- В прозаическом художественном тексте, созданном в ситуации знания о постмодерне, сквозной авторский мотив, понятый как основной принцип смыслопорождения в целой группе текстов данного автора, обладает способностью воплощать имплицитную метатекстуальность. Семантика такого мотива и содержащиеся в ней отношения предикации служат концептуальной метафорой, которая формирует отношения между смыслами интертекста и текста и определяет принципы обработки-трансформации интертекста в тексте. Сквозной авторский мотив выполняет функции одновременно множественного интертекстуального и метатекстуального кодов.
- Мотив в функциях метатекстуального и интертекстуального кода не подвергается авторской рефлексии, но присутствует в качестве конструктивного принципа на любом уровне его текста. Автор предоставляет читателю разную степень свободы реализации субъективности, т.е. «вчитывания» по предложенным знакам для «узнавания»: от подчинения разгадыванию интеллектуальных загадок до диалога. Эта степень связана с семантикой, которая образует мотив - концептуальную метафору.
- В прозе А. Эппеля имплицитная метатекстуальность обнаруживается в соотнесенности с семантикой изоморфных мотивов полета, крыльев и мифологических мотивов парно воплощенных героев - двуликого Януса / Одиссея и Телемака. Полет в разнообразных формах кодирует пространственно-временную структуру прозы Эппеля, включается как составляющая в его сюжеты и служит непременным лейтмотивным сопровождением «события рассказа». Реминисценции и аллюзии мифологий античной и Древнего Востока, романов-мифов, русской поэзии, классической прозы и т.д. трансформируются в тексте в соответствии с основным принципом смыслопорождения, который задан концептуальными метафорами полета, крыльев, парных героев мифа.
- В творчестве П. Крусанова сквозной авторский мотив - это мотив падения с ореолом производных слов от -пад- / -пас- по прин ципу семантического и фонетического сходства. Интертексты писа теля содержат мотив падения как ключевого или лейтмотивного со бытия. Принципы их трансформации представляют собой варьиро вание той же метафоры.
- Сквозным авторским мотивом прозы Г. Щербаковой является мотив двери. Он лейтмотив внутренней речи персонажей, элемент, организующий хронотоп, двери маркируют ключевые точки сюжета. Мотив двери как метатекстуальный код объясняет методы авторской работы с интертекстом: литературные аллюзии двуплано-вы, не серийны и не «разветвлены», при системе отсылок к чужому тексту, как правило, полемичны и инверсивны, сюжеты строятся как переписывание прецедентной канвы; характерна непересекаемость сюжетов «из интертекста», их самодостаточность.
- Сквозной авторский мотив в текстах Ю. Буйды базируется на мифе о Пигмалионе и Галатее. Он может присоединять к себе интертекст непосредственно в нарративе и изменяться от слияния с другими мотивами и сюжетами, как осмысливающая метафора он способен соединять разные интертексты для создания нового сюжета из «материала» традиционного. Когда же мифологический мотив переносится на метатекстуальный уровень через тождество женщина-текст, на уровне наррации остаются его маркеры.
- В прозе Е. Шкловского семантика основного авторского мотив связана с оппозицией защита / беззащитность, помещенной в ядро сюжетной ситуации каждого рассказа. В функции интертекстуального кода этот мотив использует резервуар мировой культуры, вычленяя в нем как множественные ситуации защиты / беззащитности, так и стратегии защиты. На метатекстуальном уровне мотив задает способы обработки «чужого» текста как «оболочки» и «укрытия» для «своего».
- Сквозной мотив Л. Улицкой - кольцо, он вплетается в пове ствование как сюжетный элемент, тема и как образная деталь, но в еще большей степени переходит на уровень структуры текста (композиции) и метатекстуального кодирования автоцитации и автопародии, использования интертекста. Основной семантический структурный принцип - охват одного другим и вынимания одного из другого, создание кольцевых структур, образуемых повтором типов персонажей и значимых для автора мотивов.
- В произведениях М. Рыбаковой воспроизводится мотив влюбленной Эхо в комплексе его семантических составляющих. Эти мотивы в составе целого структурируют образы, сюжеты, пространство и время текста. По законам семантики данного мотива входит интертекст, сходство с которым постепенно затухает в пересечениях мотивов с разными отголосками.
- Имплицитное выражение метатекстуальных смыслов через метафорическую семантику авторского сквозного мотива характерно для современной русской прозы в тех ее вариантах, где автор активно использует интертекстуальную игру.
1.Бологова М. А. «Открытой дверь оставьте»: «Двери восприятия» в романе Г. Щербаковой «Уткоместь, или Моление о Еве» / М. А. Бологова // Сибирский филологический журнал. – 2004. – № 3/4. – С. 126–144. (1 п.л.)
2.Бологова М.А. Кесарево сечение. Интерпретация новеллы через сюжетную метафору (Ю. Буйда, «Флорин»)» / М. А. Болого-ва // Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Филология. – 2008. – № 4. – С. 23–28. (0,5 п.л.)
3.Бологова М. А. Реминисценции из Ф. И. Тютчева в контексте поэтики защиты Е. Шкловского / М. А. Бологова // Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Филология. – 2009. – № 4. – С. 30–34. (0,5 п.л.)
4.Бологова М. А. Вокруг Кафки (О некоторых реминисценциях из Ф. Кафки в книге рассказов Е. Шкловского «Та страна») / М. А. Бологова // Сибирский филологический журнал. –2009. – № 3. – С. 67–77. (1 п.л.)
5.Бологова М. А. Голос Ф.И. Тютчева в системе «защитных» мотивов Е. Шкловского / М. А. Бологова // Сибирский филологический журнал. – 2009. – № 4. – С. 71–84. (1 п.л.)
6.Бологова М. А. Мотивы мифа об Эхо и Нарциссе в романах М. Рыбаковой / М. А. Бологова // Сибирский филологический журнал. – 2011. – № 1. – С. 67–77. (0,5 п.л.)
7.Бологова М. А. Явление поэта. Мотивы Бродского в современной русской прозе / М. А. Бологова // Сибирский филологический журнал. – 2012. – № 2. – С. 126–133. (0,5 п.л.)
Монографии
8.Бологова М. А. Проза Асара Эппеля. Опыт анализа поэтики и герменевтики / Отв. ред. И. В. Силантьев. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2009. – 274 с. (16 п.л.)
9.Бологова М. А. Современная русская проза: проблемы поэтики и герменевтики / Отв. ред. Е. К. Ромодановская. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2010. – 383 с. (22 п.л.)
Другие публикации
10.Бологова М. А. Рождение лирики из духа пародии (Л. Улиц-кая «Веселые похороны» vs.«Медея и ее дети», «Сонечка» & «Казус Кукоцкого») / М. А. Бологова // Межтекстовые связи: Пародия и автопародия. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. – С. 135–156. (1 п.л.)
11.Бологова М. А. Образ чтения и образование смысла: На примере анализа романа Галины Щербаковой «Мальчик и девочка» / М. А. Бологова // Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Филология. – 2002. – N 4. – С. 85–89. (0,5 п.л.)
12.Бологова М. А. Мотив падения в романе Павла Крусанова «Ночь внутри» / М. А. Бологова // Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Филология. – 2003. – N 4. – С. 37–42. (0,5 п.л.)
13.Бологова М. А. Мотив падения в произведениях П. Крусанова («Бессмертник», «Дневники собаки Павлова») // Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания: В 2 ч. – Пермь, 2005. – Ч. 1: Материалы Междунар. науч.-практ. конференции 2–4 марта 2005 г. / Отв. ред. М.П. Абашева. – С. 83–87. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oldwww.pspu.ru/sci_liter2005_bolog.shtml. (0,4 п.л.)
14.Бологова М. А. «Aestas sacra»: реминисценции, мотивы, сюжет / М. А. Бологова // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. – Новосибирск, 2004. – Вып. 6: Интерпретация художественного произведения: сюжет и мотив. – С. 266–292. (1 п.л.)
15.Бологова М. А. Мотивы античной мифологии в герменевтической структуре романа П. Крусанова «Укус ангела» / М. А. Боло-гова // Русская литература XIX–XX вв.: Поэтика мотива и аспекты лит.анализа. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – С. 311–322. (0,5 п.л.)
16.Бологова М. А. Аномальная Галатея «Щины» Ю. Буйды: семиотика тени в авторском мифе / М. А. Бологова // Критика и семиотика. – Новосибирск, 2005. – Вып. 8. – С. 258–284. (1,2 п.л.)
17.Бологова М. А. «Бом-бом» П.В. Крусанова: мотив падения и интертекст / М. А. Бологова // Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Филология. – 2005. – N 4. – С. 58–64. (0,6 п.л.)
18.Бологова М. А. Превращения мифа. Авторский вариант мифа о Пигмалионе и Галатее в творчестве Ю.В. Буйды и его источники / М. А. Бологова // Культура и текст. СПб.; Барнаул: Изд-во Ал-тайск. гос. ун-та, 2005. – Т. 1. – С. 82–90. (0,5 п.л.)
19.Бологова М. А. Улисс московских предместий: Одиссея А. Эппеля. Мир Джойса-Гомера в книге «Шампиньон моей жизни» / М. А. Бологова // Вестник Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2006. – № 1. – С. 30–35 (0,5 п.л.)
20.Бологова М. А. Мифологические реминисценции в творчестве А. Эппеля / М. А. Бологова // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах. – Волгоград: Изд-во Волг. гос. ун-та, 2006. – С. 275–280. (0,3 п.л.)
21.Бологова М. А. Красавицы, они же чудовища: Лики женственности в романе Ю. Буйды «Ермо» / М. А. Бологова // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. – Новосибирск, 2006. – Вып. 7: Тема, сюжет, мотив в лирике и эпосе. – С. 272–304. (1,2 п.л.)
22.Бологова М. А. Удерживая вместе смысл и образ... Дискурс-ные взаимодействия в книге эссе Асара Эппеля «In telega» / М. А. Бологова // Критика и семиотика. – Новосибирск, 2006. – Вып. 9. – С. 126–143. (1,1 п.л.)
23.Бологова М. А. «Марк-твеновский текст» в рассказах А. Эппеля: интерпретация через метафору / М. А. Бологова // Гума-нит. науки в Сибири. Сер.: Филология. – 2006. – N 4. – С. 15–19. (0,5 п.л.)
24.Бологова М.А. Хронотоп полета в произведениях А. Эппеля / М. А. Бологова // Восток – Запад: пространство русской литературы и фольклора. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. – С. 381–390. (0,5 п.л.)
25. Бологова М. А. Сюжеты Ветхого Завета в творчестве Асара Эппеля / М. А. Бологова // Художественная литература и религиоз ные формы сознания. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский ун-т», 2006. – С. 215–219. (0,4 п.л.)
26.Бологова М. А. Взаимодействие ренессансного и романтического сюжетов в новелле Ю. Буйды «Сон Риччардо» / М. А. Болого-ва // Мир романтизма: Материалы международной научной конференции «Мир романтизма», посвященной 45-летию научной деятельности профессора И.В. Карташовой. Тверь, 24-27 мая 2006 г. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. – Т. 12 (36). – С. 275–280. (0,4 п.л.)
27.Бологова М.А. Книга Экклесиаст в рассказе А. Эппеля «Помазанник и Вера»: прочтение через метафору / М. А. Бологова // Филология и человек. – 2007. – N 1. – C. 34–44. (0,7 п.л.)
28.Бологова М. А. Христианские ассоциации в рассказе А. Эппеля «Помазанник и вера» / М. А. Бологова // IV Пасхальные чтения. – М.: Литера, 2007. – C. 246–252. (0,4 п.л.)
29.Бологова М. А. Миф о Пигмалионе и Галатее в сюжетах цикла рассказов Ю.В. Буйды «У кошки девять смертей» / М. А. Бо-логова // Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Филология. – 2007. – N 4. – С. 56–61. (0,5 п.л.)
30.Бологова М. А. К проблеме гипернарратива в современной прозе: Рассказ А. Эппеля «Помазанник и Вера» и Ветхий Завет / М. А. Бологова // Нарративные традиции славянских литератур: (Средневековье и Новое время). – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2007. – С. 336–349. (0,6 п.л.)
31.Бологова М. А. Языковая личность как двуликий Янус («Чернила неслучившегося детства» А. Эппеля) / М. А. Бологова // Русская литература в формировании современной языковой личности. – СПб., 2007. – Ч. 1. – C. 17–26. (0,6 п.л.)
32.Бологова М. А. Семиотика чернил. К истории одного метафорического кода / М. А. Бологова // Критика и семиотика. – Новосибирск, 2007. – № 11. – С. 221–246. (1,3 п.л.)
33.Бологова М. А. Хронотоп войны в прозе А. Эппеля / М. А. Бологова // Хронотоп войны: пространство и время в культурных репрезентациях социального конфликта. – М.; СПб.: ИВИ РАН,2007. – С. 268–270. (0,25 п.л.)
34. Бологова, М.А. Герменевтический круг «Цикла» Е. Шкловского (современный текст в культурном контексте) / М. А. Бологова // Семиозис и культура. – Сыктывкар, 2008. – Вып. 4. – C. 98–102 (0,6 п.л.)
35. Бологова М. А. Мотивы Ф. Кафки в художественном мире Е. Шкловского / М. А. Бологова // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве: В 2 т. – СПб.: МИРС, 2008. – Т. 1. Ч. 1. – С. 93–101. (0,5 п.л.)
36.Бологова М. А. Человек-дерево в притчах Ветхого Завета и в мире рассказа А. Эппеля «Помазанник и Вера» / М. А. Бологова // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. – Новосибирск: Наука, 2008. – С. 313–323. (0,5 п.л.)
37.Бологова М. А. Рассказ Е. Шкловского «Цикл»: проблема творческого диалога (Мотив холода у Шкловского, Тютчева и Кафки) / М. А. Бологова // Развитие русского национального мирообраза в пространстве межкультурного диалога: Материалы международной научной конференции (15–16 мая 2008 г.). – Томск: Изд-во Томс. гос. пед. ун-та, 2008. – С. 129–134. (0,5 п.л.)
38.Бологова М. А. Тема удовольствия в рассказе Е. Шкловского «Похитители авто» и восточной притче / М. А. Бологова // Критика и семиотика. – Новосибирск, 2008. – Вып. 11. – С. 247–262. (1 п.л.)
39.Бологова М. А. Реминисценции Оскара Уайльда в рассказе Е. Шкловского «Похитители авто» / М. А. Бологова // Культура и текст: культурный смысл и коммуникативные стратегии. – Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. ун-та, 2008. – С. 142–155. (0,8 п.л.)
40.Бологова М. А. Новелла Юрия Буйды «Царица Критская»: сюжетный контекст / М. А. Бологова // Нарративные традиции славянских литератур. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2009. – С. 348–382. (1,2 п.л.)
41.Бологова М. А. «Глаз» как эхо Мотивы античного мифа в повести М. Рыбаковой / М. А. Бологова // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы». – Новосибирск, 2009. – Вып. 8: Сюжет, мотив, история. – С. 201–221. (1 п.л.)
42.Бологова М. А. Имя и дискурсный поиск в книге Е. Шкловского «Та страна» / М. А. Бологова // Критика и семиотика. – Новосибирск, 2010. – Вып. 14. – С. 241–262. (1,3 п.л.)
43.Бологова М. А. Реминисценции «Путешествий Гулливера» Д. Свифта в «Похитителях авто» Е. Шкловского / М. А. Бологова // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы». – Новосибирск, 2010. – Вып. 9: Лирические и эпические сюжеты. – С. 223–239. (1,1 п.л.)