Социальная инфраструктура компании квалифицируется как результат особой формы диверсификации капитала, позволяющий: снизить риски внутренних социальных конфликтов в компаниях; оптимизировать совокупные издержки за счет совершенствования управления издержками воспроизводства кадрового потенциала на уровне предприятий компании; обеспечить потребности профильных бизнес процессов в человеческом капитале как креативном ресурсе их развития; извлечь дополнительный социально-экономический эффект за счет синергии имеющихся в компании факторов производства.
В отличие от имеющихся определений социальной инфраструктуры, на основе их анализа, авторское определение заключается в том, что он акцентирует внимание на конкретизации объектов социальной инфраструктуры. По мнению автора социальная инфраструктура это совокупность определенных мест социальной деятельности, которые нужно формировать и развивать для максимального повышения уровня удовлетворения потребностей жизнедеятельности человека.
2. Разработана Концепция взаимосвязи и различия основополагающих элементов системы социального обеспечения и развития человека и общества, включая: социальную ответственность; социальную политику; социальную сферу; социальную инфраструктуру; социальные инвестиции; социальные фонды; социальные программы и проекты. Суть концепции в том, что в отличие от имеющихся подходов к решению проблем формирования и развития объектов социальной инфраструктуры локальными, односторонними методами, когда берутся во внимание отдельно взятые элементы социального обеспечения и развития человека и общества, например, социальной политики, или социальной ответственности, или государственно-частного партнерства, или социальных программ и др. В представленной в диссертации Концепции логически увязывается вся совокупность системообразующих социальных и производственных факторов, работающих на важнейший необходимый результат - качество жизни работников производственной компании и населения регионов ее присутствия. При этом четко прослеживается взаимосвязь и последовательность от показателей социальной ответственности, т. е. от соответствующих обязательств, к социальной политике, определяющей принятие мер от складывающихся предпосылок их осуществления; далее идет инструментарий: социальные программы, социальные проекты и продукты их реализации - объекты социальной инфраструктуры. Такое комплексное и системное видение решения проблемы повышения эффективности формирования и развития социальной инфраструктуры производственных компаний предлагается впервые.
3. Научно обосновано и раскрыто методологическое положение о том, что характерными признаками и условиями повышения эффективности формирования и развития социальной инфраструктуры крупных производственных компаний является усиление государственной и корпоративной социальной ответственности, а также координации их социальной политики на основе формирования необходимой нормативно-правовой базы государственного регулирования и корпоративного решения данных проблем в целях повышения качества жизни работающих граждан, членов их семей и всего общества.
Доказано, что отсутствие эффективного системообразующего отечественного законодательства по правовому обеспечению государственного регулирования развития социальной сферы является ключевым фактором, снижающим показатели эффективности формирования и развития социальной инфраструктуры как государственного, так и частного сектора экономики.
4. Выявлено, что в настоящее время социальная политика компаний направлена на персонал, работающий на их предприятиях. Она в недостаточной мере обеспечивает формирование и развитие кадрового потенциала, т. е. потенциала человеческих ресурсов, которые в данный период ими не используются и могут быть потеряны для данных компаний. При этом доказано, что социальная инфраструктура должна быть направлена на обеспечение повышения качества человеческого капитала, воспроизводство и развитие кадрового потенциала производственной компании, в том числе на основе рационального удовлетворения потребностей в обеспечении жизнедеятельности и развития населения регионов присутствия компании.
5. Обоснованы основные принципы и направления развития объектов социальной инфраструктуры крупных производственных компаний на основе совершенствования их социальных кодексов, которые включают: усиление ответственности персонала компании наряду с оптимизацией затрат на его воспроизводство и развитие; расширение централизованного комплексного планирования развития производственной и социальной инфраструктуры компании; повышение эффективности реализации жилищных программ, внедрение корпоративной ипотеки; ускорение внедрения добровольного медицинского страхования; оптимизацию программ корпоративного пенсионного обеспечения; развитие системы непрерывного общего и профессионального образования; внедрение новых форм сотрудничества с регионами по направлениям: детские дошкольные учреждения; объекты культуры; спортивные объекты; оптимизацию механизма государственно-частного партнерства по развитию социальной инфраструктуры в регионах присутствия производственных компаний.
6. Разработаны методологические подходы и принципы повышения уровня удовлетворения социальных потребностей населения, работающего в крупных производственных компаниях и проживающего в регионах их присутствия на основе развития эффективных форм государственно-частного партнерства путем консолидации ресурсов с учетом разделения полномочий, обязательств, ответственности и риска.
Предложено для решения этих задач применять, с учетом российских условий, зарубежный опыт использования различных моделей взаимодействия государства и производственных компаний в социальной сфере, в частности американская модель и европейская модель. Американская модель предусматривает самостоятельное определение компаниями направлений социальной политики и размеров социальных расходов при минимальном регулировании со стороны государства. При этом социальная деятельность компаний поощряется соответствующими налоговыми льготами, закрепленными на законодательном уровне. Европейская модель предусматривает социальную ответственность компаний перед сотрудниками и местным сообществом и характеризуется регулированием социальной деятельности компаний со стороны государства.
7. Обоснована методология стратегического социального планирования, согласно которой его основой являются: базовая стратегия, основные стратегические альтернативы социального развития компании и функциональные стратегии развития объектов ее социальной инфраструктуры. При этом согласно этой методологии план развития социальной инфраструктуры компании должен состоять из следующих разделов: социальные цель и задачи компании; долгосрочные и текущие задачи ее социальной политики; базовая стратегия и стратегические альтернативы развития социальной инфраструктуры компании; функциональные стратегии развития ее объектов; содержание и обоснование наиболее важных социальных программ; характеристики внешних операций по реализации данных программ; объем капитальных вложений и обоснование распределения ресурсов на реализацию социальных программ; резервные стратегии развития объектов социальной инфраструктуры компании.
8. Установлено, что в Российской Федерации в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, проект не является пока основной формой социального инвестирования; обоснования проекта часто имеют формальный характер и содержат методологические ошибки; стоимостные оценки российских проектов имеют вероятностный, экспертный характер; российские государственные и корпоративные структуры не обеспечивают полного инвестиционного цикла, начиная от разработки и экспертизы проекта и заканчивая оценкой результатов его реализации. В связи с этим в диссертации разработаны методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и рабочей документации по созданию и развитию объектов социальной инфраструктуры производственной компании. Согласно методическим рекомендациям автора, основными оценочными показателями инвестиционных проектов, включаемыми в интегральный показатель, являются: сроки реализации инвестиционных проектов, стоимостные параметры реализации инвестиционных проектов, технико-экономические характеристики реализации инвестиционных проектов.
1.Баженов А.В. Стратегическое планирование и проектирование формирования и развития социальной инфраструктуры производственных компаний. М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2010. – 10,0 п.л.
2.Баженов А.В. Эффективность формирования и развития социальной инфраструктуры производственных компаний. М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012. – 9,63 п.л.
Статьи в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК:
3.Баженов А.В. Развитие социальной инфраструктуры компании в условиях кризиса. // Вестник университета, Государственный университет управления, 2011 г., № 8. – 0.5 п.л.
4.Баженов А.В. Эффективность инвестиций в персонал производственной компании. // Кадровик, Государственный университет управления, 2011 г., № 7. – 0.5 п.л.
5.Баженов А.В. Эффективность социального инвестирования крупных компаний в науку и образование. // Вестник Высшей школы, 2011 г., № 6. – 0.5 п.л.
6.Баженов А.В. Повышение социальной ответственности крупных компаний за развитие инфраструктуры по защите окружающей среды. // Вестник университета Государственный университет управления, 2011г., № 10. – 0.5 п.л.
7.Баженов А.В. Государственно-частное партнерство как форма привлечения инвестиций в развитие производственной и социальной инфраструктуры. // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия «Экономика» г. Тольятти. – 0.5 п.л.
8.Баженов А.В. Перспективы развития корпоративной системы пенсионного обеспечения. // Кадровик, Государственный университет управления, 2012г., № 10. – 0.4 п. л..
9.Баженов А.В. Эффективность социальной деятельности крупных производственных компаний в регионах присутствия. // Уровень жизни населения регионов России, 2012 г., № 8. – 0.4 п.л.
10.Баженов А.В. Повышение уровня социальной ответственности крупных производственных компаний. // Уровень жизни населения регионов России, 2012г., № 9. – 0.4 п.л.
11.Баженов А.В. К характеристике основных направлений социальной деятельности крупных компаний. // Менеджмент и бизнес администрирование, 2012 г., № 4. – 0.4 п.л.
12.Баженов А.В. Зарубежный опыт по взаимодействию государства и производственных компаний при реализации социальных проектов. // Менеджмент в России и за рубежом, 2013 г., № 1. – 0.6 п.л.
13.Баженов А.В. Анализ и оценка практики производственных компаний по проведению эффективной социальной политики. // Уровень жизни населения регионов России, 2013г., № 3. – 0.6 п.л.
Научные труды и статьи в других изданиях:
14.Баженов А.В. Оптимизация функционирования объектов социальной инфраструктуры компании. Методические рекомендации // М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. – 3.5 п.л.
15.Баженов А.В. Инвестиции в проекты газовой промышленности. // Тезисы XVI Международных Плехановских чтений. М: Изд. РЭА им. Г.В. Плеханова, 2003. – 0.1 п.л.
16.Баженов А.В. Современная инвестиционная политика в газовой промышленности России. // Сборник научных докладов «Формирование конкурентоспособности региона». Оренбург, 2003. – 0.5 п.л.
17.Баженов А.В. Основные направления формирования инвестиционной политики в газовой промышленности. // Сборник материалов международной научно-практической конференции молодых ученых. Смоленск, 2004. – 1.0 п.л.
18.Баженов А.В. Концептуальные преобразования экономического содержания инвестиций. // Вестник Академии. М.: ООО «Антей XXI» 2004. №1. – 0.4 п.л.
19.Баженов А.В. Инвестиционная политика на предприятиях газовой промышленности. // Экономика и технология. СПб., 2004. – 0.7 п.л.
20.Баженов А.В. Направления развития инвестиционной политики предприятий газовой промышленности. // Тезисы XVI Международных Плехановских чтений. М: Изд. РЭА им. Г.В. Плеханова, 2004. – 0.1 п.л.
21.Баженов А.В. Основные тенденции и ключевые параметры в развитии рынка строительно-подрядных работ в нефтегазовой отрасли. // Вестник Академии. М.: ООО «Антей XXI» 2004. №2. – 0.3 п.л.
22.Баженов А.В. Новые возможности в управлении реализацией инвестиционных проектов. // Современные аспекты экономики. СПб., 2004. №10. – 0.3 п.л.
23.Баженов А.В. Участие крупных производственных компаний в подготовке специалистов с учетом требований инновационной экономики. // Высшее образование для инновационной экономики. Всероссийская научно-практическая конференция. МГУ им. М. В. Ломоносова. Экономический факультет. Тезисы выступлений. 22 ноября 2012 г. Под ред. д.э.н. Колесова В.П., д.э.н. Егорова Е.В., к.э.н. Ломанова П.Н., к.э.н. Беляевой Т.Б. – 20.5 п.л., в т.ч. 0.3 п.л. авторских.