Научная тема: «РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ ПОНИМАНИЯ»
Специальность: 09.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Описана феноменология социокультурной динамики понимания, управляемой механизмами смены основных мировоззренческих интенций западной философии и науки на протяжении исторического периода от античности до современности.
  2. Осуществлено содержательное описание понимания как единого социокультурного и ментального феномена, общей основой которого является коллективная мыслительная и предметная деятельность. Система понимания описана так, чтобы задать понимание и как часть социальной реальности, в которой возникает мыслящий индивид (поле предпонимания), и как часть предметной реальности его субъективности (поток смыслов, конституирующий реальность ментального как такового). Отсюда следует чёткое разграничение двух планов изучения понимания - социокультурного плана объективной предзаданности понимания индивидуальному человеческому сознанию и ментального плана субъективной интерпретации смысла.
  3. Показано, что связь и взаимопроникновение двух феноменальностей понимания, имеющих общую основу, теоретически возможно объяснить двумя противоположно направленными процессами - субъективацией и объективацией, субъективацией содержания социальной памяти и объективацией ментальных содержаний сознания.
  4. Противопоставлены два способа объективации смысла: гипостазирование и рефлексивная объективация смысла, функционирующие на одном и том же системном материале предметной деятельности и взаимно дополняющие друг друга при опредмечивании и распредмечивании. Опредмечивание может быть рефлексивным, но, как правило, является нерефлексивным, гипостазирующим значение терминов и суждений. При гипостазировании смысл приобретает  статус независимого от человека идеального (в виде некоей субстанциальной сущности - Бога, ангела, идеи и т.п.) или материального (в виде «естественного объекта» или отношения между материальными объектами)  бытия.  Распредмечивание возможно лишь при условии рефлексивного отношения к ситуации деятельности и коммуникации между субъектами понимания.
  5. Выявлено, что основные типологические причины непонимания состоят в подменах смысла субъективным переживанием и понимания - пересказом при нерефлексивном понимании, в подменах рефлексивной объективации гипостазированием, последовательно проведённой рефлексивной объективации - единичным актом рефлексии, распредмечивания - рефлексивной объективацией.
  6. Сформулирована универсальная значимость понимания в естественнонаучном, социальном и гуманитарном познании. Понимание, взятое как феномен сообщаемости смысла, является необходимой методологической процедурой в любой исследовательской деятельности, носящей диалоговый характер. Коммуникация «мертва» без понимания и в то же время понимание не существует нигде, помимо коммуникативной среды: благодаря системам коммуникации, происходит трансляция смысла и значения, в том числе, научного знания и понятия. Изучение понимания как социальной «волны» позволяет раскрыть, каким образом рефлексивное понимание задает общий базис для преодоления раскола между науками о природе и о культуре, обусловливает дополнительность и плюрализм  методологических традиций в условиях постиндустриального общества.
Список опубликованных работ
Статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1. Соловьёв О. Б. О пространственно-временной инверсии интегратив-ного знания // Философия науки. – Новосибирск: ИФПР СО РАН, 2005. – № 3 (26). – С. 3–19, [0,8 п.л.];

2. Соловьёв О. Б. Замечания к построению объективной онтологии сознания // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия «Философия». – 2006. – Т. 4. – Вып. 1. – С. 38–45, [0,6 п.л.];

3. Соловьёв О. Б. Объяснение в процедурах интерпретации // Философия образования. – Новосибирск: НМЦ ФО НГПУ, 2006. – № 2 (16). – С. 279–284, [0,5 п.л.];

4. Соловьёв О. Б. Научное познание и объективирующая установка // Философия образования. – Новосибирск: НИИ (УМЦ) ФО НГПУ, 2007. – № 3 (20). – С. 118–125, [0,5 п.л.];

5. Соловьёв О. Б. Историзм и антиисторизм социокультурной динамики понимания // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Серия «Философия». – 2008. – № 1 (10). – С. 86–95, [0,55 п.л.];

6. Соловьёв О. Б. Понимание в коммуникативной среде // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия «Философия». – 2008. – Т. 6. – Вып. 2. – С. 12–19, [0,7 п.л.];

7. Соловьёв О. Б. Философско-лингвистические размышления о языковых средствах рефлексивного понимания // Вестник Москов. гос. обл. ун-та. Серия «Философские науки». – 2008. – № 3. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 119–124, [0,5 п.л.];

8. Еганов Э. А., Соловьёв О. Б. Неклассические идеалы рациональности в науках о Земле // Философия науки. – Новосибирск: ИФПР СО РАН, 2008. – № 4 (39). – С. 112–122, [0,6 п.л.];

9. Соловьёв О. Б. Интенции понимания в социокультурной среде // Аспирантский вестник Поволжья. – 2008. – № 5-6. – С. 69–75, [0,6 п.л.];

10. Соловьёв О. Б. Языковые средства рефлексивного понимания // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия «Философия». – 2008. – Т. 6. – Вып. 3. – С. 39–44, [0,5 п.л.];

11. Соловьёв О. Б. Типология непонимания в коммуникативной среде // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Серия «Философия». – 2009. – № 1 (25). – С. 80–88, [0,55 п.л.];

Монографии:

1. Розова С. С., Соловьёв О. Б. Естественный объект в научном исследовании: Монография. – Новосибирск: НГУ, 2000. – 160 с., [10,0 п.л.];

2. Соловьёв О. Б. Понимание и культура: Монография. – Новосибирск: НГУЭУ, 2005. – 312 с., [19,5 п.л.];

3. Соловьёв О. Б. Понимание и мышление: Монография. – Новосибирск: НГУЭУ, 2007. – 278 с., [17,3 п.л.];

Статьи в сборниках научных трудов:

1. Соловьёв О. Б. Дидактика современного естествознания и генетическое классифицирование объектов // Человек, интеллект и образование: Сб. науч. тр. – Новосибирск: НГУ, 1995. – С. 143–158, [0,9 п.л.];

2. Соловьёв О. Б. Понятие естественного объекта в классификационных построениях // На пути к теории классификации: Сб. науч. тр. – Новосибирск: НГУ, 1995. – С. 154–190, [2,1 п.л.];

3. Соловьёв О. Б. Бытие естественнонаучного объекта в культуре // Теория социальных эстафет. Сб. науч. тр. – Новосибирск: НГУ, 1997. – С. 213–228, [1,0 п.л.];

4. Соловьёв О. Б. Реальная философия и современность // Проблема способа бытия объектов исследования в гуманитарных и естественных науках: Сб. науч. тр. – Новосибирск: НГУ, 2001. – С. 35–57, [1,4 п.л.];

5. Розова С. С., Соловьёв О. Б. Естественный объект глазами учёного и глазами философа науки // Проблема способа бытия объекта исследования как методологическая проблема: Сб. науч. тр. – Новосибирск: НГУ, 2002. – С. 125–150, [1,6 п.л.];

6. Розова С. С., Соловьёв О. Б. Понятие естественного объекта как решение проблемы способа бытия объекта исследования в естественных науках // Проблема способа бытия объекта исследования как методологическая проблема: Сб. науч. тр. – Новосибирск: НГУ, 2002. – С. 151–163, [0,8 п.л.];

7. Соловьёв О. Б. Категории природного и культурного в интегративных тенденциях знания // Научные записки НГАЭиУ. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. – Вып. 4. – С. 14–19, [0,5 п.л.];

8. Соловьёв О. Б. Понимание и интенциональность // Научные записки НГУЭУ. – Новосибирск: НГУЭУ, 2004. – Вып. 3. – С. 5–8, [0,35 п.л.];

9. Соловьёв О. Б. Мышление в дилемме бытия и ничто // Научные записки НГУЭУ. – Новосибирск: НГУЭУ, 2005. – Вып. 3. – С. 30–34, [0,35 п.л.];

10. Соловьёв О. Б. Герменевтическое определение образования // Научные записки НГУЭУ. – Новосибирск: НГУЭУ, 2006. – Вып. 4. – С. 93–95, [0,5 п.л.];

11. Соловьёв О. Б. Дискурсивная практика понимания // Учитель и ученик: общение, понимание, диалог: Сб. статей. – Новосибирск: НГУ, 2006. – С. 106–113, [0,4 п.л.];

12. Соловьёв О. Б. Непонимание как феномен несогласия в пространстве языковой игры // Феномен несогласия в гуманитарных и естественных науках: Сб. науч. статей. – М.: Компания Спутник+, 2006. – С. 64–77, [0,7 п.л.];

13. Соловьёв О. Б. К вопросу о способе рефлексивного осмысления объекта исследования // Критика и семиотика. – Новосибирск: НГУ, 2007. – Вып. 11. – С. 93–108, [1,0 п.л.];

14. Розова С. С., Соловьёв О. Б. Предпонимание и социальные эстафеты // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия «Философия». – 2007. – Т. 5. – Вып. 1. – С. 27–34, [0,7 п.л.];

15. Соловьёв О. Б. Неопределённость: интенциональные и аспектуальные горизонты понимания // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия «Психология». – 2008. – Т. 2. – Вып. 1. – С. 63–67, [0,5 п.л.];

Статьи в материалах международных, всероссийских и региональных научных конференций:

1. Соловьёв О. Б. Топология социокультурного пространства понимания // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований в ХХI веке. Материалы региональной научной конференции молодых учёных Сибири в области гуманитарных и социальных наук. – Новосибирск: ИФПР СО РАН, НГУ, 2005. – С. 131–135, [0,25 п.л.];

2. Соловьёв О. Б. О прагматическом назначении понимания в образовании и науке // Модернизация российского образования: сб. ст. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – Т. XVII. – С. 401–406, [0,45 п.л.];

3. Соловьёв О. Б. Топология ментального пространства понимания // Человек в условиях неопределённости: Сб. материалов Всерос. конф. – Новосибирск: НГУ, 2006. – С. 11–23, [0,6 п.л.];

4. Соловьёв О. Б. Проблематика смысла в поэзии Серебряного века // Проблема смысла в философии и культуре русского Серебряного века. Вып. 14. Материалы Междунар. науч. конф. 2008 г. – Дрогобыч: Дрогобычский госуд. пед. ун-т им. Ивана Франко, 2008. – С. 317–325, [0,5 п.л.];

5. Соловьёв О. Б. Рефлексивные стратегии формирования личности в постиндустриальном обществе // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Ч. 3. Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды 8-й Междунар. науч.-практ. конф. Кн. 2. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – С. 174–180, [0,35 п.л.].