2. Определено, что государственное управление в сфере промышленной безопасности ОПО представляет собой систему специфических политических, экономических, правовых и иных мер, принимаемых государством в целях управления состоянием безопасности на всех стадиях жизненного цикла опасных объектов для обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на ОПО и последствий этих аварий для решения актуальных проблем в области установления технических требований, создания экономических механизмов, направленных на стимулирование обеспечения безопасности, и гарантирующих адекватную ответственность всех субъектов деятельности в сфере промышленной безопасности ОПО.
3. Установлено, что отличительной чертой правового регулирования промышленной безопасности ОПО выступает множественность его субъектов и источников, обусловленная большим числом и разнообразием решаемых задач, что позволяет определить правовые основы обеспечения промышленной безопасности ОПО в Российской Федерации как систему нормативных правовых актов, определяющую правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации ОПО и позволяющую предупредить аварии на ОПО и обеспечить готовность эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
4. Сделан вывод, что административно-правовой режим промышленной безопасности ОПО можно определить как установленную в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения лиц, а также порядок реализации ими своих прав в целях повышения эффективности правового регулирования, устранения избыточных административных барьеров для инновационной деятельности в сфере промышленного производства, других отраслях экономики, создания стимулов к модернизации отечественной экономики и одновременно надежному управлению технологическими и экономическими рисками производственной деятельности специально созданными для этой цели государственными и общественными органами.
5. Определено, что применение административно-правового режима промышленной безопасности ОПО направлено на создание эффективного прогнозирования, выявления, анализа и оценки рисков аварий на ОПО, уровня надежности систем обеспечения промышленной безопасности, ликвидации последствий возможных аварий; сокращение перечня и формирование организационных механизмов классификации ОПО по степени риска аварий и масштабу их последствий; дифференциацию методов регулирования в области промышленной безопасности; оптимизацию административных процедур при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации ОПО; обеспечение актуализации требований безопасности с учетом развития технологий, применяемых на ОПО; создание благоприятных условий для модернизации основных производственных фондов, внедрения инновационных производственных технологий, уникального оборудования и материалов; формирование комплекса мер государственной поддержки, разработку, реализацию и внедрение российских технологий обеспечения промышленной безопасности; обеспечение повышения уровня квалификации работников организаций, эксплуатирующих ОПО, открытости информации о состоянии промышленной безопасности и доступности требований промышленной безопасности; интенсификацию международного сотрудничества в области промышленной безопасности.
6. Сделан вывод о том, что провозглашение Конституцией РФ правового государства обусловило приобретение административным принуждением нового качественного значения. На современном этапе в условиях необходимости противодействия угрозам промышленной безопасности административное принуждение является подчас единственным средством обеспечения прав и свобод человека и гражданина, это и обусловливает задачу законодательной выработки критериев соотношения между ущемляемыми и охраняемыми интересами личности в деятельности исполнительной власти, чем и определена потребность построения четкой иерархической системы принципов административно-правового режима обеспечения промышленной безопасности ОПО.
7. Определено, что, обладая общими универсальными признаками, свойственными в целом административно-правовым отношениям, общественные отношения в сфере административно-правового режима промышленной безопасности ОПО имеют ряд специфических черт, позволяющих выделить их из общего массива подобного рода правоотношений. К ним относятся, в частности, следующие:
а) наличие определенного круга объектов правового регулирования в сфере обеспечения промышленной безопасности ОПО, к которым в общем значении следует отнести: права и законные интересы личности в сфере функционирования и взаимодействия с исполнительной властью, в области их защиты от аварий на ОПО и последствий указанных аварий; интересы общества, создание условий защищенности от угроз, которые могут наступить вследствие ненадлежащей эксплуатации ОПО, применительно ко всей системе общественных отношений, детерминированной базисом общества, установленной в результате соблюдения социальных норм, в том числе в сфере предотвращения или устранения угроз для жизни и здоровья людей и их имущества;
б) наличие самостоятельных субъектов, к которым относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти федеральных округов РФ и субъектов РФ как органы, наделенные исполнительными полномочиями общей компетенции; правоохранительные и контролирующие органы как органы, наделенные исполнительными полномочиями в межотраслевых и отраслевых сферах обеспечения промышленной безопасности ОПО; субъекты экономической деятельности в сфере обеспечения промышленной безопасности ОПО; граждане и их объединения;
в) существование особого процессуального института нормативного регулирования, регламентирующего административно-процессуальные и административно-процедурные аспекты деятельности субъектов исполнительной власти в сфере обеспечения промышленной безопасности ОПО. К последним можно отнести административно-юрисдикционные нормы, устанавливающие порядок рассмотрения заявлений и обращений субъектов предпринимательской деятельности в сфере промышленной безопасности ОПО в органы исполнительной власти в связи с защитой их прав и законных интересов, в том числе с защитой процессуальных прав, в случае привлечения к административной ответственности.
8. Дано авторское определение механизма реализации административно-правового режима промышленной безопасности ОПО, представляющего собой специфическую часть механизма правового регулирования, его особый порядок, направленный на консолидацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, субъектов деятельности в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов в процессе реализации планов и программ развития Российской Федерации, осуществления экономической деятельности и сопровождаемый установлением (актуализацией) технических требований, созданием экономических механизмов стимулирования обеспечения безопасности, гарантирующих адекватную ответственность всех субъектов деятельности в сфере промышленной безопасности ОПО.
9. Установлено, что правовые основы действия организационных механизмов классификации ОПО представляют собой совокупность основных методик, позволяющих оценить уровень опасности конкретного опасного производственного объекта или его вида, объединенных по какому-либо признаку (например, отраслевой принадлежности), и определить критерии классификации ОПО по группам, для каждой из которых установлен оптимальный режим государственного контроля.
10. Раскрыты основные подходы к совершенствованию политики в области обеспечения промышленной безопасности ОПО, предусматривающие выполнение мероприятий, нацеленных на совершенствование системы регулирования в указанной области, повышение прозрачности деятельности надзорных органов, снижение административных барьеров, разграничение полномочий в области промышленной безопасности ОПО между федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, в том числе в части осуществления контроля и надзора, а также стимулирование модернизации производства, инновационной деятельности предприятий и внедрение инноваций.
11. Юридические средства правового обеспечения административно-правового режима промышленной безопасности ОПО в Российской Федерации нельзя сводить только к какому-либо одному способу регулирования. Они представляют собой совокупность правовых способов воздействия на общественные отношения. Ни один из существующих в настоящее время правовых институтов (ядерная, пожарная, транспортная, экологическая и другие виды безопасности) не охватывает в полном объеме средства правового регулирования административно-правового режима промышленной безопасности опасных производственных объектов в Российской Федерации, ведь практически любой объект этой категории одновременно выступает источником разных по своей природе опасностей (например, метрополитен несет техногенные, экологические, экономические, пожарные, транспортные и иные риски). Таким образом, промышленная безопасность ОПО представляет собой интегральный институт.
12. Обосновано, что в перспективе основными задачами в области обеспечения промышленной безопасности ОПО являются: разработка технических регламентов по вопросам обеспечения безопасности населения, безопасности эксплуатации (функционирования) и защищенности ОПО от угроз различного характера; уточнение критериев отнесения объектов к категории критически важных объектов федерального и регионального уровней; осуществление дальнейшей разработки и формирования научных основ обеспечения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов; разработка и внедрение в практику современных систем, средств и методов технической диагностики оборудования потенциально опасных объектов для раннего обнаружения причин возникновения аварий и инцидентов техногенного характера и средств защиты информации в области организации обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов; развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования техногенных аварий и катастроф с учетом всего спектра угроз различного характера путем улучшения ее организации, методологии, технического оснащения, автоматизации сбора, обработки и передачи информации, расширения функций за счет мониторинга состояния критически важных и потенциально опасных объектов; развитие инфраструктуры и материально-технической базы пожарной охраны в населенных пунктах, на ОПО, оснащение ее новыми средствами пожаротушения и спасения людей и имущества; проработка вопросов создания и развития современных экономических механизмов стимулирования реализации превентивного комплекса мероприятий по обеспечению защищенности ОПО; разработка и утверждение плана повышения защищенности опасных производственных объектов РФ от угроз техногенного характера.
13. Сделаны выводы о том, что повышение технологической и технической безопасности ОПО до соответствия рисков возможных аварий социально приемлемому уровню должно включать в себя формирование правил проведения оценки безопасности технологического процесса; обеспечение периодической оценки безопасности опасных объектов; создание экономических механизмов стимулирования обеспечения безопасности опасных объектов; совершенствование порядка и периодичности определения остаточного ресурса оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, порядка продления сроков его безопасной эксплуатации; создание экономических стимулов обновления основных фондов, модернизации и технического перевооружения опасных объектов, в том числе в целях применения наилучших энергосберегающих технологий; обеспечение вывода из эксплуатации оборудования опасных объектов, отработавшего ресурс и имеющего ограниченный запас годности; стимулирование участия общественных институтов в практической реализации принципа социальной ответственности бизнеса; формирование условий, способствующих развитию независимых профсоюзных организаций.
14. Установлено, что для обеспечения квалифицированной эксплуатации ОПО необходимо осуществлять следующие мероприятия: создать систему управления промышленной безопасностью в процессе технологического цикла на опасных объектах; совершенствовать принципы и порядок осуществления производственного контроля; вести технический и метрологический контроль при эксплуатации опасных объектов и оборудования таких объектов; стимулировать развитие профессиональной культуры и культуры безопасности; создавать механизмы, гарантирующие квалифицированное сервисное обслуживание ОПО, систем управления и безопасности, оборудования таких объектов; создавать экономические стимулы участия субъектов экономической деятельности в подготовке технических специалистов; совершенствовать требования к подготовке и проверке знаний (аттестации) руководителей и работников, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание ОПО.
15. Сделан вывод о том, что в настоящее время существует необходимость создания единообразного понятийного аппарата по вопросу обеспечения безопасности ОПО, который должен быть отражен в документе уровня федерального закона, содержащего единые критерии отнесения объекта к ОПО и требования по их защите, обязательные для всех. Имея в качестве основы единую нормативную базу, каждая отрасль или конкретное предприятие вполне сможет дополнить, расширить и конкретизировать обязательные требования с учетом своей специфики, если сочтет нужным. Должен также быть разработан общий перечень опасных производственных объектов.
16. Определено, что деятельность по совершенствованию государственного надзора и иных инструментов подтверждения безопасности опасных объектов должна включать в себя дифференциацию способов подтверждения безопасности посредством осуществления государственного надзора или применения иных инструментов подтверждения безопасности в зависимости от потенциальной опасности объекта; совершенствование предмета государственного надзора в соответствии с перераспределением ответственности государства и субъектов экономической деятельности в сфере промышленной безопасности ОПО; создание необходимых условий осуществления надлежащего государственного надзора за безопасностью опасных объектов в зависимости от значения их для безопасности граждан, общества и государства; разработку системы учета и периодического обновления информации о техническом состоянии и сроках эксплуатации опасных объектов; снижение избыточной административной нагрузки в отношении объектов, безопасность которых не имеет существенного значения для граждан, общества и государства; минимизацию дискреционности полномочий должностных лиц органов надзора и влияния субъектов экономической деятельности на органы надзора; формирование системы стимулов для привлечения и закрепления в государственных органах управления и надзора в сфере промышленной безопасности ОПО высококвалифицированных специалистов; информирование граждан и общества о стратегической важности надзора за безопасностью, позитивных результатах надзорной деятельности.
17. Разработаны предложения по внесению изменений в Закон о промышленной безопасности ОПО, представленные для рассмотрения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, которые содержатся в тексте диссертации.
1. Безопасность: понятие, виды, определения / Н. Г. Кутьин // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2013. — № 1 (33). — 0,9 п. л.
2. Государственная политика в сфере промышленной безопасности: административно-правовые аспекты / Н. Г. Кутьин // Право и государство: теория и практика. — 2012. — № 6 (90). — 0,9 п. л.
3. Источники опасности и факторы риска в процессе использования на предприятиях опасных производственных объектов / Н. Г. Кутьин // Аграрное и земельное право. — 2012. — № 2 (86). — 0,75 п. л.
4. О концепции совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов / Н. Г. Кутьин // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2012. — № 11. — 1,25 п. л.
5. Основные дефиниции Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» / Н. Г. Кутьин, Н. И. Ка- пинус // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2012. — № 3. — 0,75 п. л.
6. Основные принципы административно-правового режима промышленной безопасности опасных производственных объектов / Н. Г. Кутьин // Право и государство: теория и практика. — 2013. — № 1. — 0,75 п. л.
7. Основные принципы и содержание административно-правового режима промышленной безопасности / Н. Г. Кутьин // Современное право. — 2012. — № 8. — 0,75 п. л.
8. Понятие и содержание административно-правового режима как института российской правовой системы / Н. Г. Кутьин // Право и государство: теория и практика. — 2012. — № 8 (92). — 0,75 п. л.
9. Понятие и содержание административно-правового режима промышленной безопасности как института российской правовой системы / Н. Г. Кутьин // Аграрное и земельное право. — 2012. — № 7 (91). — 1,1 п. л.
10. Понятие «опасный производственный объект» и особенности государственного экологического контроля / Н. Г. Кутьин // Аграрное и земельное право. — 2012. — № 1 (85). — 0,5 п. л.
11. Правовые основы действия организационных механизмов классификации опасных производственных объектов / Н. Г. Кутьин // Аграрное и земельное право. — 2012. — № 8 (92). — 0,9 п. л.
12. Прошу предъявить документы / Н. Г. Кутьин // Закон. — 2004. — № 1. — 0,3 п. л.
13. Сущность административно-правового режима промышленной безопасности опасных производственных объектов как правового института / Н. Г. Кутьин // Современное право. — 2012. — № 10. — 0,75 п. л.
14. Субъекты обеспечения административно-правового режима промышленной безопасности опасных производственных объектов / Н. Г. Кутьин // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2013. — № 3. — 0,5 п. л.
15. Цели и задачи совершенствования законодательства Российской Федерации в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов / Н. Г. Кутьин // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2012. — № 12. — 1,5 п. л.
Монографии, другие научные и учебные издания
16. Административно-правовой режим промышленной безопасности опасных производственных объектов: понятие, сущность, особенности реализации : науч.-практ. пособие / Н. Г. Кутьин. — М., 2012. — 4,0 п. л.
17. Административно-правовой режим промышленной безопасности опасных производственных объектов в Российской Федерации: теоретические, организационные и правовые проблемы : монография / Н. Г. Кутьин. — М., 2013. — 18,5 п. л.
18. Взрывные процессы и технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : учеб. пособие : в 2 ч. / Н. Г. Кутьин, А. С. Державец, А. А. Фильчаков, В. Ю. Бондарев, А. И. Бруданин, П. С. Куприенко. — Ч. 1. — Воронеж, 2011. — 3 п. л.
19. Взрывные процессы и технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : учеб. пособие : в 2 ч. / Н. Г. Кутьин, А. С. Державец, А. А. Фильчаков, В. Ю. Бондарев, А. И. Бруданин, П. С. Куприенко. — Ч. 2. — Воронеж, 2011. — 2,5 п. л.
20. Государственная политика в области обеспечения промышленной безопасности : науч.-практ. пособие / Н. Г. Кутьин. — М., 2012. — 4,0 п. л.
21. Механизм реализации административно-правового режима промышленной безопасности опасных производственных объектов : монография / Н. Г. Кутьин. — М., 2012. — 6,0 п. л.
22. Основные принципы и средства обеспечения административно-правового режима промышленной безопасности опасных производственных объектов : науч.-практ. пособие / Н. Г. Кутьин. — М., 2012. — 4,0 п. л.
23. Понятие, сущность и принципы административно-правового режима промышленной безопасности опасных производственных объектов : монография / Н. Г. Кутьин. — М., 2012. — 6,0 п. л.
24. Понятие экономической безопасности: ее определение, категории, содержание / Н. Г. Кутьин, В. М. Дорош // Актуальные проблемы права, экономики и образования : сб. науч. тр. ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. — М., 1999. — 0,25 п. л.
25. Промышленная безопасность опасных производственных объектов: правовые основы и административно-правовой режим : науч.-практ. пособие / Н. Г. Кутьин. — М., 2012. — 4,0 п. л.
26. Промышленная безопасность: классификация опасных производственных объектов : науч.-практ. пособие / Н. Г. Кутьин. — М., 2013. — 4,0 п. л.
27. Совершенствование законодательства в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов : науч.-практ. пособие / Н. Г. Кутьин. — М., 2013. — 4,0 п. л.
28. Теоретико-методологические аспекты и нормативное правовое регулирование обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов в России : монография / Н. Г. Кутьин. — М., 2011. — 6,0 п. л.
29. Экологический мониторинг опасных производственных объектов. Опыт создания и перспектива развития : монография / Н. Г. Кутьин, В. П. Капашин, В. В. Мартынов, М. В. Ферезанова, В. Н. Чупис. — М., 2010. — 12,0 п. л.
Другие публикации
30. Вопросы промышленной безопасности России: тенденции и перспективы развития / Н. Г. Кутьин // Образование и право. — 2012. — № 11 (39). — 1,1 п. л.
31. Государственное управление в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов / Н. Г. Кутьин // Право и жизнь. — 2013. — № 175 (1). — 0,9 п. л.
32. Концепция совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности как основа механизма реализации действующего в этой области правового режима / Н. Г. Кутьин // Образование и право. — 2012. — № 9 (37). — 0,75 п. л.
33. Концептуальные основы безопасности и место в ней промышленной безопасности / Н. Г. Кутьин // Право и жизнь. — 2012. — № 168. — 1,0 п. л.
34. Общая характеристика целей и задач концепции государственной политики обеспечения промышленной безопасности: административно-правовой аспект / Н. Г. Кутьин // Образование и право. — 2012. — № 10 (38). — 1,4 п. л.
35. Объекты обеспечения административно-правового режима промышленной безопасности опасных производственных объектов / Н. Г. Кутьин // Образование и право. — 2013. — № 4 (44).— 0,5 п. л.
36. Организация надзора и контроля в топливно-энергетическом комплексе в условиях кризиса: проблемы и пути решения / Н. Г. Кутьин // Энергонадзор и энергобезопасность. — 2009. — № 2. — 0,9 п. л.
37. Основы промышленной безопасности России: тенденции и перспективы развития / Н. Г. Кутьин // Образование и право. — 2011. — № 5 (21). — 1,1 п. л.
38. Особенности организационных механизмов классификации опасных производственных объектов / Н. Г. Кутьин // Образование и право. — 2013. — № 3(43). — 0,9 п. л.
39. Особенности подготовки и переподготовки работников опасного производственного объекта / Н. Г. Кутьин // Образование и право. — 2011. — № 6 (22). — 0,75 п. л.
40. О совершенствовании Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» / Н. Г. Кутьин // Право и жизнь. — 2013. — № 176 (2). — 0,7 п. л.
41. Правовые основы обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов / Н. Г. Кутьин // Право и жизнь. — 2013. — № 177 (3). — 0,6 п. л.
42. Приоритет — социально-экономическое развитие страны / Н. Г. Кутьин // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2011. — № 10–12. — 0,5 п. л.
43. Субъекты правового обеспечения экономической безопасности / Н. Г. Кутьин, В. Дорош, Б. Хулхачиев // Вестник НАУФОР. — 2000. — № 1 (33). — 0,25 п. л.
44. Характеристика действующей в России системы нормативно-правового обеспечения промышленной безопасности / Н. Г. Кутьин // Образование и право. — 2012. — № 6 (34). — 0,7 п. л.