- Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед психолого-педагогической наукой в современных условиях, является разработка концепции формирования психологического благополучия.
- Непременным условием разработки концепции и реализации психолого-педагогической модели формирования психологического благополучия, построенной на ее основе, является опора на общетеоретические представления о закономерностях развития личности и возможностях целенаправленного воздействия на этот процесс.
- Психологическое благополучие личности представляет собой функционально-динамическое образование, понимание которого, равно как и проектирование путей его формирования, предполагает рассмотрение развивающейся личности на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и ценностно-смысловом уровне. Индивидуально-типологические особенности личности, соответствующие возрасту психологические новообразования и ведущий тип деятельности, механизмы психологической защиты и адаптационный ресурс в их взаимодействии интегративно будут проявляться в психологическом благополучии/ неблагополучии личности.
- Специфика психологического благополучия, присущая каждому возрасту, определяется: а) наличием или недостаточным развитием психологических новообразований, соответствующих возрасту, и характерной для данного возраста ведущей деятельности; б) опосредованными специфической для данного возраста социальной ситуацией развития индивидуально-психологическими особенностями, эмоциональным состоянием и механизмами психологической защиты.
- Ведущим индикатором психологического благополучия подростка является его эмоциональное благополучие (низкий уровень тревожности, депрессивности). Наиболее значимыми для эмоционального благополучия подростков оказываются определенные характеристики воспринимаемых подростками детско-родительских отношений (доброжелательность, последовательность в отношениях, возможность наравне со взрослыми включаться в решение возникающих проблем, положительный эмоциональный контакт и др.), а также уровень коммуникативной компетентности подростков и психологической грамотности взрослых (родителей и учителей). Решающим моментом формирования психологического благополучия личности в подростковом возрасте является создание психолого-педагогических условий, направленных на совершенствование у подростков навыков общения со сверстниками, родителями и педагогами, а также на повышение у значимых взрослых психологической компетентности, касающейся особенностей развития подростков.
- Психолого-педагогические условия формирования психологического благополучия в старшем юношеском возрасте определяются, в первую очередь, тем, что значительная часть студентов, хронологически завершающих возрастной этап юности и стоящих на пороге зрелости, не демонстрируют достаточной сформированности главных психологических новообразований юношеского возраста. В силу этого основной акцент в психолого-педагогической работе применительно к данной категории должен ставиться на целенаправленном формировании ориентировки в особенностях собственной индивидуальности, в построении конкретных жизненных планов и мировоззрения, способствующего успешному вхождению в различные сферы жизни. Подобное формирование может осуществляться в процессе специальным образом спроектированного и построенного изучения определенных учебных дисциплин.
- Решающим моментом, обеспечивающим эффективность психолого-педагогического сопровождения развития личности в зрелом возрасте, является учет конкретных связей уровня эмоционального благополучия с характеристиками самоактуализации в зависимости от удовлетворения ведущих потребностей данного возраста. Влияние тревожности как индикатора эмоционального благополучия на самоактуализацию в зрелом возрасте неоднозначно: высокая тревожность может и не вести к значительному напряжению адаптационных ресурсов, например, в случае сохранения профессиональной деятельности. Напротив, при отсутствии профессиональной деятельности более шести месяцев, переживание данной ситуации приводит к значительному напряжению адаптационных ресурсов, в основном, за счет тревожности как состояния, снижая способность принимать и актуализировать ценности, присущие самоактуализирующейся личности, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, активно реализовывать в поведении свои установки, цели, ценности, убеждения.
- Разработанная нами психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия открывает возможности её широкого использования в практике школьного и внешкольного обучения и воспитания подростков, в совершенствовании психолого-педагогического сопровождения вузовского обучения и дополнительного образования взрослых.
1. Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. – СПб.: Питер, − 2004. – 202 с. (13,0 п.л./7,0 п.л.).
2. Подольский А.И., Идобаева О.А. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: Учебно-методическое пособие для учителей и родителей. − М.: Арманов-центр, 2009. – 112 с. (7,0 п.л./5,0 п.л.).
3. Идобаева О.А. Психологическое сопровождение развития личности на различных этапах профессионализации. Монография. − М.: Эко-Пресс, 2011. – 172 с.(10,5 п.л.).
4. Идобаева О.А., Подольский А.И. Психологическое благополучие современных подростков: актуальный уровень и пути его повышения. Монография. − М.: Эко-Пресс, 2012. – 172 с.(10,5 п.л./6,0 п.л.).
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:
5. D. Brugman, P. Hejmans, А. Podolskij, O. Karabanova, О. Idobaeva. Perception of moral atmosphere in school and norm transgressive behavior in adolescents: An intervention study (Восприятие моральной атмосферы в школе и трансгрессивное поведение у подростков) // International Journal of Behavioral Development Vol.27, Number 4, 2003. P. 289-300. (1 п.л./0,2 п.л.).
6. Идобаева О.А., Подольская Т.А. Самоактуализация личности и уровень тревожности в различных формах профессиональной подготовки современного специалиста // Акмеология. − 2005.− № 2. Стр.52-61. (1,0 п.л./0,5 п.л.)
7. Идобаева О.А., Подольский А.И. Психоэмоциональное благополучие современных подростков // Национальный психологический журнал. − № 1 (2) сентябрь. – 2007. − С.87 – 89. (0,8/0,4 п.л).
8. Podolskij, A., Idobaeva, O. Testing intervention program to decrease adolescent depressed mood end anxiety (Тестирование интервенционной программы по снижению уровня подростковой депрессивности и тревожности) // International Journal of Psychology, 2008, 43:3-4. P. 363. (0,8/0,4 п.л.).
9. Идобаева О.А. Связь индивидуально-типологических свойств с самоактуализацией личности студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки».− М.: Изд-во МГОУ, 2010,− № 1. – С. 31-42. (1,0 п.л.).
10. Идобаева О.А. Особенности самоактуализации при эмоциональном неблагополучии и хроническом утомлении в зрелом возрасте // Психология. Журнал Высшей школы экономики. − 2010. − Том 7. − № 2. – С. 115-123. (0,7 п.л.).
11. Идобаева О.А., Подольский А.И. Пути повышения психоэмоционального благополучия современных подростков // Психология и психотехника.− 2010. −№ 6. − С. 72-78. (1,0 п.л./0,5 п.л.).
12. Идобаева О.А., Подольский А.И. О концептуальных вопросах построения учебного курса «Психология здоровья» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». − 2011. − № 1. – С.17-23. (1,0/0,8 п.л.).
13. Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков и ресурсы его повышения: опыт международного исследования // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». – 2011. − №2. – С.9-20. (1,0 п.л./0,3 п.л.).
14. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник ТГУ. − № 351 (октябрь 2011). – С.128-133. (1,0 п.л.).
15. Идобаева О.А., Подольская Т.А. Практико-ориентированные психологические дисциплины в системе дополнительного профессионального образования госслужащих // Право и образование. − 2011. − №11. − С. 49-57. (0,8/0,4 п.л.).
16. Идобаева О.А., Резницкая Г.И. Самоактуализация личности как условие психологического благополучия современных студентов // Вестник МГЛУ. – 2011. – Выпуск 16 (622): Педагогические науки. – С. 29-41. (0,7/0,5 п.л.)
17. Идобаева О.А. Психологические условия адаптации студентов-медиков младших курсов // Вестник МГЛУ. – 2012. – Выпуск 16 (649): Педагогические науки. – С. 72-84. (0,7 п.л.).
Другие статьи и материалы конференций:
18. Heymans, P., Idobaeva, O., Podolskij, A. Depressiveness of adolescents and parent-children relations under radical social-economic changes (Russia and Ukraine in the 90s). In: The 6th Biennial Conference of the European Association for Pesearch on Adolescence. June 3 to June 7, 1998 – Budapest, Hungary. (0,6/0,3 п.л.).
19. Podolskij, A., Idobaeva, O. Maternal depression and adolescent emotional well-being: Analyzing social interactions. In: The 7th Biennial Conference of the European Association for Pesearch on Adolescence. May 31 to June 4, 2000 – Jena, Germany. (0,5/0,3 п.л.)
20. Идобаева О.А. Стрессогенные жизненные события в оценках подростков // Материалы Всероссийской научной кон¬ференции «Психологические проблемы современной российской семьи». Ч. 2 / Под ред. В. К Шабельникова, А.Г. Лидерса. − М., 2003г. (0,7п.л.).
21. Идобаева О.А. Подростковая депрессивность как феномен современной жизни // Материалы Всероссийской научной кон¬ференции «Психологические проблемы современной российской семьи». Ч. 2 / Под ред. В. К Шабельникова, А.Г. Лидерса. М., 2003г. (0,8 п.л.).
22. Идобаева О.А. Самоактуализация личности в различных формах профессиональной подготовки современного специалиста // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России», М., МГУ, 17-20 ноября 2005 г. − М.: АНО УМО «Инсайт», 2005. − С.346-347. (0,3 п.л.).
23. Идобаева О.А. Взаимосвязь уровня тревожности и степени самоактуализации на разных этапах профессионализации // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России», М., МГУ, 17-20 ноября 2005 г. − М.: АНО УМО «Инсайт», 2005.
− С.190-191. (0,3 п.л.).
24. Идобаева О.А. Психология здоровья учителя: непрочитанная книга // Материалы второго всероссийского форума «Здоровье нации − основа процветания России». − М., 2006. − С. 105-106. (0,3п.л.).
25. Идобаева О.А. Психолого-педагогический аспект в исследовании личностного развития современных студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. – С.32-38. (0,7 п.л.).
26. Идобаева О.А. Исследование эмоционального интеллекта и коммуникативных умений менеджера на стадии вузовского обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов II Международной научно-практической конфепенции / Под общ. Ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. – С.326-331. (0,7 п.л.)
27. Подольский А.И., Идобаева О.А. Психологическое благополучие личности как условие и результат ее позитивного развития // Образование личности. −№1 − 2011. – С.24-30. (0,8/0,4 п.л.).
28. Идобаева О.А. Психологическое благополучие личности: психолого-развивающий и психолого-педагогический аспекты // Научные материалы V Съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». – М., 2012. – С. 31-32. (0,5 п.л.)
29. Подольский А.И., Идобаева О.А. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: актуальный уровень и пути его повышения // Материалы межгосударственного форума «Здоровье населения – основа процветания стран содружества»: Научно-практический конгресс «Здоровьесберегающие технологии в образовании», 12-15 сентября, 2012, Москва. – М., 2012. (0,5/0,3 п.л.).