- Системно-синергетический подход к исследованию самоорганизации молодежи позволяет рассматривать ее в качестве многопланового процесса упорядочивания внутренних и внешних связей представителей данной социально-демографической группы, конфигурирования личных диспозиций под влиянием изменений молодежной среды и социального окружения. Это внутренне противоречивый процесс возникновения и функционирования нелинейной аутопойетической социальной системы на основе интеграции институциональной, субкультурной, организационной и личностной подсистем, находящихся в состоянии полисемантического взаимодействия.
- В современном обществе процессы самоорганизации молодежи приобретают ярко выраженный социокультурный характер и требуют аксиологического анализа, акцентирующего внимание на ценностном аспекте проблемы. В аксиологическом контексте самоорганизационные процессы сводятся к постепенной, но вместе с тем радикальной смене ценностных парадигм. В результате их молодежным сознанием отторгается ценностно-смысловой комплекс, формирующийся на основе представлений, восходящих, в конечном итоге, к общинному (соборному) началу социальной жизни с его установками на солидарность и круговую поруку, на готовность и способность личности к социальному дарению. В свою очередь, активно утверждаются традиционные ценности западной индустриальной и постиндустриальной цивилизации: представление о человеке как деятельностном существе, рационализм, установка на инновации и прогресс, понимание власти не только как власти над личностью, но и над другими объектами, эффективные (то есть приводящие к запланированному результату при минимальных необоснованных издержках) знания и технологии.
- Социокультурное пространство региона как комплекс условий для самоорганизации молодежи представляет собой исторически сформировавшуюся, но находящуюся в состоянии постоянного изменения систему культурных образований (ценностей, норм, символов, традиций), определяющих стандарты поведения молодых жителей субъектов Российской Федерации. Его характерными чертами, оказывающими наиболее значимое влияние на процесс самоорганизации молодежи, являются: культурные традиции, наличие сложившейся структуры ценностных паттернов, которые, различаясь в зависимости от их носителей, образуют относительно стабильную иерархию; дискретность; высокий уровень управляемости, несмотря на нестабильность и наличие широкого спектра рисков и угроз.
- В процессах самоорганизации молодежи в региональном социокультурном пространстве наиболее значимую роль играет субъективный фактор, связанный со спецификой диспозиции участников и, особенно, с присущим им типом социокультурной рефлексии. Доминирующая роль рефлексии в формировании организационного порядка на групповом и индивидуальном уровнях определяется комплексом факторов: универсализацией имитационных практик в обществе постмодерна; радикальным изменением содержания рефлексивности, выражающемся в ее виртуализации, имитации и играизации. При этом рефлексивность приобретает все более индивидуализированный характер, ограничивая возможности субъектов социального действия и существенно препятствуя коллективистским формам самоорганизации.
- В институциональном аспекте самоорганизация современной молодежи регионов ЦЧР представляет собой процесс преимущественно индивидуально мотивированного взаимодействия с различными социальными институтами, в котором факторы внутренней организации, коллективного сознания играют крайне незначительную роль. Для этого взаимодействия типичны заметная делегитимация государственной власти; наличие барьеров, препятствующих реальному участию молодых людей в управлении обществом; ориентация в ходе него на внеинституциональные формы; низкий авторитет в молодежной среде политических партий и общественных объединений; формальное восприятие доминирующей на данной территории православной христианской религии, не способствующее самоорганизации на конфессиональной основе.
- Коллективные формы самоорганизации молодежи характеризуются противоречием между постепенным, хотя и весьма медленным, повышением к ним интереса молодых людей и попытками работающих с молодежью социальных институтов использовать для формального удовлетворения этого интереса мобилизационные практики, дискредитирующие саму идею добровольного объединения. Мобилизационный потенциал общественных организаций, на формирование и применение которого ориентируется современная российская элита, выстраивая свои отношения с молодежью, довольно значителен. Он проявляется преимущественно у представителей младших возрастных когорт, у молодых людей с низким уровнем образования, школьников, работников бюджетной сферы. При этом интенсивно используются пока еще сохраняющиеся в молодежном сознании романтически-альтруистические иллюзии, на основе которых и выстраиваются стратегии политической мобилизации. Однако среди успешных молодых людей они не получают существенной поддержки, что выражается в их преимущественной ориентации на неполитические объединения.
- Процесс самоорганизации индивидуального жизненного пространства молодежи в социокультурном пространстве регионов характеризуется высоким уровнем противоречивости, что, прежде всего, проявляется в выборе молодыми людьми инструментов реализации жизненной стратегии. На его существенно влияют ощущение успеха и комфорта, престиж собственного статуса, специфика ценностей. При этом основания выбора способны довольно динамично меняться, но изменения, чаще всего, рационально не мотивированы. Для коллективистских самоорганизационных практик региональной молодежи характерен низкий интерес к деятельности молодежных объединений, недостаточная информированность о них и преобладание прагматического отношения к перспективам участия. Индивидуальным самоорганизационным практикам молодежи присущи установка на стратегию благополучия, потребность в дружеском общении, сочетающиеся с неразборчивостью в средствах и ограниченностью духовных запросов.
- Нестабильность общественного развития и логически следующая из этого нелинейность самоорганизационных процессов в молодежной среде актуализируют необходимость их внешнего регулирования на основе «мягкого управления». Процесс регулирования на региональном уровне в содержательном отношении предполагает разработку и последующую мультипликацию идеи социетальности. Основными ее принципами являются: доверие, выражающееся в установке в межличностных и социальных отношениях на открытые, конструктивные взаимоотношения, основанные на позитивном опыте реализации ожиданий в отношении других людей, социальных институтов, организаций; солидарность, представляющая собой деятельное сочувствие к интересам, мнениям сограждан, коллег, близких людей, единодушие с ними; ответственность, связанная с готовностью и способностью молодого человека взять обязательства перед социумом, референтным окружением и самим собой и выполнить их, невзирая на обстоятельства; субкультурная интегрированность, предполагающая реальную, а не формальную принадлежность к коллективным образованиям, начиная с семьи и заканчивая этносом (этнической группой), опирающуюся на принятие культурных стандартов и стилей поведения.
- Технологически корректное регулирования процессов самоорганизации молодежи должно быть направлено на создание молодым людям дополнительных возможностей упорядочивания индивидуальной и коллективной жизнедеятельности путем модификации системы региональной молодежной политики. При этом недопустимы его превращенные формы, сводящие регуляцию к администрированию или манипуляции общественным мнением, выхолащивающие ее сущность как аутопойетического процесса свободного выбора и самореализации молодых людей. Регулирование, в качестве продуктивной формы мягкого управленческого воздействия должно базироваться на соблюдении правил рациональности; последовательности и планомерности; алгоритмизации. Наиболее перспективными технологиями регулирования являются: профессиональная диагностика самоорганизационных процессов; широкое использование интеллектуально-аналитических систем для подготовки и принятия решений; модификация инфраструктуры работы с молодежью на основе внедрения кластерных технологий, объединяющих по сетевому принципу государственные, муниципальные и общественные институты; внедрение механизма кадрового трансфера.
1.Морозова, Т. И. Самоорганизация молодежи как форма социокультурной рефлексии (регион. аспект) [Текст] / Т. И. Морозова // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия, социология, право. – 2008. – № 8. – Вып. 3. – С. 190-196. (0,4 п.л.).
2.Морозова, Т. И. Самоорганизация современной молодежи: региональный аспект [Текст] / Т. И. Морозова // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – 2010. – № 4 (84). – С. 212-217. (0,8 п.л.).
3.Морозова, Т. И. Самоорганизация молодежи как социокультурная проблема [Текст] / Т. И. Морозова // Социология. – 2011. – № 2. – С. 168-177. (0,9 п.л.).
4.Морозова, Т. И. Гражданская активность молодежи как фактор самоорганизации [Текст] / Т. И. Морозова // Человек и труд. – 2010. – № 5. – С. 65-68. (0,7 п.л.).
5.Морозова, Т. И. Молодежные организации в Белгородской области: уровень доверия и проблема участия [Текст] / Т. И. Морозова // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия, социология, право. – 2010. – № 2. – Вып. 11. – С. 77-82. (0,5 п.л.).
6.Морозова, Т. И. Самоорганизация молодежи в обществе риска как проблема социокультурной рефлексии (региональный аспект) [Текст] / Т. И. Морозова, В. П. Бабинцев // Регионология. – 2010. – № 3. – С. 197-208. (0,8 п.л.).
7.Морозова, Т. И. К вопросу о самоорганизации современной молодежи [Текст] / Т. И. Морозова, Л. Н. Шмигирилова // Человек и труд. – 2011. – № 5. – С. 30-33. (0,9 / 0,45).
8.Морозова, Т. И. Успех и аутсайдерство как альтернативы развития молодежи [Текст] / Т. И. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 6. – С. 43-48. (0,9 п.л.).
9.Морозова, Т. И. Противоречивость социального статуса молодежи как проблема ее социальной активности [Текст] / Т. И. Морозова // Казанская наука. – 2011. – № 8. – С. 343-346. (0,5 п.л.).
10.Морозова, Т. И. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как специфические формы рефлексии [Текст] / Т. И. Морозова, В. П. Бабинцев // Человек и труд. – 2012. – № 3. – С. 64-68. (0,6/0,3 п.л.).
11.Морозова, Т. И. Специфика рефлексивных практик современной молодежи [Текст] / Т. И. Морозова, А. В. Стагнеева // Казанская наука. – 2012. – № 3. – С. 351-354. (0,4/0,2 п.л.).
12.Морозова, Т. И. Самоорганизующиеся процессы в молодежной среде [Текст] / Т. И. Морозова // Теория и практика общественного развития. – Краснодар, 2012. – № 6. – С. 61-67. (1,0 п.л.).
13.Морозова, Т. И. Участие молодежи в общественных объединениях и политических партиях (статья) [Текст] / Т. И. Морозова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2012. – № 2. – С. 194-198. (0,4 п.л.)
14.Морозова, Т. И. Социокультурная специфика самоорганизационных процессов в молодежной среде [Текст] / Т. И. Морозова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2012. – № 3. – С. 33-41. (1,0 п.л.).
15.Морозова, Т. И. Специфика формирования гражданственности у современной молодежи [Текст] / Т. И. Морозова // Глобальный научный потенциал. – 2012. – Вып. 10 (19). – С. 265-268. (0,25 п.л.).
Монографии:
17.Морозова, Т. И. Формирование социально-технологической культуры школьников в регионе : коллективная монография [Текст] / Т. И. Морозова, В. П. Бабинцев, Л. Я. Дятченко. – Белгород : БелГУ, 2006. – 168 с. (10,5/ 3,5 п.л.).
18.Морозова, Т. И. Молодежь российского региона: духовные миры и жизненные стратегии : монография [Текст] / Т. И. Морозова, В. П. Бабинцев, П. Н. Беспаленко, В. А. Воронов, Л. В. Готчина, Ю. А. Зубок и др. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. – 276 с. (17,3/1,2 п.л.).
19.Морозова, Т. И. Самоорганизация российской молодежи: препятствия и механизмы : коллективная монография [Текст] / В. П. Бабинцев, Т. И. Морозова, Е.В. Реутов. – Белгород : КОНСТАНТА, 2009. – 238 с. (14,88 / 4,96 п.л.).
20.Морозова, Т. И. Молодежные и детские общественные объединения Российской Федерации: история, современное состояние, перспективы развития : коллективная монография [Текст] / Т. И. Морозова, Л. Н. Шмигирилова, С. А. Худокормова, А. В. Стагнеева. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2010. – 199 с. (12/3 п.л.).
21.Морозова, Т. И. Регулирование процессов самоорганизации молодёжи в социокультурном пространстве региона : монография [Текст] / Т. И. Морозова. – Белгород : ИД «Белгород», 2012. – 404 c. (25,25 п.л.)
Статьи в профессиональных журналах и научных сборниках, доклады на конференциях:
22.Морозова, Т. И. Социально-технологическая культура региональной управленческой элиты [Текст] / Т. И. Морозова // Формирование управленческого кадрового потенциала в регионе : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 24 мая 2002 г. – Белгород, 2002. – С. 144-146. (0,2 п.л.).
23.Морозова, Т. И. Славянская молодежь: От интуитивно-иррационального мышления к технологической культуре [Текст] / Т. И. Морозова // Славянский мир и православие глазами молодых : материалы междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 9-10 окт. 2002 г. – Белгород, 2002. – С. 152-153. (0,1 п.л.).
24.Морозова, Т. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи – приоритетное направление деятельности БРОО «ФДПЮО» [Текст] / Т. И. Морозова // В патриотизме молодежи будущее Белгородчины : сб. науч. ст. ; Упр. по делам молодежи Белгор. обл. – Белгород, 2003. – С. 46-49. (0,3 п.л.).
25.Морозова, Т. И. Особенности технологической культуры белгородских школьников [Текст] / Т. И. Морозова // Современные технологии социального управления : сб. науч. тр. ; БФ ОРАГС. – Белгород, 2004. – С. 107-114. (0,5 п.л.).
26.Морозова, Т. И. Российская молодежь: от интуитивно-иррационального мышления к технологической культуре [Текст] / Т. И. Морозова // Современные технологии социального управления : сб. науч. тр. ; БФ ОРАГС. – Белгород, 2004.– С. 115-124. (0,6 п.л.).
27.Морозова, Т. И. Социально-технологическая культура белгородских школьников [Текст] / Т. И. Морозова // Формирование и развитие потенциала гражданского общества и государственных институтов славянских народов путем инвестирования в физическое и духовное здоровье молодежи : VII междунар. молодежные «Славянские встречи», Белгород, 23-25 сент. 2004 г. : сб. док. и материалов. – Белгород, 2004. – C. 150-162. (0,8 п.л.).
28.Морозова, Т. И. Социально-технологическая культура школьников: социол. аспект [Текст] : автореф. дис. … канд. социол. наук / Т. И. Морозова. – Белгород, 2004. – 24 с. (1,5 п.л.).
29.Морозова, Т. И. Духовная основа технологической культуры молодежи [Текст] / Т. И. Морозова // Иоасафовские чтения : материалы II междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 21-22 дек. 2004 г. – Белгород, 2004. – С. 183-186. (0,2 п.л.).
30.Морозова, Т. И. С возрастающей активностью работают на Белгородчине детские общественные организации [Текст] / Т. И. Морозова // В патриотизме молодых – будущее России : сб. ст. – Белгород, 2005. – С. 29-31. (0,2 п.л.).
31.Морозова, Т. И. Духовный фон процесса формирования социально-технологической культуры школьников в российском регионе [Текст] / Т. И. Морозова // Противодействие экстремизму в молодежной среде. Обеспечение духовной безопасности молодежи : материалы участников обл. конкурса науч. молодеж. работ и науч.-практ. конф., Ст. Оскол, 16 марта 2006 г. ; Упр. по делам молодежи Белгор. обл. – Белгород, 2006. – С. 29-40. (0,8 п.л.).
32.Морозова, Т. И. Защита социально-правового статуса школьников [Текст] / Т. И. Морозова // Планирование и организация практической работы с «трудными» подростками и молодыми людьми из групп социального риска, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, по активизации положительных качеств : сб. материалов из опыта работы. – Белгород, 2006. – С. 27-31. (0,3 п.л.).
33.Морозова, Т. И. Макросоциальные факторы формирования социально-технологической культуры молодежи [Текст] / Т. И. Морозова // Современная российская молодежь: от стихийной самоорганизации к целенаправленному формированию субъектности : материалы всерос. науч.-практ. конф., Белгород, 27-29 марта 2007 г. ; под ред. Л. Я. Дятченко. – Белгород, 2007. – С. 136-140. (0,3 п.л.).
34.Морозова, Т. И. Потребность молодежи в самоорганизации [Текст] / Т.И. Морозова // Становление и развитие системы эффективного противодействия экстремизму и обеспечения духовной безопасности в молодежной среде российских регионов / ред. кол.: П. Н. Беспаленко, Т. И. Морозова, Н. В. Хованская. – Белгород, 2007. – С. 24-27. (0,3 п.л.).
35.Морозова, Т. И. Самоорганизация как социальная потребность молодежи в обществе риска [Текст] / Т. И. Морозова // Органи влади та молодiжнi громадьскi организацii. Iнновацiйнi рiшения в молодiжнiй полiтицi : матерiали мiжнар. наук.-практ. конф., Харкiв, 26-27 червня 2007 р. / вiдп. ред. О. В. Кулiнiч. – Харкiв, 2007. – С. 100-103. (0,2 п.л.).
36.Морозова, Т. И. Повышение правовой культуры молодежи – приоритетное направление реализации системы мер государственной молодежной политики. Молодежный парламентаризм – механизм реализации молодежной политики, интересов молодежи через участие в выборах всех уровней [Текст] / Т. И. Морозова // Молодежь и выборы сегодня: перспективы, ожидания : материалы обл. науч.-практ. конф., 6-15 дек. 2006 г. – Белгород, 2007. – С. 54-61. (0,5 п.л.).
37.Морозова, Т. И. Волонтерское движение в молодежной среде России и региона: история, проблемы развития, основные принципы и направления деятельности. Система подготовки волонтеров, работающих по программе первичной профилактики наркотической и алкогольной зависимости (брошюра) [Текст] / Т. И. Морозова, П. Н. Беспаленко, В. В. Линькова., Н. В. Хаванская. – Белгород, 2007. – 117 с. (7,3/1,8 п.л.).
38.Морозова, Т. И. Проблемы самоорганизации в общественном мнении белгородской молодежи [Текст] / Т. И. Морозова // Духовное здоровье молодежи российских регионов в контексте обеспечения ее духовной безопасности : док. и материалы науч.-практ. конф., Белгород, 28 марта 2008 г. / ред. кол.: П. Н. Беспаленко [и др.]. – Белгород, 2008. – С. 296-304 (0,6 п.л.).
39.Морозова, Т. И. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как противоположные формы социокультурной рефлексии : информ.-аналит. отчет по итогам социол. исслед. [Текст] / Т. И. Морозова, В. П. Бабинцев, Е. В. Реутов, И. В. Бояринова. – Белгород : Константа, 2008. – 132 с. (8,3/2,1 п.л.).
40.Морозова, Т. И. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как противоположные формы социокультурной рефлексии [Текст] / Т. И. Морозова, В. П. Бабинцев, П. Н. Беспаленко // Информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования. – Белгород, 2008. – 136 с. (8,5/2,8 п.л.).
41.Морозова, Т. И. Социокультурная рефлексия молодежи: между самоорганизацией и атомизацией [Текст] / Т. И. Морозова, В. П. Бабинцев, Е. В. Реутов // Молодежная галактика. – 2009. – № 5. – С. 46-57. (0,8/0,3 п.л.).
42.Морозова, Т. И. Особенности восприятия современной молодежью референтной среды [Текст] / Т. И. Морозова, В. П. Бабинцев // Самоорганизация молодежи и гражданское общество в России : материалы междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 17 апр. 2009 г. ; под ред. В. П. Бабинцева. – Белгород, 2009. – С. 54-59. (0,4/0,2 п.л.).
43.Морозова, Т. И. Ценностно-целевые установки белгородской молодежи [Текст] / Т. И. Морозова // Духовная безопасность молодежи в общественно-политическом и социальном пространстве современной России: основные стратегии развития : материалы междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 28 апр. 2009 г. – Белгород, 2009. – С. 100-105. (0,4 п.л.).
44.Морозова, Т. И. Организация подготовки специалистов по работе с молодежью в региональном университете [Текст] / Т. И. Морозова, В. П. Бабинцев // Подготовка специалистов по работе с молодежью: проблемы и пути их решения : материалы Интернет-конференции ; ЯГПУ. – Ярославль, 2009. – С. 18-29. (0,8/0,4п.л.).
45.Морозова, Т. И. Самоорганизация молодежи как форма социокультурной рефлексии (на материалах Белгородской области) [Текст] / Т. И. Морозова // Самоорганизация молодежи и гражданское общество в России : материалы междунар. науч.-практ. конф., 17 апреля 2009 г. – Белгород, 2009. – С. 130-137. (0,5 п.л.).
46.Морозова, Т. И. Ценностно-целевые установки белгородской молодежи (на материалах Белгородской области) [Текст] / Т. И. Морозова // Молодежь – позитивная сила развития российского общества : материалы Всероссийской науч.-практ. конф., 24-25 сентября 2009 г. – СПб., 2009. – С. 177-181. (0,4 п.л.).
47.Морозова, Т. И. Самоорганизация молодежи: институциональный аспект [Текст] / Т. И. Морозова // Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах : материалы Всероссийской науч.-практ. конф., 10-11 декабря 2009 г. В 3-х ч. Ч. III. – Уфа : ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. – С. 179-185.(0,4 п.л.).
48.Морозова, Т. И. Молодежные организации в регионе: уровень доверия и представительство [Текст] / Т. И. Морозова // Молодежь и общество. – 2009. – № 4. – С. 110-118. (0,5 п.л.).
49.Морозова, Т. И. Областное государственное учреждение «Центр молодежных инициатив» [Текст] / Т. И. Морозова // Молодежь и общество. – 2009. – № 4. – С. 33-46. (0,9 п.л.).
50.Морозова, Т. И. Российская молодежь: между успехом и аутсайдерством [Текст] / Т. И. Морозова // Социализация и адаптация подростков и молодежи, отбывающих наказание в исправительных учреждениях и освобождающихся из мест лишения свободы : материалы всероссийской науч.-практ. конф. / под ред. П. Н. Беспаленко. – Белгород, 2009. – С. 99-111. (0,8 п.л.).
51.Морозова, Т. И. Проблема статусного самоопределения молодежи в России [Текст] / Т. И. Морозова // Трудоустройство и социальная адаптация молодежи в условиях кризисных явлений : материалы междунар. науч.-практ. конф., 25 мая 2010 г. – Орел : Изд-во ОРАГС, 2010. – С. 117-119. (0,3 п.л.).
52.Морозова, Т. И. Статусное самоопределение молодежи в России: проблемность вопроса [Текст] / Т. И. Морозова // Подготовка кадров для молодежной политики в условиях инновационной стратегии развития страны и регионов : материалы IV всероссийской науч.-практ. конф., 3-4 июня 2010 г. – Новосибирск, 2010. – С. 112-122. (0,75 п.л.).
53.Морозова, Т. И. Проектирование развивающей системы формирования социально-технологической культуры школьников [Текст] / Т. И. Морозова // Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста / под ред. проф. В. П. Бабинцева. – Белгород : КОНСТАНТА, 2010. – С. 159-167. (0,5 п.л.).
54.Морозова, Т. И. Досуг и молодежные субкультуры в Белгородской области [Текст] / Т. И. Морозова // Еврорегион: наука, образование, молодежная политика : материалы международного сборника научных трудов в рамках «Школы Межрегионального Приграничного сотрудничества». – Белгород; Харьков : «Ютек», 2010. – С. 81-84. (0,2 п.л.).
55.Морозова, Т. И. Issues of the European Youth Policy (статья на англ. языке) [Текст] / Т. И. Морозова, Ю. В Коврижных., Л. Н. Шмигирилова // Еврорегион: наука, образование, молодежная политика : материалы международного сборника научных трудов в рамках «Школы Межрегионального Приграничного сотрудничества». – Белгород; Харьков : «Ютек», 2010. – С. 144-147 (0,4/ 0,06 п.л.).
56.Морозова, Т. И. Проектирование развивающей системы формирования социально-технологической культуры школьников [Текст] / Т. И. Морозова // Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста: сб. науч. трудов ; под ред. проф. В. П. Бабинцева. – Белгород : КОНСТАНТА, 2010. – С. 159-167.(0,5 п.л.).
57.Морозова, Т. И. Проблемы гражданской активности молодежи [Текст] / Т. И. Морозова // Формирование патриотизма в молодежной среде : сборник статьей и методических разработок ; под ред. Т. А. Бочаровой, К. В. Харченко, Г. Н. Зеленской. – Белгород, 2010. С. 10-14.(0,4 п.л.).
58.Морозова, Т. И. Развитие добровольческого движения в молодежной среде [Текст] / Т. И. Морозова, П. Н. Беспаленко, С. А. Худокормова // Сборник информационно-методических материалов ; под ред. П. Н. Беспаленко. – Белгород, 2010. – 71 с. (4,4/1,5 п.л.).
59.Морозова, Т. И. Тенденции развития общественных объединений детей и молодежи в современной России [Текст] / Т. И. Морозова, Л. Н. Шмигирилова // Межрегиональное приграничное сотрудничество : материалы международного сборника научных трудов в рамках школы «Межрегионального приграничного сотрудничества». – Белгород; Харьков : «Ютек», 2011. – С. 124-130. (0,4/0,2 п.л.).
60.Морозова, Т. И. Белгородская молодежь: участие в общественных объединениях и политических партиях [Текст] / Т. И. Морозова // Межрегиональное приграничное сотрудничество : материалы международного сборника научных трудов в рамках школы «Межрегионального приграничного сотрудничества». – Белгород; Харьков : «Ютек», 2011. – С. 118-124. (0,4 п.л.).
61.Морозова, Т. И. Ценностная система современной молодежи [Текст] / Т. И. Морозова // Актуальные проблемы социологии и организации работы с молодежью : сборник науч. трудов кафедры социологии и организации работы с молодежью ИГМУ НИУ «БелГУ». – Белгород : ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – С. 3-11. (0,6 п.л.).
62.Морозова, Т. И. Молодежь и волонтерство [Текст] / Т. И. Морозова, П. Н. Беспаленко, С. А. Худокормова // Сборник информационно-методических материалов ; под ред. П. Н. Беспаленко. – Белгород : Константа, 2011. – 101 с.( 6,3/2,1п.л.).
63.Морозова, Т. И. Гражданская активность молодежи [Текст] / Т. И. Морозова // Межрегиональное и приграничное сотрудничество : материалы международного сборника научных трудов ; под общ. ред. проф. В. П. Бабинцева. – Белгород; Харьков : КОНСТАНТА, 2012. – С. 97-102. (0,4 п.л.).
64.Морозова, Т. И. Феномен самоорганизации в молодежной среде [Текст] / Т. И. Морозова // Роль органов местного самоуправления в формировании солидарного общества : материалы международной науч.-практ. конф., 5 июня 2012. – Белгород : Принт Мастер, 2012. – С. 140-146. (0,4 п.л.).
65.Морозова, Т. И. Отношение белгородской молодежи к участию в общественных объединениях и политических партиях [Текст] / Т. И. Морозова // Актуальные проблемы социологии и организации работы с молодежью : сборник науч. трудов кафедры социологии и организации работы с молодежью ИГМУ НИУ «БелГУ». – Белгород : ИПК НИУ «БелГУ», 2012. – С. 151-156. (0,4 п.л.).
66.Морозова, Т. И. The relation of youth to public associations and political parties (on an example of the Belgorod region) Отношение молодежи к общественным объединениям и политическим партиям (на примере Белгородской области) (статья на английском языке) [Текст] / Т. И. Морозова // Глобальный научный потенциал. – 2012. – Вып. 10 (19). – С. 266-268. (0,25 п.л).
67.Морозова, Т. И. Специфика процессов самоорганизации молодежи в регионе [Текст]/ Т. И. Морозова, В. П. Бабинцев // Социальные приоритеты молодежной политики : Всероссийская науч.- практ. конф. с международным участием, 22-23 ноября 2012. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. – С. 260 – 262. (0,3/0,15 п.л.).
Учебники, учебные и учебно-методические пособия
68.Морозова, Т. И. Формирование правовой культуры молодежи. Методические рекомендации [Текст] / Т. И. Морозова, П. Н. Беспаленко. – Белгород, 2002. – 54 с. (3,4 / 1,7 п.л.).
69.Морозова, Т. И. Проведение избирательной компании в молодежной среде. Методические рекомендации [Текст] / Т. И. Морозова, П. Н. Беспаленко. – Белгород, 2003. – 91 с. (5,7 / 2,9 п.л.).
70.Морозова, Т. И. Методическое пособие для клубов молодых избирателей [Текст] / Т. И. Морозова, П. Н. Беспаленко, Г. А. Борисов, Д. М. Лаптев, О. А. Шаталов, А. А. Трунов. – Белгород, 2005. – 200 с. (12,5 / 2,1 п.л.).
71.Морозова, Т. И. Планы семинарских занятий для студентов по курсу «Подготовка руководителя молодежного движения». Учебно-методическое пособие [Текст] / Т. И. Морозова, Л. Н. Шмигирилова. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2008. – 28 с. (1,8 / 0,9 п.л.).
72.Морозова, Т. И. Планы семинарских занятий для студентов по дисциплине «Поддержка и развитие массового молодежного движения». Учебно-методическое пособие [Текст] / Т. И. Морозова, Л. Н. Шмигирилова. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2009. – 24 с. (1,5 / 0,8 п.л.).
73.Морозова, Т. И. Организация и прохождение практики. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью» [Текст] / Т. И. Морозова, Л. Н. Шмигирилова, С. А. Худокормова. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2010. – 28 с. (1,7 / 0,6 п.л.).
74.Морозова, Т. И. Дипломная работа: написание, оформление, защита. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью» [Текст] / Т. И. Морозова, Ю. В. Коврижных, Л. Н. Шмигирилова. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2010. – 52 с. (3,3 / 1,1 п.л.).
75.Морозова, Т. И. Государственная молодежная политика Российской Федерации. Учебник [Текст] / Т. И. Морозова, В. П. Бабинцев, В. А. Сапрыка, И. В. Бояринова, Л. Н. Шмигирилова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. – 229 с. (14,3 п.л.).
76.Морозова, Т. И. Дипломная работа: написание, оформление, защита. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью» [Текст] / Т. И. Морозова, Л. Н. Шмигирилова, А. В. Стагнеева. – Белгород : ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – 2-е изд, испр. и доп. – 52 с. (3,3 / 1,1 п.л.).
77.Морозова, Т. И. Курсовые работы. Подготовка. Оформление. Защита. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 040104.65 и направления подготовки 040700 «Организация работы с молодежью» [Текст] / Т. И. Морозова, С. Д. Лебедев, И. И. Гуляев, Л. Н. Шмигирилова. – Белгород : ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – 2-е изд, испр. и доп. – 56 с. (3,5 / 0,9 п.л.).
78.Морозова, Т. И. Реализация государственной молодежной политики в зарубежных странах. Учебник [Текст] / Т. И. Морозова, В. А. Сапрыка, С. А. Худокормова, Л. Н. Шмигирилова. – Белгород : ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – 193 с. (12,1/3 п.л.).
79.Морозова, Т. И. Словарь для студентов специальностей и направлений подготовки «Социология» и «Организация работы с молодежью» [Текст] / Т. И. Морозова, А. В. Стагнеева, С. А. Худокормова, Л. Н. Шмигирилова. – Белгород, 2012. – 112 с. (7 / 1,75 п.л.).