Научная тема: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»
Специальность: 19.00.02
Год: 2013
Отрасль науки: Биологические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • Исходные величины простой зрительно-моторной реакции и уровня тревожности, а также особенности их возрастной динамики маркируют психофизиологические качества, необходимые для высоких академических достижений и могут служить показателями-предикторами успешности учебной деятельности школьников.
  • Дети среднего школьного возраста с высокой и низкой академической успешностью различаются по спектральным характеристикам биоэлектрической активности головного мозга и типичным затруднениям при решении вербально-логических и пространственных задач.
  • Успешность учебной деятельности учащихся может быть повышена путем обучения приемам саморегуляции с помощью игрового биоуправления по кардиоинтервалу и применению их в ситуациях контроля знаний и социальных взаимодействий с другими участниками образовательного процесса.
Список опубликованных работ
1.Гилева О.Б. Исследования уровня тревожности у подростков / О.Б. Гилева // Валеология: проблемы и перспективы развития: Тез. межд. науч.-практ. конф. – Ижевск: Удмуртский ун-т, 1998. – С. 166-167.

2.Анисимова Н.А. О возможной интерпретации отдельных признаков теста «Рисунок несуществующего животного» / Н.А. Анисимова, В.И. Лупандин, О.Б. Гилева // Практическая психология’99. Ежегодник. Т. 2: Мат-лы рег. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. – С. 64-66.

3.Гилева О.Б. Исследование возрастной изменчивости ВР у школьников 1-11 класса / О.Б. Гилева // Здоровье и образование: Матер. межд. конгр. валеологов и Третьей Всерос. науч.-практ. конф. «Педагогические проблемы валеологии». – СПб.: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 1999. – С. 57-58.

4.Гилева О.Б. Исследование динамики возрастной изменчивости параметров эмоциональной сферы подростков / О.Б. Гилева // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка: Коллективная монография. – СПб.: СПбГУ, 1999. – С. 247-250.

5.Гилева О.Б. Исследование взаимосвязи показателей психофизиологических и психологических тестов в валеодиагностике школьников 10-13 лет / О.Б. Гилева, Ю.Е. Клюшкина // Здоровье и образование: Матер. межд. конгр. валеологов и Третьей Всерос. науч.-практ. конф. «Педагогические проблемы валеологии» /СПб гос. ун-т пед. мастерства. – СПб.: СПбГУ, 1999. – С. 58-59.

6.Гилева О.Б. Исследование взаимосвязи уровня интеллекта и скорости реакции у школьников / О.Б. Гилева, О.С. Чаликова, Н.В. Чиркова // Практическая психология’99. Ежегодник. Т. 2: Мат-лы рег. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. – С. 20-21.

7.Гилева О.Б. Исследование параметров скорости реакции / О.Б. Гилева, Н.В. Чиркова // Практическая психология’99. Ежегодник. Т. 2: Мат-лы рег. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. – С. 18-20.

8.Гилева О.Б. Возрастные особенности тревожности у подростков г. Екатеринбурга / О.Б. Гилева, В.И. Лупандин // Матер. 1-й Моск. конф. студ. и аспирантов «Психология на пороге 21 века: актуальные проблемы», Москва, 19-20 марта, 1999: Тез. докл. – М., 1999. – Ч. 1. – С. 55-57.

9.Гилева О.Б. Влияние социальных условий на структуру темперамента / О.Б. Гилева, Т.В. Бочарова // Вопросы психологии, 2000. – № 4. –С. 73-75.

10.Гилева О.Б. Сравнительный анализ методов исследования тревожности у детей / О.Б. Гилева, Э.Г. Кугелева // Психологический вестник Уральского государственного университета: Матер. юбилейн. конф. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. – С. 45-50.

11.Гилева О.Б. Исследование возрастных аспектов изменчивости времени реакции и показателей интеллектуального развития / О.Б. Гилева, О.С. Чаликова // Природные с социальные основания интеллектуального развития и деятельности: Матер. Всеросс. науч. конф. – СПб.: Художественная воля, 2000. – С. 7-8.

12.Гилева О.Б. Академическая успеваемость и особенности эмоциональной сферы школьников / О.Б. Гилева // Экология образования: актуальные проблемы. Вып. 2: сборник научных статей / под ред. проф. А.В. Пяткова. – Архангельск: ПГУ, 2001. – С. 44-46.

13.Гилева О.Б. Особенности возрастной динамики времени реакции и успешность обучения школьников / О.Б. Гилева // XVIII Съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова: Тез. докл. – Казань: КГУ, 2001. – С. 499.

14.Гилева О.Б. Психофизиологические аспекты интеллектуального и физического развития школьников / О.Б. Гилева // Юность России: 60 лет детско-юношескому физкультурному движению в России: Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2003. – С. 142-144.

15.Гилева О.Б. Возрастная динамика времени реакции и академическая успешность школьников / О.Б. Гилева // XIX Съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова: Тез. докл. – Екатеринбург, 2004. – С. 64.

16.Гилева О.Б. Возрастная изменчивость времени реакции и этапы психофизиологического развития школьников / О.Б. Гилева // Фальцфейновские чтения. – Херсон: Терра, 2005. – Т. 1. – С. 127-129.

17.Гилева О.Б. Возрастная изменчивость времени реакции и периодизация развития школьников / О.Б. Гилева // Природничий альманах. Сер. «Биологические науки». – Херсон: Изд-во ХДУ, 2005. – Вып. 6. – С. 17-30.

18.Гилева О.Б. Психофизиологические особенности когнитивной сферы личности учащихся и успешность обучения / О.Б. Гилева // Наука, инновации, образование: актуальные проблемы развития транспортного комплекса России: Мат-лы науч.-практ. конф.– Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2006. – С. 549-550.

19.Гилева О.Б. Индивидуальные психофизиологические особенности и успешность обучения / О.Б. Гилева // Гуманитарное образование в современном Российском вузе: Мат. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – С. 52-53.

20.Гилева О.Б. Возрастная динамика психофизиологических показателей и академическая успешность школьников / О.Б. Гилева // ХХ съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова: Тез. докл. – М.: Изд. дом «Русский врач», 2007. – С. 192.

21.Гилева О.Б. Увеличение стрессоустойчивости – важнейший фактор повышения успешности обучения / О.Б. Гилева, Н.А. Фирсова, А.В. Евсеев // Совершенствование учебно-воспитательной, научно-методической и спортивной работы кафедры физвоспитания в условиях рыночной экономики: Сб. матер. науч.-метод. конф. – Москва: МИИТ, 2007. – С. 33-42.

22.Гилева О.Б. Увеличение стрессоустойчивости как один из важнейших факторов повышения успешности обучения / О.Б. Гилева, Н.А. Фирсова // Экономика и управление транспортной отрасли: Сб. матер. Всеросс. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: УрГУПС, 2008. – С. 199–203.

23.Psychophysiological peculiarities and school progress of children // International journal of psychophysiology. – 2008. – V. 69, N 3. – C. 284.

24.Гилева О.Б. Инновационные методы повышения успешности обучения / О.Б. Гилева, Н.А. Фирсова // Транспорт, наука, бизнес: Проблемы и стратегия развития: Сб. матер. конф. – Екатеринбург: УрГУПС. 2008. – С. 141.

25.Гилева О.Б. Опыт коррекции школьной успешности методами биоуправления / О.Б. Гилева // Вестник уральской медицинской академической науки. – 2009. – № 2. – С. 179-181.

26.Гилева О.Б. Изменчивость времени реакции и возможность его использования для оценки психофизиологического состояния школьников / О.Б. Гилева // Валеология. – 2009. – № 4. – С. 36-41.

27.Гилева О.Б. Влияние обучения по программам разной степени сложности на особенности возрастной динамики времени реакции школьников 7-16 лет / О.Б. Гилева // Валеология. – 2010. – № 1. – С. 8-15 .

28.Гилева О.Б. Индивидуальные и возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников 7-16 лет г. Екатеринбурга / О.Б. Гилева // Экология человека. – 2011. – № 4. – С. 43-49.

29.Гилева О.Б. Характеристики фоновой ЭЭГ у школьников 12–13 лет г. Екатеринбурга / О.Б. Гилева // Вестник уральской медицинской академической науки. – 2011. – № 2. – С. 79–83.

30.Гилева О.Б. Особенности электроэнцефалограммы при когнитивной нагрузке у школьников 12-13 лет г. Екатеринбурга / О.Б. Гилева // Вестник уральской медицинской академической науки. – 2011. – № 3. – С. 99–103.

31.Гилева О.Б. Изменчивость времени реакции и академическая успешность учащихся в разных школах Екатеринбурга / О.Б. Гилева // Экология человека. – 2011. – № 10. – С. 22-28.

32.Гилева О.Б. Особенности электроэнцефалограммы при решении задач на пространственное вращение и академическая успеваемость школьников 12-13 лет / О.Б. Гилева // Современные проблемы науки и образования .– 2011. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/100-5231 (дата обращения: 13.01.2012).

33.Способ повышения психофизиологической устойчивости работающих к стрессогенным факторам производственной среды: пат. 2408266 Рос. Федерация: МПК А61В 5/16 / Гилева О.Б.; заявитель и патентообладатель Уральский государственный университет путей сообщения № 2009132763; Опубл. 10.01.11; Бюл. № 1; приоритет 31.08.2009.

34.Гилева О.Б. Топографические особенности биоэлектрической активности коры головного мозга у школьников с разной академической успеваемостью / О.Б. Гилева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/102-5663 (дата обращения: 01.03.2012).

35.Гилева О.Б Психофизиологические основы успешности учебной деятельности: монография / О.Б. Гилева. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2012. – 271 с.