- проведен детальный социально-философский анализ взглядов Аристотеля и Ибн Сины по проблеме человека, выявлены и исследованы их значения для исследования современных проблем человека;
- в ходе исследования выявлены и определены предпосылки, истоки и особенности биологизаторских, социологизаторских и биосоциальных концепций о человеке, имеющих определенную связь с антропологическими воззрениями Аристотеля и Ибн Сины;
- определены теоретические источники философии Аристотеля по проблеме человека, в частности, влияние Гомера, его поэм «Илиада» и «Одиссея», Гесиода, его произведений «Теогония» и «Труды и дни», философской мысли представителей Милетской школы и сократиков на формирование антропологических взглядов Аристотеля;
- определены автохтонные теоретические источники философии Ибн Сины, в частности, ее связь с зороастризмом, манихейством, зурванизмом, маздаизмом, монизмом, дањрии, асњоби њаюло (философией сторонников материи), философией калама, мистицизмом, исмаилизмом и перипатетизмом по исследуемой проблеме;
- в ходе исследования выявлены внешние теоретические источники философии Ибн Сины, в частности, показана роль философских школ Древней Индии, Древнего Китая, в особенности Брахманизма, Веданта, Буддизма, философии Вайшешика, философии Санкхья, философии Джайнизма, учения Лао-цзы и философии конфуцианства на антропологические воззрения Ибн Сины;
- на основе сопоставительного анализа выявлены особенности учения Аристотеля и Ибн Сины о существовании или не существовании души, точки их совпадения и несовпадения, показаны их причины, а также проанализировано соотношение души и тела в их учениях;
- в ходе исследования изучены и обобщены воззрения Аристотеля и Ибн Сины о природных причинах происхождения и о предназначении человека;
- изучены основные внешние и внутренние природные и социальные, детерминирующие факторы становления человеческих способностей в философии Аристотеля и Ибн Сины, проблемы их равенства и неравенства, их связь со свободой и социальным неравенством людей;
- на основе проведенного сопоставительного анализа установлено, что философские учения Аристотеля и Ибн Сины представляют собой субстанциальный дуализм, который вытекает из рассмотрения ими человека как животного, состоящего из духовной (душа) и материальной (тело) субстанций, признания взаимозависимости души и тела в человеке, взаимообусловленности и одновременности их возникновения. Вместе с тем оба мыслителя признавали первичность духовного начала, т.е. души, считали её двигателем тела, активным началом в человеке, в виде трансцендентности ее происхождения, что и обуславливает ее бессмертие, и в этом смысле - бессмертие самого человека;
- показано, что в антропологических воззрениях Ибн Сины наблюдается и религиозный налет на генезис души человека, что она есть продукт истечения из трансцендентного активного разума, и что она является завершающим звеном цепи, включающей в себя растительную и животную души, и это свидетельствует об элементах эволюционного подхода философа к рассмотрению явлений объективного мира, и в этой связи подробно проанализированы взгляды обоих мыслителей о «материальном начале» человека, на что их взгляды по этому вопросу во многом сходились;
- показано, что человек определяется Аристотелем и Ибн Синой не просто как животное, состоящее из души и тела, но и как социальное животное, ибо только в обществе он способен осуществлять познание, т.е. реализовать себя как социальное и деятельное существо, что в качестве одного из важнейших признаков социальности человека Аристотель и Ибн Сина выделяли обладание им речью. Именно благодаря этому фиксируются знания как важнейшая сущностная сила человека;
- дан подробный анализ вопроса о том, что Аристотель и Ибн Сина считали, что человек обладает свободой воли в выборе и совершении тех или иных действий, направленных к достижению счастья. В противном случае становятся бесполезными, как считали оба философа, моральные, правовые и религиозные предписания. Однако они не распространяли свободу воли на выбор человеком конечной цели своей жизни и определение того, в чем состоит его счастье.
- в этой связи показано, что и у Аристотеля, и у Ибн Сины человек предопределен к возвращению в трансцендентный мир и непосредственному познанию там Бога, но вместе с тем у Ибн Сины необходимосущее, т.е. Бог, поставлено в естественную причинно-следственную связь с миром человека, что существенно ограничивало возможность его непосредственного вмешательства в события подлинного мира.
2.Социальная концепция способностей К.А.Гельвеция. /Сб.трудов Респ. научно-практич. конф. молодых ученых и специалистов. –Душанбе:«Дониш, 1989. -0,3 п.л.
3.К вопросу о способностях в античной философии. –Душанбе: Вестник ТГНУ, №3, 1990. – 3,0 п.л.
4.Идеалистическая концепция способностей Гегеля /Сб. трудов Респ. научно-практич. конф. молодых ученых и специалистов. –Курган-Тюбе, 1991. -0,3 п.л.
5.Проблема способностей в истории философии. –Душанбе: Сино, 1996. -10,75 п.л.
6.Развитие государственности в новом Таджикистане. Бюллетень Конгресса единства народов Таджикистана, №1. –Душанбе, 1997. -0,1 п.л. (на тадж.яз.)
7.Андар фазоили файласуфи сохибмактабе (в соавторстве). Ж. «Маърифат», №5-6. –Душанбе, 1999. -0,25 п.л.
8.Проблема человека в философии (в соавторстве). -Душанбе: Сино, 1999. -5 п.л. (на тадж. яз.)
9.Тайны проблемы способностей человека (в соавторстве). –Душанбе: Вестник ТГНУ, 2002, №3. -0,4 п.л. (на тадж. яз.)
10.Вода и национальное самосознание (в соавторстве). Душанбе: Вестник ТГНУ, 2003. №2. –С.16-21, 0,25 п.л. (на тадж. яз.).
11.Человек и общество. Учебник для 10-11классов (в соавторстве). –Душанбе: Матбуот, 2002. -16 п.л. (на тадж. яз.)
12.Учебная программа по философии для высших учебных заведений (в соавторстве). –Душанбе: Сино, 2002. -1,1 п.л. (на тадж. яз.)
13.Рабочая программа по курсу философия (в соавторстве) – Душанбе, 2002. -16с. (на тадж. яз.).
14.Проблемы человека в философии. (Методическое пособие для студентов высших учебных заведений) –Душанбе, 2003. -40 с.
15.Человек и общество. Учебник для 10-11классов (в соавторстве). 2-е изд. –Душанбе: Деваштич, 2004. – 19,5 п.л. (на тадж. яз.)
16.Высшая школа (в соавторстве). –Душанбе: ИТЭС, 2007. -528с. ( на тадж. яз.).
17.Государственный классификатор специальностей (в соавторстве). – Душанбе: «ИТЭС», 2008. -518с.
18.Проблема происхождения и становления человека в философии Аристотеля. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства», № 1, (январь-февраль), 2009. С.
19.Проблема происхождения и становления человека в философии Ибн Сины. // «Мир образования - образование в мире». М., 2009, №2, с. 113- 123.
20.Человек, его сущность и сущностные силы в философии Аристотеля и Ибн Сины. - Душанбе: Ирфон, 2008, 15 п.л.