- Субъектная концепция малой группы - система научно-психологических знаний, содержащая обоснованные с теоретико-методологических позиций и подтвержденные эмпирически положения о психологической сущности группового субъекта, его онтологических и феноменологических характеристиках: особенностях жизнедеятельности, механизмах и условиях функционирования и развития, системе ведущих свойств, единстве структурных, функциональных и динамических аспектов, особенностях сознания и самосознания, методах и средствах его психологического изучения. Субъектная концепция малой группы является основой нового научного направления - социальной психологии группового субъекта. Групповой субъект - системное и динамическое качество малой группы, проявляющееся, когда она осуществляет свою жизнедеятельность в социальной системе, взаимодействуя как единое целое с социальным окружением, в том числе преобразовывает ситуации жизнедеятельности и саму себя, осознавая при этом, что именно она является источником этих действий и преобразований.
- Понятие совместной жизнедеятельности, описывающее онтологический пласт психологии группового субъекта, в содержательно-психологическом аспекте раскрывается через совместную активность как взаимодействие группы с социальным окружением в ее субъектной позиции. Совместная активность группового субъекта осуществляется в виде деятельности, общения, внутри- и межгрупповых взаимоотношений, поведения и т.д. Процессуально-динамический аспект его жизнедеятельности включает функционирование и развитие.
- Актуализация разных видов совместной активности связана с доминированием типа субъектности: в учебных группах с типом «потенциальная субъектность» наиболее распространены такие виды активности, как внутригрупповое общение и взаимоотношения; в группах с типом «реальная субъектность» - совместная деятельность, наиболее часто - учебная; в группах с типом «рефлексирующая субъектность» - примерно с равной частотой встречаются совместная деятельность, общение и взаимоотношения.
- Актуализация в учебных группах совместной активности связана с социально-психологической спецификой, определяемой включенностью групп в образовательные организации. Вид ведущей деятельности обусловливает «конфигурацию» других ее видов: в школьных классах преобладает совместная учебная деятельность, практически отсутствуют совместная научная и трудовая. Преобладание в группах студентов совместной учебно-профессиональной деятельности сочетается с наличием совместных научной и профессиональной / трудовой, реализуемых в содержательном контексте первой и в связи с нею. Внешняя регламентированность активности группового субъекта более присуща школьным классам, нежели студенческим группам. Актуализация групповыми субъектами совместной активности связана с их статусно-позиционной структурой. Рост групповой субъектности, расширение «веера» совместной деятельности свойственны тем группам, в которых имеется определенная сбалансированность статусов их членов, а также сами эти группы занимают более высокое статусное положение в основной организации, причем последняя также является высокостатусной.
- Модель «жизненного цикла» группового субъекта содержит три блока параметров - соответственно трем фазам его развития: стартовой (параметры источников, детерминации и механизмов развития), актуализации (параметры характера, уровней, этапов, результатов развития), финишной (параметр завершения «жизни» группового субъекта).
- Механизмы развития группового субъекта как системного процесса его жизнедеятельности представляют собой комплекс формально-динамических и содержательно-психологических характеристик. С формально-динамической стороны этими механизмами служит триада взаимосвязанных процессов интеграции - дифференциации - дезинтеграции. С содержательно-психологической стороны они отражаются в процессах образования групповой структуры, формирования индивидуальности группового субъекта, групповой самоидентификации, его преобразования путем включения в другую группу, распада группового субъекта.
- Поуровневое развитие группового субъекта связано с изменением соотношения подструктур его психосоциальной структуры, уровня совместной активности и типа группового самовосприятия. Возможны следующие уровни развития группового субъекта: досубъектный, квазисубъектный, мезосубъектный, просубъектный, протосубъектный. В динамике своего развития учебные группы переходят от квазисубъектного уровня как начального к мезосубъектному, далее он либо сохраняется, либо повышается до просубъектного или протосубъектного, завершают свой «жизненный цикл» учебные группы на мезосубъектном уровне развития.
- Поэтапная динамика развития учебных групп заключается в смене доминирующего типа групповой субъектности и в изменении самого характера развития. Первые три этапа отличаются однотипным характером развития, то есть доминированием одного из типов групповой субъектности: потенциальной или реальной. Далее характер субъектного развития учебных групп меняется на многотипный, когда на четвертом этапе одновременно преобладают два типа субъектности - реальная и рефлексирующая, а на пятом - завершающем - этапе все три типа имеют одинаковый средний уровень, ни один из них не доминирует.
- Связь уровней и этапов развития групповых субъектов является разнонаправленной. На первых трех этапах обучения она прямая, на двух последних - обратная. Не на всех курсах обучения уровень субъектного развития группы связан с преобладающим типом субъектности. В ряде случаев прослеживается лишь тенденция к наличию такой связи или же имеется связь между уровнем развития и недоминирующим типом групповой субъектности.
- Модель ведущих свойств группового субъекта включает три уровня анализа: философско-психологический, на котором выделяются сущностные свойства группового субъекта (активность, социальность, самодеятельность); конкретно-психологический, посредством которого выделяются его системные свойства (целостность, структурность и в том числе иерархичность, способность к самоорганизации и саморазвитию); дифференциально-психологический уровень, позволяющий выделять специфические свойства группового субъекта, состав которых содержательно зависит от того, субъектом какого именно вида совместной активности выступает группа.
- Понятия группового сознания и самосознания раскрывают субъектную сущность малой группы. Структура группового самосознания включает когнитивно-рефлексивный, эмоционально-оценочный и регулятивно-поведенческий компоненты. В ходе жизнедеятельности группового субъекта его самосознание развивается в направлении повышения уровней когнитивно-рефлексивного и регулятивно-поведенческого компонентов (за исключением последнего этапа обучения), в то время как динамика эмоционально-оценочного компонента имеет разнонаправленный характер. Когнитивно-рефлексивный компонент, представленный Мы-концепцией группового субъекта, изменяет уровень развития от низкого до высокого. Регулятивно-поведенческий компонент, представленный групповыми нормами, также развивается от низкого до высокого уровня. Динамика эмоционально-оценочного компонента самосознания групп, представленного их самооценкой, имеет разнонаправленный характер.
- Динамика самовосприятия учебных групп как отражение развития их самосознания имеет следующие особенности. В его развитии выделяются три этапа. Первый отличается сходством самовосприятия групп, проявляющимся в его фрагментарности и дифференцированности, преобладании объектного типа самовосприятия. На втором этапе наряду с такими общими особенностями, как усиление целостности, унифицированности и субъектности групповое самовосприятие приобретает у каждой группы индивидуализированный по содержанию характер. Третий этап занимает промежуточное положение по признаку сходства / индивидуализированности группового самовосприятия. Первый и третий этапы более короткие, чем второй. Для сформированного группового самовосприятия характерны субъектный тип, унифицированность, целостность. Особенности самовосприятия групповых субъектов взаимосвязаны: объектный тип самовосприятия чаще всего сочетается со сниженной унифицированностью и фрагментарностью, субъектный тип - со средним или высоким уровнем его унифицированности и целостностью.
- Механизмом формирования самосознания группового субъекта является процесс групповой самоидентификации, а результатом - групповая самоидентичность. Динамика последней состоит в изменении соотношения выраженности структурных компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого), а также в изменении уровня ее развития в целом на разных курсах обучения. В структуре групповой самоидентичности учебных групп эмоциональный компонент является базовым, стимулирует развитие других компонентов и оформление групповой самоидентичности как целостного образования. Изменения в компонентах групповой самоидентичности происходят с разным темпом. Менее динамичны эмоциональный и поведенческий компоненты, всего дважды меняющие свой уровень за весь период обучения. Более динамичен когнитивный компонент, трижды претерпевающий изменения за период обучения. В целом траектория развития самоидентичности групповых субъектов представляет последовательное повышение ее уровня до выше среднего, затем снижение в середине обучения до среднего уровня с последующей его стабилизацией вплоть до конца обучения.
- Оптимальные условия функционирования группового субъекта, частным случаем которого является принятие совместного решения, обеспечиваются при таких типах групповой субъектности, как «реальная субъектность» и «рефлексирующая субъектность». В группах с данными типами субъектности совместные решения принимаются более согласованно и с бóльшими затратами времени, чем в группах с типом «потенциальная субъектность». В то же время тип групповой субъектности не влияет на качество принимаемых решений, хотя стремление к их довольно подробному обоснованию проявляется именно в группах с типами «реальная субъектность» и «рефлексирующая субъектность».
- Успешному развитию таких субъектных проявлений учебных групп, как групповая самоидентичность и субъектность в совместной деятельности, способствует комплекс социально-психологических условий: актуализация и развитие рефлексии у участников группы и у группы в целом, направленной на осознание того, чтó объединяет группу в единое целое и отличает ее от других групп; повышение уровня осознанности внутригрупповых отношений, возможных противоречий, путей их преодоления; развитие эмпатических отношений в группе; повышение уровня доверия группе в целом и отдельным ее членам; углубление представлений группы о своих нормах, ценностях, правилах поведения, задающих общность действий и поведения ее членов; формирование направленности учебной группы на совместную активность, проявляющуюся в разных видах групповой деятельности; осознание участниками группы ее социально-психологических особенностей как субъекта совместной деятельности; повышение уровня деловых отношений в группе; приобретение учащимися опыта совместной деятельности; использование опыта совместной деятельности в обеспечении психологического единства группы. Экспериментально подтверждена эффективность разработанных и апробированных программ развития названных субъектных проявлений учебных групп.
1. Гайдар, К.М. Субъектный подход к психологии малых групп: история и современное состояние [Текст] / К.М. Гайдар ; под ред. А.С. Чернышева. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2006. – 160 с. (8,40 п.л.).
2. Гайдар, К.М. О диагностике психологии группового субъекта : время пришло [Текст] / К.М. Гайдар // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности : коллективная монография / под ред. К.М. Гайдар. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2007. – С. 382-402 (1,31 п.л.).
3. Гайдар, К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2013. – 396 с. (24,75 п.л.).
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации
4. Гайдар, К.М. Проблема развития группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Российский психологический журнал. – 2008. – Т. 5, № 3. – С. 9-24 (1,00 п.л.).
5. Гайдар, К.М. Социально-психологический анализ функционирования группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 5. – С. 220-224 (0,31 п.л.).
6. Гайдар, К.М. Феномен идентичности группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – Вып. 11 (89). – С. 148-154 (0,44 п.л.).
7. Гайдар, К.М. Групповой субъект в зеркале социальной перцепции [Текст] / К.М. Гайдар // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – 2010. – № 4 (48). – С. 108-111 (0,25 п.л.).
8. Гайдар, К.М. Развитие идентичности студенческой группы как ее субъектный потенциал и как психологический ресурс в подготовке специалистов к профессиональной деятельности [Текст] / К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». – 2011. – № 1. – С. 14-19 (0,37 п.л.).
9. Гайдар, К.М. Особенности студенческой группы как субъекта самовосприятия [Электронный ресурс] / К.М. Гайдар // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2011. – № 4 (20). – URL: http:// scientific-notes.ru (дата обращения: 09.01.2012). Номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0421100068 (0,44 п.л.).
10. Гайдар, К.М. Самооценка группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2011. – Т. 11, вып. 4. – С. 64-68 (0,31 п.л.).
11. Гайдар, К.М. Учебная группа как субъект совместной деятельности и учет ее субъектных особенностей в работе куратора [Текст] / К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». – 2012. – № 1. – С. 55-58 (0,25 п.л.).
12. Гайдар, К.М. Развитие субъектности учебной группы в совместной деятельности : экспериментальный подход [Текст] / К.М. Гайдар // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». – 2012. – № 3. – С. 151-154 (0,25 п.л.).
13. Гайдар, К.М. Процессы функционирования и развития учебной группы как субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Перспективы науки. – 2012. – № 6 (33). – С. 15-19 (0,31 п.л.).
14. Гайдар, К.М. Актуальные проблемы психологической диагностики группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Глобальный научный потенциал. – 2012. – № 7 (16). – С. 16-18 (0,19 п.л.).
15. Гайдар, К.М. Размышления о психологии коллектива и группового субъекта (перечитывая наследие А.С. Макаренко) [Текст] / К.М. Гайдар // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. – 2012. – № 3. – С. 89-100 (0,75 п.л.).
Учебные пособия и методические издания
16. Гайдар, К.М. Изучение динамики социально-психологического развития студенческих групп : методические указания для аспирантов, слушателей факультета повышения квалификации [Текст] / К.М. Гайдар. – Воронеж : ВГУ, 1995. – 16 с. (1,00 п.л.).
17. Гайдар, К.М. Некоторые вопросы изучения группового сознания [Текст] / К.М. Гайдар. – Воронеж : ВГИ МОСУ, 1998. – 24 с. (1,50 п.л.).
18. Гайдар, К.М. Об уровнях анализа группового субъекта (на материале спецкурса «Психология групп и коллективов») [Текст] / К.М. Гайдар // Исследования в сфере гуманитарных наук – практике образовательного процесса. – Воронеж : ВГИ МОСУ, 2003. – С. 18-22 (0,31 п.л.).
19. Гайдар, К.М. Психология группы. Программа учебной дисциплины и планы семинарских занятий по специальности 020400 «Психология» [Текст] / К.М. Гайдар. – Воронеж : ВГУ, 2004. – 24 с. (1,50 п.л.).
20. Гайдар, К.М. Психология группы. Программа учебной дисциплины / К.М. Гайдар // Программы учебных дисциплин по специальности 020400 (030301) Психология. Дисциплины специализаций [Текст] / под ред. К.М. Гайдар [и др.]. – Воронеж : ВГУ, 2005. – С. 137-146 (0,62 п.л.).
21. Гайдар, К.М. Развитие групповой субъектности в социально-психологическом эксперименте : учеб.-метод. пособие для вузов [Текст] / К.М. Гайдар. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2012. – 80 с. (5,0 п.л.).
22. Гайдар, К.М. Социально-психологическая диагностика группового субъекта : учеб.-метод. пособие для вузов [Текст] / К.М. Гайдар. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2012. – 72 с. (4,5 п.л.).
Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов
23. Гайдар, К.М. Влияние самостоятельной деятельности студентов на становление субъектности студенческой группы [Текст] / К.М. Гайдар // Самостоятельная деятельность студентов в условиях негосударственных и государственных вузов / под ред. С.М. Годника, В.И. Хлоповских. – Воронеж : ВГИ МОСУ, 1996. – С. 18-19 (0,12 п.л.).
24. Гайдар, К.М. Индивидуальность группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни : материалы научно-практической конференции / отв. ред. Е.Н. Мажар, В.В. Селиванов. – Смоленск : СГУ, 1996. – Т. 1. – С. 20-25 (0,37 п.л.).
25. Гайдар, К.М. Технология организации групповых форм самостоятельной деятельности студентов [Текст] / К.М. Гайдар, В.А. Штроо // Педагогические технологии негосударственного высшего образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В.А. Сластенина. – М. : МОСУ, 1997. – С. 48-56 (0,56 п.л.) (авторских – 0,28 п.л.).
26. Гайдар, К.М. Аппаратурная методика для изучения социально-психологических свойств группы в условиях совместной деятельности [Текст] / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.А. Лунев, К.М. Гайдар // Журн. практ. психолога. – М. : Фолиум. – 1998. – № 5. – С. 23-31 (0,56 п.л.) (авторских – 0,14 п.л.).
27. Гайдар, К.М. Коллектив как сфера развития личности : идеальные представления или реальная жизнь [Текст] / К.М. Гайдар // Страницы современной педагогики : диалог теории и практики / под общ. ред. С.М. Годника. – Воронеж : ВГУ, 1998. – С. 290-303 (0,87 п.л.).
28. Гайдар, К.М. Групповые потенциалы повышения познавательной активности студентов [Текст] / К.М. Гайдар // Негосударственное высшее образование на рубеже веков : психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности студентов : сб. науч. тр. – М. ; Йошкар-Ола : МОСУ, 1999. – С. 72-74 (0,19 п.л.).
29. Гайдар, К.М. Сознание группового субъекта – миф или реальность? [Текст] / К.М. Гайдар // Индивидуальность в современном мире : материалы III Международной научно-практической конференции по проблемам исследования и развития индивидуальности : сборник : в 3 т. – Смоленск : СГУ, 1999. – Т. 1. – С. 109-116 (0,50 п.л.).
30. Гайдар, К.М. Субъектный подход к изучению групп : попытка понятийного анализа [Текст] / К.М. Гайдар // Вестн. науч. сессии факультета философии и психологии / под ред. И.И. Борисова. – Воронеж : ВГУ, 1999. – Вып. 1. – С. 53-55 (0,19 п.л.).
31. Гайдар, К.М. Субъектный подход как новый ориентир в социальной психологии группы [Текст] / К.М. Гайдар // Проблемы социально-политического развития российского общества : межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж : ВГТА, 1999. – Вып. 5. – С. 25-30 (0,37 п.л.).
32. Гайдар, К.М. Сознание группового субъекта : функциональный аспект [Текст] / К.М. Гайдар // Вестн. науч. сессии факультета философии и психологии / под ред. И.И. Борисова. – Воронеж : ВГУ, 2000. – Вып. 2. – С. 66-67 (0,12 п.л.).
33. Гайдар, К.М. Социальная ситуация жизнедеятельности группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Человек, познание, культура : сборник работ преподавателей и сотрудников факультета философии и психологии Воронеж. гос. ун-та / отв. ред. И.И. Борисов. – Воронеж : ВГУ, 2000. – Вып. 1. – С. 177-192 (1,00 п.л.).
34. Гайдар, К.М. Опыт эмпирического изучения групповой памяти [Текст] / К.М. Гайдар // Вестн. науч. сессии факультета философии и психологии / под ред. И.И. Борисова. – Воронеж : ВГУ, 2001. – Вып. 3. – С. 55-57 (0,19 п.л.).
35. Гайдар, К.М. Принципы психодиагностики группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Психология и жизнь : сб. науч. тр. – М. : МОСУ, РПО, 2001. – Вып. 1. – С. 32-35 (0,25 п.л.).
36. Гайдар, К.М. Социальное самочувствие учащейся молодежи в различных социальных средах [Текст] / А.С. Чернышев, К.М. Гайдар // Современная психология : состояние и перспективы исследований / отв. ред. К.А. Абульханова, М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев. – М. : Ин-т психологии РАН, 2002. – Ч. 3 : Социальные представления и мышление личности. – С. 217-235 (1,18 п.л.) (авторских – 0,59 п.л.).
37. Гайдар, К.М. Субъектный подход как основа исследования психологии студенческой группы [Текст] / К.М. Гайдар // Социальная психология XXI столетия / под ред. В.В. Козлова. – Ярославль : Б.и., 2002. – Т. 1. – С. 160-164 (0,31 п.л.).
38. Гайдар, К.М. Динамика представлений о студенческой жизни (по результатам исследования групповой памяти) [Текст] / К.М. Гайдар // Университетское образование глазами студентов : материалы региональной научно-методической конференции. – Воронеж : ВГУ, 2003. – С. 36-39 (0,25 п.л.).
39. Гайдар, К.М. К вопросу об исследовании психологии группового субъекта с позиций синергетики [Текст] / К.М. Гайдар // Синергетические исследования в области гуманитарных и естественных наук / науч. ред. Н.В. Поддубный. – Белгород : ИПЦ «Политерра», 2003. – С. 340-350 (0,69 п.л.).
40. Гайдар, К.М. Особенности восприятия студентами факультета философии и психологии [Текст] / К.М. Гайдар, М.И. Гайдар // Университетское образование глазами студентов : материалы региональной научно-методической конференции. – Воронеж : ВГУ, 2003. – С. 33-36 (0,25 п.л.) (авторских – 0,20 п.л.).
41. Гайдар, К.М. Сущностные характеристики группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Вестн. науч. сессии факультета философии и психологии / под ред. И.И. Борисова. – Воронеж : ВГУ, 2003. – Вып. 5. – С. 184-189 (0,37 п.л.).
42. Гайдар, К.М. Предпосылки субъектного подхода к изучению группы в истории российской социальной психологии (на материале работ В.М. Бехтерева) [Текст] / К.М. Гайдар // Вестн. науч. сессии факультета философии и психологии / под ред. И.И. Борисова. – Воронеж : ВГУ, 2004. – Вып. 6. – С. 166-171 (0,37 п.л.).
43. Гайдар, К.М. Динамика представленности типов групповой субъектности в учебных группах [Текст] / К.М. Гайдар, О.В. Кузьменко // Университетское образование глазами студентов : материалы региональной научно-методической конференции. – Воронеж : ВГУ, 2005. – С. 25-28 (0,25 п.л.) (авторских – 0,15 п.л.).
44. Гайдар, К.М. Завершающий этап жизнедеятельности группового субъекта – «белое пятно» в социальной психологии групп [Текст] / К.М. Гайдар // Вестн. науч. сессии факультета философии и психологии / отв. ред. И.И. Борисов. – Воронеж : ВГУ, 2005. – Вып. 7. – С. 139-144 (0,37 п.л.).
45. Гайдар, К.М. О значении субъектного подхода в разработке проблем организационной психологии [Текст] / К.М. Гайдар // Ежегодник Российского психологического общества : Специальный выпуск. – М. : Б.и., 2005. – Т. 3. – С. 98-100 (0,19 п.л.).
46. Гайдар, К.М. Психологическая общность – важнейшая характеристика группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Актуальные проблемы гуманитарных наук – в исследованиях педагогов вуза. – Воронеж : ВФ МОСУ, 2005. – Ч. 1. – С. 22-27 (0,37 п.л.).
47. Гайдар, К.М. Опыт конструирования опросника для диагностики типов групповой субъектности [Текст] / К.М. Гайдар // Вестн. науч. сессии факультета философии и психологии / отв. ред. И.И. Борисов. – Воронеж : ВГУ, 2006. – Вып. 8. – С. 118-124 (0,37 п.л.).
48. Гайдар, К.М. Студенческий психологический клуб как модель психологической службы в вузе [Текст] / А.С. Чернышев, К.М. Гайдар, С.Г. Елизаров // Психология в вузе. – 2006. – № 1. – С. 85-97 (0,81 п.л.) (авторских – 0,30 п.л.).
49. Гайдар, К.М. Развитие группового субъекта: вопросы теории и методики изучения [Текст] / К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. – № 2. – С. 45-62 (1,12 п.л.).
50. Гайдар, К.М. Структура психологии группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Вестник научной сессии факультета философии и психологии / отв. ред. И.И. Борисов. – Воронеж : ВГУ, 2007. – Вып. 9. – С. 139-144 (0,37 п.л.).
51. Гайдар, К.М. Социально-психологические аспекты образовательной среды современного вуза : психологические риски и возможности их решения [Текст] / К.М. Гайдар // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях : международная научно-практическая конференция, 24-25 апреля 2008 г. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2008. – С. 30-36 (0,44 п.л.).
52. Гайдар, К.М. Проблема индивидуальных и групповых форм самостоятельной учебной деятельности студентов в системе современного высшего образования [Текст] / К.М. Гайдар, И.В. Завгородняя // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». – 2008. – № 1. – С. 42-46 (0,31 п.л.) (авторских – 0,18 п.л.).
53. Гайдар, К.М. Развитие студенческой группы : субъектный подход [Текст] / К.М. Гайдар // Практическая психология : проблемы и перспективы : материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И.Ф. Мягкова (к 85-летию со дня рождения). – Воронеж : ВГПУ, 2008. – С. 252-256 (0,31 п.л.).
54. Гайдар, К.М. Групповое сознание учебной группы как предпосылка формирования профессиональной ментальности студентов [Текст] / К.М. Гайдар // Формирование и самоформирование профессиональной ментальности студентов в педагогическом процессе вуза : материалы Воронежской межвузовской научно-практической конференции, 25 марта 2009 года. – Воронеж : ВФ МОСА, 2009. – Ч. 2. – С. 20-28 (0,56 п.л.).
55. Гайдар, К.М. Самооценка группового субъекта: некоторые итоги теоретического анализа [Текст] / К.М. Гайдар // Вестн. науч. сессии факультета философии и психологии / отв. ред. И.И. Борисов. – Воронеж : ВГУ, 2010. – Вып. 11. – С. 154-160 (0,44 п.л.).
56. Гайдар, К.М. Социально-психологическая зрелость и социальное самоопределение молодежных групп и старшеклассников в современных условиях [Текст] / К.М. Гайдар, А.С. Чернышев // Психология – XXI век. Психологические проблемы молодежи на современном этапе развития российского общества : межвуз. сб. науч. тр. / науч. ред. К.М. Гайдар. – Воронеж : ВГУ, 2010. – С. 76-87 (0,75 п.л.) (авторских – 0,40 п.л.).
57. Гайдар, К.М. О диагностических возможностях проективных методик в исследовании групповой идентичности [Текст] / К.М. Гайдар // Вестн. науч. сессии факультета философии и психологии / отв. ред. И.И. Борисов. – Воронеж : ВГУ, 2011. – Вып. 12. – С. 15-22 (0,50 п.л.).
58. Гайдар, К.М. Общая характеристика жизнедеятельности группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Малая группа как объект и субъект психологического влияния : материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием), г. Курск, 21-22 октября 2011 года. – Курск : КГУ, 2011. – Ч. 1. – С. 35-43 (0,56 п.л.).
59. Гайдар, К.М. Системные механизмы развития группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Социальная психология малых групп : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского, 25-26 октября 2011 г., Москва, МГППУ / отв. ред. М.Ю. Кондратьев. – М. : МГППУ, 2011. – С. 69-72 (0,25 п.л.).
60. Гайдар, К.М. Совместная активность в учебных группах разных типов субъектности [Текст] / К.М. Гайдар // Психология образования : Детство как стратегический ресурс развития общества : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – М. : Федерация психологов образования России, 2011. – С. 60-63 (0,25 п.л.).
61. Гайдар, К.М. Модель «жизненного цикла» группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Вестник научной сессии факультета философии и психологии / отв. ред. И.И. Борисов. – Воронеж : ВГУ, 2012. – Вып. 13. – С. 173-179 (0,44 п.л.).
62. Гайдар, К.М. Социально-психологические характеристики групп разного уровня субъектного развития [Текст] / К.М. Гайдар // Развитие психологии в системе комплексного человекознания / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. – М. : Ин-т психологии РАН, 2012. – Ч. 2. – С. 349-352 (0,25 п.л.).
Краткие статьи и тезисы докладов
63. Гайдар, К.М. О субъектном подходе к изучению контактной группы [Текст] / К.М. Гайдар // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня». Ежегодник Российского психологического общества. – М. : Ин-т психологии РАН, 1996. – Т. 2, вып. 2. – С. 95 (0,06 п.л.).
64. Гайдар, К.М. Субъектный подход в социальной психологии групп [Текст] / К.М. Гайдар // Психологическая наука : традиции, современное состояние и перспективы : тезисы докладов Всероссийской научной конференции Института психологии. – М. : Ин-т психологии РАН, 1997. – С. 21-22 (0,12 п.л.).
65. Гайдар, К.М. Студенческая группа как объект психологического сопровождения воспитательной работы в вузе [Текст] / К.М. Гайдар // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста : материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Воронеж : ВГУ, 2001. – С. 50-52 (0,19 п.л.).
66. Гайдар, К.М. Студенческая группа как сфера развития личности в юношеском возрасте [Текст] / К.М. Гайдар // Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии : теория, технология, эксперимент : материалы всероссийской научно-практической конференции. – Курск : КГПУ, 2001. – С. 111-113 (0,19 п.л.).
67. Гайдар, К.М. Управление учебными группами в вузе с позиций субъектного подхода [Текст] / К.М. Гайдар // Психология инновационного управления социальными группами и организациями : материалы международного конгресса, посвященного 80-летию Л.И. Уманского / отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин. – М. ; Кострома : Костром. ун-т, 2001. – С. 62-64 (0,19 п.л.).
68. Гайдар, К.М. Процесс развития группового субъекта сквозь призму системно-синергетического подхода [Текст] / К.М. Гайдар // Процессы самоорганизации в Универсальной истории : материалы Международного симпозиума (Белгород, 29 сентября – 2 октября 2004 года). – Белгород : БелГУ, 2004. – С. 150-151 (0,12 п.л.).
69. Гайдар, К.М. Опыт диагностики типов групповой субъектности [Текст] / К.М. Гайдар // Психология перед вызовом будущего : материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ, 23-24 ноября 2006 г. – М. : МГУ, 2006. – С. 165-167 (0,19 п.л.).
70. Гайдар, К.М. Особенности социального мышления группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар, А.М. Барабанова // Психология перед вызовом будущего : материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ, 23-24 ноября 2006 г. – М. : МГУ, 2006. – С. 167-169 (0,19 п.л.) (авторских – 0,10 п.л.).
71. Гайдар, К.М. Толерантность как социально-психологическая характеристика группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // Психологическая помощь учащейся молодежи в современном изменяющемся мире : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 18-20 октября 2006 года / [под общ. ред. А.С. Чернышева]. – Курск : КГУ, 2006. – С. 98-99 (0,12 п.л.).
72. Гайдар, К.М. Динамика типов субъектности студенческих групп / К.М. Гайдар // Материалы IV Всероссийского съезда РПО «Психология – будущему России». – М. ; Ростов-на-Дону : Изд-во «Кредо», 2007. – Т. 1. – С. 262 (0,06 п.л.).
73. Гайдар, К.М. Социально-психологическая зрелость как показатель развития группового субъекта в системе образования [Текст] / К.М. Гайдар // Психология образования : психологическое обеспечение «Новой школы» : материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – М. : Федерация психологов образования России, 2010. – С. 304-306 (0,19 п.л.).
74. Гайдар, К.М. Феномен групповой идентичности в контексте организационной психологии [Текст] / К.М. Гайдар // 125 лет Московскому психологическому обществу : юбилейный сборник РПО : в 4 т. / отв. ред. Д.Б. Богоявленская, Ю.П. Зинченко. – М. : МАКС Пресс, 2011. – Т. 3. – С. 336-338 (0,19 п.л.).
75. Гайдар, К.М. Принципы, уровни и методы диагностики группового субъекта [Текст] / К.М. Гайдар // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Научные материалы. Москва, 14-18 февраля 2012 года. – М. : РПО, 2012. – Т. II. – С. 230-231 (0,12 п.л.).
76. Гайдар, К.М. Индивидуальность группового субъекта и его социальная активность [Текст] / К.М. Гайдар // Психология индивидуальности : материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22-24 ноября 2012 г. / отв. ред. А.Б. Купрейченко, В.А. Штроо. – М. : Логос, 2012. – С. 172-173 (0,12 п.л.).