2. Установлено, что используемые в настоящее время отечественными автомобилестроительными предприятиями стратегии развития противоречат целям модернизации отрасли на инновационной основе, так как они направлены на обеспечение их конкурентоспособности лишь в краткосрочной перспективе за счет реализации проектов контрактного производства или покупки лицензий на выпуск устаревших технологических платформ у зарубежных компаний, что приводит к их дальнейшей технологической деградации.
3. Обоснована концепция развития предприятий автомобилестроения на основе стратегий индустриального партнерства, отличительной особенностью которой является использование новой стратегической альтернативы, направленной на интеграцию российских предприятий в конкурентоспособные инновационно-производственные сети с целью обеспечения трансфера передовых технологий от мировых лидеров отрасли и создания собственных конкурентоспособных технологических платформ. Концепция нацелена на решение ряда проблем, связанных с выбором путей развития отечественной автомобилестроительной отрасли в качестве инструмента формирования промышленной политики как на государственном уровне управления, так и уровне управления предприятиями.
4. Предложен методологический подход к формированию стратегий индустриального партнерства автомобилестроительных предприятий, который базируется на синтезе различных элементов школ стратегического управления (школ планирования, позиционирования, власти, обучения, конфигурации) и направлен на разработку ограниченного числа базовых альтернативных моделей модернизации автопроизводителей на инновационной основе. Отличительной особенностью таких стратегий является их направленность на кардинальное технологическое обновление автопроизводителей за счет получения доступа к ранее недоступным технологиям.
5. Уточнены методологические принципы формирования и реализации стратегий индустриального партнерства предприятий автомобилестроения и, наряду с традиционными, предложены такие, как конкурентоспособность импортируемых технологий и технологическая открытость, несоблюдение которых приведет к постановке на производство устаревших и неконкурентоспособных продуктов, технологической зависимости от зарубежных холдингов и деградации собственных НИОКР.
6. Предложена классификация стратегий индустриального партнерства автомобилестроительных предприятий, основанных на привлечении ранее недоступных для них технологий из внешней среды, в рамках которых определены:
- стратегическая альтернатива низшего уровня, которая основана исключительно на импорте устаревших технологий от мировых лидеров отрасли в отечественные предприятия (стратегии контрактора, сателлита, имитирования, приобретения лицензий);
- стратегическая альтернатива высшего уровня, которая подразумевает комбинирование импорта и экспорта технологий на уровне предприятия (лицензирование, дирижирование, интегрирование, кооперирование).
Предложена последовательность реализации стратегий индустриального партнерства с целью перехода отечественных автомобилестроительных предприятий на инновационную модель развития.
7. Разработана методика выбора стратегий индустриального партнер ства предприятий автомобилестроительной промышленности, в основе ко торой лежит предложенная автором матрица связи уровня производствен но-технологического развития объекта исследования и размера расходов на НИОКР, что позволяет определять стратегическую позицию и модель перехода от стратегических альтернатив низшего уровня к высшему с целью их модернизации.
8. Предложена методика оценки уровня технологического развития автомобилестроительного предприятия на основе интеграции показателей, характеризующих: квалификацию персонала, занятого в НИОКР и ОКР; инновационную и производственную инфраструктуры; имеющийся научно-технический задел; эффективность стратегического маркетинга и его взаимосвязь с НИОКР; степень взаимодействия предприятия с поставщиками автокомпонентов в области разработки и производства комплектующих. Рассчитываемый на основе методики интегральный показатель технологического развития является индикатором наличия достаточных условий для реализации базовых вариантов стратегий индустриального партнерства на предприятии.
9. Предложена структура автомобилестроительного кластера (на примере автомобилестроительной промышленности Нижегородской области), с позиции системного подхода обоснована необходимость включения в кластерную структуру нового системообразующего элемента - индустриального парка, представляющего собой специально созданную и управляемую промышленную территорию с единой инженерной и производственной инфраструктурой, резидентами которого являются предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие производство автокомпонентов для сборочных производств, что обеспечивает их импортозамещение. Формирование индустриального парка позволяет создать необходимые организационные условия для осуществления стратегических альтернатив, направленных на формирование конкурентоспособных инновационно-производственных сетей.
10. Разработана методика мониторинга реализации стратегий индустриального партнерства для автомобилестроительных предприятий, которая в отличие от традиционных методик, основанных на оценке экономическо го эффекта от реализации проектов, базируется также и на анализе качественных показателей технологического и производственного развития ком паний, которые используются зарубежными лидерами отрасли, таких как 2MIS IPTV (количество гарантийных случаев на 1000 проданных автомобилей в первые два месяца их эксплуатации), PRЕ (уровень выручки ком пании на одного работника в месяц), L (уровень локализации производства). Данная методика позволяет комплексно исследовать процесс их мо дернизации на инновационной основе, выявлять отклонения и оперативно осуществлять коррекцию стратегии, что в итоге направлено на обеспечение конкурентоспособности автопроизводителей.
1.Шушкин, М. А. Оценка конкурентоспособности предприятий с ди-визиональной структурой управления / М. А. Шушкин, М. Н. Забаева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 1. - С. 58-63. - 0,25 п.л.
2.Шушкин, М. А. Роль диверсифицированных компаний в условиях формирования инновационной экономики / М. А. Шушкин // Вестник Казанского технологического университета. - 2008. - № 3. - С. 162-167. -0,5 п.л.
3.Шушкин, М. А. Технология стратегического анализа диверсифицированной автомобилестроительной компании / М. А. Шушкин // Автомобильная промышленность. - 2008. - № 8. - С. 1-5. - 0,5 п.л.
4.Шушкин, М. А. Формирование комплексного подхода обеспечения конкурентоспособности диверсифицированной компании / М. А. Шушкин // Вестник Казанского технологического университета. - 2008. - № 6, Ч. 2. -С. 11-15.-0,5 п.л.
5.Шушкин, М. А. Принципы обеспечения конкурентоспособности отечественных автомобилестроительных предприятий / М. А. Шушкин // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - № 3. -С. 111-113.-0,4 п.л.
6.Шушкин, М. А. Разработка стратегий развития автомобилестроительной компании / М. А. Шушкин // Экономический анализ: теория и практика. - М. : Финансы и кредит, 2009. - № 22 (151). - С. 37-41. -0,5 п.л.
7.Шушкин, М. А. Формирование стратегии автомобилестроительной фирмы в условиях экономического кризиса / М. А. Шушкин // Автомобильная промышленность. - 2009. - № 5. - С. 1-4. - 0,5 п.л.
8.Шушкин, М. А. «Кайдзен» как инструмент обеспечения конкурентоспособности автомобильной фирмы / М. А. Шушкин // Автомобильная промышленность. - 2009. - № 4. - С. 1-3. - 0,5 п.л.
9. Шушкин, М. А. Формирование корпоративной стратегии компании в условиях кризиса / М. А. Шушкин // Вестник государственного универ ситета управления. - М. : Изд-во ГУУ, 2009. - С. 282-285. - 0,4 п.л.
10. Шушкин, М. А. Инструменты менеджмента обеспечения конку рентоспособности автомобилестроительных компаний / М. А. Шушкин // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - № 6. - С. 285-288. - 0,4 п.л.
11. Шушкин, М. А. Стратегии инноваций автомобилестроительных компаний на основе парадигмы открытых инноваций / М. А. Шушкин // Инновации. - 2010. - № 11 (145). - С. 62-67. - 0,5 п.л.
12.Шушкин, М. А. ФИАТ: опыт использования концепции открытых инноваций / М. А. Шушкин // Автомобильная промышленность. - 2011. -№ 11.-С. 37-39. -0,4 п.л.
13.Шушкин, М. А. Использование концепции открытых инноваций в автомобилестроительных компаниях / М. А. Шушкин // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - Т. 1, № 1 (36). -С. 38-42. - 0,5 п.л.
14.Шушкин, М. А. Проблемы локализации производства автокомпонентов в России / М. А. Шушкин // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 15. - С. 255-257. - 0,4 п.л.
15.Шушкин, М. А. Механизмы локализации производства автокомпонентов как стратегическая задача отечественного автопрома / М. А. Шушкин // Автомобильная промышленность. - 2013. - № 1. -С. 1-3.-0,4 п.л.
16.Шушкин, М. А. Развитие отечественных предприятий автомобилестроительной промышленности на основе стратегий индустриального партнерства / М. А. Шушкин // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 3. - С. 259-261. - 0,4 п.л.
Монографии
17.Шушкин, М. А. Управление конкурентоспособностью предприятия на основе бенчмаркинга / П. С. Агафонов, М. А. Шушкин. - Н. Новгород : Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2006. - 164 с. - 4,7 п.л.
18.Шушкин, М. А. Формирование конкурентоспособности диверсифицированной компании / М. А. Шушкин. - Н. Новгород : Волж. гос. инженер.-пед. ун-т, 2006. - 118 с. - 7,35 п.л.
19.Шушкин, М. А. Механизмы обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий на основе стратегии диверсификации бизнеса / М. А. Шушкин, В. В. Англичанинов, В. П. Кузнецов. - Н. Новгород : Волж. гос. инженер.-пед. ун-т, 2007. - 128 с. - 2,66 п.л.
20.Шушкин, М. А. Методология обеспечения конкурентоспособности корпораций в условиях инновационной экономики / М. А. Шушкин, В. В. Англичанинов, В. П. Кузнецов, А. И. Панов. - Н. Новгород : Волж. гос. инженер.-пед. ун-т, 2008. - 117 с. - 1,8 п.л.
21.Шушкин, М. А. Развитие методологии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики на основе кластерного подхода / М. А. Шушкин, В. В. Англичанинов, В. П. Кузнецов, С. Л. Крюков. -Н. Новгород : Волж. гос. инженер.-пед. ун-т, 2008. - ПО с. - 1,7 п.л.
22.Шушкин, М. А. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности автомобилестроительных компаний в условиях развития инновационной экономики / В. П. Кузнецов, В. В. Англичанинов, М. А. Шушкин. - Н. Новгород : Волж. гос. инженер.-пед. ун-т, 2008. - 119 с.-2,5 п.л.
23.Шушкин, М. А. Механизмы формирования эффективных стратегий развития компании в условиях мирового экономического кризиса / В. П. Кузнецов, А. В. Вершинин, М. А. Шушкин. - Н. Новгород : Волж. гос. инженер.-пед. ун-т, 2009. - 113 с. - 2,35 п.л.
24.Шушкин, М. А. Механизмы обеспечения конкурентоспособности автомобилестроительной компании / В. П. Кузнецов, Д. В. Сватковский, М. А. Шушкин. - Н. Новгород : Волж. гос. инженер.-пед. ун-т, 2009. -148 с.-3,08 п.л.
25.Шушкин, М. А. Инновационные стратегии автомобилестроительных компаний / В. П. Кузнецов, М. А. Шушкин, А. Н. Горчаков, С. А. Га-гунов. - Н. Новгород : Волж. гос. инженер.-пед. ун-т, 2009. - 148 с. -2,31 п.л.
26.Шушкин, М. А. Формирование стратегических альтернатив развития предприятий автомобилестроительной промышленности (вопросы методологии) / М. А. Шушкин. - Н. Новгород : Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2013. - 214 с. - 12,6 п.л.
Публикации в других изданиях
27.Шушкин, М. А. Методология реструктуризации операционной деятельности предприятия / М. А. Шушкин // Архитектура. Геоэкология. Экономика : сб. тр. аспирантов и магистрантов - Н. Новгород : Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2002. - С. 153-154. - 0,21 п.л.
28.Шушкин, М. А. Применение проектного управления как фактора повышения конкурентоспособности организации / М. А. Шушкин, В. Д. Димитров // Проблемы и перспективы российской экономики : сб. ст. II науч.-практ. конф. - Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. - С. 111-112. -0,08 п.л.
29.Шушкин, М. А. Содержание понятия конкурентоспособности предприятия / М. А. Шушкин // Архитектура. Геоэкология. Экономика : сб. тр. аспирантов и магистрантов. - Н. Новгород : Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2004. - С. 259-261. - 0,21 п.л.
30.Шушкин, М. А. Оценка стратегических возможностей бизнес-единиц предприятия / Д. В. Алехин, М. А. Шушкин // Высокие технологии в педагогическом процессе : докл. VI Междунар. науч.-метод. конф. преподавателей вузов, аспирантов, ученых и специалистов (21-22 апреля 2005 г.). - Н. Новгород : Волж. гос. иженер.-пед. акад., 2005. - С. 104-105. -0,08 п.л.
31.Шушкин, М. А. Контроллинг как инструмент повышения качества управления конкурентоспособностью предприятия с дивизиональной структурой / М. А. Шушкин, О. В. Федотова // Вестн. Волж. гос. инженер.-пед. ун-та. - 2006. - № 3 (4). - С. 58-62. - 0,2 п.л.
32.Шушкин, М. А. Анализ тенденций развития корпоративного управления / М. А. Шушкин // Актуальные вопросы развития экономики России: теория и практика : тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов (24 ноября 2006 г.). -Н. Новгород : Волж. гос. инженер.-пед. ун-т, 2006. - Ч. 4. - С. 259-261. -0,21 п.л.
33.Шушкин, М. А. Элементы конкурентной стратегии предприятия в условиях глобализации экономики / М. А. Шушкин // Законы научной сферы общества : материалы X Междунар. Нижегор. Ярмарки идей, 35 Академ. симп. - Н. Новгород, 2007. - С. 293-294. - 0,16 п.л.
34.Шушкин, М. А. Тенденции использования стратегий бизнеса / М. А. Шушкин // Приволж. науч. журн. - 2007. - № 2 (3). - Н. Новгород. -С. 134-137.-0,25 п.л.
35.Шушкин, М. А. Формирование методологического подхода управления диверсифицированными компаниями / М. А. Шушкин // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы : материалы V Междунар. практ. конф. преподавателей, ученых, аспирантов, студентов (26 октября 2007 г.). - Н. Новгород : Волж. гос. инженер.-пед. ун-т, 2007. -Т. 1.-С. 226-230.-0,2 п.л.
36.Шушкин, М. А. К вопросу о формировании кластеров в качестве инструментов обеспечения конкурентоспособности региональной экономики / М. А. Шушкин // Региональная экономика: проблемы и перспективы : межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. д.э.н. О. Б. Дигилиной, д.э.н. К. В. Хартановыча, к.э.н. А. Е. Илларионова. - Владимир : Собор, 2008. -С. 309-311.-0,2 п.л.
37.Шушкин, М. А. Факторный анализ обеспечения конкурентоспособности автомобилестроительной корпорации / М. А. Шушкин // Современные аспекты экономики, менеджмента и инноваций : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новогород : Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. А. Алексеева, 2008. - С. 181-192. - 0,2 п.л.
38.Шушкин, М. А. Формирование интегрированных корпоративных структур / М. А. Шушкин // Инновации в системе непрерывного профессионального образования : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Н. Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2008. - С. 83-84. - 0,16 п.л.
39.Шушкин, М. А. Стратегические тенденции развития бизнес-среды / М. А. Шушкин // Инновации в системе непрерывного профессионального образования : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Н. Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2008. - С. 77-80. - 0,2 п.л.
40.Шушкин, М. А. Разработка конкурентной стратегии автомобилестроительных предприятий в условиях экономического кризиса / М. А. Шушкин, В. П. Кузнецов // Команда стратегических изменений : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Владимир : Собор, 2008. -С. 97-102. - 0,2 п.л.
41.Шушкин, М. А. Принципы формирования эффективных стратегий промышленных предприятий / М. А. Шушкин // Промышленное развитие России : проблемы, перспективы : материалы V Междунар. практ. конф. преподавателей, ученых, аспирантов, студентов (26 ноября 2008 г.). -Н. Новгород : Волж. гос. инженер.-пед. ун-т, 2008. - Т. 1. - С. 121-122. -0,1 п.л.
42.Шушкин, М. А. К вопросу о формировании кластеров в качестве инструментов обеспечения конкурентоспособности регионов и крупных промышленных предприятий / М. А. Шушкин // Вестник гуманитарного института. Научный журнал. - 2009. - № 1-2 (11-12). - С. 36-39. - 0,3 п.л.
43.Шушкин, М. А. Проблемы развития предприятий автомобилестроительной отрасли в Нижегородской области / М. А. Шушкин // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы : тр. VII Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов : в 3 т. - Н. Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2009.- Т. 2. -С. 123-126.-0,2 п.л.
44.Шушкин, М. А. Изменение роли инновационной деятельности в процессах обеспечения конкурентоспособности автомобилестроительных компаний / М. А. Шушкин // Инновационное управление предприятиями инвестиционного комплекса : материалы III регион. науч.-практ. конф. -Н. Новгород : Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2010. - С. 132-134. -0,2 п.л.
45.Шушкин, М. А. Методологические проблемы развития автомобилестроительных компаний: кризис как возможность / М. А. Шушкин // Инновационные технологии управления бизнес-кризисами : материалы всерос. науч.-практ. конф. - Н. Новгород : Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, 2010. - 267 с. - С. 252-254. - 0,3 п.л.
46.Шушкин, М. А. Развитие автомобилестроительных компаний на основе парадигмы открытых инноваций / М. А. Шушкин, М. И. Молотков // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и докторантов по итогам НИР 2010 года / МАИЭС (НРО). - Н. Новгород : ЗАО «НРЛ», 2011. - С. 21-24. - 0,1 п.л.
47.Шушкин, М. А. К вопросу об использовании концепции открытых инноваций отечественными компаниями / М. А. Шушкин, М. И. Молотков // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы : тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов : в 4 т. - Н. Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2010. - Т. 2. -С. 104-106.-0,1 п.л.
48.Шушкин, М. А. Обеспечение конкурентоспособности инновационных проектов на промышленных предприятиях / М. А. Шушкин, И. В. Митряев // Малый бизнес и частное предпринимательство как фактор инновационного развития экономики : сб. науч. тр. - Ташкент : Филиал ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011. - С. 113-116. - 0,2 п.л.
49.Шушкин, М. А. Обеспечение конкурентоспособности инновационных проектов промышленных предприятий / М. А. Шушкин // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы : сб. ст. по материалам IX Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов : в 3 т. - Н. Новгород : НГПУ, 2011 - С. 79-83. -0,4 п.л.
50.Шушкин, М. А. Концептуальная модель стратегического развития отечественных автомобилестроительных предприятий: роль государства как стратегического регулятора развития отрасли / М. А. Шушкин, В. П. Кузнецов // Проблемы региональной экономики : межтерритор. науч.-производ. журн. № 1-2. Институт экономики и управления УдГУ. -Ижевск, 2012. - С. 44-47. - 0,2 п.л.
51.Шушкин, М. А. Российский автопром: проблемы и стратегические альтернативы / М. А. Шушкин // Образованието и науката на XXI век : Ма-териали за 8 - а научна практична конференция. - Республика България, гр. София, 2012. - С. 44-49. - 0,4 п.л.