- Выявлены и обоснованы факторы и механизмы, диверсификации источников и модернизации инструментов финансирования системы образования на основе взаимодействия финансовых потоков государственно-частного партнерства, как важнейшего фактора-ресурса новой модели роста финансовых показателей сферы образования, направленной на формирование человеческого капитала, повышение уровня интеллектуального потенциала общества, определяющих уровень и интенсивность развития российской экономики в условиях трансформации рыночной среды.
- Разработана методология формирования стратегии динамичного развития образования и науки, совершенствования финансового механизма высшего профессионального образования на основе государственно-частного партнерства, способствующие привлечению дополнительных источников финансирования, стимулированию инновационной активности, повышению прозрачности финансовых потоков.
- Выявлено и доказано, что основным направлением взаимодействия субъектов рыночного хозяйства в рамках государственно-частного партнерства с целью модернизации финансового механизма системы образования выступает сотрудничество учреждений профессионального образования в рамках координационного совета с промышленными предприятиями, коммерческими банками, бюджетными организациями, региональными администрациями в разработке программ развития образования и управления системой подготовки кадров, создания банка данных об образовательных учреждениях на основе единого образовательного договора о социальном партнерстве в ходе данного взаимодействия.
- Доказано, что внедрение финансового механизма на основе государственно-частного партнерства на этапе модернизации системы образования, является важнейшим условием перевода процесса обучения на метод креативной педагогики, ориентированной на внелогический способ обучения как междисциплинарного научного познания, заключающего в себе синергический эффект.
- Предложены алгоритм и модель взаимодействия государственных органов управления и субъектов предпринимательской деятельности в рамках государственно-частного партнерства, отличительными чертами которого являются, во-первых, разграничение функций заказчиков кадров, получателей и производителей образовательных услуг в условиях разбалансированности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг вследствие недостаточного уровня государственного регулирования. Во-вторых, формирование оптимальной структуры инвестиций и получение синергического эффекта за счет объединения различных (финансовых, структурных, управленческих) методов, форм и средств воздействия на инновационную деятельность вуза;
- Разработаны финансово-математические модели и алгоритм анализа окупаемости затрат на обучение, а также таких ключевых финансовых параметров как платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности высшего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства, что позволит получить количественные оценки показателей, характеризующих эффективность финансирования образования при наличии различных источников инвестирования с учетом внешних и внутренних факторов бизнес-среды.
- Выявлены и обоснованы важнейшие мотивационные принципы участников государственно-частного партнерства в сфере финансирования системы образования на этапе ее модернизации, среди которых:
- интересы участников государственно-частного партнерства призваны гармонично объединяться в интегрированный процесс, призванный стать движущей силой в достижении целей и решении задач, которые определяются в ходе данного взаимодействия;
- финансирование бизнесом сферы образования подлежит государственному регулированию с безусловным соблюдением правил социальной справедливости;
- взаимопроникновение промышленного и финансового капитала в сферу образования, финансирование особо эффективных проектов с учетом приоритетов системной экологизации всех видов хозяйственной деятельности;
- вовлечение частных ресурсов для финансирования системы образования облегчает финансовую нагрузку на государственный бюджет, способствует развитию инициативы и инновационного поиска вузами новых источников внебюджетных средств;
- интеграция бизнеса и учреждений образовательной деятельности приводит к возникновению синергического эффекта на основе формирования трудовых отношений нового типа.
- Установлено, что в ходе моделирования нового механизма финансирования системы образования следует исходить из фиксации всех возможных источников инвестирования и их роли в общей схеме финансового обеспечения образовательной структуры при сохранении ключевой позиции государственно-частного партнерства как системообразующего фактора финансовой системы современного вуза.
- Доказана необходимость использования программно-целевого метода модернизации механизма финансирования образовательных учреждений за счет технико-технологических форм, которые характеризуют, с одной стороны, материальную составляющую инвестиционных процессов, а с другой - не материальные факторы, опосредованные возрастающей ролью знаний, новой информационной парадигмой развития общества и обслуживающей этот процесс соответствующей инвестиционной инфраструктурой.
1.Потехина Е.В. Высшая школа России – пути реформирования (монография). – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2007. – 12,5 п.л.
2.Потехина Е.В. Роль и место инноваций высшей школы в парадигме устойчивого развития экономических систем (монография). – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2009. – 15,5 п.л.
3.Потехина Е.В. Реформирование высшей школы: теория, методология, практика (монография). – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2010. – 8,75 п.л.
4.Потехина Е.В. Государственно-корпоративные формы финансирования системы образования (монография). – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2011. – 9,75 п.л.
5.Потехина Е.В. Модернизация финансирования профессионального образования (монография). – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2011. – 9,75 п.л.
6.Потехина Е.В. Трансформация финансового механизма системы образования в России (монография). – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2012. – 9,75 п.л.
7.Потехина Е.В., Бурухина Т.Ф., Дмитриева Е.В., Короткова Г.В., Нестерова Н.А., Синепупова О.С., Суржикова Л.Ф., Сухомлинова Л.В., Сухомлинова М.В. Студенческая молодежь: статистика, социальный анализ и прогноз (монография). – М.: РГСУ. 2010. – всего 16,5 п.л., из них авторских – 4,5 п.л.
8.Потехина Е.В., Короткова Г.В., Сухомлинова Л.В., Сухомлинова М.В. Формирование профессионально-культурной компетентности будущего специалиста (монография). – М.: РГСУ. 2010. – всего 11,75 п.л., из них авторских – 4,0 п.л.
9.Потехина Е.В., Синепупова О.С., Сухомлинова Л.В., Сухомлинова М.В. Газетно-публицистический жанр как философский аспект развития языковой культуры (монография). – М.: РГСУ. 2010. – всего 7,5 п.л., из них авторских – 3,5 п.л.
Научные статьи в источниках, рекомендованных ВАК:
10.Потехина Е.В. Особенности функционирования вуза в современных условиях. Журнал «Предпринимательство» № 2. М.: Изд-во НП «ИБК», 2009. – 0,3 п.л.
11.Потехина Е.В., Вершинин В.Я., Сулян Г.С. Математическая модель представления разнородных знаний. Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. – № 13. – всего 0,3 п.л., из них авторских – 0,1 п.л.
12.Потехина Е.В., Фаминская М.В. О необходимости разработки плана обеспечения качества образования. Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. – № 7 (ч. 1) – всего 0,4 п.л., из них авторских – 0,2 п.л.
13.Потехина Е.В., Фаминская М.В. Экономический взгляд на качество энергии. Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. – № 7 (ч. 2) – всего 0,5 п.л., из них авторских – 0,3 п.л.
14.Потехина Е.В. Концептуальная основа формирования источников финансирования системы образования. Финансы и кредит. – М.: 2010. - № 2. – 0,7 п.л.
15.Потехина Е.В., Талина И.В. Трансформация раздельного и совместного обучения в отечественной школе. Человеческий капитал. – М.: 2010. - № 7(19) – всего 0,3 п.л., из них авторских – 0,15 п.л.
16.Потехина Е.В., Яблоновская Т.В. Социальный капитал и социальное партнерство в Российском обществе. Человеческий капитал. – М.: 2010. - № 7(19) – всего 0,2 п.л., из них авторских – 0,1 п.л.
17.Потехина Е.В., Фаминская М.В. История проблемы качества энергии в экологической экономике. Ученые записки РГСУ. – М.: 2010. - № 8(84) – всего 0,35 п.л., из них авторских – 0,2 п.л.
18.Потехина Е.В. Государственное финансирование как фактор формирования рыночных отношений в сфере образования. Журнал «Предпринимательство» № 5. М.: Изд-во НП «ИБК», 2011. 0,3 п.л.
19.Потехина Е.В. Государственно-корпоративное финансирование как катализатор позитивных изменений в системе инновационных преобразований. Журнал «Предпринимательство» № 6. М.: Изд-во НП «ИБК», 2011. – 0,4 п.л.
20.Потехина Е.В. Эффективность стратегий финансирования образовательной деятельности. Ученые записки. – М.: 2011. - № 9. – 0,6 п.л.
21.Потехина Е.В. Факторы преемственности в системе непрерывного образования (статья). Человеческий капитал. Человек и жизнь. – М.: 2010. - № 9(21). – 0,1 п.л.
22.Потехина Е.В., Сухомлинова Л.В. Методологические подходы к исследованию проблемы формирования профессионально-культурной компетентности студентов (статья). Человеческий капитал. Человек и жизнь. – М.: 2011. - № 2. – всего 0,3 п.л., из них авторских – 0,2 п.л.
23.Потехина Е.В., Сухомлинова Л.В. Сущность профориентации как социальной проблемы (статья). Человеческий капитал. Человек и развитие. – М.: 2011. - № 3. – всего 0,4 п.л., из них авторских – 0,2 п.л.
24.Потехина Е.В., Сухомлинова Л.В. Модель формирования профессионально-культурной компетентности студентов социально-экономического вуза (статья). Человеческий капитал. Человек и иноватика. – М.: 2011. - № 5. – всего 0,2 п.л., из них авторских – 0,1 п.л.
25.Потехина Е.В., Фаминская М.В. Сущность и специфика профессионально-культурной компетентности студентов (статья). Ученые записки.. – М.: 2011. - № 9. – всего 0,4 п.л., из них авторских – 0,2 п.л.
26.Потехина Е.В., Фаминская М.В. Энергия и экологическая иерархия качества энергии (статья). Ученые записки.. – М.: 2011. - № 9. – всего 0,5 п.л., из них авторских – 0,3 п.л.
27.Потехина Е.В. Оптимизационный подход к моделированию финансово-экономической деятельности в образовательной системе. Человеческий капитал. Человек и жизнь. – М.: 2011. - № 12(36). – 0,1 п.л.
28.Потехина Е.В. О взаимодействии учебных заведений с работодателем. Ученые записки. – М.: 2012. - № 3 (103). 0,3 п.л.
29.Потехина Е.В. Теория человеческого капитала как концептуальная основа финансирования кадров. Бизнес в законе. – М.: 2012. - № 2. – 0,2 п.л.
30.Потехина Е.В. О некоторых направлениях формирования нового механизма финансирования высшего образования. Ученые записки. – М.: 2012. - № 3 (103). 0,3 п.л.
31.Потехина Е.В. Особенности бюджетного и внебюджетного финансирования в образовании. Ученые записки. – М.: 2012. - № 5 (105). 0,25 п.л.
Статьи в журналах и сборниках:
32.Потехина Е.В., Бурухина Т.Ф. Среднее профессиональное образование как звено в системе непрерывного образования. Математическое моделирование социальных процессов и современные образовательные технологии (статья). IX Международный социальный конгресс: 25-26 ноября 2009 г. Сборник статей. Часть 1. – всего 0,2 п.л., из них авторских – 0,1 п.л.
33.Потехина Е.В., Бурухина Т.Ф. Дидактические основы повышения качества знаний студентов. Математическое моделирование социальных процессов и современные образовательные технологии (статья). IX Международный социальный конгресс: 25-26 ноября 2009 г. Сборник статей. Часть 1. – всего 0,2 п.л., из них авторских – 0,1 п.л.
34.Потехина Е.В. О некоторых особенностях вовлечения высшего образования в экономику. Социально – экономические проблемы развития РФ: Сборник научных трудов / Сост. Н.П.Белотелова, Ж.С.Белотелова, А.Ю.Рогозина; Научн. ред. А.А.Грунин. Вып. 5. – М.: АПКиППРО, 2009. – 184 с. – 0,45 п.л.
35.Потехина Е.В. Деловое общение как вид профессионального общения. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: Материалы международной конференции. Москва, 10-11 апреля 2009 г. – М.: РУДН, 2009. – 0,55 п.л.
36.Потехина Е.В. Учиться мыслить (статья). Сборник материалов научно-методической конференции: Теория и практика профессионального образования в высшей школе. – М.: ЗАО «МЦД», 2009. – 0,45 п.л.
37.Потехина Е.В. О некоторых приемах воспитания навыков самообучения на уроках математики. Проблемы высшего и среднего профессионального образования (статья). Материалы Международной научно-образовательной конференции 23-27 марта 2009. – М.: РУДН. 2009. – 0,55 п.л.
38.Потехина Е.В., Фаминская М.В. О ценностном компоненте готовности учителя к реализации личностно ориентированного образования. Математические методы и приложения: Труды восемнадцатых математических чтений РГСУ (31 января-4 февраля 2009). В 2-х ч. Ч. 2. – М.: РГСУ, 2009. – всего 0,6 п.л., из них авторских – 0,4 п.л.
39.Потехина Е.В., Фаминская М.В. Учет видов и форм обучения в его индивидуализации и дифференциации. Математические методы и приложения: Труды восемнадцатых математических чтений РГСУ (31 января-4 февраля 2009). В 2-х ч. Ч. 2. – М.: РГСУ, 2009. – всего 0,7 п.л., из них авторских – 0,45 п.л.
40.Потехина Е.В. Профильная дифференциация обучения информатике в среднем профессиональном учебном заведении. Довузовское образование. Проблемы и перспективы развития. Выпуск 2. – М.: РГСУ, 2009. – 0,4 п.л.
41.Потехина Е.В. О некоторых мотивах, побуждающих учащегося к обучению. Довузовское образование. Проблемы и перспективы развития. Выпуск 2. – М.: РГСУ, 2009. – 0,5 п.л.
42.Потехина Е.В., Фаминская М.В. Математическое моделирование социальных процессов и современные образовательные технологии: Труды секции 3-й Международной конференции Математическое моделирование социальной и экономической динамики (MMSED-2010) (23-25 июня 2010 года). – М.: РГСУ, 2010. – всего 0,2 п.л., из них авторских – 0,1 п.л.
43.Потехина Е.В., Вершинин В.Я. Дистанционное обучение и методы его проведения. Научно-практическая конференция по проблемам развития системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов социальной сферы столичного мегаполиса. Изд-во РГСУ, 2010. – всего 0,35 п.л., из них авторских – 0,2 п.л.
44.Потехина Е.В. Активизация познавательной деятельности. Довузовское образование: проблемы и перспективы. Сборник научно-методических статей. Москва. 2010. – 0,5 п.л.
45.Потехина Е.В. Противоречия ценностного мира студентов колледжа. Довузовское образование: проблемы и перспективы. Сборник научно-методических статей. Москва. 2010. – 0,55 п.л.
46.Потехина Е.В., Фаминская М.В. Особенности моделирование социальных процессов и современные образовательные технологии. X Международный социальный конгресс: 25-26 ноября 2010 г. Сборник статей. – М.: РГСУ, АПКиППРО, 2010. – всего 0,3 п.л., из них авторских – 0,2 п.л.
47.Потехина Е.В. Модели социального партнерства в профессиональном образовании. Инновационные образовательные технологии в подготовке профессиональных кадров. Межвузовская учебно-методическая конференция 22 июня 2010 г. Сборник статей. М.: Изд-во РГСУ. 2011. – 0,25 п.л.
48.Потехина Е.В., Фаминская М.В. О необходимости профессионального развития преподавателей СПО в условиях перехода на ФГОС третьего поколения. Математические методы и приложения: Труды двадцатых математических чтений РГСУ (27-31 января 2011 года). Часть II. – М.: АПКиППРО, 2011. – всего 0,45 п.л., из них авторских – 0,25 п.л.
49.Потехина Е.В. Механизм взаимодействия государственно-корпоративных форм финансирования. Вестник академии промышленности и менеджмента. Выпуск 2.– 2010. – 0,6 п.л.
50.Потехина Е.В. Оценка эффективности стратегий финансирования образовательной деятельности. Вестник академии промышленности и менеджмента. Выпуск 6.– 2010. – 0,6 п.л.
51.Потехина Е.В. Программно-адресный подход к финансированию образования. Вестник академии промышленности и менеджмента. Выпуск 3.– 2011. – 0,6 п.л.
52.Потехина Е.В. Формы управления государственно-корпоративной поддержкой системы образования. Вестник академии промышленности и менеджмента. Выпуск 5.– 2011. – 0,6 п.л.
53.Потехина Е.В. О проблеме формирования финансово-экономического механизма высшей школы. Математическое моделирование социальных процессов и современные образовательные технологии. XI Международный социальный конгресс: 25-26 ноября 2011 г. Сборник статей. – М.: РГСУ, АПКиППРО, 2011. – 0,5 п.л.
54.Потехина Е.В. Анализ основных направлений формирования нового организационно-финансового механизма. Математические методы и приложения: Труды двадцать первых математических чтений РГСУ (23-29 января 2012 года). – М.: АПКиППРО, 2012. – 0,45 п.л.
55.Потехина Е.В. Реализация государственно-частного партнерства по развитию системы образования. Социальное образование в условиях интеграции России в мировое образовательное пространство. XII Всероссийский социально-педагогический конгресс: 7-8 июня 2012 г. Сборник статей. – М.: Изд-во РГСУ. 2012. – 0,4 п.л.
56.Потехина Е.В. Моделирование финансово-экономической деятельности в образовательной системе в современных условиях. Математическое моделирование социальных процессов и современные образовательные технологии. XII Международный социальный конгресс: 26-27 ноября 2012 г. Сборник статей. – М.: РГСУ, АПКиППРО, 2012. – 0,35 п.л.
Учебно-методические материалы:
57.Потехина Е.В., Маркина М.С. Учебно-методические и контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Математика» для специальности 080108.51 Банковское дело. – М.: РГСУ, 2009. – всего 1,6 п.л., из них авторских – 1,0 п.л.
58.Потехина Е.В., Бурухина Т.Ф., Ющенко Н.С. Учебно-методические и контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Математика» для студентов специальности «Банковское дело». – М.: РГСУ, 2010. – всего 1,5 п.л., из них авторских – 0,9 п.л.
59.Потехина Е.В., Бурухина Т.Ф., Фаминская М.В. Учебно-методические и контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Математика» для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет». – М.: РГСУ, 2010. – всего 1,6 п.л., из них авторских – 1,0 п.л.
60.Потехина Е.В., Бурухина Т.Ф., Фаминская М.В. Учебно-методические и контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Математика» для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление. – М.: РГСУ, 2010. – всего 1,4 п.л., из них авторских – 0,8 п.л.
61.Потехина Е.В., Бурухина Т.Ф. Учебно-методические и контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Математика» для студентов специальности «Менеджмент». – М.: РГСУ, 2010. – всего 1,4 п.л., из них авторских – 1,0 п.л.
62.Потехина Е.В., Бурухина Т.Ф. Учебно-методические и контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Математика» для студентов специальности «Социальная работа». – М.: РГСУ, 2010. – всего 1,5 п.л., из них авторских – 0,9 п.л.
63.Потехина Е.В., Фаминская М.В. Статистическое моделирование в экологии. Часть II. Методическое пособие для студентов экологических специальностей. – М.: РГСУ, 2010. – всего 5,6 п.л., из них авторских – 3,0 п.л.
64.Потехина Е.В., Фаминская М.В. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по теме «Изучение аналитических методов решения задач линейного программирования». – М.: РГСУ, 2010. – всего 2,9 п.л., из них авторских – 2,0 п.л.
65.Потехина Е.В., Бурухина Т.Ф., Ющенко Н.С. Рабочая программа учебной дисциплины «Математика». Направление подготовки 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт». – М., РГСУ, 2010. – всего 2,0 п.л., из них авторских – 1,0 п.л.
66.Потехина Е.В., Бурухина Т.Ф., Ющенко Н.С. Рабочая программа учебной дисциплины «Математика». Направление подготовки 072501 «Дизайн». – М.: РГСУ, 2010. – всего 2,1 п.л., из них авторских – 1,1 п.л.
67.Потехина Е.В., Бурухина Т.Ф., Ющенко Н.С. Математика. Учебное пособие для учащихся колледжа. Под редакцией проф. Г.С.Жуковой. – М.: РГСУ, 2011. – всего 5,3 п.л., из них авторских – 2,3 п.л.
68.Потехина Е.В., Сухомлинова Л.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг». Специальность 080110 «Банковское дело». – М.: АПКиППРО, 2011. – всего 5,5 п.л., из них авторских – 3,7 п.л.
69.Потехина Е.В., Сухомлинова Л.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг». Специальность 100701 «Коммерция (по отраслям)». – М.: АПКиППРО, 2011. – всего 5,3 п.л., из них авторских – 3,5 п.л.
70.Потехина Е.В., Сухомлинова Л.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг». Специальность 101101 «Гостиничный сервис». – М.: АПКиППРО, 2012. – всего 5,7 п.л., из них авторских – 3,8 п.л.
71.Потехина Е.В., Сухомлинова Л.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование». Специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». – М.: АПКиППРО, 2012. – всего 4,3 п.л., из них авторских – 3,2 п.