Социальный образ - это феномен общественного сознания, имеющий рационально-чувственно-интуитивную природу, основанный на классическом принципе тождества образа и фактической реальности, создающий и аккумулирующий социальные смыслы, способствующий пониманию социокультурных явлений и процессов и формирующий мировоззрение. Социальный образ связан с социальными смыслами. Социальный смысл - это совокупность существенных характеристик, определяющих идеальное содержание, предназначение, ценность и целостность социального феномена, и конституируемый общественным сознанием. Онтологически понятие «социальный образ» укоренено в социальном бытии, социальных коммуникациях, символическом отражении социальных феноменов в общественном сознании. Как способ формирования мировоззрения социальный образ определяет преобразование картины мира в образ мира. Социальный образ амбивалентно связан с социальной реальностью: во-первых, формируется под влиянием социальных феноменов и процессов, во-вторых, сам активно воздействует на них.
2. Социально-философская концептуализация понятия «социальный образ» определяется его сущностными отношениями с категориями «общественное сознание», «социальное пространство», «социальное время», «социальная память», «государство», «цивилизация», «традиция», «ментальность», что обуславливает множество возможных представлений о социальном образе. Социальный образ - устойчивая структура общественного сознания, символически отражающая значимые социальные феномены и процессы посредством аккумулирования и концентрирования социальных смыслов. Вместе с тем, социальный образ - это элемент социального пространства, динамически меняющийся вместе с изменением последнего и связанный с другими его элементами функциональными, структурными, каузальными связями. С социальным временем социальный образ связан через социальную динамику и посредством социального хронообраза, формируемого в общественном сознании в течение определенного социального времени, меняющего формы, но сохраняющего основные смыслы. Как форма социальной памяти социальный образ представляет собой определенный, разворачивающийся во времени, способ видения, представления и понимания социальной реальности, позволяющий интерпретировать исторический опыт и выявлять степень соответствия общественных представлений и реального состояния общества.
Множество аспектов, смыслов, концептуальных оснований понятия «социальный образ» позволяет ввести представление о смысловой матрице образа - целостной совокупности его социальных, политических, культурных, исторических, метафизических смыслов и значений, позволяющих идентифицировать его в конкретных социально-исторических условиях. В этом контексте социальный образ предстает смысловой матрицей, основанной на традиции и включающей в себя комплекс ментальных конструкций общественного сознания. Социальный образ в социально-философской теории - это способ социально-философской рефлексии, обеспечивающий формирование социальной картины мира, отражение и объяснение реальных социальных процессов, критическое осмысление меняющейся социальной ситуации и состояния общества и синтезирующий в себе понимание социально-исторической реальности.
3. Структура социального образа содержит теоретические и праксиологические, внутренние и внешние, традиционные и инновационные компоненты. Теоретические компоненты социального образа связаны с его концептуализацией в социальной философии, в гуманитарном знании в целом. Праксиологические компоненты определяют социальный образ в повседневности - это способ восприятия мира в обыденном общественном сознании, который формируется с помощью множества социальных механизмов: 1) общественного мнения; 2) традиций; 3) идеологических ориентаций; 4) PR-, масс-медиа и имиджевых стратегий, позволяющих моделировать образ по заранее заданному проекту и с желаемыми характеристиками; 5) субъективно-воспринимаемых представлений и психологических оценок, обусловленных индивидуальностью восприятия и особенностями личного опыта; 6) значимых общественных сфер - образования, науки, искусств.
Потребность общества в самоидентичности, самопозиционировании, противопоставлении другому и чужому определяет существование внутренних и внешних составляющих социального образа. Внутренний социальный образ - это исторически укоренившиеся представления о социальной группе, формируемые внутри нее самой, основанные на тождестве и самооценке и определяющие самоидентичность. Внешний социальный образ - это исторически закрепленные стереотипы коллективного восприятия социальной группы другими социальными группами, основанные на различении и внешней оценке и способствующие идентификации.
С точки зрения длительности существования в структуре социального образа в исследовании выделяются традиционный социальный образ (коллективные представления, сложившиеся в процессе исторической жизни социума на основе народной традиции, устойчивых ценностей, культуры, языка, ментальности) и социальный имидж (изменчивый, кратковременный образ, созданный по заданному проекту, с конкретными целями и с помощью определенных технологий). С позиции сфер функционирования можно выделить политический, экономический, социокультурный и другие образы. Вся совокупность структурных компонентов образует в своем единстве социальный образ, отражающий всю целостность присущих общественному сознанию смыслов.
4. В мифологическом пространстве древнего славянства заложены идеи и принципы, развиваемые впоследствии в национальную идеологию: трудовая ориентация, справедливость, равенство, братство, соборность, всеединство, патриотизм, нестяжательство, райское царство. Языческое сознание славян в мифологическую эпоху выразилось в доминирующем образе Матери-Сырой Земли, выражающем безличное родовое начало и символизирующем материнское, покровительственное отношение к человеку. Автохтонные образы родового, земледельческого и военно-патриотического начал, заложенные в мифологическую эпоху: Матери-Кормилицы, Земледельца, Воина - длительное историческое время определяли «лицо» российского общества и трудовые ориентиры его социальной деятельности. Именно материнское, женское символическое начало обуславливает духовное развитие России в исторических процессах. Однако со вступлением России в период социальных изменений в конце ХХ века традиционные образы российского общества утрачивают свойственную им духовно-нравственную сущность и способность конструирования социальной идентификации.
5. Социальные интеграции древних обществ и, в частности, самоорганизация русского этноса в мировом историческом процессе происходили на основе духовно-ментального родства и наднационального тяготения людей. Духовный характер русского этноса демонстрирует его уникальную способность возвышения над простейшими инстинктами, наднациональное самосознание, ориентацию на свободную духовную интеграцию и сплачивание других народов, трудовой образ жизни с нацеленностью на устойчивость и предсказуемость жизненных форм, мирный характер существования, этическую направленность жизни, тяготение к духовно-эстетическому постижению и выражению бытия, стремление к семейственности и простой человеческой общительности. В ментальном развитии русского народа доминируют чувственно-наглядные представления, внешняя наблюдательность и «низшие познавательные способности» в противовес рационально-логическим структурам и наукообразности. Ментальный образ русского народа характеризуется как чувственно-эмоциональный, чувствительный, страстный, романтический, сентиментальный, ностальгический.
6. Социальный образ России в русской философии - это социальный идеал, парадигма социального развития, форма исторического самосознания и социальной памяти русского народа, основанные на традиционно русском мировоззренческом принципе всеединства и приоритете духовно-нравственных ценностей. Соборность выражает трансцендентный смысл социального, и в этом качестве она есть свободно проявляющийся дух религиозного сознания общества. Религиозное миропонимание российского общества выражается в образе Богородицы как средоточии материнского, спасительного, этического начал. Соборный образ России включает в себя как основные характеристики: всеединство, соборность, общинность, «русскую идею», «общее дело», которые коррелируют с высокодуховной нравственной социальностью. Соборность есть высшее выражение, организующий принцип российского социального бытия и осознанная общественная стратегия, основанная на поддержке социальной солидарности путем эмоционально-нравственного усилия личности, напряжения социального чувства. Отрицательной стороной соборности является «негативный коллективизм», отражающий несформированность личностного начала. Расхождение между идеальным и реальным образами России в современной ситуации определяется исчерпанностью соборного потенциала российского общества.
7. Становление и трансформация традиционных российских социальных образов определяется социально-исторической динамикой России, внутренними и внешними социально-экономическими условиями, ментальными («умственный склад»), психо-эмоциональными («душевный строй»), мировоззренческими факторами («особая миссия»), политическими и идеологическими стратегиями. Общественное сознание России традиционно содержит социальные образы человека-труженика - Земледельца, Рабочего, Интеллигента, сохраняющие смысловое значение во все периоды российской истории. Социально-историческая динамика развития российского общества визуализируется последовательностью наглядных и значимых женских образов-архетипов: Мать-Сыра Земля - Богородица - Россия-Матушка - Царица - Родина-Мать, отражающих линию цивилизационного развития России. Единым и доминирующим социальным образом России в исторической динамике является образ России-Матушки, что позволяет характеризовать российскую цивилизацию как материнскую. Социальный смысл образа России-Матушки выражается через социальные характеристики, которые в социальных практиках реализуются посредством сплочения людей в общности, - интеграции, солидарности, коллективизма, равенства, братства, всеобщей ответственности, патернализма, демократии, а также иные характеристики. Современное состояние российского общества риска характеризуется противостоянием традиционных социальных духовных образов и новых «экономических» образов: Криминальный Авторитет, Бизнесмен, Бизнес-леди, Предприниматель, Звезда-Шоу-Бизнеса, Менеджер, Торговка, Покупатель.
8. Идеологические стратегии России несут в себе варианты «русской идеи» и обращены к духовной традиции русского народа: Киевская Русь, Святая Русь, Москва - Третий Рим, Великая Россия, Просвещенная Россия. Идеологические проекты воплощаются в социально-исторической реальности России эволюционирующими в зависимости от исторических и политических условий традиционными социальными образами: Святой, Монах, Богатырь, Крестьянин, Великий Князь, Царь-Батюшка, Император, Царица, Чиновник, Помещик. Анализ исторической динамики показывает историческую преемственность и тождественность этих образов сущности российского общества при устойчивом сохранении их внутренней двойственности и противоречивости, что обусловлено неоднозначностью политических стратегий. Расхождение официальной идеологии и традиционного образа жизни и сознания народа выражается в оппозициях: «святой» и «гулящие люди», «чиновник» и «маленький человек», «просвещенное дворянство» и «необразованный народ». Традиционные социальные образы России характеризуются преобладанием позитивной самоидентификации. Структура социального образа России-Матушки дополняется последовательно религиозно-духовными, политическими, культурными смыслами. Однако в конце ХХ века единый глубинный духовный смысл русской идеи был замещен множеством утилитарных, прагматических, экономических смыслов, что ставит российскую цивилизацию перед проблемой дальнейшего самостоятельного и осознанного существования в истории.
9. Социальные образы Советского Союза генетически укоренены в российских традиционных образах-архетипах («Россия-Матушка», «Отец», «Спаситель», «Земледелец», «Воин»). Социальный образ Советского Союза вобрал в себя константы традиционной российской идентичности: справедливость, равенство, всеединство, труд, райское царство будущего. Традиционный ментальный ресурс советского общества выражается в мессианском мирочувствии и идее имперской державности. Традиционные образы национально-государственной исключительности достраивают воображаемые структуры символической идентификации, легитимирующие преимущества социалистического общественного строя в сравнении с капитализмом. «Русский путь» в советскую эпоху предстает как непринадлежность общему миру, исключенность из правил. Воплощением эпохи трудового энтузиазма становится образ Рабочего и Колхозницы. Образ советской страны, несмотря на внешнюю целостность, предстает принципиально двойственным, отражающим противоречия между официальной идеологией и обыденным сознанием, внутренней и внешней оценкой, «номенклатурой» и «трудящимися». Двойственность социального образа Советского Союза определила и амбивалентность образа советского человека, который является одновременно «всеобщим» и «личным».
10. Современные российские социальные образы являются способом социально-экономической идентификации и адаптации в процессах формирования общества потребления. Доминирующие ценности и смыслы общества потребления выражаются в образах-симулякрах успешной жизни. В постсоветский период российское общественное сознание подвергается воздействию ложных социальных образов, не совпадающих по смыслам с традиционными образами-архетипами, чуждых российской ментальности и создаваемых симуляционными технологиями. Ложный социальный образ - это неистинностная, искаженная, превращенная форма общественного сознания, содержащая совокупность не относящихся к социальному феномену смыслов и характеристик, не позволяющих адекватно идентифицировать социальные феномены. Подверженность современного российского социума ложным образам потребительского общества усугубляет состояние риска. Образы российского общества потребления не соответствуют традиционно сложившимся социальным стратегиям, что не способствует общественному развитию, отнимая значительный нравственно-этический ресурс у позитивных социальных образов России и межчеловеческих отношений. Позитивные социальные стратегии могут быть построены только на основе новых социальных образов, основанных на постматериальных ценностях, сочетающих в себе материальные и духовные факторы. Перспектива выхода из состояния социальной неопределенности для российского общества видится в проекте «жизнеспособного общества», направленном на создание «малого мира повседневности», дающем возможность компенсировать негативные влияния глобализации и использовать творческий и символический потенциал страны.
11. В исторической динамике социальный образ России во внешнем мире представляется негативным и упрощенным, что существенно снижает символический статус страны на международной арене. Примитивные внешние образы России апеллируют к обыденному сознанию, основаны на стереотипах, являются предметными, бытовыми, фольклорными, карикатурными. Взаимное восприятие России и других стран носит асимметричный характер, обусловленный позитивным восприятием Россией образов других стран и негативным, сниженным восприятием России в мире. Причины подобной асимметрии кроются в особенностях российской психологии (восторженном отношении ко всему иностранному, неверии в собственные силы, принятии славянской сущностью чужого и инородного), в реальном отставании России в формировании общечеловеческих демократических ценностей, в традиционном внешнем восприятии России как «чужого», «варвара», «врага».
12. Западные медийные и высокотехнологичные имиджевые стратегии формирования внешнего социального образа России не учитывают глубинных оснований исторического образа страны, способствуя сохранению негативных и упрощенных представлений о ней за рубежом. Современный внутренний социальный образ России характеризуется нецелостностью, номадичностью, рискогенностью, хаотичностью и высоким потенциалом. Именно высокий потенциал определяет цивилизационный смысл России как державы с исключительными возможностями развития. Анализ содержательных характеристик российской идентичности позволяет определить структуру положительного социального образа современной России, определяющего ее самоидентификацию и позиционирование в глобальном социуме. Элементами этой структуры являются: огромная территория («русское приволье», «полюшко-раздолюшко», «родные просторы»), природные богатства («кладовая мира»), «великий и могучий русский язык» («Родное Слово», «пространство русского духа»), неповторимая и великая русская культура («кладезь» духовных достижений России), русская православная традиция («Святая Русь», «Свет Невечерний»), русский национальный характер («щедрая душа»), победоносная и героическая российская история («Знамя Победы», «высокое чело России»). Структура положительного социального образа России является открытой и динамичной, что позволяет дополнять ее современными социальными, политическими, культурными, экономическими смыслами.
1. Сильнова, Е.И. Историософская концепция А.С.Хомякова как теория универсального понимания истории / Е. И. Сильнова // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: Изд-во Саратовского государственного аграрного университета, 2006. – № 2. – С. 107-110 (0,5 п.л.).
2. Сильнова, Е.И. Идея соборности и проблема социальной интеграции в учении славянофилов / Е. И. Сильнова // Философия и общество. – М., Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006. – № 4. – С.112-124 (0,85 п.л.).
3. Сильнова, Е.И. Идея всеединства в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова / Е. И. Сильнова // Вестник КрасГАУ. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2006. – № 11. – С. 280-285 (0,7 п.л.).
4. Сильнова, Е.И. Исторические формы существования народа в контексте социального будущего России / Е. И. Сильнова // Ученые записки РГСУ. – М.: Российский государственный социальный университет, 2007. – № 2. – С. 79-82 (0,55 п.л.).
5. Сильнова, Е.И. Свободная теургия русского символизма как предмет культурологического исследования / Е. И. Сильнова // Вопросы культурологии. – М.: Издательский Дом «Просвещение», 2007. – № 4. – С. 72-74 (0,3 п.л.).
6. Сильнова, Е.И. Традиционный образ России и современный мир / Е. И. Сильнова // Философия и общество. – М., Волгоград: Изд-во «Учитель», 2009. – № 4. – С.154-163 (0,6 п.л.).
7. Сильнова, Е.И. Образ Советской России: человек и общество в контексте национальной ментальности / Е. И. Сильнова // Вопросы культурологии. – М.: Издательский Дом «Просвещение», 2010. – № 5. – С.61-65 (0,6 п.л.).
8. Сильнова, Е.И. Образ России на Западе: ракурсы преломления и стратегии интерпретации / Е. И. Сильнова // Вопросы культурологии. – М.: Издательский Дом «Просвещение», 2010. – № 9. – С.92-97 (0,7 п.л.).
9. Сильнова, Е.И. Экономический образ России и проблема общества потребления / Е. И. Сильнова // Вопросы культурологии. – М.: Издательский Дом «Просвещение», 2011. – № 5. – С.12-17 (0,7 п.л.).
10. Сильнова, Е.И. Метафизические аспекты теории образа / Е. И. Сильнова // Вопросы культурологии. – М.: Издательский Дом «Просвещение», 2012. – № 2. – С.23-29 (0,7 п.л.).
11. Сильнова, Е.И., Демьяненко, Н.В. «Женский вопрос» в социальном учении Г.Спенсера / Е. И. Сильнова, Н. В. Демьяненко // Вопросы культурологии. – М.: Издательский Дом «Просвещение», 2013. – № 1. – С.25-31 (0,65/0,3 п.л.)
Монография
12. Сильнова, Е.И. Социальный образ России в динамике исторического процесса / Е. И. Сильнова. – Саратов: Издательский центр «РАТА», 2011. – 273 с. (17,12 п.л.).
Статьи, опубликованные в других изданиях:
13. Сильнова, Е.И. Глобализация в зеркале истории России / Е. И. Сильнова // Философия и будущее цивилизации: Материалы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24 - 28 мая 2005 г.): В 5 т. – М.: Современные тетради, 2005. – 5 т. – С. 273 (0,1 п.л.).
14. Сильнова, Е.И. Духовные основания современной глобализации: экскурс в древнейшую историю / Е. И. Сильнова // Современное общество: территория постмодерна. – Саратов: «Научная книга», 2005. – С. 445-450 (0,5 п.л.).
15. Сильнова, Е.И. Глобализация и историческая судьба России / Е. И. Сильнова // Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А.Столыпина, 2005. – № 4. – С. 22-28 (0,4 п.л.).
16. Сильнова, Е.И. Идея соборности и проблема исторической формы существования народа / Е. И. Сильнова // Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. – Саратов: «Научная книга», 2006. – С.228-231 (0,4 п.л.).
17. Сильнова, Е.И. Научный космизм Н.Ф. Федорова: утопия и реальность / Е. И. Сильнова // Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А.Столыпина, 2006. – № 5. – С. 96-104 (0,55 п.л.).
18. Сильнова, Е.И. Теоретическая философия Вл.Соловьева и пространство риска неклассической гносеологии / Е. И. Сильнова // Теория и практика национальной безопасности России в условиях глобализации: сборник научных статей. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2006. – С. 138-144 (0,5 п.л.).
19. Сильнова, Е.И. Критика западной метафизики в философии В.Соловьева / Е. И. Сильнова // Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности: сборник научных трудов. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2006. – С. 91-99 (0,5 п.л.).
20. Сильнова, Е.И. Духовный образ России как основа ее национальной идентичности / Е. И. Сильнова // Глобализация: настоящее и будущее России: материалы VI Международного социального конгресса 24-25 ноября 2006 года. В 2-х томах. – М.: Изд-во Российского государственного социального университета, 2007. – Т. 2. – С. 459-460 (0,2 п.л.).
21. Сильнова, Е.И. Социально-антропологический образ России и современные трансформационные процессы / Е. И. Сильнова // Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации: сборник научных трудов. Вып. 4. Ч.1. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. – Ч.1. – С. 44-52 (0,6 п.л.).
22. Сильнова, Е.И. Проект общественного устройства В.С.Соловьева в контексте национального и всеобщего / Е. И. Сильнова // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: коллективная монография; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 12. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2007. – Гл. 22. – С. 297-307 (0,8 п.л.).
23. Сильнова, Е.И. Образ человека в философии В.С.Соловьева / Е. И. Сильнова // Человек в современных философских концепциях: материалы Четвертой международной конференции, г.Волгоград, 28-31 мая 2007 г. В 4 т. – Волгоград: Изд-во Волгоградского университета, 2007. – Т.3. – С. 476-480 (0,3 п.л.).
24. Сильнова, Е.И. Исторический опыт социальных интеграций в судьбе российской цивилизации / Е. И. Сильнова // Время – Пространство – Ценности цивилизаций: сборник научных статей. – Саратов: «Научная книга», 2007. – С. 36-41 (0,3 п.л.).
25. Сильнова, Е.И. Ранние теократические идеи В.С.Соловьева: в поисках социального всеединства / Е. И. Сильнова // Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А.Столыпина, 2007. – № 6. – С. 67-74 (0,5 п.л.).
26. Сильнова, Е.И. Российское общество в социальных проектах В.С.Соловьева и С.Л.Франка / Е. И. Сильнова // Социокультурное пространство современной России: тенденции развития: сборник научных статей. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2007. – С. 76-85 (0,6 п.л.).
27. Сильнова, Е.И. «Русская идея» в социальной философии России / Е. И. Сильнова / Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации. Вып. 5. Ч.1. – Саратов: «ИЦ «Наука», 2008. – С. 50-56 (0,6 .л.).
28. Сильнова, Е.И. Русская философско-социологическая мысль XIX в. в поисках «положительного» знания: критико-аналитический аспект / Е. И. Сильнова // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: коллективная монография; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 15. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2008. – Гл. 18. – С. 236-246 (0,9 п.л.).
29. Сильнова, Е.И., Демьяненко, Н.В. Национальный образ России и современный демографический кризис / Е. И. Сильнова, Н. В. Демьяненко // Национальная идентичность России и демографический кризис. – М.: Научный эксперт, 2008. – С. 207-215 (1 п.л./0,5 п.л.).
30. Сильнова, Е.И. Эволюция «русской идеи» в культурно-историческом процессе / Е. И. Сильнова // Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX - начала XXI вв.; под ред. проф. В.В. Козловского. – СПб: Интерсоцис, 2008. – С. 177-182 (0,4 п.л.).
31. Сильнова, Е.И. Российское общество в контексте глобальных изменений / Е. И. Сильнова // Профессиональные ресурсы социальной сферы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ч.1. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. – С. 114-119 (0,3 п.л.).
32. Сильнова, Е.И. Российский человек в контексте общества потребления / Е. И. Сильнова / Профессиональные ресурсы социальной сферы: состояние, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ч.1. – Саратов: «ИЦ «Наука», 2010. – С. 109-115 (0,5 п.л.).
33. Silnovа, Е.I., Demyanenko, N.V. The Prototype of Socialism in Russia Versus Spenser´s Liberalism: The History of National Mentality (Электронный ресурс) / Е.I. Silnovа, N.V. Demyanenko // E-GIFDER. – Gumushane University Faculty of Communication Online Journal (Онлайн-журнал факультета коммуникаций Гумушанского университета (Турция). – 2012. – № 3/March. – Р.1-32 (1,6 п.л./0,8 п.л.). – Режим доступа: http: // egifder.gumushane.edu.tr