Научная тема: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Социокультурные макрофакторы, расширяющие понимание сущности и задач гуманитаризации образования.

На основе социокультурного анализа изменений в современном обществе, междисциплинарного изучения идей и выводов комплекса наук о человеке выявлена группа макрофакторов, содержание которых обуславливает необходимость

(технократизация, стандартизация, рост потока информации, дезинтеграция в ценностях и их аномия и др.) и возможность (объективное возрастание роли личностного фактора, тенденции развития современной постнеклассической науки, обращение к личности во всем многообразии человеческого бытия и т.д.) системной реализации гуманитаризации школьного образования.

Риски «дегуманитаризации познания» (формальное накопление знаний о человеке и культуре, их парциальность; подавляющее использование рациональных способов познания в обучении, особенно по мере движения от начальных классов к старшим; сохранение ориентации на предметные результаты деятельности ученика; отношение к гуманитарному знанию как второстепенному, «некоммерческому»; нарастание пассивности или экстремизма, ценностного нигилизма у учащихся и др.), деонтологизации учебника (преобладание операциональных навыков, оторванность от многообразия человеческого бытия) преодолимы при теоретико-методологическом и инструментальном обосновании гуманитаризации содержания школьного учебника.

Педагогической стратегией гуманитаризации образования является построение всего учебного содержания на основе гуманитарного идеала бытия - ценностного ориентира в представлениях об идеальной, совершенной всеобщей форме жизнедеятельности, обращенной во всех формах бытия к интересам развития человека, к формированию его гуманистического отношения ко всему познаваемому.

2. Теоретические основания концепции:

  • многоаспектность феномена гуманитарность: в социокультурном контексте гуманитарность является системообразующим элементом жизнедеятельности человечества как целостности, отражает преодоление технократического мышления, обращение общества к потребностям развития личности, позволяет соотносить социальные и личностные смыслы; в социально-психологическом, персонологическом контексте представляет собой социально значимое свойство личности, выражаемое в осознанном, переживаемом ценностном отношении субъекта ко всему познаваемому; в дидактическом плане гуманитарность означает совокупность способов внесения гуманитарного знания, гуманитарных форм и методов познания в содержание учебников, образовательный процесс;
  • понятие гуманитарность, определяющее системное (парадигмальное) качество содержания образования, при целенаправленной реализации которого в образовательном процессе проектируются и обеспечиваются условия для ценностной, личностно-значимой соотнесенности всего познаваемого с развитием человека, человечества и самого познающего субъекта;
  • учебник - системообразующий элемент, ядро гуманитарного образовательного пространства - осваиваемой, осмысляемой окружающей среды, с которой учащийся в процессе образовательной деятельности активно взаимодействует;
  • онтологическим основанием (источником) осуществления системных изменений содержания образования является целенаправленное внесение свойства гуманитарности в содержание учебника, что позволяет сущностно дополнить инструментальную часть гуманитаризации образования для развития личностного ресурса учащихся.

3. Социокультурный контекст гуманитаризации образования, ее теоретические основания обуславливают онтогуманитарный дидактический подход к построению и реализации содержания учебника, обеспечивающий «бытийно-гуманитарный» способ существования всех субъектов в образовательном процессе. Данный подход:

определяет гуманитарность как ценностно-смысловую основу построения и реализации учебного содержания, благодаря которой учебник наращивает личностно-развивающий потенциал;

актуализирует при построении и реализации содержания образования различные формы бытия человека (прежде всего, индивидуально-личностный мир);

опирается на дидактические свойства гуманитарного знания (знание личностно-ценностное, двусубъектное, понимающее, контекстное, диалогичное/полифоничное, эмоциональное, диагностичное), позволяющие осваивать информацию не только с помощью рационального мышления, но и таких гуманитарных способов познания как смыслотворчество, диалог, переживание, воображение, интуиция, эмпатийное понимание и др. и тем самым обеспечивает целостное развитие человека, формирование у учащегося единой ценностно-смысловой картины мира, личностной позиции.

4. Гуманит арная модель содержания школьного учебника как смыслообразующее, проективно-содержательное ядро концепции обеспечивает реализацию онтогуманитарного подхода. Ценностное основание (гуманизм), согласованность цели (способствовать целостному развитию человека, становлению личности учащегося) и результата (приращения в личностных свойствах учащихся) обеспечивают единство элементов модели. Модель отражает ряд закономерностей построения гуманитарного содержания учебника, выраженных в реализации

  • совокупности содержательно-инструментальных принципов внесения гуманитарности в учебное содержание: аксиологичности (обеспечивает ценностно- смысловое освоение учебного материала); контекстности (нацеливает на усвоение комплекса знаний о человеке, понимание социальной значимости, уникальности изучаемых объектов с учетом особенностей исторической эпохи); субъект-ориентированности (ориентация содержания на самореализацию, личностное самоопределение школьника, расширение опыта применения способов гуманитарной деятельности и др.); индирективности (изложение и обсуждение разных гипотез, создание учебных ситуаций выбора, моральных дилемм, плюрализм мнений и др.); эмпатийности (включение в процесс интериоризации ценностей переживания как опыта эмпатийного понимания, эмоционального отношения к окружающему миру и себе, воображения и т. д.).
  • комплекса инновационных функций учебника, актуализирующих личностно- развивающий потенциал его содержания: онтологической; аксиологической (смыслообразующей), идентификационной; личностно-созидательной (человекотворческой).
  • онлайн-компонента - части содержания в структуре современного учебника, обеспечивающей включенность учащегося в процесс познания в диалоговом, интерактивном режиме. Данный компонент отражается во всех элементах учебника: как во внешних, видимых (задания, иллюстрации, аппарат ориентировки и др.), так и во внутренних (стиль изложения, контекст, обращенность к личностно значимым проблемам и др.), обеспечивая реализацию ценностно-мотивирующего, деятельностно- коммуникативного, эмоционально-образного, рефлексивно-оценочного модулей учебного содержания.

5. Технология гуманитарной эксперт изы содержания учебника - оценка объекта с позиций рассмотрения его как носителя гуманитарности, определения потенциала Текста учебника для личностного развития учащихся. Выявлены важнейшие задачи технологии: социальная защита (соотнесенность интересов личности и социума; предупреждение негативных влияний); оценка, классификация учебников; консультирование и ориентирование (обобщение эффективных приемов гуманитаризации содержания, помощь в выборе учебника) и др. Данная экспертиза является этапом проектировочной деятельности авторов, педагогов, при котором оценивается не только актуальное состояние объекта, но и прогнозируется возможное педагогическое воздействие (опосредованно - через введение в учебное содержание аксиологических доминант, структурно-семиотических единиц и т. п., непосредственно - учебных развивающих ситуаций, контекстных задач, проблем с использованием гуманитарных способов познания), предупреждаются возможные риски, т. е. экспертиза выступает как превентивная социальная технология.

По степени реализации принципа гуманитарности в Тексте, а, следовательно, по заложенному в нем потенциалу личностного развития учащихся в ходе экспертизы выявлены типологические свойства содержания учебников, позволяющие классифицировать их по типам: догматический (сциентистский); директивный (инструктивно-предписывающий); декларативный (ценностно-информирующий); деятельностно-гуманитарный (ценностно-мотивирующий).

6. Гуманитарно-аксиологическая методология анализа предъявляемого учебного содержания включает комплекс качественных методов, процедур герменевтического характера, позволяющих исследовать учебник в социокультурном контексте - как транслятор определенной системы ценностей, обеспечивающий условия развития сущностных, человеческих качеств ученика, открывающего для себя многомерность и смысл мира, свое предназначение в нем, а также с позиций онтогуманитарного подхода - как инструмент создания условий для достижения личностного, бытийного способа существования школьника.

В качестве интегративного критерия личностных образовательных результатов школьника выступает его гуманитарная личностная позиция как целостная характеристика индивидуальной личности, отражающая понимание познаваемых объектов как самоценных, взаимосвязанных с человеком, ценностно-этическое отношение к миру, себе на основе принятия значимых социальных, культурных смыслов, идеалов жизнедеятельности. Разработанный оценочный инструментарий выявляет уровневые показатели личностного развития учащегося в соответствии с когнитивно-смысловым, личностно-оценочным, субъектно-деятельностным критериями проявления его гуманитарной позиции, повышая объективность педагогической диагностики.

7. Экспериментально доказано влияние используемого в образовательном процессе учебника на развитие педагогической культуры учителя. При работе с учебником деятельностно-гуманитарного типа фиксируются значимые приращения в ее ведущих компонентах: аксиологическом - положительная динамика в ценностном отношении к гуманитаризации образования, осознании роли учебника как важнейшего инструмента личностного развития школьников, в расширении ценностно-смысловой сферы самого педагога при организации процесса присвоения учащимися гуманистических идеалов и образцов поведения, актуализируемых учебником; технологическом - широкое применение учителем способов включения гуманитарного компонента содержания в образовательный процесс, наращивание его смысловой и эмоциональной насыщенности, что отражает отход от когнитивно-рациональной, узкопредметной направленности деятельности; личностно-творческом - положительная мотивация к опытно-экспериментальной работе, повышению квалификации по проблемам гуманитаризации учебного содержания.

Список опубликованных работ
Статьи в журналах, включенных в перечень рецензируемых научных изданий ВАК РФ

1.Журавлёва, О.Н. Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности/ О.Н. Журавлёва // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 11. С. 261–268. (0,65 п.л.)

2.Журавлёва, О.Н. Проблема гуманитарного обновления содержания современного школьного учебника/ О.Н. Журавлёва // Вестник Московского государственного областного университета. Педагогика. 2008. № 4. С. 26–31. (0,5 п.л.)

3.Журавлёва, О.Н. Гуманитарность как методологический принцип обновления содержания современного образования/ О.Н. Журавлёва, Т.Н Полякова // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых РАО. 2009. № 1. С. 9–14. (0,6/0,4 п.л.)

4.Журавлёва, О.Н. Гуманитарная экспертиза содержания современного школьного учебника/ О.Н. Журавлёва // Вестник Московского государственного областного университета. Педагогика. 2010. № 1. С. 24–28. (0,5 п.л.)

5.Журавлёва, О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения как актуальная проблема образования / О.Н. Журавлёва // Преподавание истории в школе. 2011. № 3. С. 39-44. (0,4 п.л.)

6.Журавлёва, О.Н. Гуманитарный подход к экспертизе содержания современного школьного учебника / О.Н. Журавлёва // Стандарты и мониторинг в образовании. 2011. № 1. С. 29–34 (0,5 п.л.).

7.Журавлёва, О.Н. Гуманитарносообразная модель учебного содержания как средство формирования гуманитарности личности выпускника / О.Н. Журавлёва // Интеграция образования. 2011. № 3(64). С. 51–56. (0,5 п.л.).

8.Журавлёва, О.Н. Теория и практика гуманитаризации содержания учебника и развитие личностных качеств учащихся / О.Н. Журавлёва // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 3 (23). С. 117–119. (0,52 п.л.).

Монографии

9. Журавлёва, О.Н. Гуманитарная модель современного учебника: проектирование и экспертиза содержания / О.Н. Журавлёва. СПб.: СПб АППО, 2009. (Серия: Научные школы Академии). 174 с. ISBN 978-5-7434-0473-5 (11 п.л.)

10. Журавлёва, О.Н. Модульно-деятельностная технология проектирования содержания школьного курса / О.Н. Журавлёва. СПб.: СПб АППО, 2011. (Серия: Научные школы Академии). 116 с. ISBN 978-5- 7434-0397-4 (7,25 п.л.)

11. Журавлёва, О.Н. Становление гражданской позиции личности как педагогическая проблема // Гражданское образование – педагогический, социальный и культурный феномен: Монография коллектива авторов / О.Н. Журавлёва / под ред. Н.И. Элиасберг. СПб.: Союз, 2006. 167 с. С. 107–115. ISBN 5-94033-204-8 (0,5 п.л.)

12.Журавлёва, О.Н. Современный школьный учебник как средство развития гуманитарной культуры личности: метаметодический подход / О.Н. Журавлёва // Гуманитарная культура личности – основа и цель современного образования: Монография коллектива авторов / под ред. Н.И. Элиасберг. СПб.: Союз, 2008. 114 с. С. 98–118. ISBN 978-5-91413-011-1 (7,25/1,0 п.л.)

13.Журавлёва, О.Н. От гуманитарности содержания образования – к гуманитарным ценностным ориентирам личности школьника / О.Н. Журавлёва // Школьное социальное образование: гуманитарный подход: Монография коллектива авторов / под научн. ред. О.Н. Журавлёвой. СПб.: СПб АППО, 2011. 155 с. ISBN (9,75/1,5 п.л.)

Учебники, пособия и программы, имеющие гриф МОиН РФ, РАО

14.Журавлёва, О.Н. История России (с древнейших времен до середины XIX в.): 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / О.Н. Журавлёва, Т.И. Пашкова, Д.В. Кузин; под ред. Р.Ш. Ганелина (гриф «Рекомендовано» МОиН РФ). М.: Вентана-Граф, 2007. 368 с. (23,0 /10,5 п.л.)

15.Журавлёва, О.Н. История России (XIX–начало XX вв.): 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлёва; под ред. Р.Ш. Ганелина (гриф «Рекомендовано» МОиН РФ). М.: Вентана-Граф, 2010. 336 с. (21,0/ 9,0 п.л.).

16.Журавлёва, О.Н. История России (XX–начало XXI вв.): 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений // В.С. Измозик, О.Н. Журавлёва, С.Н. Рудник; под ред. Р.Ш. Ганелина (гриф «Рекомендовано» МОиН РФ). М.: Вентана-Граф, 2011. 352 с. (22,0/6,1 п.л.).

17.Журавлёва, О.Н. История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5–11 классы (гриф «Допущено» МОиН РФ) / О.Н. Журавлёва, Т.П. Андреевская, Н.Н. Лазукова; под ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлёвой. М.: Вентана-Граф, 2006. 144 с. (9,0/4,0 п.л.).

18.Журавлёва, О.Н. Профильное обучение. Методические рекомендации по использованию учебников Павленко Н.И, Андреева И.Л. «История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс», Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовской В.А. «История России. XVIII-XIX вв. 10 класс» (гриф «Допущено» МО РФ) / О.Н.Журавлёва. М.: Дрофа, 2004. 48 с. (2,52 п.л.).

19.Журавлёва, О.Н. Тесты по истории России XIX века. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. ХIХ век. 8 класс»: Учебное пособие (гриф «Рекомендовано» РАО) / О.Н. Журавлёва. М.: Экзамен, 2007. 96 с. (5,04 п.л.)

20.Журавлёва, О.Н. и др. Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник (гриф УМО) / В.В. Барабанов, Л.К. Ермолаева, О.Н. Журавлёва и др.; под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. М.: Высшая школа, 2007. 352 с. (22,0/2,0 п.л.).

Статьи в журналах, сборниках научных трудов

21.Журавлёва, О.Н. Формирование навыков компьютерного пользователя в системе повышения квалификации учителей истории / О.Н. Журавлёва // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 5. С. 66–68. (0,3 п.л.)

22.Журавлёва, О.Н. Практические занятия по истории в старших классах/ О.Н. Журавлёва // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 9. С. 47–55. (0,4 п.л.)

23.Журавлёва, О.Н. Профильная школа: Практические занятия по истории в старших классах: Карикатурный жанр о жизни российского общества XIX в. / О.Н. Журавлёва // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 5. С. 38–42. (0,5 п.л.)

24.Журавлёва, О.Н. Общественная экспертиза школы: взгляд в будущее / О.Н. Журавлёва // Академический вестник. СПб.: АППО, 2008. № 2. С. 36–40. (0,4 п.л.)

25.Журавлёва, О.Н. О гуманитарности школьного учебника / О.Н. Журавлёва // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. № 8. С. 25–29. (0,5 п.л.)

26.Журавлёва, О.Н. От гуманитарности учебного содержания – к гуманитарности личности школьника / О.Н. Журавлёва // Академический вестник. СПб.: АППО, 2011. Выпуск 4–5 (16–17). С. 23–29. (0,5 п.л.)

27.Журавлёва, О.Н. Теория гуманитаризации содержания учебника как основа проектирования личностного развития школьников / О.Н. Журавлёва // Непрерывное образование: Научный журнал. СПб.: АППО, 2012. № 1. С. 83–87 (0,5 п.л.)

28.Журавлёва, О.Н. Модульное конструирование процесса обучения истории // Герценовские чтения. 1997 / О.Н. Журавлёва. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. С. 98–100. (0,25 п.л.)

29.Журавлёва, О.Н. К вопросу об эффективности модульного изучения курса истории (результаты эксперимента) / О.Н. Журавлёва // Герценовские чтения. 1999. Актуальные проблемы социальных наук. СПб.: СПбГУ, 1999. С. 196–199. (0,3 п.л.)

30.Журавлёва, О.Н. О некоторых аспектах понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание / О.Н. Журавлёва // Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: Сб. статей / Сост. Н.И. Элиасберг. СПб.: Союз, 2004. 51 с. С. 32-36 (3,25/0,25 п.л.)

31.Журавлёва, О.Н. Диалог с прошлым: историческая интерпретация учащимися текстовых источников и художественных произведений / О.Н. Журавлёва // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст. СПб.: АППО, 2006. 236 с. С. 154–158. (14,75/ 0,25 п.л.)

32.Журавлёва, О.Н. Гуманитарное образование в рамках широкомасштабного эксперимента/ О.Н. Журавлёва // Реализация федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования в Санкт-Петербурге / под ред. В.Г. Воронцовой. СПб.: СПб АППО, 2007. 316 с. С.171–182. (0,7 п.л.)

33.Журавлёва, О.Н. Гуманитаризация содержания школьного образования как актуальная педагогическая проблема / О.Н. Журавлёва // Академия педагогического поиска: сб. научн. ст. Вып. 1. Ч. 5 / под ред. С.В. Алексеева, А.Н. Бакушиной. СПб.: АППО, 2011. С. 71–74 (0, 3 п.л.).

Статьи, представленные по результатам участия во всероссийских и международных конференциях

34.Журавлёва, О.Н. Модульно-зачетная система обучения как форма организации учебного процесса в профильных классах / О.Н. Журавлёва // Структура и содержание обучения в специализированных школах и классах. Матер. V Всерос. науч.-метод. конфер. 26-29 марта 1996. СПб.: АГ СПбГУ, 1997. 240 с. С. 87–90. (0,2 п.л.)

35.Журавлёва, О.Н. Конструирование учебного процесса учителем / О.Н. Журавлёва /// Учитель современной школы. Матер. XI Всерос. конфер. по педагогике ненасилия (СПб., 26 апреля 1996 г) /под ред. А.Г. Козловой. СПб.: VERBA MAGISTRI, 1996. С. 149–152. (0,25 п.л.)

36.Журавлёва, О.Н. Возможности самореализации личности учащегося в условиях модульного обучения / О.Н. Журавлёва // Защитим детство! Матер. ХV Всерос. науч.-практич. конфер. (Санкт-Петербург, 22 апреля 1997 г.). СПб.: VERBA MAGISTRI, 1997. С. 266–267. (0,2 п.л.)

37.Журавлёва, О.Н. Модульная технология процесса изучения курса истории / О.Н. Журавлёва // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления (Матер. регион. конфер., 28 марта 1998) / Сост. П.А. Баранов. СПб.: СПб ГУПМ, 1999. С. 52–55. (0,2 п.л.).

38.Журавлёва, О.Н. Принцип индивидуализации обучения: проблемы реализации в условиях перехода к профильной школе/ О.Н. Журавлёва // Наука и высшая школа – профильному обучению. Матер. Всерос. науч.-практич. конфер., 17-18 октября 2006 г.: В 2 ч. Часть I. / Научн. ред. И.М. Титова, Е.П. Суворова. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 228 с. С. 106-112. (0,44 п.л.)

39.Журавлёва, О.Н. Проблемы и приоритеты системы повышения квалификации педагогов Санкт-Петербурга / О.Н. Журавлёва // Матер. междунар. конфер. 1 декабря 2006 г. Таллин: Таллинский университет, 2006. 23 с. С. 8–9. (0,1 п.л.)

40.Журавлёва, О.Н. Развитие гуманитарной культуры личности средствами современного школьного учебника: метаметодический подход/ О.Н. Журавлёва // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик: сб. научн. ст. по матер. IV Всерос. науч.-практич. конфер. 7–8 декабря 2006 г.) / под научн. ред. Е.П. Суворовой. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена (НИИ ОО РАО), 2007. 337 с. С. 134–138. (0,3 п.л.).

41.Журавлёва, О.Н. Гуманитаризация как интегративная методология обновления содержания школьного образования / О.Н. Журавлёва // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик: сб. научн. ст. по матер. V Всерос. науч.-практич. конфер. Вып. 5 / под научн. ред. Е.П. Суворовой. СПб.: САГА, 2008. 384 с. С. 367–371. (0,3 п.л.).

42.Журавлёва, О.Н. Гуманитарная экспертиза содержания школьного учебника / О.Н. Журавлёва // Деятельностный подход в образовании (школа, вуз): сб. ст. по матер. Всерос. науч.-практич. конфер. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 59–67. (0,7 п.л.)

43.Журавлёва, О.Н. Гуманитарная культура личности как педагогическая проблема: метаметодический подход / О.Н. Журавлёва // Modern pedogogikal Techiques: Russian und USA experience: матер. междун. конфер. (Санкт-Петербург, 7–9 ноября 2007). СПб.: СПб АППО, 2009. 276 с. С. 105–109. (0,4 п.л.).

44.Журавлёва, О.Н. Обучение педагогов основам проектирования исследовательской деятельности старшеклассников/ О.Н. Журавлёва, И.И. Сергеева // Постдипломное образование: проблема развития личности. Матер. VIII междунар. науч.-практич. конфер. (Санкт-Петербург, 7–8 апр.2009). СПб.: СПб АППО, 2009. С. 105–107 (0,5/0,2 п.л.).

45.Журавлёва, О.Н. Новые ориентиры в содержании школьного образования: движение к человечности/ О.Н. Журавлёва // Проблемы искусства в XXI веке: задача школы: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практич. конфер. (Санкт-Петербург, 22–23 ноября 2010 г.) / под научн. ред. О.Б. Островского. СПб: «Полторак», 2010. С. 116–124. (0,7 п.л.).

Учебные и методические пособия, методические рекомендации

46.Журавлёва, О.Н. Проектирование технологии модульного обучения: Из опыта работы. Методические рекомендации / О.Н. Журавлёва. СПб.: Сезам, 1998. 67 с. (3,0 п.л.)

47.Журавлёва, О.Н. Начала философии. 10–11 кл.: методическое пособие / Е.М. Сергейчик, Б.И. Федоров, О.Н. Журавлёва и др. СПб.: Иван Федоров, 2001. 160 с. (9,0/0,5 п.л.)

48.Журавлёва, О.Н. Историко-обществоведческие дисциплины в средней (полной) школе: методическое пособие / О.Н. Журавлёва. СПб.: ГУПМ, 2001.104 с. (3,2 п.л.)

49.Журавлёва, О.Н. Учимся писать реферат по истории: методические рекомендации / О.Н. Журавлёва. СПб.: СМИО Пресс, 2004. 32 с. (0,8 п.л.)

50.Журавлёва, О.Н. Универсальный справочник школьника. 5–11 кл. / Т.П. Андреевская, П.А. Баранов, О.Н. Журавлёва и др.; под ред. В.Г. Воронцовой. СПб: Весь, 2004. С. 266–430. (42,0/14,0 п.л.).

51.Журавлёва, О.Н. История России. XIX век. Контрольные и проверочные работы / П.А. Баранов, О.Н. Журавлёва. М.: Астрель, 2002. 144 с. (6,0/3,0 п.л.).

52.Журавлёва, О.Н. История России. XX век. Контрольные и проверочные работы. 9 класс / О.Н. Журавлёва. М.: Астрель, 2002. 160 с. (8,4 п.л.).

53.Журавлёва, О.Н. Историко-обществоведческое образование в школе: учебно-методическое пособие / О.Н. Журавлёва. СПб.: АППО, 2004. 72 с. (2,1 п.л.)

54.Журавлёва, О.Н. Тесты по истории России XX века: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта «История России. ХХ–начало XXI века. 9 класс (М.: Просвещение)» / О.Н. Журавлёва. М.: Экзамен, 2005. 94 с. (5,0 п.л.)

55.Журавлёва, О.Н., Готовимся к ЕГЭ и ЦТ: История / П.А. Баранов, О.Н. Журавлёва, С.В. Шевченко. СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. 192 с. (12,0 /4,4 п.л).

56.Журавлёва, О.Н. Социально-гуманитарный профиль: История. Учебные программы элективных курсов / О.Н. Журавлёва // Предпрофильная подготовка: элективные курсы для 9-10 кл. общеобразовательной школы. Гуманитарный цикл: учебно-методическое пособие / Сост. Н.И. Элиасберг. СПб.: АППО, 2005. 86 с. (5,5/0,5 п.л.)

57.Журавлёва, О.Н. История: Порядок проведения и структура ЕГЭ по истории: методическое пособие / П.А. Баранов, О.Н. Журавлёва. М.: Эксмо, 2007. 192 с. (12,0/4,4 п.л.)

58.Журавлёва, О.Н. История: Учебно-справочное пособие для учащихся / П.А. Баранов, О.Н. Журавлёва. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. 253 с. (26,66/6,4 п.л.)

59.Журавлёва, О.Н. Проектирование учебного курса. История России: 10 кл.: методические рекомендации / О.Н. Журавлёва. М.: Вентана-Граф, 2007. 96 с. (6,0 п.л.)

60.Журавлёва, О.Н. Тестовые задания. История России. 10 кл.: учебно-методическое пособие. /О.Н. Журавлёва. М.: Вентана-Граф, 2009. 176 с. (11,0 п.л.)

61.Журавлёва, О.Н. Информационные ресурсы в преподавании литературы, истории и обществознания: методические рекомендации / О.Н. Журавлёва, Т.Н. Полякова. СПб.: АППО, 2008. 82 с. (5,1/3,0 п.л.)

62.Журавлёва, О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников: методические рекомендации / О.Н. Журавлёва. СПб.: АППО, 2009. 65 с. (4,0 п.л.)

63.Журавлёва, О.Н. Проектирование учебного курса: История России. 11 кл.: методические рекомендации / О.Н. Журавлёва. М.: Вентана-Граф, 2010. 96 с. (6,0 п.л.)

64.Журавлёва, О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие / О.Н. Журавлёва. М.: Вентана-Граф, 2010. 142 с. (9,0 п.л.)

65.Журавлёва, О.Н. Методика обучения истории в профильной школе с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР): методические рекомендации / О.Н. Журавлёва, С.В. Шевченко, С.В. Александрова. СПб: АППО, 2010. 100 с. (6,25/2,3 п.л.)

66.Журавлёва, О.Н. Готовим учащихся к государственной (итоговой) аттестации: рабочая тетрадь учителя / О.Н. Журавлёва, Т.П. Андреевская. СПб.: АППО, 2011. 44 с. (5,5 /2,8 п.л.)

67.Журавлёва, О.Н. Традиции и инновации в преподавании общественно-научных (социальных) дисциплин: учебно-методическое пособие / О.Н. Журавлёва, Т.П. Андреевская, Л.В. Искровская; под научн. ред. О.Н. Журавлёвой. СПб: АППО, 2011. 75 с. (9,5/4,8 п.л.)

68.Журавлёва, О.Н. История России. 10 класс. Практикум: учебное пособие / О.Н. Журавлёва. М.: Вентана-Граф, 2013. 124 с. (6,1 п.л.).