- Показано, что проблема, просматриваемая в историческом разрезе, хотя и не нова, (1) нуждается в последовательном систематическом освещении с позиции достижений современного естествознания. Отмечено, что обсуждаемая проблема раньше освещалась более языком афоризмов и в стиле метафорического описания, то теперь - после появления более строгого стиля - (2) научно-теоретического способа освещения - она приняла форму острой теоретической дискуссии о соотношении двух категорий реальностей.
- Обилие точек зрения о взаимосвязи души и тела продиктовано, во-первых, плюрализмом философских течений, каждое из них исходило из постулатов, присущих только для данного течения. Отмечено, что серьезные расхождения (3) в семантике терминологического состава послужили серьезной помехой во взаимопонимании философов друг друга, особенно в тех случаях, когда философы разделились на идеалистов и материалистов. Учитывая печальную историю дискуссии отечественной науке конца XX века относительно души и тела, сложившегося методологического тупика, автор решил заменить не оправдавшую себя парадигму оперирования классическими терминами на иную, позволяющую обсуждать тему на когнитивной «площадке» методологии семантической теории информации.
- Другой не менее серьезной помехой, во-вторых, послужило (4) понимание причинности, исходящего из механистического мировоззрения. Спасло судьбу проблемы лишь появление в XX веке информационной концепции причинности. Выяснено, что решению проблемы препятствовало онтологизация феномена духовности (идеальности), присущего психическим явлениям. Показана необходимость различения между двумя проекциями единых мозговых процессов: субъективной и объективной.
- Предпринято освещение (5) содержания темы в новых терминах, близких к сути реализации поставленных задач. Сделана оправдавшая себя попытка перебросить логико-методологический мост между философской теорией соотношения материи и сознания и решением поставленной проблемы на естественнонаучном и эмпирическом уровнях. Решена главная задача перехода от философского освещения проблемы к методологическому решению причинности, лежащей в основе воздействия духовного на телесные процессы.
- Семантическая и информационная концепция использована для преодоления логических и методологических тупиков, порождаемых онтологизацией субъективной реальности, данной в интроспекции.
Министерства образования и науки РФ:
1.Тихонов, А. С. Целостность психического и национального / А. С. Тихонов // Регионология. – № 3. – 2008. – С. 264-271.
2.Тихонов, А. С. Основной вопрос философии в работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» / А. С. Тихонов // Регионология. –№ 4. –2008. –С. 75-78.
3.Тихонов, А. С. «Нематериальность сознания» в материалистической философии / А. С. Тихонов // Личность. Культура. Общество. – Т. XI. –Вып. 1. –№№ 46-47. –2009. –С.290-295.
4.Тихонов, А. С. Взаимосвязь физического и ментального: каузальное объяснение / А. С. Тихонов // Личность. Культура. Общество. – Т. XI. – Вып. 2. – №№ 48-49. –2009. –С.317-323.
5.Тихонов, А. С. Менталитет этноса как морально-психологический фактор жизнедеятельности народа / А. С. Тихонов // Регионология. – № 2. –2009. – С. 292-296.
6.Тихонов, А. С. Идеальность и действенность психики / А. С. Ти-хонов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – № 1. – 2009. – С. 43-51.
7.Тихонов, А. С. Проблема взаимодействия психического и телесного во взглядах Декарта, Лейбница, Спинозы в истории философии / А. С. Ти-хонов // Вестник Чувашского университета. – № 4. – 2009. – 0,57 п.л.
Монографии:
1.Тихонов, А. С. Проблема причинности во взаимоотношениях души и тела / А. С. Тихонов. – Чебоксары: Чебоксарский институт экономики и ме-неджмента (филиал) СПбГПУ, 2008. – 195 с.
2.Тихонов, А. С. Психосоматическая целостность организма в теории и практике / А. С. Тихонов. – Чебоксары: Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) СПбГПУ, 2009. – 62 с.
Публикации в других научных изданиях:
1.Тихонов, А. С. Роль духовных факторов жизнедеятельности организ-ма / А. С. Тихонов // Вестник Чувашского и Марийского отделений Россий-ского философского общества. – Чебоксары–Йошкар-Ола: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – С. 119-124.
2.Тихонов, А. С. Проблема эмоций и взаимодействие наук, изучающих психическую деятельность человека / А. С. Тихонов // Педагогический про-цесс и особенности его организации в условиях регионально-национального образования : сб. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т. – М.-Чебоксары, 2008. – С. 84-87.
3.Тихонов, А. С. Научно-материалистическое понимание причинности, обеспечивающей воздействие психики на жизнедеятельность организма / А. С. Тихонов // Организация педагогического процесса в условиях регио-нально-национального образования : сб. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебок-сары, 2008. – С. 163-169.
4.Тихонов, А. С. Эмоции и проблема единства физиологического и психического / А. С. Тихонов // Формирование личности учителя в условиях регионально-национального образования : сб. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары, 2008. – С. 134-138.
5.Тихонов, А. С. Психофизиологическая проблема (философский ас-пект) / А. С. Тихонов // Вестник Чувашского и Марийского отделений Рос-сийского философского общества. – Чебоксары–Йошкар-Ола: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – С. 59-65.
6.Тихонов, А. С. Чувства, эмоции и психические заболевания / А. С. Тихонов // Сб. ст. «Научные труды преподавателей ГОУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет «Чебоксар-ский институт экономики и менеджмента (филиал)». – 2008. – С. 158-164.
7.Тихонов, А. С. Современные представления о соотношении психиче-ского и физиологического / А. С. Тихонов // Сб. науч. тр. студентов и препо-давателей Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиал) СПбГПУ. – Чебоксары: Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) СПбГПУ, 2009. – С. 67-71.
8.Тихонов, А. С. Психосоматические расстройства / А. С. Тихонов // Сб. науч. тр. студентов и преподавателей Чебоксарского института экономи-ки и менеджмента (филиал) СПбГПУ. – Чебоксары: Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) СПбГПУ, 2009. – С. 64-67.
9.Тихонов, А. С. Соматические процессы и психика / А. С. Тихонов // Сб. науч. ст. «Педагогический процесс и проблемы его организации». – Вып. 1. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – С. 225-227.