2. В диссертации обосновывается, что представительные органы выступают основополагающим институтом системы народного представительства. На основе совокупности имеющихся в литературе и проанализированных в диссертации подходов к пониманию народного представительства дается следующее его определение: гарантированная конституцией система институтов, норм и отношений по выражению интересов народа в механизме публичной власти. Обосновывается существование народного представительства как особой системы. С учетом анализа главных ее характеристик под системой народного представительства Российской Федерации предлагается понимать гарантированную Конституцией, динамично развивающуюся, взаимосвязанную совокупность институтов, социальных норм и фактических отношений, в рамках которых осуществляется выражение интересов народа, составляющих его социальных групп и слоев.
3. Выявлены фундаментальные общие принципы, так или иначе отраженные в Конституции РФ, лежащие в основе функционирования системы народного представительства Российской Федерации, раскрывающие демократическую сущность и специфику данной системы. К ним отнесены: народный суверенитет, верховенство права, разделение властей, федерализм, наличие государственной и муниципальной власти как двух форм единой публичной власти, многопартийность, развитость институтов гражданского общества, высокий уровень правовой культуры. Совокупность данных принципов определяет природу системы народного представительства, ее идеологию, сущность, содержание и назначение. Диссертант приходит к выводу, что только при условии реализации всей совокупности данных принципов народное представительство приобретает качество представительного правления.
4. В целях определения направлений совершенствования системы народного представительства и законодательства о нем выявляются как общие закономерности развития народного представительства в современный информационный период, так и особенности современной российской модели народного представительства, а также факторы, их обусловливающие.
Общими закономерностями развития народного представительства на современном этапе являются: создание наднациональных представительных органов и усиление их влияния; усложнение законотворчества, вызванное общим усложнением задач управления; усиление влияния норм международного права и законодательства зарубежных государств на национальное правотворчество; расширение возможностей связи представительных органов с избирателями, перехода на новый уровень взаимоотношений благодаря развитию информационных технологий; усиление партийно-политической составляющей в формировании представительных органов всех уровней; повышение роли региональных и местных представительных органов; «перетекание» традиционных парламентских функций к другим органам и активизация правотворческой деятельности исполнительной и судебной ветвей власти; развитие информационных технологий в парламентской деятельности, информатизация парламентских процедур; повышение роли вспомогательного аппарата представительных органов и увеличение его численности.
Указанные закономерности порождают целый ряд проблем функционирования представительных органов в новых условиях информационного общества:
- научно-технический прогресс обусловливает усложнение подлежащей правовому регулированию материи и потребность в законах, принятие которых требует высокого профессионализма депутатов в различных сферах, что не может в полной мере гарантировать выборность как способ формирования представительных органов;
- развитие информационных технологий, позволяющих каждому избирателю непосредственно довести до сведения государственных и муниципальных органов и должностных лиц, непосредственно принимающих решение по тому или иному вопросу, информацию о своих проблемах, интересах и потребностях, с одной стороны, обогащает представительную функцию и облегчает возможность ее реализации, а с другой - снижает востребованность представительных органов;
- развитие судебного правотворчества не только в России, но и в мире, а также отнесение все большего числа вопросов к компетенции Президента и исполнительных органов способствуют сужению законодательной функции представительных органов;
- усиление партийного влияния на процесс формирования представительных органов всех уровней на фоне бюрократизации партий снижает представительную функцию, увеличивает разрыв между избирателями и депутатами.
5. Выявлены особенности российской модели народного представительства, к числу которых относятся: обусловленность системы и организации представительных органов федеративной формой территориального устройства и наличием местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти; отнесение к федеральному уровню правового регулирования чрезмерного для федерации круга вопросов; нестабильность и недостаточность правового регулирования ряда концептуальных вопросов, касающихся порядка формирования и статуса представительных органов и их структурных элементов; отсутствие сильной оппозиции в парламенте и недостаточность гарантий функционирования оппозиционных партий; смещение некоторых традиционных функций парламента в сторону иных ветвей власти; недостаточность контрольных полномочий парламента по отношению к Президенту РФ и органам исполнительной власти; значительное влияние Президента и Правительства на деятельность палат федерального парламента, а также каждого более высокого уровня публичной власти на нижестоящий.
6. Выделяются, анализируются и классифицируются факторы, вызвавшие указанные специфические черты, формулируется вывод о том, что совершенствование системы народного представительства должно осуществляться, прежде всего, путем воздействия на ряд факторов, оказывающих негативное влияние на данную систему. В числе факторов указываются исторические, доктринальные, геополитические, глобализационные, политические, правовые, социальные, психологические, личностные, экономические, организационные.
7. Анализируются позитивные и негативные составляющие выявленных диссертантом тенденций в развитии отношений народного представительства, к которым диссертант относит:
- развитие представительных начал на межгосударственном уровне;
- усиление влияния международно-правовых норм, как и интеграционных процессов в целом на законодательство о формировании, организации и деятельности представительных органов в России;
- расширение форм взаимодействия институтов гражданского общества и представительных органов, проявляющееся в становлении институтов Общественной палаты РФ, общественных палат в субъектах РФ и муниципальных образованиях, института парламентских расследований на федеральном, региональном и местном уровнях, возрастании роли политических партий в избирательном процессе, появлении новых форм общественного участия;
- усиление влияния информационно-коммуникационных технологий как необходимой составляющей организации парламентской деятельности.
В то же время в числе тенденций нельзя не отметить нестабильность и усложнение законодательства о порядке формирования обеих палат парламента России, региональных и местных представительных органов; усиление влияния Президента РФ на представительные органы субъектов РФ; расширение оснований и облегчение процедуры их роспуска; ограничение избирательных прав граждан РФ (особенно права быть избранным) в связи с переходом на полностью пропорциональную избирательную систему при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и депутатов законодательных (представительных) органов ряда субъектов РФ, изменениями избирательного законодательства, расширяющими по сравнению с Конституцией основания утраты пассивного избирательного права; чрезмерную регламентацию на федеральном уровне порядка формирования законодательных (представительных) и иных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
8. Признавая тенденцию расширения международной интеграции государств, включающей создание межгосударственных сообществ с наднациональными представительными органами, в интересах сохранения суверенитета государств - членов таких сообществ и обеспечения стабильности правового статуса граждан России обосновывается необходимость выработки (первоначально на доктринальном уровне) общих принципов, которые необходимо соблюдать при вхождении России в международные сообщества, имеющие представительные органы с наднациональными функциями. К таким принципам следует отнести:
- Необходимость сохранения общероссийских стандартов прав и свобод человека и гражданина. Вхождение в российско-белорусское, европейское и иные сообщества не может ограничивать и умалять конституционные принципы правового статуса человека и гражданина, объема их прав и свобод. Допустимые ограничения не должны выходить за рамки ст.ст. 55 и 56 Конституции РФ.
- Учитывая, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ, объем передаваемых наднациональным представительным органам полномочий должен определяться народом России. Поскольку наиболее адекватной и легитимной формой выражения власти народа является референдум, решение о вхождении Российской Федерации в межгосударственное объединение и об объеме передаваемых полномочий внутригосударственных представительных органов должно приниматься на общероссийском референдуме.
- В межгосударственных соглашениях о создании наднациональных представительных органов с целью сохранения суверенитета России должны быть четко установлены пределы полномочий таких органов.
- Акты наднациональных представительных органов должны подлежать предварительному конституционному контролю.
9. В структуре и организации представительных органов, учитывая федеративный характер государства и наличие муниципального уровня публичной власти, должна найти воплощение идея «сквозного» территориального представительства. Его суть заключается в том, чтобы интересы каждой территории были так или иначе представлены в системе органов народного представительства снизу доверху. Это может быть достигнуто следующим образом: а) в представительном органе муниципального района должны быть представлены все входящие в него поселения, соответственно, агрегированы интересы их жителей; б) представительные органы субъектов РФ должны быть двухпалатными, при этом одна из палат должна состоять из представителей муниципальных районов и городских округов. Поскольку представительные органы субъектов РФ непосредственно «выходят» на федеральный уровень: делегируют своего представителя в Совет Федерации, имеют право инициирования пересмотра Конституции и конституционных поправок, законодательной инициативы, обращения в Конституционный Суд РФ, реализация указанных предложений обеспечит «сквозное» народное представительство снизу доверху.
10. На основе изучения эволюции правового регулирования избирательных отношений и электорального опыта в России в условиях перехода к новым формам политико-правовых отношений между государством и информационным обществом, сформулирован вывод о необходимости совершенствования порядка формирования представительных органов (палат представительных органов) с тем, чтобы их состав более полно отражал весь многообразный спектр общественных интересов, а в решениях воплощалась воля народа (населения представляемой единицы). Данная задача диктует необходимость выявления специфики российского избирательного права (нестабильность, отсутствие кодифицированного акта, обилие дублирующих норм, процедурных (инструктивных) норм на уровне федеральных законов, возрастание роли политических партий в избирательном процессе при недостаточной политической структурированности населения, возрастание роли федерального законодателя в правовом регулировании выборов в субъектах РФ и муниципальных образованиях, наличие не предусмотренных Конституцией ограничений пассивного избирательного права) и главных функций избирательного права (легитимация органов публичной власти и их решений; воздействие на процесс формирования институтов гражданского общества и правового государства; регулирование отношений по проведению свободных справедливых выборов; демократизация всей общественно-политической жизни путем вовлечения граждан в процесс формирования органов публичной власти; гарантированность и охрана избирательных прав граждан; повышение электорально-правовой культуры граждан). Формулируется вывод о том, что система избирательного законодательства, обеспечивающая регулирование, необходимое для реализации указанных функций, должна совершенствоваться по следующим направлениям:
а) в целях обеспечения более высокого уровня представительства избираемых органов следует предусмотреть участие в выборах всех уровней (в том числе право выдвижения кандидатов), наряду с политическими партиями, крупных профессиональных и иных сообществ (ассоциаций), определив их основные критерии (создание на съездах, в которых принимают участие представители не менее 100 юридических лиц при том, что количество работающих в них граждан не менее установленного законом минимального количества, необходимого для создания политической партии). К иным сообществам следует относить ассоциации общественных объединений, народные фронты с соблюдением того же количественного критерия;
б) в Избирательном кодексе, потребность в принятии которого общепризнанна и диктуется необходимостью совершенствования, систематизации и стабилизации избирательного законодательства, следует предусмотреть сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при формировании региональных представительных органов в России как общего принципа их формирования.
В отношении муниципальных выборов в Кодексе целесообразно установить возможность применения мажоритарной или смешанной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, исключив возможность выборов представительного органа муниципального образования только по пропорциональной избирательной системе, а также возможность применения этой системы, в том числе как элемента смешанной, в поселениях;
в) с учетом опыта реализации законодательства зарубежных стран, законодательства субъектов РФ по проведению выборов по пропорциональной избирательной системе с использованием открытых списков предлагаются некоторые новеллы законодательства, позволяющие применить эту систему, ввести возможность преференциального голосования избирателей при формировании коллегиальных органов народного представительства на всех уровнях публичной власти;
г) поскольку в наибольшей степени реализации идеи народного представительства соответствовала бы выборность представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ из числа кандидатур, выдвинутых данным коллегиальным органом, следует установить, что избранное лицо автоматически (по должности) приобретает статус заместителя должностного лица субъекта РФ, являющегося главой исполнительной власти;
д) учитывая, что одним из главных критериев демократических выборов является их прозрачность (транспарентность), необходимо предусмотреть правовую возможность участия правозащитных общественных объединений в осуществлении общественного (гражданского) контроля, включая наблюдение на всех стадиях избирательного процесса, закрепив в законодательстве критерии таких объединений;
е) для обеспечения стабильности функционирования представительных органов необходимо установить норму о том, что очередные выборы законодательного (представительного) органа субъекта РФ должны назначаться высшим должностным лицом субъекта РФ. При роспуске данного органа в целях обеспечения непрерывности функционирования системы народного представительства следует установить обязательность одновременного назначения новых выборов, кем бы ни осуществлялся роспуск, иначе решение о роспуске не вступает в силу;
11. В диссертации также формулируются научные выводы и положения, связанные с функционированием представительных органов как неотъемлемого элемента системы разделения властей. В частности, в целях совершенствования системы «сдержек и противовесов» с учетом специфики российской действительности предлагается:
а) создать постоянно действующий Совет по координации работы Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, в который должны входить Президент РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, лидеры фракций Государственной Думы, представители Совета Федерации (по одному от каждого федерального округа), Председатель Правительства РФ, его заместители;
б) предусмотреть обязательность консультативных процедур по согласованию кандидатур федеральных министров в профильных комитетах Государственной Думы перед их назначением Президентом РФ. Назначение министра при наличии отрицательного заключения комитета будет означать, что Президент как избранный народом орган государственной власти и Председатель Правительства, назначенный с согласия Государственной Думы, берут на себя ответственность за политику в данной сфере;
в) усилить контрольную функцию парламента тем, что признание Государственной Думой работы Правительства неудовлетворительной по итогам ежегодного отчета влечет обязанность Президента рассмотреть вопрос об отставке Правительства. По итогам отчета депутаты должны иметь право выражать недоверие отдельным министрам.
Предлагается также ввести применительно к российским условиям специфическую форму парламентского контроля за Правительством РФ, аналогичную применяющемуся в Великобритании институту предложений (motions) и выражающуюся в том, что депутат может вносить на обсуждение палаты проект резолюции по вопросу, касающемуся деятельности Правительства, включая выражение недоверия всему Правительству или отдельному министру (отдельным министрам). Выражение Государственной Думой недоверия отдельным министрам должно повлечь их безусловную отставку. Представляется целесообразным также установить на федеральном уровне правовую возможность введения аналогичных норм в субъектах РФ;
г) отнести постановку вопроса Председателем Правительства РФ перед Государственной Думой о доверии Правительству к перечню вопросов, которые рассматриваются исключительно на заседании Правительства РФ.
12. Функционирование представительных органов как неотъемлемого элемента системы разделения властей, совершенствование взаимодействия представительных органов федерального, регионального и местного уровня между собой и с другими органами публичной власти обусловливают необходимость принятия ряда законов и внесения изменений в действующие законы, в том числе:
- принятие Федерального закона «О нормативных правовых актах», призванного обеспечить разграничение в сфере нормотворческой деятельности Федерального Собрания и Президента РФ, исключение возможности выполнения несвойственных им функций путем издания актов, выходящих за рамки их конституционных полномочий, что станет возможным в случае установления подробного перечня вопросов, которые должны регулироваться только федеральными законами. В данном законе следует также закрепить нормы, позволяющие осуществлять как на федеральном, так и на региональном уровнях парламентский контроль за соответствием актов органов исполнительной власти, принятых по прямому указанию в законе, целям данного закона;
- принятие Федерального закона «Об оппозиционной деятельности», необходимого для установления статуса оппозиции, законных форм и дозволенных рамок оппозиционной деятельности, прав оппозиции в законодательном процессе и при реализации иных полномочий законодательных (представительных) органов;
- принятие Федерального закона «О конституционно-правовой ответственности депутатов представительных органов публичной власти», предусматривающего ответственность депутатов всех уровней за отказ от участия в работе представительного органа (его палаты) без вынуждающих обстоятельств, отсутствие связи с избирателями, голосование за другого депутата, оскорбительные высказывания и т.п. В качестве мер такой ответственности следует предусмотреть замечание, лишение права выступлений в течение определенного периода времени, приостановление на определенный срок депутатских полномочий (без сохранения денежного вознаграждения).
13. Сформулированы положения, направленные на создание адекватных современным проблемам форм организации и деятельности представительных органов, их структуры, работы комитетов и комиссий, парламентских процедур, в том числе законотворческой процедуры:
- обосновывается необходимость введения в законодательство понятия регламента палаты Федерального Собрания РФ, регламентов представительных органов публичной власти (их палат). Под регламентом палаты Федерального Собрания РФ следует понимать нормативный правовой акт, принимаемый постановлением палаты Федерального Собрания, определяющий внутреннюю структуру палаты, порядок формирования структурных подразделений и наделения полномочиями должностных лиц палаты, их компетенцию, порядок законотворческого процесса и решения вопросов по предметам ведения палаты. Регламент представительного органа публичной власти - свод установленных на основе Конституции и законодательства РФ, субъектов РФ представительным органом или его палатой правил, определяющих внутреннюю структуру органа (палаты) и процедуру его деятельности;
- путем совершенствования парламентских процедур предлагается усилить ответственность должностных лиц государственных и муниципальных органов, которые могут быть приглашены в представительные органы публичной власти для ответов на вопросы, в том числе включить в регламенты представительных органов нормы об обязательном информировании населения о факте приглашения с указанием предмета обсуждения, а также об уклонении от приглашения, от ответов на вопросы, о представлении искаженной информации; нормы о возможности обращения депутатов к уполномоченным субъектам с предложением об освобождении указанных лиц от должности; нормы о порядке принятия решений о недоверии отдельным должностным лицам.
- В целях преодоления дисбаланса во взаимных «сдержках и противовесах» Государственной Думы и Президента РФ установить в Регламенте Государственной Думы процедуры, направленные на согласование кандидатуры Председателя Правительства РФ, включая консультации в комитетах и комиссиях, фракциях, переговорные механизмы и т. п. с целью минимизации возможности представления Президентом Государственной Думе одной и той же кандидатуры на пост Председателя Правительства дважды или трижды;
- в качестве одного из направлений совершенствования законотворческой процедуры предлагается внести в Регламент Государственной Думы положения, ограничивающие требование заключений Правительства при реализации права законодательной инициативы только случаями, предусмотренными Конституцией РФ, исключая расширительное толкование ст. 104, в частности, если речь идет о законопроекте, реализация которого планируется в течение не текущего, а будущего финансового периода, депутатам следует принимать решение без заключения Правительства, так как они смогут учесть эти расходы при принятии бюджета на следующий период;
- ввести в регламенты представительных органов (их палат) нормы об обязательности применения информационно-коммуникационных технологий, в том числе трансляций открытых заседаний органов (палат), доступных для просмотра на официальном сайте, систематизации электронных обращений, электронных обсуждений правотворческих инициатив.
14. Для усиления взаимодействия представительных органов с институтами гражданского общества предлагается ряд законодательных мер по повышению статуса и роли Общественной палаты в обществе и государстве. В этих целях обосновывается необходимость внесения следующих изменений в ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»: ввести дефиницию Общественной палаты РФ; предоставить палате право осуществления общественного контроля за деятельностью Президента РФ, Администрации Президента РФ; законодательно закрепить норму об обязательности опубликования всех заключений палаты в тех же средствах массовой информации, где публикуются федеральные законы.
1. Органы народного представительства в Российской Федерации: проблемы становления и перспективы развития. Монография.- Москва: Российская академия социальных наук, 2006. – 248 с. (15,5 п.л.).
2. Представительная демократия: от идеи к реализации. Монография. Москва: Издательство гуманитарной литературы, 2008. – 240.с. (15 п.л.).
Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации
3. Роль представительных учреждений в становлении гражданского общества / Lex Russica. Научные труды Московской государственной юридической академии. 2005. № 1. – 1 п.л.
4. Общественная палата РФ и ее роль в развитии институтов народного представительства в России / Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1. – 1 п.л.
5. Органы народного представительства и глава государства: грани взаимодействия / Lex Russica. Научные труды Московской государственной юридической академии. 2006. № 3. – 0,8 п.л.
6. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ – «парламент за работой» / Представительная власть – ХХI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2006. № 5. – 1 п.л.
7. Парламентские процедуры: роль и значение в обеспечении представительной функции парламента / Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5 (12). – 1 п.л.
8. Рецензия: Конюхова И.А. Международное и конституционное право: теория и практика взаимодействия. – М.: Изд-во «Формула права», 2006. – 496 с. / Конституционное и муниципальное право. 2007. № 6. – 0,2 п.л.
9. Особенности российской модели бикамерализма / Право и государство: теория и практика. 2007. № 4 (28). – 0,8 п.л.
10. Представительные органы и судебная власть: формы взаимодействия / Право и государство: теория и практика. 2007. № 10. – 0,8 п.л.
11. Особенности функционирования органов народного представительства в федеративном государстве. Взаимодействие законодательных органов в Российской Федерации (Часть 1) / Представительная власть – ХХI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 4 (77). – 0,7 п.л.
12. Особенности функционирования органов народного представительства в федеративном государстве. Взаимодействие законодательных органов в Российской Федерации (Часть 2) / Представительная власть – ХХI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 5 (78). – 0,8 п.л.
13. Особенности конституционно-правового статуса российского парламентария /«Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 1. – 1,5 п.л.
14. Проблемы оптимизации порядка формирования представительных органов в Российской Федерации / Конституционное и муниципальное право. 2008. № 14. – 1 п.л.
15. Проблемы развития института народного представительства в условиях международной интеграции / Lex Russica. Научные труды Московской государственной юридической академии – 2008. №6. – 1 п.л.
16. Народное представительство в современной России: анахронизм или перспективное направление развития демократии? / Государство и право. 2009. № 12. – 1 п.л.
17. Система народного представительства в Российской Федерации: политико-правовые подходы к формированию понятий и категорий / Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1 (10). – 1 п.л.
18. Эволюция института народного представительства: основные этапы и особенности становления / Право и государство: теория и практика. 2010. № 8 (68). – 0,7 п.л.
19. Развитие многопартийности в России и оппозиционная деятельность: некоторые проблемы и тенденции / Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 6 (85). – 1 п.л.
Иные публикации
20. Основы конституционного статуса личности в правовом государстве / Тезисы докладов и выступлений на республиканской научно-практической конференции РСФСР: «Советское общество: прошлое, настоящее, будущее». - Челябинск, Челябинский гос. пед. институт, 1991. – 0,3 п.л.
21. Идеи правового государства в трудах В.О. Ключевского / Тезисы докладов на Всесоюзных научных чтениях. – Пенза: Пенз. гос. пед. институт, 1991. – 0,3 п.л.
22. Обсуждаем проект Конституции. Какую основу закладываем? / Политический собеседник, №1, 1991 г. – 0,4 п.л.
23. Экономическая самостоятельность местных органов власти в условиях формирования правового государства / Межвузовский сборник научных трудов: Взаимосвязи города и деревни в их историческом развитии. – Пенза: Пенз. гос. пед. институт ,1992. – 0,3 п.л.
24. Проект Конституции Российской Федерации о гражданском обществе и правовом государстве / Тезисы докладов и выступлений на 1 Ключевских научных чтениях: сборник. – Пенза: Пенз. гос. пед. институт, 1992. – 0,3 п.л.
25. Идеи правовой защиты человека и гражданина в трудах В.О. Ключевского / Тезисы докладов на II Ключевских научных чтениях: сборник. - Пенза, Пенз. гос. пед. институт, 1993. – 0,3 п.л.
26. Конституционные основы права граждан на здоровую и безопасную окружающую природную среду / Из истории области. Выпуск IV. – Пенза: департамент культуры Пензенской областной администрации, Пензенский государственный объединенный краеведческий музей, 1993. – 0,2 п.л.
27. Проблемы конституционного соответствия Российской Федерации и республик в ее составе / Материалы межвузовской научной конференции профессорско-преподавательского состава вузов г. Пензы. – Пенза: Академия социальных наук РФ, 1995. – 0,3 п.л.
28. Конституционное регулирование вопросов образования в Российской Федерации / Вуз и школа в новых условиях общественного развития России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 1996. Ч. 1. – 0,15 п.л.
29. Новое законодательство Российской Федерации о повышении гарантий избирательных прав граждан / Право и жизнь. 1998. №13. – 0,3 п.л.
30. Избирательная система по Конституции РФ 1993 года / Календарь избирателя. – Москва: ЦИК России, 1998. – 0,2 п.л.
31. Гарантии избирательных прав граждан РФ / Календарь избирателя. – Москва: ЦИК России, 1998. – 0,2 п.л.
32. Избирательные комиссии субъектов РФ / Календарь избирателя. – Москва: ЦИК России, 1998. – 0,2 п.л.
33. Окружные избирательные комиссии / Календарь избирателя. – Москва: ЦИК России, 1998. – 0,2 п.л.
34. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Москва: Изд-во «Юрайт», 2000. – 10,08 п.л.
35. Некоторые аспекты реформирования конституционного законодательства Российской Федерации / Государство и право на рубеже веков. Конституционное и административное право (материалы Всероссийской конференции). – Москва: Институт государства и права РАН, 2000. – 0,3 п.л.
36. Некоторые направления реформы избирательного законодательства Российской Федерации / Право и власть. 2001. №1. – 0,3 п.л.
37. «Выборы – 99: проблемы и решения». Обзор выступлений участников Круглого стола «Выборы – 99: проблемы и решения» в Московской государственной юридической академии / Право и власть. 2001. №1. – 0,4 п.л.
38. Избирательно-правовая ответственность как вид конституционно-правовой ответственности / Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Москва: Изд-во МГУ, 2001. – 0,4 п.л.
39. Некоторые направления развития институтов российского парламентаризма / Сборник научных трудов «Ученые записки». Выпуск четвертый. - Ростов-на-Дону: Издательский Дом «Проф-Пресс», 2002. – 0,5 п.л.
40. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) с предисловием докт. юрид. наук, проф. Умновой И.А. / Москва: Юрайт, 2003. – 15,96 п.л.
41. Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых-правоведов под рук. Академика РАН О.Е. Кутафина.- Ст.ст. 25-29; 34; 37-44; 46; 49-51; 54; 57-60; 96 / Москва: Библиотечка «Российской газеты», 2003. – 3,5 п.л.
42. Некоторые направления развития российского парламентаризма / Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции. Москва, 21-23 марта 2002 г. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 0,4 п.л.
43. Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Ст.ст. 12-14 / Москва: Формула права - Издательский дом «Городец», 2003. – 1,6 п.л.
44. Представительные учреждения в системе публичной власти / Сборник материалов научно-практической конференции «Проблемы эффективности публичной власти в Российской Федерации». - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2003. – 0,5 п.л.
45. Виды юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства / Московское законодательство в период 1994-2003 г.г. Становление и развитие. - Москва, Московская городская Дума, 2003. – 0,8 п.л.
46. Развитие избирательных прав граждан в российском федеральном законодательстве / Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период» - М.: Российская академия правосудия, 2003. – 0,3 п.л.
47. Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых-правоведов под рук. Академика РАН О.Е. Кутафина. Издание второе, уточненное. – Ст.ст. 25-29; 34; 37-44; 46; 49-51; 54; 57-60; 96 / М.: Изд-во «Библиотечка «Российской газеты», 2003-2004. – 3,5 п.л.
48. Конституция и развитие институтов непосредственной демократии в Российской Федерации / Сборник материалов ежегодной конференции МГУ «Конституция как символ эпохи». – Том 1. - М.: Изд-во МГУ, 2004. – 0,4 п.л.
49. Народное представительство как необходимый элемент гражданского общества и правового государства / Сборник материалов межд. научно-практич. конф. «Государство, право, управление» - М.: ГОУ ВПО Государственный университет управления, 2004. – 0,5 п.л.
50. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Издание 2-е, исправленное и дополненное / Москва: Юрайт, 2005. – 10,5 п.л.
51. Международные правовые нормы в сфере парламентаризма и их влияние на правовую систему России / Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 2005. № 2. – 0,4 п.л.
52. Эволюция порядка формирования и статуса представительных органов местного самоуправления в новом законодательстве России / Журнал о выборах. 2005. № 6. – 1 п.л.
53. К вопросу о правовом закреплении статуса Федерального Собрания Российской Федерации / Государство, право, управление: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. М.И. Абдуллаева, С.И. Некрасова. – М.: ГУУ, 2005. – 1 п.л.
54. Исторические параллели избирательного законодательства России XX – начала XXI века / Материалы научно-практической конференции 3 марта 2006 года: 100-летие выборов Государственной Думы: история и современность// Журнал о выборах. Специальный выпуск. М., 2006. – 0,8 п.л.
55. Парламентские расследования и развитие института парламентского контроля в РФ / Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 2. – 0,8 п.л.
56. Органы народного представительства в системе разделения властей / Труды Института государства и права РАН. Конституционный строй России. Вып. 5. 2006. № 3./Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.Л. Шульженко. - ИГПАН РАН, 2006. – 1 п.л.
57. «Отцы-основатели» российской Конституции об органах народного представительства в гражданском обществе и правовом государстве и современные реалии / ВЮЗИ – МЮИ – МГЮА. Труды. Том 1. - Москва: МГЮА, 2006. – 0,5 п.л.
58. История бикамерализма российского парламента / Роль Государственного совета и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского бикамерализма. /Материалы международной конференции 18 декабря 2006 г. - Москва: Издание Совета Федерации, 2007. – 0,6 п.л.
59. Эволюция статуса представительных органов в России в советский и постсоветский периоды / Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Государство, право, управление – 2007» 28 апреля 2007 г. / Отв. ред. С.И. Некрасов. - Москва: Государственный университет управления, 2007. – 0,8 п.л.
60. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Издание 3-е, исправленное и дополненное /Москва: Юрайт-Издат, 2008. – 10,29 п.л.
61. Проблемы формирования концепции народного представительства / Государство, право, управление: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.И. Некрасова. - Москва: ГУУ, 2008. – 0,8 п.л.
62. Представительная демократия как конституционная ценность / Конституционализм: проблемы теории и практики. Сборник трудов кафедры конституционного и муниципального права, посвященный 15-летию Конституции РФ. - Москва: МГЮА, 2008. – 0,4 п.л.
63. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Издание 4-е, исправленное и дополненное / Москва: Юрайт, 2008. – 10,3 п.л.
64. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Издание 5-е, исправленное и дополненное / Москва: Юрайт, 2009. – 11,45 п.л.
65. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный). Ст.ст. 8; 9; 10; 70; 82 / Москва: ЮРКОМПАНИ, 2009. – 2,5 п.л.
66. 15 лет конституционного развития России: достижения и отступления / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации. Том 1. – М.: МГЮА, 2009. – 0,4 п.л.
67. Московская городская Дума за 15 лет: достижения и проблемы развития представительных начал в городе Москве / Научно-практическая конференция: «Московское законодательство – 15 лет развития» - М.: Московская городская Дума, 2009. – 0,5 п.л.
68. Состав законодательного органа и социальная стратификация общества / Конституция, закон и социальная сфера общества (материалы научно-практической конференции. Москва, ИЗиСП 1 декабря 2008 г.) – М.: «Юриспруденция», 2009. – 0,5 п.л.
69. Народное представительство и вызовы ХХI века / Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы ХХI века (Кутафинские чтения)». Сборник тезисов. - М.: ООО «Изд-во «Элит», 2009. – 0,5 п.л.
70. Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых МГЮА им. О.Е. Кутафина. Ст. ст. 25, 26, 27, 28, 29, 34, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 49, 50, 51, 54 / М.: Библиотечка «Российской газеты», 2009. – 3,5 п.л.
71. Народное представительство: вызовы и угрозы ХХI века / Организация избирательных процедур и защита избирательных прав граждан в современных условиях (материалы «круглого стола». – М.: Российский общественный институт избирательного права, 2009. – 0,5 п.л.
72. Вторая палата российского парламента: проблемы формирования и реализации статуса Совета Федерации / Парламентаризм в современной России: 15 лет становления: материалы межвузовской научно-практической конференции. - Москва: Государственный университет управления, 2009. – 0,5 п.л.
73. Статус депутата представительного органа местного самоуправления и статус должностного лица: вопросы совместимости / Муниципальная служба. 2009. № 3. – 0,5 п.л.
74. Должностное ли лицо депутат? / Газета «Местное самоуправление»: № 8 (191), август 2009. – 0,3 п.л.
75. Парламентское и судебное правотворчество: проблемы соотношения / Российское право в Интернете. 2009. № 5. Спецвыпуск. – 0,6 п.л.
76. Депутат: полномочный представитель населения или должностное лицо / Практика муниципального управления. 2009. № 10. – 0,7 п.л.
77. На пути к гуманизации общественно-политической жизни страны: рецензия на книгу «Обеспечение избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации». - М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2009 / Право и жизнь. 2009. № 139 (1). – 0,5 п.л.
78. Проблемы соотношения федерального и регионального регулирования статуса представительных органов в современной России / Научно-практические материалы «20 лет кафедре конституционного (государственного) права зарубежных стран МГЮА им. О.Е. Кутафина» - М.: МГЮА, 2010. – 0,4 п.л.
79. Идейно-теоретические основы народного представительства и их значение в современной России / Научно-практические материалы «20 лет кафедре конституционного (государственного) права зарубежных стран МГЮА им. О.Е. Кутафина» - М.: МГЮА, 2010. – 0,8 п.л.
80. Значение мониторинга законодательства о формировании, организации и деятельности представительных органов / Власть и общество: грани взаимодействия / Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Государство, право, управление-2009». – М.: ГОУ ВПО «Государственный университет управления, 2010. – 0,6 п.л.
81. Народное представительство как конституционная ценность: национальные и международные аспекты / Конституционное право и международное право: взаимодействие и развитие в современную эпоху. // Сб. научных статей по материалам Вторых конституционных чтений. Москва. 14 – 17 октября 2008 г. – М.: Российская академия правосудия, 2010. – 0,5 п.л.
82. Российская система народного представительства: специфические черты и воздействующие на нее факторы / Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы ХХI века» (Кутафинские чтения): Сборник тезисов. – М.: ООО «Изд-во «Элит», 2010. – 0,4 п.л.
83. Парламентаризм и права человека в условиях глобализации / Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства./ Материалы II Международной научно-теоретической конференции. - М.: РАП, 2010. – 0,4 п.л.
84. Периодизация становления и развития системы народного представительства в России: основные исторические этапы и их особенности / Аграрное и земельное право. 2010. № 7. – 0,8 п.л.
85. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Издание 6-е, исправленное и дополненное / Москва: Юрайт, 2011. – 11 п.л.
86. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Издание 7-е, исправленное и дополненное / Москва: Юрайт, 2012. – 11,5 п.л.
87. Особенности российской системы народного представительства и факторы, воздействующие на нее / Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: Материалы Международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва: Издательский дом РоЛиКС, 2010. – 0,7 п.л.
88. Organy przedstawicielskie w systemie gwarancji praw czlowieka // В сб: Kziega jubileuszova z okazji 5-lecia Wydziaiu Prawa Wyzszej Szkoly Menedzerskiej w Legnicy. – Том 2 / Республика Польша, Легница: redakcja naukowa Norbert Szczech. – Seria MONOGRAFIE I PRACE NAUKOWE, 2010. – 1 п.л.
89. Проблемы совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации / Молодежь и выборы: материалы II межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: Избирательная комиссия Кировской области, 2010. – 0,5 п.л.
90. Трансформация института народного представительства с учетом глобализационного фактора / Интеграционное право: опыт Европы для постсоветского пространства: Международная научно-практическая конференция. - Москва: РосНОУ, 2011. – 1 п.л.
91. Конституционные основы взаимодействия представительных и судебных органов / Transformacja Systemow Wymiaru Sprawedliwosci. Том 1. - Варшава, Adam Marszarek, 2011. – 1 п.л.
92. Задачи представительных органов местного самоуправления по противодействию коррупции / Сборник тезисов докладов III Международной научно-практической конференции «Юридическая наука как основа правового обеспечения инновационного развития России» (Кутафинские чтения) - Москва, МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2012. – 0,5 п.л.
93. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. И.А. Конюхова (Умнова). – Изд. 8-е, испр. и доп. Серия: Профессиональные комментарии / Москва: Юрайт, 2012. – 11,5 п.л.
94. Роль комитетов палат Федерального Собрания в обеспечении представительной функции российского парламента / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения». Секция конституционного и муниципального права: сб. тезисов / отв. ред. В.И. Фадеев, Г.Д. Садовникова. – М.: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2012. – 0,4 п.л.
95. Читая О.Е. Кутафина: идеи конституционализма, правового государства и народного представительства / Актуальные проблемы конституционного и муниципального права. Сб. статей, посвященных 75-летию со дня рождения академика О.Е. Кутафина / отв. ред. В.И. Фадеев – М.: ООО «Издательство «Элит», 2012. – 0,5 п.л.
96. Итоговый экспертный отчет «Представительство местных и региональных интересов в деятельности национальных парламентов» (в соавт. с Семеновым Т.Е.) / Представительство местных и региональных интересов в деятельности национальных парламентов (материалы международного семинара в Совете Федерации 26-27 мая 2011 г.) Серия: Международный опыт парламентской деятельности. Актуальные темы// Аналитический вестник Совета Федерации №28 (440). – М.: Издание Совета Федерации, 2012. – 0,5/1,5 п.л.
97. Реформа избирательной системы России на федеральном и региональном уровнях и новый порядок формирования Совета Федерации / Представительство местных и региональных интересов в деятельности национальных парламентов (материалы международного семинара в Совете Федерации 26-27 мая 2011 г.) Серия: Международный опыт парламентской деятельности. Актуальные темы// Аналитический вестник Совета Федерации №28 (440). – М.: Издание Совета Федерации, 2012. – 0,5 п.л.
98. Развитие многопартийности в России и оппозиционная деятельность / Конституционализм: идеал и/или реальность: сборник материалов дискуссии за круглым столом 4 февраля 2011 года/под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. – М.: Институт права и публичной политики, 2012. (Серия «Современные конституционные исследования). – 0,5 п.л.
99. Представительные органы местного самоуправления: эволюция правового регулирования / Российское право в Интернете. 2012. (01). – 1 п.л.
Учебно-методические работы
100. Право. Текст учебного видеофильма / НИИ ТО Современного гуманитарного института. Москва, 2000. – 1,5 п.л.
101. «Права человека». Текст учебного видеофильма / НИИ ТО Современного гуманитарного института. Москва, 2001. – 1,5 п.л.
102. Сборник методических материалов по курсу «Конституционное право России» для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов (в соавт. с С.В. Кабышевым, В.Н. Суворовым, В.И. Фадеевым и др. / Москва: МГЮА, 2001. – 0,5/10 п.л.
103. Сборник методических материалов по курсу «Конституционное право России» для студентов дневного, вечернего и заочного факультетов (в соавт. с С.В. Кабышевым, В.М. Карабутом, В.И. Фадеевым и др. / Москва: МГЮА, 2002. – 0,5/10,75 п.л.
104. «Конституционное право». Текст учебного видеофильма / НИИ ТО Современного гуманитарного института. Москва, 2002. – 1,5 п.л.
105. Сборник вопросов, задач и тестов по конституционному и муниципальному праву Российской Федерации (в соавт. с Е.И. Козловой, Н.А. Михалевой, Н.Д. Погосяном и др.) / Отв. ред. академик РАН О.Е. Кутафин / Москва, Город паблисити, 2002. – 0,5/2,75 п.л.
106. Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. академика РАН О.Е. Кутафина. Глава 12. Органы государственной власти в Российской Федерации. Избирательное право и избирательная система. - Издания 10 – 15 / Москва: Юристъ, 2003; 2004; 2005; 2006; 2007; 2008. – 1 п.л.
107. Программа курса магистерской подготовки «Гарантии прав и свобод личности» / Москва: МГЮА, 2007. – 1,7 п.л.
108. Учебно-методический комплекс по курсу «Конституционное право России» для студентов всех форм обучения на 2007/2008, 2008/2009, 2009/2010 уч. г. (в соавт. с М.А. Митюковым, Н.Е. Таевой, В.И. Фадеевым и др. / Москва: МГЮА, 2007. – 1/15 п.л.
109. Учебно-методический комплекс по спецкурсу «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» (в соавт. с Головиным А.Г.) / Москва: МГЮА, 2009. – 5/10 п.л.
110. Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» (в соавт. с Е.М. Заболотских, Н.Е. Таевой, В.И. Фадеевым, Е.С. Шугриной) / Москва: МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2012. - 1/6,5 п.л.
111. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев - § 4, 5 гл. 11, § 3.3, 7.2, 8,2 гл.18, §1,3 гл. 19. / Москва: Проспект, 2013. – 1,3 п.л.