Научная тема: «КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТОЛОГИИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2013
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Сделан вывод о том, что потребность в знаниях социально-правовой стороны административных правонарушений постоянно растет. Многомиллионное количество административных правонарушений стимулирует общество к поиску более эффективных способов противодействия этим правонарушениям. Динамизм административной деликтности, ее масштабность, повышение степени общественной опасности в связи активными процессами декриминализации, процессами интеграции с преступностью, выделяют ее как одну из угроз общественной безопасности и требуют всестороннего исследования с использованием достижений многих наук.   

2. Разработано определение предмета исследования административной деликтологии как научного направления, под которым понимается совокупность административно-противоправных деяний (их состояние, структура, динамика), совершенных на определенной территории в установленный отрезок времени субъектами с особыми социально-биологическими признаками, а также причины и условия совершения административных правонарушений, выработка специальных программ их профилактики.

3. Сформулировано понятие административной деликтологии, под которой понимается относительно самостоятельная система знаний, неразрывно связанная с системой общей науки, особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенная для исследования и  изучения административной деликтности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин, вызывающих административную деликтность (социально-правового, психофизиологического и технико-технологического характера), а также  дана их оценка для разработки мер по предупреждению и профилактике административных правонарушений в целях совершенствования борьбы с административной деликтностью, в частности (разработка  методологии и методики) и с противоправными явлениями  в целом.

Анализируется каждый признак, входящий в указанную дефиницию.

4. Установлены особенности административно-деликтологического изучения субъектов административных правонарушений. Отстаивается авторская позиция о том, что в административно-деликтологических исследованиях изучение субъекта административного проступка не имеет столь важного значения, как в криминологии, где механизм формирования преступного поведения является одним из важнейших. Это связано с тем, что большая часть административных правонарушений совершается ситуативно, а также в силу большого количества правил, выполнение или соблюдения которых требует достаточно серьезной предварительной подготовки. Таким образом, основные причины и условия совершения административных правонарушений необходимо искать не столько в деформации личности, сколько в деталях окружающей социально-правовой, технико-технологической среды, качества подготовки лиц, выполняющих или соблюдающих установленные законами и подзаконными нормативными правовыми актами правила.

5. Доказана уникальность предмета исследования административной деликтологии. Рассматривается соотношение указанного научного направления с административным, административно-деликтным правом, криминологией, социологией, статистикой, общей деликтологией, психологией. Делается вывод о том, что между административной деликтологией и указанными научными знаниями существует много общего. Однако это связано лишь с единым для них объектом исследования - негативными социальными процессами, обусловленными противоправными деяниями. Предмет исследования административной деликтологии уникален тем, что в его круг входят: социальная и правовая стороны административного правонарушения; знания его количественной и качественной стороны; особенности личности, совершившей отдельные виды административных деликтов; определение причин и условий совершения административных правонарушений; анализ административных правовых норм, устанавливающих механизм профилактики административных правонарушений; наконец, разработка предложений по их нейтрализации.

6. Разработана авторская концепция системы административной деликтологии, состоящая из трех элементов: Общей, Особенной частей и предупреждения административной деликтности. Общая часть охватывает наукообразующие категории. К ним относятся объект и предмет исследования административно-деликтологических исследований, их соотношение; методы, система и принципы  административной деликтологии; соотношение административной деликтологии с другими науками. Таким образом, реализуется функциональный подход к административно-деликтологическим исследованиям.

Особенная часть охватывается теорией предупреждения административных правонарушений, знаниями особенностей совершения отдельных видов административных правонарушений, характеристикой лиц, их совершивших. Таким образом, реализуется отраслевой подход к изучению административной деликтности, в рамках которого развиваются частные административно-деликтологические теории.

Сущность теории предупреждения заключается в том, чтобы тщательным образом описать антиделиктные факторы, выделить их основные признаки, а затем исследовать их предупредительный эффект.

7. Установлено, что источниками административной деликтологии является комплекс наук и научных направлений. Так как предмет исследования административной деликтологии формируется под воздействием административного и уголовного права, социологии, психологии, правовой статистики и криминологии, следует признать указанные выше знания поставщиками важной для административно-деликтологических исследований методологической, методической и априорной информации. В диссертационном исследовании детально рассматривается  каждый из источников административной деликтологии на предмет тех знаний, которые необходимы в использовании для распознания природы административно-деликтных явлений.

8. Определен и детально изучен круг задач, стоящих перед административной деликтологией. Условно их можно разделить на два вида: практические и методические.

Практические задачи связаны с раскрытием природы административно-деликтных детерминант, отдельных видов административных правонарушений.  К таким задачам можно отнести:

  • определение закономерностей существования и динамики административных правонарушений;
  • определение особенностей личности административного делинквента и механизма совершения им административных правонарушений;
  • определение стратегии профилактики отдельных видов административных правонарушений;
  • предложения по совершенствованию материальных и процессуальных норм законодательства об административных правонарушениях в области устранения причин и условий совершения административных правонарушений.

К методическим задачам административной деликтологии отнесены те, решение которых направлено на систематизацию научных концепций по поводу предмета исследования упомянутого научного направления, сложение их в единую цепь знаний, пригодных для массового распространения, повсеместного практического применения органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе их органами административной юрисдикции. Указывается на пять групп таких задач: 1) научно-созидательная (научно-конструкционная), 2) формирование познавательного процесса предмета исследования административной деликтологии, 3) прогнозирование, 4) рекомендательная и 5) просветительская, каждая из которых рассматривается детально.

9. Установлены функции административной деликтологии, вытекающие из вышеуказанных задач и, как последние, разделены на методические и практические. Методические функции разделены на общие, специальные и вспомогательные (обеспечивающие). Их основное назначение - организация научных исследований и учебного процесса в целях углубления и распространения знаний об административной деликтности. 

К практическим функциям отнесены описание, объяснение и прогнозирование административной деликтности.

При анализе вышеуказанных функций автором определено их особое содержание, которое, в силу разницы законодательного регулирования административных правонарушений и преступлений, отличается от похожих функций криминологии.

Подчеркивается то, что функции описания, объяснения и прогнозирования административной деликтности являются основными, но далеко не единственными. Комплексный анализ природы административной деликтности неизбежно приводит к необходимости использования познавательной и синтезирующей функции административной деликтологии. 

Первая связана с последствиями самого процесса совместного изучения социальной и правовой стороны административной деликтности. Синтезирующая функция административной деликтологии проявляется в необходимости использования накопленного арсенала знаний разными науками.

10. Обоснована необходимость формирования административной деликтологии как учебной дисциплины, установлены ее цели, задачи, степень взаимообусловленности соответствующему научному направлению. Целью учебного курса является формирование знаний о предмете исследования административной деликтологии, умений и навыков, позволяющих обучаемым самостоятельно оценивать явления и процессы, связанные с административной деликтностью.

Диссертантом определены задачи административной деликтологии как учебной дисциплины, к которым отнесены:

  • овладение учащимися понятийным аппаратом, т.е. языком административной деликтологии;
  • формирование у них представлений о соотношении административной деликтологии с другими юридическими и социальными науками (общие и отличительные черты);
  • формирование общих знаний о закономерностях, связях и отношениях в среде, причастных к состоянию, структуре, динамике и территориальной распространенности административной деликтности, об ее отдельных видах;
  • овладение знаниями об основных способах и особенностях предупредительно-профилактической работы с отдельными видами административных правонарушений, а также навыками научного прогнозирования основных тенденций развития административной деликтности и ее структурных составляющих.

Отсутствие априорных знаний является основой вывода о первичности научных исследований в рамках предмета исследования административной деликтологии, формирующего в конечном итоге предмет изучения соответствующей учебной дисциплины. Однако без параллельного развития данной учебной дисциплины сложно говорить о вовлечении в процесс познания социально-правовой природы административной деликтности широкого круга лиц.

11. Соискателем разработан проект программы межотраслевого учета административных правонарушений. Ее особенностью является то, что в качестве учетных единиц предлагаются данные о лицах, совершивших правонарушение, включая время, место и обстановку совершения деликта. Определены цели и задачи статистического учета административных правонарушений, объекты исследования. Установлены единицы наблюдения, совокупности и измерения. Разработан формуляр статистического наблюдения административных правонарушений.

Успешное использование результатов программы межотраслевого учета возможно в случае скрупулезного учета каждого административного правонарушения. В этой связи, рассматриваемая программа должна опираться на совместный административно-правовой акт заинтересованных федеральных и региональных органов, устанавливающий программу статистического наблюдения за административными правонарушениями и соответствующий формуляр статистического наблюдения, корректируемый по мере изменения административно-деликтной политики.

12. Доказана практическая значимость административно-деликтологических исследований. В основу этого положена необходимость разработки единого учета административных правонарушений, адаптированного к особенностям административно-юрисдикционной функции государственных органов. Это поможет повысить эффективность правового механизма выявления и устранения причин и условий совершения многих видов административных правонарушений, вскрыть детали механизма административно-деликтного поведения.

Назначение административно-деликтологических исследований связано с более эффективным использованием сил и средств правоохранительных органов, осуществляющих профилактику и предупреждение административных правонарушений.

Еще одним важным направлением может стать разработка правового механизма вовлечения широкого круга граждан в охрану общественного порядка, таким образом, формирование у населения активной формы выражения личного отношения к административным правонарушениям. Особую актуальность это направление приобрело с принятием Федерального закона «О полиции», положения которого направлены на восстановление доверия населения к деятельности органов внутренних дел, в том числе путем активного вовлечение граждан и их общественных формирований к охране общественного порядка.

13. В целях единообразного понимания определения причин, условий и факторов, влияющих на детерминацию административных деликтов, диссертантом предложена объединяющая их категория «административно-деликтные детерминанты».

Автором доказано, что предметная область «молодой» и малоисследованной административной деликтологии, усилиями ученых, объективно будет находиться в поиске своей уникальности,  неизбежно наталкиваясь на проблемы, уже пройденные другими. Пока полемика вокруг понятий «причины», «условия» и «факторы», влияющих на совершение административных правонарушений, лишь мешает исследованиям, отвлекает ученых и практиков от множества не менее важных административно-деликтологических проблем, требующих скорейшего разрешения.

14. Определен круг причин, порождающих административные правонарушения. Автором они разделены на три вида: философский, социологический, психологический. Тщательное их изучение стало основой вывода о том, что наибольшее влияние на уровень административной деликтности имеет повышение качества показателей социально-политических, социально-экономических и социально-культурных отношений, а это элементы социологического уровня причин административной деликтности.

Этот факт доказывает то, что наиболее действенной профилактической мерой в борьбе с административными правонарушениями может стать эффективная работа по усилению профилактики макропричин административных правонарушений, т.е. по улучшению показателей социально-экономических, социально-политических и социально-культурных (нравственных) отношений, не упуская из виду административно-правовые средства предупреждения административных правонарушений. 

15. В целях более эффективного использования административно-юрисдикционного механизма выявления и устранения причин и условий совершения административных правонарушений, предложены изменения и дополнения в нормы КоАП РФ. В частности, предложено дополнить ст. 24.1 КоАП РФ частью 2 следующего содержания: «Причины и условия, способствующие совершению административного правонарушения, - это совокупность необходимых юридически значимых явлений, закономерно и неизбежно приводящих к совершению административного правонарушения». Это вызвано необходимостью единообразного толкования причин и условий совершения правонарушений. 

Часть 2 ст. 28.2 КоАП РФ после слов «для разрешения дела» предлагается дополнить словами «а также причины и условия,  способствовавшие совершению административного правонарушения». Таким образом, будет установлен более широкий круг обязательных реквизитов протокола.

Часть 1 ст. 29.13 КоАП РФ предлагается изложить в следующей редакции: «Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обязаны внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий». Это ликвидирует мнения о наличии лишь права вносить представление. 

Установленный в КоАП РФ месячный срок о принятии мер по устранению причин и условия совершения административного правонарушения не всегда целесообразен. Поэтому часть 2 ст. 29.13 КоАП РФ предлагается изложить в следующей редакции: «Организации и их должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение срока, указанного в представлении, но не позднее месяца со дня его получения, и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшему представление».

В целях унификации работы по устранению причин и условий совершения правонарушения предлагается дополнить главу 29 КоАП РФ статьей 29.14 КоАП РФ, диспозиция которой определяет форму предписания.

В целях устранения неточностей в частях 1 и 2 статьи 1.6 КоАП РФ, слова «административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении» и «административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении» следует заменить соответственно на «административному принуждению» и «административного принуждения».

По мнению диссертанта, предложенные изменения и дополнения в КоАП РФ должны способствовать более активному выявлению и устранению причин и условий совершения административных правонарушений в процессе административно-юрисдикционной деятельности уполномоченных субъектов.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Дерюга А.Н., Никулин М.И. Административно-деликтные отношения и административная деликтология: Монография. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2002. – 8,0 п.л./7,0 п.л.

2.Дерюга А.Н. Актуальные проблемы развития административной деликтологии: Монография. М.: Изд-во СГУ, 2009. – 34,5 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне

Высшей аттестационной комиссии:

3.Дерюга А.Н. Проблемы правового механизма выявления и устранения причин и условий совершения административных правонарушений // Право и государство: теория и практика. 2006. № 7/19. – 0,4 п.л.

4.Дерюга А.Н., Курпас И.А. О некоторых проблемах деятельности государственно-общественных институтов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007. №1. – 0,25 п.л./0,2 п.л.

5.Дерюга А.Н., Курпас И.А. Совершенствование административно-правового механизма предупреждения распития несовершеннолетними пива и напитков, изготавливаемых на его основе // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007. №2. – 0,25 п.л./0,2 п.л.

6.Дерюга А.Н. Принудительная эвакуация транспортного средства: конфликт власти и общества // Современное право. 2007. №11. – 0,6 п.л.

7.Дерюга А.Н. О соотношении административной деликтологии и административно-деликтного права // Государство и право. 2007. №12. С. 99-102. – 0,5 п.л.

8.Дерюга А.Н. Административно-деликтная чувствительность и предупреждение административных правонарушений // Закон и право. 2008. №1. С.16-19. – 0,4 п.л.

9.Дерюга А.Н. О некоторых особенностях изучения субъекта административного правонарушения в административно-деликтологическом исследовании // Вестник Московского университета МВД России. 2008. №7. – 0,4 п.л.

10.Дерюга А.Н. Функция описания в административно-деликтологическом исследовании // Закон и право. 2009. №3. - 0,3 п.л.

11.Дерюга А.Н. Административная деликтология и социология // Вестник Московского государственного университета МВД России. 2009. №5. - 0,25 п.л.

12.Дерюга А.Н. Функции объяснения и прогнозирования в административно-деликтологическом исследовании // Журнал российского права. 2009. №5. – 0,3 п.л.

13.Дерюга А.Н. Административно-деликтные детерминанты: причины, условия, факторы // Право и государство: теория и практика. 2009. № 6 (54). – 0,4 п.л.

14.Дерюга А.Н. О некоторых вопросах системы административной деликтологии // Государство и право. 2009. №7. – 0,8 п.л.

15.Дерюга А.Н. Понятие административной деликтологии // Закон и право. 2009. №8. - 0,25 п.л.

16.Дерюга А.Н. Проблемы правоприменения материальных норм КоАП РФ, направленных на защиту прав несовершеннолетних // Современное право. 2009. №9. - 0,6 п.л.

17.Дерюга А.Н. Соотношение административной деликтологии и статистики // Вестник Московского университета МВД России. 2010. №1. - 0,2 п.л.

18.Дерюга А.Н. Административная деликтология как учебная дисциплина // Право и образование. 2010. №1. – 0,7 п.л.

19.Дерюга А.Н. Задачи административной деликтологии на современном этапе // Государство и право. 2010. №2. – 0,7 п.л.

20.Дерюга А.Н. Квалификация действий лица, нарушающего спокойствие и тишину граждан в квартирах и других помещениях, не подпадающих под общественное место // Российский следователь. 2010. № 3. – 0,3 п.л.

21.Дерюга А.Н. Административная деликтология в вузах системы МВД России // Административное право и процесс. 2010. №5. – 0,3 п.л.

22.Дерюга А.Н., Матрович И.В. Формирование питейных традиций в России // Право и государство: теория и практика. 2010. № 7 (67). – 0,4 п.л./0,2 п.л.

23.Дерюга А.Н., Дугенец А.С. О практической ценности административной деликтологии // Государство и право. 2010. №10. – 0,41 п.л./0,2 п.л.

24.Дерюга А.Н. Объект и предмет административной деликтологии // Государство и право. М., 2011. №1 – 0,4 п.л.

25.Дерюга А.Н. О соотношении административной деликтологии и криминологии // Журнал российского права. 2011. №2. – 0,4 п.л

26.Дерюга А.Н. К вопросу о полномочиях должностных лиц местных органов самоуправления по составлению протокола об административном правонарушении (на примере Хабаровского края) // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. №3. – 0,4 п.л

27.Дерюга А.Н. Соотношение административной деликтологии как науки и учебной дисциплины // Административное право и процесс. 2011. №4. - 0, 35 п.л.

28.Дерюга А.Н., Матрович И.Д.Проблемы применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения: административно-деликтный аспект // Административное право и процесс. 2011. №9. – 0,4 п.л./0,2 п.л.

29.Дерюга А.Н. Общественная опасность – признак административного правонарушения? // Журнал российского права. 2011. №8. – 0,7 п.л.

30.Дерюга А.Н. Применение механизма упрощенного производства по делу об административном правонарушении: теоретико-прикладной аспект // Административное право и процесс. 2011. №12. – 0,4 п.л.

Работы, опубликованные в материалах международных, всероссийских и региональных конференций

31.Дерюга А.Н. Предупреждение краж цветных и редкоземельных металлов // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сфере экономики: сборник научных трудов по материалам региональной межвузовской научно-практической конференции ДВЮИ МВД РФ. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2000. – 0,2 п.л.

32.Дерюга А.Н. Правопорядок: союз власти и общества // Совершенствование деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбы с правонарушениями: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2001. – 0,3 п.л.

33.Дерюга А.Н., Астапов В.А. Проблемы совершенствования деятельности ОВД по охране общественного порядка // Совершенствование деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбы с правонарушениями: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2001. – 0,2 п.л.

34.Дерюга А.Н. Административно-деликтная чувствительность и предупреждение правонарушений // Социальная политика в Дальневосточном регионе России: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Выпуск 1. Хабаровск: Дальневосточная академия государственной службы, 2001. – 0,2 п.л.

35.Дерюга А.Н., Никулин М.И., Козлов С.С. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы в административно-юрисдикционном процессе // Пограничная политика: практика и особенности ее реализации в Дальневосточном регионе: материалы четвертой региональной научно-практической конференции. Хабаровск: Хабаровский военный институт ФПС РФ, 2001. - 0,2 п.л./0,1 п.л.

36.Дерюга А.Н. Перспективы борьбы с административными правонарушениями // Материалы международной конференции. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2001. – 0,2 п.л.

37.Дерюга А.Н., Никулин М.И. Соотношение административной деликтологии и административно-правовой науки // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2001. № 1. – 0,2 п.л./0,1 п.л.

38.Дерюга А.Н. Пути формирования административно-деликтной чувствительности несовершеннолетних // Экономика, управление и право на Востоке России: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Часть 2. Хабаровск: Дальневосточная академия государственной службы, 2002. – 0,2 п.л

39.Дерюга А.Н. Актуальные вопросы развития науки административной деликтологии: Автореф. дисс… на соиск. уч. степени канд. юрид. наук по специальности 12.00.14 / ДВЮИ МВД РФ. Хабаровск, 2002. – 1,2 п.л.

40.Дерюга А.Н. Административно-деликтные детерминанты: причины, условия, факторы // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2002. №1(2). – 0,2 п.л.

41.Дерюга А.Н., Никулин М.И. Административная деликтология и криминология: грани сходства и различия // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2002. №1 (2). – 0,15 п.л./0,1 п.л.

42.Дерюга А.Н., Никулин М.И. Административная и общая деликтология: соотношение целого и частного // Молодежь, наука и цивилизация: межвузовский сборник тезисов докладов адъюнктов (аспирантов), курсантов, слушателей и студентов. Выпуск 5. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД РФ, 2002. – 0,18 п.л./0,1п.л.

43.Дерюга А.Н. О соотношении административной деликтологии и административно-деликтного права // Актуальные вопросы правовой политики в современных условиях: периодический сборник научных трудов. Выпуск 2. Хабаровск: Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права, 2002. – 0,3 п.л.

44.Дерюга А.Н., Александров Г.В. Вина юридических лиц: объективный или субъективный подход? // Актуальные вопросы правовой политики в современных условиях: периодический сборник научных трудов. Выпуск 2. Хабаровск: Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права, 2002. – 0,3 п.л./0,2 п.л.

45.Дерюга А.Н. Административно-деликтная чувствительность граждан, как средство профилактики и борьбы с противоправными явлениями // Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы: проблемы и перспективы развития: всероссийская научно-практическая конференция. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2002. – 0,2 п.л.

46.Дерюга А.Н., Никулин М.И. К проблеме объекта и предмета административной деликтологии // Вестник ДВЮМ МВД РФ. 2002. №2 (3). - 0,4 п.л./0,3 п.л.

47.Дерюга А.Н. Административная деликтология и административно-деликтное право: сходства и различия // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2002. №2 (3). – 0,2 п.л.

48.Дерюга А.Н., Александров Г.В. Место и роль органов внутренних дел в сфере охраны окружающей среды // Проблемы совершенствования законодательства и деятельности правоохранительных органов: история и современность: сборник научных статей. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2003. – 0,25 п.л./0,2 п.л.

49.Дерюга А.Н. Средства массовой информации как средство повышения административно-деликтной чувствительности граждан // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2003. №1 (4). – 0,2 п.л.

50.Дерюга А.Н., Антощенко А.В. Предупреждение органами внутренних дел административных правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2003. №2 (5). – 0,2 п.л./0,15 п.л.

51.Дерюга А.Н. Соотношение административной деликтологии и социологии // Развитие и взаимодействие в правовом и экономическом пространстве стран АТР: формальные и неформальные аспекты: материалы международной научно-практической конференции. Ч.1. Хабаровск, 2003. – 0,25 п.л.

52.Дерюга А.Н. Административно-правовая статистика: цель, задачи и объект исследования // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2003. №2 (5). – 0,2 п.л.

53.Дерюга А.Н. История развития науки административного права // Актуальные вопросы правовой политики в современных условиях: периодический сборник научных трудов. Выпуск 4, декабрь, 2003 г. Хабаровск: Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права, 2003. - 0,3 п.л.

54.Дерюга А.Н. Источники административной деликтологии // Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 12-13 мая 2004 г. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2004. – 0,3 п.л.

55.Дерюга А.Н. Состав науки административного права // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2004. №2 (7). – 0,2 п.л.

56.Дерюга А.Н. Система субъектов социально-правовой профилактики административных правонарушений // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном регионе: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 18-19 мая 2005 г. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2005. – 0,4 п.л.

57.Дерюга А.Н. Особенности изучения личности в административно-деликтологических исследованиях // Вопросы сотрудничества государств Азиатско-Тихоокеанского региона по противодействию преступности: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, 18-19 мая 2006 г. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2006. – 0,25 п.л.

58.Дерюга А.Н., Курпас И.А. К определению понятия «административная деликтология» // Вопросы сотрудничества государств Азиатско-Тихоокеанского региона по противодействию преступности: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, 18-19 мая 2006 г. Хабаровск, 2006. – 0,25 п.л./0,2 п.л.

59.Дерюга А.Н. Совершенствование деятельности органов административной юрисдикции по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений // Роль правоохранительных органов в современном обществе: проблемы научно-практического обеспечения: материалы X международной научно-практической конференции 21-22 февраля 2006 г. г. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2006. – 0, 25 п.л.

60.Дерюга А.Н., Курпас И.А. Роль органов внутренних дел в повышении «административно-деликтной чувствительности» граждан // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2006. №1 (10). – 0, 3 п.л./0,2 п.л.

61.Дерюга А.Н. О соотношении административной деликтологии и административно-деликтного права // Научные труды Евроазиатской академии административных наук. М., 2006. – 0, 5 п.л.

62.Дерюга А.Н., Копейко А.В. О проблеме деятельности общественных формирований правоохранительной направленности // Актуальные вопросы правовой политики в современных условиях: материалы научно-практической профилактики, 15-16 ноября 2006 г. Выпуск 10. Хабаровск: Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права, 2006. - 0,3 п.л./0,2 п.л.

63.Дерюга А.Н., Курпас И.А. Правовое регулирование деятельности правоохранительных государственно-общественных и общественных объединений // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2006. №2 (11). – 0,25 п.л./0,2 п.л.

64.Дерюга А.Н. К вопросу об источниках административной деликтологии // Административное право и процесс. 2007. №3. – 0,6 п.л.

65.Дерюга А.Н. Система административной деликтологии // Вестник СПб университета МВД России. 2007. №4. – 0,4 п.л.

66.Дерюга А.Н. Механизм передачи государственных полномочий по составлению протокола об административном правонарушении должностным лицам местных органов самоуправления (на примере Хабаровского края) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2007. №2. – 0,5 п.л.

67.Дерюга А.Н. Проект «Правил межотраслевого учета административных правонарушений» // Административное право и процесс. 2009. №1. - 0,7 п.л.

68.Дерюга А.Н. Проблемы законности установки на территории Хабаровского края заградительных устройств, ограничивающих проезд, остановку и стоянку автотранспортных средств // Актуальные проблемы предупреждения правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности: всероссийская научно-практическая конференция 14-15 мая 2009 г. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2009. - 0,7 п.л.

69.Дерюга А.Н. Эмиграция как фактор возникновения административно-деликтных отношений // Актуальные проблемы предупреждения правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности: всероссийская научно-практическая конференция 14-15 мая 2009 г. Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2009. - 0,3 п.л.

70.Дерюга А.Н. Задачи административной деликтологии // Право и современность: сборник научно-практических статей. Выпуск 4. Ч. 1. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2009. – 0,7 п.л.

71.Дерюга А.Н. Роль взаимодействия органов внутренних дел и населения в деле профилактики административных правонарушений // Взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления с органами внутренних дел в становлении и развитии государственной системы профилактики правонарушений. Теория и практика: материалы «круглого стола». Ульяновск, 23 октября 2009. – 0,4 п.л.

72.Дерюга А.Н. Статистические методы, используемые в административно-деликтологических исследованиях // Развитие науки административного права: материалы круглого стола посвященного 80-ти летию заслуженного деятеля наук, доктора юридических наук, профессора Л.Л. Попову. Сборник научных трудов. М., изд. Элит. 2010 г. – 0,3 п.л.

73.Дерюга А.Н. Административная деликтология и криминология: конкуренты или союзники? // Государство и право: вызовы 21 века (Кутафинские чтения): материалы международной научно-практической конференции 1 декабря 2010 г. г. Москва: МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2010. – 0,3 п.л.

74.Дерюга А.Н. Административная деликтология в системе смежных учебных дисциплин, преподаваемых в учебных заведениях МВД России // Роль и место ОВД в развитии демократического правового государства. Международно-практическая конференция (23 апреля 2010 г.). ОГУВД МВД Украины. Одесса. 2010. - 0,2 п.л.

75.Дерюга А.Н. Проблемы применения механизма упрощенного производства по делу об административном правонарушении: теоретико-прикладной аспект // Перспективы оптимизации административного процесса: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Заслуженного юриста Российской Федерации М.Я. Масленникова. М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2011. - 0,3 п.л.

76.Дерюга А.Н. Формирование предмета административной деликтологии // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции посвященной 60-летию проф. А.Б. Зеленцова. М.: Российский университет дружбы народов. 2011. - 0,7 п.л.