- Изучение творчества Щедрина как целостного феномена позволяет отметить, что его стиль - емкое явление, которое охватывает собственную систему, музыкального мышления и раскрывается через имманентные свойства - особые отличительные качества образного содержания, музыкальной формы и языка, выражающие творческую индивидуальность композитора.
- Стиль Щедрина обладает единством, сохраняя константы в выражении содержания и музыкальной формы, среди которых тяготение к музыкально-театральным и концертным жанрам, стойкая приверженность русским национальным традициям, монтажный принцип мышления. Этот факт, тем не менее, не отменяет естественной эволюции стиля.
- Названные константы репрезентируют новаторское и традиционное начало, становясь той фундаментальной основой, на которой выстраивается «многоэтажное здание» творческих открытий Щедрина и рецепций музыкального искусства прошлого в его произведениях.
- Монтажный принцип выступает как универсальный тип мышления Щедрина и проводится последовательно в различные периоды творчества; он связан с потребностью объединения контрастов и мировоззренческих позиций, поиском эффективных форм диалога со слушателем, отчасти с внемузыкальными влияниями. Этот способ мышления мотивирован сознательной творческой установкой композитора и в то же время отражает эстетические категории постмодернизма.
- Базовое свойство стиля Щедрина - традиции русской музыкальной культуры, национальная почвенность в многообразных своих проявлениях, будь то великие произведения русской классической литературы или стихи русских поэтов XX века, страницы национальной истории или мудрость народной сказки, характеристичность народных персонажей или пародии на бюрократию, тексты православных молитв или житийных источников, фольклорные истоки тематизма или церковная традиция знаменного пения, старинный романс или колокольность, композиционная логика литургии или поэтика русского ландшафта.
- Музыка Щедрина наделена свойствами коммуникативности, что проявляется в органичном взаимодействии системы художественного текста произведения с различными инотекстовыми культурными пластами (фольклорными традициями, православным каноном, музыкой различных эпох и стилей, жанрами и формами изобразительного искусства, литературы и театра, кинематографом и искусством рекламы, а также контрастными реалиями современной жизни); в особом внимании к формам функционирования музыкального текста в посткомпозиционный период (тесные контакты с исполнителями и стремление быть понятным для слушателя).
- Творчество Щедрина вбирает в себя многие атрибуты эпохи постмодерна и современного музыкального языка, находясь в стороне от радикально экспериментаторской эстетики авангарда. Сочинения Щедрина, причисляющего себя к поставангардистам, не укладываются целиком в рамки эстетики постмодернизма, тем не менее, испытывают на себе её безусловное воздействие. Центральные пункты, в которых сходятся мировоззренческие позиции композитора и специфика постмодернистской эстетики - неклассическая трактовка классических традиций, плюрализм, контекстуальность.
1.Синельникова О. Принцип монтажа в инструментальной музыке Родиона Щедрина[Текст]/ О. В. Синельникова: монография / Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, – 2007. – 291 с. (15,1 п.л.).
2.Синельникова О. Родион Щедрин: константы и метаморфозы стиля.[Текст]: монография / О. В. Синельникова. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2012. – 312 с. (32,76 п.л.).
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ
3. Синельникова О. «Запечатленный ангел» Н. Лескова и Р. Щедрина: в поисках духовной истины[Текст] / О. В. Синельникова // Музыкальная академия. – 2007. №1. – С. 102–110. (1,17 п.л.).
4.Синельникова О. Родион Щедрин в диалоге с Дмитрием Шостаковичем[Текст] / О. В. Синельникова // Музыковедение. – 2008. №9. – С. 26–36. (0,93 п.л.).
5.Синельникова О. Родион Щедрин: жанровые эксперименты и вариации на собственный стиль[Текст] / О.В. Синельникова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. №7 (19) – Горно-Алтайск. – С. 14–17. (0,63 п.л.).
6.Синельникова О. Монтажный принцип и музыкальная форма[Текст]/ О. В. Синельникова // Вестник Томского государственного университета. – 2009. №319.– С. 68–73. (0,54 п.л.).
7.Синельникова О. Практика коллективного творчества композиторов в музыкальной культуре постмодерна[Текст]/ О. В. Синельникова // Проблемы музыкальной науки. – 2010. №2 (7). – С. 42–46. (0,62 п.л.).
8.Синельникова О. Родион Щедрин: к вопросу о музыкальном языке[Текст]/ О.
8. Синельникова // Проблемы музыкальной науки. – 2011. №1 (8). – С. 139–144. (0,74 п.л.).
9.Синельникова О. Музыкальная авантюра Родиона Щедрина или «что угод-но»[Текст] / О. В. Синельникова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. №4 (29), Часть 1. – Горно-Алтайск – С. 297–301. (0,62 п.л.).
10.Синельникова О. Метаморфозы творчества Родиона Щедрина в начале XXI века[Текст] / О. В. Синельникова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2011. №16. – С. 29–36. (0,54 п.л.).
11.Синельникова О. Слово и смысл в инструментальной музыке Родиона Щедрина [Текст] / О. В. Синельникова // Музыка и время. – 2011. №11. – С. 9–13. (0,59 п.л.).
12.Синельникова О. Поэтика русских традиций в творчестве Родиона Щедрина [Текст]/ О. В. Синельникова // Вестник КемГУКИ. – 2011. №17/1.– С. 73–79. (0,54 п.л.).
13. Синельникова О. Родион Щедрин: полистилистика, авторский стиль [Текст] / О. В. Синельникова // Музыкальная академия. – 2012. №4. – С. 1–6. (1 п.л.).
Статьи и материалы международных конференций
14.Синельникова О. Медитативность в современной инструментальной музыке (на материале творчества Р. Щедрина 80-х годов) // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1995. – С. 200–203. (0,1 п.л.).
15.Синельникова О. К вопросу о жанровой специфике инструментальных сочинений Р. Щедрина 80-х годов // Художественные жанры: История, теория, трактовка. – Красноярск: Красноярский гос. инст-т искусств, 1996. – С. 82–84. (0,12 п.л.)
16.Синельникова О. Творческий портрет Родиона Щедрина в начале XXI века[Текст]/ О. В. Синельникова // Культура, искусство, творчество: поколения, идеи, технологии. – Томск, 2007. – С. 72–77. (0,3 п.л.).
17.Синельникова О. Принцип монтажа в музыкальном искусстве: от средневековья до постмодернизма [Текст] / О. В. Синельникова // «Музыка XX века в ряду искусств: параллели и взаимодействия»: Сб. статей по материалам Межд. науч. конф. – Астрахань, 2008. – С. 75–85. (0,8 п.л.).
18.Синельникова О. Традиции православной музыкальной культуры в творчестве Родиона Щедрина[Текст] / О. В. Синельникова // Традиции русской православной культуры в языковой картине мира: Межд. науч.-практ. конф. «Православная культура в современном мире». – Кемерово: КемГУКИ., 2008. – С. 175–184. (0,57 п.л.).
19.Синельникова О. Неоромантични тенденции в руската музика на границата между XX и XXI век (върху примера на творчеството Родион Шчедрин)[Текст]/ О. В. Синельникова // Руската музикална култура през последните десетилетия на XX началото XXI век. – София, Национална музикална академия «Проф. Панчо Владигеров», 2009. – С. 270–289. (0,96 п.л.).
20.Синельникова О. Драматургия и композиция инструментальных сочинений Р.
Щедрина в свете теории В. П. Бобровского[Текст]/ О. В. Синельникова // Жизнь
музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского: М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2009. – С. 236– 245. (0,6 п.л.).
21.Синельникова О. Полюсы отечественного музыкального постмодернизма [Текст] / О. В. Синельникова // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сб. по материалам Межд. науч.-практ. конф. – Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2009. – С. 135–142. (0,54 п.л.).
22.Синельникова О. Семантика цитаты или двойное кодирование в «Музыке андеграунда» Н. Корндорфа [Текст] / О. В. Синельникова // Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации. Межд. науч.-практ. конф. – Кемерово, 2009. – С. 192–209. (1 п.л.)
23.Синельникова О. Фортепианные концерты Родиона Щедрина и особенности современного исполнительства[Текст]/ О. В. Синельникова // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия. Сб. ст. по мат. Межд. науч. конф. – М.: Человек, 2010. – С. 481–499. (0,97 п.л.).
24.Синельникова О. Особенности организации музыкальных композиций Средневековья и Возрождения как прообразы монтажного мышления современных композиторов [Текст] / О. В. Синельникова // Искусство и образование в современном мире: сб. статей Межд. науч.-практ. конф. – Тюмень: РИЦ ТГАКИиСТ, 2012. – С.181–184. (0,31 п.л.).
25.Синельникова О. Неоромантические тенденции в творчестве Родиона Щедрина[Текст]/ О. В. Синельникова // Романтизм: истоки и горизонты: Материалы Медун. конф. памяти А. Караманова 24-26 февраля 2011 года. – М.: РАМ им. Гне-синых, 2012. – С. 322–334. (0,68 п.л.).
Статьи и материалы всероссийских конференций
26. Синельникова О. Особенности монтажного мышления в инструментальной музыке отечественных композиторов второй половины XX века [Текст] / О. В. Синельникова // Музыкальное искусство: Из глубины столетий в век XXI: Мат-лы Всерос. науч-практ. конф. – Томск: Оптиум, 2005. – С.110–115 (0,3 п.л.).
27.Синельникова О. О соотношении музыковедческих и междисциплинарных методов исследования современной музыки [Текст]/ О.В. Синельникова // Культурология, культура и искусство в современном российском социуме: сб. науч. статей по итогам Всерос. науч.-практ. конф. «Культурология в социальном измерении». – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусства, 2008. Ч.2. – С. 267– 281. (0,88 п.л.).
28.Синельникова О. Интерпретация сюжета романа В. Набокова «Лолита в одноименной опере Р. Щедрина[Текст]/ О. В. Синельникова // Проблемы худ. интерпретации: Мат-лы Всерос. науч. конф. – М.: РАМ им. Гнесиных 2010. – С. 342– 359. (0,66 п.л.).
29.Синельникова О. Афористичный стиль Родиона Щедрина[Текст]/ О. В. Синельникова // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Л. Б. Яворскому – Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2010. – С. 134–145. (0,74 п.л.).
30.Синельникова О. Неоканонические тенденции в опере и «музыкальное житие» (на примере хоровой оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова») [Текст] / О. В. Синельникова // Христианские образы в искусстве. Вып.3. Сб-к трудов РАМ им. Гнесиных 181. – М., 2011. – С. 278–293. (1 п.л.).
31.Синельникова О. Семантическая функция цитаты в инструментальной музыке Р. Щедрина 80-90-х годов[Текст] / О. В. Синельникова // Семантика музыкального языка. Материалы научной конференции 29-31 марта 2005 года. Выпуск 3. – М.: РАМ им. Гнесиных. – М.,2006. – С. 97–108. (0,65 п.л.).
Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов
32. Синельникова О. Жанрово-стилевые взаимодействия в инструментальной му зыке Р. Щедрина [Текст] / О. В. Синельникова // Проблемы музыкознания: Статьи молодых музыковедов. Выпуск II. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. – 2002. – С. 171–187. (0,37 п.л.).
33.Синельникова О. Музыка Р. Щедрина 80-х годов. Штрихи к творческому портрету [Текст] / О. В. Синельникова // Художественное образование в Томской области. – 2003. №2. – С. 39–48. (0,44 п.л.).
34.Синельникова О. Инструментальные сочинения Р. Щедрина 90-х годов. Русские традиции и новые музыкальные сюрпризы [Текст] / О. В. Синельникова // Художественное образование в Томской области. – 2003. №2. – С. 39–48. (0,44 п.л.).
35.Синельникова О. Эстетическая теория С. Эйзенштейна в диалоге с явлениями философии и культуры различных эпох[Текст]/ О. В. Синельникова // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. – 2007. №2. – С. 61–78. (1,6 п.л.).
36.Синельникова О. О русском праведнике и человеческой душе: Н. Лесков и Р. Щедрин в опере «Очарованный странник»[Текст]/ О. В. Синельникова // Музыка и время. – 2007. №12. – С.12 – 20. (1 п.л.).
37.Синельникова О. Инструментальные сочинения Р. Щедрина 90-х годов: русские традиции и особенности современного композиторского мышления[Текст] / О. В. Синельникова // Родион Щедрин: материалы к творческой биографии // Сб. статей Московской государственной консерватории. – М.: «Композитор», 2007. – С. 294– 319. (1,65 п.л.).
38.Синельникова О. Новая религиозность и практика коллективного сочинительства в музыкальной культуре постмодерна[Текст]/ О. В. Синельникова // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. – 2008. №7. – С.63 – 71. (0,58 п.л).
39.Синельникова О. Прогулки в прошлое: Родион Щедрин в диалоге с предшественниками[Текст] / О. В. Синельникова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Слово в системе искусств: сб. науч.тр./под редакцией Г.А. Жерновой. – Кемерово: КемГУКИ, 2008. Вып.6. – С.149 – 168. (1,15 п.л.).
40.Синельникова О. «Еще, Щедрин, Еще!»: по следам юбилейного фестиваля [Текст] / О. В. Синельникова // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств.– 2008. Вып.4. – С.115–119. (0,4 п.л.).
41.Синельникова О. Четвертый фортепианный концерт Р. Щедрина: опыт анализа [Текст] / О. В. Синельникова // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. – 2009. №8. – С. 90–97. (0,6 п.л.).
42.Синельникова О. «Российские фотографии» в зеркале инструментальной музыки Родиона Щедрина 90-х годов. Константы и метаморфозы творчества[Текст]/ О. В. Синельникова // От Моцарта до Шнитке: к 70-летию со дня рождения Евгении Ивановны Чигаревой. – М.: Издатель Доленко, 2010. – С. 223–252. (0,87 п.л.).
43.Синельникова О. Постмодернизм как явление музыкальной культуры конца XX – начала XXI веков [Текст]/ О. В. Синельникова // Научное мнение: научный журнал. – СПб., 2011. № 6. – С. 62–69. (0,7 п.л.).
44.Синельникова О. Образы живописи в музыке отечественных композиторов второй половины XX – начала XXI веков [Текст] / О. В. Синельникова // Славянский мир. Диалог культур: сб. науч. статей: в 2 ч. – Кемерово–Омск: КемГУКИ, 2011. – Ч.2. – С. 45–59. (0,72 п.л.).