1. Анализ существующих в отечественной и зарубежной научной литературе подходов к характеристике государственной миграционной политики и личный опыт работы автора диссертационного исследования в этой области позволяют внести существенные уточнения в понятие миграционной политики и управления миграционными процессами. С точки зрения автора, миграционную политику государства можно определить как комплекс политических, организационных, институциональных, нормативных, правовых, финансовых, идеологических и иных мер, осуществляемых международными органами и организациями, государственными и муниципальными органами власти, политическими партиями, общественными организациями и движениями, средствами массовой информации и их представителями по формированию и реализации основных направлений управления миграционными процессами посредством использования власти, в т.ч. политической, либо осуществления влияния на власть в интересах реализации значимых государственных и общественных потребностей, обеспечения и защиты прав человека и гражданина.
2. На современном этапе развития миграционная политика реализуется на мировом, международном, региональном уровнях и на уровне отдельного государства. На мировом уровне миграционная политика осуществляется международными организациями, такими как ООН (в лице УВКБ ООН, МОТ, ЮНФПА и других организаций системы ООН), МОМ и реализуется в принятых ими официальных документах. Как показало проведенное исследование, наибольшей степенью интеграции в миграционной сфере отличается интеграционное объединение Европейский союз, что дает основание автору диссертационной работы сделать вывод о научной и практической значимости критического осмысления и творческого использования опыта формирования унифицированной миграционной политики и механизмов её реализации Европейского союза в российских условиях. Наиболее интересным в этом смысле может оказаться европейская практика привлечения трудовых мигрантов, опыт работы миграционных органов в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища, противодействия нелегальной миграции, а также адаптации, интеграции и натурализации мигрантов. Этот опыт может быть также адаптирован к интеграционным объединениям, участником которых является Российская Федерация (СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз).
3. Совершенно очевидно, что формирование и проведение эффективной миграционной политики не может основываться только на заимствовании чужого опыта. Каждая страна вырабатывает модель и механизмы миграционной политики с учетом исторических традиций и национальных особенностей. В этой связи глубоко ошибочным, с нашей точки зрения, следует считать господствующую в нашей современной политической практике недооценку или игнорирование богатейшего отечественного опыта регулирования миграционных процессов, обусловленного историческими особенностями формирования и развития российской государственности на огромном евразийском пространстве. Опыт проведения миграционной политики в царской России и СССР целесообразно использовать при формировании и реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, прежде всего в части проведения переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой, развития внутренней миграции граждан Российской Федерации, содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирования конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.
Полезным может также оказаться опыт СССР в сфере межгосударственного организованного обмена рабочей силой, в том числе с точки зрения используемых советским государством инструментов и механизмов привлечения иностранной рабочей силы.
Анализ миграционной ситуации в Российской Федерации позволяет выделить ряд особенностей формирования и реализации государственной миграционной политики в постсоветский период, по большей части обусловленных, по мнению автора, политизацией миграционных процессов, что в свою очередь было вызвано распадом СССР, частыми изменениями геополитической обстановки вокруг Российской Федерации, обострением этнополитических и военных конфликтов, породивших проблему вынужденной миграции, и, в конечном счете, ростом конфликтогенности миграционного фактора в целом.
5. Формирование и реализация государственной миграционной политики, ставящие целью обеспечение эффективного управления миграционными процессами, в определяющей степени зависят от качества функционирования соответствующих институтов и наличия необходимых инструментов и механизмов. Острота проблемы институционального обеспечения миграционной политики в современной России в значительной мере связана с тем, что за весьма короткий исторический период с момента своего возникновения Федеральная миграционная служба претерпела целый ряд реорганизаций. Институциональная неустойчивость и противоречивость в целом негативно отразилась на качестве реализации возложенных на службу задач и функций, в том числе на финансировании проводимых мероприятий.
Постоянно менявшееся институциональное обеспечение миграционной политики, равно как и связанное с этим отсутствие последовательности и преемственности принимаемых решений в сфере управления миграционными процессами, имели следствием лишь то, что работа миграционного ведомства была не только существенно ослаблена, но и во многом парализована.
В контексте сказанного серьезной институциональной ошибкой, с точки зрения автора диссертационного исследования, следует считать подчинение ФМС России Министерству внутренних дел Российской Федерации, что было основным мотивом институциональной реформы 2002 г. Институциональная ошибка 2002 г., связанная с господствующим в то время представлением о возможности решения проблемы незаконной миграции только путем ужесточения миграционной политики, обернулась серьезными негативными последствиями: миграция населения стала ассоциироваться в глазах общественности с криминальностью, так как оказалась в сфере деятельности милиции. Неумелое управление миграционными процессами органами внутренних дел явилось одним из факторов, приведших к росту незаконной миграции, усилению коррупционной составляющей, возникновению теневых сервисов для мигрантов, организуемых чиновниками, к многочисленным нарушениям прав мигрантов, росту антимигрантских настроений и межэтнических столкновений.
6. Факты свидетельствуют, что миграция для Российской Федерации является не проблемой, а - при умелом управлении - существенным ресурсом стабилизации и увеличения численности постоянного населения Российской Федерации и содействует обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.
В то же время обращает на себя внимание, что вплоть до последнего времени, несмотря на имеющиеся многочисленные научные исследования и практические разработки, деятельность государства в вопросах формирования и реализации государственной миграционной политики осуществлялась без целостной системы взглядов на содержание и основные направления реализации стратегического курса страны в этой сфере. До 2012 года в Российской Федерации не была разработана и принята Концепция государственной миграционной политики, которая должна дать обществу и мигрантам ответ на многие вопросы, связанные с ролью и местом миграции населения в дальнейшем развитии России. Не учитывались особенности национальной политики России.
Автор лично принимал участие в разработке проектов концепции государственной миграционной политики: был разработан авторский вариант концепции; в 2011 г. проект концепции дважды рассматривался под председательством автора на заседаниях Общественного совета при ФМС России; было подготовлено экспертное заключение для Общественной палаты Российской Федерации, которое легло в основу рассмотрения в Палате проекта Концепции.
Ряд предложений, высказанных в экспертном заключении и авторском проекте, были учтены при рассмотрении проекта Концепции на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 27 апреля 2012 года и в принятой Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации.
7. Проведенное исследование теоретических и практических проблем миграции населения выявило необходимость повышения эффективности законодательного обеспечения государственной миграционной политики России. В первую очередь это относится к правовому регулированию таких сфер миграционных правоотношений, как вопросы предоставления политического, временного убежища и статуса беженца, правовые основы которых, как показывает практика, нуждаются в серьезном совершенствовании и модернизации. В частности, необходимо предусмотреть сокращения промежуточных стадий рассмотрения ходатайства о признании беженцем, создание Апелляционной комиссии, основания для отказа в признании беженцем при наличии достоверных сведений о принадлежности лица к международным террористическим, экстремистским и преступным организациям.
8. Опыт России и других стран показывает, что эффективное управление миграционными процессами возможно только на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, равно как и их взаимодействия с мигрантскими организациями и общественными объединениями.
В этом контексте исключительное значение приобретает активно внедряемая в ряде стран практика формирования и развития корпоративной социальной ответственности (КСО) субъектов миграционной политики, в рамках которой государственные органы и неправительственные организации, учитывая интересы общества, добровольно принимают дополнительные обязательства, которые выходит за рамки установленных действующих законодательством обязательств, для повышения качества миграционных потоков. Важность решения этой проблемы в России усиливается в связи с тем, что потенциал российских неправительственных, коммерческих и других организаций в формировании и реализации политики российского государства в сфере управления миграционными процессами остается во многом невостребованным федеральной и местной властью.
9. В свете сказанного актуальной и практически нерешенной задачей современной государственной миграционной политики в России следует считать привлечение институтов гражданского общества к активному участию в решении проблем миграции, что предполагает совершенствование механизмов и изменение характера взаимодействия институтов гражданского общества с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления. Особую роль в этом процессе должна принадлежать самим мигрантским организациям, основная часть которых пока что находится в стадии становления.
Чрезвычайно актуальным представляется налаживание конструктивного диалога органов государственной власти и управления с правозащитными организациями, от активной позиции которых в вопросах защиты прав мигрантов во многом зависит будущее политической демократии. Требует дальнейшего расширения участие частного бизнеса в формировании инфраструктуры трудовой миграции (создание рекрутинговых агентств, информационных и консультационных сервисов для мигрантов, частно-государственных миграционных центров). Очевидно также, что решение многих вопросов, связанных с формированием грамотной и эффективной миграционной политики, в значительной мере зависит от всестороннего и объективного освещения проблем миграции в печати, на радио, телевидении и других средствах массовой информации, что существенно повышает роль СМИ в этом процессе.
1. Волох В.А. Совершенствование государственной политики в сфере вынужденной миграции // Власть. 2007 № 10 С. 89 – 91;
2. Волох В.А. Правовой статус беженцев в международном и российском праве // Закон и право. 2007 № 10 С. 14 – 17;
3. Волох В.А. Совершенствование законодательства о беженцах как важнейший фактор формирования государственной миграционной политики Российской Федерации // Право и политика. 2007 № 11 С.26 – 30;
4. Волох В.А. Роль частных агентств занятости в сфере управления международной трудовой миграцией // Кадровик. Кадровый менеджмент №8/2008. С.40-44;
5. Волох В.А. Миграционная политика России: состояние и проблемы в свете мирового финансового кризиса // Власть. 2009 № 5. С. 81-86;
6. Волох В.А. Современная Россия: оптимизация мер по совершенствованию миграционной политики с учетом финансового кризиса // Государственный университет управления. Вестник университета. 90 лет 1919-2009. М 2009 № 25. С.7-15;
7. Волох В.А. Состояние и перспективы модернизации миграционной политики стран СНГ в год председательства России в содружестве // Вестник университета (ГУУ). № 13. 2010. С.235-242;
8. Волох В.А. Модернизация миграционной политики и законодательства в сфере трудовой миграции // Право и политика № 6 2011. С. 937-942;
9. Волох В.А. Роль институтов гражданского общества при формировании государственной политики в сфере миграции населения: новые тенденции // Политика и общество № 12 (78) 2010. С. 4-12;
10. Волох В.А. Управление трудовой миграцией: проблемы и пути решения // Научно-теоретический и аналитический журнал «Управление мегаполисом». 2010 № 4. С. 51 – 55;
11. Волох В.А. Актуальные проблемы модернизации управления трудовой миграцией в Российской Федерации // Кадровик, №7, 2011, стр. 86 – 93;
12. Волох В.А. Проблемы и перспективы формирования миграционной политики в условиях перехода к инновационной экономике // Власть. 2011 № 3. С. 4-6;
13. Волох В.А. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации: постоянное и временное проживание, временное пребывание // Вестник университета (ГУУ) 2011 №11. С.8-16;
14. Волох В.А. Миграционная политика: концептуальный подход // Политика и общество 2011 № 4. С.131-136;
15. Волох В.А. Миграционная политика: анализ ключевых понятий // Вестник университета (ГУУ) 2011 № 20. С. 23-28;
16. Волох В.А. Миграционная политика: реадмиссия - эффективный инструмент противодействия нелегальной миграции // Национальная безопасность 2012 № 5. С. 96-102;
17. Волох В.А. Миграционная политика: реадмиссия - эффективный инструмент противодействия нелегальной миграции // Интернет-журнал "NOTA BENE: Национальная безопасность" 2012 № 01/ http://e-notabene.ru/nb/. http://e-notabene.ru/nb/rubric_107.html
18. Волох В.А. Формирование миграционной политики на территории Европейского Союза в исторической ретроспективе // Вестник университета (ГУУ). 2012 № 4. С. 256 – 261;
19. Волох В.А. Миграция и Россия: динамика, риски и перспективы // Власть. 2012 № 6. С. 10- 16;
20. Волох В.А. Миграционная политика: изменения в законодательстве // Власть. 2012 №11, ноябрь. С. 206;
21. Кирсанов К.А., Волох В.А., Очиров А.В. Теория миграциологии в контексте системалогических представлений // Науковедение интернет-журнал / http://naukovedenie.ru/PDF/54evn412.pdf
22. Волох В.А., Суворова В.А. Органы государственной власти в реализации миграционной политики» // Вестник университета (ГУУ). 2012 № 17. С. 14-21;
23. Волох В.А. Омельченко Н.А., Проблемы концептуального обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации и возможные пути решения // Вестник университета (ГУУ). 2012 № 17. С. 102-108;
Монографии:
24. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища. Монография. // М.: Издательство «Спутник+», 2009 – 184 с.;
25. Волох В.А. Трудовая миграция: политико-правовые и социально-экономические аспекты привлечения и использования иностранной рабочей силы. Монография. // М.: Издательство «Спутник+», 2010 - 252 с.;
26. Волох В.А. Трансформация процессов формирования и реализации миграционной политики России. Монография. // М.: Издательство «Спутник+», 2011 - 108 с.
Научные статьи и другие публикации:
27. Волох В.А. Актуальные проблемы управления миграционными процессами в современном мегаполисе // Служба занятости 2008 № 3. С. 30 – 33;
28. Волох В.А. Глобализация и вопросы совершенствования государственной политики в сфере миграции // Глобализация и терроризм: противоречия и угрозы XXI века. Статьи и доклады Международной конференции. Москва, 13-15 мая 2008 г. / Под. ред. В.В. Минаева (отв. ред.), М.В. Опариной, М.Р. Деметрадзе, А.В. Мельцова. М.: РГГУ, 2008. С. 341-347;
29. Волох В.А. Выступление заместителя заведующего кафедрой управления миграционными процессами Государственного университета управления, председателя общественного совета при ФМС России Владимира Александровича Волоха // Сборник материалов расширенного заседания коллегии Федеральной миграционной службы «Итоги деятельности ФМС России в 2007 году» / Под общей редакцией директора Федеральной миграционной службы К.О. Ромодановского, заместителя директора ФМС России М.Л. Тюркина – М.: ОАО «Типография МВД», 2008. С113-119;
30. Волох В.А. Общественный совет при ФМС России // Страна содружества общественная газета № 6 май 2008. С. 12;
31. Волох В.А. Миграционная политика: итоги 2007 года и перспективы // Служба занятости №2 / 2008. С. 47-50;
32. Волох В.А. Рынок негосударственных услуг в сфере трудовой миграции // Служба занятости № 5/2008. С.10-14;
33. Волох В.А. А что завтра? // Государственная программа. Круглый стол. Переселение: в интересах страны и человека // «Русский век» № 11(13), ноябрь 2008. С. 65;
34. Волох В.А. Каким образом нынешний кризис повлияет на миграционные процессы в России? // MIGRATION – 007 2009 г. № 2. С.8 (общественно-политический журнал);
35. Волох В.А. Глобализация и новации в миграционном законодательстве России: возможные пути совершенствования // Новое миграционное законодательство Российской Федерации: правоприменительная практика / под. ред. Г. Витковской, А. Платоновой и В. Школьникова/ Международная организация по миграции, Федеральная миграционная служба России, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. – М.: ИТ «АвангардЪ». – 2009. – 480 с. С. 37-51;
36. Волох В.А. Развитие институтов гражданского общества в сфере миграции: Общественный совет при ФМС России - два года работы // Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. – М.: ФМС России, 2009. (319 с.). С. 49 – 62;
37. Волох В.А. Миграционная политика и демография: состояния, проблемы и возможные пути совершенствования // Материалы Международного научного конгрессами «Глобалистика - 2009: пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства». Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20-23 мая 2009 г. / Под общей ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. В 2-х тт. Том 2. М..: МАКС Пресс, 2009. – С. 98-99;
38. Волох В.А. Мировой финансовый кризис и миграционные процессы в России // Интернет-журнал Капитал страны 2009 04.06.2009 http://www.kapital-rus.ru/articles/article/50307;
39. Волох В.А. Миграционная политика государств-участников ЕврАзЭС: правовое обеспечение // Интернет-журнал «Капитал страны» 2009, 14.10.2009 http://www.kapital-rus.ru/articles/article/174228;
40. Волох В.А. Снижение рисков работодателей при использовании иностранных работников в условиях мирового кризиса // Интернет-журнал «Капитал страны» 2009, 22.10.2009 http://www.kapital-rus.ru/articles/article/174330;
41. Волох В.А. Миграционная политика и демография: проблемы и предложения по совершенствованию управления реализацией Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Актуальные проблемы управления – 2009 [Текст]: Материалы 14-й Всероссийской научно-практической конференции. Вып. 1; Государственный университет управления. – М.: ГУУ, 2009. С.224 – 228;
42. Волох В.А. председатель Общественного совета при ФМС России, заместитель заведующего кафедрой управления миграционными процессами Государственного университета управления. Выступление на Парламентских слушаниях на тему «Совершенствование законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации» // Федеральное собрание Российской Федерации. Совет Федерации. Парламентские слушания. Совершенствование законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации. 21 мая 2009 года (с.8,13) С.31-36;
43. Волох В.А. Миграционная политика: участие общественных организаций в управлении миграционными процессами // Служба занятости 2009 №2. С. 75-80;
44. Волох В.А. Какой иностранец считается временно пребывающим на территории России. / Деловое событие. Временно пребывающие иностранцы стали выгодным инструментом налоговой оптимизации // Практическое налоговое планирование 2010. №2. С. 14-16;
45. Волох В.А. Проблемы модернизации миграционной политики в год председательства России в СНГ // Демографические перспективы России и задачи демографической политики. (Материалы научно-практической конференции 6-8 апреля 2010) Выпуск 1. тезисы. Редакторы – составители: профессор Л.Л. Рыбаковский, профессор А.Е. Иванова М. 2010. С. 102 – 125;
46. Волох В.А. Современная миграционная политика России и стран СНГ // Интернет-журнал «Капитал страны» 2010 http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/177355 // 24.05.2010;
47. Волох В.А. Политико-правовые проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы. Основной доклад. // Проблемы интеграции мигрантов в российском обществе: материалы международной научно-практической конференции 13-14 мая 2010 г. / отв. ред. Т.А. Сошникова. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. С 13 – 22;
48. Волох В.А. Трудовая миграция-2010: обязанности и ответственность работодателей // Кадровое дело № 4 апрель 2010;
49. Волох В.А. Подготовка кадров для управления миграционными процессами и организация взаимодействия с ФМС России // Демографические перспективы России и задачи демографической политики. (Материалы научно-практической конференции 6-8 апреля 2010) Выпуск 3. Доклады. [Редакторы – составители: профессор Л.Л. Рыбаковский, профессор А.Е. Иванова] М.: Экон-Информ, 2010. С. 30 – 40;
50. Волох В.А. Время собирать камни // Земляки. Приложение к журналу «Социальная защита» №9. 2010. С. 9-12;
51. Волох В.А. Модернизация миграционной политики в год председательства России в Содружестве Независимых Государств // Измерение России: политические повестки и стратегии. Международная научная конференция. Тезисы докладов. Москва, 25 – 26 ноября 2010 г. – Российская ассоциация политической науки, 2010. -240 с. С. 44 -45;
52. Волох В.А. Проблемы международной защиты прав беженцев в условиях глобализации // Материалы Международной научно-практической конференции 20 - 21 октября 2010 года. «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: итоги и перспективы» 2010, изд. МосГУ, тираж 200 С. 219 – 224;
53. Волох В.А., Хуцишвили Ш.Н. Трудовая миграция как инвестиционный процесс // Инвестология – наука о тысячелетних проблемах: материалы международной науч.-практ. конф., 16 ноября 2010 г., Москва. Ред. изд. гр.: Бархатов В.Ю. (руков.) и др.. – Москва: Изд-во ИГУПИТ, 2010. 288 с. С.150-165;
54. Волох В.А. Все кивают на крайнего. Ведомственное сотрудничество необходимо четко регламентировать // Земляки. Приложение к журналу «Социальная защита» № 1. 2011. С. 4-8;
55. Волох В.А. Изменения в законодательстве в сфере международной трудовой миграции: тенденции и перспективы // Институт государства и права Российской академии наук. Занятость и трудоустройство в современной России: проблемы правового регулирования. Материалы научно-практической конференции (Москва, 3 ноября 2010 г.). Ответственный редактор д.ю.н., проф. Г.С. Скачкова. Москва, 2011 г. С.186-192;
56. Волох Владимир Александрович. Трудовая миграция: состояние, возможности и перспективы. // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) Материалы VII Международной научно-практической конференции /под ред. д.ю.н., проф., академика РАСН К.А. Гусева. М. 2011 г. С. 622-627;
57. Волох В.А. Миграция населения: проблемы обеспечения национальной безопасности и соблюдения прав человека // Права человека и национальная безопасность: материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся в Московском гуманитарном университете 11 – 12 мая 2011 года / под ред. Т.А. Сошниковой. – М. Изд-во Моск. Гуманит. ун-та. 2011 -338;
58. Владимир Волох, Общественный совет при Федеральной миграционной службе // Информационный бюллетень Агентства Социальной Информации НКО 2011 № 11 http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_webpages/60E44639E1B45A22C32578C40038CFB8Rus C. 14-15;
59. Волох В.А. Миграционная политика: теоретико-методологические и концептуальные подходы // Научный журнал «Вопросы ПОЛИТОЛОГИИ». Выпуск 1(5) 2012. С.48-59;
60. Волох В.А. Модернизация: миграционный ресурс России // Материалы международной научной конференции «Модернизация России: информационный, экономический, политический, социокультурный аспекты», МосГУ, 29-31 мая 2012 года // МосГУ, 2012;
61. Волох В.А. Исторический взгляд с перспективой // Земляки. Приложение к журналу «Социальная защита» № 6. 2012. С. 13-14;
62. Волох В.А. Концепция государственной миграционной политики РФ: реалии и перспективы // Капитал страны. Федеральное интернет – издание // http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/210720, 02.07.2012 г.;
63. Волох В.А. Гражданское общество и миграционная политика России // Капитал страны. Федеральное интернет – издании // http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/212189, 23.07.2912 г.
64. Волох В.А. ФМС России: создание и становление в исторической ретроспективе // Российская миграция 2012. № 7 июль. С.8-24;
65. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища (книга) // Капитал страны. Федеральное интернет – издание. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/214307/ 09.09.2012;
66. Волох В.А. Международное сотрудничество между Россией и Вьетнамом в сфере трудовой миграции: состояние, проблемы, тенденции // Миграционные мосты в Евразии: сборник докладов и материалов участников II международная научно-практическая конференция «Регулируемая миграция – реальный путь сотрудничества между Россией и Вьетнамом в XXI веке» и IV международная научно-практическая конференция «Миграционный мост между Россией и странами Центральной Азии: актуальные вопросы социально-экономического развития и безопасности», которая состоялась (Москва, 6-7 ноября 2012 г.) / Под ред. Чл.-корр. РАН Рязанцева С.В. – М.: Экон-информ, 2012. (544 с.) С.140-147
67. Волох В.А., Суворова В.А. Институты гражданского общества в государственной миграционной политике // Служба занятости №3, 2013. С.
68. Волох В.А. - Трудовая миграция: законодательство и политика // Журнал NB: Вопросы права и политики № 04, 2013 http://e-notabene.ru/lr/.
Учебно-методические работы:
69. Волох В.А., Рощин Ю.В., Куценко Т.И. Управление международной трудовой миграцией (учебное пособие). // Учебное пособие. Выпуск 1 МОТ, ГУУ, ИУМП, КУМП. Москва 2006 г. 256 с.;
70. Волох В.А., Агеев И.В., Ушаков С.И., Огурцов А.В. Программа повышения квалификации «Миграционная система России» для руководящего состава и персонала представительств ФМС России за рубежом // М.: ФМС России, 2006 г. 32 с.;
71. Волох В.А. Внутренняя миграция (Программа учебной дисциплины для студентов специальности «Менеджмент организации»-080507, специализации «Управление миграционными процессами) // Институт государственного и муниципального управления, кафедра упр. миграционными процессами ГУУ. М.,ГУУ- 2007, 40 с.
72. Волох В.А. Методические указания к выполнению курсовой работы по учебной дисциплине «Внутренняя миграция», 23 с.;
73. Волох В.А. Учебник для мигранта. Книга 1 Помощь вынужденным переселенцам: вопросы и ответы. Книга 2 Защита беженцев: вопросы и ответы. // М. 2008. 22 с.
74. Волох В.А. - научный консультант. Учебный фильм для мигрантов «Как работать в России без проблем?» // DVD, М. 2008. Продолжительность учебного фильма 1.5 часа;
75. Волох В.А. Программа учебной дисциплины «Организация работы с мигрантами за рубежом» для студентов специальности «Менеджмент организации» - 080507 специализации «Управление миграционными процессами» // Государственный университет управления, Институт государственного управления и права ГУУ, Кафедра управления миграционными процессами: – М.: ГУУ, 2009. – 28 с.;
76. Волох В.А. Методические указания к выполнению курсовой работы по учебной дисциплине «Организация работы с мигрантами за рубежом» для студентов специальности «Менеджмент организации» - 080507 специализации «Управление миграционными процессами» // Государственный университет управления, Институт государственного управления и права ГУУ, Кафедра управления миграционными процессами:– М.: ГУУ, 2009. – 23 с.
77. Волох В.А. Программа учебной дисциплины «Международная миграция» для студентов специальности «Менеджмент организации» - 080507 специализации «Управление миграционными процессами» // Государственный университет управления, Институт государственного управления и права ГУУ, Кафедра управления миграционными процессами:– М.: ГУУ, 2010. – 23 с.;
78. Волох В.А. Методические указания к выполнению курсовой работы по учебной дисциплине «Международная миграция» для студентов специальности «Менеджмент организации» - 080507 специализации «Управление миграционными процессами» // Государственный университет управления, Институт государственного управления и права ГУУ, Кафедра управления миграционными процессами:– М.: ГУУ, 2010. – 20 с.;
79. Волох В.А., Куценко Т.И. Программа учебно-ознакомительной, экономической, менеджмент практики для студентов специальности «Менеджмент организации» - 080507 специализации «Управление миграционными процессами» // Государственный университет управления, Институт государственного управления и права ГУУ, Кафедра управления миграционными процессами:– М.: ГУУ, 2010. – 15 с.