- Неустойчивая динамика роста спроса на услуги бизнес-образования объясняется, с одной стороны, дисфункциональностью хозяйственного механизма и высокой неопределенностью развития российской экономики, с другой стороны, хаотичностью спроса активной части населения, фирм и предприятий, выступающих в качестве экономических агентов рынка образовательных услуг, осознавших необходимость пополнения управленческих знаний. При этом повышенный спрос со стороны потребителей, вызвавший быстрый рост предложения на рынке услуг бизнес-образования, как показал опыт минувшего двадцатилетия, не в полной мере соответствует задачам модернизации российской экономики и развитию экономики знаний.
- Проходящий стадию трансформационного роста российский рынок бизнес-образования является крупным по масштабу и более емким по сравнению с любой страной Восточной Европы или СНГ, а также многих стран Западной Европы, что позволяет бизнес-школам создавать ресурсы для развития на основе маркетингового управления, финансировать хозяйственные изменения в поисках лучшей организации, укреплять мотивацию для привлечения к преподаванию наиболее ценных кадров. Большинство бизнес-школ, предоставляющих услуги в сфере образования, формируют конкурентные преимущества на основе разработки новых программ, маркетингового управления развитием человеческого капитала, а также интеллектуального и организационного капиталов, включающие следующие основные элементы: знания, представляющие собой целесообразную форму информации, используемую в экономической деятельности; накопленный профессиональный и жизненный опыт, а также способности слушателей бизнес-школ, определяемые как умение успешно выполнять какие-либо функции.
- Емкость рынка бизнес-образования в настоящее время имеет нарастающую тенденцию, что связано с процессом маркетингового управления развитием бизнес-школ и потребительским спросом на образовательные услуги высокого качества. Вместе с тем развитие экономики знаний, нарастающие процессы глобализации, а также присоединение России к ВТО еще в большей степени обостряют потребность в квалифицированных кадрах, обладающих новыми экономическими и управленческими знаниями. Основными потребителями услуг бизнес-образования выступают субъекты рыночного спроса: корпоративные заказчики; собственники бизнеса, наемные топ-менеджеры, менеджеры среднего звена, младшие менеджеры и специалисты, неработающие лица, обучающиеся за счет спонсоров; студенты и другие агенты рынка бизнес-образования, влияющие на выбор программ, технологий и инструментов подготовки и переподготовки специалистов.
- Маркетинговое управление в процессе проектирования институционального механизма развития современного бизнес-образования должно учитывать, во-первых, экономическую цикличность спроса на образовательные услуги, например, в периоды подъема экономики следует сокращать стоимость и длительность обучающих программ, усиливать их целевой характер, обучать команду сотрудников среднего звена, в периоды спада - концентрировать ограниченные финансовые ресурсы на обучении и повышении квалификации высших управленческих кадров; во-вторых, целенаправленность и активность деятельности агентов рынка образовательных услуг, которая зависит от следующих основных факторов: эффективности менеджмента, уровня развития способностей специалистов (частичные способности, средние способности, наличие таланта, наличие опыта (навыки конкретных действий, мастерство выполнения конкретных трудовых операций длительное время), институциональных традиций и культуры (принципы и стереотипы поведения в рамках существующих в обществе знаний, правил, традиций, морали), а также мотивации, рассматриваемая как направленность деятельности, ее интенсивность, удовлетворенность процессом и результатами.
- Конкурентоспособность отечественных компаний зависит от компетенций специалистов, качества их образования, уровня развития человеческого капитала, который определяется обобщенной характеристикой качества составляющих его элементов. Капитализация физических сил, творческого потенциала и трудоспособности формирует капитал здоровья, профессиональных способностей и знаний - трудовой капитал, интеллектуальных способностей - интеллектуальный капитал, предпринимательских способностей - предпринимательский капитал, нравственных качеств - культурно-нравственный капитал, а также компетенций персонала, в связи с чем для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости компаний значимость обучения и переподготовки менеджеров в сложных экономических ситуациях возрастает многократно; рынок услуг бизнес-образования продолжает рост за счет инструментов маркетингового управления, нацеленных на формирование новой модели взаимодействия бизнес-школ и потребителей образовательных услуг, расширение внутреннего обучения, интернет-курсов; современные системы бизнес-образования способствуют формированию общекорпоративных компетенций (соответствие общим требованиям, умение работать в команде, клиентоориентированность и т.д.) и специфических компетенций (на каждом рабочем месте), созданию высоких стимулов интеллектуальной работы, выравниванию дифференциации агентов по интеллектуальному капиталу, что повышает значимость маркетингового управления для формирования посткризисной модели развития бизнес-образования.
- В связи с необходимостью снижения затрат в условиях экономической рецессии и определенных дисфункций образовательной системы маркетинговое управление системой бизнес-образования приобретает особую актуальность для развития бизнес-школ; в условиях нарождающейся экономики знаний сложившиеся подходы к обучению и переподготовке специалистов должны быть пересмотрены с учетом новых институциональных условий, особенностей рынка, а также изменения модели экономического поведения его основных агентов: продуцентам систем бизнес-образования следует сфокусироваться на адресных интенсивных программах, направленных на формирование дополнительных компетенций (общекорпоративных и специфических) у ключевых менеджеров. Необходимость изменения институционального механизма современного бизнес-образования связана с ситуацией отложенного спроса: у потенциальных клиентов есть потребность в услуге и средствах, но из-за неопределенности в экономике инвестируют они их с большой осторожностью, предпочитая посылать сотрудников на специально разработанные под запросы своего бизнеса корпоративные программы.
- Особенностью инструментов маркетингового управления в процессе формирования институционального механизма развития системы бизнес-образования является формирование модели платежеспособного спроса на образовательные услуги: во-первых, отмечается снижение количества специалистов, поступающих в школы бизнеса на стандартные программы подготовки и переподготовки; во-вторых, увеличивается спрос на приобретение более сложных и дорогих образовательных продуктов и услуг. Если в других отраслях сферы услуг при общем уменьшении продаж возрастает доля дешевых сегментов, то в бизнес-образовании, наоборот, повышается доля относительно дорогого сегмента, что связано с целевой сегментацией рынка образовательных услуг (по продуктам и по клиентам), а также и сокращением численности слушателей и продолжительности образовательных программ.
- Ограничением сложившегося институционального механизма развития российского бизнес-образования является недифференцированный подход к оценке возможностей использования организационных, информационно-сетевых и маркетинговых управленческих технологий, попытке сформировать у слушателей управленческие навыки без учета изменений маркетинговой микро- и макросреды. На разных стадиях жизненного цикла компании, как и на разных стадиях экономического цикла должны применяться адаптированные к потребностям развития управленческие технологии, различные их наборы. Маркетинговые инструменты и методы управления развитием бизнеса, которые эффективны на стадии подъема, могут оказаться губительными в периоды кризисов и наоборот, что требует взаимодействия бизнеса и системы образования в условиях снижения платежеспособного спроса экономических агентов на образовательные услуги.
- В качестве важной составляющей системы маркетингового управления в процессе формирования современного институционального механизма развития бизнес-образования выступают стратегические образовательные альянсы, к основным принципам деятельности которых относятся: степень уже существующего доверия и предыдущий опыт сотрудничества между экономическими агентами рынка образовательных услуг, информационно-сетевая парадигма развития (дистанционные формы образования) и системный обмен информацией, институциональное проектирование конкурентных форм позиционирования на рынке и системное проектирование стратегии альянса, способность учитывать знания партнера и соблюдение баланса сотрудничества, профессионализм управляющего персонала и постоянный мониторинг и оценка эффективности деятельности альянса.
- Маркетинговые проекты сетевой модели развития бизнес-образования, основанной на бизнес-взаимодействии экономических агентов в рамках стратегических альянсов включают три категории целей: цели организации перспективные, стратегические; цели функционального подразделения, ориентированные на операционную деятельность; цели обучаемого менеджера, определяющие его личную мотивацию к учебе. При учете и сбалансированности всех трех составляющих создается эффективная программа, при которой необходим трехсторонний альянс: компания - бизнес-школа - сотрудник. Для того чтобы ее реализовать, необходимы преподаватели с высоким уровнем компетенций, способные оказывать образовательные услуги с высокой долей консалтинговой составляющей.
1.Пржедецкая, Н.В. Маркетинговые технологии управления бизнесом в условиях формирования экономики знаний [Текст] / Н.В. Пржедецкая. – М. : Вузовская книга, 2010. – 239 с. – 13,95 п.л.
2.Пржедецкая, Н.В. Институциональный механизм маркетингового управления инновационно ориентированным развитием сферы образования [Текст] / Н.В. Пржедецкая. – М. : Вузовская книга, 2011. – 367 с. – 21,39 п.л.
3.Пржедецкая, Н.В. Институциональный механизм маркетингового управления развитием бизнес-образования в экономике знаний [Текст] / Н.В. Пржедецкая. – Ростов н/Д : Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ), 2012. – 256 с. – 16,1 п.л.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК
4.Пржедецкая, Н.В. Экономические условия, направления и формы организации [Текст] / Н.В. Пржедецкая, В.В. Казаков // Вестник Томского гос. ун-та. – 2010. – № 335 (июнь). – С. 127–130. – 23,5 / 0,64 / 0,32 п.л.
5.Пржедецкая, Н.В. Маркетинговые инструменты управления конкурентоспособностью корпоративных университетов в условиях новой экономики [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Вестник Томского гос. ун-та. – 2009. – № 329 (дек.). – С. 193–197. – 33,7 / 0,63 п.л.
6.Пржедецкая, Н.В. Состояние и перспективы эволюции интеллектуального капитала экономических агентов рынка образовательных услуг [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Terra economicus. – 2010. – № 2. – Т. 8. – Ч. 2. – С. 246–258. – 18,6 / 1,35 п.л.
7.Пржедецкая, Н.В. Развитие корпоративного образования в системе инновационной экономики на основе взаимодействия бизнеса и государства [Текст] / Н.В. Пржедецкая, Е.В. Рыбалкина // Вестник Томского гос. ун-та. – 2010. – № 337 (авг.). – С. 145–148. – 24,6 / 0,6 / 0,3 п.л.
8.Пржедецкая, Н.В. Современные подходы к государственному регулированию и поддержке инновационной политики в сфере образования, науки и технологий [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Terra economicus. – 2010. – № 3. – Т. 8. – Ч. 2. – С. 245-259. – 18,6 / 0,99 п.л.
9.Пржедецкая, Н.В. Маркетинговые походы к развитию конкурентоустойчивости компаний в условиях новой экономики [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 5. – С. 126–133. – 9,2 / 0,5 п.л.
10.Пржедецкая, Н.В. Проблемы инновационного развития и пути их преодоления [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 6. – С. 136–139. – 23,5 / 0,53 п.л.
11.Пржедецкая, Н.В. Бенчмаркетинг и его роль в условиях формирования экономических знаний [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Вестник Дон. гос. техн. ун-та. – 2010. – № 7 (50). – Т. 10. – С. 1116–1125. – 20,0 / 1,05 п.л.
12.Пржедецкая, Н.В. Современные маркетинговые подходы к управлению модернизацией образовательных процессов в условиях инновационного развития [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Изв. ТулГТУ. Экономические и юридические науки. – Тула, 2010. – Вып. 2. – Ч. II. – С. 44–55. – 22,1 / 0,83 п.л.
13.Пржедецкая, Н.В. Маркетинговые механизмы продвижения знаний в условиях неоэкономики [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Изв. вузов Сев.-Кавк. регион. Общественные науки. – 2011. – № 3. – С. 85–89. – 19,5 / 0,61 п.л.
14.Пржедецкая, Н.В. Инновационная модель финансово-кредитного развития рынка образовательных услуг в условиях формирования экономики знаний [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 1. – С. 114–118. – 23,2 / 0,66 п.л.
15.Пржедецкая, Н.В. Инновации, венчурное инвестирование и маркетинговые технологии в условиях новой экономики [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Вестник Дон. гос. тех. ун-та. – 2011. – № 4 (55). – Т. 11. – С. 551–559. – 18,5 / 0,97 п.л.
16.Пржедецкая, Н.В. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг в условиях формирования «новой экономики» [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2011. – № 1. – С. 190–199. – 12,9 / 0,59 п.л.
17.Пржедецкая, Н.В. Маркетинговое проектирование обучающих компаний на основе стратегии развития [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Изв. ТулГТУ. Экономические и юридические науки. – 2011. – Вып. 2. – Ч. 1. – С. 62–74. – 36,7 / 0,84 п.л.
18.Пржедецкая, Н.В. Исследовательский университет инновационного типа в российском образовательном пространстве [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 4. – С. 179–183. – 49,75 / 0,56 п.л.
19.Пржедецкая, Н.В. Развитие исследовательского университета инновационного типа как реализация концепции управления знаниями [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Экономические науки. – 2011. – № 5 (78). – С. 130–134. – 51,62 / 0,59 п.л.
Статьи в других изданиях
20.Пржедецкая, Н.В. Когнитивные аспекты формирования инновационной стратегии [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Социально-экономическое развитие регионов и конкурентоспособность предприятий : сб. ст. VI Всерос. науч.-практ. конф. (май). – Пенза, 2010. – С. 153–155. – 14,52 / 0,23 п.л.
21.Пржедецкая, Н.В. Образовательные императивы национальной инновационной системы [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика : сб. ст. III Всерос. науч. конф. (июнь) / МНИЦ ПГСХА. – Пенза, 2010. – С. 141–144. – 10,01 / 0,3 п.л.
22.Пржедецкая, Н.В. Инновации и общественный интеллектуальный капитал [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Общество, экономика, человек в эпоху глобальных перемен : сб. ст. I Всерос. науч.-практ. конф. (29 окт.) / ДГТУ. – Ростов н/Д, 2010. – С. 54–56. – 8,2 / 0,45 п.л.
23.Пржедецкая, Н.В. Современные направления развития общества знаний [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Общество, экономика, человек в эпоху глобальных перемен : сб. ст. I Всерос. науч.-практ. конф. (29 окт.) / ДГТУ. – Ростов н/Д, 2010. – С. 52–53. – 8,2 / 0,38 п.л.
24.Пржедецкая, Н.В. Особенности российской инновационной системы [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Общество, экономика, человек в эпоху глобальных перемен : сб. ст. I Всерос. науч.-практ. конф. (29 окт.) / ДГТУ. – Ростов н/Д, 2010. – С. 50–52. – 8,2 / 0,43 п.л.
25.Пржедецкая, Н.В. Паттерны эффективных модернизационных процессов в России [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Актуальные проблемы экономической науки и образования : сб. науч. тр. / МИЭМ. – М., 2008. – С. 67–75. – 5,0 / 0,86 п.л.
26.Пржедецкая, Н.В. Формирование информационного капитала в обеспечении поисковых маркетинговых исследований [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Актуальные проблемы экономической науки и образования : сб. науч. тр. / МИЭМ. – М., 2008. – С. 75–80. – 5,0 / 0,65 п.л.
27.Пржедецкая, Н.В. Формирование «новой экономики» в инновационной России [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Актуальные проблемы экономической науки и образования : сб. науч. тр. / МИЭМ. – М., 2009. – Вып. 1–2. – С. 36–41. – 8,0 / 0,66 п.л.
28.Пржедецкая, Н.В. Современная концепция управления рисками инновационного развития российских экономических агентов [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Актуальные проблемы экономической науки и образования : сб. науч. тр. / МИЭМ. – М., 2009. – Вып. 1–2. – С. 45–50. – 8,0 / 0,68 п.л.
29.Пржедецкая, Н.В. Институциональные механизмы взаимодействия науки и бизнеса в образовательной сфере [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Актуальные проблемы экономической науки и образования : сб. науч. тр. / МИЭМ. – М., 2009. – Вып. 1–2. – С. 109–115. – 8,0 / 0,79 п.л.
30.Пржедецкая, Н.В. Уроки прошлого и вопросы будущего высшего технического образования [Текст] / Н.И. Котов, Н.В. Пржедецкая // Проблемы образования в современной Росси и на постсоветском пространстве / МНИЦ ПГСХА. – Пенза, 2007. – С. 188–190. – 22,76 / 0,22 / 0,11 п.л.
31.Пржедецкая, Н.В. «Новая экономика» как стимул повышения конкурентоспособности рынка образовательных услуг в России [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Теоретическая экономика. – 2010. – № 2 (9). – С. 55–65. – 9,5 / 0,53 п.л.
32.Пржедецкая, Н.В. Адаптивность университетов к институционализации модели уровневого образования [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Научный поиск / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2012. – № 11. – С. 89–100. – 7,5 / 0,9 п.л.
33.Пржедецкая, Н.В. Состояние, перспективы и проблемы коммерциализации инноваций в вузах [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы : уч. зап. / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2012. – Вып. 18. – С. 101–111. – 10,2 / 0,61 п.л.
34.Пржедецкая, Н.В. Управление развитием человеческого капитала: маркетинговые технологии и инструменты [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Теоретическая экономика. – 2012. – № 3 (20). – С. 81–89. – 7,5 / 0,42 п.л.
35.Пржедецкая, Н.В. Маркетинговое управление в системе институционального проектирования бизнес-образования в условиях развития экономики знаний [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Актуальные проблемы экономической науки и образования : сб. науч. тр. – М., 2011. – Вып. 2. – С. 27–36. – 8,0 / 0,43 п.л.
36.Пржедецкая, Н.В. Маркетинговое управление сегментированием современного рынка услуг бизнес-образования [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Актуальные проблемы экономической науки и образования : сб. науч. тр. – М., 2011. – С. 36–45. – 8,0 / 0,42 п.л.
37.Пржедецкая, Н.В. Роль маркетингового управления в снятии рисков и ограничений институционального механизма развития бизнес-образования [Текст] / Н.В. Пржедецкая // Теоретическая экономика. – 2012. – № 3 (20). – С. 73–81. – 7,5 / 0,39 п.л.