- Доказана педагогическая целесообразность концептуальных положений и ведущих идей интеграции информационных потоков, расширяющих границы информационно-средового и логистического подходов применительно к проектированию и реализации содержания педагогического образования на уровнях: профиля подготовки будущего педагога, содержания учебной дисциплины и его раскрытия в структуре учебной темы, а также в содержательном наполнении осваиваемых компетенций.
- Изложены принципы проектирования и реализации содержания педагогического образования на основе интеграции информационных потоков. Принципы отражают обусловленность процесса проектирования и реализации как положениями педагогической науки, так и специфическими акцентами их рассмотрения с точки зрения развития информационного общества и инновационного производства, и имеют интегративную основу, отражающую единство и специфичность внешней и внутренней сторон содержания педагогического образования, отраженного в информационных потоках.
- Применительно к проблеме исследования обоснованно выделены, дифференцированы и результативно использованы информационные потоки (нормативные, когнитивные, методические, технологические, регулятивные и рефлексивные), соответствующие деятельностной структуре проектирования и реализации содержания образования как педагогической системы, включающей процедуры определения целей, состава и структуры, форм и методов, технологий и средств обучения и контроля, а также обратной связи. Установлена эффективность проектирования и реализации содержания педагогического образования на базе обоснованного выбора вариативных траекторий вертикальной, горизонтальной и комплексной интеграции информационных потоков, обеспечивающих динамичный характер содержания педагогического образования.
- Раскрыты возможности формирования педагога, способного готовить кадры для инновационного производства, включенного в процесс проектирования и реализации содержания дисциплины, успешно использующего доступную и добывающего недостающую информацию во внутреннем и внешнем контурах информационно-образовательной среды.
- Изучены взаимосвязи и специфика использования внешнего и внутреннего контура, отраженные в информационно-логистической модели проектирования и реализации содержания образования. Внешний контур отражает требования социального заказа и накопленный опыт его обеспечения, а внутренний контур - формирования компетенций будущего специалиста.
- Обосновано положение о детерминирующей роли инновационного характера изменений в содержании образования для выбора эффективной траектории его проектирования, которое получило подтверждение в модернизированной технологии проектирования и реализации содержания педагогического образования. При этом на основе интеграции информационных потоков инновационный характер изменений находит отражение в формах информационно-средовых взаимодействий субъектов образовательного процесса, в траекториях и механизмах обеспечения требований социального заказа, в своевременной и качественной доставке актуальных знаний студентам.
1.Власова, В.К. Интеграционная основа проектирования содержания современного педагогического образования / В.К. Власова // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 17-21. (0,6 п.л.)
2.Власова, В.К. Обновление содержания педагогического образования в современных условиях / В.К. Власова, В.Г. Закирова // Филология и культура. – 2012. – № 3 (29). – С. 243-247. (0,8 /0,6п.л.)
3.Власова, В.К. Методические особенности подготовки педагогов к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы / Г.И. Кирилова, В.К. Власова, О.А. Павлова // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 5-6. – С. 139-145. (0,5/0,25 п.л.)
4.Власова, В.К. Логистический метод в проектировании профессиональной инфраструктуры информационной образовательной среды / В.К. Власова // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 1 (91). – С. 163-168. (0,6 п.л.)
5.Власова, В.К. Алгоритмы мониторинга и контроля учебного процесса в условиях электронных образовательных ресурсов / В.К. Власова, Г.И. Кирилова // Качество. Инновации. Образование. – 2012. - № 7. – С. 36-40. (0,8 /0,6 п.л.)
6.Власова, В.К. Моделирование регионально-профессиональной инфраструктуры информационной среды профессионального образования / Г.И. Кирилова, В.К. Власова // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). – 2011. – Т. 14. – № 1. – С. 407-417. (1,0 /0,8 п.л.)
7.Власова, В.К. Информационное развитие инфраструктур системы профессионального образования / Г.И. Кирилова, В.К. Власова // Качество. Инновации. Образование. – 2011. - № 8. – С. 21-27. (0,6 /0,3 п.л.)
8.Власова, В.К. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды / В.К. Власова // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). – 2010. – Т. 13. – № 2. – С. 269-273. (0,8 п.л.)
9.Власова, В.К. Построение объектно-ориентированных и логико-математических моделей педагогических систем / В.К. Власова, Г.И. Кирилова, В.Ю. Михайлов // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – С. 66-74. (1,0 /0,5 п.л.)
10.Власова, В.К. Механизмы реализации профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста для регионального рынка труда / В.К. Власова // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2009. – № 17-18. – С. 16-20. (0,8 п.л.)
11.Власова, В.К. Современные методы моделирования педагогических систем / В.Ю. Михайлов, Г.И. Кирилова, В.К. Власова // Качество. Инновации. Образование. – 2009. – № 7. – С. 2-8. (0,8 /0,4 п.л.)
12.Власова, В.К., Профессиональная подготовка кадров для регионального рынка труда в современной информационной среде / В.К. Власова // Информатика и образование. – 2008. – № 9. – С. 102-104. (0,5 п.л.)
13.Власова, В.К. Формирование логических умений будущих учителей начальных классов / Г.И. Кирилова, В.К. Власова // Информатика и образование. – 2007. – № 10. – С. 96-97. (0,5 /0,4 п.л.)
14.Власова, В.К. О некоторых аспектах логической подготовки будущих учителей начальных классов / В.К. Власова // Информатика и образование. – 2006. – № 10. – С. 99-101. (0,5 п.л.)
Монографии, учебные и учебно-методические пособия:
15.Власова В.К. Концепция проектирования содержания педагогического образования: информационно-логистический подход: монография. – Казань, 2013. – 200 с. (12,5 п.л.)
16.Создание и использование банка информационных инноваций: методические рекомендации для работников системы профессионального образования и управления образованием / Г.И. Кирилова, О.Н. Волик, В.К. Власова [и др.]; под ред. Г.И. Кириловой. – Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО, 2011. – 56 с. (3,8 /0,8 п.л.)
17.Власова В.К. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы в форме проектного исследования: Учебно-методическое пособие для слушателей курсов переподготовки при итоговой государственной аттестации по специальности «Начальное образование»/ В.К. Власова, В.В. Садовая. – Казань, 2011. – 57 с. (3,8 /3,0 п.л.)
18.Теория и технология информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования: кол. монография / Г.И. Кирилова, О.Н. Волик, В.К. Власова и др.; под ред. Г.И. Кириловой. – Казань, ИПППО, 2011. – 156 с. (9,0 /3,0 п.л.)
19.Власова, В.К. Инновационный опыт профессионально-ориентированной информационной подготовки // Методология и опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования: кол. монография/ под ред. Г.В. Мухаметзяновой. – Казань: Медицина, 2011. – 406 с. – С. 372-382. (1,0 п.л.)
20.Власова, В.К. Логический компонент профессиональной подготовки учителя в информационной среде: монография. – Казань, 2010. – 152 с. (9 п.л.)
21.Власова, В.К. Проектное исследование как форма выпускной квалификационной работы: Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы для слушателей курсов переподготовки при итоговой государственной аттестации по специальности «Начальное образование»/ В.К. Власова, В.В. Садовая, В.Г. Закирова. – Казань, 2010. – 52 с. (3,0 /2,0 п.л.)
22.Власова, В.К. Оценивание качества усвоения учебного материала. Конструирование педагогического теста: Учебно-методическое пособие по курсу «Современные средства оценивания результатов обучения» для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования»/ В.К. Власова, В.В. Садовая – Казань: ТГГПУ, 2010. – 60 с. (4,0 /3,0 п.л.)
23.Власова, В.К. Защита выпускной квалификационной работы как обязательная составляющая итоговой государственной аттестации будущего учителя начальных классов: Методическое пособие по выполнению выпускных квалификационных рабом для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования»/ В.К. Власова, В.В. Садовая. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 28 с. (1,5 /1,0 п.л.)
24.Власова, В.К. Отражение специфики специальности в педагогических условиях реализации содержания профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки (на примере специальностей отрасли связи и педагогических специальностей): Особенности профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки в педагогическом учебном заведении// Проектирование и реализация профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки в профессиональной школе: кол. монография / под ред. Г.И. Кириловой. - Казань, Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2008. – 112 с. – С. 99-104. (0,5 п.л.)
25.Власова, В.К. Методическое пособие к лабораторным занятиям по курсу «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»: Методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» / В.К. Власова – Казань: ТГГПУ, 2008. – 90 с. (6,0 п.л.)
26.Власова, В.К. Логические основы математики и информатики: Учебно-методическое пособие для студентов педвузов. / В.К. Власова – Казань: ТГГПУ, 2008. – 40 с. (3,5 п.л.)
27.Власова, В.К. Учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» по специальности 050708.65 – "Педагогика и методика начального образования" / В.К. Власова – Казань: ТГГПУ. 2008. – 49 с. (3,8 п.л.)
28.Власова, В.К. Учебно-методический комплекс дисциплины «Математика и информатика» по специальности 050708.65 – "Педагогика и методика начального образования" «Математика и информатика». / В.К. Власова – Казань: ТГГПУ, 2007. – 113 с. (8 п.л.)
Статьи в журналах и сборниках научных трудов:
29.Власова, В.К. Организация и мониторинг здоровьеобеспечивающих потоков в информационной образовательной среде / В.К. Власова, В.Г. Закирова // Вестник НЦБЖД. – 2012. – № 3. – С. 74-78. (0,6 /0,3 п.л.)
30.Власова, В.К. Диагностика информационного развития профессионально-региональной инфраструктуры профессионального образования// Acta Universitatis Pontica Euxinus: Специальный номер. – 2011. – Т.2. – С.380-382. (0,3 п.л.)
31.Власова, В.К. Логистические основы управления информационными потоками в современной информационной образовательной среде / В.К. Власова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2010. – Т. 5. – № 2. – С. 146-151. (0,5 п.л.)
32.Власова, В.К. Информационная культура и информационная безопасность в аспекте подготовки будущего учителя начальных классов / В.К. Власова // Вестник НЦ БЖД. – 2010. – № 6. – С. 11-16. (0,5 п.л.)
33.Власова, В.К. Проблемы использования математических методов в обеспечении и оценивании качества образования// Acta Universitatis Pontica Euxinus: Специальный номер. – 2009. – Т.2. – С. 713-715. (0,3 п.л.)
34.Власова, В.К. Вариативные модели инфраструктуры информационной среды профессионального образования/ В.К. Власова, Г.И.Кирилова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов / под ред. Р.А. Валеевой. – Казань: ТГГПУ, 2011. (0,8 /0,4 п.л.)
35.Власова, В.К. Синергетический характер профессионально-региональной инфраструктуры информационной образовательной среды / В.К. Власова, Г.И. Кирилова // Сборник статей «Синергетика природных, технических и социально-экономических систем». – 2011. – 220 с. – С. 183-187. (0,8 /0,4 п.л.)
36.Власова, В.К. Учет региональных особенностей рынка труда при подготовке специалистов в условиях информационной образовательной среды// Психолого-педагогический анализ опыта и перспектив модернизации профессионального образования в условиях информационной среды: Аналитический обзор / под ред. Г.И.Кириловой. – Казань, ИПППО РАО, 2010. – 88 с. – С. 33-47. (0,9 п.л.)
37.Власова, В.К. Измерение компетенций выпускников педагогических вузов// Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов ТГГПУ./Под ред. Р.А. Валеевой. – Казань: ТГГПУ, 2010. (0,6 п.л.)
38.Власова, В.К. Специфика педагогической деятельности учителя начальных классов в информационной среде// Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования: Сборник научных трудов преподавателей каф. ПиМНО/ под ред. В.Г. Закировой. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 154 с. – С. 26-31. (0,4 п.л.)
39.Власова, В.К. Учет инновационных параметров современной системы образования в подготовке конкурентоспособных специалистов// Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов ТГГПУ. Выпуск 12./Под ред. Р.А. Валеевой. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 420 с. – С. 263-265. (0,6 п.л.)
40.Власова, В.К. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в средней профессиональной школе: логический аспект// Информационно-образовательная среда профессиональной школы: динамика и динамизация: Сборник научных трудов/ под ред. Г.И. Кириловой. – Казань: ИПП ПО РАО, 2008. – 73 с. – С. 49-55. (0,4 п.л.)
41.Власова, В.К. К вопросу о значимости логических умений в профессиональной деятельности учителя начальных классов /В.К. Власова // Человек и Вселенная. – СПб., 2006. - № 2 (55). – С. 48-53. (0,5 п.л.)
Материалы международных и всероссийских конференций:
42.Vlasova, V.K. The design of the content of education on the basis of integration of information streams / Mukhametzyanov I.Sh., Vlasova V.K. // European Science and Technology Materials of the III international research and practice conference, Vol. II, Munich, October 30 th–31st, 2012 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2012 – 748 p. – ISBN 978-3-941352-72-8. – p. 402-405. (0,6 /0,3 п.л.)
43.Vlasova, V.K. The variability of information - logistics designing of the content of teacher education/ Mukhametzyanov I.Sh., Vlasova V.K. // Science, Technology and Higher Education [Text] : materials of the international research and practice conference, Vol. II, Westwood, December 11th–12th, 2012/publishing office Accent Graphics communications – Westwood – Canada, 2012. – 608 p. – ISBN 978-1-927480-57-1. – p.118-122. (0,6 /0,3 п.л.)
44.Власова, В.К. Синергетический характер профессионально-региональной инфраструктуры информационной образовательной среды / В.К. Власова, Г.И. Кирилова // Сборник статей IX международной научной конференции, (29-30 сентября 2011 г.) / Министерство образования и науки РФ, Американский геофизический союз (AGU), Сургутский государственный университет (СурГУ) [и др.]; [гл. ред. Л. И. Ерохина]. - Тольятти:, 2011. – 218 с. – С. 183-187. (0,8/0,4 п.л.)
45.Власова, В.К. Специфика информационного развития инфраструктур системы профессионального образования/ В.К. Власова // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию Института педагогики и психологии профессионального образования РАО (11-12 октября 2011) «Профессиональное образование: вопросы теории и инновационной практики» – Казань, 2011. – С. 318-320. (0,3 п.л.)
46.Власова, В.К. Учет основных правил логистики в проектировании информационной образовательной среды профессионального образования// Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический опыт // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году учителя/ под науч.ред. Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис-ХХ1 век», 2010. – 705 с. – С. 71-75. (0,4 п.л.)
47.Власова, В.К. Ориентация на особенности современной информационной среды в подготовке будущего учителя начальных классов// Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании // Материалы Международной научно-практической конференции (г. Казань, 22 апреля 2010 года) /под общей редакцией д.п.н. Е.А.Корчагина, д.п.н. Р.С.Сафина. – Казань: КГАСУ, 2010. – 356 с. – С. 99-104. (0,3 п.л.)
48.Власова, В.К. Управление информационными потоками учреждения профессионального образования// Материалы VI Международной конференции «Стратегия качества в промышленности и образовании». – Технический университет - г. Варна, Болгария. – 2010. – Том 2. (0,3 п.л.)
49.Власова, В.К. Логическая подготовка как важная составляющая формирования мировоззрения будущего учителя начальных классов// Материалы Республиканской научно-практической конференции «Роль преподавателя в формировании мировоззрения студенческой молодежи на основе духовно-нравственного воспитания, семейных традиций». – Казань, ТГГПУ, 2010. (0,4 п.л.)
50.Власова, В.К. Инновационные технологии культуроформирующей деятельности в информационной среде// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарная составляющая профессионального образования». – Казань: ИПППО РАО, 2010. (0,4 п.л.)
51.Власова, В.К. Социализация участников конкурса компьютерного творчества студентов – фактор взаимодействия с предприятиями заказчиками кадров / О.Н. Волик, В.К. Власова // Дуальная форма профессиональной подготовки компетентных специалистов: опыт, проблемы, перспективы развития. – Материалы Всероссийского научно-практического семинара (Казань, 26-27 марта 2009г.). – Казань, 2009. – С. 48-50. (0,3 /0,2 п.л.)
52.Власова, В.К. Взаимодействие образования, бизнеса и производства в подготовке компетентных специалистов в образовательном кластере/ В.К. Власова, О.Н. Волик// Материалы международной научно-практической конференции "Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, качество" (г. Казань, 16 апреля 2009 г.) / под общ. ред. д.п.н. Е.А. Корчагина. – Казань: РИЦ "Школа", 2009. – 336 с. – С. 85-87. (0,3 /0,2 п.л.)
53.Власова, В.К. Дидактическое взаимодействие логики и педагогики как необходимое условие обучения и воспитания будущих учителей// Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Принципы, технологии и диагностика качества воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования» (г. Казань, 22 апреля 2009 г.) / под ред. Г.В. Мухаметзяновой, В.Ш. Масленниковой, Б.В. Юсупова, Т.А. Фисиной, А.В. Павлинова. – Казань: ИПП ПО РАО, 2009. – 415 с. (0,3 п.л.)
54.Власова, В.К. Взаимосвязи профессиональных и логических умений будущего учителя начальных классов в информационной среде// Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею Нигматова З.Г. (12-13 ноября 2009 г., г. Казань). В 2-х ч./ под ред. Р.А. Валеевой, Г.Ж.Фахрутдиновой. – Казань: ТГГПУ, 2009. – Ч.1. – 500 с. – С. 307-311. (0,4 п.л.)
55.Власова, В.К. О необходимости усиления логической подготовки студентов в педагогическом вузе / Власова В.К. // Материалы международной научно-практической конференции (Казань, 10 апреля 2008) «Взаимосвязь профессионального образования, бизнеса и производства, как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста» /под ред. Е.А.Корчагина, Р.С.Сафина – Казань, КГАСУ, 2008. – 472 с – С. 81-84. (0,2 п.л.)
56.Власова, В.К. Критерии учета региональных особенностей рынка труда при профессиональной подготовке кадров в современной информационной среде// Материалы ІV Международной конференции «Стратегия качества в промышленности и образовании» - июнь 2008г. - Технический университет - г. Варна, Болгария. – 2 том. – 850 с. (0,3 п.л.)
57.Власова, В.К. К вопросу об учете региональных особенностей рынка труда формировании профессиональной компетентности будущих специалистов// Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста. – Материалы международной научно-практической конференции (Казань, 25-26 сентября 2008 г.). – Казань, 2008. – С. 164-167. (0,3 п.л.)