Научная тема: «АКУСТИЧЕСКИЕ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ КОРРЕЛЯТЫ ЦЕЛЬНООФОРМЛЕННОСТИ СЛОГА (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ФОНЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МАТЕРИАЛЕ АМЕРИКАНСКОЙ СПОНТАННОЙ РЕЧИ)»
Специальность: 10.02.19
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Для объяснения взаимодействия единиц различных языковых уровней между собой при планировании и реализации высказывания необходимо указание на механизм этого взаимодействия - координацию. При речепроизводстве координация обеспечивает цельнооформленость, которая для разных единиц выражена теми или иными коррелятами.
  2. Координация - один из механизмов речевой деятельности. Для речепроизводства координация - это иерархически организованные процедуры / схемы / правила, руководящие взаимной подстройкой артикуляционных движений при построении фразы / синтагмы и определяющие временную программу этой подстройки. Координация имеет абстрактный характер, принадлежит к сфере бессознательного контроля и является частью фонологии речепроизводства.
  3. Обращение к координации позволит наделить самостоятельной функцией слог как фонологическую единицу, относящуюся к речевой деятельности, и выстроить адекватные отношения фонологического слога с его материальной репрезентацией, в которой проявляются коррреляты цельнооформленности слога.
  4. Во-первых, координация осуществляется линейно: возникающая последовательность комбинаторных аллофонов фонем в последовательностях слов является результатом взаимодействия коартикуляции и ограничений, накладываемых на нее нормой. Во-вторых, координация реализуется вертикально - снизу вверх и обратно: высказывание / фраза ↔ синтагма ↔ слово ↔ слог. Конечным результатом этого взаимодействия является выбор того или иного фразового аллофона как продукта межуровневого взаимодействия всех звуковых единиц. Такой выбор может быть сделан только через слог.
  5. Фонологический слог в американском варианте английского языка имеет две взаимосвязанные, но полностью не пересекающиеся ипостаси: 1) слог как минимальная единица фонотактики, являющаяся продуктом взаимодействия системы и нормы; 2) слог как минимальная единица координации, существующая в фонологии речепроизводства. Координационная функция слога состоит в задании способа выбора и реализации фразовых аллофонов фонем. Указанный способ определяют следующие факторы: состав сегментной последовательности высказывания, словесное ударение / ударность в речи, взаимодействие с другими слогами, взаимодействие с единицами морфологического и лексического уровней, позиция в синтагме / фразе, расстановка пауз в речи и их вид, темп произнесения, информативная нагруженность частей высказывания.
  6. Главное свойство слога в американском варианте английского языка - цельнооформленность, представляющая собой совокупность обобщенных артикуляционных признаков, которые имеют обобщенные акустические и перцептивные корреляты, свидетельствующие о том, что составляющие слога управляют друг другом и совместно реагируют на внешние линейные и вертикальные условия в синтагме / фразе.
  7. С точки зрения координации в американском варианте английского языка имеется три модели слога: 1) ударные открытые, 2) безударные открытые, 3) потенциально открытые со свободными возможностями актуализации ударности - в случае препаузальных одиночных согласных и их сочетаний.
  8. Слогу как минимальной цельнооформленной единице фонологической координации присуща вариативность. Минимальность означает дальнейшую неделимость на составляющие с точки зрения координации.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Андросова, С. В. Слог как единица координации (экспериментально-фонетическое исследование на материале спонтанной речи) / С. В. Андросова. – Благовещенск : Изд-во АмГУ, 2010. – 272 с. – (15,81 п. л.). – ISBN 978-5-93493-144-6.

2.Реализация фонетических единиц в информационной перспективе высказывания / С. В. Андросова, Е. В. Гнатюк, С. И. Гусева, С. В. Деркач, О. Н. Морозова, М. А. Пирогова, Т. В. Шуйская ; под ред. С. И. Гусевой ; Амур. гос. ун-т. – Благовещенск : [Б. и.], 2006. – 272 с. (15,8 п. л. ; авторский текст – 3 п. л.). – ISBN 5-93493-102-6.

Статьи в журналах из перечня рецензируемых научных журналов и изданий:

3.Андросова, С. В. К вопросу о фонетических средствах, определяющих слоговую принадлежность согласного в американской спонтанной речи / С. В. Андросова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2008. – Вып. 1, ч. 2. – С. 75–85 (0,9 п. л.). – ISSN 1813-1921.

4.Андросова, С. В. О некоторых особенностях функционирования слога на просодическом уровне в спонтанной речи (на материале американского варианта английского языка) / С. В. Андросова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2008. – Вып. 3, ч. 2. – С. 147–160 (1 п. л.). – ISSN 1813-1921.

5.Андросова, С. В. Противоречивые моменты в интерпретации английского фонологического слога / С. В. Андросова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2008. – Вып. 4, ч. 2. – С. 97–108 (0,9 п. л.). – ISSN 1813-1921.

6.Андросова, С. В. Сегменты неполного типа в английской спонтанной речи (на материале американского и австралийского вариантов) / С. В. Андросова, Е. В. Гнатюк, С. И. Гусева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2009. – Вып. 3. – С. 122–128 (0,5 п. л., авторский текст – 0,17 п. л.). – ISSN 1813-1921.

7.Андросова, С. В. К вопросу о палатализации согласных в национальных вариантах английского языка: универсальное и типологическое / С. В. Андросова, Е. В. Гнатюк, Т. В. Шуйская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2009. – Вып. 3. – С. 129–137 (0,7 п. л., авторский текст – 0,23 п. л). – ISSN 1813-1921.

8.Андросова, С. В. Акустические характеристики безударных редуцированных гласных в американской спонтанной речи / Ю. С. Луганцева, С. В. Андросова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2009. – Вып. 3. – С. 209–215 (0,5 п. л., авторский текст – 0,25 п. л.). – ISSN 1813-1921.

9.Андросова, С. В. Слог: единица языка или речи? / С. В. Андросова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2009. – № 3 (7). – С. 18–31 (1,63 п. л.). – ISSN 1997-0730.

10.Андросова, С. В. К вопросу о ресиллабации в английском языке (на материале американской спонтанной речи) / С. В. Андросова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2010. – Вып. 2. – С. 52–66 (1,17 п. л.). – ISSN 1813-1921.

11.Андросова, С. В. Перцептивные характеристики сегментов и их слоговая принадлежность (на материале американской спонтанной речи) / С. В. Андросова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 1 (13). – С. 10–23 (1,7 п. л.). – ISSN 1997-0730.

Учебные пособия:

12.Курс фонетики американского варианта английского языка : учеб. пособие / С. В. Андросова, С. В. Деркач, М. А. Пирогова, Е. А. Шамина ; Амур. гос. ун-т. – Благовещенск : [Б. и.], 2003. – 109 с. (6,28 п. л.; авторский текст – 1,57 п. л.).

13.Изучаем спонтанные английские тексты : учеб. пособие. Ч. 1 / С. В. Андросова, Е. В. Гнатюк, С. В. Деркач, О. Н. Морозова, М. А. Пирогова, Г. Р. Шепе-лина ; Амур. гос. ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Благовещенск : [Б. и.], 2007. – 166 с. (10,4 п. л., авторский текст – 1,6 п. л.).

14.Изучаем спонтанные английские тексты : учеб. пособие. Ч. 2 / С. В. Андросова, Е. В. Гнатюк, С. В. Деркач, О. Н. Морозова, М. А. Пирогова, Г. Р. Шепе-лина ; Амур. гос. ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Благовещенск : [Б. и.], 2007. – 110 с. (6,75 п. л., авторский текст – 1 п. л.).

15.Current Issues of Society : учеб. пособие / С. В. Андросова, Е. В. Гнатюк, Ю. П. Иванашко, О. Н. Морозова ; Амур. гос. ун-т. – Благовещенск : [Б. и.], 2008. – 160 с. (9,3 п. л., авторский текст – 2,4 п. л.).

Прочие статьи и материалы конференций:

16. Андросова, С. В. К вопросу о фонетическом слоге в английском языке / С. В. Андросова, М. А. Пирогова // Вестн. Амур. гос. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». – 2002. – Вып. 18. – С. 40–44 (0,5 п. л., авторский текст – 0,25 п. л.).

17.Андросова, С. В. Эллиптирование согласных в американской спонтанной речи / С. В. Андросова // Вестн. Амур. гос. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». – 2002. – Вып. 18. – С. 44–47 (0,3 п. л.).

18.Androsova, S. The Problem of the Phonetic Syllable in the English Language / S. Androsova // Quality in Language Teaching : Book of Proceedings FEELTA 2002 International Conference = Качество в преподавании английского языка : материалы междунар. конф., Благовещенск, 24–26 июня 2002 г. / [редкол.: М. Н. Рассоха (отв. ред.), Л. Г. Беличенко, Л. В. Крайник и др.]. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та. – 2003. – С. 35–38 (0,3 п. л.). – ISBN 5-7444-1504-1.

19.Андросова, С. В. К вопросу о структуре слогов в английской спонтанной речи (на материале американского варианта английского языка) / С. В. Андросова // Фонетические чтения в честь 100-летия со дня рождения Л. Р. Зинде-ра / [науч. ред. Л. В. Бондарко]. – СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. – 2004. – С. 109–114 (0,35 п. л.). – ISBN 5-8465-0325-X.

20.Андросова, С. В. Акустические и перцептивные характеристики согласных в спонтанной речи (на материале американского варианта английского языка) / С. В. Андросова // Вариативность сегментных и супрасегментных единиц в речи [отв. ред. С. И. Гусева ; Амур. гос. ун-т]. – Благовещенск : [Б. и.] – 2005. – С. 5–16 (0,52 п. л.).

21.Андросова, С. В. К вопросу о вариативности согласных фонем в спонтанной речи (на материале германских языков) / С. В. Андросова, С. И. Гусева // Проблемы фонетики. – М. : Наука, 2007. – Вып. 5 / [отв. ред. Р. Ф. Касаткина]. – C. 151–161 (0,6 п. л., авторский текст – 0,3 п. л.). – ISBN 5-02-033867-2.

22.Андросова, С. В. Слогоцентрический подход к аллофонному варьированию фонем: ресиллабация / С. В. Андросова // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты : материалы междунар. науч.-практ. конф., по-свящ. 50-летию фак. иностр. яз., Благовещенск, 26 февраля 2010 г. / Благовещ. гос. пед. ун-т, фак. иностр. яз. ; [под общ. ред. И. В. Палаевой]. – Благовещенск : [Б. и.], 2010. – С. 38–44 (0,52 п. л.).

23.Андросова, С. В. Слог как единица координации: к постановке проблемы / С. В. Андросова // Философия языка. Лингвистика. Лингводидактика : сб. науч. тр. каф. иностр. яз. и филос. / [редкол.: В. Т. Юнгблюд (гл. ред.), В. П. При-ходченко (зам. гл. ред.), С. Д. Лобанов (зам. гл. ред.) и др.] ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние. – Пермь : [Б. и.], 2010. – № 1. – С. 33–42 (0,6 п. л.). – ISSN 2220-8607.

24.Androsova, S. The Syllable as a Minimal Unit of Coordination / S. Androso-va // Proc. of the 1st Intern. Conf. "Phonetics without Borders", June 13–15, 2011 / [ed. by S. Androsova] ; Amur State University. – Blagoveshchensk : [S. l.], 2011. – P. 3–12 (1 п. л.). – ISBN 978-5-93493-163-7.