церковной эмиграции на проэкуменическую (Евлогий (Георгиевский), С. Булгаков, Г. Флоровский и др.) и антиэкуменическую (Антоний (Храповицкий), Анастасий (Грибановский), И.А. Ильин и др.) части. Этот период завершается окончательным организационным оформлением ВСЦ как ведущей международной экуменической организации. Одновременно возникает интерес к экуменическим идеям в СССР в связи с началом поворота во взаимоотношениях советского государства к РПЦ, но он также заканчивается отвержением на этом этапе идей экуменизма, что нашло своё выражение в решениях Московского совещания глав и представителей православных церквей в 1948 г.
  4. 1950-е гг. характеризуются поворотом ВСЦ к социальной проблематике и его сближением с социалистическим и антиколониальным движением, что вызывает интерес у новых политических лидеров СССР, пришедших в этот период на смену И. Сталину и заинтересованных в использовании трибуны экуменических организаций для поддержки советских внешнеполитических инициатив, вследствие чего ими и было инспирировано развитие контактов РПЦ с экуменическими организациями. Намечается и встречный дрейф к экуменическим идеям у молодых иерархов РПЦ, видевших в оживлении международных контактов православия возможность для РПЦ выхода из международной изоляции и ослабления государственного пресса.
  5. 1960-1980-е гг. 1960-е гг. знаменуют начало кардинального поворота РПЦ к ВСЦ и вступление РПЦ в экуменическое движение и в последующем её активное участие в экуменических организациях. Кроме того, в это время проходит II Ватиканский собор и окончательно формируется католический экуменизм, который, признав элементы истинности в других религиях, продолжал развивать традиционные для него идеи воссоединения всех христианских религий во главе с Римом. Теплеют отношения Ватикана с православием, и начинается экуменический диалог («диалог любви») РКЦ и Вселенской патриархии, который в 1970-е-1980-е гг. перерос в осознание реальных противоречий двух направлений христианства («диалог истины»).
  6. 1990 - начало 2000-х гг. Данный период характеризуется обострением противоречий между ВСЦ и РПЦ в силу роста либеральных тенденций в экуменическом движении (рукоположение женщин и представителей сексуальных меньшинств и т.д.), наряду с усилением позиций церковных ортодоксов в самой России. Одновременно наблюдается охлаждение отношений между православными и католиками (униатами) в условиях усиления религиозной экспансии и прозелитизма, что было связанно с легализаций греко-католической церкви на Украине, стремившейся силой возвратить себе храмы, утраченные в 1940-х гг. в связи с политикой насильственной ликвидации униатской церкви. Этот процесс обострился вследствие ужесточения «восточной политики» Ватикана, проводившейся папой Иоанном-Павлом II. Ухудшаются и отношения РПЦ со Вселенской патриархией, стремящейся укрепить свои позиции среди православных церквей и в международных экуменических организациях. Наряду с этим отчётливо видно стремление РПЦ упрочить собственное единство, что выразилось в начале процесса объединения РПЦ с РПЦЗ, традиционно выступавшей против участия православных в экуменических организациях.

Автором доказано, что особенности участия РПЦ в экуменическом движении в Российской империи, СССР и современной России вытекали из сложившихся конкретных исторических условий. Они проявились, прежде всего, в тесном переплетении религиозных начал с социальными и внешнеполитическими задачами, которые решались государством, что соответствовало традициям взаимоотношений государства и православной церкви в течение всего периода формирования и развития православия в России.

Исследована принципиально новая для религиозной жизни России форма участия Русской православной церкви во всемирном религиозном движении, носящем глобальный, всемирный характер, возникшем не без влияния политической интеграции в XX в., в том числе в связи с появлением Лиги Наций, и стремящейся реализовать беспрецедентную задачу - воссоединение всех христианских конфессий в единую церковь. Это ставило и ставит перед РПЦ, считающей себя единственной истинной христианской церковью, проблемы, с которыми она не сталкивалась на протяжении своей тысячелетней истории.

В работе делается акцент на персонализации истории, подчёркивается роль конкретных личностей в создании, формировании и развитии экуменического движения и участии в нём РПЦ. Подробно рассматривается философская и организационная деятельность мыслителей, общественных деятелей и иерархов РПЦ, связанных с формированием и развитием экуменического движения, например митрополитов Николая (Ярушевича), Никодима (Ротова) и др. Показана организационно-политическая деятельность руководителей государственных структур по делам религий, например Г.Г. Карпова, В.А. Куроедова и др.

Список опубликованных работ
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях по перечню Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Ливцов В.А. «Срывать всякие попытки реакционных сил…». Из истории вступления Русской православной церкви во Всемирный совет церквей. 1961 г. // Исторический архив. 2002. № 6. С. 69-99. (2,5 п.л.).

2. Ливцов В.А. Экуменическая деятельность Русской православной церкви в контексте глобализации // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. 2006. №11. С. 60-64. (0,5 п.л.).

3. Ливцов В.А. Русская церковная эмиграция и формирование экуменического движения в 20-30-е годы XX века // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. 2007. №3. С. 78-81. (0,4 п.л.).

4. Ливцов В.А. РПЦ и экуменическая деятельность международных просоветских организаций // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. 2008. №1. С. 79-82. (0,4 п.л.).

5. Ливцов В.А. Использование экуменизма в качестве инструмента советской внешней политики в начале 1960-х годов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. Научный журнал. СПб., 2008. №11 (66). С. 223-229. (0,6 п.л.).

6. Ливцов В.А. Экуменический диалог Русской православной и Римской католической церквей в 1964-1978 гг. // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. 2008. № 8. С. 66-69. (0,4 п.л.).

7. Ливцов В.А. Участие РПЦ в экуменическом движении и его влияние на духовную жизнь СССР (60-80-е гг. XX в.) // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. 2008. № 9. С. 119-121. (0,4 п.л.).

8. Ливцов В.А. Участие Русской православной церкви в формировании православного экуменизма в середине XX в. // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2010. №1 (9). С. 97-101. (0,5 п.л.).

9. Ливцов В.А. Совещание Исполнительного комитета Всемирного совета церквей в Одессе как успех советской внешней церковной политики в середине 1960-х годов // Учёные записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2010. №3(37) Ч.1. С. 98-102. (0,5 п.л.).

10. Ливцов В.А. Формирование основных принципов взаимодействия Русской православной церкви со Всемирным советом церквей от Нью-Дели до Упсалы (1961-1968) // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2010. №1 (35). С. 39-44. (0,5 п.л.).

11. Ливцов В.А. Участие Русской православной церкви в Ассамблее Всемирного совета церквей в г. Упсала (Швеция) в 1968 г. // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3 (37) Ч. 2. С. 25-29. (0,5 п.л.).

12. Ливцов В.А. Взаимодействие Русской православной церкви со Всемирным советом церквей от Упсалы до Найроби (1968-1975) // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2010. №3(11). май-июнь. С. 62-66. (0,5 п.л.).

13. Ливцов В.А. Генезис экуменического движения в начале XX века // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2010. №5 (13). С. 26-30. (0,5 п.л.).

14. Ливцов В.А. Формирование Всемирного совета церквей в середине XX века // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2010. №6 (14). С. 46-50. (0,5 п.л.).

15. Ливцов В.А. Становление экуменического движения в 1920-1930-е гг. // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2011. №1. (39). С. 45-54. (0,5 п.л.).

16. Ливцов В.А. Всемирный совет церквей в период первых контактов с Русской православной церковью в середине XX века // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. №2. (16). С. 80-83. (0,5 п.л.).

Монографии по теме диссертации:

17. Ливцов В.А., Королев А.А. Религиозная безопасность России: история, тенденции, проблемы. М., 1997. 235 с. (19,3/9,5 п.л.).

18. Ливцов В.А. Русская православная церковь и экуменическое движение в XX веке. М., 2000. 208 с. (13,0 п.л.).

19. Ливцов В.А. Экуменическое движение и Русская православная церковь: источники и литература. М., 2001. 356 с. (22,1 п.л.).

20. Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в истории России в контексте идеи единства церкви. М., 2006. 367 с. (22,9/7,6 п.л.).

21. Ливцов В.А. Взаимодействие Русской православной церкви с экуменическим движением (конец XIX - начало XXI вв.). СПб., 2013. 580 с. (36,25п.л.).

Брошюры:

22. Ливцов В.А. Лепилин А.В. Формирование идеи объединения церквей в русской общественной мысли XIX-XX вв. М., 2003. 48 с. (1,9/0,95 п.л.).

Статьи в научных изданиях:

23. Ливцов В.А. Русская православная церковь и Всемирный совет церквей: экуменизм или автаркия // Россия между Западом и Востоком: духовные аспекты цивилизации: Сб. научных трудов. М., 1999. С. 118-122. (0,6 п.л.).

24. Ливцов В.А. Экуменизм в системе ценностей религиозной жизни России в 60-80-е гг. XX столетия // Российское общество в социокультурном измерении: История и современность: Сб. научных трудов. М., 2000. С. 146-151. (0,4 п.л.).

25. Ливцов В.А. К вопросу о вступлении РПЦ во Всемирный совет церквей // Клио знает все. А историки? Сб. научных трудов М., 2000. С. 279-289. (0,6 п.л.).

26. Ливцов В.А. Религиозные диссиденты и экуменическое движение // Актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории: Сб. статей и тезисов. Вып. 3. М., 2000. С. 12-20. (0,6 п.л.).

27. Ливцов В.А. Проблема сохранения социокультурной самобытности в контексте участия Русской православной церкви в экуменическом движении // Национальная идея как условие сохранения социокультурной самобытности и государственности: Материалы международной научной конференции, (Орёл, 18-19 мая 2000 г.). Орёл, 2000. С. 8-11. (0,4 п.л.).

28. Ливцов В.А. Миротворческая деятельность митрополита Николая (Ярушевича) // Исторический вестник. 2000. №7 (11) Ч.2. С. 205-208. (0,4 п.л.).

29. Ливцов В.А. Эволюция восприятия христианского экуменического движения российским обществом и государством во второй половине XX в. // Проблемы исторической психологии и взаимодействие мировоззрений в истории: Материалы Всероссийской научной конференции. Орёл, 2000. С. 95-97. (0,4 п.л.).

30. Ливцов В.А. Государственно-церковные отношения в СССР и экуменическая идея в 40-80-е гг. XX в. // Патристическое наследие: традиции религиозно-философской и педагогической мысли в России: Сб. докладов III Образовательных чтений, посвященных памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника). Орёл, 2000. С. 91-98. (0,4 п.л.).

31. Ливцов В.А. Трансформация системы социальных ценностей Русской православной церкви в связи с участием в экуменическом движении // Центральная Россия: в политических, социологических и социально-философских оценках молодых ученых: Материалы региональной конференции молодых учёных. Орёл, 2000. С. 207-210. (0,4 п.л.).

32. Ливцов В.А. Участие представителей Русской православной церкви в формировании экуменического движения // Актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории: Сб. статей и тезисов. Вып. 4. М., 2001. С. 58-64. (0,4 п.л.).

33. Ливцов В.А. Участие духовенства Орловской епархии в экуменическом движении // Национальная идея как фактор обеспечения социально-политической стабильности российского общества: Материалы международной научно-практической конференции. Орёл, 2001. С. 23-25. (0,4 п.л.).

34. Ливцов В.А. Внешнецерковная деятельность орловских архиереев // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. Вып. 2 (5) Орёл, 2001. С. 130-133. (0,4 п.л.).

35. Ливцов В.А. Религиоведческое изучение взаимодействия ВСЦ и РПЦ в контексте культурно-исторической специфики развития РПЦ в XX в. // Научный альманах Орловского государственного университета. Серия: Религиоведение. Вып.1. Орел, 2001. С. 62-68. (0,5 п.л.).

36. Ливцов В.А. Проблема участия Русской православной церкви в экуменическом движении, в контексте христианского плюрализма // Личность в условиях социокультурного плюрализма: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Орёл, 2002. С. 48-51. (0,4 п.л.).

37. Ливцов В.А. Теоретико-методические аспекты спецкурса «Проблемы экуменизма» для специальности «Религиоведение» // Патристическое наследие: традиции религиозно-философской и педагогической мысли в России: Сб. докладов IV Образовательных чтений, посвященных памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника). Орёл, 2002. С. 244-250. (0,4 п.л.).

38. Ливцов В.А. Деятельность союза молодых христиан (YMCA) в России в начале XX века // Патристическое наследие: традиции религиозно-философской и педагогической мысли в России: Сб. докладов IV Образовательных чтений, посвящённых памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника). Орёл, 2002. С. 186-189. (0,4 п.л.).

39. Ливцов В.А. Образовательная система экуменического института в Боссэ // Духовные традиции русского народа – основа нравственного и патриотического воспитания современной молодежи: Материалы Глинской научно-практической конференции, посвященной 210-летию со дня рождения и 155-летию со дня блаженной кончины преподобного Макария Алтайского (Глухарева). Орёл, 2002. С. 126-130. (0,4 п.л.).

40. Ливцов В.А. Отец Сергий Булгаков и экуменическое движение // Философское наследие Орловщины: прошлое и настоящее: Сборник научных статей. Орёл, 2002. С. 36-39. (0,4 п.л.).

41. Ливцов В.А. Христианский экуменизм как проявление глобализации // Социальное согласие: путь к прогрессу: Материалы межрегиональной конференции молодых учёных. Орёл, 2002. С. 197-200. (0,4 п.л.).

42. Ливцов В.А. Участие орловских архипастырей в межцерковных связях Русской православной церкви // Записки Липецкого областного краеведческого общества. Вып.3. Липецк, 2002. С. 93-95. (0,4 п.л.).

43. Ливцов В.А. Формирование нового отношения к экуменическому движению в современной России // «Мыслители Орловщины и наследие мировой культуры». Орёл, 2003. С. 77-83. (0,4 п.л.).

44. Ливцов В.А. Экуменическое движение и прозелитизм в контексте православно-католических отношений // Научный альманах Орловского гуманитарного университета. Серия: Религиоведение. Вып. 2. Орёл. 2003. С. 59-68. (0,5 п.л.).

45. Ливцов В.А. «Экуменическая» политика униатской церкви на Украине в годы перестройки // Национальная идея в контексте российской ментальности: Материалы международной научно-практической конференции. Орёл, 2004. С. 22-31. (0,6 п.л.).

46. Ливцов В.А. Генезис разделения христианской церкви как фактор международных отношений в эпоху средневековья // Учёные записки. Орловского государственного университета. Т.IV. Орёл, 2004. С. 95-103. (1,0 п.л.).

47. Ливцов В.А. Осмысление моделей единства церкви, как реализация проблемы глобализации в христианстве // Сборник научных статей преподавателей юридического факультета Орловского государственного университета. Орёл, 2004. С. 110-113. (0,4 п.л.).

48. Ливцов В.А. Католическая церковь и попытки придать христианизации славян экуменический характер // Славянский сборник. Вып.3.: Материалы Славянских Чтений «Отечественное духовно-эстетическое наследие и современность». Орёл, 2004. С.42-45. (0,3 п.л.)

49. Ливцов В.А. Экуменическая деятельность международных просоветских организаций // Учёные записки. Орловского государственного университета. Т.V. Орёл, 2005. С. 27-34. (0,8 п.л.).

50. Ливцов В.А. Н.Я. Данилевский и проблема взаимоотношений христианских церквей // Россия и Европа: Потенциал и перспективы развития в контексте наследия идей Н.Я. Данилевского и Ф.И. Тютчева: Материалы межрегиональной научно-практической конф. Брянск, 2006. С. 127-132. (0,4 п.л.).

51. Ливцов В.А. Декреты Второго Ватиканского собора, как документы канонического права, и начало экуменического диалога Римской католической и Русской православной церквей // Представительная власть – XXI век. 2007. №1. С. 18-22. (0,5 п.л.).

52. Ливцов В.А. Истоки христианского разделения исторически единой экумены и границы церкви // «Духовные начала русского искусства и образования»: Материалы VII Международной научной конференции. В. Новгород, 2007. С. 75-79. (0,5 п.л.).

53. Ливцов В.А. Александр I и его попытка юридического обоснования идеи христианского единства // Учёные записки. Орловского государственного университета. Т. VI. Орёл, 2007. С. 10-16. (0,4 п.л.).

54. Ливцов В.А. Духовное просвещение вятичей, как завершающий этап создания общецерковного единства Руси // «Духовные начала русского искусства и образования»: Материалы VIII Международной научной конференции. В. Новгород, 2008. С. 104-111. (0,4 п.л.).

55. Ливцов В.А. Борьба за укрепление авторитета Русской православной церкви в экуменическом движении в 1960-е годы, в период подготовки и проведения IV Генеральной Ассамблеи Всемирного совета церквей // Церковь и общество: история и современность: Материалы IV научно-образовательных Знаменских чтений. Т.1. Курск, 2009. С. 226-232 (0,4 п.л.).

56. Ливцов В.А., Земских С.В. Внешнецерковная миссия представителей Орловской епархии во 2-ой половине ХХ в. // Прошлое глазами историков. К 230-летию Орловской губернии: Материалы научно-практической конференции. Орёл, 2009. С. 240-246. (0,4/0,2 п.л.).

57. Ливцов В.А. Экуменические черты идеи церковного единства в творчестве П. Чаадаева // Судьба России глазами современников А.П. Ермолова: Материалы научно-практической конференции. Орёл, 2009. С. 102-108. (0,4 п.л.).

58. Ливцов В.А. Поддержка Всемирным советом церквей (ВСЦ) движения религиозных диссидентов в СССР // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: Сб. статей. Вып. 8. М., 2010. С. 290-306. (0,8 п.л.).

59. Ливцов В.А. Возвышение митрополита Никодима (Ротова) в середине XX в., как фактор формирования современной элиты Русской церкви // Элита России в прошлом и настоящем. Социально-психологические и исторические аспекты: Сб. научных статей. М., 2010. С. 273-280. (0,5 п.л.).

60. Ливцов В.А. Осмысление идеи единства церкви в духовной литературе эпохи Древней Руси // «Духовные начала русского искусства и образования»: Материалы X Международной научной конференции. В. Новгород, 2010. С. 24-32. (0,6 п.л.).

61. Ливцов В.А. Отражение развития экуменического движения в России во второй половине XX в. в материалах федеральных архивов // Современные проблемы музееведения. Современная наука и музеи, библиотеки, архивы: Сб. научных статей, докладов и тезисов. Орёл, 2010. С. 299-306. (0,5 п.л.).

62. Ливцов В.А. Использование советским государством патриотической деятельности Русской православной церкви в экуменическом движении в 60-80 гг. XX в. // Проблема патриотизма в России: Материалы научно-практической конференции. Вып. 2. Орёл, 2010. С. 111-116. (0,4 п.л.).

63. Ливцов В.А. Роль С.Н. Булгакова (1871-1944) в формировании экуменического движения // Орловский край на карте отечественной культуры: Материалы научно-практической конференции. Орёл, 2010. С. 58-68. (0,5 п.л.).

64. Ливцов В.А. Механизм государственного влияния на Русскую православную церковь и Всемирный совет церквей в середине XX столетия // Urbi et academiae. Граду и научному сообществу. Архив гуманитарного знания. М., 2010. № 1(1). С. 18-24. (0,4 п.л.).

65. Ливцов В.А. Взаимодействие Русской православной церкви со Всемирным советом церквей в 1960-е гг. // Общество & человек. Научно-практический журнал. 2010. №1 (1). С. 84-90. (0,4 п.л.).

66. Ливцов В.А. Развитие экуменического движения «Жизнь и деятельность» в I пол. XX в. как попытка сближения христианских церквей в социальной сфере // Социальное учение церкви и современность: Материалы международной научно-практической конференции. Орёл, 2011. С. 451-455. (0,4 п.л.).

67. Ливцов В.А. Понятие «экуменизм» и его интерпретации в современном информационном обществе // Современные проблемы музееведения. Музеи, архивы и библиотеки в современном информационном обществе: Сб. научных статей, докладов и тезисов. Орёл-София, 2011. С. 14-19. (0,5 п.л.).

68. Ливцов В.А. Позиция Зарубежной Русской церкви и русской эмиграции в отношении экуменического движения в межвоенный период XX в. // Диаспоры в России и за рубежом: Сб. научных статей. М., 2012. С. 123-134. (0,6 п.л.).