Научная тема: «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.»
Специальность: 12.00.14
Год: 2013
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1.Административная юстиция как институт правового государства представляет собой осуществляемую в рамках особых процессуальных правил деятельность органов административной юрисдикции (судов или квазисудебных органов) по контролю за законностью в сфере публичного управления и разрешению правовых споров между частными лицами и публичной администрацией, которая имеет своей целью защиту субъективных прав, законных интересов и правопорядка посредством признания незаконными действий (бездействия) и решений органов публичной администрации.

2. С организационной и формальной (процессуальной) стороны административная юстиция осуществляется в двух основных формах- в форме административного судопроизводства (судебный административный процесс) и в форме квази- судебного юрисдикционного административного процесса.

3.Каждая из форм административной юстиции характеризуется тремя основными измерениями: материальным, организационным и формальным. В рамках государства конкретно- историческая форма или совокупность форм административной юстиции в единстве всех её измерений образует определенную систему, которая представляет собой организационно-правовой механизм обеспечения господства закона и верховенства прав и свобод частных лиц в сфере публичного управления.

4. На уровне конкретного государства понятие «система административной юстиции» сопоставимо с такими категориями как «система контроля за законностью», «система защиты прав и законных интересов», «система разрешения административных споров». По своему содержанию и функциям это понятие уже, чем другие, поскольку его сущностной характеристикой является юрисдикционная властно- принудительная деятельность с присущими ей принципами и средствами разрешения административных споров, контроля за законностью и защиты прав. Средства и методы, используемые в рамках других сопоставляемых систем, более разнообразны и включают, в частности, процедуры, альтернативные судебному разрешению споров (АРС), т.е. различного рода досудебные и внесудебные процедуры.

5. Система административной юстиции представляет собой определенную совокупность материальных (предметных), организационных и формальных (процессуальных) элементов (органов, учреждений, форм и средств их организации и функционирования), связанных между собой определенным, в том числе иерархическим образом, и предназначенных для устранения конфликтных ситуаций и обеспечения правопорядка в сфере публичного управления посредством восстановления нарушенного права и/или реализации форм административной ответственности.

6.Системообразующим фактором системы административной юстиции является потребность в разрешении административно- правовых конфликтов, которая в конкретно- исторических условиях определяет конфигурацию этой системы, к числу необходимых элементов которой относятся: а) административно- правовой спор (предмет административной юстиции, получающий юридическое выражение через определение компетенции конфликторазрешающих органов); б) административная юрисдикция - выражающаяся через наличие у этих органов прав и полномочий по рассмотрению и властно-принудительному разрешению административных споров; в)специализация суда и судей (специализированные административные суды, специализированные палаты или присутствия в общих судах, квазисудебные органы), обусловленная усложнением споров в сфере публичного управления; г)специализированный юрисдикционный административный процесс, характеризующий динамический аспект административного судопроизводства или квазисудебного производства; д) цель административной юстиции - защита прав и свобод граждан от произвола публичной власти и обеспечение верховенства закона посредством судебного контроля; е) функции административной юстиции- контрольная, правозащитная и наказательная; ё)социальное предназначение-обеспечение справедливости при разрешении конфликтных ситуации в отношениях «власть- подчинение»; ж)последствия юрисдикционной деятельности - признание недействительным неправомерного административного решения, действия (бездействия); з) административный иск- как средство защиты нарушенного права, приводящее в движение всю систему административной юстиции; и) факторы и элементы, определяющие национальную специфику систем административной юстиции.

7.В современных условиях в теоретических представлениях об административной юстиции происходит смена парадигмы: в доктрине развитых государств наблюдается переход от её трактовки только как средства судебного контроля за законностью и защиты объективного права в «процессе над незаконным актом» к её пониманию как полной юрисдикции, такой же как гражданская и уголовная, главной целью которой является защита субъективных публичных прав и законных интересов от неправомерных административных актов в процессе разрешения спора о праве административном. Соответственно, судопроизводство по таким спорам приобретает характер полноценного искового производства, с отдельными исключениями, касающимися оспаривания нормативных правовых актов.

Данная тенденция в большей или меньшей мере находит отражение в новейшем административно- процессуальном законодательстве стран СНГ, и прежде всего в судебном административном праве (КАС) Украины. Этот новый концептуальный подход может служить образцом для рецепции в центрально - азиатских странах, в доктрине которых, как и российской, господствующей остаётся ещё старая парадигма. В функциональном плане переход к новой парадигме административной юстиции как института правового государства означает, что функция защиты прав и функция контроля «объективной» законности должны рассматриваться как взаимообуславливающие и взаимодополняющие, но реализуемые в административном судопроизводстве в рамках различных производств: процедуры «in personam» (производства о защите прав) и процедуры «in rem».(производство о признания административного акта не законным).

8. Существующая в центрально-азиатских государствах схема правового регулирования порядка разрешения дел, возникающих из административных правоотношений, сложилась в советский период и базировалась на идее бесконфликтного развития социалистического общества. В соответствий с этой схемой производство по жалобам на административные действия и решения, включённое в ГПК, является не более, чем придатком гражданского судопроизводства и трактуется в соответствии со стереотипами советского процессуального права как неисковое в силу якобы принципиальной невозможности в этих делах спора о праве. При этом административное судопроизводство неоправданно сводится к производству по делам об административных правонарушениях и за его пределами остаются дела по административным спорам, разбирательство которых в силу конкретно- исторических причин было в советское время включено в сферу регулирования ГПК. Данные стереотипы продолжают оказывать влияние на правосознание учёных и государственных деятелей как в России и Таджикистане, так и в других государствах ЦА. Этим, обусловливается противоречия в правовом регулировании административного судопроизводства и несовершенство целого ряда процессуальных институтов (отсутствия чёткого определения процессуального статуса сторон; отсутствие института административного иска и др.).

9.Различия в существующих в мире моделях административной юстиции обусловлены историческими процессами, национальными традициями, правосознанием, менталитетом народа и др. В силу этих факторов при выборе модели административной юстиции страны ЦА отдают преференцию, как специализированным административным судам, так и судами общей юрисдикции. Многие из этих факторов оказали влияние на правовое регулирование административного процесса в других постсоветских государствах в плане выбора процессуальных форм, определения видов и структуры процессуальных актов. В Прибалтийских государствах, где прошла первая волна законодательного утверждения административного судопроизводства на постсоветском пространстве, административный процесс регламентируется в различных законодательных формах (закон - Литва, Латвия и кодекс- Эстония). Вторая волна законодательного обеспечения административной юстиции в странах постсоветского пространства пошла по пути кодифицированного регулирования в форме кодексов административного судопроизводства (КАС Украина) и административно- процессуальных кодексов (Армения, Грузия и Азербайджан). Процессуальные акты второй волны сильно отличаются от первых: в них содержится институты административного иска, четко регламентированные права и обязанности сторон и т.д., что отсутствует в первых.

Вместе с тем, как в России, так и в странах Центральной Азии административное судопроизводство регулируется целой группой процессуальных кодексов (ГПК, АПК, КАП, КоАП), между которыми существует множество нестыковок и противоречий. Таким образом, законодательное регулирование административного судопроизводства как самостоятельной формы судебной власти (за исключением Таджикистана) отсутствует, что оказывает сильное влияние на формирование полноценной системы административной юстиции.

10.При формировании современной системы административной юстиции в Республике Таджикистан необходимо учитывать, что административная юстиция в историческом плане имела свои институциональные предпосылки, каковыми на всей территории исторической Центральной Азии- Мовароунахре являлись: создание «дивана мазалим», наделение административной юрисдикцией мухтасиба, формирование специальных военных судов «сипохдовар» и др.

В период Российской империи, существовавшие в ней элементы административной юстиции в виде смешанных губернских присутствий на территории Центральной Азии, царским правительством не использовались за исключением северных губерний Казахстана (Уральской, Актюбинской и Семипалатинской).

11. Основы современного правового регулирования судебного контроля за законностью как функции административной юстиции в Центрально - Азиатских странах составляют ГПК, ХПК, АПК, структуры которых, практически воспроизводят структуру ГПК советского периода, не признающую искового производства по административным делам и не отвечающую сегодняшним реалиям. Наличие в них норм, не отвечающим в полной мере современным требованиям международных стандартов, порождают известные проблемы и противоречия, а именно: непризнание за судопроизводством по делам, возникающим из административных правоотношений, характера административного судопроизводства; непризнание административного иска как средства защиты права, нарушенного неправомерными актами; отрицание принципов состязательности и диспозитивности в административном процессе, запрет на отказ от иска и заключение мирового соглашения и т.д.

12.Предпринятые в Республике Таджикистан попытки преодолеть несовершенство правового регулирования современной системы судебного контроля, принятием Кодекса РТ «Об административных процедурах» (КАП РТ) и включением в него главы об административном судопроизводстве, оказались недостаточными. В ряде случаев они вошли в противоречие с другими процессуальными кодексами, что требует принятие нового самостоятельного административно- процессуального кодекса и исключения дел, возникающих из административных отношений из сферы регулирования ГПК и КоЭС. В КАП РТ предусмотрен институт административного иска, однако в законодательном регулировании административного судопроизводства Таджикистану, как и другим, центрально - азиатским государствам, ещё предстоит осуществить полный переход от понимания административной юстиции как «юрисдикции по контролю за законностью» «процесс над актом» к утверждению её статуса как «юрисдикции по защите субъективных публичных прав».

13.Фундаментальной юридической основой для развития современного законодательства об административной юстиции в странах ЦА являются новые конституции, в которых нашло отражение положение о правовом государстве, неотъемлемым атрибутом которого является административная юстиция.

14. Созданные в 2010г. в соответствии с Программой судебно- правовой реформы РТ на 2007-2012гг. судебные коллегии по административным делам в областных судах и в Верховном Суде РТ специализированными судебно- административными присутствиями не являются и занимаются рассмотрением не свойственных их назначению дел: в основном члены коллегий рассматривают гражданские и уголовные дела. Что же касается административных дел, то деятельность коллегий главным образом сводится к обобщению судебной практики по рассмотрению дел об административных правонарушениях, что свидетельствует о сведении административного судопроизводства к судопроизводству по применению мер административной ответственности. Об этом же свидетельствует проект Административно - процессуального кодекса по делам об административных правонарушений, разрабатываемый в рамках реализации Программы судебно -правовой реформы РТ на 2011-2013гг. Вместе с тем, Концепция прогнозирования законодательного развития РТ (2011г) предусматривает проведение комплекса законодательных мероприятий и обособлению административного судопроизводства. В решении этой задачи необходимо опираться на современную трактовку предмета административного судопроизводства и разработать Кодекс административного судопроизводства (КАС) РТ, в сфере регулирования которого будет рассмотрение административных споров, а не только дел об административных правонарушениях.

15. Вопрос о структуре проекта Административно- процессуального кодекса РТ требует взвешенного решения, может иметь два варианта: 1. Вариант, избранный Прибалтийскими государствами, Украиной, Грузией, и состоящий в том, чтобы ограничить предмет административного судопроизводства лишь административными спорами, а дела об административных правонарушениях отнести к специальному наказательному или административно - деликтному законодательству; 2-вариант последовательной структуризации видов производства в рамках административного судопроизводства и выделение в качестве особого искового производства- производства по делам об административных правонарушениях. В этом случае теоретический и практический основой может послужить концепция административно- наказательного иска, которая используется в странах французской системы административной юстиции (иск о применении репрессии) и получила определённое развитие в российском АПК (Ст.202) и в КАС Армении (ст.151-153).

16. При принятии нового Административно- процессуального кодекса необходимо чётко разграничивать формальное и материальное понимание административного судопроизводства, определить понятие административного дела и два основных вида дел- административно-спорных и административно-наказательных. Это позволит выделить такие виды производств как производство по спорам о праве субъективном (по искам о восстановлении нарушенного права) и производство о праве объективном (по искам о законности нормативно- правовых актов), а также особое производство по делам об административных правонарушениях (по административно - наказательным искам).

17. Необходимость придания административному судопроизводству искового характера проистекает из сущности конституционной модели правового государства, устанавливающего приоритет прав и свобод человека.

Сравнительно- правовой анализ нормативных положений проекта АПК Казахстана 2009г., КАП РТ, КАС Украины и АПК Азербайджана показывает неоднозначное решение вопроса об административном иске. По степени правовой регламентации вопросов, касающихся административного иска АПК Азербайджана является более обстоятельным и всеохватывающим и может быть признан в этом плане лучшим на постсоветском пространстве. Тем не менее, Кодекс не лишён недостатков, к числу которых можно отнести: отсутствие чётких дефиниций административного иска и административного дела, а также развёрнутого определения статуса истца и ответчика как сторон административного процесса.

18. Административно- наказательный иск- это процессуальное средство привлечения к административной ответственности в состязательном процессе за посягательство на нормы объективного административного права, за неисполнение позитивных административных обязанностей и несоблюдение запретов, охраняющих объективный правопорядок под угрозой применения административного наказания. Данная дефиниция наказательного административного иска даёт возможность его реального применения в АПК РТ и например, в КоАП РТ, путём принятия норм, регламентирующих права и обязанности органа (должностного лица), уполномоченного составлять протокол об административных правонарушениях. Это предполагает включение данного лица в состав участников судопроизводства в качестве стороны и предоставление ему права предъявлять в суд иск о привлечении совершившего правонарушение лица к административной ответственности, выступать в роли истца со всемы вытекающими из этого статуса юридическими последствиями. Это позволит обеспечить реализацию принципа состязательности в административно- наказательном судопроизводстве.

19. Использование концепции административно - наказательного иска позволит объединить в рамках одного АПК как споры о законности, о субъективных публичных правах и обязанностях, так и рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые могут быть представлены как споры об административной ответственности, т.е. споры об обязанности понести административную ответственность и выделением в отдельное производство, как это сделано, например, в КАС Армении (ст.151).

20.На данном этапе судебно- правовой реформы необходимо в РТ решать не только вопрос о завершении специализации по административным спорам в судах общей юрисдикции, но и о создании судебных присутствий в составе экономических судов республики, поскольку фактически экономические суды рассматривают значительное количество дел, возникающих из административно- правовых отношений.

21. В перспективе целесообразным является создание обособленной ветви административных судов и формирование системы судов административной справедливости - САС. Основой для разработки их модели может послужить Диван административных судов Ирана (Девони адолати идори), однако, без проявлений исламского религиозного радикализма, что присутствует в Иранской системе САС и не согласуется с принципами правового, демократического и светского государства Таджикистана. В этом контексте вполне целесообразным представляется обсуждение вопроса о возрождении исторического аналога административных судов досоветского Таджикистана в виде модели «Дивана мазалима». При этом следует предусмотреть трёхзвенную специализированную судебную систему «судов мазалим» во главе с Высшим административным судом Республики Таджикистан, придав ему статус Дивана, т.е. обособленности, самостоятельности и собственного управления.

22. Формирование полноценного института административной юстиции в странах Центральной Азии предполагает не только развитие его судебно-административной формы , но и совершенствование деятельности квазисудебных юрисдикционных органов. Они должны не заменять, а дополнять деятельность судов по административным делам. Совершенствование квази-судебной формы административной юстиции предполагает необходимость принятия Закона о квазисудебных органах в республиках ЦА. В качестве основы для разработки концептуального модуля такого закона могут послужить Закон Республики Молдовы об административных комиссиях или Закон Латвийской республики о земельных комиссиях.

Список опубликованных работ
. Монографии:

1.Административная юстиция в Республике Таджикистан: институт судебной защиты прав и свобод граждан (Монография)(на тадж.языке) Душанбе. Изд-во «Ирфон» 2010. 256с. (17, 05 п.л. 700-экз)

2.Основные направление формирования и развития института административной юстиции в государствах Центральной Азии: сравнительно- правовое исследование.(монография) Душанбе. Изд-во «Дониш» АН РТ. 2011. 288с. (18,0 п.л. 700-экз)

3.Судебно-правовые реформы в Республике Таджикистан и эффективность административно- правовых мер борьбы с коррупцией. (монография- в соавторстве с Уруновой Ш.А.) Душанбе. Изд-во «Дониш» АН РТ. 2012. 147с. (9,25 п.л. 1000-экз)

2.Учебники и учебные пособие:

1. Гражданское процессуальное право Республики Таджикистан. (на тадж.язике, в соавторстве с Табаров Н.А.).Учебник, учебно-методический комплекс ТГУК. Душанбе «Эрграф» 2009, 299с. (18. 85 п.л. 500-экз)

2.Экономическое судопроизводство в Республики Таджикистан. (на тадж.язике, в соавторстве с Табаров Н.А.).Учебник, учебно-методический комплекс ТГУК. Душанбе «Эрграф» 2009, 327с. (20. 55 п.л. 500-экз)

3.Организация и проведение судебных игр по экономическому судопроизводству в РТ. (на тадж.язике, в соавторстве с Табаров Н.А.).Учебник, методическое пособие. ТГУК. Душанбе «Эрграф» 2010, 257с. (14. 65 п.л. 500-экз)

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Формирование административной юстиции в Таджикистане.//Известия АН РТ. серия Философии и права. 2008.,№4. С.158-164(0,8 п.л)

2. Конституционные и правовые основы административной юстиции в Республики Таджикистан.// Известия. АН РТ. серия Философии и права. 2009.,№4. С.195-200 (0,7п.л.)

3. Административные суды и административное судопроизводство в свете новых изменений и дополнений в Конституционный закон республики Таджикистан «О судах Республики Таджикистан» Известия АН. РТ. серия Философии и права.2010 ., №3. С.137-141 (0,9п.л)3

4. Некоторые особенности судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях. (на тадж.языке) //Известия АН РТ. серия Философии и права. 2011. №2. С.107-112 (0,8 п.л)

5.О понятии «должностного лица» в законах Республики Таджикистан «О государственной службе», «О коррупции» а КоАП РТ.// Известия АН РТ. №3 2011. С.117-123 ( 0,7п.л).

6. Некоторые положение законодательства Республики Таджикистан об административном иске.//Российско – Таджикский (славянский) университет. Вестник университета. Научный журнал. №1 (36)., 2012., С.32-40 (0,8 п.л).

7. Проблемы административной юстиции в центрально- азиатских государствах постсоветского пространства: сравнительный анализ.(на тадж.языке.) В соавторстве с д.ю.н. проф. А.Б. Зеленцовым//Вестник Таджикского национального университета. (серия гуманитарных наук. 2012г., №3/4(90). С.138-146 (0,8 п.л)

8. Конституционно- правовые основы административной юстиции в постсоветских странах Центральной Азии (в соавторстве с д.ю.н. поф. Муромцевым Г.И.) // «Образование. Наука. Научные кадры». 2012. №3, С.27-33 (0,7 п.л).

9. Проблемы и перспективы формирования административной юстиции в государствах постсоветского пространства (в соавторстве с д.ю.н. проф. Зеленцовым А.Б.)//Вестник РУДН., 2012., №2., С.109-119 (0, 9 п.л)

10. Институт административной юстиции в постсоветских государствах Центральной Азии: избранные модели и проблемы их реализации. (в соавторстве с д.ю.н. проф. Зеленцовым А.Б.)//Вестник РУДН., 2012.,№ 5. С.93-103 (0, 9 п.л.)

11. Административная юстиция в Прибалтийских государствах постсоветского пространства: соотношение и различия. (в соавторстве с д.ю.н. проф. Зеленцовым А.Б.)//Образование. Наука 2013. №01/13 (2013) (0,7 п.л).

12. О перспективы использования института административно -наказательного иска а законодательстве Республики Таджикистан. «Закон и право». 2013г.№2/13 (0, 6 п.л)

Доклады, опубликованные в материалах международных научных конференциях:

1. К вопросу о некоторых проблемах формирования административной юстиции и административного правосудия в Республики Таджикистан в условиях глобализации и региональной интеграции (сравнительно- правовой анализ). // Национальные правовые системы стран СНГ в условиях глобализации и региональной интеграции (Материалы Международной конференции, г. Душанбе, Таджикистан, 19-20 ноября 2007 г.).- Душанбе., Эчод, 2007.- С. 122-134 (0,9 п.л.)

2. Конституция РТ и проблемы формирования административной юстиции// Конституция Республики Таджикистан и проблемы формирования правовой экономики. Материалы международной конференции ТГУК 25-26 сентября 2009г. Душанбе «Матбуот» 2009. С.21-32; (0,8 п.л)

3. Асосхои конституционии адлияи маъмури (на тадж языке)// Конституция Республики Таджикистан и проблемы формирования правовой экономики. Материалы международной конференции ТГУК 25-26 сентября 2009г. Душанбе «Матбуот» 2009. С.146-155.(0, 7 п.л.)

4. Развитие конституционных положений административной юстиции в Республике Таджикистана.//Материалы международной конференции новосибирского университета потребкооперации ноябрь 2009г.( Под общ. ред. В.В.Разбирина) - Новосибирск: СибУПК, 2010. - С.42-52. (0,7 п.л)

5. Сущность и особенности административно- правовых споров //2-я Душанбинская международная научно- практическая конференция «О путях совершенствование государственной службы» в Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане и Афганистан. Материалы. Душанбе 2010.(0,7 п.л)

6. Актуальные проблемы судебной защиты прав и интересов граждан Республики Таджикистан в сфере исполнительной власти.// «Защита прав человека, гражданина, рецепция и преподавание римского права» Материалы. Первый Евразийский международный семинар по римскому праву. Душанбе. 14-15 октября 2011г.С.240-253 (0,9 п.л)

7. Некоторые проблемы рецепции административной юстиции в законодательствах государств Центральной Азии.//В материалах II-й Душанбинской международной конференции на тему: Государственное управление и местное самоуправление в РТ: традиция и инновация. 20-21 сентября 2012г.(0,8 п.л)

8. Поиск оптимальной модели административной юстиции в правовой доктрине постсоветских государств Центральной Азии.//Вопросы теории и практики применения административной юстиции в европейских странах и странах Центральной Азии. III-й международный научно- практическая конференция по административному праву. Астана 2-3 ноября 2012г.(0,9п.л)

9. Рекодификация законодательства об административной юстиции в государствах Центральной–Азии: основные направления правовой политики.//«Правовая политика: вызовы современности» -XIII-я ежегодная международная научно- практическая конференция юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и IV Международная научно- практическая конференция «Кутафинские чтение» МГЮА им. О.Е. Кутафина.27- 30 ноября 2012г.(0,7 п.л)

Статьи, опубликованные в других научно - практических изданиях:

1. Некоторые проблемы совершенствования административного законодательства , направленного на укрепление и сохранение семьи// в кн. . Государственная власть и защита прав личности в РТ. История и современность .Душанбе. «Сино» 1992г. С.16-24

2. Верховный Суд Республики Таджикистан: его роль в осуществлении судебной власти. Душанбе «Таджикистан» 1993г.,№12

3. К вопросу о необходимости разработки концепции судебно-правовой реформы в РТ (Судебная власть и судебная система в РТ).// В сборнике трудов преподавателей юридического факультете ТГУ,1994г. №4

4. О необходимости образования административных судов в Республике Таджикистан.// В кн. «Государство и право» сб. юридического факультет ТНУ. 2002г.№2,.С.91-98

5. Некоторые проблемы совершенствования законодательства Республики Таджикистан в сфере образования.(на тадж.языке) // //Инновационные подходы в сфере образования XXI в. Материалы республиканской конференции Душанбе «Ирфон» 2007г.С. 67-75

6. Рецензия на книгу Раззакова Б.Х. Административное законодательство в РТ.//Государство и право (юр.фак. ТНУ) 2008. №3.

7. Развитие административной юстиции в Таджикистане (на тадж языке)//Государство и право (юрид фак. ТНУ) 2009. №6.

8. Правоприменительные методы Имам-ул-Аъзам, Абуханифа. (на тадж.языке).//Сборник трудов преподавателей ТГУК. Душанбе «Эр-грф» 2009. С.85-93

9. Развитие административной юстиции в Таджикистане.//Государство и право. Журнал юрид.фак. ТНУ. 2009г., №6

10. О некоторых проблемах «языка» и качестве законотворческой деятельности об административном правосудии в РТ (на тадж. язике) //В кн. Язык и качество законотворчества. Материалы республиканской конференции 22-июня 2010г.

11. Роль Президента Республики Таджикистан в совершенствовании правосудие в Таджикистане.//в кн.Президент Республики Таджикистан гарант Конституции и законов. Материалы республиканской конференции ТГУК. 25-ноября 2010г.

12. О соотношении принципов гражданского и административного судопроизводства в законодательстве Республики Таджикистан.//Давлат ва хукук (Государство и право) журнал юридического факультета ТНУ. Душанбе.2010г. № 2. С.?

13.К вопросу о понятии должностного лица в законах Республики Таджикистан: «О государственной службе», «О коррупции» и Кодексе об административных правонарушениях РТ.// В материалах республиканского круглого стола об усовершенствование правового механизма государственной службы в РТ. Института повышение квалификации госслужащих при Президенте РТ. 2011.

14.Административное судопроизводство институт защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти.//Академический юридический журнал. Института философии, политологии и права им. А.Багоутдинова АН РТ. 2012г., №1.

15. Некоторые спорные вопросы о предмете административной юстиции.//Бюллетень Конституционного Суда Республики Таджикистан 2012., №3

16.Общие и особенные черты законодательств стран Центральной Азии регламентирующие административную юстицию (на тадж. языке)// в кн. Государственные сымволи Республики Таджикистан. Материалы республиканской научно- практической конференции посвященное 20-летию XVI-сессии Верховного Совета РТ. 13-ноября 2012г.

17.Глобализация и проблемы разработки модельного кодекса административного судопроизводства в центрально-азиатских государств.//Глобализация и публичное право. Всероссийская научно практическая конференция. РУДН. 26-ноября 2012.

18. Влияние региональных интеграционных процессов на создание административной юстиции в странах Центральной Азии.// Современные проблемы публичного права в России и зарубежных странах. М.РУДН. 2012., С.64-73

19.Концептуальные основы современной модели административно- процессуального кодекса Республики Таджикистан.//Нравственные императивы в праве. 2012. №4., С. 58-65